Изобретение относится к области спортивной медицины и гигиены, может применяться в условиях учебно-производственной деятельности.
Для этого используются специальные статические движения и дыхательные упражнения.
Известно из материалов современной биоэнергетики человека, физиологии человека, физики, что особенности поглощения, переноса и распределения энергии в организме характеризуются тремя основными источниками: через нос, носоглотку, трахею, бронхи, легкие и легочные альвеолы, а также через кожу и кроме того через пищеварительный тракт.
Распределение энергии в организме через микроскопические контакты, носителями которых в организме являются мембраны клетки, нервные стволы, волокна, кровеносные сосуды, в том числе мельчайшие капилляры, а также жидкостные среды организма, насыщенные ионами /кровь, лимфа, межклеточная жидкость/.
Все эти образования содержат цепи электрических контактов. Такие цепочки, соединяясь, образуют более мощные цепи, а они, в свою очередь, объединившись, формируют мощный акупунктурный канал, выходящий также на поверхность кожи и заканчивающийся точками акупунктуры /БАТ/. Акупунктурные точки захватывают свободные электроны и направляют в мощный канал, в котором они разгоняются, где приобретают дополнительную кинетическую энергию и проникают в крупные цепи электрических контактов, входящих в орган, из которого по одиночным цепочкам, подающим "сильные" электроны в клетку, где электрон отдает свою "силу", кинетическую энергию, приводящую в действие окислительно-восстановительную реакцию.
Чтобы реакция протекала стабильно, в одном темпе, необходим постоянный приток "сильных" электронов. Координацию этого процесса осуществляет сама акупунктурная система за счет своих сверхпроводящих свойств. Электроны практически мгновенно перераспределяются в те места и органы, где они требуются в данный момент, то есть в места усиленного протекания химических реакций.
Поэтому необходимо постоянно в течение дня подпитывать себя свободными электронами.
Еще лучше рецепторы передают свободные электроны при специальной стимуляции: массаже и самомассаже мышц, сильном тепловом или холодовом раздражении, наложении аппликаторов металлическими иглами, воздействием лазером, УФЛ, магнитными полями, воздействием различных растирок и мазей.
Наиболее хорошо свободные электроны поглощаются в носоглотке, легких, в ротовой полости /особенно языком/, в анусе, глазами, т.е. теми участками, которые естественно влажные и содержат наибольшее количество рецепторов.
Хорошо поглощают свободные электроны кожа лица, головы, шеи, в местах перехода одних каналов в другие - на кистях рук и ступнях ног (от кончиков пальцев рук до локтей и от кончиков пальцев ног до колен).
Плохое поглощение и передача свободных электронов рецепторами кожи грязной, зашлакованной отходами организма.
Поглощение, передача и распределение свободных электронов через нос. Дыхание - сложный и непрерывный биологический процесс, в результате которого организм из внешней среды потребляет кислород и свободные электроны, а обратно выделяет углекислый газ и воду, насыщенную водородными ионами.
Дыхание посредством цепочки: нос, обоняние, легкие, гипоталамус, гипофиз, эндокринная система, ферменты - позволяет управлять внутриклеточными реакциями; а посредством цепочки: нос, легкие, акупунктурная система /БАТ/, ферменты - снабжать внутриклеточные реакции энергией в виде свободных электронов, с большой кинетической энергией.
Поэтому оптимальный вдох с задержкой дыхания в конце позволяет пропускать максимальное количество свободных электронов через легочные мембраны, а длительность задержки позволяет активизировать рецепторы внутри организма и легких, в результате чего они гораздо лучше поглощают и передают электроны в акупунктурную систему. Задача выдоха - удалить как можно больше из легких воздуха, не содержащего свободных электронов /аэронов/, но при этом не вымыть углекислый газ.
Известны многочисленные методики энергонабора для лечения и оздоровления с помощью дыхания и движения, в том числе получившие известность и распространение, а также защищенные авторскими свидетельствами.
Их можно представить нижеследующей классификацией.
- Рефлексотерапия действием различных факторов: иглами, иглами в комбинации с теплом, холодом, пальцевым точечным массажем, уфл, лазером, фармаковоздействием и т. п. на возбужденные или заторможенные БАТ дифференцированно тормозным или тонизирующим методом или без расчленения состояния точек и способов воздействия.
