СИНХРОННЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2009 года по МПК H02K19/06 H02K21/14 H02K1/27 

Описание патента на изобретение RU2368993C1

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в силовом электроприводе.

Известен синхронный реактивный электродвигатель (авторское свидетельство СССР № 1515272, кл. Н02K 19/06), содержащий статор с многофазной обмоткой и ротор, выполненный из ориентированных вдоль оси двигателя ферромагнитных пакетов с прорезями. Пакеты отделены друг от друга слоями немагнитного материала.

Недостатком этого синхронного реактивного электродвигателя являются низкие энергетические характеристики, вследствие невысокого отношения магнитных проводимостей по продольной и поперечной осям, обусловленного тем, что применяемые для повышения магнитного сопротивления по поперечной оси прорези в ферромагнитных пакетах несущественно ослабляют поперечный магнитный поток машины.

Наиболее близким к изобретению является синхронный реактивный электродвигатель (авторское свидетельство СССР № 1676016, кл. Н02K 19/06), являющийся прототипом и содержащий статор с многофазной обмоткой и ротор, выполненный из ориентированных вдоль оси двигателя и отделенных друг от друга слоями немагнитного материала ферромагнитных пакетов с прорезями. В прорезях ферромагнитных пакетов размещены радиально намагниченные постоянные магниты с чередующейся полярностью. Постоянные магниты создают магнитный поток, направленный навстречу поперечному магнитному потоку статора, и, уменьшая его величину, снижают результирующее потокосцепление по поперечной оси.

Однако известный электродвигатель обладает недостаточно высокими энергетическими характеристиками (КПД, cosφ), поскольку при размещении постоянных магнитов лишь в прорезях ферромагнитных пакетов компенсация поперечного потока недостаточно эффективна, так как сохраняются пути замыкания поперечного потока через участки ферромагнитных пакетов ротора за пределами прорезей.

Кроме того, наличие достаточно больших прорезей и установка в них постоянных магнитов требует удлинения ферромагнитных пакетов в осевом направлении, превышающего активную длину двигателя, с целью сохранения на высоком уровне проводимости по продольной оси ротора, что приводит к ухудшению массогабаритных показателей двигателя.

Задачей изобретения является создание синхронного реактивного электродвигателя (СРД) с улучшенными энергетическими и массогабаритными показателями.

Это достигается тем, что в синхронном реактивном электродвигателе, содержащем статор с многофазной обмоткой, ротор, выполненный из ориентированных вдоль оси двигателя, отделенных друг от друга ферромагнитных пакетов, а также постоянные магниты, по крайней мере, в одном на полюсное деление промежутке между ферромагнитными пакетами, наиболее близко расположенными к продольной оси ротора, размещен постоянный магнит, при этом ось намагничивания этого магнита совпадает с нормалью к поверхностям прилегающих к нему ферромагнитных пакетов.

На фиг.1 представлен поперечный разрез заявляемого синхронного реактивного электродвигателя, содержащего статор 1 с многофазной обмоткой и, в качестве примера, двухполюсный ротор, на фиг.2 показаны пути замыкания поперечного потока статора и направление намагничивания постоянного магнита, размещенного в промежутке между ферромагнитными пакетами, на фиг.3 - пространственное распределение поперечного магнитного потока Фq статора, потока компенсации

Фкомп , обусловленного постоянным магнитом, и результирующего потока по поперечной оси .

Ротор синхронного реактивного электродвигателя содержит расположенные вдоль оси двигателя ферромагнитные пакеты 2, межпакетные промежутки 4, отделяющие пакеты один от другого, и промежуток между ферромагнитными пакетами 3, в котором помещен постоянный магнит 5. Ось намагничивания постоянного магнита совпадает с нормалью к поверхностям прилегающих к нему ферромагнитных пакетов 3.

Синхронный реактивный электродвигатель работает следующим образом. Многофазная обмотка на статоре создает в зазоре машины бегущее с синхронной скоростью магнитное поле. За счет магнитной несимметрии ротора (проводимости по продольной и поперечной осям Gd и Gq не равны) возникает электромагнитный момент, приводящий его во вращение.

