Изобретение относится к области медицины, а именно - к психиатрии и клинической психологии, к способам диагностики заболеваний с помощью психологических тестов.
Расстройство личности - это малоадаптивный паттерн поведения, складывающийся в подростковом возрасте, сохраняющийся в течение всей жизни и нарушающий социальную адаптацию индивида.
Пограничное личностное расстройство (ПЛР) характеризуется слабостью эго, нестабильностью, склонностью к самоповреждающему и суицидальному, а также к аддиктивному поведению (алкоголь, наркотики, патологический гэмблинг и др.).
В настоящее время имеются следующие трудности для диагностики ПЛР вообще и в России, в частности:
1) специфика природы ПЛР - его эго-синтонность, т.е. симптомы расстройства воспринимаются человеком как особенности присущего ему характера. Пациенты с ПЛР попадают в поле зрения врачей в связи с другими проблемами - депрессией, самоповреждающим и/или суицидальным поведением, аддикцией, правонарушениями;
2) отсутствие в России пригодного для широкого использования инструмента (теста, опросника). В США разработан тест MCMI-III (Millon™ Clinical Multiaxial Inventory-III; автор - Millon Th.), используемый в психиатрии и клинической психологии для диагностики психических нарушений, в том числе и личностных расстройств. Различные модификации теста существуют в ряде стран (Канаде, Японии, Испании и др.), специально приспособленные для диагностики ПЛР. Ввоз опросника MCMI-III и его аналогов в Россию запрещен разработчиками теста. Но даже если бы он существовал в переводе на русский язык в России, то потребовалась бы его адаптация (модификация) для использованию в РФ, т.к. «перевод зарубежного теста, каким профессиональным он бы ни был, - только начало достаточно длительного и трудоемкого процесса адаптации методики» (Л.Ф.Бурлачук. Психодиагностика. - СПб: «Питер», 2002, стр.124).
В настоящее время диагностика ПЛР в России осуществляется при осмотре психиатра. Психиатр диагностирует ПЛР по клиническим критериям DSM-IIIR или DSM-IY в ходе клинического интервью. При проведении клинического интервью психиатр ставит диагноз ПЛР, если у пациента выявляется 5 любых критериев из следующих 8:
1. паттерн нестабильных и интенсивных интерперсональных отношений, характеризующийся экстремальными колебаниями между чрезмерной идеализацией и чрезмерной недооценкой;
2. импульсивность по меньшей мере в 2-х областях, которые являются потенциально самоповреждающими, например, наркомания, воровство, неосторожное вождение машины, кутежи, трата денег, секс (не включаются суицидальное и самоповреждающее поведение, указанные в п.5);
3. аффективная нестабильность: выраженные отклонения настроения от изолинии к депрессии, раздражительность, тревога, обычно продолжающиеся несколько часов (изредка - нескольких дней);
4. неадекватная сильная злоба или отсутствие контроля над гневом, например, пациент часто обнаруживает вспыльчивость, злобу, нападает на других;
5. повторные суицидальные угрозы, жесты или поведение, или же самоповреждающее поведение;
6. выраженное нарушение идентификации, проявляющееся неуверенностью, по меньшей мере, в 2 следующих областях: самооценка или образ самого себя, сексуальная ориентация, постановка долговременных целей и выбор карьеры, тип предпочитаемых друзей, предпочитаемые ценности;
7. хроническое ощущение пустоты и скуки;
8. неистовые попытки избежать реального или воображаемого ужаса быть покинутым (не включается суицидальное или самоповреждающее поведение, отмеченные в п.5) (Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия / Перевод с англ. В 2-х т. М. - Медицина, 1994. - Т1. - Стр.654-656) (прототип).
Как уже указывалось, данный способ может быть использован только психиатром. Поэтому в больницах общего профиля и других неспециальных учреждениях (многопрофильная больница, психологический центр, реабилитационный центр и др.), где нет психиатра, ПЛР обычно не диагностируют. Данный способ не может быть использован в массовых исследованиях.