- Рефлексотерапия действием стабилизированного постоянного тока импульсами положительной или отрицательной полярности, электростатическим потенциалом, электромагнитным лечебным воздействием на возбужденные или заторможенные БАТ, дифференцированно тормозным или возбуждающим способом.
- Рефлексотерапия дифференцированным тепловым воздействием возбуждающим или тормозным методом за счет температуры, солнечного света, прижигания, лазерным пучком.
- Рефлексотерапия комбинированным действием безусловных рефлексов в сочетании и на основе условных рефлексов /в том числе эмоций/ в целях достижения лечебно-оздоровительного эффекта.
Было предложено, что при выполнении дыхательных упражнений на организм накладываются различные воздействия: накопление углекислоты в организме, прокачка воздуха, содержащего свободные электроны через нос, электромагнитное воздействие на набор и распределение электронов и т.п.
Выполнение специальных движений стимулирует выработку углекислоты и подзаряжает организм энергией - свободными электронами, которые активизируются и поступают в акупунктурную систему в результате мышечной активности.
Чем интенсивнее поток импульсов от мышц в головной мозг, тем выше психический тонус организма. Иными словами с помощью правильно проведенной тренировки мышц, можно повысить тонус определенных функциональных систем, если это необходимо, через активизацию мозга. И наоборот - чем больше мышц выключается из деятельности, тем меньше поступает в центральную нервную систему возбуждающих сигналов. И мозг, не получая от мышц возбуждающих импульсов, снижает свою активность или переключает ее на другие органы и системы.
Выключая, сознательно и последовательно одну за другой скелетные мышцы, мы успокаиваем свою психику. Человек, овладевший способностью управлять своими мышцами, обретает возможность выключиться из любого стрессового состояния буквально за несколько секунд, чем спасти себя от самых различных осложнений. Умение расслабляться дает еще весьма важное преимущество. Дело в том, что головной мозг, находящийся в состоянии успокоения обретает повышенную восприимчивость к информации, в том числе в области умственной деятельности.
Близкими аналогами являются:
[1] Авторское свидетельство СССР N 1551381, кл. A 61 H 39/08, Ю.А.Герасимов и Ю.Д.Жаботинский, 1986 г. "Устройство для повышения работоспособности человека", содержащее основание из магнитного материала с укрепленными на нем иглами и средством фиксации, отличающееся тем, что с целью повышения удобства в эксплуатации на основание нанесена сетка, горизонтальные риски, которой выполнены с шагом 0,5 цуня, а вертикальные риски - на расстоянии, равном расстоянию между меридианами соответствующего участка тела, а иглы, выполненные из нержавеющей стали, установлены в узлах сетки, соответствующие расположению точек акупунктуры.
[2] Авторское свидетельство СССР N 791378, кл. A 61 H 39/02, В.А. Нагиев, В.А. Дмитриев, О.В. Ермолаева и Б.Н. Варава "Способ купирования болевого синдрома", 1986 г. Заключается в том, что снятие болей в акупунктурной зоне тела проводится апликаторами с иглами в сочетании с воздействием последовательно то напряжением, то расслаблением мышц и одновременной задержкой дыхания.
[3] Авторское свидетельство СССР N 214013, кл. A 61 H 1/00, В.М. Зацировский "Способ тренировки выносливости человека к напряженной мышечной работе", 1968 г.
Известны способы тренировки человека к напряженной мышечной работе путем использования в качестве исходного параметра показатели сердечного ритма.
Сущность излагаемого способа заключается в том, что пациенту, по заранее выработанной программе, задают режим изменения частоты сердечных сокращений, в соответствии с которым подбирают объем физических упражнений. Такая методика тренировки позволяет избежать перенапряжения сердечной деятельности при выполнении напряженной мышечной работы.
Перед тренировкой тренер задает программу изменения сердечного ритма спортсмена и некоторый объем физических упражнений. Если истинная частота сердечных сокращений не совпадает с заданной, спортсмен изменяет свое поведение.
