СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАДИУСА КРИВИЗНЫ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ БЕСКОНЕЧНОЙ ДЛИНЫ Российский патент 2015 года по МПК E01B35/06 G01B21/10 G01B21/20 

Описание патента на изобретение RU2566598C1

Изобретение относится к карьерному железнодорожному транспорту, а именно к способам определения радиуса кривизны цилиндрических поверхностей бесконечной длины, например рабочей поверхности железнодорожного рельса.

В процессе эксплуатации колесо железнодорожного транспорта при качении по рельсу движется со скольжением, вследствие чего в зоне контакта колеса с рельсом трущиеся поверхности подвергаются износу. Рабочий профиль головки рельса вследствие износа изменяется, «уплощается», т.е. становится плоским, и первоначальные радиусы кривизны рабочих поверхностей профиля головки рельса (выкружки) изменяются (как правило, увеличиваются). В результате изменяется геометрический профиль рабочей поверхности рельса, для восстановления которого требуется постоянный контроль (мониторинг) радиусов кривизны цилиндрических поверхностей, образующих геометрический профиль рабочей поверхности железнодорожного рельса.

При движении железнодорожного состава на поверхности рельсов образуется дорожка катания, расположенная на прямолинейных участках примерно симметрично относительно продольной оси рельса, а на криволинейных участках - в области радиуса закругления головки рельса (соответственно - фиг. 1, 2) (Лужнов Ю.М. Нанотрибология сцепления колес с рельсами. Реальность и возможности. М.: Интекст, 2009. 176 с.).

Известен способ определения радиуса кривизны цилиндрической поверхности железнодорожного рельса с помощью прибора для снятия очертаний профиля рельса, заключающийся в том, что на поверхность, подлежащую измерению, устанавливают подвижные игольчатые острые стержни по очертанию измеряемого рельса, после чего игольчатые острия фиксируют, снимают с рельса и очертания снятого профиля переносят на бумагу (Васильев Н.Н., Исаакян О.Н. и др. Профилограф. // в кн. «Технический железнодорожный словарь» - М.: Государств. трансп. жел. дор. изд.-во, 1941). Недостатком данного способа для применения в условиях карьера является то, что не обеспечивает при его применении в условиях карьеров необходимую точность измерения и сопряжен с большими трудозатратами вследствие необходимости изготовления шаблонов и сравнением профиля изношенного рельса с неизношенным.

Известен способ измерения геометрических параметров цилиндрической поверхности детали с помощью накладного прибора для измерения радиуса кривизны цилиндрической поверхности.

Данный способ включает измерение радиуса кривизны с помощью установленной на цилиндрическую поверхность оптической системы (RU 2180428 C2. Накладной прибор для измерения геометрических параметров цилиндрической поверхности крупногабаритных деталей).

Недостатком этого способа является то, что несмотря на высокую точность он предусмотрен для измерения радиусов крупногабаритных деталей и при измерении радиусов кривизны рабочих поверхностей рельсов в условиях карьеров его применение связано со значительными трудностями технического и организационного характера.

Известен также способ определения радиуса кривизны цилиндрической поверхности, заключающийся в том, что по поверхности, подлежащей измерению, устанавливают и перемещают материальное тело в заданном направлении, измеряют мгновенные значения его нормального ускорения и касательной скорости и данные измерения используют для вычисления кривизны путем деления величины нормального ускорения на квадрат значения касательной скорости (Вериго М.Ф., Ромен Ю.С. Способ определения кривизны поверхности. А.с. 379719).

Техническим результатом известного способа является определение радиуса кривизны рабочей поверхности рельса. Это техническое решение принято авторами в качестве прототипа. Недостатком известного способа является необходимость применения сложных электроизмерительных приборов и выполнение математических действий с помощью специального вычислительного устройства.

Техническим результатом предлагаемого способа является определение радиуса кривизны рабочей поверхности рельса, а также снижение трудозатрат при измерении и уменьшение времени для обработки результатов измерения непосредственно в условиях карьера.

Технический результат достигается следующим образом. В способе определения радиуса кривизны цилиндрической поверхности по поверхности, подлежащей измерению, устанавливают и перемещают материальное тело, например измерительный инструмент, и определяют ширину дорожки катания колеса и высоту сегмента, измеренную от хорды, стягивающей дугу окружности контура поверхности дорожки катания, и вычисляют частное от деления суммы квадратов полуширины дорожки катания колеса и высоты сегмента, измеренную от хорды, стягивающей дугу поверхности дорожки катания, на удвоенную высоту сегмента. При этом высоту сегмента измеряют по оси, проходящей по центру дорожки катания колеса перпендикулярно хорде, стягивающей крайние точки дуги поверхности дорожки катания.