Раскрытие изобретения
Суть предлагаемого способа диагностики пограничного личностного расстройства заключается в следующем. Испытуемый заполняет тест, представленный в таблице 1. С помощью ключа, представленного в таблице 2, подсчитывают количество совпадений (баллов) ответов испытуемого в заполненном им тесте с ключом. С помощью таблицы 3 подсчитывают количество баллов, пришедшееся на шкалы «нестабильность», «самоповреждающее поведение», «суицидальное поведение», а затем - их сумму. Если полученная сумма баллов у испытуемого в возрасте 18-27 лет равна или превышает 22, у испытуемого в возрасте 28-37 лет равна или превышает 18, у испытуемого в возрасте 38-47 лет равна или превышает 19, у испытуемого в возрасте 48 лет и более равна или превышает 17, то делают вывод о наличии у испытуемого пограничного личностного расстройства.
Тест по предлагаемому способу, представленный в таблице 1, содержит 80 утверждений. Испытуемый читает каждое утверждение и решает, верно или не верно данное утверждение по отношению к нему. Если утверждение верно, то рядом с ним испытуемый пишет «да», если не верно, то пишет «нет». По заполненному тесту психолог с помощью ключа, представленного в таблице 2, осуществляет подсчет баллов. Каждое совпадение ответа испытуемого с ключом оценивается как 1 балл, несовпадение ответа испытуемого с ключом оценивается как 0 баллов. Например, рядом с утверждением №1 испытуемый пишет «да». В ключе (табл.2) утверждению №1 соответствует ответ «да», т.е. ответ испытуемого совпал с ключом, испытуемому засчитывают 1 балл. Если испытуемый рядом с утверждением №1 напишет «нет» (несовпадение с ключом), ему за утверждение №1 засчитывают 0 баллов.
С помощью таблицы 3 подсчитывают количество баллов, пришедшееся на шкалу «нестабильность», шкалу «самоповреждающее поведение», шкалу «суицидальное поведение», а также сумму баллов, приходящихся на данные три шкалы. Затем сравнивают полученную сумму с баллом, указанным в таблице 7 для того возрастного диапазона, к которому относится обследуемый пациент. По результату сравнения выставляют диагноз (табл.7). Технический результат предлагаемого способа:
- возможность использования способа психологом в больницах общего профиля и других неспециальных учреждениях (многопрофильная больница, реабилитационный центр и др.), что позволяет выявить ПЛР на ранних стадиях и своевременно провести профилактику самоповреждающего и суицидального поведения;
- предлагаемый способ может быть использован в массовых исследованиях: в психологическом тестировании при приеме на работу в органы МВД и юстиции, перед призывом новобранцев на военную службу, перед приемом на обучение в ВУЗы военного профиля, в эпидемиологических исследованиях);
- диагностика по предлагаемому способу осуществляется значительно быстрее, чем по прототипу, и занимает 15-20 минут.
Обоснование предлагаемого способа
Как указывалось выше, DSM-IIIR содержит восемь критериев. Некоторые из этих критериев отражают одну и ту же характеристику, но в разных областях. Тест по предлагаемому способу основан на DSM-IIIR и отражает все восемь критериев DSM-IIIR. Но в предлагаемом тесте восемь критериев DSM-IIIR объединены в четыре шкалы, которые, по данным литературы, являются наиболее социально значимыми. Тест по предлагаемому способу отличается от DSM-IIIR также тем, что суицидальное и самоповреждающее поведение в нем разведены.
Шкалы теста по предлагаемому способу
1. Нестабильность - объединяет первый, третий и шестой критерии DSM-IIIR, поскольку все они отражают нестабильность. Первый критерий DSM-IIIR отражает нестабильность в межличностных отношениях; третий критерий - нестабильность настроения; шестой критерий - нестабильность в образе себя, выборе карьеры, предпочитаемых друзьях.
2. Самоповреждающее поведение - эта шкала объединяет второй, четвертый и, частично, пятый критерий DSM-IIIR, выделяя самоповреждающее поведение как таковое.
3. Непереносимость одиночества - объединяет седьмой и восьмой критерий DSM-IIIR, поскольку чувство пустоты и скуки усиливается в одиночестве, отсюда - страх покидания другим.
4. Суицидальное поведение - данная шкала представляет собой частично пятый критерий DSM-IIIR. Выделение ее в предлагаемом способе целесообразно по той причине, что для тяжелого течения ПЛР характерны многократные попытки самоубийства.
На каждую из данных четырех шкал было составлено 20 утверждений, описывающих поведение, чувства и мысли - всего 80 утверждений (табл.1, 3), а также составлен ключ к ним (табл.2). Утверждения представлены в тесте (табл.1) в случайном порядке.
