СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ И МАНЕВРОВЫХ СОСТАВОВ Российский патент 2020 года по МПК B61L27/04 

Описание патента на изобретение RU2723571C1

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и может быть использовано для регулирования движения поездов.

Уровень техники

Известен способ регулирования движения поездов и маневровых составов с участием системы маршрутно-релейной централизации МРЦ, где в качестве контролирующего и управляющего устройства используется пульт-табло. Для контроля за передвижениями поездов и маневровых составов по станции, состоянием напольных объектов, установкой и размыканием поездных и маневровых маршрутов и выполнением других операций предусмотрена наклонная панель пульта-табло с контрольными ячейками и другими контрольными элементами, а также счетчик нажатий. Для установки поездных и маневровых маршрутов по принципу «откуда - куда», и реализации других операций предусмотрена горизонтальная панель пульта табло с кнопками и другими органами управления и контроля [Казаков А.А., Бубнов В.Д., Казаков Е.А. Станционные устройства автоматики и телемеханики. М.: Транспорт, 1990. 432 с. (127-132)].

Недостатком способа является отсутствие возможности установки маршрутов в заданный момент времени, использование станционных светофоров, кнопок управления, необходимость изготовления панелей пульта-табло.

Известен способ регулирования движения поездов и маневровых составов с участием микропроцессорной системы централизации МПЦ, где в качестве контролирующего и управляющего устройства используется автоматизированное рабочее место дежурного по станции АРМ ДСП состоящее из одного или нескольких мониторов, клавиатуры и манипулятора «мышь». На экранах мониторов контролируется: состояние путевых участков станции и прилегающих к ним перегонов, положение стрелок, направление движения на путях перегона, конфигурация установленных маршрутов, направление движения (нечетное или четное) и категория (поездной или маневровый) этих маршрутов, замыкание, размыкание, искусственная разделка и отмена маршрутов, напряжения в питающих фидерах, включенное состояние дизель-генераторного агрегата, ток мотора электропривода переводимой стрелки, неисправность устройств автоматики. С помощью манипулятора «мышь» можно установить маршрут по принципу «откуда куда», отмену и искусственное размыкание маршрута, индивидуальный перевод стрелок, изменение направления движения поездов на перегоне [Устройства автоматики телемеханики и связи. Часть I. Шалягин Д.В., Цыбуля Н.А., Косенко С.С., Волков А.А. и др. - М.: Маршрут, 2006 (стр. 505-509)].

Недостатком способа является отсутствие возможности автоматической установки маршрутов, а также установки маршрута с отсрочкой исполнения команды на заданный интервал времен.

Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа.

Раскрытие изобретения

Техническим результатом, на достижение которого направлено техническое решение, является осуществление возможности автоматического задания маршрутов по командам с ЭВМ диспетчерских кругов или по инициативе поездного диспетчера ДНЦ или сменного помощника начальника станции ДСП с реализацией маршрута в заданный момент времени.

Для достижения технического результата предложен способ регулирования движения поездов и маневровых составов, заключающийся в управлении и контроле состояний станционных и перегонных напольных объектов с помощью автоматизированного рабочего места дежурного по станции АРМ ДСП состоящего из одного или нескольких мониторов и манипулятора «мышь», в котором на экранах мониторов контролируют: состояние путевых участков станции и прилегающих к ним перегонов, положение стрелок, направление движения на путях перегона, конфигурацию установленных маршрутов, направление движения: нечетное или четное и категорию: поездной или маневровый этих маршрутов, замыкание, размыкание, искусственную разделку и отмену маршрутов, напряжение в питающих фидерах, включенное состояние дизель-генераторного агрегата, ток мотора электропривода переводимой стрелки, неисправность устройств автоматики, при этом посредством манипулятора «мышь» устанавливают маршруты по принципу «откуда куда», отмена и искусственное размыкание маршрута, индивидуальный перевод стрелок, изменение направления движения поездов на перегоне. Установку маршрута осуществляют по команде со станционной ЭВМ, на которую поступает информация с ЭВМ диспетчерского круга о конфигурации, направлении передвижения и категории маршрута, а также о моменте времени его установки, или по команде ДСП с возможностью корректировки параметров маршрута, его отмены, задания нового маршрута; установку маршрута осуществляют путем наведения курсора на место начала маршрута и нажатия кнопки на манипуляторе «мышь», затем - на место конца маршрута и также нажатия на ту же кнопку, при этом появляется пунктирная линия по трассе набираемого маршрута независимо от фактического положения стрелок, а затем ДСП посредством курсора устанавливает на вторых часах экрана монитора, причем первые показывают текущее время, время начала установки маршрута и осуществляет воздействие на элемент экрана: наводит курсор и нажимает кнопку на манипуляторе, с помощью которого осуществляют выполнение команды в заданный момент времени с контролем выполнения всех условий безопасности движения, при этом поездной маршрут устанавливают при условии, что в качестве начального или конечного элемента маршрута был использован элемент экрана, соответствующий второму, в отличии от маневрового, участку приближению/удалению, в остальных случаях устанавливают маневровые маршруты, причем на условных обозначениях поездов указывается номер поезда, время прибытия или отправления со станции, которую определяют как разница между моментом установки маршрута и фиксированным временным интервалом равным пяти минутам.

