СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕПЛОЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ ДНИЩА КОРПУСА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА Российский патент 2009 года по МПК F02K9/34 

Описание патента на изобретение RU2354842C2

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при разработке корпусов из композиционного материала (КМ) ракетных двигателей на твердом топливе (РДТТ).

Известен способ формирования теплозащитного покрытия (ТЗП) днища корпуса РДТТ из композиционного материала, при котором на кольцевом выступе в торцевой части оправки полосы экструдированного резинового материала, например, в виде лент укладывают рулон до контакта полос с поверхностью оправки. После получения заданного профиля покрытия днища на оправке производят намотку корпуса из композиционного материала с последующей полимеризацией связующего в полученном изделии (И.М.Буланов и В.В.Воробей. «Технология ракетных и аэрокосмических конструкций из композиционных материалов». М.: Издательство МГТУ имени Н.Э.Баумана, 1998, стр.437-438).

В этом способе намотку покрытия производят полосами (лентами) из эрозионно стойкого резинового материала, обладающего достаточно высокой плотностью (ρ~1,2 кг/дм3). Соответственно, большой получается и масса сформированного ТЗП, что ухудшает массовые характеристики двигателя и ракеты в целом.

Технической задачей настоящего изобретения является усовершенствование известной технологии, позволяющее снизить массу ТЗП.

Технический результат достигается тем, что в способе формирования теплозащитного покрытия днища корпуса ракетного двигателя на твердом топливе из композиционного материала, в котором теплозащитное покрытие формируют путем сворачивания на кольцевом выступе в торцевой части оправки полос экструдированного резинового материала, например, в виде лент в рулон таким образом, что торцы лент контактируют с оправкой, формируя тем самым профиль теплозащитного покрытия, после получения профиля теплозащитного покрытия на него производят намотку корпуса, включая днище, с последующей полимеризацией связующего в полученном изделии, формирование теплозащитного покрытия производят сворачиванием двух сложенных полос, одна из которых выполнена из эрозионно стойкого резинового материала с плотностью 1,2 кг/дм3, а другая - из теплостойкого резинового материала с плотностью 0,9 кг/дм3.

Способ поясняется чертежами, представленными на фиг.1 и 2.

На фиг.1 изоображены:

1 - лента из теплостойкого резинового материала,

2 - лента из эрозионно стойкого резинового материалам,

3 - бобина с теплостойкой лентой,

4 - бобина с эрозионно стойкой лентой,

5 - удаляемая (размываемая) оправка.

А - профилированный участок оправки,

Б - кольцевой участок оправки,

В - профиль теплозащитного покрытия.

На фиг.2 изображены:

6 - теплостойкий резиновый материал,

7 - эрозионно стойкий резиновый материал,

8 - силовая оболочка корпуса, намотанная из КМ.

Г - внутренний профиль ТЗП, формируемый профилем (поверхностью) А оправки,

Д - внутренняя поверхность силовой оболочки корпуса, сформированная намотанным теплозащитным покрытием.

Способ осуществляется следующим образом - фиг.1. Заранее нарезанные ленты 1 и 2 шириной δ из двух материалов - теплостойкого (толщиной h1) и эрозионно стойкого (толщиной h2) наматываются на бобины 3 и 4. Ширина и толщина лент определяется из условий теплового расчета. На кольцевом участке Б оправки 5 закрепляются сложенные вместе ленты 1 и 2 из теплостойкой и эрозионно стойкой резин. При вращении оправки 5 ленты 1 и 2 сматываются с бобин 3 и 4 и наматываются в разворачивающуюся спираль таким образом, что их торцы контактируют с оправкой (прижимаются к профилированному участку А оправки 5). Намотанные ленты 1 и 2 теплостойкого и эрозионно стойкого материалов формируют наружный профиль теплозащитного покрытия В, на который наматывается силовая оболочка корпуса из КМ.

Фрагмент днища корпуса с намотанным ТЗП из двух покрытий: теплостойкого резинового материала 6 и эрозионно стойкого резинового материала 7 и силовой оболочки корпуса 8 из КМ показан на фиг.2. Внутренний профиль теплозащитного покрытия Г формируется поверхностью А оправки 5. Внутренняя поверхность Д силовой оболочки корпуса из КМ определяется профилем теплозащитного покрытия В.

Применение двух разных покрытий эрозионно стойкого и теплостойкого с различной плотностью в зависимости от соотношения их толщин позволяет получить покрытие с оптимальной среднеинтегральной плотностью.

Огневые испытания двигателей с ТЗП, изготовленным таким способом, показали высокую работоспособность ТЗП, выявив при этом особенность его уноса. Картина уноса напоминает гребенку: выступы - в местах намотки жесткого покрытия, а впадины - в местах мягкого покрытия. При этом стенка корпуса прогревается не больше, чем в корпусе с традиционным жестким покрытием.

