Подшипник скольжения с порошковой смазкой Российский патент 2022 года по МПК F16C33/10 F16C17/02 

Описание патента на изобретение RU2769824C1

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам скольжения, и может быть использовано в химической, энергетической, авиационной, транспортной и других отраслях промышленности в условиях широкого диапазона температур.

Известен «Турбоагрегат» [патент RU №2520763, опубликовано 27.06.2014], в котором подшипники выполнены несмазываемыми из полимерных композиционных материалов, а в расширительном рабочем колесе и в валу выполнены каналы, при этом выполненные каналы сообщают проточную часть расширительного рабочего колеса с зазорами, образованными валом и подшипниками. Это повышает интенсивность отвода теплоты трения.

Недостаток данного изобретения состоит в том, что полимерные композиционные материалы имеют ограниченный диапазон применения, прежде всего по температуре и скорости скольжения; также для них характерен малый ресурс работы и значительное отклонение от номинальных размеров при нагреве. Указанные факторы не позволяют применять такие материалы в подшипниках скольжения быстроходных агрегатов.

Известен «Подшипниковый узел с порошковой системой смазки» [АС №236913, опубликовано 03.11.1969], содержащий устройство для перемещения смазывающего порошка, смешанного с газом, через подшипник качения, состоящее из центробежного импеллера с диффузором. Применение порошка в качестве смазочного материала существенно расширяет диапазон рабочих температур подшипниковых узлов, как в сторону отрицательных температур, так и в сторону высоких температур.

Недостаток - существенное усложнение конструкции подшипникового узла и увеличение его массы и габаритных размеров. Кроме того, такая система подачи имеет ограниченное применение (только для подшипников качения открытого типа. Через подшипник скольжения продуть смесь порошка с газом с помощью центробежного импеллера не представляется возможным, т.к. зазор в подшипнике скольжения крайне мал и представляет собой большое местное газодинамическое сопротивление.

Наиболее близким техническим решением является «Подшипник скольжения с магнитопорошковой системой смазки» [патент RU №2385424, опубликовано 27.03.2010], который содержит вал из магнитопроводящего материала, диамагнитную втулку с полостями для магнитной порошковой смазки и узел для рыхления смазки виде специальных стержней с ребрами, установленных в каждой полости диамагнитной втулки.

Недостатком данного подшипника является существенное ограничение по применимости конструкционных материалов и смазывающих порошков, которые должны обладать необходимыми магнитными свойствами. Кроме того, такое решение имеет ограничения и по температурным режимам, так как при увеличении температуры эксплуатации магнитные свойства многих материалов существенно изменяются, а при определенных температурах исчезают.

Задачей изобретения является повышение технологичности и расширение температурного диапазона работы.

Поставленная задача решена за счет того, что в предлагаемом подшипниковом узле исключена магнитная система, а втулка выполнена из конструкционного материала с низким коэффициентом температурного расширения (керамика, инвар), при этом узел рыхления выполнен в виде распределенных по цилиндрической поверхности вала углублений, сообщенных с источником сжатого газа каналами, выполненными в валу.

На фиг. 1 представлен поперечный разрез подшипника скольжения.

На фиг. 2 представлен продольный разрез подшипника скольжения.

Подшипник скольжения с порошковой системой смазки содержит втулку 1 выполненную из конструкционного материала с низким коэффициентом температурного расширения (керамика, инвар) и полый вал 2. На внутренней поверхности втулки 1 выполнены полости 3, заполненные антифрикционным порошковым материалом. На наружной поверхности вала 2 выполнены углубления 4 для обеспечения требуемой подачи порошка в зону трения, соединенные радиальными каналами 5 с осевым каналом 6 выполненным в валу 2, снимающим термическое (температурное) расширение вала, причем осевой канал 6 сообщен с источником газа, а каналы 5 выполнены наклонными в направлении вращения вала 2. Система углублений 4 выполнена в виде лунок либо в виде канавок (продольных или спиральных).

Подшипник скольжения работает следующим образом.

При вращении вала 2, газ подается в осевой канал 6 и далее по радиальным каналам 5 и через систему углублений 4 попадает в полости 3. Порошковая смазка в полостях 3, за счет центробежных сил, действующих со стороны вала 2, уплотняется и не попадает в зазор между валом 2 и втулкой 1, что может привести к повреждению подшипника. Газовый поток разрушает и увлекает порошковую смазку из полостей 3 в зону трения вала 2 и втулки 1. При необходимости температура газа в зависимости от условий работы подшипника скольжения может варьироваться в широком диапазоне температур, то есть при необходимости прогреть узел или охлаждать во время работы до +80°С и ниже, обеспечивая требуемую температуру в зоне трения трибосопряжения.

Таким образом, данное техническое решение позволяет повысить технологичность и расширить температурный диапазон работы.

