БОРТ КАРЬЕРА Российский патент 2009 года по МПК E21C41/26 

Описание патента на изобретение RU2353769C2

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых.

Известен борт карьера на конец разработки, включающий в верхней части траншею с конвейерным подъемником в закрытой галерее и отвал вскрышных пород, расположенный в траншее и в объеме от разноса под нее борта карьера [1].

Общими с заявляемым техническим решением признаками являются "включающий в верхней части отвал вскрышных пород, расположенный на транспортной берме и в объеме от разноса под нее борта карьера".

Однако такой борт не может быть отстроен при разработке карьера с использованием одного автотранспорта.

Известен также борт карьера на конец разработки, включающий в верхней части берму со съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности, а в нижней части берму со съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности [2].

Общими с заявляемым устройством борта карьера признаками являются "включающий в верхней части берму со съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности, а в нижней части берму со съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности".

Недостатком такого устройства борта карьера является большое расстояние транспортирования по нему вскрышных пород из нижней части карьера и, соответственно, большие расходы на транспортирование вскрышных пород автосамосвалами до места их разгрузки в отвал на поверхности.

Задачей изобретения является повышение эффективности разработки за счет уменьшения затрат на транспортирование вскрышных пород автосамосвалами из нижней части карьера.

Указанный результат достигается тем, что в известном устройстве борта карьера, включающем в верхней части берму со съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности и отвал вскрышных пород, расположенный на транспортной берме и в объеме от разноса под нее борта карьера, а в нижней части берму со съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности, только часть транспортной бермы со съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности по ее ширине и объема от разноса под эту берму борта карьера заняты отвалом вскрышных пород, а другая часть бермы, отделенная от отвала предохранительным валом из вскрышных пород, включает съезд для автосамосвалов малой грузоподъемности.

Устройство борта карьера поясняется графически, где на фиг.1 изображен борт карьера, принятый за прототип, на конец разработки; на фиг.2 - борт карьера на момент начала формирования на нем отвала вскрышных пород, на фиг.3 - заявляемое устройство борта карьера на конец разработки.

Борт карьера включает бермы 1 и 2 со съездами для автосамосвалов большой и малой грузоподъемности соответственно; предохранительный вал 3 из вскрышных пород на берме 1, разделяющий отвал вскрышных пород 4 и берму 2 со съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности.

Борт карьера формируют следующим образом. По мере постановки уступов на конечный контур в верхней части борта карьера формируют берму 1 со съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности, а в нижней - берму 2 со съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности. После окончания формирования бермы 1 в ее нижней части на высоту одного уступа начинают формировать отвал вскрышных пород 4, доставляемых из нижней части карьера автосамосвалами 5 малой грузоподъемности. Предварительно на этом участке бермы 1 формируют предохранительный вал 3 из вскрышных пород, разделяющий берму на участок под отвал вскрышных пород 4 и берму 2 со съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности и предохраняющий эту берму от попадания на нее кусков горной массы при разгрузке автосамосвалов 5 в отвал 4. Автосамосвалами малой грузоподъемности 5 вскрышные породы из рабочей зоны нижней части карьера по съезду на берме 2 транспортируют и с горизонтальной площадки 6 съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности начинают разгружать на участок съезда 1 под отвал вскрышных пород 4 в объем между двумя горизонтами, формируя на поверхности отвала площадку, которая вместе с предохранительной бермой карьера составляют разгрузочную площадку автосамосвалов 5. После заполнения объема под отвал 4 между двумя горизонтами вскрышными породами таким же образом вначале с вышележащей горизонтальной площадки съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности, а затем с площадки, включающей вновь формируемую площадку на новом ярусе отвала и предохранительную берму карьера, формируют следующий по высоте ярус отвала над следующим по высоте участком бермы для автосамосвалов большой грузоподъемности и над полностью сформированным нижним ярусом вскрышных пород с оставлением предохранительной бермы. Таким способом отвал формируют до поверхности или одного из верхних горизонтов до полной разработки вскрышных пород в нижней части карьера. При формировании отвала и после его окончания полезное ископаемое автосамосвалами малой грузоподъемности транспортируют до пунктов приема или перегрузки на другой вид транспорта на поверхности.