С использованием теста было проведено исследование группы пациентов с клинически установленным диагнозом ПЛР (20 человек); пилотажное исследование группы, сформированной из контингентов лиц, среди которых, по данным литературы, наиболее часто встречается пограничное личностное расстройство (181 чел.). В эту группу вошли:
1) участники боевых действий на Северном Кавказе с симптомами ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) (8 чел.);
2) лица, находящиеся в местах лишения свободы в г.Новосибирске и Новосибирской области (женская и мужская колония, 94 чел.);
3) лица, больные туберкулезом, с криминальным прошлым (15 чел.);
4) лица, увлекающиеся компьютерными играми (гэмблеры, 10 чел.);
5) лица, увлекающиеся ролевыми играми (24 чел.);
6) анонимные наркоманы (15 чел.);
7) интернет-зависимые лица (9 чел.),
8) учащиеся вечерних школ, принимающие наркотики, исключенные из дневных школ за нарушение закона (6 чел.).
Кроме того, с использованием теста по предлагаемому способу были обследованы здоровые лица (756 чел.). Сюда вошли курсанты школы милиции (79 чел.), студенты различных вузов Новосибирска дневного отделения (603 чел.), курсанты вуза заочного отделения (5 чел.), солдаты срочной службы (40 чел.), сотрудники системы исполнения наказаний (29 чел.).
Специального обследования здоровых лиц на исключение у них клинически диагноза ПЛР не проводилось. Однако курсанты школы милиции проходят при приеме в школу профессиональный отбор с использованием ряда психологических тестов, которые, хотя прямо и не позволяют исключить ПЛР, однако косвенным образом снижают вероятность появления лиц с ПЛР среди принятых в школу. Что касается остальных контингентов обследованных здоровых лиц, то исключались лица, у которых в ходе предварительной беседы были установлены суицидальные попытки, аддиктивное поведение.
Вошедшие в исследование лица (мужчины и женщины) были в возрасте 18 лет и старше.
Для целей статистической обработки были образованы 4 группы (табл.4). В первую вошли 20 человек с клинически установленным диагнозом ПЛР. Во вторую группу вошли те же 20 человек, а также все участники пилотажного исследования (181 чел.), всего 201 чел. В третью группу были выделены курсанты школы милиции (79 чел.). В четвертую группу вошли все здоровые лица (756 чел.), включая курсантов школы милиции.
В первой группе обследованных (с клинически установленным диагнозом ПЛР) среднее количество набранных баллов имело следующие значения: по шкале «нестабильность»: 13,45±0,77; по шкале «самоповреждающее поведение»: 8,6±0,72; по шкале «непереносимость одиночества»: 10,85±0,96; по шкале «суицидальное поведение»: 8,9±1,19; по сумме баллов, набранных по всем четырем шкалам: 42,75±2,01 (табл.4).
Во второй группе обследованных (ПЛР+пилотаж) среднее количество набранных баллов имело следующие значения: по шкале «нестабильность»: 10,69±0,24; по шкале «самоповреждающее поведение»: 7,66±0,28; по шкале «непереносимость одиночества»: 9,87±0,30; по шкале «суицидальное поведение»: 6,25±0,28; по сумме баллов, набранных по всем четырем шкалам: 35,10±0,71 (табл.4).
В третьей группе обследованных (здоровые - курсанты школы милиции) среднее количество набранных баллов имело следующие значения: по шкале «нестабильность»: 7,62±0,39; по шкале «самоповреждающее поведение»: 4,39±0,31; по шкале «непереносимость одиночества»: 12,92±0,37; по шкале «суицидальное поведение»: 2,42±0,19; по сумме баллов, набранных по всем четырем шкалам: 27,41±0,8 (табл.4).
В четвертой группе обследованных (все здоровые, включая курсантов школы милиции) среднее количество набранных баллов имело следующие значения: по шкале «нестабильность»: 9,33±0,13; по шкале «самоповреждающее поведение»: 3,98±0,1; по шкале «непереносимость одиночества»: 10,65±0,14; по шкале «суицидальное поведение»: 3,82±0,1; по сумме баллов, набранных по всем четырем шкалам: 27,82±0,28 (табл.4).
