ГОРОЧНАЯ РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ Российский патент 2010 года по МПК B61L23/00 

Описание патента на изобретение RU2391241C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а в частности к рельсовым цепям, и может применяться, например, в системе горочной централизации.

Известна горочная нормально-разомкнутая рельсовая цепь, содержащая источник переменного тока, подключенный к одним концам изолированных рельсов через регулировочный и ограничивающий резисторы, и путевое реле, подключенное параллельно к регулировочному резистору. [Сагайтис B.C., Соколов В.Н. Устройства механизированных и автоматизированных сортировочных горок: Справочник. - М.: Транспорт, 1979, - с.25-37].

Недостатком известной рельсовой цепи является низкая ее надежность вследствие отсутствия контроля целостности рельсовой линии и исправности элементов рельсовой цепи из-за выключенного (не Г - активного) состояния путевого реле в нормальном режиме.

Известна горочная рельсовая цепь, содержащая источник переменного тока, подключенный к одним концам изолированных рельсов через регулировочные резисторы, путевое реле и реактивные элементы, включенные по мостовой схеме, причем путевое реле включено в ее диагональ, а один из реактивных элементов подключен к другим концам рельсов [Авторское свидетельство СССР №839802, МПК B61L 23/16, B61L 17/00, опубл. 1981.25.06, БИ №23, авторы Соболев Ю.В., Попов О.С. и др. «Горочная рельсовая цепь»].

Недостатком известного устройства также является невысокая надежность из-за высокой чувствительности схемы к изменению проводимости изоляции рельсовых линий, которая приводит к разбалансированию моста и появлению ложной информации о занятости рельсовой линии.

Данное техническое решение выбрано авторами в качестве прототипа.

Техническим результатом является повышение надежности работы рельсовой цепи.

Технический результат достигается тем, что горочная рельсовая цепь, содержащая изолированную рельсовую линию, источник питания, регулировочные резисторы и путевое реле, дополнительно снабжена согласующим трансформатором, исполнительным и контрольным реле, измерительным, ограничительным и нагрузочным резисторами, причем нагрузочный резистор подключен к одним концам изолированной рельсовой линии, к другим концам которой подключена вторичная обмотка согласующего трансформатора, а его первичная обмотка одним выводом подключена к одному выводу источника питания, а другим - через ограничительный резистор, регулировочный резистор, который параллельно включен с путевым реле, и измерительный резистор, который параллельно включен с контрольным реле со вторым выводом источника питания, контакты путевого и контрольного реле соединены с исполнительным реле, которое расположено на посту ЭЦ.

На фиг.1 представлена схема горочной рельсовой цепи с тремя схемами состояний контактов: а - нормальный режим, б - шунтовой режим, в - контрольный режим.

На фиг.2 - графики изменения тока на входе рельсовой цепи в нормальном и шунтовом режимах (область существования шунтового режима при изменении сопротивления изоляции и координаты шунта заштрихована).

Горочная рельсовая цепь состоит из источника питания переменного тока 1, согласующего трансформатора 2, изолированной рельсовой линии 3, нагрузочного 4, ограничительного 5, регулировочного 6, измерительного 7, резисторов, путевого 8, контрольного 9 и исполнительного 10 реле.

Работа устройства происходит следующим образом.

На первичную обмотку согласующего трансформатора 2 через последовательно соединенные ограничительный 5, регулировочный 6 и измерительный 7 резисторы подается с выхода источника питания 1 переменное напряжение частотой 25 Гц. Параллельно к регулировочному резистору подсоединено путевое реле 8, а к измерительному резистору - контрольное реле 9, вторичная обмотка согласующего трансформатора 2 подключена к началу рельсовой линии 3, нагруженной на другом конце на резистор 4. Исполнительное реле 10 соединено с контактами путевого 8 и контрольного 9 реле.

В нормальном режиме контрольное реле 9 включено, т.к. падение напряжения от тока источника питания 1 на измерительном резисторе 7 достаточно для его срабатывания, а путевое реле 8 выключено, т.к. величина тока, протекающего через регулировочный резистор 6, не достаточна для его срабатывания, следовательно, исполнительное реле 10 выключено (фиг.1, а), и соответственно рельсовая линия 3 (участок контроля) свободна и исправна.

В шунтовом режиме происходит резкое увеличение тока I1 (фиг.1) (например, при i-ом значении Rизi с точки а) до точки б) и в)), и соответственно срабатывает путевое реле 8, что приводит при включенном контрольном реле 9 к срабатыванию исполнительного реле 10 (фиг.1, б)), и соответственно рельсовая линия 3 занята отцепом и исправна.

В контрольном режиме, в случае излома рельса, из-за уменьшения тока I1 (фиг.1) выключается контрольное реле 9 и исполнительное реле 10 обесточивается (фиг.1, в)), и соответственно рельсовая линия 3 свободна, но неисправна.

В качестве элементной базы реализации могут использоваться широко применяемые в железнодорожной автоматике приборы: преобразователи частоты, реле, резисторы, трансформаторы.

