Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к плавающим гусеничным машинам, и касается разработки специальных гидродинамических устройств для улучшения параметров управляемости на плаву.
Известное штатное гидродинамическое оборудование, применяющееся на плавающих гусеничных машинах, например на гусеничном транспортере-тягаче МТ-ЛБ (Легкий многоцелевой гусеничный транспортер-тягач МТ-ЛБ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. - М.: Воениздат, 1985), в состав которого входят передние гидродинамические щитки, предназначено для уменьшения отрицательной силы тяги гусеничных водоходных движителей за счет изолирования, торможения и изменения направления выброса потоков, образованных верхними ветвями гусеничных обводов.
Указанное оборудование для плава устанавливается на корпусе неподвижно, непосредственно перед преодолением водной преграды. При этом изменение направления движения на плаву осуществляется, как правило, уменьшением скорости вращения одной из гусениц при воздействии на органы управления, что сопровождается потерей линейной скорости движения.
Целью изобретения является улучшение управляемости плавающей машины с гусеничными водоходными движителями без изменения скорости вращения гусениц за счет временного увеличения отрицательной силы тяги отстающего борта, благодаря расширению возможностей используемого гидродинамического оборудования для плава.
Указанная цель реализуется путем установки переднего гидродинамического щитка, выполненного в виде прямоугольной пластины, на оси с возможностью поворота относительно потока, образованного верхней ветвью гусеничного обвода, при помощи рычага, соединенного со штоком цилиндра, для временного увеличения отрицательной силы тяги отстающего борта, в результате чего обеспечивается изменение направления движения вследствие разницы сил тяги гусеничных движителей.
На фиг.1 показан общий вид переднего гидродинамического щитка в составе оборудования для плава при прямолинейном движении машины. На фиг.2 показано положение переднего гидродинамического щитка при повороте на плаву (в сторону левого борта). На фиг.3 схематично изображен принцип осуществления поворота. На фиг.1 и 2 приняты следующие обозначения:
1 - передний гидродинамический щиток;
2 - ось;
3 - рычаг;
4 - гидроцилиндр (пневмоцилиндр);
5 - бортовая гидродинамическая решетка (бортовой гидродинамический щиток, гидродинамический кожух).
Передний гидродинамический щиток 1 (фиг.1) представляет собой прямоугольную пластину, размеры которой определяются шириной гусеницы и расстоянием между ведущим (направляющим) колесом гусеничного движителя и подкрылком (надгусеничной полкой). Передний гидродинамический щиток установлен на оси 2. К щитку крепится рычаг 3, соединенный со штоком гидроцилиндра 4.
Устройство работает следующим образом. При прямолинейном движении (фиг.1) передний гидродинамический щиток совместно с другим оборудованием для плава, например бортовой гидродинамической решеткой 5, способствует изолированию, торможению и изменению направления выброса потока, образованного верхней ветвью гусеничного обвода и направленного против движения плавающей машины, под переднюю наклонную ветвь, что приводит к уменьшению отрицательной силы тяги верхней ветви и, как следствие, увеличению общей силы тяги гусеничного водоходного движителя и возрастанию скорости движения на плаву. Значения силы тяги гусеничных движителей двух бортов равны по величине, чем обеспечивается прямолинейное движение плавающей машины.
При осуществлении поворота на плаву передний гидродинамический щиток отстающего борта посредством привода устанавливается параллельно потока (фиг.2), образованного верхней ветвью гусеничного обвода, что приводит к временному увеличению отрицательной силы тяги и, как следствие, уменьшению общей силы тяги движителя. Разница в силах тяги гусеничных водоходных движителей двух бортов (фиг.3) обеспечивает изменение направления движения. При этом сохраняется скорость вращения гусениц, что приводит к меньшим потерям линейной скорости движения плавающей машины, а снижение количества воздействий на органы управления трансмиссией способствует повышению ее ресурса.
Совместное применение способов осуществления поворота изменением положения передних гидродинамических щитков и скорости вращения гусениц обеспечивает получение минимальных радиусов циркуляции.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БОРТОВАЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ РЕШЕТКА ПЛАВАЮЩЕЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2009 |
|
RU2403152C1 |
ПЛАВАЮЩАЯ ДВУХЗВЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2021 |
|
RU2753734C1 |
ПЛАВАЮЩЕЕ ГУСЕНИЧНОЕ ШАССИ | 2017 |
|
RU2657102C1 |
Амфибийное транспортное средство | 1977 |
|
SU631369A1 |
РОБОТИЗИРОВАННАЯ ПЛАВАЮЩАЯ МАШИНА | 2018 |
|
RU2714551C1 |
ПЛАВАЮЩАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2005 |
|
RU2294288C1 |
ПЛАВАЮЩАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2002 |
|
RU2246682C2 |
АМФИБИЙНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2019 |
|
RU2722277C1 |
ПЛАВАЮЩАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПЛАТФОРМА | 2019 |
|
RU2708497C1 |
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2004 |
|
RU2284445C2 |
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к плавающим гусеничным машинам. Передний гидродинамический щиток плавающей гусеничной машины выполнен в виде прямоугольной пластины и входит в состав оборудования для плава. Он установлен на оси с возможностью поворота относительно потока, образованного верхней ветвью гусеничного обвода, при помощи рычага, соединенного со штоком цилиндра, для временного увеличения отрицательной силы тяги отстающего борта. Достигается улучшение управляемости плавающей машины с гусеничным движителем без изменения скорости вращения гусениц за счет временного увеличения отрицательной силы тяги отстающего борта. 3 ил.
Передний гидродинамический щиток плавающей гусеничной машины, выполненный в виде прямоугольной пластины и входящий в состав оборудования для плава, отличающийся тем, что, с целью улучшения управляемости на плаву без изменения скорости вращения гусениц, он установлен на оси с возможностью поворота относительно потока, образованного верхней ветвью гусеничного обвода, при помощи рычага, соединенного со штоком цилиндра, для временного увеличения отрицательной силы тяги отстающего борта, в результате чего обеспечивается изменение направления движения плавающей машины вследствие разницы сил тяги гусеничных водоходных движителей двух бортов.
Легкий многоцелевой гусеничный транспортер-тягач МТ-ЛБ | |||
Техническое описание и инструкция по эксплуатации | |||
ВОЕНИЗДАТ | |||
- М., 1985 | |||
ПЛАВАЮЩАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2002 |
|
RU2246682C2 |
Амфибийное транспортное средство | 1977 |
|
SU631369A1 |
Плавающий транспортер | 1985 |
|
SU1293047A1 |
0 |
|
SU212045A1 |
Авторы
Даты
2009-12-10—Публикация
2008-07-17—Подача