Величины максимального электромагнитного момента СРД и максимального коэффициента мощности (в пренебрежении резистивным сопротивлением обмотки статора) определяются соотношениями:

в которых Xd и Xq - индуктивные сопротивления СРД по продольной и поперечной осям ротора. Так как Xd и Xq пропорциональны магнитным проводимостям Gd и Gq вдоль осей d и q ротора, электромагнитный момент и энергетические показатели СРД тем выше, чем больше отношение Gd/Gq.

Размещение в межпакетных промежутках в окрестностях продольной оси постоянных магнитов предназначено для компенсации поперечного потока Фq статора (и, как следствие, уменьшения проводимости по поперечной оси Gq при сохранении проводимости по продольной оси на высоком уровне). При синусоидальном распределении магнитного потока максимум поперечного потока имеет место в сечении машины, совпадающем с продольной осью. В связи с этим наибольший эффект достигается при размещении постоянных магнитов между ферромагнитными пакетами вблизи продольной оси ротора (в районе наибольшей концентрации поперечного магнитного потока).

Постоянный магнит 5 заполняет весь промежуток в окрестности оси d между ферромагнитными пакетами 3, что предопределяет компенсацию поперечного потока статора по всей площади прилегающих пакетов (фиг.2).

В предлагаемом синхронном реактивном электродвигателе при сохранении проводимости по продольной оси на уровне прототипа, компенсация магнитного потока Фq и, соответственно, уменьшение величины проводимости по поперечной оси Gq осуществляется в большей степени, чем в прототипе. Следствием этого является увеличение электромагнитного момента и улучшение энергетических характеристик (КПД, cosφ) заявляемого электродвигателя за счет существенного увеличения отношения Gd/Gq.

Размещение постоянного магнита между ферромагнитными пакетами наряду с повышенной эффективностью компенсации поперечного потока приводит к улучшению массогабаритных показателей электродвигателя, поскольку в ферромагнитных пакетах отсутствуют прорези для размещения в них постоянных магнитов (как это имеет место в прототипе) и, соответственно, не требуется удлинения пакетов с целью сохранения проводимости Gd по продольной оси ротора на высоком уровне.

Кроме того, поскольку компенсируемый поперечный магнитный поток имеет относительно небольшую величину, в предлагаемом синхронном реактивном электродвигателе могут быть использованы сравнительно недорогие постоянные магниты с низким уровнем остаточной магнитной индукции (например, феррит-бариевые).

Похожие патенты RU2368993C1

название год авторы номер документа
Синхронный реактивный электродвигатель 1990
  • Новиков Павел Андреевич
SU1757035A1
СИНХРОННЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 1994
  • Давыденко О.Б.
  • Литвинов Б.В.
  • Савельев А.В.
  • Шаврин В.А.
RU2057389C1
Синхронный реактивный электродвигатель 1987
  • Бессонов Геннадий Константинович
  • Лиденгольц Яков Файвишевич
  • Литвинов Борис Викторович
  • Новиков Павел Андреевич
  • Старчеус Константин Иванович
  • Шор Аркадий Михайлович
SU1515272A1
Синхронный реактивный электродвигатель 1991
  • Литвинов Борис Викторович
  • Давыденко Ольга Борисовна
SU1820456A1
Ротор синхронного реактивного двигателя 1990
  • Новиков Павел Андреевич
  • Вальков Владимир Степанович
  • Гапоненко Владимир Владимирович
  • Горелик Эдуард Александрович
  • Козлов Борис Дмитриевич
  • Кутузов Евгений Иванович
  • Лиденгольц Яков Файвишевич
  • Старчеус Константин Иванович
SU1802387A1
Синхронный реактивный электродвигатель 1988
  • Литвинов Борис Викторович
  • Козлов Борис Дмитриевич
  • Лиденгольц Яков Файвишевич
  • Новиков Павел Андреевич
  • Старчеус Константин Иванович
  • Шор Аркадий Михайлович
SU1676016A1
СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С МАГНИТНОЙ РЕДУКЦИЕЙ 2008
  • Афанасьев Анатолий Юрьевич
  • Давыдов Николай Владимирович
RU2375806C1
СИНХРОННАЯ РЕАКТИВНАЯ МАШИНА 1998
  • Ковалев Л.К.
  • Илюшин К.В.
  • Полтавец В.Н.
  • Семенихин В.С.
  • Пенкин В.Т.
  • Ковалев К.Л.
  • Егошкина Л.А.
  • Ларионов А.Е.
  • Конеев С.М.-А.
RU2129329C1
СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2012
  • Афанасьев Анатолий Юрьевич
  • Давыдов Николай Владимирович
  • Кривошеев Сергей Валентинович
  • Завгороднев Максим Юрьевич
RU2499343C1
Синхронный реактивный электродвигатель 1989
  • Литвинов Борис Викторович
  • Шор Аркадий Михайлович
  • Старчеус Константин Иванович
  • Давыденко Ольга Борисовна
SU1628152A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 368 993 C1