Предлагаемое устройство борта карьера на конец разработки позволяет за счет использования в верхней части карьера автосамосвалов грузоподъемностью более 100 т, а в его нижней части автосамосвалов грузоподъемностью 30…40 т в два раза сократить ширину транспортной бермы в нижней части карьера и за счет более крутых конечных бортов в этой части карьера сократить объем выемки вскрышных пород от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов кубометров в зависимости от глубины карьера и глубины использования автосамосвалов разной грузоподъемности при неизменном объеме выемки полезного ископаемого. Разница в ширине транспортных берм в верхней и нижней частях карьера составит около 15 м, что позволит использовать часть широкой транспортной бермы в верхней части карьера для размещения на ней отвала вскрышных пород, доставляемых из нижней части карьера автосамосвалами малой грузоподъемности, а другую ее часть под съезд для автосамосвалов малой грузоподъемности. Это позволит значительно сократить расстояние транспортирования вскрышных пород из нижней части карьера вместо их транспортирования и разгрузки в отвал на поверхности и соответственно затраты на транспортирование.

Источники информации

1. Авторское свидетельство СССР №825954, кл. Е21С 41/00, 1981.

2. Способы совершенствования горно-транспортной системы карьера / Яковлев В.Л., Смирнов В.П., Берсенев В.А. // Известия Уральского государственного горного университета. Вып.21. Серия: Горное дело. 2005. С.52-60.

Похожие патенты RU2353769C2

название год авторы номер документа
БОРТ КАРЬЕРА 2009
  • Яковлев Виктор Леонтьевич
  • Берсенев Виктор Анатольевич
  • Глебов Андрей Валерьевич
  • Бахтурин Юрий Алексеевич
RU2416026C1
СПОСОБ ДОРАБОТКИ КАРЬЕРА С ДВУМЯ БЛИЗКОРАСПОЛОЖЕННЫМИ РУДНЫМИ ТЕЛАМИ 2008
  • Ефимов Александр Иванович
  • Письменный Андрей Васильевич
  • Черепнов Андрей Николаевич
  • Акишев Александр Николаевич
  • Бахтин Валерий Александрович
  • Бабаскин Сергей Леонидович
RU2382200C1
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КАРЬЕРА С ДВУМЯ БЛИЗКОРАСПОЛОЖЕННЫМИ РУДНЫМИ ТЕЛАМИ 2006
  • Акишев Александр Николаевич
  • Бахтин Валерий Александрович
  • Бабаскин Сергей Леонидович
RU2314420C1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ 2005
  • Акишев Александр Николаевич
  • Бабаскин Сергей Леонидович
  • Бахтин Валерий Александрович
  • Черепнов Андрей Николаевич
  • Нехаев Владимир Аркадьевич
RU2294434C1
СПОСОБ ОТРАБОТКИ КАРЬЕРА 1996
  • Милушков В.А.
  • Яковлев Г.А.
  • Калашников В.Я.
  • Зуев В.М.
  • Ведин А.Т.
  • Звонарев Н.К.
  • Усачев В.М.
  • Юрин Н.Н.
  • Дерешеватый О.Е.
RU2098627C1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ РУДНЫХ ТЕЛ 2014
  • Бабаскин Сергей Леонидович
  • Акишев Александр Николаевич
  • Самоловов Владимир Семенович
RU2571776C1
СПОСОБ ДОРАБОТКИ КАРЬЕРА С ДВУМЯ БЛИЗКОРАСПОЛОЖЕННЫМИ РУДНЫМИ ТЕЛАМИ 2013
  • Акишев Александр Николаевич
  • Кожемякин Алексей Александрович
  • Бабаскин Сергей Леонидович
  • Черепнов Андрей Николаевич
  • Федеряев Олег Владимирович
RU2540735C1
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ КАРЬЕРА 1996
  • Милушков В.А.
  • Радьков В.А.
  • Новоселецкий А.П.
  • Калашников В.Я.
  • Ялпута Г.В.
  • Усачев В.М.
  • Юрин Н.Н.
RU2118456C1
Способ открытой разработки крутопадающих вытянутых месторождений 2002
  • Курленя М.В.
  • Медведев М.Л.
RU2224109C2
Способ открытой разработки крутопадающих месторождений 1983
  • Шапарь Аркадий Григорьевич
  • Лашко Виктор Трофимович
  • Романенко Александр Васильевич
  • Паршкин Эдуард Михайлович
  • Бызов Владимир Федорович
  • Мартыненко Владимир Петрович
  • Романенко Василий Никифорович
  • Панчошный Николай Максимович
  • Дымченко Олег Васильевич
SU1155755A1

