Изобретение относится к области медицины, а именно к оздоровительной гимнастике, и может быть использовано для общего укрепления организма, в том числе для развития умственных способностей человека.
Известен способ повышения работоспособности и снижения утомляемости путем напряжения и расслабления мышц и выполнения циклов успокаивающего дыхания, путем пропускания воздуха через нос, посредством постепенного удлинения выдоха, пока он не станет вдвое продолжительнее вдоха, и мобилизующего дыхания, состоящего в удлинении вдоха и пропорционально ему дыхательной паузы (см. патент RU 2146121, кл. МПК 7 A61H 1/00).
Известный способ предназначен для проведения в виде целительной паузы во время учебно-трудовой деятельности. Все упражнения способа выполняют в положении сидя. Общая затрата времени на выполнение упражнений составляет 10-15 минут.
Известный способ позволяет в течение короткого времени активизировать работу мозга за счет поступления в него потока импульсов от мышц.
Однако при его осуществлении он не затрагивает максимального количества мышечных групп, поскольку все его упражнения выполняются в положении сидя.
Кроме того, такое положение тела при выполнении упражнений на напряжение и расслабление мышц не снимает нагрузки с позвоночника, в результате чего достаточно быстро наступает повторная утомляемость.
Поскольку активность работы мозга напрямую зависит от потока импульсов, поступающих от мышц, то исключение из упражнений определенной группы мышц ограничивает поступление в центральную нервную систему возбуждающих импульсов, вследствие чего снижается психический тонус организма.
Известно, что левое полушарие головного мозга связано с сознанием, речью, памятью и аналитическим мышлением, в то время как правое полушарие отвечает за решение задач, требующих подключения воображения. Исследования показали, что более 80% людей обладают более развитым левым полушарием. Существуют способы усилить работу правого полушария, уменьшив активность левого. Один из таких способов предполагает выполнение монотонной механической работы, во время которой происходит снижение функции левого полушария головного мозга.
Недостатком известного способа является также то, что при снижении функции левого полушария головного мозга во время выполнения упражнений и усилении активности правого его возможности не реализуются, поскольку мозг находится в пассивном состоянии.
Известен способ укрепления здоровья человека, включающий выполнение физических упражнений, включающих в себя растяжку мышц, действия, обеспечивающие вход в заданную стойку путем формирования определенного расположения рук, ног, головы, спины относительно друг друга и опорной поверхности, и нахождение в указанной стойке заданное время, в течение которого осуществляют периодическое статическое волевое нагружение мышц с последующим их расслаблением, сопровождающийся дыхательными упражнениями, при которых при выдохе осуществляют волевым усилием нагружение мышц, а при вдохе - расслабление мышц (см. патент RU 2264801, кл. МПК 7 A61H 1/00, A63B 21/00).
Приведенный способ лечебно-оздоровительной гимнастики осуществляют с равномерным распределением веса тела на позвоночник и внутренние органы, но с элементами дискомфорта положения отдельных частей тела, не нагружающих позвоночник и внутренние органы, но позволяющих спровоцировать мощный поток нервных импульсов, вызывающих рефлекторное возбуждение или торможение определенных зон спинного или головного мозга. Для этого приведенный способ выполняют в положении лежа.
В приведенном способе улучшен один из недостатков предыдущего, а именно снята нагрузка на позвоночник во время выполнения гимнастических упражнений, поскольку все упражнения выполняются в положении лежа.
Однако приведенный способ рассчитан на достаточно тренированных людей, поскольку его выполнение требует значительных усилий.
Все остальные недостатки предыдущего способа присущи и ему.
Известен способ воздействия на организм, включающий просматривание видеосюжета, воспроизводящего гимнастические упражнения, ознакомление пациента с их действием на организм и особенностями выполнения, подбор музыки, создающей необходимое психоэмоциональное состояние, проведение рациональной психотерапии, направленной на достижение положительного результата от проводимого воздействия, выполнение гимнастических упражнений, направленных на растяжение и укрепление мышц, под музыку в медленном темпе с постепенным увеличением нагрузки, сопровождающийся дыхательными упражнениями с чередованием типа дыхания, и закаливающие процедуры с использованием воды (см. патент RU 2110978, кл. МПК 7 A61H 1/00, A63M 21/00).
