Изобретение относится к способам спасения людей, находящихся на вертикальной каменной поверхности скалы, с использованием в процессе спасения мобильных технических средств.
Общеизвестен способ спасения скалолаза с вертикальной каменной поверхности скалы, заключающийся в использовании мобильного технического средства, например, вертолета (смотри, например, Интернет, Яндекс, эл. адрес bbc.com›russian/multimedia/2014/07…us_hiker_rescue… Неудачливого альпиниста спас вертолет.7 июля 2014 г.), с которого в воздухе скалолазу подают конец фала, другой конец которого закреплен на вертолете.
Недостатком данного способа спасения является размах вращающихся лопастей винта вертолета, который не позволяет в полете расположиться вертолету близко к месту нахождения скалолаза вследствие опасности задеть лопастями вертикальную каменную поверхность скалы, чтобы эвакуировать скалолаза.
Известен способ, используемый в источнике информации (ближайший по технической сущности к предлагаемому и принятый за прототип: Перминов, Н. А. Мобильное средство для эвакуации людей с высоких уровней вертикальных каменных стен в условиях чрезвычайной ситуации / Н. А. Перминов // Безопасность в техносфере: сб. ст./ Удмурт.регион. отд-ние Общерос.обществ. организации "Российское научное общество анализа риска", ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет"; науч. ред. В. М. Колодкин. - Ижевск: [Удмуртский университет], 2016. - Вып.10. - С.126-129), в котором для спасения скалолаза с вертикальной каменной поверхности скалы снаряжают скалолаза-спасателя, использующего для передвижения цепляющееся за скалу самоходное мобильное техническое средство, на котором он поднимается по вертикальной каменной поверхности скалы за спасаемым скалолазом и спускается вместе с ним вниз.
Недостатком данного способа спасения является отсутствие возможности спастись и скалолазу-спасателю и спасаемому скалолазу в случае внезапного падения мобильного технического средства с вертикальной каменной поверхности скалы вследствие, например, наличия участка рыхлого грунта, прочность которого окажется невелика для зацепления и повисания на нем тяжелого мобильного технического средства.
Задачей изобретения является обеспечение спасения скалолаза-спасателя, или одновременно скалолаза-спасателя и спасаемого скалолаза, находящихся на мобильном техническом средстве, которое передвигается по вертикальной каменной поверхности скалы, в случае его внезапного падения.
Схема осуществления заявляемого способа изображена на фиг.1.
Сущность заявляемого способа спасения скалолаза 1 с вертикальной каменной поверхности 2 скалы, заключается в том, что для передвижения скалолаза-спасателя 3 по вертикальной каменной поверхности скалы за спасаемым скалолазом 1 используют цепляющееся за скалу мобильное техническое средство 4, при этом мобильное техническое средство 4 содержит электродвигатель (на схеме не указан), питаемый электрической энергией через кабель, состоящий из двух ветвей 5 и 6, соединенный ветвью 6 с возможностью изменения своей длины с барабаном 7 автономного мобильного источника 8 электрической энергии на земле 9 и поддерживаемый по длине эластичной оболочкой в воздухе выше уровня нахождения мобильного технического средства 4, при этом эластичная оболочка представляет собой летящий беспилотный воздушный шар 10, наполненный воздухом, и содержащий аппаратуру 11 для нагрева воздуха внутри него электроэнергией. Ветви кабеля, снабженные первая 5 ветвью 12 фала такой же длины и вторая 6 - ветвью 13 фала такой же длины, протягивают от аппаратуры 11 нагрева воздуха летящего беспилотного воздушного шара 10: первую ветвь 5 кабеля с ветвью 12 фала - на мобильное техническое средство 4, выставляя ее длину больше высоты вертикальной поверхности скалы, обеспечивая тем самым предохранение летящего беспилотного воздушного шара 10 от зацепления за скалу, вторую ветвь 6 кабеля с ветвью 13 фала, с возможностью изменения ее длины - на барабан 7 автономного мобильного источника 8 электрической энергии на земле 9. Перед началом передвижения вверх по скале нижний конец первой ветви 12 фала прикрепляют на поясе безопасности (на схеме не указан) скалолаза-спасателя 3, а перед началом передвижения вниз, делают то же и на поясе безопасности (на схеме не указан) спасаемого скалолаза 1, в обоих случаях летящему беспилотному воздушному шару 10 сообщают величину подъемной силы, обеспечивающую в случае внезапного падения мобильного технического средства 4 с вертикальной каменной поверхности 2 скалы скорость спуска скалолаза-спасателя 3 или обоих скалолазов 1 и 3, повисшего или повисших на фале 12 на летящем беспилотном воздушном шаре 10, не более одного метра в секунду, в момент внезапного падения