УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАСЦЕПЛЕНИЯ ТРОСОВОЙ ПРОВОДКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ Российский патент 2009 года по МПК B64C13/30 

Описание патента на изобретение RU2374132C2

Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике, в частности к механическим системам управления рулевыми поверхностями самолета, а более конкретно к механизмам расцепления проводок управления, например рассоединения вспомогательной тросовой проводки управления рулевыми поверхностями.

Известно устройство для разъединения проводки механической системы управления летательного аппарата (патент SU №678821, от 06.06.1977 г., МПК7 В64С 13/30), содержащее общий вал с установленными на нем качалками, пиропистолет с пиропатроном и цилиндр со штоком и поршнем, две оси с кулачками, на которых закреплена пружина. Шарнирно установленная качалка снабжена рычагом, фиксирующим ее между осями. Оси установлены шарнирно на качалке, жестко соединенной с общим валом. Один из кулачков взаимодействует со штоком пиропистолета.

Недостатком этого устройства является то, что его нельзя многократно использовать ввиду того, что необходимо перезаряжать пиропатроны.

Наиболее близкой по технической сущности является конструкция для разъединения тросовой проводки системы управления самолетом (Техническое описание самолета Ил-76, 1978, раздел 31.12.00, стр.1), состоящая из двух секторов, установленных соосно. Троса от одного сектора идут к штурвалу, троса от другого сектора идут к рулевым поверхностям (бустерам). На секторах выполнены упоры. На одной оси с секторами размещен механизм, фиксирующий упоры при помощи захватов. При разведенных захватах происходит расцепление тросовой проводки.

Недостатком имеющегося механизма является большая масса и габариты механизма.

Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является снижение веса и габаритов механизма расцепления, а также повышение эксплуатационной надежности тросовой проводки системы управления за счет ее многократного разъединения.

Поставленная задача решается в результате того, что в устройстве для расцепления тросовой проводки системы управления, содержащем тягу, подкосы, захваты, механизм расцепления, в канал управления тросовой проводки между ручкой управления и сектором тросовой проводки введен участок с жесткой проводкой, а механизм расцепления выполнен в виде двух соосных качалок с рогообразными зацепами, которые фиксируются при помощи двух захватов, вращающихся на одной оси с качалками, при этом захваты и подкосы образуют шарнирный параллелограмм, который в крайнем положении образует кинематический замок.

Таким образом, заявляемая конструкция устройства для расцепления тросовой проводки системы управления соответствует критерию изобретения «новизна». Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими защищенными патентами техническими решениями в данной области техники, не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию «изобретательский уровень». Заявляемое решение пригодно к осуществлению промышленным путем.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где

- на Фиг.1 представлена принципиальная схема проводки управления;

- на Фиг.2 представлен общий вид механизма расцепления;

- на Фиг.3 - копия прототипа.

Устройство для расцепления тросовой проводки системы управления состоит из ручки управления 1, тяги 2, соосно вращающихся качалок 3 и 4 с выполненными рогообразными упорами 5, тяги 6, рычага 7 сектора тросовой проводки 8, качалки 9, тяги 10, подкосов 11, захватов 12, оси 13, электропривода 14.

Тяга 2 соединяет качалку 3 с ручкой управления 1, качалка 3 вращается соосно с качалкой 4, которая при помощи тяги 5 соединена с рычагом 7 сектора тросовой проводки 8.

Устройство расцепления тросовой проводки системы управления работает следующим образом: в нормальном полете вспомогательная проводка рассоединена. При перемещении ручки управления 1 качалка 3, связанная с ручкой управления 1, перемещается, при этом качалка 4, связанная с вспомогательной тросовой проводкой, не задействована.

При включении вспомогательной проводки электропривод 14 перемещает через качалку 9 тягу 10, подкосы 11 и захваты 12. Захваты 12 фиксируют рогообразные упоры 5 на качалках 3 и 4, при этом образуется кинематический замок. Качалки 3 и 4 поворачиваются, как единое целое, передавая перемещение ручки при помощи тяги 6 и сектора 8 на тросовую проводку.

Расцепление тросовой проводки системы управления происходит на участке жесткой проводки. Это позволяет избавиться от одного из секторов и уменьшить вес и габариты механизма расцепления, а также всего устройства в целом.

Предлагаемое изобретение позволяет многократно его использовать за счет наличия в устройстве электропривода 14 и захватов 12, фиксирующих между собой качалки 3 и 4.

Выпущены рабочие чертежи заявляемого устройства, которое установлено на самолете Бе-200ЧС, выпускаемом серийно.

