СПОСОБ ОТЛАДКИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ Российский патент 2010 года по МПК G01M15/00 

Описание патента на изобретение RU2383001C1

Изобретение относится к области авиационной техники, а более точно касается отладки расхода топлива в форсажную камеру сгорания газотурбинного двигателя самолета.

Известен способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой путем измерения времени достижения давления топлива в форсажном коллекторе заданной величины, сравнения его с заданным и регулирования приемистости по результату сравнения. Для повышения эксплуатационной надежности путем повышения точности регулирования, дополнительно перед измерением времени достижения давлением топлива в форсажном коллекторе заданной величины измеряют время до начала выдачи сигнала розжига форсажа, сравнивают его с заданным и по результату последнего дополнительно регулируют приемистость двигателя (авт. св. СССР №1245064, опубл. 1996.08.20).

Известен способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, при котором измеряют расход воздуха на входе в двигатель, расходы топлива в основную и форсажную камеры сгорания, определяют по ним коэффициент избытка воздуха и за счет изменения расхода топлива в форсажную камеру добиваются обеспечения потребного значения коэффициента избытка воздуха.

Известный способ отладки расхода топлива в форсажную камеру ГТД исходит из условия обеспечения заданного значения коэффициента избытка воздуха где - расход воздуха, и - расход топлива соответственно в основной и форсажной камерах, L0 - расход воздуха, необходимого для полного сгорания 1 кг топлива (Ю.Н.Нечаев, P.M.Федоров. Теория авиационных газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1978, часть 2, стр.70).

Для реализации этого способа необходимо замерить Такие замеры реализованы при стендовых испытаниях ГТД при контрольно-сдаточных испытаниях. Однако в эксплуатации на самолете замерить эти параметры не представляется возможным, т.к. точность штатных самолетных расходомеров не достаточна для отладки а расход воздуха на самолете не замеряется.

Заданное значение определяется из условия обеспечения заданного значения тяги (R) на форсаже, определяемом температурой газа на срезе реактивного сопла в форсажной камере (Тф). При этом и Тф связаны зависимостью

где Тн - температура воздуха на входе в ГТД.

В основу изобретения положена задача повышения эффективности работы газотурбинного двигателя самолета с форсажной камерой сгорания топлива за счет приближения работы двигателя к расчетным режимам.

Технический результат - отладка расхода топлива в форсажную камеру в условиях эксплуатации.

Поставленная задача решается тем, что в способе отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой путем отладки расхода топлива в форсажную камеру, включающим измерение температуры газов и размеров проходного сечения реактивного сопла, измеряют температуру газа за турбиной и размер проходного сечения реактивного сопла на бесфорсажном режиме работы двигателя, определяют по ним потребное значение площади реактивного сопла на форсажном режиме, и отлаживают коэффициент избытка воздуха воздействием на расход топлива в форсажную камеру до тех пор, пока проходная площадь сопла не сравняется с потребной, при этом потребное значение площади реактивного сопла определяют по формуле

где Fгф и Fгм - площади реактивного сопла на форсажном и бесфорсажном режимах соответственно, Тт и Тфза - замеренное и заданное значение температуры газа за турбиной, а форсажный и бесфорсажный режимы осуществляют при одинаковом режиме работы турбокомпрессора газотурбинного двигателя.

При отладке двухконтурных газотурбинных двигателей потребное значение площади реактивного сопла определяют по формуле

где Тсм - температура газов за турбиной после смешения обоих потоков.

В заявляемом изобретении предлагается отладку расхода топлива в форсажную камеру осуществлять путем оценки площади горла реактивного сопла на бесфорсажном и форсажном режимах (Fгм и Fгф) при одинаковом режиме работы турбокомпрессора.

Известно, что

где Тт - температура газа за турбиной.

При одинаковой работе турбокомпрессора Fгф2=Fгм2+аGтф, где а - постоянный коэффициент, Gтф - расход топлива в форсажной камере («Теория автоматического управления силовыми установками летательных аппаратов»./ Под ред. А.А.Шевякова, М.: Машиностроение, 1976, стр.32).