Реферат патента 2009 года БОРТ КАРЬЕРА

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых. Техническим результатом является повышение эффективности разработки за счет уменьшения затрат на транспортирование вскрышных пород автосамосвалами из нижней части карьера. Борт карьера включает бермы со съездами для автосамосвалов большой и малой грузоподъемности, отвал вскрышных пород и берму со съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности, расположенные на берме для автосамосвалов большой грузоподъемности и разделенные предохранительным валом из вскрышных пород. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 353 769 C2

Борт карьера на конец разработки, включающий в верхней части берму со съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности и отвал вскрышных пород, расположенный на транспортной берме и в объеме от разноса под нее борта карьера, а в нижней части - берму со съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности, отличающийся тем, что только часть транспортной бермы со съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности по ее ширине и объема от разноса под эту берму борта карьера заняты отвалом вскрышных пород, а другая часть бермы, отделенная от отвала предохранительным валом из вскрышных пород, включает съезд для автосамосвалов малой грузоподъемности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2353769C2

СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ НАКЛОННЫХ И КРУТОПАДАЮЩИХ ЗАЛЕЖЕЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 1997
  • Галкин В.А.
  • Бортников В.П.
  • Гусев Р.М.
  • Гринцов В.А.
  • Ермолаев В.А.
  • Кузнецов В.И.
  • Мурзин А.Л.
RU2148713C1
Способ открытой разработки пологозалегающих месторождений полезных ископаемых 1982
  • Мосинец Владимир Николаевич
  • Котенко Евгений Александрович
  • Штейнберг Арон Бенционович
  • Крючков Николай Васильевич
  • Докучаев Григорий Владимирович
  • Демич Леонид Михайлович
  • Бородин Николай Федорович
  • Кириченко Михаил Михайлович
  • Зиздо Борис Николаевич
  • Орехов Аркадий Николаевич
  • Сикстель Борис Юрьевич
  • Катков Геннадий Викторович
SU1008450A1
Способ открытой разработки крутопадающих месторождений полезных ископаемых 1990
  • Анистратов Юрий Иванович
  • Борщ-Компониец Леонид Витальевич
  • Анистратов Константин Юрьевич
  • Таскаев Евгений Юрьевич
  • Дюкарев Владимир Петрович
  • Насурдинов Тахир Гасаидинович
SU1744255A1
СПОСОБ ВСКРЫТИЯ И ОТРАБОТКИ ГЛУБОКИХ ГОРИЗОНТОВ КИМБЕРЛИТОВЫХ ТРУБОК 2003
  • Зельберг А.С.
  • Андросов А.Д.
  • Крамсков Н.П.
  • Галкин А.Ф.
  • Протопопов Д.Ю.
  • Андросов А.А.
RU2233982C1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 2004
  • Еремин Георгий Михайлович
RU2282721C2

RU 2 353 769 C2

Авторы

Яковлев Виктор Леонтьевич

Берсенев Виктор Анатольевич

Бахтурин Юрий Алексеевич

Даты

2009-04-27Публикация

2007-05-18Подача