Похожие патенты RU2354842C2

название год авторы номер документа
Способ изготовления корпуса ракетного двигателя твердого топлива 2015
  • Куртеев Владимир Аркадьевич
RU2614422C2
Корпус ракетного двигателя на твёрдом топливе 2019
  • Бондаренко Сергей Александрович
  • Дергачёв Александр Анатольевич
  • Соколов Павел Михайлович
  • Налобин Михаил Алексеевич
  • Лузенин Антон Юрьевич
  • Трескин Олег Юрьевич
RU2727216C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ТЕПЛОЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ КОРПУСА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Шайдурова Галина Ивановна
  • Лобковский Сергей Анатольевич
  • Лузина Ирина Викторовна
RU2492340C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТЕПЛОЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ КОРПУСА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Нестеров Борис Анатольевич
  • Пономарева Людмила Анатольевна
  • Волк Марина Ефимовна
RU2538002C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА И РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2004
  • Дудка Вячеслав Дмитриевич
  • Кузнецов Владимир Маркович
  • Швыкин Юрий Сергеевич
  • Махонин Владимир Владимирович
  • Маликов Эрнес Никифорович
  • Коликов Владимир Анатольевич
  • Коренной Александр Владимирович
  • Гольнев Игорь Анатольевич
RU2274758C1
КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2013
  • Сисаури Виталий Ираклии
  • Романов Анатолий Федорович
  • Алеев Владимир Александрович
  • Никитин Олег Дмитриевич
  • Барынин Вячеслав Александрович
  • Школьникова Елизавета Ефимовна
RU2528194C1
ТЕПЛОЗАЩИТНОЕ ПОКРЫТИЕ КОРПУСА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2014
  • Лавринович Борис Альбертович
RU2593184C2
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1995
  • Махонин В.В.
  • Маликов Э.Н.
  • Морозов В.Д.
  • Соколов Г.Ф.
  • Шипунов А.Г.
RU2105181C1
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ТЕПЛОЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ НА КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2018
  • Калинин Владимир Николаевич
  • Колчин Сергей Александрович
  • Усенков Никита Сергеевич
  • Иванов Сергей Николаевич
RU2688128C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ТЕПЛОЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ С ТКАНЕВЫМ ЗАЩИТНО-КРЕПЯЩИМ СЛОЕМ КОРПУСА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2014
  • Нестеров Борис Анатольевич
  • Ворожцов Константин Владимирович
  • Вотинов Денис Игоревич
  • Гизатулина Зульфия Кадимовна
  • Борисова Альбина Петровна
RU2554683C1

Реферат патента 2009 года СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕПЛОЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ ДНИЩА КОРПУСА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при разработке корпусов из композиционных материалов ракетных двигателей на твердом топливе. Формирование теплозащитного покрытия днища корпуса ракетного двигателя на твердом топливе из композиционного материала осуществляют путем сворачивания на кольцевом выступе в торцевой части оправки полос экструдированного резинового материала, например, в виде лент в рулон таким образом, что торцы лент контактируют с оправкой, формируя тем самым профиль теплозащитного покрытия. После получения профиля теплозащитного покрытия на него производят намотку корпуса, включая днище, с последующей полимеризацией связующего в полученном изделии. Формирование теплозащитного покрытия производят сворачиванием двух сложенных полос, одна из которых выполнена из эрозионно стойкого резинового материала с плотностью 1,2 кг/дм3, а другая - из теплостойкого резинового материала с плотностью 0,9 кг/дм3. Изобретение позволяет снизить массу теплозащитного покрытия за счет получения покрытия с оптимальной среднеинтегральной плотностью. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 354 842 C2

Способ формирования теплозащитного покрытия днища корпуса ракетного двигателя на твердом топливе из композиционного материала, в котором теплозащитное покрытие формируют путем сворачивания на кольцевом выступе в торцевой части оправки полос экструдированного резинового материала, например, в виде лент, в рулон таким образом, что торцы лент контактируют с оправкой, формируя тем самым профиль теплозащитного покрытия, после получения профиля теплозащитного покрытия на него производят намотку корпуса, включая днище, с последующей полимеризацией связующего в полученном изделии, отличающийся тем, что формирование теплозащитного покрытия производят сворачиванием двух сложенных полос, одна из которых выполнена из эрозионно стойкого резинового материала с плотностью 1,2 кг/дм3, а другая - из теплостойкого резинового материала с плотностью 0,9 кг/дм3.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2354842C2

Устройство для определения собственных параметров резонирующих тел 1985
  • Ивин Лев Федорович
  • Шпилевский Александр Сергеевич
  • Галямова Елена Валентиновна
SU1319823A1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ВЫСОКОВЛАЖНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА С ПОЛУЧЕНИЕМ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ 1995
  • Малов В.Т.
  • Кирюшатов А.И.
  • Дубовой В.С.
RU2105158C1
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕПЛОЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1994
  • Фещенко Б.И.
  • Жилин С.В.
  • Власов Л.Д.
RU2064600C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА И РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2004
  • Дудка Вячеслав Дмитриевич
  • Кузнецов Владимир Маркович
  • Швыкин Юрий Сергеевич
  • Махонин Владимир Владимирович
  • Маликов Эрнес Никифорович
  • Коликов Владимир Анатольевич
  • Коренной Александр Владимирович
  • Гольнев Игорь Анатольевич
RU2274758C1
0
SU242161A1
US 4655866 A, 07.04.1987.

RU 2 354 842 C2

Авторы

Каримов Владислав Закирович

Ошев Николай Александрович

Даты

2009-05-10Публикация

2007-05-30Подача