Таким образом, задавшись значением Тф и, располагая значениями Тм и Fгм, по формуле

определяют потребное значение Fгф и меняют Gтф до тех пор, пока фактическая площадь сопла не сравняется с потребной.

Используя формулу Fгф=Fгм2+аGтф можно контролировать работу автомата подачи форсажного топлива, например, по программе Gтф/Pк=const, где Pк - давление в форсажной камере.

При отладке двухконтурных газотурбинных двигателей потребное значение площади реактивного сопла определяют по формуле

где Тсм - температура газов за турбиной после смешения обоих потоков.

Способ может быть реализован устройством, показанным на чертеже.

Газотурбинный двигатель 1 снабжен датчиком 2 температуры Тт газов за турбиной (температура газа в форсажной камере), датчиком 3 перепада давления газов на турбине (πТ), автоматом 4 управления Fгф по сигналу (πТ), датчиком 5 положения гидроцилиндров сопла, автоматом 6 подачи форсажного топлива с настроечным элементом 7.

Устройство содержит пульт 10 наземного контроля, связанный входами с датчиками 2 и 5. Пульт 10 включает преобразователь сигналов 9, вычислитель 8, соединенный с преобразователем 9, элемент сравнения 11, связанный с выходами преобразователя 9 и вычислителя 8.

Способ отладки Gтф расхода топлива в форсажную камеру ГТД осуществляют следующим образом.

Запускают двигатель на бесфорсажном режиме.

На вход преобразователя сигналов 9 пульта поступают сигналы с датчика 2 температура Тт газов за турбиной и с датчика 5 положения гидроцилиндров сопла.

На выходе преобразователя сигналов 9 формируется единый цифровой код сигналов датчиков, который поступает на вход в вычислитель 8. Сигналы с выхода преобразователя сигналов 9 поступают в вычислительное устройство 8 для расчета потребного значения площади реактивного сопла на форсажном режиме по формуле

где Fгф и Fгм - площади реактивного сопла на форсажном и бесфорсажном режимах соответственно, Тт и Тфзад - замеренное и заданное значение температуры газа за турбиной. При отладке двухконтурных газотурбинных двигателей, потребное значение площади реактивного сопла определяют по формуле

где Т - температура газов за турбиной после смешения обоих потоков.

Сигнал с выхода вычислительного устройства 8 в качестве потребной площади реактивного сопла поступает на вход элемента сравнения 11.

Переводят работу двигателя в форсажный режим при том же режиме работы турбокомпрессора двигателя.

На вход преобразователя сигналов 9 пульта поступают сигналы с датчика 2 температура Тт газов сопла и датчика 5 положения гидроцилиндров сопла. Преобразованный сигнал с выхода преобразователя сигналов 9 поступает на вход элемента сравнения 11, где он сравнивается с расчетным значением Fгф. На выходе элемента сравнения 11 формируется сигнал ΔF, по которому меняется настройка автомата 6 подачи топлива за счет изменения настроечного элемента 7.

Команда для изменения настройки автомата 6 подается (в ручном или автоматическом режиме) до тех пор, пока проходная площадь реактивного сопла не станет равной потребному значению Fгф (ΔF=0).

Изобретение может быть использовано для отладки расхода топлива в форсажную камеру сгорания газотурбинного двигателя самолета, в том числе двухконтурного в условиях эксплуатации самолета, например на летном поле.

Похожие патенты RU2383001C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОТЛАДКИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ 2008
  • Черноморский Вадим Семенович
RU2389008C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Бондарев Леонид Яковлевич
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Кондратов Александр Анатольевич
  • Королев Виктор Владимирович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Федюкин Владимир Иванович
RU2466287C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПЛОЩАДЬЮ КРИТИЧЕСКОГО СЕЧЕНИЯ РЕАКТИВНОГО СОПЛА ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Добрянский Георгий Викторович
  • Мельникова Нина Сергеевна
  • Потапов Алексей Юрьевич
RU2443890C1
СПОСОБ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Черноморский Вадим Семенович
RU2418183C1
Способ регулирования двухконтурного турбореактивного двигателя 1972
  • Дембо Николай Самуилович
SU1809149A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНЫМ ДВУХКОНТУРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ 2011
  • Цховребов Михаил Михайлович
  • Эзрохи Юрий Александрович
RU2464437C1
СПОСОБ ЗАПУСКА ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1991
  • Божков А.И.
RU2027887C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2016
  • Вовк Михаил Юрьевич
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Королёв Виктор Владимирович
  • Федюкин Владимир Иванович
RU2631974C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ 2018
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Инюкин Алексей Александрович
  • Королев Виктор Викторович
RU2705500C1
Двухконтурный турбореактивный двигатель 1973
  • Дембо Николай Самуилович
SU1809147A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 383 001 C1