Различия между группами 3 и 1, между группами 3 и 2, а также между группами 4 и 2 достоверны по всем шкалам и по сумме баллов, набранных по всем четырем шкалам. По шкалам «нестабильность», «самоповреждающее поведение», «суицидальное поведение», по сумме баллов, набранных по всем четырем шкалам, обследованные из группы 1 и 2 набирают достоверно больше баллов, чем обследованные из группы 3; обследованные из группы 2 набирают достоверно больше баллов, чем обследованные из группы 3. По шкале «непереносимость одиночества» наблюдается обратная картина: обследованные из группы 1 и 2 набирают достоверно меньше баллов, чем группа 3 и обследованные из группы 2 набирают достоверно меньше баллов, чем группа 4.
Как было указано выше, предлагаемый способ использует все критерии DSM-IIIR. Однако, по результатам сравнения групп 1 и 2 с группой 3, группы 2 с группой 4 показано, что лица с ПЛР достоверно лучше переносят одиночество, чем здоровые. Этот факт может отражать этнокультуральные особенности российской популяции. Аналогичные данные были получены при адаптации теста Миллона на испанской популяции, где также наилучшим образом работали критерии «импульсивность», «самоповреждающее поведение» и «суицидальное поведение (Grilo CM, Becker DF, Anez LM, McGlashan TH. Diagnostic efficiency of DSM-IV criteria for borderline personality disorder: an evaluation in Hispanic men and women with substance use disorders. J Consult Clin Psychol, 2004, Feb; 72 (1): 126-131.).
Различия между группами 4 и 1 достоверны по шкалам «нестабильность», «самоповреждающее поведение», «суицидальное поведение» и по сумме баллов, набранных по всем четырем шкалам. Количество баллов, набираемое обследованными в группе 1, достоверно превышает количество баллов, набираемое обследуемыми в группе 4 по указанным шкалам и по сумме баллов, набираемых по четырем шкалам.
По шкале «непереносимость одиночества» различие между группами 4 и 1 недостоверно.
В связи с тем, что по шкалам «нестабильность», «самоповреждающее поведение» и «суицидальное поведение» обследованные в группе 1 (с установленным клинически диагнозом ПЛР) и в группе 2 (ПЛР + пилотаж) набирают достоверно больше баллов, чем здоровые обследованные из группы 3, а группа 2 по указанным трем шкалам набирает достоверно больше баллов, чем группа 4, во всех четырех группах были посчитаны суммы баллов, набираемых обследованными по данным трем шкалам («нестабильность», «самоповреждающее поведение» и «суицидальное поведение») (табл.5).
В первой группе обследованных (с клинически установленным диагнозом ПЛР) среднее значение суммы баллов, набранных обследованными по трем шкалам («нестабильность», «самоповреждающее поведение» и «суицидальное поведение») составило 30,95±2,05; во второй группе 25,1±0,6, в третьей 14,43±0,71, в четвертой 17,14±0,26 (табл.5). Различия между группами 3 и 1, 3 и 2, а также между группами 4 и 1, 4 и 2 были достоверны.
В группах 2 и 4 все обследованные были распределены в соответствии со своим возрастом на подгруппы, объединенные возрастным диапазоном 18-27 лет, 28-37 лет, 38-47 лет, 48 лет и более. Средние значения количества баллов, набираемых обследованными по шкалам «нестабильность», «самоповреждающее поведение», «суицидальное поведение», а также по сумме баллов по данным шкалам, приведены в таблице 6. Сумма баллов по трем указанным шкалам в подгруппах группы 2 в возрастном диапазоне 18-27 лет составила 26,2±0,8 баллов, в возрастном диапазоне 28-37 лет 22,7±1,47 баллов, в возрастном диапазоне 38-47 лет 25,8±1,6 баллов, в возрастном диапазоне 48 лет и более 18,6±1,9 баллов. Сумма баллов по трем указанным шкалам в подгруппах группы 4 в возрастном диапазоне 18-27 лет составила 17,5±0,3 баллов, в возрастном диапазоне 28-37 лет 12,4±0,9 баллов, в возрастном диапазоне 38-47 лет 11,3±1,6 баллов, в возрастном диапазоне 48 лет и более 14±2 баллов. Различия между подгруппами группы 2 и подгруппами группы 4 в возрастных диапазонах 18-27 лет, 28-37 лет, 38-47 лет достоверны, в возрастном диапазоне 48 лет и более - недостоверны (табл.6).
