Область техники
Изобретение относится к области спасения людей или транспортных средств в случаях, когда возможно их столкновение с землей, другими неподвижными и движущимися объектами. Наиболее яркими примерами таких объектов спасения являются люди, падающие с большой высоты, или транспортные средства, движение которых без внешнего воздействия может привести к катастрофе. Спасение достигается путем принудительного управления спасаемыми объектами извне с помощью взрыва или серии взрывов, место, сила и количество которых определяется автоматизированными расчетами на основе теории точечного взрыва.
Уровень техники
Известны способы принудительного управления движением, когда на пути движущегося тела с опасными параметрами движения создаются механические препятствия, повышающие силу трения (например, «башмаки» на железнодорожных рельсах). Для спасения людей при автомобильных авариях в конструкцию автомобиля включаются деформируемые или разрушающиеся элементы, принимающие на себя и поглощающие энергию удара. Для спасения людей, падающих с верхних этажей зданий, используется растянутый брезент.
Недостатком таких методов является трудность доставки и использования их в нужный момент в нужном месте, особенно при аварии или катастрофе. Средства спасения типа растянутого брезента неэффективны при падении с большой высоты.
С другой стороны, для спасения применяются средства, являющиеся частью конструкции возможного объекта спасения. Например, автомобильная подушка безопасности (среди самых современных - система PRS, разработанная фирмой Renault) или деформируемый кузов автомобиля (в частности, ASF, разработанный фирмой Audi), когда средства спасения подготовлены заранее и перемещаются вместе со спасаемым объектом. По отношению к автомобилям см. книгу В.К.Вахламова, М.Г.Шатрова и А.А.Юрчевского «Автомобили. Теория и конструкция автомобиля и двигателя», Academia, 2005.
Однако отнюдь не всегда средство спасения заготовлено в составе объекта заранее. Это заставляет задуматься о необходимости создания новых, мобильных, компактных и управляемых извне средств спасения, действующих вне движущегося объекта. Мобильность и компактность позволяет быстро и срочно доставлять средство спасения к месту возможной аварии или катастрофы, иногда даже с помощью ракетной, артиллерийской или любой другой системы перемещения тел в пространстве, и управлять им дистанционно. Такими средствами могли бы пользоваться пожарные или работники МЧС.
Раскрытие изобретения
Цель изобретения состоит в создании управляемого и мобильного средства, способного изменить параметры движения спасаемого объекта (траекторию, скорость, ускорение) так, чтобы предотвратить или смягчить его столкновение с землей, другими неподвижными или движущимися объектами.
Сущность изобретения заключается в том, что в способе спасения людей или транспортных средств, предотвращения нежелательных столкновений, согласно изобретению, скорость, ускорение, направление движения и положение в пространстве объекта, имеющего опасные для него или окружающих параметры движения, изменяют за счет создания между объектами, которым грозит столкновение, обтекающего материальные объекты газового потока, например, с помощью взрыва или серии взрывов, которые приведут к замедлению падения для падающего объекта и сделают безопасным его соприкосновение с землей, или позволят избежать или смягчить катастрофическое столкновение в результате опасного сближения транспортных средств, при этом источник образования газового потока в момент создания газового потока не является частью управляемого объекта.
Осуществление изобретения возможно в результате достаточного развития средств взрыва, теории взрыва (теоретическое обоснование возможности расчета необходимых параметров взрыва можно найти в книге В.П.Коробейникова, Н.С.Мельниковой и Е.В.Рязанова «Теория точечного взрыва». - М.: Физматгиз, 1961 г. и в книге В.П.Коробейникова «Задачи теории точечного взрыва». - М.: Наука 1985 г.) и наличия мобильных и легко разворачиваемых средств доставки.
Технический результат изобретения состоит в создании мобильных технических и организационно-технических средств спасения в ситуациях, когда применение других методов спасения невозможно. Указанный технический результат достигается за счет применения устройства, которое может быть доставлено к месту возможной катастрофы в нужный момент и может создать за счет взрыва газовый поток, способный изменить параметры движения объекта (скорость и положение в пространстве) и ввести их в нужные для спасения границы.
В качестве примеров использования изобретения можно рассмотреть спасение людей, падающих с верхних этажей при пожарах или техногенных катастрофах. Расширяющийся газ от взрыва может целенаправленно и не слишком резко изменить такой параметр падающего объекта, как его скорость, иными словами - плавно замедлить падение, сделав соприкосновение с землей безопасным.
Другим примером является ситуация опасного сближения транспортных средств. Создав между ними рассчитанный с помощью средств теории взрыва источник расширяющегося газа, можно избежать катастрофического столкновения или значительно смягчить его.
Изобретение может быть применено в области спасения людей и транспортных средств в чрезвычайных ситуациях, например при падении людей с большой высоты или опасности столкновения транспортных средств с препятствиями или между собой, путем принудительного управления извне движением спасаемых объектов, имеющих опасные для них и окружающих параметры движения - положение в пространстве, скорость или ускорение. Способ заключается в обеспечении мобильного и компактного средства принудительного управления движением объекта с использованием возможностей взрыва или серии взрывов для создания обтекающего газового потока. Источник образования газового потока в момент его создания не является частью управляемого объекта. Источник образования газового потока или взрыва к месту возможной аварии или катастрофы обеспечивается с помощью ракетной, артиллерийской или любой другой системы и управляется дистанционно. Расширяющийся газ от взрыва может целенаправленно и не слишком резко изменить такой параметр падающего объекта, как его скорость, иными словами - плавно замедлить падение, сделав соприкосновение с землей безопасным.
Способ спасения людей или транспортных средств, предотвращения нежелательных столкновений, отличающийся тем, что скорость, ускорение, направление движения и положение в пространстве объекта, имеющего опасные для него или окружающих параметры движения, изменяют за счет создания между объектами, которым грозит столкновение, обтекающего материальные объекты газового потока, например, с помощью взрыва или серии взрывов, которые приведут к замедлению падения для падающего объекта и сделают безопасным его соприкосновение с землей, или позволят избежать или смягчить катастрофическое столкновение в результате опасного сближения транспортных средств, при этом источник образования газового потока в момент создания газового потока не является частью управляемого объекта.
СПОСОБ АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА | 1997 |
|
RU2130841C1 |
RU 2004102096 А, 10.07.2005 | |||
Устройство для съема плодов | 1981 |
|
SU965388A1 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ АВАРИИ НА ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛИ | 1999 |
|
RU2163201C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА | 2000 |
|
RU2201381C2 |
Авторы
Даты
2009-08-10—Публикация
2007-04-06—Подача