Похожие патенты RU2769824C1

название год авторы номер документа
Подшипниковый узел с порошковой смазкой 2023
  • Юша Владимир Леонидович
  • Бусаров Сергей Сергеевич
  • Третьяков Александр Валерьевич
  • Райковский Николай Анатольевич
RU2800514C1
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ПОГРУЖНОЙ ОДНОВИНТОВОЙ НАСОСНОЙ УСТАНОВКИ 2008
  • Павленко Владимир Иванович
  • Гинзбург Матвей Яковлевич
  • Пятов Иван Соломонович
  • Хрунин Сергей Владимирович
RU2375604C1
ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Мельник В.А.
RU2210684C2
Многофазный лопастной насос 2021
  • Ахияртдинов Эрик Минисалихович
RU2773263C1
Подшипниковая опора герметичного центробежного насоса с магнитной муфтой 2021
  • Изюков Александр Анатольевич
  • Софронов Алексей Иванович
  • Ямшанов Юрий Аркадьевич
RU2778414C1
ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ТИПА (ВАРИАНТЫ) 2013
  • Валюхов Сергей Георгиевич
  • Касимцев Владимир Владимирович
  • Печкуров Сергей Владимирович
  • Феропонтов Максим Петрович
  • Селиванов Николай Павлович
RU2506463C1
НАСОС ДЛЯ ПЕРЕКАЧИВАНИЯ ЖИДКОСТИ В КОНТУРЕ С ВЫСОКИМ ДАВЛЕНИЕМ 2000
  • Герасимов В.С.
  • Михайлов А.Д.
  • Никифоров С.А.
  • Паутов Ю.М.
  • Ремизов М.А.
  • Снетков В.Г.
  • Федоров Г.П.
RU2190127C2
ХИМИЧЕСКИЙ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ (ВАРИАНТЫ) 2013
  • Валюхов Сергей Георгиевич
  • Касимцев Владимир Владимирович
  • Печкуров Сергей Владимирович
  • Косякова Наталья Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2506461C1
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ПУЛЬПОВЫЙ НАСОС С РАБОЧИМ КОЛЕСОМ ЗАКРЫТОГО ТИПА (ВАРИАНТЫ) 2013
  • Валюхов Сергей Георгиевич
  • Касимцев Владимир Владимирович
  • Печкуров Сергей Владимирович
  • Феропонтов Максим Петрович
  • Селиванов Николай Павлович
RU2505710C1
НАСОС ДЛЯ ПЕРЕКАЧКИ РАСПЛАВЛЕННОГО МЕТАЛЛА 2014
  • Щуцкий Сергей Юрьевич
  • Агринский Андрей Николаевич
  • Павлов Николай Николаевич
  • Быков Александр Николаевич
  • Орлов Борис Валентинович
  • Симонов Никита Игоревич
RU2589735C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 769 824 C1

Реферат патента 2022 года Подшипник скольжения с порошковой смазкой

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам скольжения, и может быть использовано в химической, энергетической, авиационной, транспортной и других отраслях промышленности в условиях широкого диапазона температур. Подшипник скольжения содержит полый вал (2), втулку (1) с полостями для порошковой смазки и узел для рыхления. Втулка (1) выполнена из конструкционного материала с низким коэффициентом температурного расширения. Узел для рыхления выполнен в виде распределенных по цилиндрической поверхности вала (2) углублений (4), соединенных радиальными каналами (5) с осевым каналом (6), выполненным в валу (2). Осевой канал (6) сообщен с источником газа, а радиальные каналы (5) выполнены наклонными в сторону вращения вала. Технический результат: повышение технологичности и расширение температурного диапазона работы. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 769 824 C1

1. Подшипник скольжения, содержащий вал, втулку с полостями для порошковой смазки и узел для рыхления, отличающийся тем, что вал выполнен полым, втулка выполнена из конструкционного материала с низким коэффициентом температурного расширения, а узел рыхления выполнен в виде распределенных по цилиндрической поверхности вала углублений, соединенных радиальными каналами с осевым каналом, выполненным в валу, причем осевой канал сообщен с источником газа, а радиальные каналы выполнены наклонными в сторону вращения вала.

2. Подшипник скольжения по п. 1, отличающийся тем, что углубления выполнены в виде лунок.

3. Подшипник скольжения по п. 1, отличающийся тем, что углубления выполнены в виде канавок (продольных или спиральных).

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2769824C1

ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ С МАГНИТОПОРОШКОВОЙ СИСТЕМОЙ СМАЗКИ 2008
  • Алисин Валерий Васильевич
  • Павлов Вячеслав Георгиевич
RU2385424C1
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ с ПОРОШКОВОЙ СИСТЕМОЙСМАЗКИ 0
SU236913A1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2011
  • Юша Владимир Леонидович
  • Райковский Николай Анатольевич
RU2463492C1
CN 112049865 A, 08.12.2020.

RU 2 769 824 C1

Авторы

Юша Владимир Леонидович

Бусаров Сергей Сергеевич

Третьяков Александр Валерьевич

Райковский Николай Анатольевич

Даты

2022-04-06Публикация

2021-08-20Подача