Изобретение относится к медицине, а именно к восстановительной медицине, психотерапии, психосоматике.
Известен способ оздоровления организма, описанный в пат. РФ №2290159, по кл. А61Н 1/00, А63В 23/00 «Способ оздоровления организма (дыхательно-двигательные комплексы упражнений телесно-ориентированной психологической школы Куприянова П.Ю.)», (1).
Способ осуществляется путем выполнения физических упражнений с формированием мотивационного компонента в совершаемом процессе. Упражнения представлены малым и большим комплексом упражнений, содержащих дыхательные упражнения для активации и усиления работы диафрагмы, упражнения с раскачиванием корпуса тела человека для расслабления мышц шеи, на растягивание мышц нижних конечностей, расслабление мышц таза, на статическое равновесие, растяжение позвоночника.
Недостатком способа является его направленность на возможное использование у практически здоровых людей. Объяснение механизма действия упражнений на тело проводится после занятия, что приводит к их механическому выполнению, что снижает эффективность воздействия. Лечебное воздействие сосредоточено, в основном, на восстановлении нормального физического состояния. Мало внимания уделяется психоэмоциональному состоянию. Человек не рассматривается как цельная система из души и тела.
Известен также способ оздоровления организма, описанный в пат. РФ №2110978, по кл. А61Н 1/00, А61М 21/00 «Способ воздействия на организм», (2).
Данный способ заключается в выполнении гимнастических упражнений, направленных на растягивание и укрепление мышц, увеличение подвижности суставов и позвоночника. Просматривают сюжет, воспроизводящий упражнения, подбирают музыку, проводят рациональную психотерапию. Упражнения выполняют в плавном медленном темпе без напряжения в исходных положениях, придающих позвоночнику горизонтальное положение. Вводный и заключительный этапы проводят лежа на спине, а основной - лежа на животе, на боку и стоя на четвереньках в сопровождении легкой инструментальной музыки, имеющей на вводном этапе спокойный характер звучания, на основном - легкий тонизирующий, а на заключительном - успокаивающий, а после их завершения проводят закаливающие процедуры с использованием воды.
Недостатком данного способа является отсутствие целостной системы мировоззрения, указывающей на единство души и тела, взаимодействие человека и окружающего мира. Способ направлен, в основном, на восстановление физического тела. Воздействие на эмоциональную сферу осуществляется ограниченно лишь прослушиванием музыки.
Известный метод Терапия творческим самовыражением М.Е. Бурно заключается в формировании адекватных характеру мировоззренческих, поведенческих установок, устремлений на сохранение и укрепление душевного здоровья путем изучения характеров людей, познания в творческом самовыражении природы своего характера, своих душевных проблем в процессе изучения литературных произведений, изучения биографий писателей, композиторов, художников, прослушивания музыкальных произведений, просмотра картин, создания творческих произведений, ведения дневника и записных книжек, (3).
Недостатком данного метода является концентрация внимания на психологическом состоянии человека. Тело рассматривается лишь с точки зрения первичности телесного или духовного в процессе изучения характеров. Отсутствует воздействие, направленное на восстановление физического тела.
Известен также способ оздоровления организма, описанный в пат. РФ №2196613, по кл. А61М 1/00 «Способ направленной саморегуляции психофизического состояния человека» (4).
Способ осуществляется путем проведения рациональной психотерапии, направленной на оздоровление человека как целостной системы. Выполняют физическую разминку, включающую массаж биологически активных точек, упражнения для позвоночника, для глаз, для стоп, медитативную дыхательную гимнастику, дыхательную гимнастику по Стрельниковой и пранаяме. Проводят релаксацию и задают психологическую установку на совершенствование его личных и эмоциональных качеств для дальнейшего проявления своих способностей в сферах лидерских и борцовских качеств, созидания на материальном уровне, достижения рекордов и совершения подвигов, взаимоотношений, профессиональных достижений. Предлагают пациенту создать высший положительный мыслеобраз, к которому следует стремиться. Выполняют корригирующую гимнастику отдельных органов и частей тела.
Недостатком данного способа является сосредоточенность на решении психологических проблем без учета особенностей характера человека, его потребностей в соответствии с природным характером. Делается акцент на достижение желаемого блага, а не на формирование зрелых психологических защит. Положительный мыслеобраз предлагается пациенту извне, что не является результатом его внутренней работы по узнаванию себя, что является показателем низкой эффективности и кратковременности достигнутого положительного результата от лечения.
Целью создания изобретения является активация адаптационных возможностей организма, повышение эффективности и сокращение сроков лечения у пациентов, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями с ограничениями физической активности.
