РЕЗЕРВИРОВАННОЕ УСТРОЙСТВО ПУТЕВОЙ ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКИ Российский патент 2010 года по МПК B61L23/16 B61L21/06 B61L1/16 

Описание патента на изобретение RU2381938C1

Изобретение относится к железнодорожной автоматике, а именно к устройствам управления движением поездов на перегонах, не оборудованных устройствами путевой автоматической блокировки.

Полуавтоматической блокировкой называется такой способ регулирования движения поездов, при котором управление, замыкание и размыкание сигналов осуществляется частично вручную, а частично автоматически от движущихся поездов.

Путевая полуавтоматическая блокировка широко применяется на железных дорогах преимущественно на однопутных линиях.

В релейной полуавтоматической блокировке все зависимости осуществляются при помощи электромеханических реле.

Разработка устройств безопасности для регулирования движения поездов, повышение пропускной способности участков и снижение эксплуатационных расходов при обеспечении заданного уровня безопасности является актуальной задачей.

Известно трехканальное устройство для управления блоками исполнительных реле, содержащее источники импульсных сигналов, блоки питания, блок исполнительных реле, блоки источников сигналов управления, выходные ключи, устройства контроля выходных ключей, три модуля сбора информации, три процессорных блока и три блока памяти (патент РФ на изобретение №2292113, Н03К 19/23, B61L 19/14).

Известна система сбора, преобразования и обработки измерительной информации, содержащая два блока канала связи с периферийным оборудованием, датчики, центральное устройство управления и обработки, коммутаторы, блок управления коммутаторами, аналого-цифровые преобразователи и канал ввода-вывода, связанный с центральным блоком управления и обработки, выходы датчиков соединены с соответствующими входами коммутаторов, управляющие входы которых подключены к выходам блока управления коммутаторами, а выходы коммутаторов подключены к аналого-цифровым преобразователям (патент РФ на изобретение №2118848, G06F 17/40).

Известен способ определения свободности от поезда участка железнодорожного пути и устройство для его осуществления, используемые для регулирования движения поездов на малодеятельных участках железных дорог, в том числе оборудованных устройствами полуавтоматической блокировки, в которых формируют управляющие сигналы, входные сигналы с информацией о количестве осей и направлении движения преобразуют в цифровые промежуточные сигналы, из которых формируют выходные сигналы, содержащие информацию входных сигналов, стимулирующие и переключающие сигналы, в определенной временной последовательности сравнивают соответствующие выходные и переключающие сигналы, при поразрядной идентичности двух значений сравниваемых выходных сигналов сигнал, ограждающий участок железнодорожного пути, переводят из запрещающего состояния в разрешающее состояние. Устройство содержит релейный блок управления источником сигнала, ограждающего участок, блок сравнения выходных сигналов, информационные каналы, включающие в себя путевые датчики, первые кодирующий и декодирующий блоки и линию связи, блоки обработки входных сигналов, реверсивный счетчик, цифровой компаратор, дополнительные кодирующий и декодирующий блоки, датчик занятости поездом определенных зон рельсов, генератор стимулирующих и переключающих сигналов, мажоритарные элементы с блоками контроля, блоками памяти (патент РФ на изобретение №2104894, B61L 1/16, B61L 21/06, B61L 23/00, B61L 23/28 - прототип).

Недостатком известных устройств является низкая вероятность принятия точного решения на подключение резервного канала, так как не выявляются отказы и сбои в работе всех основных элементов устройства, а, следовательно, отсутствует возможность запрета передачи искаженной информации в канал связи с периферийным оборудованием.

Технической задачей изобретения является повышение экономической эффективности обеспечения возможности принятия точного решения путем использования дублированных систем с возможностью кратковременной реконфигурации при сбое или отказе одного из каналов, что способствует снижению затрат на содержание устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), снижению энергопотребления оборудованием, снижению простоев подвижного состава увеличению пропускной способности на участках.

