ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ С МАГНИТОПОРОШКОВОЙ СИСТЕМОЙ СМАЗКИ Российский патент 2010 года по МПК F16C33/10 F16C32/04 F16C39/06 

Описание патента на изобретение RU2385424C1

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам скольжения, и может быть использовано в металлургической, химической, энергетической и других отраслях промышленности в условиях повышенных температур.

Известна конструкция подшипника скольжения с магнитопорошковой системой смазки, содержащая вал из магнитопроводящего материала и диамагнитную втулку с полостями для магнитоактивной порошкообразной твердой смазки (Дроздов Ю.Н., Павлов В.Г., Трушин В.В. «Подшипник скольжения с магнитным способом подачи твердой смазки» - Машиностроение, №6, 1976 г.).

Недостатком данного подшипника скольжения является относительно низкий ресурс работы, обусловленный неустойчивым попаданием смазочного материала в зоны контакта трибосопряжения и недостаточная надежность работы после длительного перерыва его работы.

Наиболее близким техническим решением по совокупности существенных признаков является подшипник скольжения, представляющий собой опору скольжения и содержащий вал из магнитопроводящего материала, диамагнитную втулку с полостями для магнитоактивной порошковой смазки и узел для рыхления смазки (А.С. СССР №1147106 по кл. F16C 17/18 от 22.11.1984 г.).

Недостатками данного подшипника являются относительно низкие ресурс его работы и надежность работы, обусловленные неустойчивой подачей смазочного материала в зону контакта, и недостаточная эффективность работы узла рыхления смазки, приводящая к потере подвижности магнитопорошковой твердой смазки после длительного перерыва работы подшипника.

Задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, заключается в повышении ресурса и надежности его работы.

Поставленная задача решается за счет того, что в подшипнике скольжения с магнитопорошковой системой смазки, содержащем вал из магнитопроводящего материала, диамагнитную втулку с полостями для магнитопорошковой смазки и узел для рыхления смазки, на внутренней поверхности втулки по краям каждой полости со стороны вала выполнены прямолинейные скосы под углом к внутренней поверхности втулки, обеспечивающие доставку магнитопорошковой смазки в контакт между втулкой и валом, а узел для рыхления смазки выполнен в виде расположенного в каждой полости втулки стержня, один конец каждого из которых жестко закреплен на поверхности втулки, а на свободном конце закреплены ребра для рыхления смазки, при этом наружная поверхность вала снабжена выступом с возможностью его взаимодействия при вращении вала со свободным концом каждого стержня узла для рыхления смазки.

На фиг.1 представлен подшипник скольжения с магнитопорошковой системой смазки (сечение В-В на фиг.1).

На фиг.2 - представлен подшипник скольжения с магнитопорошковой системой смазки (сечение Г-Г на фиг.1).

На фиг.3 представлена рабочая поверхность вала.

На фиг.4 сечение А-А на фиг.3

На фиг.5 представлен узел для рыхления смазки.

На фиг.6 - узел Б на фиг.1.

Подшипник скольжения с магнитопорошковой системой смазки содержит выполненные из диамагнитного материала втулку 1, крышки 2, вал 3, ось 4 и кольца 5 и 6. Внутри вала располагается постоянный магнит 7, штифты 8 из ферромагнитного материала. На внутренней поверхности втулки 1 выполнены полости 9 для закладки магнитопорошковой смазки, в каждой из которых размещен стержень 10 из диамагнитного материала, жестко закрепленный на внешней поверхности втулки, а на свободном конце стержня закреплены ребра 11, служащие для рыхления магнитопорошковой смазки. На наружной поверхности вала 3 выполнен выступ 12 с возможностью его взаимодействия при вращении вала со свободными концами стержней 10. На рабочей поверхности вала 3 выполнены наклонные канавки 13 и глухие отверстия 14, предназначенные для формирования неоднородного магнитного поля вблизи рабочей поверхности вала 3, способствующего удержанию магнитопорошковой смазки на поверхности вала и транспортировки ее в зону контакта вала и втулки.

На внутренней поверхности втулки 1 по краям полостей 9 выполнены прямолинейные скосы 15 под углом α≅5-15° при начальном зазоре h=2-5 мм (фиг.6) к внутренней поверхности втулки, обеспечивающем доставку магнитопорошковой смазки в контакт между втулкой и валом.

Подшипник скольжения работает следующим образом. В полости 9 втулки 2 вводится магнитопорошковая смазка, после чего торцы подшипника закрываются крышками 2. При вращении вала магнитопорошковая смазка притягивается магнитным полем из полостей 9 к рабочим поверхностям вала 3 и транспортируется в зоны контакта вала с втулкой. Наличие скосов 15, выполненных под углом, обеспечивает доставку порошкообразной смазки в контакт между сопряженными валом и втулкой.