В известном способе воздействия на организм все упражнения с целью снятия нагрузки на позвоночник проводят в режиме декомпрессии, обеспечивающем исходные положения лежа на спине, на животе, на боку и стоя на четвереньках.
В известном способе для повышения эффективности гимнастических упражнений применяют рациональную психотерапию, создающую психоэмоциональный настрой и желание применять на практике гимнастические упражнения и внесение уверенности в возможность восстановления и улучшения здоровья с их помощью.
Известный способ рассчитан на более неподготовленных в физическом отношении людей, поскольку все упражнения в нем выполняются в медленном темпе с постоянным увеличением нагрузки. Кроме того, сеанс рациональной психотерапии, проводимый перед выполнением гимнастических упражнений, способствует созданию определенного настроя и желания выполнения этого способа на практике.
Однако сеанс рациональной психотерапии и закаливающие процедуры занимают в известном способе значительное количество времени, вследствие чего ограничивается время на проведение гимнастических упражнений и, как следствие, бездействие мышечных групп.
Остальные недостатки способа, описанного первым, присущи и ему.
Способ, приведенный последним, является наиболее близким решением по технической сущности.
Задачей настоящего изобретения является повышение одновременно физических и умственных возможностей организма, улучшение эмоционального состояния и повышение жизненного тонуса.
Эта задача решается тем, что в способе повышения психологической и физической активности, включающем выполнение гимнастических упражнений на растяжение и укрепление мышц, выполняемых в медленном темпе с постепенным увеличением нагрузки, сопровождающихся дыхательными упражнениями с чередованием типа дыхания, все гимнастические упражнения подбирают с учетом занятости максимального количества групп мышц и минимальной нагрузки на суставы, в крайнем положении каждого из упражнений осуществляют задержку дыхания, при этом во время выполнения гимнастических упражнений дополнительно предлагают задания, направленные на тренировку умственных способностей.
Каждому крайнему положению из выполняемых гимнастических упражнений могут придавать статическую позу, которую выдерживают в течение заданного времени продолжительностью от 3 секунд.
Способ на заключительном этапе может быть дополнен упражнениями с использованием пантомимы, направленными на тренировку различных групп мышц и эмоционального состояния.
В предлагаемом способе подбор гимнастических упражнений с учетом занятости максимального количества групп мышц и минимальной нагрузки на суставы позволяет устранить противоречие между вредом слишком активных движений, разрушающих сустав, и полного покоя сустава, приводящего к его деградации.
Гимнастические упражнения в предлагаемом способе составлены по принципу «нагрузки без нагрузки», что обеспечивает тренировку мышц при сниженной нагрузке на суставы.
Подбор упражнений с учетом занятости максимального количества групп мышц обеспечивает регулирование обменных процессов в организме человека. Человек учится одновременно управлять мускулатурой и эмоциональным состоянием.
Задержка дыхания в крайнем положении каждого из выполняемых упражнений обеспечивает поднятие искусственным путем содержания углекислого газа в крови и восстановление нормального газообмена. При физической нагрузке клетки организма начинают интенсивно использовать кислород и выделять много углекислого газа, вследствие чего его концентрация в крови резко повышается, что стимулирует дыхательный центр увеличивать частоту и глубину дыхания, в результате этого включается самовосстанавливающаяся система организма.
Известно, что существуют два типа дыхания. Первый - это легочное, или внешнее дыхание. Оно обеспечивает работу нервной и мускульной систем и газообмен в альвеолах. Второй тип - внутреннее, или клеточное дыхание. Внутреннее дыхание включает в работу все клетки организма, приводит к оживлению деятельности организма и ускорению всех биологических процессов. Предлагаемый способ направлен на стимуляцию клеточного дыхания. Задержка дыхания способствует более полному усвоению кислорода легкими и регуляции удержания углекислого газа в организме. В результате задержки дыхания ускоряются обменные процессы, нормализуются нарушенные функции, рассасываются воспалительные образования, устраняются органические изменения, повышается иммунитет и восстанавливается нервное равновесие.
В предлагаемом способе человек учится одновременно управлять мускулатурой и эмоциональным состоянием.