В каждом возрастном диапазоне были выделены точки разделения между подгруппой здоровых и подгруппой больных.
Точка разделения - значение измеряемого параметра (в данном случае - значение суммы баллов, набранных по шкалам «нестабильность», «самоповреждающее поведение», «суицидальное поведение»), выбранное в качестве критерия для того, чтобы сделать вывод о наличии или отсутствии у пациента заболевания (Петри А., Сэбин К. Наглядная статистика в медицине. - Москва. - Гоэтар-Мед. - 2003).
Точки разделения между здоровыми и больными во всех возрастных диапазонах представлены в табл.7. Здесь же указано, какой вывод следует сделать, если обследуемый набрал то или иное количество баллов.
Если пациент в возрасте 18-27 лет набирает суммарно по трем шкалам («нестабильность», «самоповреждающее поведение», «суицидальное поведение») 22 балла и более, то делают вывод о наличии у него ПЛР, если он набирает 21 балл и менее, то делают вывод об отсутствии у него ПЛР.
Если пациент в возрасте 28-37 лет набирает суммарно по трем шкалам («нестабильность», «самоповреждающее поведение», «суицидальное поведение») 18 баллов и более, то делают вывод о наличии у него ПЛР, если он набирает 17 баллов и менее, то делают вывод об отсутствии у него ПЛР.
Если пациент в возрасте 38-47 лет набирает суммарно по трем шкалам («нестабильность», «самоповреждающее поведение», «суицидальное поведение») 19 баллов и более, то делают вывод о наличии у него ПЛР, если он набирает 18 баллов и менее, то делают вывод об отсутствии у него ПЛР.
Если пациент в возрасте 48 лет и более набирает суммарно по трем шкалам («нестабильность», «самоповреждающее поведение», «суицидальное поведение») 17 баллов и более, то делают вывод о наличии у него ПЛР, если он набирает 16 баллов и менее, то делают вывод об отсутствии у него ПЛР.
В соответствии с вышеуказанными точками разделения были посчитаны чувствительность и специфичность предлагаемого способа.
Чувствительность диагностического способа - это доля пациентов с заболеванием, которые точно идентифицированы данным способом (Петри А., Сэбин К. Наглядная статистика в медицине. - Москва. - Гоэтар-Мед. - 2003).
Специфичность диагностического способа - это доля пациентов без заболевания, которые точно идентифицированы данным способом (там же).
Чувствительность предлагаемого способа, посчитанная на группе 1 (20 обследованных с установленным диагнозом ПЛР), составила 95%. Чувствительность предлагаемого способа, посчитанная на группе 2 (201 человек: обследованные с установленным диагнозом ПЛР плюс обследованные из тех контингентов, где часто встречается ПЛР), составила 70%.
Специфичность предлагаемого способа, посчитанная на группе 3 (здоровые - курсанты школы милиции, 79 человек), составила 84%. Специфичность предлагаемого способа, посчитанная на группе 4 (все здоровые, включая курсантов школы милиции, 756 человек), составила 74%.
Кроме того, была сформирована случайным образом группа добровольцев, давших согласие на осмотр психиатра. Цель осмотра - исключить клинически диагноз ПЛР. После обследования была набрана группа из 20 человек, у которых диагноз ПЛР был исключен клинически. Все 20 человек заполнили тест по предлагаемому способу. 17 из 20 человек были определены предлагаемым способом как здоровые. Таким образом, специфичность предлагаемого способа составила 85%.
Примеры осуществления способа.
Пример 1. Обследованный А., 19 лет. Набрал 14 баллов по шкале «нестабильность», 11 баллов по шкале «самоповреждающее поведение», 10 баллов по шкале «непереносимость одиночества», 17 баллов по шкале «суицидальное поведение». Сумма баллов по шкалам «нестабильность», «самоповреждающее поведение», «суицидальное поведение» составила 14+11+17=42 балла. Так как пациенту 19 лет и он набрал более 22 баллов, то делают вывод о наличии у него ПЛР.
Пример 2. Обследованный Н. из группы здоровых, 32 года. Набрал 2 балла по шкале «нестабильность», 0 баллов по шкале «самоповреждающее поведение», 13 баллов по шкале «непереносимость одиночества» и 1 балл по шкале «суицидальное поведение». Сумма баллов по шкалам «нестабильность», «самоповреждающее поведение», «суицидальное поведение» составила 2+0+1=3 балла. Так как пациенту 32 года, и он набрал менее 17 баллов, то делают вывод об отсутствии у него ПЛР.