Для решения поставленной задачи предлагается резервированное устройство путевой полуавтоматической блокировки, содержащее два канала обработки информации от путевых датчиков (ПД) и передачи информации в периферийное оборудование для принятия решений, кабельные линии связи, отличающееся тем, что в него введены цепи включения общего сигнального реле выходных светофоров станций Б и А, цепи включения электрозащелки ключа-жезла хозяйственных поездов станций Б и А, цепи реле выключения контроля свободности изолированных участков в маршрутах отправления станций Б и А, пульты табло дежурного по станциям Б и А, в состав оборудования станций А и Б входят счетно-решающее устройство нечетного направления движения основного канала, счетно-решающее устройство нечетного направления движения резервного канала, реле контроля исправности основного канала четного направления движения, вспомогательное по отправлению реле основного канала четного направления движения, реле контроля перегона основного канала нечетного направления движения, реле контроля перегона резервного канала нечетного направления движения, вспомогательное по отправлению реле резервного канала четного направления движения, реле контроля исправности резервного канала нечетного направления движения, преобразователь интерфейса основного канала нечетного направления движения, модуль вывода информации основного канала нечетного направления движения, общее вспомогательное по отправлению реле четного направления движения, блок выбора рабочего канала, реле работоспособности основного канала нечетного направления движения, реле неисправности основного канала нечетного направления движения, реле работоспособности резервного канала нечетного направления движения, преобразователь интерфейса резервного канала нечетного направления движения, модуль вывода информации резервного канала нечетного направления движения, устройство бесперебойного питания основного канала нечетного направления движения, устройство бесперебойного питания резервного канала нечетного направления движения, кнопка искусственного восстановления исходного состояния аппаратуры нечетного направления движения, реле искусственного восстановления исходного состояния аппаратуры нечетного направления движения, реле контроля ключа-жезла хозяйственного поезда четного направления движения, реле ключа-жезла подталкивающего локомотива четного направления движения, напольный преобразователь сигналов (НПС) ПД резервного канала, НПС ПД основного канала, кнопки дачи и отмены согласия четного и нечетного направлений движения, блок связи основного канала станций А и Б, блок связи резервного канала станций А и Б, причем кнопка дачи и отмены согласия четного направления движения и кнопка дачи и отмены согласия нечетного направления движения соединены с входами реле контроля ключа-жезла хозяйственного поезда четного и нечетного соответственно направлений движения, входы-выходы ПД основного и резервного каналов станций Б и А соединены с первыми входами-выходами НПС ПД резервного и основного каналов станций Б и А соответственно; на станции Б второй вход-выход НПС ПД резервного канала соединен с первым входом-выходом счетно-решающего устройства нечетного направления движения, второй вход-выход НПС ПД основного канала соединен с первым входом-выходом счетно-решающего устройства нечетного направления движения, первый выход цепей включения сигнального реле выходных светофоров соединен с первыми входами счетно-решающих устройств основного и резервного каналов нечетных направлений движения, первый выход цепей включения электрозащелки ключа-жезла хозяйственных поездов соединен со вторыми входами счетно-решающих устройств основного и резервного каналов нечетных направлений движения, третьи входы которых являются входами бесперебойного питания, четвертые входы соединены с выходом реле искусственного восстановления исходного состояния аппаратуры нечетного направления движения, четвертые входы соединены с выходом реле контроля ключа-жезла хозяйственного поезда четного направления движения, первые выходы счетно-решающих устройств основного и резервного каналов нечетного направления движения соединены с входами преобразователей интерфейса нечетного направления движения основного и резервного каналов соответственно, вторые выходы соединены с входами реле контроля исправности нечетного направления движения основного и резервного соответственно каналов, третьи выходы соединены с входами вспомогательных по отправлению реле четного направления движения основного и резервного соответственно каналов, четвертые выходы соединены с входами реле контроля перегона нечетного направления движения основного и резервного каналов соответственно, а вход-выход основного и резервного счетно-решающих устройств соединены с входом-выходом блока связи основного канала и входом-выходом блока связи резервного канала соответственно, выход реле контроля исправности нечетного направления движения основного канала соединен с первым входом блока выбора рабочего канала, второй вход которого соединен с выходом реле контроля перегона нечетного направления движения основного канала, третий вход соединен с выходом реле контроля перегона нечетного направления движения резервного канала, четвертый вход соединен с выходом реле контроля исправности нечетного направления движения резервного канала, первый выход соединен с входом реле работоспособности нечетного направления движения основного канала, второй выход соединен с входом реле неисправности основного канала нечетного направления движения, третий выход соединен с индикатором реле контроля перегона нечетного направления движения («НКП») пульта-табло дежурного по станции, четвертый выход соединен с входом реле работоспособности нечетного направления движения резервного канала, выход вспомогательного по отправлению реле четного направления движения основного канала соединен с первым входом общего вспомогательного по отправлению реле четного направления движения, второй вход которого соединен с выходом реле контроля перегона нечетного направления движения основного канала, третий вход соединен с выходом реле контроля перегона нечетного направления движения резервного канала, четвертый вход соединен с выходом вспомогательного по отправлению реле четного направления движения резервного канала, а выход соединен с первыми входами цепей включения общего сигнального реле входных светофоров, цепи включения электрозащелки ключа-жезла хозяйственных поездов и цепи реле выключения контроля свободности изолированных участков в маршрутах отправления, выходы преобразователей интерфейса нечетного направления движения основного и резервного каналов соединены с первыми входами модулей вывода информации нечетного направления движения основного и резервного соответственно каналов, вторые входы которых соединены с первыми выходами реле работоспособности нечетного направления движения основного и резервного соответственно каналов, вторые выходы которых соединены с индикатором реле нечетного направления движения основного комплекта («НОК») и индикатором реле нечетного направления движения резервного комплекта («НРК») соответственно пульта-табло дежурного по станции, выход нечетного реле неисправности соединен с индикатором нечетного реле неисправности «НРН» пульта-табло дежурного по станции, выходы модулей вывода информации нечетного направления движения основного и резервного каналов соединены с группой индикаторов получения согласия четного направления движения («ЧПС»), путевого отправления четного