[4] Авторское свидетельство СССР N 210335, кл. A 61 H 1/00, Е.М. Цанагова, Н.А. Фудин и Г.А. Мелкумов "Способ применения легочной гимнастики больным легочным туберкулезом с избыточной и неэффективной вентиляцией", 1968 г.
Описываемый способ обеспечивает нормализацию легочной вентиляции. Это достигается тем, что проводят дыхательные упражнения в состоянии покоя с задержкой дыхания на выдохе, обеспечивая должный для каждого пациента минутный объем дыхания, а затем включают физические упражнения стоя с нагрузкой в период паузы на вдохе, адаптируя аппарат дыхания к повышенным физическим нагрузкам.
[5] Бутейко К.П. "Способ волевой ликвидации глубокого дыхания", "Природа и человек", N 5, 1989. Сущность предложенного метода лечения заболеваний волевой ликвидацией глубокого дыхания заключается в снижении содержания в организме кислорода и повышения содержания углекислого газа до оптимального уровня, за счет тренировок, в условиях максимального расслабления мышц, на уменьшение глубины дыхания /вдоха и выдоха/ и последовательной контрольной задержки дыхания после обычного выдоха.
Все они и прямо и косвенно повышают уровень поглощения, переноса и распределения энергии в организме и этим способствуют нормализации окислительно-восстановительных процессов в тканях и клетках, а следовательно, наряду с лечением органа, ткани, оздоравливают весь организм, повышают работоспособность человека.
Наиболее близким способом, выбранным в качестве прототипа является "Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса" А.Н. Стрельниковой. Авторское свидетельство СССР N 411865, кл. A 61 H 1/00, 1974.
Осуществляется путем проведения комплекса статических и динамических упражнений и дыхательных упражнений с одновременным расширением или сжатием грудной клетки, причем во время движений, сжимающих грудную клетку, производят активный вдох, движений, расширяющих пассивный выдох, затем осуществляют те же движения в сочетании со звуковыми упражнениями.
Короткие как укол вдохи, громкое шмыгание носом с дыхательным акцентом (ритмическим усилением дыхания) на обоняние позволяют пропускать наибольшее количество воздуха через нос, сильно раздражать обоняние поля и производить регулирующее действие на весь ферментативный аппарат человека. Вдохи, короткие на сжатой грудной клетке, способствуют накоплению углекислого газа, нормализующего условия протекания окислительно-восстановительных процессов. Выполнение специальных статических и динамических движений стимулирует выработку углекислого газа и подзаряжает организм энергией - свободными электронами, которые активизируются и поступает в акупунктурную систему в результате мышечной активности.
Таким образом этот способ наряду с лечебным повышает оздоровительный эффект, в том числе работоспособность и снижает утомляемость организма.
К недостаткам способа следует отнести нагрузочный режим упражнений, требующих высокой подготовленности занимающихся в области регулируемого дыхания (брюшного, грудного, ключичного), затрат времени, не вмещающегося в рамки эффективности целительной паузы и требующего сравнительно длительного отдыха для перехода к учебно-производственной деятельности.
Предложенный нами способ повышения работоспособности и снижения утомляемости, включающий выполнение статических движений и дыхательных упражнений путем пропускания потока воздуха через нос, отличающийся тем, что его проводят в виде целительной паузы во время учебно-трудовой деятельности путем натяжения мышц, затем расслабления мышц и выполнения циклов успокаивающего дыхания посредством постепенного удлинения выдоха, пока он не станет вдвое продолжительнее вдоха и мобилизующего дыхания, состоящего в удлинении вдоха и пропорционально ему - дыхательной паузы.
Самоконтроль за состоянием кровообращения и дыхания для лиц, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, позволяет проводить целительные паузы дифференцированно, например, для лиц гиперкинетического или гипокинетического типа.
Такой режим тренировки обеспечивает, наряду с оздоровительным эффектом, более мягкий переход к учебно-трудовой деятельности на оптимальном эмоциональном уровне. В учебных заведениях занятия можно проводить подготовленными лицами или преподавателями ведущими занятия. Хорошие результаты будет давать централизованное проведение тренировок с помощью радиоэлектронного оборудования во всех аудиториях учебного заведения, производственного или делового предприятия.
