БУКСОВЫЙ УЗЕЛ (ВАРИАНТЫ) Российский патент 2009 года по МПК B61F15/00 

Описание патента на изобретение RU2353534C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к буксовым узлам с подшипниками качения колесных пар подвижного состава.

В существующих буксовых узлах с шайбовым торцовым креплением подшипников имеет место ослабление затяжки болтов, крепящих шайбу.

Известна конструкция буксового узла (см. А.с. №1451060), в которой в качестве ограничителя колебаний тарельчатой шайбы в вертикальной плоскости используется упругий элемент (кольцо), монтируемый в проточку шайбы.

Недостатком данной конструкции является то, что наличие упругого элемента усложняет конструкцию детали и обуславливает снижение надежности в связи с возможной потерей упругих свойств или разрушением упругого элемента.

Известна также конструкция буксового узла, в которой на шейку оси посажены задний и передний роликовые подшипники, причем передний имеет приставное кольцо. От осевых перемещений подшипники удерживаются тем, что в приставное кольцо упирается тарельчатая шайба, закрепленная на торце шейки оси болтами. Тарельчатая шайба устанавливается на ось с зазором. Вся конструкция размещена в корпусе с крышкой (прототип, см. «Инструктивные указания по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками». МПС РФ, 2001 г., стр. 16; Е.А.Мазуров, И.П.Позняков «Пособие слесарю по техническому обслуживанию вагонов». Изд. Транспорт, 1990 г., стр.121).

Данная конструкция наиболее близкая к предлагаемой и выбрана в качестве прототипа.

Недостатком данной конструкции, как и аналога, является то, что в условиях эксплуатации на болты торцевого крепления помимо постоянного усилия, возникающего от затяжки нормированным моментом, действуют переменные осевые усилия, которые при наложении могут превысить предел текучести материала болтов, что приводит к ослаблению усилия их затяжки и торцевого крепления в целом. При этом снижается надежность и долговечность буксового узла.

Предлагаемым изобретением решается задача повышения эксплуатационной надежности и долговечности буксового узла, что способствует повышению безопасности движения поездов.

При этом достигается следующий технический результат: обеспечивается неподвижность соединения «тарельчатая шайба - шейка оси», равномерное распределение напряжений, снижение напряжений в крепительных болтах.

Для достижения этого технического результата в буксовом узле, содержащем корпус с крышкой, лабиринтное уплотнение, установленные на шейке оси подшипники качения, приставное кольцо, к которому прилегает тарельчатая шайба, закрепленная на шейке оси болтами, соединение «тарельчатая шайба - шейка оси» имеет натяг, причем величина натяга выбрана так, что усилие сдвига тарельчатой шайбы с оси не менее суммарного усилия затяжки болтов.

Во втором варианте указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном буксовом узле, содержащем корпус с крышкой, лабиринтное уплотнение, установленные на шейке оси подшипники качения, приставное кольцо и тарельчатая шайба выполнены за одно целое в виде общей детали - тарельчатой шайбы с кольцевым выступом, торец которого упирается в передний подшипник.

С целью удобства монтажа, демонтажа тарельчатая шайба может быть снабжена технологическим буртом.

Признаки, отличающие предлагаемый буксовый узел от наиболее близкого к нему известного - наличие натяга в соединении «тарельчатая шайба - шейка оси», обеспечиваемого разностью диаметров посадочных мест соединения.

Признаки, отличающие второй вариант - тарельчатая шайба имеет кольцевой выступ, торец которого упирается в передний подшипник, устанавливается на шейку оси с натягом, причем величина натяга в этом варианте будет меньше за счет увеличения площади прессового соединения «тарельчатая шайба - шейка оси». В этом случае упрощается конструкция, уменьшается количество деталей и стыков между стягиваемыми элементами, повышается точность сборки, а также обеспечивается вышеописанный технический результат.

Совокупность существенных признаков позволяет снизить напряжение в болтах, крепящих тарельчатую шайбу, путем исключения воздействия на них вертикальных и переменных осевых сил, уравновесить весь спектр переменных осевых нагрузок, что приведет к повышению эксплуатационной надежности и долговечности торцевого крепления подшипников буксового узла, а значит к существенному повышению безопасности движения поездов.

Отличительные признаки являются новыми и соответствуют критерию «новизна». При изучении других известных решений в этой области признаки, отличающие заявляемое решение, не были выявлены, что обеспечивает изобретению соответствие критерию «изобретательский уровень».

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 и фиг.2 изображены два варианта исполнения буксового узла.

Буксовый узел для оснащения колесных пар подвижного состава (фиг.1) состоит из корпуса 1 с крышкой 2, лабиринтного уплотнения 3, установленных на шейку оси 5 подшипников качения 4, приставного кольца 6, к которому прилегает тарельчатая шайба 7, закрепленная на шейке оси 5 болтами 8.

В буксовом узле возможна установка тарельчатой шайбы 7 и приставного кольца 6 в объединенном варианте (фиг.2), где тарельчатая шайба 7 и приставное кольцо 6 выполнены за одно целое в виде общей детали - тарельчатой шайбы 7, имеющей кольцевой выступ, торец которого упирается в передний подшипник. Тарельчатая шайба может быть изготовлена с буртом 9 для удобства монтажа и демонтажа с шейки оси при ремонтах буксового узла.

В обоих вариантах величина натяга выбрана таким образом, чтобы сила сдвига тарельчатой шайбы 7 с оси 5 была не менее суммарного усилия затяжки болтов.

Во время работы буксового узла весь спектр переменных осевых нагрузок будет уравновешиваться силой трения прессового соединения тарельчатой шайбы 7 и шейки оси 5, а болты 8 будут нагружены только постоянным усилием, возникающим от их затяжки нормированным моментом. Исключается также действие на болты 8 каких-либо вертикальных сил.