направления движения («ЧПО»), дачи согласия на отправление четного направления движения («НДСО»), реле путевого прибытия нечетного направления движения («НПП»), реле контроля ключа-жезла хозяйственного поезда четного направления движения («ЧКЖХ») пульта-табло дежурного по станции, вторые входы цепи включения общего сигнального реле выходных светофоров, цепи включения электрозащелки ключа-жезла хозяйственных поездов и цепи реле выключения контроля свободности изолированных участков в маршрутах отправления являются первым, вторым и третьим соответственно управляющими входами систем управления движением поездов на станции, а выходы являются первым, вторым и третьим соответственно управляющими выходами систем управления движением поездов на станции, первый вход нечетного реле искусственного восстановления исходного состояния аппаратуры нечетного направления движения подключен к кнопке искусственного восстановления исходного состояния аппаратуры нечетного направления движения, второй и третий входы реле искусственного восстановления исходного состояния аппаратуры нечетного направления движения соединены с выходами реле контроля ключа-жезла хозяйственного поезда и реле контроля ключа-жезла подталкивающего локомотива четного направления движения, выход реле контроля ключа-жезла хозяйственного поезда четного направления движения подключен к индикатору «ЧКЖХ» пульта-табло дежурного по станции, а входы реле контроля ключа-жезла хозяйственного поезда и реле контроля ключа-жезла подталкивающего локомотива четного направления движения являются первым и вторым соответственно управляемыми входами систем управления движением поездов; на станции А второй вход-выход НПС ПД резервного канала соединен с первым входом-выходом счетно-решающего устройства четного направления движения резервного канала, второй вход-выход НПС ПД основного канала соединен с первым входом-выходом счетно-решающего устройства четного направления движения основного канала, первый выход цепей включения сигнального реле выходных светофоров соединен с первыми входами счетно-решающих устройств четного направления движения основного и резервного каналов, первый выход цепей включения электрозащелки ключа-жезла хозяйственных поездов соединен со вторыми входами счетно-решающих устройств четного направления движения основного и резервного каналов, третьи входы которых являются входами бесперебойного питания, четвертые входы соединены с выходом реле искусственного восстановления исходного состояния аппаратуры четного направления движения, пятые входы соединены с выходом реле контроля ключа-жезла хозяйственного поезда нечетного направления движения, первые выходы счетно-решающих устройств четного направления движения основного и резервного каналов соединены с входами преобразователей интерфейса четного направления движения основного и резервного каналов соответственно, вторые выходы соединены с входами реле контроля исправности четного направления движения основного и резервного соответственно каналов, третьи выходы соединены с входами вспомогательных по отправлению реле нечетного направления движения основного и резервного соответственно каналов, четвертые выходы соединены с входами реле контроля перегона четного направления движения основного канала и реле контроля исправности четного направления движения резервного канала соответственно, выход реле контроля исправности четного направления движения основного канала соединен с первым входом блока выбора рабочего канала, второй вход которого соединен с выходом реле контроля перегона четного направления движения основного канала, третий вход соединен с выходом реле контроля перегона четного направления движения резервного канала, четвертый вход соединен с выходом реле контроля исправности четного направления движения резервного канала, первый выход соединен с входом реле работоспособности четного направления движения основного канала, второй выход соединен с входом реле неисправности четного направления движения, третий выход соединен с индикатором реле контроля перегона четного направления движения (ЧКП) основного комплекта пульта-табло дежурного по станции, четвертый выход соединен с входом реле работоспособности четного направления движения резервного канала, выход вспомогательного по отправлению реле нечетного направления движения основного канала соединен с первым входом общего вспомогательного по отправлению реле нечетного направления движения, второй вход которого соединен с выходами реле контроля перегона четного направления движения основного и резервного каналов соответственно, третий вход соединен с выходом вспомогательного по отправлению реле нечетного направления движения резервного канала, а выход соединен с первыми входами цепей включения общего сигнального реле входных светофоров, цепи включения электрозащелки ключа-жезла хозяйственных поездов и цепи реле выключения контроля свободности изолированных участков в маршрутах отправления, выходы преобразователей интерфейса четного направления движения основного и резервного каналов соединены с первыми входами модулей вывода информации нечетного направления движения основного и резервного соответственно каналов, вторые входы которых соединены с первыми выходами реле работоспособности четного направления движения основного и резервного соответственно каналов, вторые выходы которых соединены с индикаторами реле работоспособности четного направления движения основного комплекта «ЧОК» и реле работоспособности четного направления движения резервного комплекта «ЧРК» соответственно пульта-табло дежурного по станции, выход реле неисправности четного направления движения соединен с индикатором реле неисправности четного направления движения («ЧРН») пульта-табло дежурного по станции, выходы модулей вывода информации четного направления движения основного и резервного каналов соединены с группой индикаторов получения согласия нечетного направления движения («НПС»), путевого отправления нечетного направления движения («НПО»), дачи согласия на отправление четного направления движения «ЧДСО», реле путевого прибытия четного направления движения («ЧПП») пульта-табло дежурного по станции, вторые входы цепи включения общего сигнального реле выходных светофоров, цепи включения электрозащелки ключа-жезла хозяйственных поездов и цепи реле выключения контроля свободности изолированных участков в маршрутах отправления являются первым, вторым и третьим соответственно управляющими входами систем управления движением поездов станции А, а выходы являются первым, вторым и третьим соответственно управляющими выходами систем управления движением поездов на станции А, первый вход реле искусственного восстановления исходного состояния аппаратуры четного направления движения подключен к кнопке искусственного восстановления исходного состояния аппаратуры четного направления движения, второй и третий входы реле искусственного восстановления исходного состояния аппаратуры четного направления движения соединены с выходами реле контроля ключа-жезла хозяйственного поезда и реле контроля ключа-жезла подталкивающего локомотива нечетного направления движения, выход реле контроля ключа-жезла хозяйственного поезда нечетного направления движения подключен к индикатору «ЧКЖХ» пульта-табло дежурного по станции, а входы реле контроля ключа-жезла хозяйственного поезда и реле контроля ключа-жезла подталкивающего локомотива нечетного направления движения являются первым и вторым соответственно управляемыми входами систем управления движением поездов на станции А.

