Изобретение относится к составам смазочных композиций для холодной обработки металлов давлением и может быть использовано для производства сплошных и полых профилей из алюминия и его сплавов.
Известно, что важнейшей функцией смазки является уменьшение сил внешнего трения, повышение стойкости до налипания - количество изделий, протянутых через волочильный канал до появления на их поверхности недопустимых царапин, задиров, рисок из-за налипания протягиваемого металла на поверхность волочильного канала, уменьшение обрывности - число обрывов в единицу времени, иными словами - повышение выхода годного проволоченной продукции. Воронкообразная форма волочильного канала и высокие контактные напряжения способствуют интенсивному выдавливанию смазки в направлении, обратном волочению, поэтому смазки должны обладать повышенной адгезией и вязкостью.
Наиболее близкой к предлагаемому изобретению является смазка, содержащая 70-95% индустриального масла и загуститель - полиизобутилен П-20 (Грудев А.П. «Трение и смазки при обработке металлов давлением. М.: Металлургия, 1982, стр.211), которая при сгорании не дает коксового остатка. Известные смазки ВМ-17 и ВМ-25 предназначены для бухтового волочения - производства профилей большой длины, малых и очень малых сечений различных форм с отношением ширины к толщине поперечного сечения, не превышающим примерно 12 - такие изделия называют проволокой. Вследствие большой длины проволоку либо свертывают в мотки, либо наматывают на катушки (см. Перлин И.Л., Ерманок М.З. «Теория волочения», 1971 г., стр.12). Известно также, что бухтовое волочение алюминиевой проволоки осуществляют на барабанных станах при скоростях волочения 4 м/сек и выше. Поэтому известные смазки не могут быть использованы при волочении сплошных и полых профилей длиной 7-12 метров из алюминия и его сплавов, проволоченных на цепных волочильных станах со скоростями волочения 0,3-0,5 м/сек, так как различны условия ведения процесса (степень деформации, скорость, напряжения и т.д.). Кроме того, недостатком известкой смазки является - низкая адгезия, так как в ней отсутствуют поверхностно-активные вещества - она не полярна. Известно также, что введение в состав смазки полимеров типа полиизобутилена ухудшают другие важные свойства смазок и, прежде всего, адгезию к металлам (см. Синицын В.В. «Подбор и применение пластичных смазок», «Химия», 1969 г., стр.37). Введение в смазку полиизобутилена-загустителя в больших количествах до 30% повышает вязкость смазки и приводит к уменьшению скорости обволакивания, так как адгезия образуется во времени, поэтому при наложении смазки только протягиванием металла через смазочную массу время для образования адгезии приходится обеспечивать, подбирая длину пути заготовки, на котором она соприкасается со смазкой, соответствующую скорости движения заготовки. (см. Перлин И.Л. и др. «Теория волочения». М.: Металлургия, 1971 г., стр.101). При использовании известной смазки для волочения сплошных и полых профилей из алюминия и его сплавов из-за продавливания слоя смазки происходит налипание металла на инструмент, повышается обрывность - снижается выход годного проволоченной продукции.
Техническим результатом изобретения является повышение технологичности смазки, устранения налипания металла на инструмент с целью повышения производительности процесса и снижения механических дефектов поверхности профилей.
Для достижения технического результата предлагается смазка для волочения сплошных и полых профилей из алюминия и его сплавов, обладающая кинематической вязкостью при 40°С от 2400-6500 сСт, характеризующаяся тем, что она содержит индустриальное масло ИГП-30, полиизобутилен П-20 и олеиновую кислоту, при следующем соотношении компонентов, мас.%: полиизобутилен П-20 11,5-17,5-олеиновая кислота 1,5-2,0; масло индустриальное ИГП-30 остальное.