Похожие патенты RU2374132C2

название год авторы номер документа
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РУЛЕВЫМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ САМОЛЕТА 2000
  • Руснак А.М.
RU2178372C2
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫМИ РУЛЕВЫМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ САМОЛЕТА 2014
  • Самсонович Семен Львович
  • Огольцов Игорь Иванович
  • Крылов Николай Валерьевич
  • Ларин Александр Петрович
  • Макарин Михаил Александрович
  • Рожнин Николай Борисович
  • Степанов Вилен Степанович
  • Оболенский Юрий Геннадьевич
  • Кривко Владислав Алексеевич
  • Дмитриев Андрей Владимирович
RU2572011C1
СВЕРХЛЕГКИЙ САМОЛЕТ 2005
  • Клюйкин Станислав Анатольевич
  • Бехтер Юрий Анатольевич
  • Бессмертный Владимир Александрович
  • Зинченко Григорий Иванович
RU2336200C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ПЕРЕДАТОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ 1977
  • Гитис А.И.
  • Смагин В.В.
SU668197A1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЕРТОЛЁТОМ 2023
  • Вайнпрес Алексей Леонидович
  • Тремаскин Владимир Викторович
  • Коровин Виталий Геннадьевич
  • Искандаров Роман Зиннурович
  • Башмаков Владимир Алексеевич
  • Башмаков Сергей Владимирович
RU2819837C1
МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ПЕРЕДНИХ СТВОРОК НИШИ ШАССИ САМОЛЕТА 2010
  • Дубовский Эдуард Александрович
  • Табакин Евгений Эдуардович
RU2427502C1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕДНЕЙ ОПОРОЙ ШАССИ САМОЛЕТА 2009
  • Смирнов Евгений Иванович
  • Долгов Владимир Ильич
  • Михнев Андрей Анатольевич
RU2395428C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКРЫТИЯ КРЫШКИ ЛЮКА 1995
  • Демин В.В.
RU2104217C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗЪЕДИНЕНИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРОВОДОК МЕХАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ 1986
  • Константинов Ю.Б.
SU1424281A1
Устройство демпфирования продольных колебаний экраноплана по углу тангажа 2015
  • Макиенко Александр Михайлович
RU2634660C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 374 132 C2

Реферат патента 2009 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАСЦЕПЛЕНИЯ ТРОСОВОЙ ПРОВОДКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к механическим системам управления рулевыми поверхностями самолета, а более конкретно к механизмам расцепления проводок управления. Устройство содержит ручку управления, тяги, подкосы, захваты, механизм расцепления. В канал тросовой проводки между ручкой управления и сектором тросовой проводки введен участок с жесткой проводкой. Механизм расцепления выполнен в виде двух соосных качалок с рогообразными зацепами, которые фиксируются при помощи двух захватов, вращающихся на одной оси с качалками. Захваты и подкосы образуют шарнирный параллелограмм, который в крайнем положении образует кинематический замок. Технической результат заключается в снижении веса и габаритов механизма расцепления, а также повышении эксплуатационной надежности тросовой проводки системы управления. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 374 132 C2

Устройство для расцепления тросовой проводки системы управления, содержащее ручку управления, тяги, подкосы, захваты, механизм расцепления, отличающееся тем, что в канал тросовой проводки между ручкой управления и сектором тросовой проводки введен участок с жесткой проводкой, а механизм расцепления выполнен в виде двух соосных качалок с рогообразными зацепами, которые фиксируются при помощи двух захватов, вращающихся на одной оси с качалками, при этом захваты и подкосы образуют шарнирный параллелограмм, который в крайнем положении образует кинематический замок.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2374132C2

УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗЪЕДИНЕНИЯ ПРОВОДКИ МЕХАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1982
  • Филиппов Ю.В.
  • Николаев Е.Л.
  • Макарычев В.В.
  • Тихомиров Н.М.
SU1096868A2
RU 2000250 C1, 07.09.1993
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗЪЕДИНЕНИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРОВОДОК СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ 1977
  • Масленников А.И.
  • Чистяков О.А.
  • Селезов Ю.Г.
SU687752A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗЪЕДИНЕНИЯ ПРОВОДКИ МЕХАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1977
  • Масленников А.И.
  • Семенов В.Н.
  • Чистяков О.А.
SU678821A1
US 5908177 A1, 01.06.1991
US 5551652 A, 03.09.1996
US 4776543 A, 11.10.1988.

RU 2 374 132 C2

Авторы

Беленовский Виктор Иванович

Кораблев Дмитрий Генрихович

Даты

2009-11-27Публикация

2008-01-31Подача