ПЛАВАЮЩЕЕ ГУСЕНИЧНОЕ ШАССИ Российский патент 2018 года по МПК B60F3/00 B63H1/34 

Описание патента на изобретение RU2657102C1

Изобретение относится к области транспортных средств и может быть использовано для усовершенствования гидродинамического оборудования и улучшения параметров управляемости на плаву гусеничного шасси.

Известен гидродинамический кожух плавающей гусеничной машины, устанавливаемый на крыло машины в районе ведущего колеса, содержащий направляющее кольцо с водометным патрубком, приемное отверстие и многолопастную крыльчатку, закрепленную на ведущем колесе, которая при вращении, взаимодействуя с направляющим кольцом, создает реактивную силу тяги по отношению к направлению движения [1].

При торможении одной из гусениц и, следовательно, остановке ведущего колеса реактивная сила другого гидродинамического кожуха заставляет поворачивать машину.

Известный водометный движитель в сочетании с гидродинамическим кожухом характеризуется невысокой эффективностью вследствие малой частоты вращения крыльчатки и, соответственно, малой производительностью насосного устройства.

Известна гидродинамическая решетка, устанавливаемая горизонтально на гусеничной полке в передней части плавающей гусеничной машины, снабженная направляющим аппаратом и турбиной. При работе полностью погруженного гусеничного движителя его верхняя ветвь создает поток воды, направленный в сторону, противоположную движению машины, который с помощью направляющего аппарата делится на отдельные части с последующим их разворотом на 90 град. относительно продольной оси машины, при этом часть потока, который затормаживается на развороте, переносится за счет вращения турбины, что способствует увеличению боковой силы и повышению маневренности на плаву [2].

В связи с тем, что вращение турбины осуществляется не механическим путем, а ее лопасти выступают за габариты гусеничной полки, на них воздействует поток воды, движущейся вдоль борта машины, снижая эффективность работы турбины.

Известен гидродинамический кожух с направляющим кольцом и водометным патрубком, устанавливаемым в районе ведущего колеса, при этом привод крыльчатки водометного движителя осуществляется от доработанной бортовой передачи с повышенной частотой ее вращения, чем ведущее колесо [3].

Несмотря на более эффективную работу данного водометного движителя усложняется конструкция бортовой передачи и снижается надежность работы основного вала ведущего колеса.

Известны бортовые гидродинамические решетки, принятые за прототип, применяемые на серийных плавающих гусеничных шасси МТ-ЛБу [4] и предназначенные для улучшения управляемости на плаву, которые устанавливаются в районе ведущих колес и состоят из набора одинаковых вертикальных лопаток V-образного профиля. Принцип действия указанных решеток основан на взаимодействии обратного потока, образованного верхней ветвью гусеницы с вертикальными лопатками решетки, в результате чего возникает дополнительная положительная реактивная сила, направленная в сторону от борта к корме, которая незначительно увеличивает поворачивающий момент при замедлении одной из гусениц.

Вместе с тем, известные бортовые гидродинамические решетки недостаточно эффективны, так как лишь частично воздействуют на обратные потоки вследствие их расположения сбоку от гусениц.

Технический результат предложенного решения направлен на улучшение маневренности и курсовой устойчивости плавающего гусеничного шасси путем увеличения боковой силы и поворачивающего момента.

Технический результат достигается путем установки в передней части гидродинамической решетки водометного движителя шнекового типа с механическим приводом от гусеничного движителя через резиновую шину с небольшим радиусом.

На фиг. 1, 2 представлен общий вид устройства, где приняты следующие обозначения:

1 - бортовая гидродинамическая решетка,

2 - ведущее колесо,

3 - гусеничный движитель,

4 - шнековый водометный движитель,

5 - боковые лопатки решетки,

6 - резиновая шина.

Устройство состоит из бортовых гидромеханических решеток 1, которые устанавливаются в районе ведущих колес 2, состоящих из набора одинаковых вертикальных лопаток V-образного профиля 5 и водоходных движителей шнекового типа 4, привод которых осуществляется от гусеничных движителей 3 механическим путем через резиновые шины небольшого радиуса.

Устройство работает следующим образом: при вращении ведущих колес 2 потоки воды, создаваемые верхними ветвями гусеничных движителей 3, проходят с разворотом через вертикальные лопатки 5 гидродинамических решеток 1 и водометные движители шнекового типа 4 с повышенной частотой их вращения из-за разности радиусов резиновых шин и ведущих колес, которые отбрасывают воду в осевом направлении, создавая дополнительные боковые реактивные силы и моменты.

