ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ Российский патент 2009 года по МПК F04D13/06 F04D29/44 

Описание патента на изобретение RU2358161C2

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники, а также в других областях техники.

Известен электронасосный агрегат (ЭНА), содержащий корпус, установленные в нем электродвигатель и двухопорный вал насоса с рабочим колесом, связанный с валом электродвигателя (DE 1653721 А1, 23.12.1971). Недостатком этого ЭНА являются низкий ресурс, что вызвано установкой вала электродвигателя непосредственно внутри отверстия вала насоса и сопровождается значительными нагрузками на подшипники этих валов, возникающими из-за их несоосности, неизбежно возникающей вследствие допусков на размеры и отклонения форм и поверхностей деталей.

Этого недостатка лишен наиболее близкий к изобретению электронасосный агрегат, содержащий сборный из двух частей корпус и уплотнение между ними, установленные в первой части корпуса в подшипниках вал насоса с, по крайней мере, одним рабочим колесом, соединенную с валом насоса компенсирующую муфту и электродвигатель с фланцем, контактирующим с торцом первой части корпуса, входящий своим торцем в расточку первой части корпуса, при этом вал электродвигателя установлен в отверстии компенсирующей муфты и снабжен шпонкой, установленной в шпоночном пазу вала электродвигателя и входящей в аксиальный паз на внутренней поверхности отверстия компенсирующей муфты (WO 9220926 А1, 26.11.1992).

Недостатком этого ЭНА является недостаточная надежность, т.к. при установке вала электродвигателя в отверстие компенсирующей муфты монтаж приходится вести «вслепую», т.к. конец вала электродвигателя, вводимый в отверстие компенсирующей муфты, не виден, поскольку он заслонен торцем электродвигателя, вводимым в расточку первой части корпуса. Следствием этого может быть выпадение шпонки из шпоночного паза вала электродвигателя при попытках ввести шпонку в аксиальный паз на внутренней поверхности отверстия компенсирующей муфты, после чего вал электродвигателя вводится в отверстие муфты, а факт отсутствия шпонки ничем не проявляется. В значительной степени правильная сборка зависит от квалификации и внимательности сборщика, хотя объективного критерия для определения правильности сборки в конструкции прототипа нет. На схематической иллюстрации прототипа расстояние от торца двигателя до его фланца невелико по сравнению с длиной вала электродвигателя, однако в существующих серийно изготавливаемых бесконтактных электродвигателях серии БК-2 (например, БК-2624, БК-2634), широко используемых в ЭНА космических аппаратов (Бобков А.В. Центробежные насосы систем терморегулирования космических аппаратов. - Владивосток, Дальнаука, 2003, с.181, табл.7.2), расстояние от торца электродвигателя до его фланца приблизительно равно длине вала, что делает шпонку полностью недоступной взгляду в процессе ее введения в аксиальный паз на внутренней поверхности отверстия компенсирующей муфты. Более того отсутствие в аксиальном пазу шпонки не всегда может быть обнаружено и в процессе приемо-сдаточных испытаний ЭНА, т.к. вращающий момент применяемых в космической технике электродвигателей ЭНА сравнительно мал и может быть сравним с моментом трения вала электродвигателя о внутреннюю поверхность отверстия компенсирующей муфты, ибо посадка вала в отверстие выполняется точной и может быть даже с небольшим натягом, поэтому при вращении вала электродвигателя вал насоса может приводиться во вращение моментом трения в соединении вала электродвигателя с муфтой, даже при выпавшей шпонке. Однако при дальнейшей эксплуатации ЭНА за счет износа происходит увеличение зазора в соединении вала электродвигателя с муфтой, снижение момента трения и сначала проскальзывание муфты относительно вала электродвигателя, затем полный останов муфты и связанного с ней вала насоса до выработки назначенного ресурса ЭНА. Такой случай реально произошел на борту международной космической станции - данные телеметрии подтвердили вращение вала электродвигателя (по сигналу встроенного таходатчика) с одновременным отсутствием создаваемого ЭНА напора - по датчику перепада давления. Впоследствии этот ЭНА был возвращен на Землю, и при его контрольной разборке убедились в отсутствии шпонки в аксиальном пазу - она лежала плашмя на торце электродвигателя, примагниченная к нему потоками рассеяния от постоянного магнита ротора электродвигателя.

Задачей изобретения является повышение надежности ЭНА за счет обеспечения возможности визуального контроля вхождения шпонки вала электродвигателя в аксиальный паз на внутренней поверхности отверстия компенсирующей муфты.