Одновременно при вращении вала выступ 12 последовательно механически взаимодействует с концами стержней 10, обеспечивая его вибрацию и поддерживая магнитопорошковую смазку в виде сыпучего состояния, сохраняя ее подвижность.

Повышение ресурса подшипника достигается реализацией внутри подшипника двух процессов - уменьшением толщины поверхностной смазочной пленки вследствие ее износа и восстановлением ее первоначальной толщины за счет непрерывной подачи смазки в контакт между сопряженными элементами подшипника скольжения.

Похожие патенты RU2385424C1

название год авторы номер документа
Подшипниковый узел с порошковой смазкой 2023
  • Юша Владимир Леонидович
  • Бусаров Сергей Сергеевич
  • Третьяков Александр Валерьевич
  • Райковский Николай Анатольевич
RU2800514C1
Подшипник скольжения с порошковой смазкой 2021
  • Юша Владимир Леонидович
  • Бусаров Сергей Сергеевич
  • Третьяков Александр Валерьевич
  • Райковский Николай Анатольевич
RU2769824C1
Упорный подшипник качения 1985
  • Дроздов Юрий Николаевич
  • Фишман Рафаил Ионович
  • Павлов Вячеслав Георгиевич
SU1448135A1
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 2016
  • Мендрух Николай Викторович
RU2637057C1
ЗУБЧАТЫЙ РЕДУКТОР 2016
  • Мендрух Николай Викторович
RU2622329C1
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 2016
  • Мендрух Николай Викторович
RU2634600C1
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 2016
  • Мендрух Николай Викторович
RU2637055C1
КОЛЕСНО-МОТОРНЫЙ БЛОК ЛОКОМОТИВА 2009
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Зайцев Андрей Анатольевич
  • Велисевич Степан Николаевич
  • Решетников Александр Юрьевич
RU2399529C1
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО 2016
  • Мендрух Николай Викторович
RU2630847C1
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 2016
  • Мендрух Николай Викторович
RU2642014C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 385 424 C1

Реферат патента 2010 года ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ С МАГНИТОПОРОШКОВОЙ СИСТЕМОЙ СМАЗКИ

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам скольжения, и может быть использовано в металлургической, химической, энергетической и других отраслях промышленности в условиях повышенных температур. Подшипник скольжения с магнитопорошковой системой смазки содержит вал из магнитопроводящего материала, диамагнитную втулку с полостями для магнитопорошковой смазки и узел для рыхления смазки. На внутренней поверхности втулки по краям каждой полости со стороны вала выполнены прямолинейные скосы под углом к внутренней поверхности втулки, обеспечивающие доставку магнитопорошковой смазки в контакт между втулкой и валом. Узел для рыхления смазки выполнен в виде расположенного в каждой полости втулки стержня, один конец каждого из которых жестко закреплен на поверхности втулки, а на свободном конце закреплены ребра для рыхления смазки. Наружная поверхность вала снабжена выступом с возможностью его взаимодействия при вращении вала со свободным концом каждого стержня узла для рыхления смазки. Технический результат: повышение ресурса подшипника и надежности его работы. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 385 424 C1

Подшипник скольжения с магнитопорошковой системой смазки, содержащий вал из магнитопроводящего материала, диамагнитную втулку с полостями для магнитопорошковой смазки и узел для рыхления смазки, отличающийся тем, что на внутренней поверхности втулки по краям каждой полости со стороны вала выполнены прямолинейные скосы под углом к внутренней поверхности втулки, обеспечивающие доставку магнитопорошковой смазки в контакт между втулкой и валом, а узел для рыхления смазки выполнен в виде расположенного в каждой полости втулки стержня, один конец каждого из которых жестко закреплен на поверхности втулки, а на свободном конце закреплены ребра для рыхления смазки, при этом наружная поверхность вала снабжена выступом с возможностью его взаимодействия при вращении вала со свободным концом каждого стержня узла для рыхления смазки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2385424C1

ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ с ТВЕРДОЙ СМАЗКОЙ 0
  • И. П. Андрианов В. Б. Дский Таджикский Сельскохоз Йстбснный Институт
SU399645A1
МАГНИТОГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК 0
SU201838A1
БЕСКОНТАКТНАЯ РАДИАЛЬНО-УПОРНАЯ ОПОРА НА ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫХ СВЕРХПРОВОДНИКАХ 2003
RU2270940C9
JP 3028519 A, 06.02.1991
УСТРОЙСТВО для ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОРМОЖЕНИЯ РОТОРА СИНХРОННОГО ГЕНЕРАТОРА 0
SU206688A1

RU 2 385 424 C1

Авторы

Алисин Валерий Васильевич

Павлов Вячеслав Георгиевич

Даты

2010-03-27Публикация

2008-12-26Подача