При прямолинейном движении реактивные силы двух бортов уравновешивают друг друга, что способствует удержанию плавающего гусеничного шасси на заданном курсе. Уменьшение скорости перематывания одной из гусениц приводит к увеличению поворачивающего момента в сторону отстающего борта.

Источники информации

1. SU №384734 А1, 1973.

2. RU №1806944 А1, 1993.

3. SU №403605 A1, 1973.

4. Универсальное гусеничное легкое шасси. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. – М.: Воениздат, 1976.

Похожие патенты RU2657102C1

название год авторы номер документа
ПЛАВАЮЩЕЕ ГУСЕНИЧНОЕ ШАССИ 2019
  • Худолий Александр Иванович
RU2704641C1
ПЛАВАЮЩЕЕ ГУСЕНИЧНОЕ ШАССИ 2020
  • Худолий Александр Иванович
RU2753494C1
ПЛАВАЮЩЕЕ ГУСЕНИЧНОЕ ШАССИ 2019
  • Худолий Александр Иванович
RU2696751C1
БОРТОВАЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ РЕШЕТКА ПЛАВАЮЩЕЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2009
  • Покутний Владимир Васильевич
  • Маланичев Виктор Викторович
RU2403152C1
ПЛАВАЮЩАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА 2005
  • Покутний Владимир Васильевич
  • Маланичев Виктор Викторович
  • Серебряков Сергей Николаевич
RU2294288C1
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ КОЖУХ ПЛАВАЮЩЕЙ МАШИНЫ НА ГУСЕНИЧНОМ ХОДУ 1973
  • П. Рогожин Л. С. Самохвалов Горьковский Автомобильный Завод
SU384734A1
ШАССИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2002
  • Косиченко Д.Ю.
  • Шабалин А.В.
  • Ханакин В.В.
  • Иванеев А.И.
  • Вереютин А.В.
  • Крыхтин Ю.И.
  • Суворов Ф.Н.
  • Русанов А.И.
  • Шумилкин А.А.
RU2268839C9
ПЕРЕДНИЙ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ЩИТОК ПЛАВАЮЩЕЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2008
  • Покутний Владимир Васильевич
  • Маланичев Виктор Викторович
RU2375210C1
РОБОТИЗИРОВАННАЯ ПЛАВАЮЩАЯ МАШИНА 2018
  • Коровин Владимир Андреевич
RU2714551C1
БОЕВАЯ МАШИНА ДЕСАНТА 2001
  • Хватов В.Ф.
  • Косиченко Д.Ю.
  • Шабалин А.В.
  • Ханакин В.В.
  • Иванеев А.И.
  • Крыхтин Ю.И.
  • Суворов Ф.Н.
  • Буряков В.М.
  • Рогинский Е.Б.
RU2223460C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 657 102 C1

Реферат патента 2018 года ПЛАВАЮЩЕЕ ГУСЕНИЧНОЕ ШАССИ

Изобретение относится к управляемости на плаву гусеничного шасси. В плавающее гусеничное шасси в передней части гидродинамических решеток дополнительно устанавливаются водометные движители шнекового типа. Водометные движители приводятся во вращение от гусеничных движителей через резиновые шины небольшого радиуса. Достигается упрощение конструкции привода водометного движителя. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 657 102 C1

Плавающее гусеничное шасси с передним расположением ведущих колес, оборудованное бортовыми гидродинамическими решетками, состоящими из набора одинаковых вертикальных лопаток V-образного профиля, отличающееся тем, что в передней части гидродинамических решеток дополнительно установлены водометные движители шнекового типа с повышенной частотой их вращения от гусеничных движителей через резиновые шины небольшого радиуса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2657102C1

ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ КОЖУХ ПЛАВАЮЩЕЙ МАШИНЫ НА ГУСЕНИЧНОМ ХОДУ 0
  • П. Рогожин Л. С. Самохвалов Горьковский Автомобильный Завод
SU384734A1
0
SU403605A1
Радиопеленгатор 1935
  • Старик М.Е.
SU48620A1
ПРИВОД ВЕЗДЕХОДНОЙ ПЛАВАЮЩЕЙ МАШИНЫ 0
  • Н. И. Александров, П. В. Белов, А. В. Пыжиков, А. С. Манюков Е. И. Кузнецова
SU395295A1
Устройство для сортировки и испытания яиц посредством просвечивания 1931
  • Холод К.С.
SU40625A1
Плавающий транспортер 1985
  • Покутний Владимир Васильевич
  • Бурлак Александр Игоревич
  • Малик Иван Афанасьевич
SU1293047A1
US 3182626 A1, 11.05.1965.

RU 2 657 102 C1

Авторы

Покутний Владимир Васильевич

Маланичев Виктор Викторович

Даты

2018-06-08Публикация

2017-06-14Подача