Клинические примеры
Пример 3.
Пациент Б., 40 лет. Находился в отделении эндокринологии МКБ №1 г.Новосибирска с диагнозом: сахарный диабет 1 типа. Из анамнеза: Рос в неполной семье. Мать страдала депрессией, имела несколько суицидальных попыток. Б. говорит, что между ним и матерью существовало своего рода соперничество, игра, которая называлась «кто раньше умрет». Когда Б. учился в 10 классе, мать покончила жизнь самоубийством. Б. поступил в университет на факультет иностранных языков, однако после окончания университета по специальности не работал, занимался бизнесом. С 20 лет употреблял разнообразные наркотики, но предпочитал ЛСД. В беседе увлеченно рассказывал об эффектах, производимых разными видами наркотиков. После начала заболевания (сахарный диабет 1 типа) любимым способом изменения состояния у Б. стало введение более высокой, чем требовалось, дозы инсулина, что вызывало состояние гипогликемии «…не сравнимое ни с каким наркотиком». Жена Б. вспомнила 2 случая, когда Б. вводил себе повышенную дозу инсулина, садился за руль легковой машины и ехал до тех пор, пока не терял сознание и не врезался в препятствие, которым в первом случае было дерево, во втором - другая машина. В течение 10 лет Б. периодически проходил лечение у психотерапевта по поводу депрессии. Имел 11 суицидальных попыток. Проявляет интерес к теме смерти. Б. вспоминает, что когда у одной из его жен (тоже употребляющей наркотики) наступило состояние клинической смерти от передозировки наркотика, то он взял фотоаппарат поляроид и сделал несколько снимков. Только после этого была вызвана скорая помощь и произведен непрямой массаж сердца. Имеет 3 брака, все гражданские. Поддерживает дружеские отношения со всеми предыдущими женами, их нынешними мужьями. Периодически встречаются все 3 пары и практикуют групповой секс, что Б. объясняет «…желанием поддержать свежесть ощущений». Имеет опыт гомосексуальных контактов. На дачном участке содержал 2 собак редкой бойцовской породы, которые загрызли насмерть проходившую мимо женщину, за что Б. получил судимость, которую отбывал на поселении 3 года. Жена Б. вспомнила о кратковременных (несколько часов) состояниях, когда Б. вел себя странно. В офисе своей компании Б. разбил ногами все мониторы компьютеров, после чего отодрал от пола линолеум и залез под него. Б. говорит, что иногда у него возникают зрительные иллюзии, которые не имеют угрожающего характера и даже забавляют его. Так, несколько дней Б. при выходе на улицу видел, что у прохожих вместо обычных голов - головы черепашьи. В другой раз Б. видел у проходящих мимо него машин хвосты ящериц вместо выхлопных труб.
Таким образом, диагноз ПЛР пациенту Б. может быть поставлен клинически на основании того, что у него присутствуют признаки, относящиеся к 1, 2, 3, 4, 6 критериям DSM - III-R. В DSM - IV дополнительно введена 9 шкала, которая предусматривает возникновение у пациента кратковременных психотических состояний, которые также имеются у пациента Б.
После постановки диагноза ПЛР клинически, Б. было предложено заполнить тест по предлагаемому способу (таблица 1). При подсчете баллов оказалось, что ответы Б. совпадают с ключом в 37 случаях. Из них по шкале «нестабильность» Б. набрал 9 баллов, по шкале «самоповреждающее поведение» 6 баллов, по шкале «непереносимость одиночества» 6 баллов, по шкале «суицидальное поведение» 16 баллов.
Сумма баллов по шкалам «нестабильность», «самоповреждающее поведение», «суицидальное поведение» составила 9+6+16=31 балл. Учитывая, что Б. 40 лет и что он набрал более 19 баллов, ему устанавливается диагноз пограничного личностного расстройства.
Диагноз по предлагаемому способу совпал с клинически установленным диагнозом.
Пример 4.