автоматически обеспечивая отсоединение нижнего конца первой ветви 5 кабеля от электродвигателя (на схеме не указан) мобильного технического средства 4 с отключением в ней питания электрической энергией, а для обеспечения плавного спуска скалолаза-спасателя 3 или обоих скалолазов 1 и 3 со скалы на землю 9 с помощью летящего беспилотного воздушного шара 10 сохраняют подачу электрической энергии по второй ветви 6 кабеля от автономного мобильного источника 8 на земле 9 на аппаратуру 11 нагрева воздуха летящего беспилотного воздушного шара 10, и, после того, как скалолаз-спасатель 3 или оба скалолаза 1 и 3, связанный или связанные поясом или поясами безопасности (на схеме не указаны) с первой ветвью 12 фала, повис или повисли на ней в воздухе вне мобильного технического средства 4, оператор 14 корректирует скорость его или их спуска изменением величины подъемной силы летящего беспилотного воздушного шара 10, включая и отключая периодически питание его аппаратуры 11 электрической энергией по второй ветви 6 кабеля, одновременно используя автономность и мобильность источника 8 электрической энергии для притягивания вращением барабана 7 летящего беспилотного воздушного шара 10 за вторую ветвь 13 фала до места безопасной посадки скалолаза-спасателя 3 или обоих скалолазов 1 и 3 на землю 9.
В результате применения для спасения скалолаза-спасателя 3 или обоих скалолазов 1 и 3 вместе с вертикальной каменной поверхности 2 скалы вследствие внезапного падения работающего на электрической энергии мобильного технического средства 4, на котором скалолаз-спасатель 3 передвигался один или оба скалолаза 1 и 3 передвигались вместе, следующих технических средств: летящего беспилотного воздушного шара 10 с аппаратурой 11 для подогрева в нем воздуха электрической энергией от автономного мобильного источника 8 на земле 9, соединенных между собой ветвью 6 кабеля и ветвью 13 фала, и с самоходным мобильным транспортным средством 4 ветвью 5 кабеля и ветвью 12 фала, используя их вышеуказанным способом, обеспечивается возможность предотвратить возможность падения скалолаза-спасателя 3 или обоих скалолазов 1 и 3 вместе с внезапно падающим самоходным мобильным транспортным средством 4 и тем самым сохранить им здоровье и жизнь.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВИАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ | 2008 |
|
RU2381959C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ ИЗ ОТСЕКОВ ОПРОКИНУВШЕГОСЯ КОРАБЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2275311C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ ПАССАЖИРОВ И ЭКИПАЖА С ТЕРПЯЩЕГО АВАРИЮ В ВОЗДУХЕ ЛЕТАТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА | 2009 |
|
RU2456207C2 |
АЭРОЭЛЕКТРОПОДЪЕМНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2008 |
|
RU2371355C1 |
Устройство для подбора пострадавших людей с водной поверхности | 1978 |
|
SU809758A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ВЕРТОЛЕТА ТЕРПЯЩИХ БЕДСТВИЕ | 1992 |
|
RU2086276C1 |
СПАСАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ | 2014 |
|
RU2570042C1 |
СПАСАТЕЛЬНЫЙ БУЙ | 2000 |
|
RU2186706C2 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ГРАЖДАН ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2007 |
|
RU2373979C2 |
СПОСОБ КРЕПЛЕНИЯ СПАСАТЕЛЬНОГО ПОЯСА НА СПАСАЕМОМ ЧЕЛОВЕКЕ | 2012 |
|
RU2497560C1 |
Изобретение относится к способам спасения людей, находящихся на вертикальной каменной поверхности скалы, с использованием в процессе спасения мобильных технических средств. Способ заключается в том, что за спасаемым скалолазом снаряжают скалолаза-спасателя и для его передвижения используют цепляющееся за скалу мобильное техническое средство, имеющее электродвигатель с кабелем от автономного мобильного наземного источника. Две ветви кабеля, снабженные каждая ветвью фала, поддерживаются в воздухе летящим беспилотным воздушным шаром, причем от шара первая ветвь кабеля с фалом соединена с мобильным техническим средством, а вторая ветвь кабеля с фалом - с автономным мобильным наземным источником электрической энергии. Скалолаз-спасатель при движении вверх или оба скалолаза при движении вниз прицепляют свои пояса безопасности к фалу первой ветви кабеля и в случае внезапного падения мобильного технического средства с вертикальной каменной поверхности скалы повисают в воздухе на нем, поддерживаемые летящим беспилотным воздушным шаром, при помощи которого оператор, находящийся на автономном мобильном наземном источнике электрической энергии, спускает их со скоростью не более одного метра в секунду, обеспечивающей им сохранение здоровья и жизни при спуске, одновременно перемещая подтягиванием второй ветви кабеля с фалом в безопасное для приземления место. 1 ил.