Совокупность существенных признаков не известна из уровня техники, что соответствует критерию «новизна», а также для специалистов явным образом не следует из уровня техники, что говорит о соответствии предлагаемого изобретения критерию «изобретательский уровень.

В настоящее время на заявляемое изобретение разработана конструкторская документация.

Похожие патенты RU2353534C1

название год авторы номер документа
Устройство для крепления буксовых подшипников 1991
  • Борисов Рудольф Андреевич
  • Рейдемейстер Геннадий Валерьянович
  • Соборницкая Вера Васильевна
SU1794731A1
БУКСОВЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 2009
  • Гиршфельд Анатолий Моисеевич
  • Рукавишников Владимир Федорович
  • Семыкин Сергей Иванович
  • Щербина Алексей Владимирович
RU2425767C1
БУКСОВЫЙ УЗЕЛ СКОРОСТНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1997
  • Вейтцель О.О.
  • Гулин С.А.
RU2129966C1
БУКСОВЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 2009
  • Гиршфельд Анатолий Моисеевич
  • Рукавишников Владимир Федорович
  • Семыкин Сергей Иванович
  • Щербина Алексей Владимирович
RU2715757C2
ПОДВАГОННЫЙ ГЕНЕРАТОР ДЛЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ 1995
  • Гулин Сергей Алексеевич
  • Вейтцель Олег Олегович
  • Андреев Валентин Михайлович
  • Буров Владимир Григорьевич
RU2094269C1
РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ БУКСА 2017
  • Воротников Валерий Геннадьевич
  • Лёвин Борис Алексеевич
  • Морозов Вадим Николаевич
RU2677213C1
Устройство для крепления буксовых подшипников 1974
  • Мейрамов Герман Георгиевич
  • Борисов Рудольф Андреевич
SU516562A1
ЛИНИЯ МОНТАЖА БУКСОВЫХ УЗЛОВ НА КОЛЕСНЫЕ ПАРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Сорокин Петр Яковлевич[Ua]
  • Валюх Владимир Федорович[Ua]
  • Егунов Борис Васильевич[Ru]
  • Терещенко Юрий Владиславович[Ua]
  • Рыльков Виталий Алексеевич[Ua]
RU2078704C1
БУКСА С ЦИЛИНДРИЧЕСКИМ РОЛИКОПОДШИПНИКОМ 2014
  • Бородин Анатолий Васильевич
RU2564797C1
БУКСОВЫЙ УЗЕЛ 1995
  • Бородин А.В.
  • Здор Г.П.
RU2097236C1

Реферат патента 2009 года БУКСОВЫЙ УЗЕЛ (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к буксовым узлам с подшипниками качения колесных пар подвижного состава. Буксовый узел по первому варианту содержит корпус с крышкой, лабиринтное уплотнение, установленные на шейке оси подшипники качения, приставное кольцо, к которому прилегает тарельчатая шайба, закрепленная на шейке оси болтами. Соединение «тарельчатая шайба-шейка оси» имеет натяг. Величина натяга выбрана таким образом, что усилие сдвига тарельчатой шайбы с оси не менее суммарного усилия затяжки болтов. Согласно второму варианту тарельчатая шайба установлена на шейку оси с натягом и имеет кольцевой выступ, торец которого упирается в передний подшипник. Обеспечивается неподвижность соединения «тарельчатая шайба-шейка оси», равномерное распределение напряжений, снижение напряжений в крепительных болтах. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 353 534 C1

1. Буксовый узел, содержащий корпус с крышкой, лабиринтное уплотнение, установленные на шейке оси подшипники качения, приставное кольцо, к которому прилегает тарельчатая шайба, закрепленная на шейке оси болтами, отличающийся тем, что соединение «тарельчатая шайба - шейка оси» имеет натяг, причем величина натяга выбрана так, что усилие сдвига тарельчатой шайбы с оси не менее суммарного усилия затяжки болтов.

2. Буксовый узел по п.1, отличающийся тем, что тарельчатая шайба снабжена технологическим буртом.

3. Буксовый узел, содержащий корпус с крышкой, лабиринтное уплотнение, установленные на шейке оси подшипники качения, тарельчатую шайбу, закрепленную на шейке оси болтами, отличающийся тем, что тарельчатая шайба установлена на шейку оси с натягом и имеет кольцевой выступ, торец которого упирается в передний подшипник.

4. Буксовый узел по п.2, отличающийся тем, что тарельчатая шайба снабжена технологическим буртом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2353534C1

Устройство для крепления буксовых подшипников 1991
  • Борисов Рудольф Андреевич
  • Рейдемейстер Геннадий Валерьянович
  • Соборницкая Вера Васильевна
SU1794731A1
БУКСА ЛОКОМОТИВА 0
SU212318A1
Термический деаэратор 1975
  • Виханский Геннадий Михайлович
  • Шубников Юрий Михайлович
  • Гиммельберг Альберт Соломонович
  • Пермяков Владимир Андреевич
  • Глушков Владимир Дмитриевич
  • Горнец Евгений Николаевич
  • Морозов Федор Михайлович
  • Качев Иван Федорович
SU547390A1
GB 214434 А, 24.04.1924.

RU 2 353 534 C1

Авторы

Ефимов Виктор Петрович

Пранов Александр Алексеевич

Мартынов Владимир Александрович

Щелоков Владимир Федорович

Любимов Юрий Андреевич

Белоусов Константин Анатольевич

Еленевский Игорь Николаевич

Карпов Сергей Владимирович

Ширшов Петр Васильевич

Азаров Сергей Васильевич

Даты

2009-04-27Публикация

2007-09-24Подача