Краткое описание чертежей

На Фиг. 1 представлен электронный пульт-табло, на Фиг. 2 изображены элементы экрана, на Фиг. 3 - путевой план станции, где указаны следующие позиции:

1, 2, 3 и 4 - первый, второй, третий и четвертый мониторы;

5 и 6 - отображение нечетной и четной горловины станции:

7 - отображение приемоотправочных путей;

8, 9, 10, 11 и 12 подходы к станции (прилегающие перегоны);

13, 14, 15 и 16 - поезда на перегонах с номерами и временем прибытия;

17 - поезд на станции с номером и временем отправления (на Фиг. 1 не отмечено);

18 - Всплывающая панель для демонстрации информации по запросу ДСП или под воздействием станционной ЭВМ;

19 - дополнительные органы управления - кнопки задания вспомогательных команд (А, Б, В…Л);

20 - часы текущего времени;

21 - часы с указанием времени установки маршрута;

22 - элемент экрана (кнопка) реализации маршрута;

23 - путевое развитие станции и прилегающих перегонов;

24, 25, 26 и 27 - элементы экрана (кнопка на участке второго приближения) установки начала и конца поездных маршрутов;

28, 29, 30 и 31 - маневровые кнопки установки начала и конца маршрутов;

32, 33, 34 и 35 - универсальные (поездные и маневровые) элементы экрана (кнопки) установки поездных или маневровых маршрутов на станционные пути (со станционных путей);

36, 37 и 38 - маневровые кнопки установки маршрутов в горловине станции;

39 - установленный нечетный маневровый маршрут;

40, 41 и 42 - установленные нечетные поездные маршруты.

Осуществление изобретения

Предложенный способ предназначен для повышения эффективности работы ДСП, повышения безопасности движения поездов, способствует нормализации движения поездов при отклонении от графика.

Конструктивно АРМ ДСП состоит из основного и резервного АРМ, каждый из которых может содержать несколько дисплеев (в зависимости от путевого развития станции) (Фиг. 1) манипулятор типа «мышь», громкоговорители для подачи речевых сигналов для ДСП в нештатных ситуациях, а также в штатных ситуациях для напоминания неотложных действий ДСП, общения с дежурным персоналом и т.д. На экранах мониторов АРМ ДСП (Фиг. 1) 1, 2, 3 и 4 отображено путевое развитие нечетной 5 и четной горловин 6, приемоотправочных путей 7, подходы к станции 8, 9, 10, 11 и 12. На подходах и станции и приемоотправочных путях изображены поезда 13, 14 (Фиг. 1 и 2), 15, 16 и 17. В нижней части пульта-табло представлена всплывающая панель 18, для отображения текстовой информации помогающая ДСП в осуществлении пропуска поездов и выполнении маневровых передвижений, справочного материала, Ф.И.О абонентов и др. Там же изображены дополнительные кнопки ДК 19 (А, Б, В, …Л), с помощью которых осуществления искусственное размыкание маршрутов, отмена маршрутов, переключение дисплеев с основной на резервную схему включения, коррекция времени прибытия и отправления поездов и т.д. В штатном режиме маршруты устанавливаются автоматически перед вступлением поезда на участок приближения в соответствии с графиком движения. ДСП может скорректировать упомянутые параметры. Маневровые маршруты задаются непосредственно ДСП перед осуществлением маневровых передвижений или с отсрочкой на исполнение. Также могут быть заданы и поездные маршруты. В основном, управление движением поездов и маневровми составами на станциях не отличается от того, как это происходит на МПЦ. Курсором, который перемещается манипулятором «мышь», отмечается начало маршрута при нажатии кнопки манипулятора и аналогично конец маршрута. В отличие от действий ДСП при МПЦ, при задании поездных маршрутов в качестве начальных или конечных элементов (кнопок) отмечаются элементы с номерами 24, 25, 26 или 27 (Фиг. 3). В остальных случаях (отмечаются элементы 28, 29, 30, 31. 32, 33, 34, 35, 36, 37 или 38) фиксируется установка маневровых маршрутов. Элементы 32, 33, 34 и 35 могут быть начально-поездными, начально-маневровыми, конечно-поездными, конечно-маневровыми. Установка маршрута осуществляется, в основном, автоматически в соответствии с графиком движения или в скорректированное время по команде со станционной ЭВМ (ЭВМС), а также в скорректированное время ДСП на часах 21 после отметки курсором элемента 22. Если коррекция времени на часах 21 не производилась (они показывают тоже время, что и часы 20), то исполнение команды происходит безотлагательно. Поездные маршруты на экранах обозначаются стрелками зеленого цвета 41 и 42, маневровые - белого цвета 39 и 40. Последовательность отметки начала и конца маршрута осуществляется по принципу «откуда - куда». После установки меток концов маршрутов появляется пунктирная стрелка с указанием трассы маршрута, которая гаснет после указания времени установки маршрута. В заданное время с контролем установки и замыкания маршрута появляется сплошная линия стрелки до момента использования маршрута. По мере продвижения поезда цвет стрелки меняется с зеленого или белого на красный, а после освобождения маршрутных участков их индикация осуществляется черным цветом (см. позицию 23). Индикация отмены и искусственного размыкания маршрута осуществляется по аналогии с МПЦ.