Пациентка Р., 23 года. Из анамнеза: Когда Р. было 5 лет, ее мать развелась с ее отцом и стала жить с другим мужчиной в гражданском браке. Отчим вел себя так, как будто девочки не существовало. В школе училась на тройки. В начале 8 класса (15 лет) ушла из дома к молодому человеку несколько старше ее (20 лет) и стала жить с ним в гражданском браке. Через год поступила в вечернюю школу для получения среднего образования, но, проучившись год, оставила ее. Поступила в профтехучилище на специальность «парикмахер». В начале обучения проявила интерес к профессии - привлекали красивые и дорогие инструменты, которые Р. просила приобрести ей, и они приобретались состоятельным отчимом. К этому времени отчим стал общаться с Р., у них завязались неплохие отношения. Однако интерес к профессии быстро угас, и Р. с трудом закончила училище. Употребляет наркотики с 19 лет. Проходила стационарное лечение по поводу наркотической зависимости, посещала «12 шагов», где была лидером и была рекомендована в тренеры.
Начало употребления наркотиков совпало с разрывом отношений с первым мужем. В обществе анонимных наркоманов познакомилась с другим молодым человеком и вступила с ним в брак. Р. строила планы совместной жизни, рождения ребенка, покупки машины, квартиры и др. Р. вела с мужем совместный бизнес, который был весьма успешен. Приобретаются машина, дорогие вещи. В 21 год по настоянию матери Р. поступила на заочное отделение факультета психологии. С увлечением читала книги по психологии, писала рефераты, которые отмечались преподавателями. Приобрела большое количество психологической литературы. Через год интерес угас, и Р. прерывает обучение. В 23 года разрываются отношения со вторым мужем. Формальный повод - развитие у мужа Р. зависимости от игры (патологический гэмблинг) и проигрывание семейного бюджета. Однако в беседе Р. отмечает, что более важной причиной явилось неудовлетворенность сексуальной жизнью - ей «…хочется чего-нибудь нового». После этих событий Р. поступает работать на должность менеджера по кадрам в офис отчима и обращается к психотерапевту по поводу депрессии. Симптомы депрессии быстро проходят, когда Р. знакомится со своим будущим третьим мужем.
В анамнезе 1 суицидальная попытка (выбросилась из окна, но осталась жива). В разговоре отмечает, что ей трудно длительное время заниматься чем-либо одним - быстро становится скучно.
Таким образом, диагноз ПЛР пациентке Р. может быть поставлен клинически на основании того, что у нее присутствуют признаки, соответствующие 1, 2, 5, 6, 7 критериям DSM - III-R.
После постановки диагноза ПЛР клинически, Р. было предложено заполнить тест по предлагаемому способу (табл.1). При подсчете баллов оказалось, что ответы Р. совпадают с ключом в 42 случаях, из которых на шкалу «нестабильность» пришлось 17 баллов, на шкалу «самоповреждающее поведение» 12 баллов, «непереносимость одиночества» - 9 баллов, «суицидальное поведение» - 4 балла. Сумма баллов по шкалам «нестабильность», «самоповреждающее поведение», «суицидальное поведение» составила 17+12+4=33 балла. Учитывая, что Р. 23 года и что сумма баллов, набранных ею по трем шкалам больше 22 баллов, ей устанавливается диагноз пограничного личностного расстройства.
Диагноз по предлагаемому способу совпал с клинически установленным диагнозом.
(Утверждения соотнесены со шкалами «нестабильность», «самоповреждающее поведение», «непереносимость одиночества», «суицидальное поведение»)
(Рядом с каждым утверждением в скобках указан тот номер утверждения, под которым оно находится в таблице 1. Для удобства поиска утверждений они расположены в рубриках «поведение», «чувства», «мысли» в порядке возрастания их номеров, указанных в скобках)
(4 утв.)