Совокупность отличительных признаков позволяет восстановить силу и выносливость организма, устранить нарушения нервно-рефлекторных связей, расстройство деятельности нервной системы (вегето-сосудистая дистония, депрессия, миофасциальные синдромы), улучшить обмен веществ, повысить умственное и физическое развитие человека и увеличить продолжительность его жизни.
В предлагаемом способе во время выполнения гимнастических упражнений дополнительно предлагают задания, направленные на тренировку умственных способностей. В качестве умственных упражнений могут быть предложены вопросы, касающиеся литературы, искусства, логические или математические задачи, задания на воспроизведение в уме каких-либо образов, воспоминаний и т.п. в зависимости от интеллектуального уровня занимающихся.
Во время выполнения гимнастических упражнений от мышц в головной мозг поступает интенсивный поток импульсов, повышая его активность. Во время выполнения гимнастических упражнений происходит снижение функции левого полушария головного мозга и усиление работы правого полушария.
Известно, что для творческого мышления необходимо активнее использовать свойства правого полушария головного мозга.
Во время выполнения гимнастических упражнений занимающимся предлагают конкретное задание, для решения которого используются функции правого полушария головного мозга. Получив конкретное задание, занимающиеся предоставляют своему подсознанию работать над этим заданием, в то время как их сознание занято выполнением гимнастических упражнений.
В любом возрасте в период усиленной работы мозга он способен воспроизводить новые клетки быстрее, чем отмирают старые.
Мозг занимающихся переключается на выполнение умственной задачи, при этом они продолжают выполнять гимнастические упражнения. За счет переключения мозга на выполнение умственных операций происходит перекрытие потока импульсов от мышц, вследствие чего снижается ощущение физической усталости организма от выполняемых гимнастических упражнений.
Активизируя мыслительные способности, человек учится входить в состояние мозговой активности, которое позволяет использовать скрытые возможности головного мозга по принципу психологической саморегуляции на основе использования рефлекторных механизмов реакции релаксации.
Переключая сознание на решение поставленной задачи (умственной и физической одновременно), прерывается давление навязчивых негативных мыслей, уходит состояние тревоги и депрессии. Во время занятий человек испытывает только положительные эмоции.
Заявителю неизвестно использование отличительных признаков с достижением указанного результата.
В предлагаемом способе каждому крайнему положению из выполняемых гимнастических упражнений могут придавать статическую позу и выдерживать ее в течение заданного времени продолжительностью от 3 секунд.
За счет переключения мозга на выполнение умственных операций и отключения его от выполняемых гимнастических упражнений можно увеличить продолжительность статической позы, которую принимают при выполнении гимнастического упражнения. За счет увеличения продолжительности статической позы повышается тренировка соответствующих групп мышц.
Выполнение на заключительном этапе упражнений с использованием пантомимы, выразительных движений человеческого тела, связанных с мускулатурой, и выразительных движений мышц лица направлено на умение одновременно управлять мускулатурой и эмоциональным состоянием.
Предлагаемый способ обеспечивает достижение гармоничного взаимодействия умственного и физического развития, восстановление естественных физиологических процессов в организме, активизацию подсознания и скрытых возможностей.
Предлагаемый способ позволяет не только улучшить физическое состояние организма, укрепить мышцы, улучшить осанку, но и развить его умственные способности, развить воображение, улучшить зрительную память, научиться мыслить логически и управлять своими эмоциями.
Комплекс гимнастических упражнений не имеет противопоказаний и ограничений по возрасту. Упражнения направлены на максимальное количество мышечных групп, в том числе глубоко расположенных. Все упражнения выполняются при правильном дыхании.
Заявителю неизвестно использование отличительных признаков способа повышения психоаналитической и физической активности с достижением указанного результата.
Способ осуществляют следующим образом.
Все гимнастические упражнения в предлагаемом способе подбирают с учетом занятости максимального количества групп мышц и минимальной нагрузки на суставы. Упражнения выполняют в медленном темпе с постепенным увеличением нагрузки. Каждое упражнение выполняют 2-3 раза.
При выполнении упражнений дыхание осуществляют только через нос. Во время выполнения упражнений чередуют типы дыхания в зависимости от того результата, который хотят при этом получить - либо мобилизация сил и повышение тонуса организма, либо расслабление, снятие эмоционального возбуждения и усталости.
