СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ КРЕСТОВИНЫ СТРЕЛКИ Российский патент 2009 года по МПК B61K9/08 E01B35/06 

Описание патента на изобретение RU2351498C2

Изобретение относится к стенду для испытания крестовины стрелки в условиях, соответствующих условиям применения крестовины путевой стрелки, установленной в системе рельсового пути.

Путевое хозяйство акционерного общества Deutsche Bahn AG располагает приблизительно 90000 стрелками. По сравнению с другими путевыми элементами эти стрелки подвергаются особенно высокому износу. Особенно при проезде стрелки под острым углом - под этим в профессиональных кругах понимается проезд стрелки со стороны начала стрелки - при проходе колес подвижного состава через крестовину возникают резкие высокие статические и динамические поперечные и нормальные силы. При увеличении износа образуется смещение по высоте между поверхностью катания усовика и поверхностью катания крестовины. Из-за этого ударная нагрузка увеличивается еще больше. Кроме того, возникают явления проскальзывания вследствие разницы радиусов катания обоих колес колесной пары состава, которые также способствуют износу. Поэтому неудивительно, что первые явления износа появляются на крестовинах уже после пропуска примерно 3,6 миллионов тонн грузов (при средней нагрузке 75000 тонн грузов в день это соответствует приблизительно всего 3,5 месяцам!). После срока службы всего 4 года многие крестовины уже подлежат замене вследствие износа. В связи с этим заявленная цель исследований относительно верхнего строения пути состоит в том, чтобы оптимизировать как материал, так и конструкцию стрелочных переводов.

Для подготовки серий экспериментов с реальными стрелками в сети железных дорог, связанных с большими временными и материальными затратами, необходимо проанализировать и оптимизировать как можно большее число параметров в ходе лабораторных испытаний. Однако при этом часть нагрузок для таких модельных испытаний еще в значительной мере неясна.

Поэтому в основе изобретения лежит задача разработки стенда для испытания крестовины стрелки в условиях, соответствующих условиям применения крестовины путевой стрелки, установленной в системе рельсового пути, которое позволит оценить ожидаемые сроки службы определенных реальных пар колесо/рельс. В частности, на данный момент специалистам совершенно не ясно, какое влияние оказывают геометрическое линейное масштабирование, величина и циклы нагрузки на результаты серий модельных испытаний.

Эта задача в соответствии с изобретением решается в соединении с ограничительной частью пункта 1 формулы изобретения тем, что испытательный стенд содержит рельсовый сегмент, служащий в качестве испытуемого образца, в головку которого вмонтирован уменьшенный в геометрическом масштабе контур крестовины. Благодаря этому возможно простым образом в смоделированных условиях испытать материал, предполагаемый для применения в крестовинах стрелок, и подвергнуть его достоверному исследованию на предмет характеристики износа.

В качестве логичного дополнения к идее изобретения предусмотрено, что в области контура крестовины, вмонтированного в головку рельса, имеется углубление или разделительный стык, заполненный сварным швом. Таким образом, сварочные присадочные материалы, которые применяются на крестовинах в ходе сварки наплавлением при ремонтных работах или в ходе сварки соединений, например в случае крестовин, которые монтируются из пристыкованных стандартных рельсов путем электронно-лучевой сварки, можно также подвергать детальному изучению на предмет их характеристики износа, устойчивости и сопротивления пластическому течению. Аналогичным образом можно оценивать также все остальные металлографические и металлофизические аспекты сварной обработки. Для этой цели при проверке сварки направлением в головке рельса испытуемого образца в области контура крестовины вырезается продольный паз, предпочтительно начинающийся от сердечника крестовины и проходящий параллельно кромке катания рельса. После этого вырез заполняется сварным швом, в который добавлен испытуемый сварной присадочный материал, и затем профилируется.

В зависимых пунктах формулы изобретения указаны другие варианты осуществления соответствующего изобретению стенда.

Особенно предпочтительно, если соответствующий изобретению стенд имеет тело качения, которое при приложении нормальной силы прокатывается по рельсовому сегменту и которое выполнено в форме железнодорожного колеса и геометрические размеры которого в поперечном профиле обнаруживают то же масштабное уменьшение, что и контур крестовины, вмонтированный в рельсовый сегмент.

Предпочтительно предусмотрено действующее по времени процесса качения устройство для приложения нормальной силы к телам качения, причем прикладываемая в процессе качения нормальная сила равна примерно половине нормальной силы, возникающей на реальном объекте. В ходе трудоемких серий экспериментов было выяснено, что при этой настройке контактные напряжения в модели и в оригинале сопоставимы.

Далее предлагается, чтобы кривошипный механизм вводил необходимое для процесса качения горизонтальное относительное перемещение в устройство, включающее в себя рельсовый сегмент. За счет этого обеспечивается простая и компактная конструкция соответствующего изобретению стенда.

