ТОРМОЗНОЕ КОЛЕСО ШАССИ САМОЛЕТА Российский патент 2009 года по МПК B64C25/02 B60B25/08 

Описание патента на изобретение RU2374134C2

Предлагаемое изобретение относится к взлетно-посадочным устройствам самолета, в частности к устройствам для защиты бортов корпуса колеса от разрушения.

Известно тормозное колесо самолета (1), состоящее из тормоза 1, корпуса колеса 2 и съемной реборды 3 с элементами ее фиксации (см. фиг.1).

Недостатком этого колеса является возможное в эксплуатации разрушение борта или реборды, удерживающих шину, что может привести к повреждению конструкции самолета, оборудования, установленного на опорах или в нишах шасси. В случае разрушения борта колеса осколки приобретают значительную кинетическую энергию за счет давления сжатого газа в шине. Согласно норм (см. п. JAR25.729(f), TGM 25/8) должна рассматриваться скорость вылета осколков 100 м/с, и зона возможного разлета осколков распределяется в коническом объеме для выпущенного положения шасси (см. фиг.4) или цилиндрическом объеме для убранного положения шасси (см. фиг.5). Для обеспечения безопасности эксплуатации самолета, согласно требованиям норм, отказ оборудования, установленного в зоне возможного разлета не должен приводить к катастрофической ситуации при его поражении осколками. Поскольку масса и кинетическая энергия осколков значительна, и оборудование не выдержит подобного воздействия, для обеспечения безопасности эксплуатации должны быть выполнены специальные мероприятия: или на конструкции планера устанавливаются специальные энергогасящие устройства, или оборудование должно быть размещено вне зоны возможного поражения, т.е. применена нерациональная его компоновка (иногда установка оборудования в другом месте невозможна по условиям его функционирования), или оно должно быть дублировано таким образом, чтобы дублирующие элементы не были размещены в зоне возможного поражения. Выполнение любого из этих мероприятий требует увеличения массы самолета.

Наиболее близким по технической сущности является тормозное колесо самолета (2), выбранное за прототип, состоящее из тормоза и двух корпусов, соединенных между собой болтовыми соединениями (см. фиг.2).

Данное колесо обладает аналогичными недостатками.

Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является повышение безопасности эксплуатации оборудования, установленного на опорах и в нишах шасси, повышение отказобезопасности самолета, снижение массы самолета.

Это достигается тем, что на корпусе колеса закреплены предохранительные реборды, установленные с минимальным зазором от бортов колес, препятствующие разлету осколков бортов колеса в случае их разрушения.

Таким образом, заявляемая конструкция тормозного колеса шасси самолета соответствует критерию изобретения «новизна». Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими защищенными патентами техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию «изобретательский уровень». Заявляемое решение пригодно к осуществлению промышленным путем.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где

- на фиг.1 - показан общий вид аналога;

- на фиг.2 - показан общий вид прототипа;

- на фиг.3 - показано предлагаемое тормозное колесо;

- на фиг.4 - показана зона разлета осколков в выпущенном положении шасси;

- на фиг.5 - показана зона разлета осколков в убранном положении шасси.

Тормозное колесо состоит из корпуса колеса с бортами 1, удерживающими шину 2, тормоза 3 и предохранительных реборд 4, закрепленных на корпусе колеса 1.

Примеры конкретного выполнения: корпус колеса может иметь как съемные реборды, так и выполняться из двух цельных корпусов, соединенных между собой.

Работа заявляемого колеса осуществляется следующим образом.

В случае разрушения борта колеса осколок упирается в предохранительную реборду, которая препятствует его дальнейшему разлету. При этом давление сжатого газа в шине реализуется статической нагрузкой на предохранительную реборду, осколок борта колеса удерживается предохранительной ребордой и не приобретает кинетической энергии, следовательно, его воздействие на реборду будет существенно меньше в сравнении с воздействием того же осколка, разогнанного до скорости 100 м/с, на энергогасящее устройство. Кроме этого конструкция колеса рассчитана на восприятие больших нагрузок и не требует существенных усилений по сравнению с типовой самолетной конструкцией. Благодаря тому, что устраняется сама причина возможного разлета осколков, достигается существенное повышение безопасности эксплуатации оборудования, установленного на опорах и в нишах шасси, повышение отказобезопасности самолета, а также снижение массы самолета за счет отсутствия необходимости установки энергогасящих устройств на конструкции планера самолета с необходимыми усилениями или применения нерациональной компоновки оборудования самолетных систем (вне зоны возможного поражения) или его дублирования.