Полезно участие ведущего урок преподавателя-предметника в целебных паузах для психо-физиологического, этического, а в младших классах и воспитательного результата проводимой работы.
В производственных коллективах целебные паузы могут проводиться индивидуально или в группах назначенными инструкторами.
Занятия проводятся не раньше чем через 1,5 часа после еды в удобное для учебно-трудового процесса и приемлемое для здоровья людей время.
Техника выполнения: исходное положение сидя:
- Ноги согнуты без напряжения в коленях под прямым углом. Ступни свободно лежат на полу на ширине плеч без напряжения.
- Голова, шея, спина без напряжения располагаются на одной прямой вертикальной линии, не отклоняясь ни вперед-назад, ни вправо-влево.
- Руки согнуты или опущены и, как бы, свободно лежат на коленях или столе.
- Голова приподнята, глаза смотрят прямо, полузакрытые или закрытые. Грудь развернута, плечи расправлены. Живот слегка подтянут. Мышцы плеч, лица слегка расслаблены.
Из этого положения начинаются дыхательные движения рефлексотерапии.
Для подготовленных (хорошо владеющих навыками правильной "осанки", натяжения и расслабления мышц; навыками полного дыхания - брюшного, грудного и ключичного). Последовательно:
- Расслабить мышцы лица, шеи, плеч, позвоночника в области поясницы. Расслабление мышц выполняется в два этапа: первый - оптимальное натяжение мышц, подлежащих расслаблению дифференцированно от мягкого до жесткого, в зависимости от состояния организма в данный момент.
Второй - после достижения всеобщего оптимального натяжения и выдержки в течение 4 - 8 секунд, одновременное расслабление (сброс) натяжения. Глубина расслабления также дифференцирована по самочувствию.
При правильном выполнении двух этапов расслабления дыхание облегчается (раскрепощается), в теле - легкость, голова "освежается".
Достижение такого состояния облегчает получение лечебного эффекта успокаивающего и мобилизующего дыхания.
Успокаивающее дыхание. Перед упражнениями дыхание произвольное, спокойное, медленное, через нос, в расслабленном состоянии мышц.
Успокаивающее дыхание в формуле дыхательного цикла осуществляется в комплексе по схеме /первая цифра мысленного счета длительность вдоха, вторая - выдоха, третья - задержки дыхания после выдоха/:
1 вариант - 2:2[2]; 4:4[2]; 4:5[2]; 4:6[3]; 4:7[3]; 4:8[4]; 4:10[5]; 4: 12[6]; и т.д.; не допуская затруднений в дыхании.
2 вариант - 2:2[2]; 3:3[2]; 3:5[2]; 3:6[3]; 3:7[3]; 3:8[4]; 3:10[5]; 3: 12[6]; и т.д.; не допуская затруднений в дыхании.
Дальнейшее удлинение выдоха и задержки дыхания на выдохе выполняется после того, как занимающиеся легко справляются с предыдущим (по схеме) режимом дыхания.
Варианты вначале подбираются индивидуально по самочувствию, в дальнейшем осваивается менее предпочтительный вариант. Длительность цикла дыхания (вдоха, выдоха, задержки-паузы) и расслабления 1,5 - 2,5 минуты. Контроль на основе самоизмерения пульса, частоты дыхания, эмоционального состояния.
В сочетании с мышечным расслаблением правильно выполненное дыхание обеспечивает появление ощущения легкости, усиление положительных эмоций радости, покоя, на фоне оптимизации пульса и частоты дыхания.
Мобилизующее дыхание выполняется также как и успокаивающее в комплексе с расслаблением мышц, удлинением вдоха и пропорционально ему паузы после вдоха. И задержка дыхания осуществляется после вдоха и равна по счету половине этой фазы. Продолжительность выдоха остается неизменной. Дыхание в том же режиме, но по иной схеме:
- 2[2]:4; 4[2]:4; 6[3]:4; 8[4]:4; 10[5]:4; 12[8]:4 и т.д.
Наряду с внешними различиями и противоположностью действия, оба генетически однородные виды дыхания используются после больших, интенсивных и напряженных учебно-производственных нагрузках. В их рефлекторной, энергетической регуляции заложены неисчерпаемые резервы.