Технический результат достигается за счет того, что в известном ЭНА, содержащем сборный из двух частей корпус и уплотнение между ними, установленные в первой части корпуса в подшипниках вал насоса с, по крайней мере, одним рабочим колесом, соединенную с валом насоса компенсирующую муфту и электродвигатель с фланцем, контактирующим с торцем первой части корпуса, входящий своим торцем в расточку первой части корпуса, при этом вал электродвигателя установлен в отверстии компенсирующей муфты и снабжен шпонкой, установленной в шпоночном пазу вала электродвигателя и входящей в аксиальный паз на внутренней поверхности отверстия компенсирующей муфты, согласно изобретению вторая часть корпуса выполнена контактирующей своей внутренней цилиндрической поверхностью с наружной цилиндрической поверхностью первой части корпуса, и в первой части корпуса выполнено технологическое сквозное отверстие, сообщающее наружную цилиндрическую поверхность этой части корпуса с ее расточкой на участке между компенсирующей муфтой и торцем электродвигателя, а уплотнение размещено на первой части корпуса между технологическим сквозным отверстием и фланцем электродвигателя.

На чертеже приведен пример конкретного выполнения ЭНА, продольный разрез.

Электронасосный агрегат содержит сборный из двух частей - первой 1 и второй 2 - корпус 3 и уплотнение 4 между ними. В первой части 1 корпуса в подшипниках 5 и 6 установлены вал 7 насоса с, по крайней мере, одним рабочим колесом 8 и соединенная с валом 7 насоса компенсирующая муфта 9 и электродвигатель 10 с фланцем 11, контактирующим с торцем 12 первой части 1 корпуса. Электродвигатель 10 входит своим торцем 13 в расточку 14 первой части 1 корпуса 3, при этом вал 15 электродвигателя 10 установлен в отверстии 16 компенсирующей муфты 9 и снабжен шпонкой 17, установленной в шпоночном пазу вала 15 электродвигателя 10 и входящей в аксиальный паз 18 на внутренней поверхности отверстия 16 компенсирующей муфты 9. Вторая часть 2 корпуса 3 выполнена контактирующей своей внутренней цилиндрической поверхностью 19 с наружной цилиндрической поверхностью 20 первой части 1 корпуса 3. В первой части 1 корпуса 3 выполнено технологическое сквозное отверстие 21, сообщающее наружную цилиндрическую поверхность 20 этой части корпуса с ее расточкой 14 на участке между компенсирующей муфтой 9 и торцем 13 электродвигателя 10. Уплотнение 4 размещено на первой части 1 корпуса 3 между технологическим сквозным отверстием 21 и фланцем 11 электродвигателя 10. Компенсирующая муфта 9 снабжена торсионным валом 22, который размещен в сквозной полости 23 вала 7 насоса и соединен валом 7 насоса посредством штифта 24. Герметизация электродвигателя 10 обеспечивается неподвижным уплотнением 25.

ЭНА работает следующим образом: при включении электродвигателя 10 его вал 15 приводит во вращение компенсирующую муфту 9 и ее торсионный вал 22. Свободный конец торсионного вала 22 передает крутящий момент через штифт 24 на вал 7 и далее - на установленное на последнем рабочее колесо 8, которое перекачивает жидкость. При этом существующая несоосность между валами 7 и 15 выбирается за счет упругой деформации изгиба торсионного вала 22. В данном примере конкретного исполнения на валу 7 установлено одно рабочее колесо 8, однако для реализации изобретения количество колес несущественно. При этом технологическое сквозное отверстие 21 позволяет при сборке ЭНА производить визуальный контроль вхождения шпонки 17 в аксиальный паз 18. Благодаря заявленной конструкции вся сборка осуществляется установкой деталей и сборок, в том числе и электродвигателя 10, в первой части 1 корпуса 3, вторая часть 2 корпуса 3 устанавливается в последнюю очередь, позволяя обеспечивать герметичность соединения частей 1 и 2 корпуса 3. Технологическое сквозное отверстие 21 не влияет на нормальную работу собранного ЭНА, т.к. находится в тупиковой гидравлической зоне, а заявленное расположение уплотнения 4 устраняет возможные утечки через технологическое сквозное отверстие 21 наружу. Уплотнение упомянуто в ограничительной части формулы, несмотря на его отсутствие в иллюстрации прототипа, т.к. иллюстрация выполнена схематично вследствие того, что основным содержанием технического решения - прототипа - является конструкция компенсирующей муфты. Однако необходимость герметизации стыков частей корпуса в гидроагрегатах, работающих под давлением, общеизвестна.