На фиг.1 и фиг.2 показана структурная схема резервированного устройства путевой полуавтоматической блокировки.

На чертежах показано: 1 - цепи включения общего сигнального реле выходных светофоров станции Б, 2 - цепи включения электрозащелки ключа-жезла хозяйственных поездов станции Б, 3 - цепи реле выключения контроля свободности изолированных участков в маршрутах отправления станции Б, 4 - пульт-табло дежурного по станции Б, 5 - счетно-решающее устройство нечетного направления движения основного канала, 6 - счетно-решающее устройство нечетного направления движения резервного канала, 7 - реле контроля исправности нечетного направления движения основного канала, 8 - вспомогательное по отправлению реле четного направления движения основного канала, 9 - реле контроля перегона нечетного направления движения основного канала, 10 - устройства управления движением поездов на станции Б, 11 - реле контроля перегона нечетного направления движения резервного канала, 12 - вспомогательное по отправлению реле четного направления движения резервного канала, 13 - реле контроля исправности нечетного направления движения резервного канала, 14 - преобразователь интерфейса нечетного направления движения основного канала, 15 - модуль вывода информации нечетного направления движения основного канала, 16 - общее вспомогательное по отправлению реле четного направления движения, 17 - схема выбора рабочего канала станции Б, 18 - реле работоспособности нечетного направления движения основного канала, 19 - реле неисправности нечетного направления движения, 20 - реле работоспособности нечетного направления движения резервного канала, 21 - преобразователь интерфейса нечетного направления движения резервного канала, 22 - модуль вывода информации нечетного направления движения резервного канала, 23 - устройство бесперебойного питания нечетного направления движения основного канала, 24 - устройство бесперебойного питания нечетного направления движения резервного канала, 25 - кнопка искусственного восстановления исходного состояния аппаратуры нечетного направления движения, 26 - реле искусственного восстановления исходного состояния аппаратуры нечетного направления движения, 27 - реле контроля ключа-жезла хозяйственного поезда четного направления движения, 28 - реле контроля ключа-жезла подталкивающего локомотива четного направления движения, 29 - цепи контроля наличия ключа-жезла подталкивающего локомотива станции Б, 30 - цепи контроля наличия ключа-жезла хозяйственного поезда станции Б, 31 - НПС резервного канала станции Б, 32 - НПС основного канала станции Б, 33 - входной светофор нечетного направления движения, 34 - ПД основного канала станции Б, 35 - ПД резервного канала станции Б, 36 - блок связи основного канала, 37 - блок связи резервного канала, 38 - кабельная линия связи основного канала станции Б, 39 - кабельная линия связи резервного канала станции Б, 40 - кнопка дачи и отмены согласия нечетного направления движения, 41 - цепи включения общего сигнального реле выходных светофоров станции А, 42 - цепи включения электрозащелки ключа-жезла хозяйственных поездов станции А, 43 - цепи реле выключения контроля свободности изолированных участков в маршрутах отправления станции А, 44 - пульт-табло дежурного по станции А, 45 - счетно-решающее устройство четного направления движения основного канала, 46 - счетно-решающее устройство четного направления движения резервного канала, 47 - реле контроля исправности четного направления движения основного канала, 48 - вспомогательное по отправлению реле нечетного направления движения основного канала, 49 - реле контроля перегона четного направления движения основного канала, 50 - устройства управления движением поездов на станции А, 51 - реле контроля перегона четного направления движения резервного канала, 52 - вспомогательное по отправлению реле нечетного направления движения резервного канала, 53 - реле контроля исправности четного направления движения резервного канала, 54 - преобразователь интерфейса четного направления движения основного канала, 55 - модуль вывода информации четного направления движения основного канала, 56 - общее вспомогательное по отправлению реле нечетного направления движения, 57 - схема выбора рабочего канала станции А, 58 - реле работоспособности четного направления движения основного канала, 59 - реле неисправности четного направления движения, 60 - реле работоспособности четного направления движения резервного канала, 61 - преобразователь интерфейса четного направления движения резервного канала, 62 - модуль вывода информации четного направления движения резервного канала, 63 - устройство бесперебойного питания четного направления движения основного канала, 64 - устройство бесперебойного питания четного направления движения резервного канала, 65 - кнопка искусственного восстановления исходного состояния аппаратуры четного направления движения, 66 - реле искусственного восстановления исходного состояния аппаратуры четного направления движения, 67 - реле контроля ключа-жезла хозяйственного поезда нечетного направления движения, 68 - нечетное реле контроля ключа-жезла подталкивающего локомотива нечетного направления движения, 69 - цепи контроля наличия ключа-жезла подталкивающего локомотива станции А, 70 - цепи контроля наличия ключа-жезла хозяйственного поезда станции А, 71 - НПС резервного канала станции А, 72 - НПС основного канала станции А, 73 - входной светофор четного направления движения, 74 - ПД основного канала станции А, 75 - ПД резервного канала станции А, 76 - кабельная линия связи основного канала станции А, 77 - кабельная линия связи резервного канала станции А, 78 - кнопка дачи и отмены согласия четного направления движения.

Резервированное устройство путевой полуавтоматической блокировки работает следующим образом.

Режим выбора рабочего канала.

В исходном состоянии реле 7, 9, 11, 13, 18, 19, 47, 49, 51, 53, 58, 59 включены, реле 8, 12, 16, 20, 48, 52, 56, 60 выключены, индикаторы "НРН", "НОК", "ЧРН", "ЧОК" на пульт-табло дежурного по станции светятся непрерывно, а индикаторы "НРК" и "ЧРК" погашены.

В случае появления неисправности основного канала выключаются реле 7, 9, 47, 49. Контактами реле 7, 47 выключаются реле 19, 59 соответственно с замедлением 1,2-2,6 с. Индикаторы "НРН" и "ЧРН" на пульт-табло дежурного по станции начинают работать в мигающем режиме.

Контактами реле 7, 47 размыкаются цепи питания обмоток реле 18 и 58 соответственно и замыкаются цепи питания обмоток реле 20 и 60. На пульт-табло дежурного по станции гаснут индикаторы "НОК", "ЧОК" и включатся индикаторы "НРК", "ЧРК" соответственно.

В случае появления неисправности резервного канала (при исправном основном канале) контактами реле 13 и 53 размыкаются цепи питания обмоток реле 19 и 59 соответственно. Индикаторы "НРН" и "ЧРН" на пульт-табло дежурного по станции переключатся в мигающий режим.

Показания индикаторов "НОК", "ЧОК", "НРК" и "ЧРК" на пульт-табло не изменятся.

В случае одновременного появления неисправности основного и резервного каналов контактами реле 7, 13, 47, 53 размыкаются цепи питания обмоток реле 19 и 59 соответственно. Индикаторы "НРН" и "ЧРН" на пульт-табло переключаются в мигающий режим.

Индикаторы "НОК", "НРК", "ЧРК" на пульт-табло выключаются.

В случае сбоя в работе основного канала реле 9 и 49 выключаются или не включаются после освобождения перегона подвижным составом. Нарушается режим синхронной работы реле 9, 49 и 11, 51, что приводит к длительному (более 1 сек.) размыканию цепи питания обмоток реле 18, 58 и 19, 59, которые выключаются. Одновременно формируется цепь возбуждения реле 20 и 60, которые включаются. Индикаторы "НРН" и "ЧРН" на пульт-табло переключаются в мигающий режим, индикаторы "НОК" и "ЧОК" гаснут, индикаторы "НРК" и "ЧРК" включаются.

В случае сбоя в работе резервного канала реле 11 и 51 выключаются или не включаются после освобождения перегона подвижным составом, реле 19 и 59 выключаются. Индикаторы "НРН" и "ЧРН" на пульт-табло переключаются в мигающий режим, индикаторы "НОК" и "ЧОК" остаются включенными, индикаторы "НРК" и "ЧРК" остаются выключенными.

В случае одновременного и одинакового сбоя в работе основного и резервного каналов реле 9, 11, 49 и 51 выключаются или не включаются после освобождения перегона подвижным составом. Так как режим синхронной работы данных реле не нарушается, остальные реле и индикаторы остаются в том же состоянии и факт сбоя в работе системы выявляется только после визуальной проверки дежурным по станции приема факта прибытия подвижного состава на станцию.