На фиг. 1 и фиг. 2 показаны возможное расположение дорожек катания колеса локомотива по поверхности рельса соответственно на прямолинейных и криволинейных участках рельсового пути.

На фиг. 3 показана схема измерения радиуса кривизны рельса при движении на прямолинейных участках рельсового пути, а на фиг. 4 - на кривых участках рельсового пути при гребневом контакте колеса с рельсом.

Обозначения на фигурах 1 и 2: 1 - рельс, 2 - колесо. На фигурах 3 и 4: 3 - сегмент, образованный дугой окружности ACB контура поверхности дорожки катания колеса 2 по рельсу 1 и хордой AB, стягивающей дугу ACB; 4 - ось, проходящая по центру дорожки катания колеса по рельсу перпендикулярно хорде, стягивающей крайние точки дуги ACB (соответственно для прямолинейных и кривых участков рельсового пути).

Способ определения радиуса кривизны цилиндрической поверхности заключается в следующем.

На рабочую поверхность железнодорожного рельса 1, подлежащей измерению, устанавливают измерительный инструмент, который перемещают вдоль рельса, и с определенным шагом измеряют ширину L дорожки катания колеса 2 (фиг. 1, 2) и высоту h сегмента 3, заключенного между дугой ACB цилиндрической поверхности дорожки катания колеса 2 по рельсу 1 и хордой AB, стягивающей крайние точки дуги ACB (фиг. 3, 4). Причем измерение высоты h сегмента 3 производят по оси 4, проходящей по центру дорожки катания колеса 2 перпендикулярно хорде AB.

Радиус кривизны R цилиндрической поверхности дорожки катания ACB рельса 1 определяют как частное от деления суммы квадратов полуширины дорожки катания l=L/2 и высоты h сегмента 3 на удвоенную высоту сегмента h по формуле

Для повышения точности измерения и обеспечения достоверности полученного результата измерение производят на отрезке рельсового пути, равном длине рельса (12 м), в 10 точках и определяют среднее значение радиуса кривизны Rcp рабочего профиля рельса по формуле

где Ri - радиус кривизны рабочего профиля рельса на i-м отрезке поверхности рельса (i = от 1 до 10).

Предлагаемое изобретение позволяет быстро и с минимальными трудозатратами определить радиус кривизны рабочей поверхности рельса непосредственно в условиях карьера и принять меры для своевременной профилировки изношенных рельсов.

Похожие патенты RU2566598C1

название год авторы номер документа
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ КОНТРОЛЯ РАДИУСА КРИВИЗНЫ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ БЕСКОНЕЧНОЙ ДЛИНЫ 2014
  • Керопян Амбарцум Мкртичевич
  • Капуткин Дмитрий Ефимович
  • Бибиков Павел Яковлевич
  • Басов Роман Константинович
  • Завьялов Михаил Юрьевич
RU2568332C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ИЗМЕРЕНИЯ ИСКАЖЕНИЙ ФАКТИЧЕСКОГО КРУГА КАТАНИЯ РЕЛЬСОВОГО КОЛЕСА 2005
  • Должиков Сергей Николаевич
  • Кочетков Сергей Васильевич
  • Соловьев Юрий Васильевич
  • Тарута Виктор Федорович
RU2289094C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ РЕЛЬСОВ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ 1998
  • Конюхов А.Д.
  • Коган А.Я.
  • Сасковец В.М.
RU2143359C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО (ВАРИАНТЫ) 1994
  • С.Дейл Кристи
  • Майкл Дж.Хендриксен
  • Марк А.Ползин
  • Майкл Т.Гэллагер
  • Джон Д.Оливер
RU2116204C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ ПЕСКА ПОД КОЛЕСА ЛОКОМОТИВА 2012
  • Керопян Амбарцум Мкртичевич
  • Лужнов Юрий Михайлович
RU2502623C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РЕСУРСА ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ КОЛЕСО - РЕЛЬС И ПРОФИЛИ РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ И ОБОДА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОЛЕСА НА ЕГО ОСНОВЕ 2015
  • Пухов Игорь Анатольевич
RU2595200C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЙ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ НЕРОВНОСТЕЙ (РИХТОВКИ) И КРИВИЗНЫ В ПЛАНЕ РЕЛЬСОВЫХ НИТЕЙ 2004
  • Боронахин Александр Михайлович
  • Гупалов Валерий Иванович
  • Шалагина Екатерина Алексеевна
RU2276216C2
ПРОФИЛЬ ПОВЕРХНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОЛЕСА 2011
  • Кочергин Виктор Васильевич
  • Максимов Игорь Николаевич
  • Грабнер Геральд
RU2441762C1
ПРОФИЛЬ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОЛЕСА Р65-ВГ1 2016
  • Голубятников Александр Владимирович
RU2648545C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИВИЗНЫ РЕЛЬСА ПОД НАГРУЖЕННЫМ КОЛЕСОМ, ИЗГИБАЮЩЕГО МОМЕНТА, НАПРЯЖЕНИЙ ОТ ИЗГИБА РЕЛЬСА, ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ЖЕСТКОСТИ И МОДУЛЯ УПРУГОСТИ ПОДРЕЛЬСОВОГО ОСНОВАНИЯ 1994
  • Конюхов А.Д.
  • Рейхарт В.А.
  • Нефедов А.А.
  • Порошин В.Л.
RU2108423C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 566 598 C1