Реферат патента 2009 года СИНХРОННЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в силовом электроприводе. Синхронный реактивный электродвигатель содержит статор с многофазной обмоткой и ротор. Ротор выполнен из расположенных вдоль оси двигателя ферромагнитных пакетов (2), межпакетных промежутков (4), отделяющих пакеты один от другого, причем, по крайней мере, в одном на полюсное деление промежутке между ферромагнитными пакетами, наиболее близко расположенными к продольной оси, размещен постоянный магнит (5), при этом ось намагничивания постоянного магнита совпадает с нормалью к поверхностям прилегающих к нему ферромагнитных пакетов (3). Технический результат, достигаемый при использовании предложенного электродвигателя, состоит в улучшении его энергетических (КПД, cosφ) и массогабаритных показателей. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 368 993 C1

Синхронный реактивный электродвигатель, содержащий статор с многофазной обмоткой, ротор, выполненный из ориентированных вдоль оси машины, отделенных друг от друга ферромагнитных пакетов, а также постоянные магниты, отличающийся тем, что, по крайней мере в одном на полюсное деление промежутке между ферромагнитными пакетами, наиболее близко расположенными к продольной оси, размещен постоянный магнит, при этом ось намагничивания постоянного магнита совпадает с нормалью к поверхностям прилегающих к нему ферромагнитных пакетов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2368993C1

Синхронный реактивный электродвигатель 1988
  • Литвинов Борис Викторович
  • Козлов Борис Дмитриевич
  • Лиденгольц Яков Файвишевич
  • Новиков Павел Андреевич
  • Старчеус Константин Иванович
  • Шор Аркадий Михайлович
SU1676016A1
Синхронный реактивный электродвигатель 1987
  • Бессонов Геннадий Константинович
  • Лиденгольц Яков Файвишевич
  • Литвинов Борис Викторович
  • Новиков Павел Андреевич
  • Старчеус Константин Иванович
  • Шор Аркадий Михайлович
SU1515272A1
Двухскоростной синхронный электродвигатель 1976
  • Дерябин Иван Никифорович
SU597049A1
СИНХРОННАЯ РЕАКТИВНАЯ МАШИНА 1998
  • Ковалев Л.К.
  • Илюшин К.В.
  • Полтавец В.Н.
  • Семенихин В.С.
  • Пенкин В.Т.
  • Ковалев К.Л.
  • Егошкина Л.А.
  • Ларионов А.Е.
  • Конеев С.М.-А.
RU2129329C1
Синхронный реактивный электродвигатель 1990
  • Новиков Павел Андреевич
  • Лиденгольц Яков Файвишевич
  • Старчеус Константин Иванович
SU1757034A1
СИНХРОННАЯ РЕАКТИВНАЯ МАШИНА (ВАРИАНТЫ) 1999
  • Модестов К.А.
  • Ларионов С.А.
  • Ковалев Л.К.
  • Илюшин К.В.
  • Полтавец В.Н.
  • Семенихин В.С.
  • Пенкин В.Т.
  • Ковалев К.Л.
  • Егошкина Л.А.
  • Ларионов А.Е.
  • Конеев С.М.-А.
RU2159496C1
СИНХРОННЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 1994
  • Давыденко О.Б.
  • Литвинов Б.В.
  • Савельев А.В.
  • Шаврин В.А.
RU2057389C1
DE 3401163 A1, 08.11.1984
US 6064134 A, 16.05.2000
US 4110646 A, 29.08.1978
DE 3931484 A1, 04.04.1991.

RU 2 368 993 C1

Авторы

Литвинов Борис Викторович

Давыденко Ольга Борисовна

Даты

2009-09-27Публикация

2008-05-12Подача