Первый режим работы: исходное состояние (перегон свободен, выходные светофоры закрыты, комплект системы находится в ждущем состоянии и контролирует свободность перегона).

Индикаторы «ЧПП», «НПП», «ЧПО», «НПО», «ЧДСО», «НДСО», «ЧПС», «НПС» на пульт-табло дежурных по станциям в исходном состоянии не светятся. Не светятся также и красные индикаторы «НКП» и «ЧКП». Индикаторы реле контроля ключа-жезла хозяйственного поезда четного направления движения «НКЖХ», «ЧКЖХ» и белые «НКП», «ЧКП» светятся непрерывным светом.

Реле 7 (13), 9 (11), 27 (27), 28, 47 (53), 49 (51), 67, 68 включены, 8 (12), 16, 26, 48 (52), 56, 66 выключены.

Цепи включения общего сигнального реле выходных светофоров и электрические защелки ключа-жезла хозяйственного поезда заблокированы контактами реле 16 и 56 на станциях Б и А соответственно. Ключи-жезлы находятся в пульт-табло дежурных по обеим станциям.

Кнопки 25, 40, 65, 78 не нажаты.

Источники бесперебойного питания 23 (24) и 63 (64) как и во всех остальных режимах вырабатывают напряжения питания блоков 5 (6) и 45 (46) соответственно. Совокупность блоков 14 и 15 (21 и 22), 54 и 55 (61 и 62) во всех режимах обеспечивают соответствие индикации пультов-табло текущему состоянию системы. Приборы 5 и 45 (6 и 46) во всех режимах обмениваются попарно между собой информацией через 36 (37).

Второй режим работы: режим дачи согласия на отправление (перегон свободен, выходные сигналы закрыты).

Далее рассматривается режим пропуска четного поезда от станции Б к станции А. Нажимается кнопка 78 станции А до момента загорания индикатора «ЧДСО».

На станции Б включаются реле 8 (12) и 16 (16), загорается индикатор «ЧПС».

Цепи включения общего сигнального реле выходных светофоров и электрической защелки ключа-жезла хозяйственного поезда на станции Б разблокированы контактами реле 16.

Остальные элементы своего состояния не изменяют.

Третий режим работы - режим отмены данного согласия на отправление поезда (перегон свободен, выходные светофоры закрыты, ключи-жезлы не доставались).

Данный режим осуществим только после завершения работы второго режима.

Вытягивается на себя кнопка 78 на станции А. Через две секунды система приходит к исходному состоянию (первый режим), после чего кнопку 78 отпускается.

Четвертый режим - режим открытия выходного сигнала поезду (перегон свободен, выходные светофоры закрыты, ключи-жезлы не доставались).

Данный режим осуществим только после окончания работы второго режима.

На станции Б дежурный приготавливает маршрут и установленным порядком открывает выходной светофор (данные манипуляции осуществляются в системах управления движением поездов на станции и к системе путевой полуавтоматической блокировки не относятся). При этом на пульт-табло 4 станции Б загорается индикатор «ЧПО», гаснет «ЧПС».

Реле 8 (12) и 16 выключаются и в дальнейшем вновь блокируют цепи 1 включения общего сигнального реле выходных светофоров и электрические защелки 2 ключа-жезла хозяйственного поезда на станции Б.

На станции А гаснет индикатор «ЧДСО» и загорается индикатор «ЧПП». Остальные элементы не изменяют своего состояния.

Возможно отправление поезда при помощи подталкивающего локомотива. При этом блоком 29 снимается питание с реле 28, которое выключается и блокирует реле 26 в выключенном состоянии.

Пятый режим - режим выдачи ключа-жезла хозяйственному поезду (перегон свободен, выходные светофоры закрыты, ключи-жезлы не доставались).

Данный режим осуществим только после окончания работы второго режима. На станции Б дежурный заготавливает маршрут и установленным порядком изымает ключ-жезл хозяйственного поезда из аппарата дежурного по станции (данные манипуляции осуществляются в системах управления движением поездов на станции и к системе путевой полуавтоматической блокировки не относятся). При этом на пульт-табло 4 станции Б загорается индикатор «ЧПО», гаснет индикатор «ЧПС». Реле 8 (12) и 16 выключаются и в дальнейшем вновь блокирует цепи 1 включения общего сигнального реле выходных светофоров и электрической защелки ключа-жезла хозяйственного поезда на станции Б. Блок 30 снимает напряжение питания реле 27, которое выключает индикатор «ЧКЖХ» на пульт-табло 4 и передает в 5 (6) информацию о том, что отправляется хозяйственный поезд.

На станции А гаснет индикатор «ЧДСО» и загорается индикатор «ЧПП».

Остальные элементы не изменяют своего состояния.

Шестой режим работы - режим движения поезда по перегону (перегон занят).

Данный режим осуществляется после окончания первого и четвертого режимов работы.

Шестой режим работы наступает в момент прохода первой оси отправляющегося поезда над путевым датчиком 34 (35).

При этом реле 9 (11) находится в выключенном состоянии, белые индикаторы «НКП» и «ЧКП» не светятся, а красные индикаторы - светятся.

Состояние остальных элементов не изменяется.

После полного прохода поезда над путевым датчиком 74 (75) система переходит к первому режиму работы.

Если было отправление поезда при помощи подталкивающего локомотива, то переход к первому режиму работы осуществляется после полного освобождения перегона самим поездом и подталкивающим локомотивом. Возврат ключа-жезла подталкивающего локомотива в пульт-табло станции Б приведет к появлению напряжения питания на выходе блока 29 и включения реле 28. Только после этого реле 26 разблокируется и может быть осуществим девятый режим работы аппаратуры.

Седьмой режим работы - режим освобождения перегона хозяйственным поездом.

Этот режим выполняется только после завершения пятого режима работы. Хозяйственный поезд возвращается на станцию отправления (Б).

После освобождения хозяйственным поездом контролируемого перегона (после проследования последней оси над путевым датчиком 34 (35) в обратном направлении) на пульт-табло обеих станций гаснут красные индикаторы и загораются белые индикаторы «НКП» и «ЧКП».