Задание вариантных маршрутов осуществляется повторной отметкой конца маршрута. При этом на мониторе меняется конфигурация маршрута. Выбор нужного варианта осуществляется удержанием кнопки манипулятора в нажатом состоянии в течение трех секунд.

Контроль состояний станционных и части перегонных путевых участков прилегающих к станции перегонов, осуществляется за счет рельсовых цепей, аппаратура которых размещается на станциях. Радиосвязь локомотива со станцией приема устанавливается с момента выхода поезда на прилегающий к станции перегон. Момент выхода на перегон локомотива определяется с участием ГЛОНАСС. При отправлении поезда со станции отправления на станцию приема передается сигнал (по кабельной линии или радиоканалу) о вступлении поезда на перегон. С локомотива, при вступлении поезда на перегон, на станцию приема поступает радиосигнал и устанавливается с ней непрерывная радиосвязь. В отсутствии такой связи на всплывающую панель пульта табло станции приема выводится информация об отсутствии связи с локомотивом, которая дублируется речевым синтезатором. Аналогично ДСП информируется и при нарушениях в работе устройств СЦБ (отсутствие контроля положения стрелок, ложной занятости путевых участков и т.д.).

На условных обозначениях поездов на экранах дисплеев указывается время прибытия или отправления их со станции, которое определяется как разница между моментом установки маршрута и фиксированным временным интервалом равным пяти минутам.

Похожие патенты RU2723571C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ 2018
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
RU2688552C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАДИОСВЯЗИ 2018
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2698966C1
СПОСОБ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ НА ЛОКОМОТИВЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗА ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДА 2019
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Савченко Павел Владимирович
RU2723513C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ И МАНЕВРОВЫХ СОСТАВОВ С ПОМОЩЬЮ ЭВМ БЕЗ ОПАСНЫХ ОТКАЗОВ 2017
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
RU2673315C1
МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ ДЛЯ КРУПНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ 2009
  • Савицкий Александр Григорьевич
  • Литвин Анатолий Гилианович
  • Ильичев Михаил Валентинович
  • Бушуев Александр Владимирович
  • Смирнов Михаил Борисович
  • Полевский Илья Сергеевич
RU2403162C1
МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ ДЛЯ СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙ 2009
  • Савицкий Александр Григорьевич
  • Литвин Анатолий Гилианович
  • Ильичев Михаил Валентинович
  • Бушуев Александр Владимирович
  • Смирнов Михаил Борисович
  • Полевский Илья Сергеевич
RU2401217C1
Система электрической централизации и способ установки маршрута движения поездов на станции, реализуемый этой системой 2021
  • Середа Павел Валерьевич
  • Клюзко Владимир Анатольевич
  • Гоман Евгений Александрович
  • Чекунов Дмитрий Алексеевич
  • Фурсов Сергей Иванович
RU2776685C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ПОЕЗДОВ 2019
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Савченко Павел Владимирович
RU2732670C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ 2019
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Савченко Павел Владимирович
RU2714966C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ 2019
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Савченко Павел Владимирович
RU2714824C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 723 571 C1

Реферат патента 2020 года СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ И МАНЕВРОВЫХ СОСТАВОВ