Предлагаемый способ может включать, например, следующие упражнения.
Упражнение 1. Исходное положение (и.п.) стоя, дыхание по схеме 3:5, спина прямая, плечи расслаблены, пятки и носки сведены вместе, руки опущены вдоль туловища, ладони касаются бедер.
Делают полный выдох, втягивают живот, при этом слегка прогибаются назад. Одновременно с вдохом руки поднимают вперед и вверх, локти прямые, фиксируют положение и задерживают дыхание на 3-5 сек. На выдохе туловище наклоняют вперед, руками и подбородком тянутся вниз до касания руками пола, фиксируют положение и задерживают дыхание на 3-5 сек. Затем делают вдох и принимают и.п., выдох.
Повторяют прогиб на вдохе, фиксируют положение и задерживают дыхание на 3-5 сек. На выдохе наклоняют туловище вперед, тянутся руками и макушкой, постепенно прижимают подбородок к груди, касаются руками пола за пятками, фиксируют положение и задерживают дыхание на 3-5 сек. Затем делают вдох и принимают и.п.
Упражнение 2. И.п. сидя на полу, дыхание произвольное, ноги вытянуты вперед, кисти рук касаются бедер под коленями ладонями вверх, спина прямая (без прогиба в пояснице), плечи расслаблены и расправлены (лопатки не сведены), носки, пятки сведены вместе, голову держат прямо, подбородок поднят и расположен параллельно полу.
Делают полный выдох, затем на вдохе втягивают живот и слегка отклоняются назад, при этом спину держат прямой. Одновременно с вдохом поднимают ноги, сгибают их в коленях до положения голени параллельно полу, руки сгибают в локтях, удерживая ноги, фиксируют положение и задерживают дыхание на 3-5 сек. Затем переходят на произвольное дыхание.
Левую руку оставляют под коленом, правую вытягивают перед собой, подняв ладонь вертикально, правую ногу при этом не опускают, а удерживают в том же положении и фиксируют положение. Затем отводят руку вправо таким образом, чтобы она составляла одну линию с плечом, не поворачивая при этом головы, и возвращают ее в исходное положение. Затем правую руку возвращают под колено. То же самое повторяют с левой рукой. Чередуя руки, повторяют упражнение 2-5 раз.
Для возвращения в и.п. стопы ставят на пол, вытягивают ноги вперед, принимают и.п. Делают вдох и выдох.
Упражнение 3. И.п. лежа на полу лицом вниз, дыхание произвольное, ноги вытянуты и соединены вместе, руки вытянуты вперед ладонями вниз, лоб слегка упирается в пол.
Делают полный выдох, затем на вдохе прогибают спину и одновременно поднимают вверх прямые ноги и торс, руки при этом прямые, голова находится между руками. Вытягивают пальцы рук и ног вперед, макушка головы продолжает линию позвоночника. В крайнем положении тело касается пола только животом, фиксируют это положение и выдерживают его в течение 10-30 сек, задерживают дыхание на 3-5 сек, затем плавно возвращаются в и.п.
Во время выполнения упражнений предлагают задание на развитие умственных способностей.
Например, предлагают представить себе экран на расстоянии 1,5-2 м от себя и мысленно воспроизвести на нем изображение апельсина - круглый, оранжевый, большой (маленький), затем мысленно зафиксировать «рисунок». Затем предлагают заставить апельсин вращаться вокруг своей оси по часовой стрелке, а затем в обратном направлении. Затем предлагают «дорисовать» к апельсину тарелочку, на которой он лежит, и стол, на котором тарелочка стоит, и рассмотреть хорошенько полученное «изображение». Во время выполнения упражнений предлагают быстро вернуться к созерцанию «картинки».
На заключительном этапе способ может быть дополнен упражнениями с использованием пантомимы. В этот комплекс упражнений включают упражнения на подвижность позвоночного столба, мышц шеи, плечевого пояса, тазобедренных суставов, коленных, голеностопных, кистевых и локтевых суставов с одновременным движением мышц лица. Аналитический комплекс пантомимы направлен на развитие умения управлять различными группами мышц и развитие актерских способностей, улучшение зрительной памяти, воображения, логического мышления и т.п.