Эта цель достигается психотерапевтической работой на душевном и телесном уровнях. Подход сочетает элементы экзистенциальной терапии, позитивной психотерапии, недирективной терапии с метафорами, нейролингвистического программирования, психоанализа, воздействующие на причины развития заболеваний в соответствии с клинической картиной, личностными, характерологическими особенностями. Лечение проводится в духе Терапии творческим самовыражением с поиском своего собственного уникального отношения как к процессу жизни, другим людям, так и к своим телесным проявлениям.
Эта цель достигается тем, что воздействие на организм на групповых занятиях проводят в 3 этапа: на первом этапе проводят рациональную психотерапию, пациентов знакомят с анатомо-физиологическими особенностями организма, воздействием стресса на организм, механизмами формирования болезненных процессов в организме и с путями оздоровления организма; на втором этапе проводят разъяснительно-познавательную терапию, основанную на терапии творческим самовыражением; на третьем этапе проводят телесно-ориентированную терапию путем развития навыков самонаблюдения за телесными ощущениями, проводят медитативные, телесные и дыхательные упражнения.
Способ реализуется следующим образом.
Лечебное воздействие проводят на групповых занятиях в 3 этапа на психологическом и телесном уровнях, оно включает разъяснительно-познавательную психотерапию и введение в состояние медитации, выполнение медитативных телесных и дыхательных упражнений.
На первом этапе проводят рациональную психотерапию. На первом занятии организм рассматривают как целостную систему, предлагают «лечить не болезнь, а больного». Работу проводят с использованием метафор. Здоровое душевное состояние рассматривают как реализацию характера с общественной пользой, пониманием ценности своих уникальных природных свойств. Здоровое тело рассматривают как лишенное чрезмерных мышечных зажимов, с возможностью свободной циркуляции энергии, учитывая то, что психосоматические расстройства представляют собой интенсивные телесные проявления психологических проблем. Создают установку на необходимость гармонизации душевного и физического состояния.
На втором занятии пациентов знакомят с анатомо-физиологическими особенностями организма, воздействием стресса на организм (теория стресса Г.Селье), механизмами формирования болезненных процессов в организме. Проводят рациональную психотерапию с разъяснением сущности заболевания и проводимой терапии, стимулируют пациента к активной позиции в лечении.
На третьем занятии пациентов знакомят с целительным воздействием на организм позитивного эмоционального стресса. Подробно информируют о возможностях организма восстанавливаться. На занятии приводят примеры позитивного воздействия на организм целительного эмоционального стресса, зачитывают отрывки из психотерапевтических дневников пациентов. Продолжительность каждого занятия 1-1,5 часа.
На втором этапе проводят разъяснительно-познавательную терапию, основанную на модифицированном варианте Терапии творческим самовыражением М.Е.Бурно. На групповых занятиях происходит знакомство пациентов с характерами в процессе изучения литературных произведений, изучения биографий писателей, композиторов, художников, прослушивания музыкальных произведений, просмотра картин с целью познания своего характера, своих болезненных расстройств. Отмечают, что психологические особенности человека находят свое отражение на телесном уровне в виде мышечной ригидности и зажимов. Изучают различное отношение людей с разными характерами к занятиям физической культурой. Продолжают познание других и себя, обучаясь конкретным методикам творческого самовыражения: терапия созданием творческих произведений; творческое общение с природой; творческое общение с литературой, искусством, наукой; творческое погружение в прошлое; ведение дневника и записных книжек; творческий поиск одухотворенности в повседневном; творческие путешествия. Занятия второго этапа проводятся 2-3 раза в неделю, 10-12 занятий на курс.
На 3 этапе лечебного процесса производят телесно-ориентированную психотерапию, заключающуюся в развитии навыков самонаблюдения за телесными ощущениями. Во время выполнения простых движений с концентрацией внимания на внутренних ощущениях обнаруживаются мышечные напряжения. Упражнения выполняются для достижения расслабления в мышцах, нахождения комфортного состояния тела. Упражнения подбирают из комплекса телесных упражнений с учетом заболевания, клинических симптомов у конкретного пациента. Упражнения проводят под спокойную медитативную музыку с расслабляющим эффектом на этапе обнаружения мышечных зажимов. После достижения расслабления, в конце занятия, прослушивается тонизирующая музыка. Дальнейшее развитие навыков самонаблюдения за телесными ощущениями происходит во время выполнения телесных упражнений при самостоятельном погружении в неглубокое измененное состояние сознания. Телесно-ориентированную терапию проводят одновременно со вторым этапом лечения ежедневно. Продолжительность занятия 1 час. Курс лечения составляет 10-12 занятий.