Поэтому в занятиях повышения работоспособности используются оба вида дыхания дифференцированно. Например: для людей гиперкинетического типа с усилением успокаивающего, а гипокинетического типа - с усилением мобилизующего дыхания.
Следует подчеркнуть, что названия этих генетически однородных видов дыхания: "Успокаивающее" и "Мобилизующее" условны. По их физиологической сути их можно также назвать "Тормозящее" и "Возбуждающее", а использовать дифференцированно в зависимости от эмоционального состояния, характера и степени испытываемого стресса, а также индивидуальных особенностей организма. Дифференцирование осуществляется накануне занятий путем тестирования и замера основных параметров: пульса, артериального давления, ритма и частоты дыхания, эмоционального состояния...
Общая затрата времени на осуществление предлагаемого способа не должна превышать 5 - 10 минут.
Главное - снять избыточное нервно-мышечное напряжение, устранить нарушения проводимости, оптимизировать циркуляцию энергии в акупунктурной системе.
Для неподготовленных (владеющих на удовлетворительно или вовсе не владеющих навыками правильной "осанки", натяжения и расслабления мышц; навыками полного дыхания - брюшного, грудного и ключичного).
Тот же способ, в том же режиме. Отличия:
Требования к качеству выполнения основного положения - осанки, расслабления мышц реализуются постепенно. Не все дети школьного возраста, также и взрослые могут произвольно расслабить мышцы. Выяснение причин требует индивидуального подхода.
Дыхание. Такое же медленное, спокойное, неслышное через нос. Схема упрощенная, вместе с тем, соответствует природному принципу дыхания.
Схема успокаивающего дыхания:
2:4; или 3:6; Задержка дыхания после выдоха сознательно не производится, сохраняется имеющаяся. (Первая цифра - вдох, вторая - выдох).
Варианты: 2:4; 2:5; 2:6; 2:7; и т.д. или 3:6; 3:7; 3:8; и т.д. до появления первых затруднений в дыхании. Дальнейшее удлинение фазы выдоха выполняется после того, как занимающийся легко справляется с предыдущим режимом. Не следует форсировать получение глубокого эффекта. В противном случае могут появиться признаки чрезмерного расслабления в виде ощущения вялости, сонливости или легкого головокружения. С появлением навыков тренированности эти ощущения не возникают.
Схема мобилизующего дыхания:
Вдох, без мысленного счета, за счет опускания диафрагмы, плавный и бесшумный до начала расширения нижних ребер грудной клетки, т.е. за счет нижнего /брюшного/ дыхания.
После окончания плавного, медленного вдоха - сразу же задержка (пауза), как можно дольше, до появления заметных затруднений в дыхании. После этого - плавный переход на медленный выдох, лучше через нос, настолько плавный, что от такого дыхания "пламя свечи не гаснет". Затем повторение цикла: (вдох, задержка, выдох) и т.д.
Количество циклов определяется по самочувствию.
Чтобы исключить рывки и натужность в дыхании надо уменьшить амплитуду (размах, ширину) фаз (вдоха, выдоха). Не следует форсировать получение глубокого, положительного результата.
Акцентирование внимания, по необходимости, на успокаивающем или мобилизующем дыхании - с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, реактивности нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Самоконтроль по пульсу, частоте дыхания и эмоциональному состоянию.
Общая затрата времени на целебную паузу для неподготовленных в зависимости от состояния группы и величины учебно-трудовой деятельности 10 - 15 минут.
Выполнение упражнений сопровождается концентрацией внимания для усиления результата оздоровления. Этому способствуют: мыленный счет длительности фаз, различные психологические приемы рефлексотерапии, например, формулы: "Я справлюсь! "; "Я отдыхаю"; "Мое дыхание становится ровным, спокойным"; "При каждом вдохе кислород вливается в мой организм и тонким пульсирующим потоком разносится по всему телу, по рукам, ногам, спине, животу"; "Дыхание слегка замедляется, выдох становится длиннее вдоха"; "Я отдыхаю. Я расслабляюсь. Все тело отдыхает. Не чувствую никакого напряжения." и т.п.