Во время выполнения упражнения предлагают разыграть какой-либо сюжет, сцену из повседневной жизни и т.п.
Предлагаемый способ повышения психологической и физической активности позволяет в комплексе повысить умственное и физическое развитие человека, а также восстановить естественные физиологические процессы в организме.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К РОДАМ И ПОСЛЕРОДОВОМУ ПЕРИОДУ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН ГРУПП РИСКА НА САНАТОРНОМ ЭТАПЕ | 2008 |
|
RU2389464C2 |
СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ | 1997 |
|
RU2110978C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ МАЛОГО ТАЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ | 2015 |
|
RU2597139C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА | 1998 |
|
RU2139025C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ КОГНИТИВНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ | 2018 |
|
RU2702154C1 |
Способ восстановления работоспособности организма человека при физическом и умственном утомлении | 2018 |
|
RU2730934C2 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ В РАННЕМ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ИНСУЛЬТА | 2012 |
|
RU2513418C1 |
СПОСОБ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОРГАНИЗМА "КИАЙ-ДО" | 2007 |
|
RU2375032C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ФУНКЦИИ ТАЗОВЫХ ОРГАНОВ | 2003 |
|
RU2263496C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ПОСЛЕ АОРТОКОРОНАРНОГО ШУНТИРОВАНИЯ НА ГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ | 2008 |
|
RU2371161C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к лечебной физкультуре. Выполняют гимнастические упражнения на растяжение и укрепление мышц, выполняемые в медленном темпе с постепенным увеличением нагрузки, сопровождающиеся дыхательными упражнениями с чередованием типа дыхания. Все гимнастические упражнения подбирают с учетом занятости максимального количества групп мышц и минимальной нагрузки на суставы, в крайнем положении каждого из упражнений осуществляют задержку дыхания. При этом каждому крайнему положению из выполняемых гимнастических упражнений придают статическую позу и выдерживают ее в течение заданного времени продолжительностью от 3 секунд. Во время выполнения гимнастических упражнений дополнительно предлагают задания, направленные на тренировку умственных способностей. На заключительном этапе выполняют упражнения с использованием пантомимы, направленные на тренировку различных групп мышц и эмоционального состояния. Способ позволяет проводить тренировку мышц при сниженной нагрузке на суставы, улучшить обмен веществ, повысить умственное и физической развитие человека. 2 з.п. ф-лы.
1. Способ повышения психологической и физической активности, включающий выполнение гимнастических упражнений на растяжение и укрепление мышц, выполняемых в медленном темпе с постепенным увеличением нагрузки, сопровождающихся дыхательными упражнениями с чередованием типа дыхания, отличающийся тем, что все гимнастические упражнения подбирают с учетом занятости максимального количества групп мышц и минимальной нагрузки на суставы, в крайнем положении каждого из упражнений осуществляют задержку дыхания, при этом во время выполнения гимнастических упражнений дополнительно предлагают задания, направленные на тренировку умственных способностей.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что каждому крайнему положению из выполняемых гимнастических упражнений придают статическую позу и выдерживают ее в течение заданного времени продолжительностью от 3 с.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что на заключительном этапе выполняют упражнения с использованием пантомимы, направленные на тренировку различных групп мышц и эмоционального состояния.
СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ | 1997 |
|
RU2110978C1 |
СПОСОБ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ЦЕРЕБРОВАСКУЛЯРНОЙ БОЛЕЗНЬЮ ПРИ ДИСЦИРКУЛЯТОРНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ И ИНСУЛЬТАХ | 2003 |
|
RU2246971C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И СНИЖЕНИЯ УТОМЛЯЕМОСТИ | 1996 |
|
RU2146121C1 |
СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА | 2004 |
|
RU2264801C1 |
МАЗЕНКОВ А.А | |||
Методика комплексного применения статических (изометрических) и динамических упражнений в физическом воспитании студентов: Автореферат дисс | |||
на соиск | |||
уч | |||
ст | |||
к.п.н | |||
- Тюмень, 2003, с.21 | |||
ВАЛЕЕВ Н.М | |||
и др | |||
Влияние средств |
Авторы
Даты
2010-01-27—Публикация
2008-02-14—Подача