Состояние остальных элементов не изменяется.

Восьмой режим работы - режим возврата ключа-жезла хозяйственного поезда в пульт-табло (перегон свободен).

После возврата ключа-жезла хозяйственного поезда в пульт-табло система переходит в первый режим работы.

При этом от 30 подается напряжение питания реле 27, которое в свою очередь включает индикатор «ЧКЖХ» и передает информацию приборам 5 (6) о том, что хозяйственный поезд прибыл.

Девятый режим работы - режим искусственного восстановление системы.

Искусственное восстановление исходного состояния системы производится посредством согласованного (с интервалом не более 1 минуты) кратковременного нажатия дежурными обеих станций кнопок 25 и 65. При этом кратковременно (три - пять секунд) встают под ток реле 26 и 66 на станциях Б и А соответственно, после чего осуществляется переход системы к первому режиму работы.

Выполнение данного режима работы возможно только в том случае, если реле 28, 27, 68 и 67 находятся во включенном состоянии.

Похожие патенты RU2381938C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ИНТЕРВАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ 2010
  • Щиголев Сергей Александрович
  • Шевцов Владимир Алексеевич
  • Соловьев Алексей Леонидович
  • Ларионов Олег Евгеньевич
  • Власов Сергей Федорович
  • Зольников Антон Вячеславович
RU2457133C2
УСТРОЙСТВО ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОЙ ПУТЕВОЙ БЛОКИРОВКИ 2007
  • Щиголев Сергей Александрович
  • Шевцов Владимир Алексеевич
  • Соловьев Алексей Леонидович
  • Папшев Сергей Александрович
  • Ларионов Олег Евгеньевич
  • Чеблаков Валентин Александрович
RU2352489C1
МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА АВТОБЛОКИРОВКИ 2008
  • Щиголев Сергей Александрович
  • Соловьев Алексей Леонидович
  • Шевцов Владимир Алексеевич
  • Чеблаков Валентин Александрович
  • Зайцев Валерий Юрьевич
  • Арбузов Евгений Владимирович
RU2388636C2
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ УСТРОЙСТВАМИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОЕЗДА 2015
  • Куликов Сергей Михайлович
  • Свердлов Вадим Борисович
  • Акмалов Сабит Гайданиевич
  • Чеблаков Валентин Александрович
  • Шевцов Владимир Алексеевич
  • Зольников Антон Вячеславович
RU2598919C1
РЕЗЕРВИРОВАННОЕ УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПЕРЕЕЗДНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ 2008
  • Щиголев Сергей Александрович
  • Шевцов Владимир Алексеевич
  • Гоман Евгений Александрович
  • Соловьев Алексей Леонидович
  • Ларионов Олег Евгеньевич
RU2381937C1
ВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ИНТЕРВАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ НА УСКОРЕННО ВОССТАНАВЛИВАЕМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕГОНАХ 2019
  • Зорин Василий Иванович
  • Лагунов Сергей Александрович
RU2732636C1
Способ восстановления движения поездов на участке железной дороги с использованием мобильного комплекса микропроцессорной системы управления стрелками и светофорами 2016
  • Смагин Юрий Сергеевич
  • Шатковский Олег Юрьевич
  • Плавник Яков Юрьевич
  • Кузнецов Александр Борисович
  • Родяков Алексей Юрьевич
  • Кочнев Виталий Александрович
  • Касимовский Олег Вячеславович
RU2622316C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ И МАНЕВРОВЫХ СОСТАВОВ 2019
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Савченко Павел Владимирович
RU2723571C1
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДОВ 2021
  • Гуревич Владимир Леонидович
  • Власов Сергей Федорович
  • Щиголев Сергей Александрович
  • Ерышева Галина Алексеевна
RU2782284C1
Устройство для однопутной полуавтоматической блокировки 1941
  • Кузнецов И.А.
  • Перевалов Д.М.
SU70886A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 381 938 C1

Реферат патента 2010 года РЕЗЕРВИРОВАННОЕ УСТРОЙСТВО ПУТЕВОЙ ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКИ

Изобретение относится к устройствам управления движением поездов на перегонах, не оборудованных устройствами путевой автоматической блокировки. Устройство содержит два канала обработки информации от путевых датчиков и передачи информации в периферийное оборудование для принятия решений, кабельные линии связи, цепи включения общего сигнального реле выходных светофоров станций Б и А, цепи включения электрозащелки ключа-жезла хозяйственных поездов станций Б и А, цепи реле выключения контроля свободности изолированных участков в маршрутах отправления станций Б и А, пульты табло дежурного по станциям Б и А. Технический результат заключается в повышении пропускной способности участков железнодорожных путей. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 381 938 C1