Введение в технологическое масло олеиновой кислоты делает смазку полярной - с повышенной адгезией к деформируемому металлу, улучшает смачиваемость изделий смазкой, так как введение ПАВ всегда понижает поверхностное натяжение. Олеиновая кислота в мас.% 1,5-2 повышает адгезию смазки, улучшает смачиваемость, но при этом снижает ее вязкость.
Масло индустриальное ИГП-30 изготавливается для нужд народного хозяйства и для экспорта, представляет собой нефтяное масло селективной очистки с антиокислительной, противоизносной, антиржавейной, антипенной и депрессорной присадками, его получают смещением нефтяного масла с присадками, относящимися к малоопасным, нелетучим веществам (TV класс опасности по ГОСТ 12.1.007). В масло дополнительно введен цинк для более полного экранирования поверхностей инструмента и деформируемого материала в соответствии с рекомендациями (см. Перлин И.Л., Ерманок М.З. «Теория волочения». М.: Металлургия, 1971 г., стр.433, раздел «сухие смазки»). Масло ИГП-30 представляет собой горючую жидкость с температурой вспышки 200°С и температурой воспламенения 370-380°С, должно соответствовать ТУ 38.101413-97, основные показатели масла марки ИГП-30 представлены в табл.1:
Масло ИГП-30 по степени воздействия на организм человека относится к малоопасным продуктам четвертого класса опасности по ГОСТ 12.1.007. Масло не обладает кожно-резорбтивными свойствами и сенсибилизирующим действием, не оказывает раздражающего действия на кожу и слизистые, не оказывает вредного действия на кроветворные органы и сердечно-сосудистую систему; не проникает через поврежденную кожу в количествах, вызывающих отравление. Масло стабильно при эксплуатации, не образует токсичных соединений в воздушной среде и сточных водах. ПДК нефтепродуктов в воде водоема 0,3 мг/дм3.
Получение стабильного процесса волочения с низким коэффициентом трения достигается за счет использования гидродинамического эффекта «масляного клина», то есть такого состояния, когда масляная пленка на входе толще, чем на выходе. Из литературных источников известно, что возможность получения жидкостного или смешанного режима трения для известных условии ведения процесса (скорость, деформация, наличие промежуточной термообработки, марка материала) зависит от вязкости смазки и ее адгезии. Этот тезис подтверждается многолетней практикой обработки производственных партий сплошных и полых профилей. Известно, что металлы, обрабатываемые волочением, можно условно разделить на взаимодействующие со смазкой и не взаимодействующие. Алюминиевые сплавы образуют на своей поверхности пассивную пленку и относятся к первой группе. При волочении алюминия и его сплавов на металле образуется смазочная пленка, разделяющаяся на три слоя, два из которых воспринимают статистическую нагрузку на обрабатываемый металл и инструмент, а третий слой, динамический, свободно течет между ними. Преобразование энергии, происходящее в смазочной пленке, вызывает в статическом слое увеличение вязкости, а в динамическом - повышение температуры, то есть изменяются и физические свойства смазки. Известно, что при волочении металлов с пассивной пленкой необходимо создать условия гидродинамики в волоке. Известно также, что существуют три основных режима трения: граничный (коэффициент трения к=0,05), жидкостной (коэффициент трения к=0,001-0,05) и смешанный, который является промежуточным между граничным и жидкостным трением. Кроме того, при волочении алюминиевых сплавов смазка должна быть работоспособной в интервале температур 80°-120°С.
Известно также, что антифрикционная эффективность смазки, то есть степень снижения сил трения, зависит от двух основных факторов: химического состава смазки и толщины образующегося разделительного слоя. С точки зрения химического состава особенно важно присутствие в смазке ПАВ, в частности жирных кислот и их производных. Эти вещества способствуют образованию на металлической поверхности смазочных слоев упорядоченной слоистой структуры с высоким сопротивлением продавливанию и малым сопротивлением сдвигу. Что касается толщины смазочного слоя на контактных поверхностях, то она зависит от физических свойств смазки (вязкости и пьезокоэффициента вязкости). С увеличением вязкости толщина разделительного смазочного слоя растет. Естественно, при этом уменьшается величина коэффициента трения (Грудев А.П. «Трение и смазки при обработке металлов давлением». М.: Металлургия, 1982, стр.96).