Предложенная горочная рельсовая цепь обеспечивает высокую надежность и безопасность благодаря непрерывному контролю целостности рельсовых линий и элементов схемы рельсовой цепи.

Похожие патенты RU2391241C1

название год авторы номер документа
Рельсовая цепь 1989
  • Соболев Юрий Владимирович
  • Бабаев Михаил Михайлович
  • Мороз Владимир Петрович
  • Кошевой Сергей Васильевич
SU1696334A1
Рельсовая цепь переменного тока 1981
  • Маслюков Олег Акимович
  • Бабаева Зоя Васильевна
  • Федюкин Николай Васильевич
  • Носиловский Евгений Антонович
  • Дронов Александр Андриянович
  • Попов Олег Сергеевич
SU969578A1
Рельсовая цепь 1981
  • Каргалов Николай Иванович
  • Филиппов Борис Николаевич
SU1006294A1
Рельсовая цепь 2017
  • Тарасов Евгений Михайлович
  • Железнов Дмитрий Валерианович
  • Герус Владимир Леонидович
  • Тарасова Анна Евгеньевна
RU2681960C1
Устройство контроля чередования полярностей в рельсовых цепях (варианты) 2023
  • Зенкович Юрий Иосифович
RU2804113C1
АВТОБЛОКИРОВКА 2010
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Харрасов Айрат Мухаметович
RU2454346C2
Рельсовая цепь 1987
  • Полевой Юрий Иосифович
SU1521648A1
Устройство для контроля положения стрелочного перевода электрической централизации 1981
  • Цыбуля Николай Артемьевич
  • Камнев Валерий Александрович
  • Большаков Вадим Юрьевич
  • Лерман Евгений Ефимович
SU1008053A1
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РАЗВЕТВЛЕННОЙ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2019
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Савченко Павел Владимирович
RU2714828C1
РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ 2000
  • Полевой Ю.И.
  • Яковлев В.Н.
  • Тарасов Е.М.
  • Звездин И.Н.
  • Гуменников В.Б.
  • Шумаков В.М.
  • Трошина М.В.
  • Сахарова Е.М.
RU2183575C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 391 241 C1

Реферат патента 2010 года ГОРОЧНАЯ РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а в частности к рельсовым цепям, и может применяться, например, в системе горочной централизации. Горочная рельсовая цепь содержит изолированную рельсовую линию (3), источник питания (1), регулировочные резисторы (6) и путевое реле (8), согласующий трансформатор (2), исполнительное (10) и контрольное (9) реле, измерительный (7), ограничительный (5) и нагрузочный (4) резисторы. Нагрузочный резистор (4) подключен к одним концам изолированной рельсовой линии (3), к другим концам которой подключена вторичная обмотка согласующего трансформатора (2). Первичная обмотка согласующего трансформатора (2) одним выводом подключена к одному выводу источника питания (4), а другим - через ограничительный резистор (5), регулировочный резистор (6), который параллельно включен с путевым реле (8), и измерительный резистор (7), который параллельно включен с контрольным реле (5) со вторым выводом источника питания (1), контакты путевого (8) и контрольного (9) реле соединены с исполнительным реле (10), которое расположено на посту ЭЦ. Техническим результатом является повышение надежности работы рельсовой цепи. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 391 241 C1

Горочная рельсовая цепь, содержащая изолированную рельсовую линию, источник питания, регулировочные резисторы и путевое реле, отличающаяся тем, что она дополнительно снабжена согласующим трансформатором, исполнительным и контрольным реле, измерительным, ограничительным и нагрузочным резисторами, причем нагрузочный резистор подключен к одним концам изолированной рельсовой линии, к другим концам которой подключена вторичная обмотка согласующего трансформатора, а его первичная обмотка одним выводом подключена к одному выводу источника питания, а другим - через ограничительный резистор, регулировочный резистор, который параллельно включен с путевым реле, и измерительный резистор, который параллельно включен с контрольным реле - со вторым выводом источника питания, контакты путевого и контрольного реле соединены с исполнительным реле, которое расположено на посту ЭЦ.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2391241C1

АВТОБЛОКИРОВКА 2001
  • Полевой Ю.И.
  • Яковлев В.Н.
  • Гуменников В.Б.
  • Полевая Л.В.
RU2236972C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ 1995
  • Воронин В.А.
  • Дмитриев В.С.
  • Куксов Н.В.
  • Лекута Г.Ф.
  • Петров А.Ф.
  • Ушкалов А.И.
RU2098302C1
RU 2007116792 A, 10.11.2008
РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ 2000
  • Полевой Ю.И.
  • Яковлев В.Н.
  • Тарасов Е.М.
  • Звездин И.Н.
  • Гуменников В.Б.
  • Шумаков В.М.
  • Трошина М.В.
  • Сахарова Е.М.
RU2183575C2

RU 2 391 241 C1

Авторы

Тарасов Евгений Михайлович

Трошина Марина Васильевна

Моисеев Евгений Геннадьевич

Якобчук Артем Игоревич

Даты

2010-06-10Публикация

2009-05-12Подача