Многие желающие освоить методику дыхательных упражнений и статических движений, вместе с тем, отрицательно относятся к готовым формулам самовнушения. В этом случае внимание концентрируется на тех мышцах, которые подлежат натяжению или расслаблению или на качестве выполнения вдоха, выдоха, задержки дыхания.
Самое важное получить оптимальный эффект целебной паузы.
Пример. Уроки здоровья в школе в форме факультатива по программе "Экология и этика здоровья человека" проводятся нами с 1991-1992 уч. года в разных классах общеобразовательных школ. На каждом уроке целебные паузы - пятиминутки.
Подготовленные ученики сразу получают реальные положительные результаты оздоровления. Не подготовленные - через 2-5 уроков в течение полугодия занятий факультатива по графику - 1 час в неделю. Из них в 10 классах получили хорошие результаты 37,75% занимающихся; в 9-х классах 43,5%; в 8-х - 45%; в 7-х - 63,5%; в 6-х - 65,5%; в 4-х - 90%.
В старших классах внедрение идет труднее по причинам физиологического и этического характера. Однако результаты у старшеклассников глубже и осознаннее и нередко выходят за рамки заявленного способа. Некоторые десятиклассники с помощью рекомендованных статических движений и дыхательных упражнений снимали индивидуально болевой синдром радикулита, устраняли бессонницу и т. п.
Хорошие результаты получены в 3-х - 4-х классах. Особенности занятий в младших классах в том, что эффект оздоровления программируется, как правило, на подсознательном уровне. Занятия проводятся в сотрудничестве с учителем, ведущим занятия. Опыт показывает, что начинать эти занятия лучше в младших классах и продолжать в старших, постепенно углубляя и расширяя положительные влияния на состояние здоровья и работоспособность.
Занятия со взрослыми проводились в этот же период в некоторых школах с желающими учителями и преподавателями. Результаты занятий приближались к результатам неподготовленных старшеклассников.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ ПЕВЧЕСКОГО АППАРАТА | 2010 |
|
RU2445061C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ | 2008 |
|
RU2380074C2 |
Способ комплексного оздоровления организма. | 2018 |
|
RU2714179C1 |
Способ оздоровления студенческой молодежи | 2020 |
|
RU2732824C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА | 2008 |
|
RU2394605C2 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА | 2009 |
|
RU2423097C1 |
Способ лечения хронической тазовой боли у женщин на основе биологической обратной связи (БОС) | 2019 |
|
RU2717200C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СУТОЧНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО РИТМА У ПОДРОСТКОВ | 2011 |
|
RU2474408C1 |
СПОСОБ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 2016 |
|
RU2654661C1 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К РОДАМ И ПОСЛЕРОДОВОМУ ПЕРИОДУ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН ГРУПП РИСКА НА САНАТОРНОМ ЭТАПЕ | 2008 |
|
RU2389464C2 |
Изобретение относится к области медицины и гигиены, может применяться в условиях учебно-производственной деятельности. Способ проводят в форме целительной паузы в обстановке учебно-трудовой деятельности путем попеременного натяжения и расслабления мышц в сочетании с попеременным выполнением комплексов успокаивающего и мобилизующего дыхания. Успокаивающее - посредством постепенного удлинения выдоха, пока он не станет вдвое продолжительнее вдоха, который остается неизменным. Дыхательная пауза делается в конце выдоха. Мобилизующее состоит в удлинении вдоха и пропорционально ему дыхательной паузы. Продолжительность дыхательной паузы равна половине вдоха. Координация мышечного натяжения - расслабления в сочетании с мобилизующим и успокаивающим дыханием имеет главной целью оптимизацию процессов возбуждения - торможения в организме на фоне замедления и полноты энергообеспечения этих процессов. Такой режим дает возможность наряду с оздоровительным результатом более мягкого перехода к учебно-производственной деятельности или отдыху на оптимальном эмоциональном настрое. 1 з.п. ф-лы.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЕЗНЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОТЕРЕЙ ГОЛОСА | 0 |
|
SU411865A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Устройство для сегментарной рефлексотерапии | 1987 |
|
SU1551381A1 |
Авторы
Даты
2000-03-10—Публикация
1996-05-21—Подача