Экспериментальным методом получили оптимальную смазочную композицию путем смешения полиизобутилена марки П-20, ТУ 38.303-02-99-99, индустриального масла марки ИГП-30, ТУ 38.101413-90 и олеиновой кислоты, ГОСТ7580-91. Качественный состав предлагаемой смазки подбирался опытным путем. Известно, что все жирные кислоты (олеиновая кислота относится к непредельным жирным кислотам) являются поверхностно-активными веществами. Благодаря наличию карбоксильной группы СООН, молекулы жирных кислот полярны. Попадая на металлическую поверхность, молекулы примыкают к ней активными группами СООН, образуя упорядоченные прочные граничные слои. Введение в технологическое масло олеиновой кислоты делает смазку полярной - с повышенной адгезией к деформируемому металлу, улучшает смачиваемость изделий смазкой, так как введение ПАВ всегда понижает поверхностное натяжение.
Олеиновая кислота повышает адгезию смазки, улучшает смачиваемость, но при этом снижает ее вязкость, поэтому оптимальное количество ее в смазке устанавливали опытным путем, начиная с 1,5%, то есть такое ее количество, которое почти не изменяет вязкости исходной смазки, но уже действует как ПАВ. Проведенные эксперименты показали, что на отдельных позициях на наружной поверхности изделий появляются вертикальные риски. Введение в состав количества 1,5-2% позволило исключить дефект, дальнейшее увеличение олеиновой кислоты в смазке не имеет смысла, так как известно, что олеиновая кислота не улучшает антифрикционные свойства смазки и будет способствовать лишь понижению ее вязкости и повышению стоимости.
Далее поступали следующим образом. Приготовили 10 составов смазки 3,5 кг каждого, определили вязкость полученных составов в соответствии с ГОСТЗ3-2000 (погрешность измерений составляет 5%). Данные представлены в таблице 2.
Отобрали типовые представители изделий из алюминиевых сплавов, которые представляют наибольшие затруднения при их деформировании с точки зрения получения качества наружной поверхности. Эффективность приготовленных составов оценивали визуально с помощью косвенных показателей - степенью неравномерности и средней толщиной остаточного слоя, количеством изделий, проволоченных до первого налипаняя металла на волоку и частотой заполировки волочильного канала от налипшего металла, что является вполне корректным (см. Перлин И.Л., Ерманок М.З. «Теория волочения», 1971 г., стр.101). Перечисленные составы смазок опробовали на экспортных прутках круглого, квадратного и шестигранного сечений сплавов марок 2007, 2011, 2017, 2030, 6061, 7075, экспортных трубах сплава марки 6063, а также на трубах сплавов Д1, АВ, В95, Д16, АМг2, АМг6. Испытания по определению эффективности составов было проведено при волочении отожженных труб: материал Д16, степень деформации 20, 30 и 40%, размеры труб 18×3,6; 16×3,64 и 14×3,7. Испытания проводили на цепных волочильных станах усилием 2 тс, 5 тс и 12,5 тс.
Проведенными исследованиями установлено: в качестве смазки при волочении сплошных и полых профилей следует применять разделительную технологическую смазку следующих составов:
состав №4 - полиизобутален марки П-20=11,5%; олеиновая кислота = 2% - масло марки ИГП-30=36,5%; кинематическая вязкость при 40°С, µ=2400 cCт;
состав №7 - полиизобутален марки П-20=14,5%; олеиновая кислота = 2%; масло марки ИГИ-30=83,5%, кинематическая вязкость при 40°С, µ=4580 сСт;
состав №10 - полиизобутилен марки П-20=17,5%; олеиновая кислота = 2%; масло марки ИГП-30=80,5%; кинематическая вязкость при 40°С, µ=6500 сСт;
- при волочении труб с толщиной стенки от 0,5 до 0,8 мм для всех сплавов применять состав №4;
- при волочении труб с толщиной стенки от 1 до 5 мм из сплавов АД1, АВ, АД31 к группы сплавов 6000; прутков, квадратов, шестигранников диаметром от 8 до 63 мм из группы сплавов 5000 и 6000 применять состав №7;
- при волочении труб, поступающих после предварительного отжига из сплавов АМг3 АМг5, АМг6, Д1, Д16, В95, 1915, 2007, 2024, 5086, 7075, а также прутков т группы твердых сплавов 2000 и 7000 применять состав №10.