Резервированное устройство путевой полуавтоматической блокировки, содержащее два канала обработки информации от путевых датчиков и передачи информации в периферийное оборудование для принятия решений, кабельные линии связи, отличающееся тем, что в него введены цепи включения общего сигнального реле выходных светофоров станций Б и А, цепи включения электрозащелки ключа-жезла хозяйственных поездов станций Б и А, цепи реле выключения контроля свободности изолированных участков в маршрутах отправления станций Б и А, пульты табло дежурного по станциям Б и А, в состав оборудования станций А и Б входят счетно-решающее устройство нечетного направления движения основного канала, счетно-решающее устройство нечетного направления движения резервного канала, реле контроля исправности основного канала четного направления движения, вспомогательное по отправлению реле основного канала четного направления движения, реле контроля перегона основного канала нечетного направления движения, реле контроля перегона резервного канала нечетного направления движения, вспомогательное по отправлению реле резервного канала четного направления движения, реле контроля исправности резервного канала нечетного направления движения, преобразователь интерфейса основного канала нечетного направления движения, модуль вывода информации основного канала нечетного направления движения, общее вспомогательное по отправлению реле четного направления движения, блок выбора рабочего канала, реле работоспособности основного канала нечетного направления движения, реле неисправности основного канала нечетного направления движения, реле работоспособности резервного канала нечетного направления движения, преобразователь интерфейса резервного канала нечетного направления движения, модуль вывода информации резервного канала нечетного направления движения, устройство бесперебойного питания основного канала нечетного направления движения, устройство бесперебойного питания резервного канала нечетного направления движения, кнопка искусственного восстановления исходного состояния аппаратуры нечетного направления движения, реле искусственного восстановления исходного состояния аппаратуры нечетного направления движения, реле контроля ключа-жезла хозяйственного поезда четного направления движения, реле ключа-жезла подталкивающего локомотива четного направления движения, напольный преобразователь сигналов путевых датчиков резервного канала, напольный преобразователь путевых датчиков основного канала, кнопки дачи и отмены согласия четного и нечетного направлений движения, блок связи основного канала станций А и Б, блок связи резервного канала станций А и Б, причем кнопка дачи и отмены согласия четного направления движения и кнопка дачи и отмены согласия нечетного направления движения соединены с входами реле контроля ключа-жезла хозяйственного поезда четного и нечетного соответственно направлений движения, входы-выходы путевых датчиков основного и резервного каналов станций Б и А соединены с первыми входами-выходами напольного преобразователя сигналов резервного и основного каналов станций Б и А соответственно, на станции Б второй вход-выход напольного преобразователя резервного канала соединен с первым входом-выходом счетно-решающего устройства нечетного направления движения, второй вход-выход напольного преобразователя основного канала соединен с первым входом-выходом счетно-решающего устройства нечетного направления движения, первый выход цепей включения сигнального реле выходных светофоров соединен с первыми входами счетно-решающих устройств основного и резервного каналов нечетных направлений движения, первый выход цепей включения электрозащелки ключа-жезла хозяйственных поездов соединен со вторыми входами счетно-решающих устройств основного и резервного каналов нечетных направлений движения, третьи входы которых являются входами бесперебойного питания, четвертые входы соединены с выходом реле искусственного восстановления исходного состояния аппаратуры нечетного направления движения, четвертые входы соединены с выходом реле контроля ключа-жезла хозяйственного поезда четного направления движения, первые выходы счетно-решающих устройств основного и резервного каналов нечетного направления движения соединены с входами преобразователей интерфейса нечетного направления движения основного и резервного каналов соответственно, вторые выходы соединены с входами реле контроля исправности нечетного направления движения основного и резервного соответственно каналов, третьи выходы соединены с входами вспомогательных по отправлению реле четного направления движения основного и резервного соответственно каналов, четвертые выходы соединены с входами реле контроля перегона нечетного направления движения основного и резервного каналов соответственно, а вход-выход основного и резервного счетно-решающих устройств соединены с входом-выходом блока связи основного канала и входом-выходом блока связи резервного канала соответственно, выход реле контроля исправности нечетного направления движения основного канала соединен с первым входом блока выбора рабочего канала, второй вход которого соединен с выходом реле контроля перегона нечетного направления движения основного канала, третий вход соединен с выходом реле контроля перегона нечетного направления движения резервного канала, четвертый вход соединен с выходом реле контроля исправности нечетного направления движения резервного канала, первый выход соединен с входом реле работоспособности нечетного направления движения основного канала, второй выход соединен с входом реле неисправности основного канала нечетного направления движения, третий выход соединен с индикатором реле контроля перегона нечетного направления движения пульта-табло дежурного по станции, четвертый выход соединен с входом реле работоспособности нечетного направления движения резервного канала, выход вспомогательного по отправлению реле четного направления движения основного канала соединен с первым входом общего вспомогательного по отправлению реле четного направления движения, второй вход которого соединен с выходом реле контроля перегона нечетного направления движения основного канала, третий вход соединен с выходом реле контроля перегона нечетного направления движения резервного канала, четвертый вход соединен с выходом вспомогательного по отправлению реле четного направления движения резервного канала, а выход соединен с первыми входами цепей включения общего сигнального реле входных светофоров, цепи включения электрозащелки ключа-жезла хозяйственных поездов и цепи реле выключения контроля свободности изолированных участков в маршрутах отправления, выходы преобразователей интерфейса нечетного направления движения основного и резервного каналов соединены с первыми входами модулей вывода информации нечетного направления движения основного и резервного соответственно каналов, вторые входы которых соединены с первыми выходами реле работоспособности нечетного направления движения основного и резервного соответственно каналов, вторые выходы которых соединены с индикатором реле нечетного направления движения основного комплекта и индикатором реле нечетного направления движения резервного комплекта соответственно пульта-табло дежурного по станции, выход нечетного реле неисправности соединен с индикатором нечетного реле неисправности «НРН» пульта-табло дежурного по станции, выходы модулей вывода информации нечетного направления движения основного и резервного каналов соединены с группой индикаторов получения согласия четного направления движения, путевого отправления четного направления движения, дачи согласия на отправление четного направления движения, реле путевого прибытия нечетного направления движения, реле контроля ключа-жезла хозяйственного поезда четного направления движения пульта-табло дежурного по станции, вторые входы цепи включения общего сигнального реле выходных светофоров, цепи включения электрозащелки ключа-жезла хозяйственных поездов и цепи реле выключения контроля свободности изолированных участков в маршрутах отправления являются первым, вторым и третьим соответственно управляющими входами систем управления движением поездов на станции, а выходы являются первым, вторым и третьим соответственно управляющими выходами систем управления движением поездов на станции, первый вход нечетного реле искусственного восстановления исходного состояния аппаратуры нечетного направления движения подключен к кнопке искусственного восстановления исходного состояния аппаратуры нечетного направления движения, второй и третий входы реле искусственного восстановления исходного состояния аппаратуры нечетного направления движения соединены с выходами реле контроля ключа-жезла хозяйственного поезда и реле контроля ключа-жезла подталкивающего локомотива четного направления движения, выход реле контроля ключа-жезла хозяйственного поезда четного направления движения подключен к индикатору реле контроля ключа-жезла хозяйственного поезда и реле контроля ключа-жезла подталкивающего локомотива четного направления движения пульта-табло дежурного по станции, а входы реле контроля ключа-жезла хозяйственного поезда и реле контроля ключа-жезла подталкивающего локомотива четного направления движения являются первым и вторым соответственно управляемыми входами систем управления движением поездов; на станции А второй вход-выход напольного преобразователя сигналов резервного канала соединен с первым входом-выходом счетно-решающего устройства четного направления движения резервного канала, второй вход-выход напольного преобразователя сигналов основного канала соединен с первым входом-выходом счетно-решающего устройства четного направления движения основного канала, первый выход цепей включения сигнального реле выходных светофоров соединен с первыми входами счетно-решающих устройств четного направления движения основного и резервного каналов, первый выход цепей включения электрозащелки ключа-жезла хозяйственных поездов соединен со вторыми входами счетно-решающих устройств четного направления движения основного и резервного каналов, третьи входы которых являются входами бесперебойного питания, четвертые входы соединены с выходом реле искусственного восстановления исходного состояния аппаратуры четного направления движения, пятые входы соединены с выходом реле контроля ключа-жезла хозяйственного поезда нечетного направления движения, первые выходы счетно-решающих устройств четного направления движения основного и резервного каналов соединены с входами преобразователей интерфейса четного направления движения основного и резервного каналов соответственно, вторые выходы соединены с входами реле контроля исправности четного направления движения основного и резервного соответственно каналов, третьи выходы соединены с входами вспомогательных по отправлению реле нечетного направления движения основного и резервного соответственно каналов, четвертые выходы соединены с входами реле контроля перегона четного направления движения основного канала и реле контроля исправности четного направления движения резервного канала соответственно, выход реле контроля исправности четного направления движения основного канала соединен с первым входом блока выбора рабочего канала, второй вход которого соединен с выходом реле контроля перегона четного направления движения основного канала, третий вход соединен с выходом реле контроля перегона четного направления движения резервного канала, четвертый вход соединен с выходом реле контроля исправности четного направления движения резервного канала, первый выход соединен с входом реле работоспособности четного направления движения основного канала, второй выход соединен с входом реле неисправности четного направления движения, третий выход соединен с индикатором реле контроля перегона четного направления движения основного комплекта пульта-табло дежурного по станции, четвертый выход соединен с входом реле работоспособности четного направления движения резервного канала, выход вспомогательного по отправлению реле нечетного направления движения основного канала соединен с первым входом общего вспомогательного по отправлению реле нечетного направления движения, второй вход которого соединен с выходами реле контроля перегона четного направления движения основного и резервного каналов соответственно, третий вход соединен с выходом вспомогательного по отправлению реле нечетного направления движения резервного канала, а выход соединен с первыми входами цепей включения общего сигнального реле входных светофоров, цепи включения электрозащелки ключа-жезла хозяйственных поездов и цепи реле выключения контроля свободности изолированных участков в маршрутах отправления, выходы преобразователей интерфейса четного направления движения основного и резервного каналов соединены с первыми входами модулей вывода информации нечетного направления движения основного и резервного соответственно каналов, вторые входы которых соединены с первыми выходами реле работоспособности четного направления движения основного и резервного соответственно каналов, вторые выходы которых соединены с индикаторами реле работоспособности четного направления движения основного комплекта и реле работоспособности четного направления движения резервного комплекта соответственно пульта-табло дежурного по станции, выход реле неисправности четного направления движения соединен с индикатором реле неисправности четного направления движения пульта-табло дежурного по станции, выходы модулей вывода информации четного направления движения основного и резервного каналов соединены с группой индикаторов получения согласия нечетного направления движения, путевого отправления нечетного направления движения, дачи согласия на отправление четного направления движения, реле путевого прибытия четного направления движения пульта-табло дежурного по станции, вторые входы цепи включения общего сигнального реле выходных светофоров, цепи включения электрозащелки ключа-жезла хозяйственных поездов и цепи реле выключения контроля свободности изолированных участков в маршрутах отправления являются первым, вторым и третьим соответственно управляющими входами систем управления движением поездов станции А, а выходы являются первым, вторым и третьим соответственно управляющими выходами систем управления движением поездов на станции А, первый вход реле искусственного восстановления исходного состояния аппаратуры четного направления движения подключен к кнопке искусственного восстановления исходного состояния аппаратуры четного направления движения, второй и третий входы реле искусственного восстановления исходного состояния аппаратуры четного направления движения соединены с выходами реле контроля ключа-жезла хозяйственного поезда и реле контроля ключа-жезла подталкивающего локомотива нечетного направления движения, выход реле контроля ключа-жезла хозяйственного поезда нечетного направления движения подключен к индикатору реле контроля ключа-жезла хозяйственного поезда и реле контроля ключа-жезла подталкивающего локомотива четного направления движения пульта-табло дежурного по станции, а входы реле контроля ключа-жезла хозяйственного поезда и реле контроля ключа-жезла подталкивающего локомотива нечетного направления движения являются первым и вторым соответственно управляемыми входами систем управления движением поездов на станции А.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2381938C1