Комплекс телесных упражнений, выполняемых на 3 этапе лечения
Упражнение на расслабление мышц тела
В исходном положении, лежа или сидя, закрывают глаза. Концентрируют внимание на дыхании, отслеживая, как воздух входит в дыхательные пути и выходит. Концентрируют внимание на лице, отмечают напряжение мышц лица. Отслеживают напряжение в мышцах шеи. Мысленно просматривают позвоночник, обращают внимание на ощущения в мышцах спины. Обращают внимание на напряжение в мышцах плеч, рук. Концентрируют внимание на напряжении в мышцах ног. Мысленно изучая тело, сравнивают ощущения в правой и левой половинах. Создают образ расслабленного тела.
Упражнения для снятия зажимов в мышцах головы, шеи и глаз
Упр.1. Повороты головы влево и вправо насколько возможно далеко без усилий и напряжения. Во время выполнения упражнения обращают внимание на напряжение в мышцах шеи и плеч.
Упр.2. Повороты головы влево и вправо в воображении. Необходимо почувствовать ощущения яркими, живыми.
Упр.3. Повороты головы из стороны в сторону. Обращают внимание, как происходит движение плеч и спины.
Упр.4. Взгляд фиксируют прямо перед собой. Делают движения головой влево-вправо. Повороты головы влево-вправо с движением глазами влево-вправо. Обращают внимание на напряжение в мышцах шеи, глаз.
Упр.5. Воображают мысленно выполнение поворотов головы влево-вправо. Почувствовать ощущения яркими, живыми.
Упр.6. Поворачивать голову влево и вправо насколько возможно без усилий и напряжения. Обращают внимание на изменения в ощущениях в мышцах шеи, глаз, головы по сравнению с тем, что отмечалось в начале занятия.
Упражнения для расслабления мышечного напряжения в плечах
Упр.1. Поворачивают голову из стороны в сторону. Обращают внимание на мышечные напряжения в области плеч и спины.
Упр.2. Поднимают плечи вверх при опущенных руках. Обращают внимание на ощущения в области плеч во время движения.
Упр.3. Делают плечами круговые движения вперед, затем назад. Обращают внимание на ощущения в области плеч во время движения.
Упр.4. Поднимают вытянутые вперед руки на высоту плеч, опускают их вниз. Обращают внимание на ощущения в плечах во время движения.
Упр.5. Поднимают вытянутые вперед руки над головой, опускают их. Обращают внимание на ощущения в плечах во время движения.
Упр.6. Качают свисающими вдоль тела руками вперед-назад. Обращают внимание на ощущения в плечах и спине во время движения.
Упр.7. Делают руками круговые движения вперед, затем круговые движения назад. Обращают внимание на ощущения в плечах и спине во время движения.
Упражнения для расслабления мышечного напряжения в мышцах спины
Упр.1. Скрещивают руки перед грудью, взявшись кистями за локти. Двигают поднятыми и скрещенными руками из стороны в сторону, отводя локти как можно дальше в сторону. Отмечают напряжение в мышцах спины во время выполнения движений.
Упр.2. Двигают поднятыми и скрещенными руками из стороны в сторону, сопровождая движение локтя в сторону поворотом головы в ту же сторону. Отмечают напряжение в мышцах спины во время выполнения движений.
Упр.3. Двигают поднятыми и скрещенными руками из стороны в сторону, сопровождая движение локтя в сторону поворотом головы в противоположную сторону. Обращают внимание на ощущения в плечах и спине во время движения.
Упр.4. Поднимают вытянутые вперед руки на уровень плеч, опускают их вниз. Обращают внимание на ощущения в плечах во время движения.
Упр.5. Поднимают прижатые ладонями друг к другу руки на уровень плеч. Отводить руки как можно дальше влево и вправо. Отмечают напряжение в мышцах плеч, спины.
Упр.6. Лежа. Кладут кисти рук на грудь так, чтобы согнутые локти смотрели в стороны на уровне плеч. Поднимают локти вверх и возвращают их на пол на уровне плеч. Отмечают напряжение в мышцах плеч, спины.
Упр.7. Лежа. Руки лежат вдоль туловища. Поднимают руки вверх за голову, касаясь пола тыльными сторонами кистей. Возвращают руки в положение вдоль туловища. Обращают внимание на ощущения в плечах, спине во время движения.