Реферат патента 2010 года СПОСОБ ОТЛАДКИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ

Изобретение относится к области авиационной техники, а более точно касается отладки расхода топлива в форсажную камеру сгорания газотурбинного двигателя самолета. Отладку газотурбинного двигателя с форсажной камерой осуществляют путем отладки расхода топлива в форсажную камеру. При этом измеряют температуру газа за турбиной и размер проходного сечения реактивного сопла на бесфорсажном режиме работы двигателя, определяют по ним потребное значение площади реактивного сопла на форсажном режиме, и отлаживают расход топлива в форсажную камеру воздействием на расход топлива в форсажную камеру до тех пор, пока проходная площадь сопла не сравняется с потребной. Потребное значение площади реактивного сопла определяют по формуле

где Fгф и Fгм - площади реактивного сопла на форсажном и бесфорсажном режимах соответственно, Тт и Тфзад - замеренное и заданное значение температуры газа за турбиной, а форсажный и бесфорсажный режимы осуществляют при одинаковом режиме работы турбокомпрессора газотурбинного двигателя. Технический результат - отладка расхода топлива в форсажную камеру в условиях эксплуатации. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 383 001 C1

1. Способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой путем отладки расхода топлива в форсажную камеру, включающий измерение температуры газов, размеров проходного сечения реактивного сопла, отличающийся тем, что измеряют температуру газа за турбиной и размер проходного сечения реактивного сопла на бесфорсажном режиме работы двигателя, определяют по ним потребное значение площади реактивного сопла на форсажном режиме и отлаживают расход топлива в форсажную камеру воздействием на расход топлива в форсажную камеру до тех пор, пока проходная площадь сопла не сравняется с потребной, при этом потребное значение площади реактивного сопла определяют по формуле ,
где Fгф и Fгм - площади реактивного сопла на форсажном и бесфорсажном режимах соответственно, Тт и Тфзад - замеренное и заданное значение температуры газа за турбиной, а форсажный и бесфорсажный режимы осуществляют при одинаковом режиме работы турбокомпрессора газотурбинного двигателя.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при отладке двухконтурных газотурбинных двигателей потребное значение площади реактивного сопла определяют по формуле
где Tсм - температура газов за турбиной после смешения обоих потоков.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2383001C1

НЕЧАЕВ Ю.Н
и др
Теория авиационных газотурбинных двигателей
- М.: Машиностроение, 1978, ч.2, с.70
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ТОПЛИВА В ФОРСАЖНУЮ КАМЕРУ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Добрянский Георгий Викторович
  • Лахонин Сергей Борисович
  • Лунин Александр Георгиевич
  • Шайхелисламов Илфар Миннисламович
  • Бондарев Леонид Яковлевич
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Крылов Владимир Степанович
  • Никитин Михаил Владимирович
RU2315883C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ТОПЛИВА В ФОРСАЖНУЮ КАМЕРУ 2004
  • Аршавский А.Л.
  • Бондарев Л.Я.
  • Зеликин Ю.М.
  • Лахонин С.Б.
  • Никитин М.В.
  • Лунин А.Г.
RU2258149C1
СПОСОБ ЗАПУСКА ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1991
  • Божков А.И.
RU2027887C1
RU 2063532 C1, 10.07.1996
US 4370854 A, 01.02.1983
US 4719750 A, 19.01.1988.

RU 2 383 001 C1

Авторы

Черноморский Вадим Семенович

Даты

2010-02-27Публикация

2008-07-15Подача