В результате использования изобретения повышается надежность ЭНА за счет обеспечения возможности визуального контроля вхождения шпонки вала электродвигателя в аксиальный паз на внутренней поверхности отверстия компенсирующей муфты при сборке. Повышение надежности ЭНА особенно ценно для изделий космической техники, характеризующихся значительной стоимостью доставки сменного оборудования и трудностью замены выработавших ресурс агрегатов.

Похожие патенты RU2358161C2

название год авторы номер документа
МАГИСТРАЛЬНЫЙ НЕФТЯНОЙ ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК АГРЕГАТА 2011
  • Ряховский Олег Анатольевич
  • Обозный Юрий Сергеевич
  • Кушнарев Владимир Иванович
  • Гуськов Александр Михайлович
  • Петров Алексей Игоревич
RU2484305C1
ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 2016
  • Белоусов Николай Игоревич
RU2642877C2
ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 2018
  • Белоусов Николай Игоревич
RU2680635C1
ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 2021
  • Белоусов Николай Игоревич
RU2764493C1
ВИХРЕВОЙ ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 2011
  • Белоусов Николай Игоревич
RU2474728C1
ГЕРМЕТИЧНЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 1996
  • Белоусов Н.И.
RU2118713C1
ДУБЛИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 2015
  • Белоусов Николай Игоревич
RU2599402C2
ДУБЛИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 2007
  • Белоусов Николай Игоревич
RU2357104C2
МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 1992
  • Белоусов Н.И.
RU2042053C1
МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 2008
  • Белоусов Николай Игоревич
RU2369777C1

Реферат патента 2009 года ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники. Электронасосный агрегат содержит сборный из двух частей корпус и уплотнение между ними, установленные в первой части корпуса в подшипниках вал насоса с, по крайней мере, одним рабочим колесом, соединенную с валом насоса компенсирующую муфту и электродвигатель с фланцем. Фланец контактирует с торцем первой части корпуса, входящий своим торцом в расточку первой части корпуса. Вал электродвигателя установлен в отверстии компенсирующей муфты и снабжен шпонкой. Шпонка установлена в шпоночном пазу вала электродвигателя и входит в аксиальный паз на внутренней поверхности отверстия компенсирующей муфты. Вторая часть корпуса выполнена контактирующей своей внутренней цилиндрической поверхностью с наружной цилиндрической поверхностью первой части корпуса. В первой части корпуса выполнено технологическое сквозное отверстие, сообщающее наружную цилиндрическую поверхность этой части корпуса с ее расточкой на участке между компенсирующей муфтой и торцом электродвигателя. Уплотнение размещено на первой части корпуса между технологическим сквозным отверстием и фланцем электродвигателя. Изобретение направлено на повышение надежности. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 358 161 C2

Электронасосный агрегат, содержащий сборный из двух частей корпус и уплотнение между ними, установленные в первой части корпуса в подшипниках вал насоса с по крайней мере одним рабочим колесом, соединенную с валом насоса компенсирующую муфту и электродвигатель с фланцем, контактирующим с торцом первой части корпуса, входящий своим торцом в расточку первой части корпуса, при этом вал электродвигателя установлен в отверстии компенсирующей муфты и снабжен шпонкой, установленной в шпоночном пазу вала электродвигателя и входящей в аксиальный паз на внутренней поверхности отверстия компенсирующей муфты, отличающийся тем, что вторая часть корпуса выполнена контактирующей своей внутренней цилиндрической поверхностью с наружной цилиндрической поверхностью первой части корпуса и в первой части корпуса выполнено технологическое сквозное отверстие, сообщающее наружную цилиндрическую поверхность этой части корпуса с ее расточкой на участке между компенсирующей муфтой и торцом электродвигателя, а уплотнение размещено на первой части корпуса между технологическим сквозным отверстием и фланцем электродвигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2358161C2

WO 9220926 А1, 26.11.1992
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС 1988
  • Марцинковский В.А.
  • Демин С.И.
  • Гулый А.Н.
  • Башкина А.А.
SU1771248A1
НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 2004
  • Казанцев Родион Петрович
  • Медведев Леонид Федорович
  • Паутов Юрий Михайлович
  • Семеновых Александр Сергеевич
  • Щуцкий Сергей Юрьевич
RU2280194C1
Устройство для отрезки концов овощей 1989
  • Генераленко Леонид Семенович
SU1653721A1
НАГРЕВАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 2015
  • Крылов Виталий Петрович
  • Платонов Виктор Васильевич
  • Зозуля Сергей Владимирович
  • Титов Николай Сергеевич
RU2605887C1

RU 2 358 161 C2

Авторы

Белоусов Николай Игоревич

Даты

2009-06-10Публикация

2007-05-04Подача