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВОБОДНОСТИ ОТ ПОЕЗДА УЧАСТКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1995
  • Щиголев С.А.
  • Шевцов В.А.
  • Хохряков Г.В.
  • Кичигин Г.А.
RU2104894C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВОБОДНОСТИ ОТ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПЕРЕГОНА 2003
  • Розенберг Е.Н.
  • Зорин В.И.
  • Шухина Е.Е.
  • Маршов С.В.
  • Алабушев И.И.
  • Талалаев В.И.
  • Казиев Г.Д.
RU2238866C1
US 4728063 A, 01.03.1988
СПОСОБ ИНТЕРВАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ НА ПЕРЕГОНАХ 2005
  • Дудниченко Александр Михайлович
  • Беляев Анатолий Ильич
  • Хмелинин Александр Николаевич
  • Шевцов Сергей Александрович
  • Згура Владимир Анатольевич
  • Карпов Леонид Павлович
  • Аркатов Виктор Степанович
  • Маркина Ирина Михайловна
  • Попов Владимир Георгиевич
RU2305043C2

RU 2 381 938 C1

Авторы

Щиголев Сергей Александрович

Шевцов Владимир Алексеевич

Гоман Евгений Александрович

Папшев Сергей Александрович

Ларионов Олег Евгеньевич

Даты

2010-02-20Публикация

2008-12-23Подача