Изобретение относится к средствам регулирования движения поездов и маневровых составов. Способ заключается в управлении и контроле состояний станционных и перегонных напольных объектов посредством автоматизированного рабочего места дежурного по станции АРМ ДСП, состоящего из одного или нескольких мониторов и манипулятора, АРМ ДСП выполнен с возможностью обеспечения функций по контролю: состояния путевых участков станции и прилегающих к ним перегонов, положения стрелок, направления движения на путях перегона, конфигураций установленных маршрутов, направления движения и категории маршрутов, а также их замыкания и размыкания, искусственной разделки и отмены маршрутов, напряжения в питающих фидерах, неисправности устройств автоматики. Причем установку маршрута осуществляют по команде со станционной ЭВМ, на которую поступает информация с ЭВМ диспетчерского круга о конфигурации, направлении передвижения и категории маршрута, а также о моменте времени его установки. Достигается обеспечение возможности автоматического задания маршрутов по командам с ЭВМ диспетчерских кругов и ДСП с реализацией маршрута в заданный момент времени. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 723 571 C1

Способ регулирования движения поездов и маневровых составов, заключающийся в управлении и контроле состояний станционных и перегонных напольных объектов с помощью автоматизированного рабочего места дежурного по станции АРМ ДСП, состоящего из одного или нескольких мониторов и манипулятора «мышь», в котором на экранах мониторов контролируют: состояние путевых участков станции и прилегающих к ним перегонов, положение стрелок, направление движения на путях перегона, конфигурацию установленных маршрутов, направление движения - нечетное или четное - и категорию - поездной или маневровый - этих маршрутов, замыкание, размыкание, искусственную разделку и отмену маршрутов, напряжение в питающих фидерах, включенное состояние дизель-генераторного агрегата, ток мотора электропривода переводимой стрелки, неисправность устройств автоматики, при этом посредством манипулятора «мышь» устанавливают маршруты по принципу «откуда куда», отмену и искусственное размыкание маршрута, индивидуальный перевод стрелок, изменение направления движения поездов на перегоне, отличающийся тем, что установку маршрута осуществляют по команде со станционной ЭВМ, на которую поступает информация с ЭВМ диспетчерского круга о конфигурации, направлении передвижения и категории маршрута, а также о моменте времени его установки, или по команде ДСП с возможностью корректировки параметров маршрута, его отмены, задания нового маршрута; установку маршрута осуществляют путем наведения курсора на место начала маршрута и нажатия кнопки на манипуляторе «мышь», затем - на место конца маршрута и также нажатия на ту же кнопку, при этом появляется пунктирная линия по трассе набираемого маршрута независимо от фактического положения стрелок, а затем ДСП посредством курсора устанавливает на вторых часах экрана монитора, причем первые показывают текущее время, время начала установки маршрута и осуществляет воздействие на элемент экрана: наводит курсор и нажимает кнопку на манипуляторе, с помощью которого осуществляют выполнение команды в заданный момент времени с контролем выполнения условий безопасности движения, при этом поездной маршрут устанавливают при условии, что в качестве начального или конечного элемента маршрута был использован элемент экрана, соответствующий второму, в отличие от маневрового, участку приближения/удаления, в остальных случаях устанавливают маневровые маршруты, причем на условных обозначениях поездов указывается номер поезда, время прибытия или отправления со станции, которую определяют как разница между моментом установки маршрута и фиксированным временным интервалом, равным пяти минутам.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2723571C1

Счетчик оборотов 1959
  • Вишневецкий З.Д.
SU126306A1
СИСТЕМА ДЛЯ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЕЗДНОЙ РАБОТОЙ НАПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЕТИ 2012
  • Вихрова Нина Юрьевна
  • Иванов Михаил Тимофеевич
  • Лизунов Александр Иванович
  • Малышев Игорь Викторович
  • Малышев Виктор Иванович
  • Морозов Владимир Александрович
  • Шевцов Борис Васильевич
RU2500563C1
Устройство для обработки форматных фотоматериалов 1951
  • Баранов Г.С.
  • Медведев А.А.
  • Спасский К.С.
SU98385A1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ НА ПЕРЕГОНЕ 2017
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Мухин Леонид Викторович
RU2652319C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОЕЗДНЫМ И МАНЕВРОВЫМ ЛОКОМОТИВАМИ 2017
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Мухин Леонид Викторович
RU2657479C1
МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ ДЛЯ КРУПНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ 2009
  • Савицкий Александр Григорьевич
  • Литвин Анатолий Гилианович
  • Ильичев Михаил Валентинович
  • Бушуев Александр Владимирович
  • Смирнов Михаил Борисович
  • Полевский Илья Сергеевич
RU2403162C1
Шалягин Д.В., Цыбуля Н.А., и др
Устройства автоматики телемеханики и связи
Часть I
- М.: Маршрут, 2006.

RU 2 723 571 C1

Авторы

Полевой Юрий Иосифович

Горелик Александр Владимирович

Савченко Павел Владимирович

Даты

2020-06-16Публикация

2019-09-20Подача