Идея изобретения иллюстрируется нижеследующим примером осуществления чертежами, на которых показано:

фигура 1 - схематическая конструкция и кинематика испытательного стенда,

фигура 2 - схематическое представление железнодорожной стрелки с отмеченной областью крестовины,

фигура 3 - схематическое представление контура крестовины, врезанного в головку рельсового сегмента (вид сверху рельсового сегмента),

фигура 4 - изображение поперечного сечения рельсового сегмента в области врезанного контура крестовины.

Испытательный стенд состоит из прямого рельсового сегмента, поверхность катания которого ориентирована в горизонтальной плоскости и который в продольном направлении рельса имеет подвижную в осевом направлении опору. Данный рельсовый сегмент образует испытуемый образец, причем в ходе всей серии экспериментов используются разные рельсовые сегменты из различных материалов, пригодность которых была определена заранее на базе теоретических представлений, и исследуются на предмет их характеристик износа. При этом целью является классификация материалов, используемых для крестовин. В головку рельсового сегмента врезан контур неподвижной крестовины, уменьшенный в масштабе 2:1 (см. фигуру 3).

Рельсовый сегмент (1) расположен вертикально под телом качения (2), свободно вращающимся на оси колеса. Контур этого тела качения выполнен в виде известного колеса рельсового транспортного средства. Диаметр колеса также соответствует размерам стандартного колеса рельсового транспортного средства (приблизительно 920 мм), тогда как его размеры в поперечном сечении (то есть размеры поперечного профиля) уменьшены на коэффициент 2 по отношению к размерам стандартного колеса рельсового транспортного средства. В соответствии с действующими национальными и европейскими директивами параметры тела качения следует рассматривать как данные, и они не подлежат вариациям, так как при технической эксплуатации железной дороги в пределах Европы должно быть обеспечено свободное использование материка для тел качения.

Рельсовый сегмент (1) опирается на горизонтальную приемную каретку (3) на роликах, которая приводится в действие при помощи кривошипного механизма (4) и производит циклические перемещения в направлении продольной оси рельса.

На тело качения передается нормальная сила около 108 кН (или 11 т), в результате чего во время циклических горизонтальных перемещений опорной каретки (3) оно прижимается к рельсовому сегменту (1) с вмонтированным в него контуром крестовины. При этом было установлено, что присутствует относительное движение колеса (2) по отношению к рельсовому сегменту (1) (проскальзывание) величиной 0,05%.

В ходе проведенных серий экспериментов был также сделан вывод о том, что скорость привода опорной каретки (3) лишь незначительно влияет на переносимость результатов экспериментов на реальные условия.

В начале каждого цикла экспериментов определяются величина твердости пары колесо/рельс, причем уменьшение измеряемой величины для колеса происходит в трех положениях по периметру колеса, смещенных под углом 120° по отношению друг к другу. Измерение на рельсовом сегменте выполняется в измерительных точках на профиле поперечного сечения, так как измерение на поверхности крестовины неосуществимо вследствие геометрии. Чтобы сделать вывод о моменте возникновения повреждения или деформации, дополнительно регистрируется число переездов. Для дальнейшей оценки порядка возникновения повреждения производятся геометрические измерения крестовин и усовиков в области перехода. Эти измерения позволяют сделать заключение о деформации материала. Повреждения на рельсовом сегменте (1), возникающие таким образом при неизменной нагрузке, дают возможность - с учетом числа пропущенных тонн нагрузки - сделать надежный вывод о возможности применения материала в последующей серии экспериментов на реальном объекте.