Реферат патента 2015 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАДИУСА КРИВИЗНЫ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ БЕСКОНЕЧНОЙ ДЛИНЫ

Изобретение относится к карьерному железнодорожному транспорту и может быть использовано при определении радиуса кривизны рабочей поверхности железнодорожного рельса. Для определения радиуса кривизны цилиндрических поверхностей бесконечной длины, например рабочей поверхности железнодорожного рельса, определяют ширину дорожки катания колеса и высоту сегмента, измеренную от хорды, стягивающей дугу окружности контура поверхности дорожки катания. Вычисляют частное от деления суммы квадратов полуширины дорожки катания колеса и высоты сегмента, измеренную от хорды, стягивающей дугу поверхности дорожки катания, на удвоенную высоту сегмента. Высоту сегмента измеряют по оси, проходящей по центру дорожки катания колеса перпендикулярно хорде, стягивающей крайние точки дуги поверхности дорожки катания. Достигается возможность непосредственно в условиях карьера без сложных вычислений определить радиус кривизны рабочих поверхностей рельсов и принять меры для своевременной профилировки изношенных рельсов. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 566 598 C1

1. Способ определения радиуса кривизны цилиндрических поверхностей бесконечной длины, заключающийся в том, что по поверхности, подлежащей измерению, перемещают материальное тело, например измерительный инструмент, отличающийся тем, что определяют ширину дорожки катания колеса и высоту сегмента, измеренную от хорды, стягивающей дугу окружности контура поверхности дорожки катания, и вычисляют частное от деления суммы квадратов полуширины дорожки катания колеса и высоты сегмента, измеренную от хорды, стягивающей дугу поверхности дорожки катания, на удвоенную высоту сегмента.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что высоту сегмента измеряют по оси, проходящей по центру дорожки катания колеса перпендикулярно хорде, стягивающей крайние точки дуги поверхности дорожки катания.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2566598C1

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИВИЗНЫ ПОВЕРХНОСТИ 0
  • Пител М. Ф. Вериго Ю. С. Ромен
SU379719A1
НАКЛАДНОЙ ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ДЕТАЛЕЙ 1996
  • Митрофанов В.В.
  • Митрофанов А.В.
RU2180428C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1997
  • Новиков А.К.
  • Кулешов П.Н.
  • Зензинов Б.Н.
  • Глазков М.А.
  • Гусев И.В.
  • Иоффе И.С.
  • Тимашов А.П.
RU2114950C1
US 5134808 A, 04.08.1992;
JP 04148819 A, 21.05.1992;
Способ определения неровностей железнодорожного пути 1989
  • Длоугий Валентин Владимирович
  • Алексеев Александр Евгеньевич
  • Мочалов Андрей Владимирович
  • Попов Анатолий Петрович
SU1735476A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРОФИЛЯ ЗОНЫ СОПРЯЖЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ С ЗАТЫЛОВАННОЙ ГРАНЬЮ РОЛИКА ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ ТУРБОМАШИНЫ 2006
  • Дюссер-Тельмон Ги
RU2393426C2

RU 2 566 598 C1

Авторы

Керопян Амбарцум Мкртичевич

Бибиков Павел Яковлевич

Вержанский Петр Михайлович

Басов Роман Константинович

Даты

2015-10-27Публикация

2014-08-28Подача