мость одиночества
р3-1<0,999,р3-2<0,999
р3-1<0,999р3-2<0,999
р3-1<0,95
р3-2<0,999
р3-1<0,999
р3-2<0,999
р3-1<0,999
р3-2<0,999
р4-1<0,999
р4-2<0,999
р4-1<0,999
р4-2<0,999
р4-2<0,999
р4-1<0,999
р4-2<0,999
р4-1<0,999
р4-2<0,999
ность
р3-1<0,999,
р3-2<0,999
р3-1<0,999
р3-2<0,999
р3-1<0,999
р3-2<0,999
р3-1 0,999
р3-2<0,999
р4-1<0,999
р4-2<0,999
р4-1<0,999
р4-2<0,999
р4-1<0,999
р4-2<0,999
р4-1<0,999
р4-2<0,999
p4-2<0,999
р4.1-2.1<0,999
p4.1-2.1<0,999
р4.1-2.1<0,999
р4.2-2.2<0,999
р4.2-2.2<0,999
p4.2-2.2 <0,999
р4.2-2.2<0,999
р4.3-2.3<0,99
р4.3-2.3<0,999
р4.3-2.3<0,999
р4.4-2.4<0,95
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОГРАНИЧНОГО РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ | 2014 |
|
RU2564752C1 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ КОРРЕКЦИИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, СОПРОВОЖДАЮЩИМИСЯ РАССТРОЙСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ | 2013 |
|
RU2539400C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АВИТАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ | 2002 |
|
RU2220647C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКА | 2015 |
|
RU2593744C1 |
Способ оценки риска суицидального поведения пациентов с биполярным аффективным расстройством | 2019 |
|
RU2726470C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА (ПТСР) | 2007 |
|
RU2328977C2 |
Способ оценки риска суицидального поведения по показателям электродермальной активности | 2021 |
|
RU2775130C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕРАПИИ ДЕПРЕССИВНОГО ЭПИЗОДА | 2013 |
|
RU2530635C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕРАПИИ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ | 2014 |
|
RU2546021C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ПОДРОСТКА К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ | 2004 |
|
RU2288748C2 |
Изобретение относится к области медицины, а именно - к психиатрии и клинической психологии, к способам диагностики заболеваний с помощью психологических тестов. Испытуемый или диагностирующий на основе ответов испытуемого заполняет тест, представленный в таблице 1. С помощью ключа, представленного в таблице 2, диагностирующий отмечает в таблице 1 или в таблице 2 каждое совпадение ответа испытуемого в тесте с ключом, подсчитывает количество таких совпадений; с помощью таблицы 3 там же или в таблице 3 отмечает совпадения (баллы), пришедшиеся на шкалы «нестабильность», «самоповреждающее поведение», «суицидальное поведение». Затем подсчитывают количество баллов, пришедшихся на каждую шкалу, и их сумму. Если полученная сумма баллов у испытуемого в возрасте 18-27 лет равна или превышает 22, у испытуемого в возрасте 28-37 лет равна или превышает 18, у испытуемого в возрасте 38-47 лет равна или превышает 19, у испытуемого в возрасте 48 и более лет равна или превышает 17, то делают вывод о наличии у него пограничного личностного расстройства. Способ позволяет выявить пограничное личностное расстройство на ранних стадиях и своевременно провести профилактику самоповреждающего и суицидального поведения. 7 табл.
Способ диагностики пограничного личностного расстройства, включающий использование критериев DSM-IIIR, отличающийся тем, что испытуемый или диагностирующий на основе ответов испытуемого заполняет тест, представленный в таблице 1; с помощью ключа, представленного в таблице 2, диагностирующий отмечает в таблице 1 или в таблице 2 каждое совпадение ответа испытуемого в тесте с ключом, подсчитывает количество таких совпадений; с помощью таблицы 3 там же или в таблице 3 отмечает совпадения (баллы), пришедшиеся на шкалы «нестабильность», «самоповреждающее поведение», «суицидальное поведение», подсчитывает количество баллов, пришедшихся на каждую шкалу, и их сумму и, если полученная сумма баллов у испытуемого в возрасте 18-27 лет равна или превышает 22, у испытуемого в возрасте 28-37 лет равна или превышает 18, у испытуемого в возрасте 38-47 лет равна или превышает 19, у испытуемого в возрасте 48 и более лет равна или превышает 17, то делают вывод о наличии у него пограничного личностного расстройства.
БУРЛАЧУК Л.Ф | |||
Психодиагностика | |||
- СПб.: Питер, 2002, с.124 | |||
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ДИССОЦИАТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОМЕТРИЧЕСКОЙ ШКАЛЫ | 1999 |
|
RU2198590C2 |
ВАСИЛЬЕВА А.В., КОЛОТИЛЬЩИКОВА Е.А | |||
К вопросу о психодинамической диагностике пограничного личностного расстройства | |||
Consilium Medicum, том 03, №1, 2006, [он-лайн], [найдено 04.12.2008], найдено из Интернета, |
Авторы
Даты
2010-07-20—Публикация
2008-03-25—Подача