Номера контрольных производственных партий, сортамент изделий, фактическая сдача продукции (доказательная база) представлены ниже в таблицах 3, 4 и 5.
сдача/брак, кг
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СМАЗКА ДЛЯ ВОЛОЧЕНИЯ ТРУБ ИЗ АЛЮМИНИЯ И ЕГО СПЛАВОВ | 2004 |
|
RU2307866C2 |
РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ФОРМ | 2015 |
|
RU2615504C1 |
СМАЗКА ДЛЯ ХОЛОДНОГО ВОЛОЧЕНИЯ АЛЮМИНИЕВОЙ ПРОВОЛОКИ | 1999 |
|
RU2151171C1 |
СМАЗКА ДЛЯ ГОРЯЧЕЙ ДЕФОРМАЦИИ АЛЮМИНИЯ И ЕГО СПЛАВОВ | 2007 |
|
RU2368649C2 |
СМАЗКА ДЛЯ ХОЛОДНОЙ ДЕФОРМАЦИИ МЕТАЛЛОВ | 2002 |
|
RU2219007C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОМЕДНЕННОЙ ПРОВОЛОКИ | 2009 |
|
RU2380183C1 |
КОНЦЕНТРАТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА "ЛАТОЙЛ-1" ДЛЯ ВОЛОЧЕНИЯ ЛАТУНИРОВАННОЙ ПРОВОЛОКИ | 1998 |
|
RU2139322C1 |
Смазка для волочения металлов | 1982 |
|
SU1046278A1 |
РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЕ ПОКРЫТИЕ ДЛЯ МОДЕЛЬНОЙ ОСНАСТКИ | 2010 |
|
RU2450887C1 |
Концентрат смазочно-охлаждающей жидкости для горячей прокатки алюминия и его сплавов | 1980 |
|
SU891754A1 |
Изобретение относится к эксплуатационным смазкам, в частности к смазке для волочения сплошных и полых профилей из алюминия и его сплавов. Смазка содержит, мас.%: полиизобутилен П-20 - 11,5-17,5, олеиновую кислоту - 1,5-2,0 и остальное - индустриальное масло ИГП-30. Использование предложенной смазки позволяет устранить налипание протягиваемого металла на поверхность волочильного канала, что позволяет повысить качество проволочной продукции. 5 табл.
Смазка для волочения сплошных и полых профилей из алюминия и его сплавов, обладающая кинематической вязкостью при 40°С от 2400-6500 сСт, характеризующаяся тем, что она содержит индустриальное масло ИГП-30, полиизобутилен П-20 и олеиновую кислоту при следующем соотношении компонентов, мас.%:
RU 2004128284 A1,10.03.2006 | |||
Справочник | |||
Топлива, смазочные материалы, технические жидкости | |||
/Под | |||
ред | |||
В.М.Школьникова | |||
- М.: Издательский центр «Техинформ», 1999, с.268-280 | |||
0 |
|
SU178006A1 | |
Технологическое масло для волочения труб из алюминия и его сплавов | 1980 |
|
SU973596A1 |
СМАЗКА ДЛЯ ВОЛОЧЕНИЯ ТРУБ | 1971 |
|
SU427982A1 |
Авторы
Даты
2009-09-27—Публикация
2007-07-05—Подача