Список обозначений

1 рельсовый сегмент

2 тело качения

3 приемная каретка для рельсового сегмента

4 кривошипный механизм

Похожие патенты RU2351498C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ НА КОНТАКТНУЮ УСТАЛОСТЬ 2003
  • Теодорович С.Б.
  • Кулаков С.М.
RU2253112C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАДИУСА КРИВИЗНЫ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ БЕСКОНЕЧНОЙ ДЛИНЫ 2014
  • Керопян Амбарцум Мкртичевич
  • Бибиков Павел Яковлевич
  • Вержанский Петр Михайлович
  • Басов Роман Константинович
RU2566598C1
Катковый стенд для комплексного исследования взаимодействия рельсового пути с колесными парами тележек железнодорожного подвижного состава 2023
  • Кочетков Евгений Владимирович
  • Коссов Валерий Семенович
  • Панин Юрий Алектинович
RU2798593C1
ТУПАЯ КРЕСТОВИНА ДЛЯ ГЛУХОГО ПЕРЕСЕЧЕНИЯ 2011
  • Говоров Вадим Владимирович
  • Дудкин Евгений Павлович
  • Колтаков Антон Васильевич
  • Параскевопуло Юрий Григорьевич
RU2455412C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 2006
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Челохьян Александр Вартанович
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Воробьев Владимир Борисович
  • Щербак Петр Николаевич
  • Озябкин Андрей Львович
  • Могилевский Виктор Анатольевич
  • Окулова Екатерина Станиславовна
  • Шуб Михаил Борисович
  • Бутов Эдуард Соломонович
  • Кикичев Шамиль Владимирович
  • Зайкин Денис Сергеевич
  • Родин Александр Евгеньевич
  • Коновалов Дмитрий Сергеевич
  • Александров Анатолий Александрович
  • Харламов Павел Викторович
  • Воронин Владимир Николаевич
  • Шапошников Игорь Александрович
RU2343450C2
СТЕНД ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ КОЛЕСНЫХ ПАР РЕЛЬСОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2002
  • Рубцов В.В.
  • Щелоков А.И.
  • Шевандин В.М.
RU2227908C2
ЖЁСТКАЯ КРЕСТОВИНА ДЛЯ СТРЕЛОК И ГЛУХИХ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ 1998
  • Хубманн Ханс-Петер
  • Лохшмидт Освальд
RU2225470C2
Стенд для исследования параметров тормозного прижатия колодки к колесу 2022
  • Худоногов Анатолий Михайлович
  • Дульский Евгений Юрьевич
  • Иванов Павел Юрьевич
  • Емельянов Денис Олегович
  • Корсун Антон Александрович
  • Хамнаева Алена Александровна
  • Ковшин Андрей Сергеевич
RU2797930C1
СПОСОБ МАКЕТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПО РЕЛЬСОВОМУ ПУТИ И КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2013
  • Чупраков Егор Владимирович
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Грузин Геннадий Григорьевич
  • Бычков Юрий Александрович
  • Деревцов Виктор Александрович
RU2570477C2
Способ калибровки диагностической системы для оценки технического состояния подвижного состава 2019
  • Железняк Василий Никитович
  • Мартыненко Любовь Викторовна
  • Ермоленко Игорь Юрьевич
  • Федюкович Геннадий Иванович
  • Соснов Николай Юрьевич
  • Тармаев Анатолий Анатольевич
RU2716374C1

Реферат патента 2009 года СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ КРЕСТОВИНЫ СТРЕЛКИ

Изобретение относится к приспособлениям для испытания крестовины стрелки в условиях, соответствующих условиям применения крестовины путевой стрелки, установленной в путевом хозяйстве. Стенд содержит служащий испытуемым образцом рельсовый сегмент, в головку которого вмонтирован уменьшенный в геометрическом масштабе контур крестовины, и тело качения, которое при приложении нормальной силы прокатывается по контуру крестовины рельсового сегмента. Изобретение обеспечивает получение выводов об ожидаемых сроках службы определенных материалов для пар колесо/рельс. Создается возможность выявления влияния геометрических линейных изменений, величины и циклов нагрузки на результаты серий модельных испытаний. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 351 498 C2

1. Стенд для испытания крестовины стрелки в условиях, соответствующих условиям применения крестовины путевой стрелки, установленной в системе рельсового пути, отличающийся тем, что содержит служащий испытуемым образцом рельсовый сегмент (1), в головку которого вмонтирован уменьшенный в геометрическом масштабе контур крестовины, и тело (2) качения, которое при приложении нормальной силы прокатывается по контуру крестовины рельсового сегмента (1).

2. Стенд по п.1, отличающийся тем, что в области контура крестовины, вмонтированного в головку рельса, имеется углубление или разделительный стык, заполненный сварным швом.

3. Стенд по п.1, отличающийся тем, что тело (2) качения выполнено в форме железнодорожного колеса, геометрические размеры которого в поперечном профиле имеют то же масштабное уменьшение, что и контур крестовины, вмонтированный в рельсовый сегмент (1).

4. Стенд по п.1, отличающийся тем, что прикладываемая в процессе качения нормальная сила равна примерно половине нормальной силы, возникающей на реальном объекте.

5. Стенд по п.1, отличающийся тем, что содержит кривошипный механизм (4), выполненный с возможностью ввода необходимого для процесса качения горизонтального относительного перемещения в устройство (3) циклического перемещения, включающее в себя рельсовый сегмент.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2351498C2

WO 00/70148 A1, 23.11.2000
US 6416020 B1, 09.07.2002
US 6397129 B1, 28.05.2002
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ СОСТОЯНИЯ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ И ИХ КРЕСТОВИН 1989
  • Франц Роттер[At]
  • Вольфганг Найер[At]
  • Хериберт Квантшнигг[At]
  • Эрих Заттлер[At]
RU2013262C1

RU 2 351 498 C2

Авторы

Цолль Андреас

Даты

2009-04-10Публикация

2004-06-25Подача