Способ спасения скалолаза с вертикальной каменной поверхности скалы, характеризующийся тем, что для передвижения скалолаза-спасателя по вертикальной каменной поверхности скалы к спасаемому скалолазу и вместе с ним обратно используют цепляющееся за скалу мобильное техническое средство, при этом мобильное техническое средство содержит электродвигатель, питаемый электрической энергией через кабель, соединенный с возможностью изменения его длины с автономным мобильным источником электрической энергии на земле и поддерживаемый по длине эластичной оболочкой в воздухе выше уровня нахождения мобильного технического средства, при этом эластичная оболочка представляет собой летящий беспилотный воздушный шар, содержащий для нагрева воздуха в нем электроэнергией аппаратуру, от которой протягивают две ветви кабеля, снабженные каждая ветвью фала такой же длины, где первая ветвь соединена с мобильным техническим средством, обеспечивая при этом ее длину больше высоты вертикальной каменной поверхности скалы, а вторая ветвь, имеющая возможность изменения своей длины, соединена с автономным мобильным источником электрической энергии на земле, причем перед началом передвижения вверх нижний конец первой ветви фала прикрепляют на поясе безопасности скалолаза-спасателя, а при движении вниз - и на поясе безопасности спасаемого скалолаза, при этом летящему беспилотному воздушному шару сообщают величину подъемной силы, обеспечивающую в случае внезапного падения мобильного технического средства со скалы скорость спуска повисшего или повисших в воздухе вне мобильного технического средства на первой ветви фала скалолаза-спасателя или обоих скалолазов на летящем беспилотном воздушном шаре не более одного метра в секунду, и одновременно обеспечивают автоматическое отсоединение нижнего конца первой ветви кабеля от электродвигателя мобильного технического средства с отключением в ней питания электрической энергией, а для поддержания скорости спуска сохраняют подачу электрической энергии по второй ветви от автономного мобильного источника электрической энергии на земле на аппаратуру нагрева воздуха летящего беспилотного воздушного шара и после того, как скалолаз-спасатель или оба скалолаза, связанный или связанные поясом или поясами безопасности с первой ветвью фала, повис или повисли на ней в воздухе вне мобильного технического средства при его внезапном падении, корректируют скорость его или их спуска изменением величины подъемной силы летящего беспилотного воздушного шара, включая и отключая периодически питание его аппаратуры электрической энергией по второй ветви кабеля, одновременно используя автономность и мобильность источника электрической энергии для притягивания летящего беспилотного воздушного шара за вторую ветвь фала до места безопасной посадки скалолаза-спасателя или обоих скалолазов на землю.
АППАРАТ И СПОСОБ ОБЛЕГЧЕНИЯ ПОДЪЕМА | 2010 |
|
RU2542818C2 |
US 20200061396 A1, 27.02.2020 | |||
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА | 1991 |
|
RU2027458C1 |
US 10924654 B2, 16.02.2021 | |||
МЕХАНИЧЕСКИЙ САМОСПАСАТЕЛЬ БОБРОВСКИХ | 2009 |
|
RU2401140C1 |
ВИЛКА ДЛЯ НАНИЗЫВАНИЯ ТАБАЧНЫХ ЛИСТЬЕВ | 1931 |
|
SU30596A1 |
Авторы
Даты
2022-11-23—Публикация
2022-05-12—Подача