Предлагаемое изобретение находится на стадии эскизных проработок.

Источники информации

1. Каталог «Авиационные колеса», издание второе, ОАО АК «Рубин», 2003 г., с.66.

2. Каталог «Авиационные колеса», издание второе, ОАО АК «Рубин», 2003 г., с.52.

Похожие патенты RU2374134C2

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ТОРМОЖЕНИЯ КОЛЕС ШАССИ САМОЛЕТА 1994
  • Лобода Игорь Николаевич
  • Изосимов Вячеслав Вячеславович
RU2102283C1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ 1996
  • Симонов М.П.
  • Кнышев А.И.
  • Барковский А.Ф.
  • Корчагин В.М.
  • Блинов А.И.
  • Галушко В.Г.
  • Емельянов И.В.
  • Григоренко А.И.
  • Калибабчук О.Г.
  • Шенфинкель Ю.И.
  • Дубовский Э.А.
  • Сопин В.П.
  • Петров В.М.
  • Джанджгава Г.И.
  • Бекирбаев Т.О.
  • Погосян М.А.
  • Чепкин В.М.
RU2207968C2
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ХИМИЧЕСКАЯ МАШИНА 2007
  • Косиченко Дмитрий Юрьевич
  • Ханакин Владимир Васильевич
  • Большаков Алексей Владимирович
  • Крыхтин Юрий Иванович
RU2369826C2
АМФИБИЙНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ АППАРАТ 1999
  • Игнатьев В.В.
  • Левин В.А.
  • Мясников В.П.
  • Ревенко Н.П.
RU2174080C2
Способ мониторинга технического состояния планера и шасси летательного аппарата и устройство для его осуществления 2017
  • Мужичек Сергей Михайлович
  • Косьянчук Владислав Викторович
  • Скрынников Андрей Александрович
  • Хрулин Сергей Васильевич
  • Набоков Сергей Алексеевич
RU2678540C1
БРОНИРОВАННАЯ БЕСКАПОТНАЯ КАБИНА С ПРОТИВОМИННОЙ ЗАЩИТОЙ 2013
  • Прокудин Дмитрий Валерьевич
  • Севастьянов Виктор Борисович
  • Шор Александр Михайлович
RU2517935C1
ШАССИ ВИНТОКРЫЛОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2021
  • Тремаскин Владимир Викторович
  • Башмаков Владимир Алексеевич
  • Рыбников Алексей Александрович
  • Котина Ирина Сергеевна
  • Слободян Александр Алексеевич
  • Курьянов Станислав Фёдорович
RU2767571C1
АМФИБИЙНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 1999
  • Мамонтов В.Г.
  • Красюк С.В.
  • Заводов В.Я.
RU2164481C1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ (МСА) 2003
  • Кобызев Г.П.
  • Дурицын Д.Ю.
  • Дудников А.И.
  • Принада И.М.
RU2252175C1
СИСТЕМА РУЛЕВЫХ ПРИВОДОВ ТРАНСПОРТНОГО САМОЛЕТА 2016
  • Ерофеев Евгений Валерьевич
  • Живов Юрий Григорьевич
  • Петров Владимир Николаевич
  • Кувшинов Владимир Михайлович
  • Стеблинкин Антон Игоревич
RU2654654C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 374 134 C2

Реферат патента 2009 года ТОРМОЗНОЕ КОЛЕСО ШАССИ САМОЛЕТА

Изобретение относится к области авиации, в частности к тормозным колесам шасси самолета. Колесо состоит из корпуса с бортами, удерживающими шину, тормоза, закрепленного в корпусе. На корпусе колеса закреплены предохранительные реборды, установленные с минимальным зазором от бортов колес. Технический результат направлен на повышение безопасности эксплуатации оборудования, установленного на опорах и в нишах шасси. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 374 134 C2

Тормозное колесо шасси самолета, состоящее из корпуса колеса с бортами, удерживающими шину, тормоза, закрепленного в корпусе, отличающееся тем, что на корпусе колеса закреплены предохранительные реборды, установленные с минимальным зазором от бортов колес.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2374134C2

Житомирский Г.И
Конструкция самолетов
изд
Машиностроение, 2005, с.294-295, рис 7,38
WO 03106193 A1, 24.12.2003
WO 2004009377 A2, 29.01.2004
ОБОД КОЛЕСА 1993
  • Шемякинский Е.Н.
RU2083377C1

RU 2 374 134 C2

Авторы

Гаврилов Иван Иванович

Морозов Олег Владимирович

Рудюк Анатолий Павлович

Даты

2009-11-27Публикация

2008-01-31Подача