Упр.8. Лежа. Руки лежат вдоль туловища ладонями вниз. Скользят руками по полу, двигая плечами вверх-вниз. Отмечают напряжение в мышцах плеч, спины.
Упр.9. Лежа. Руки опускают за голову так, чтобы они касались пола тыльной стороной кистей. Скользят руками по полу, двигая плечами вверх-вниз. Отмечают напряжение в мышцах плеч, спины.
Упражнения для расслабления мышц ног
Упр.1. Лежа. Производят «заваливание» стоп кнаружи, к полу, а затем возвращают назад (на пятку). Повторяют движение, обращая внимание на напряжение мышц в ногах, движение в тазобедренных суставах.
Упр.2. Лежа. Вращают стопы в голеностопных суставах так, чтобы они заваливались кнаружи и возвращались на место (на пятку). Отмечают напряжение в мышцах ног во время выполнения движений.
Упр.3. Лежа. Производят «заваливание» стоп кнутри, к полу, а затем возвращают назад (на пятку). Повторяют движение, обращая внимание на напряжение мышц в ногах, движение в тазобедренных суставах.
Упр.4. Лежа. Вращают стопы в голеностопных суставах так, чтобы они заваливались кнутри и возвращались на место (на пятку). Отмечают напряжение в мышцах ног во время выполнения движений.
Упр.5. Двигают вытянутые перед собой ноги, стоящие на пятке, по полу вперед-назад поочередно. Обращают внимание на напряжение в мышцах ног, ягодиц, поясницы.
Упр.6. Ноги сгибают в коленях, стопы ставят на пол. Наклоняют поочередно ноги влево и вправо так, чтобы при отклонении ноги внутрь стопа опускалась на внутренний свой край, а при отклонении наружу - на наружный. Обращать внимание на напряжение в мышцах ног, ягодиц, поясницы.
Дыхательные упражнения
Перед выполнением дыхательных упражнений пациентов подробно знакомят с анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания.
Упр.1. В состоянии расслабления делают вдох на глубину полости носа, выдох происходит пассивно. Во время вдоха визуализируют полость носа, представляют струю вдыхаемого воздуха.
Упр.2. В состоянии расслабления делают вдох на глубину трахеи (до середины грудины), выдох происходит пассивно. Визуализируют полость носа, глотку, гортань, трахею. Обращают внимание на напряжение в мышцах плечевого пояса.
Упр.3. Делают вдох на глубину главных бронхов (верхние отделы грудной клетки), выдох происходит пассивно. Визуализируют полость носа, глотку, гортань, трахею, главные бронхи. Обращают внимание на напряжение в мышцах плечевого пояса, верхних отделов грудной клетки.
Упр.4. Делают вдох на глубину всех бронхов (грудная клетка до диафрагмы), визуализируя дыхательные пути, представляя поток воздуха, проходящий по дыхательным путям. Обращают внимание на напряжение в мышцах плечевого пояса, верхних отделов грудной клетки, диафрагмы, передней брюшной стенки.
Упр.5. Выполняют предыдущее упражнение с визуализацией выдоха, прохождения струи воздуха через бронхи, трахею, гортань, полость носа.
Клинический пример №1
Больной Р.А., 57 л.
Диагноз: Атеросклероз. Облитерирующий атеросклероз сосудов нижних конечностей IV ст. Окклюзия ПБА с двух сторон. Ишемия покоя слева. Трофическая язва IV пальца слева.
Жалобы: боль в области левой стопы, боль в икроножных мышцах в покое, чувство онемения, зябкости в ногах, пониженное настроение, чувство одиночества, отсутствие удовлетворения от жизни. При осмотре кожные покровы нижних конечностей бледные с участками ишемической гиперемии на левой голени. Волосяной покров на нижних конечностях отсутствует, наличие гиперкератоза. Трофическая язва на IV пальце левой стопы.
При пальпации отсутствует пульс на ПБА с обеих сторон.
Заболевание началось 2 года назад. 5 лет назад перенес инфаркт миокарда.
Курит в течение 10 лет.
Во время стационарного лечения проводился курс терапии по предложенному способу. На первом этапе проводилась рациональная психотерапия, направленная на создание установки на необходимость гармонизации душевного и физического состояния. Знакомили с анатомо-физиологическими особенностями организма, воздействием стресса на организм. Проводили рациональную психотерапию с разъяснением сущности заболевания и проводимой терапии, стимулировали пациента к активной позиции в лечении. Знакомили с целительным воздействием на организм позитивного эмоционального стресса. На первом занятии организм рассматривали как целостную систему. Здоровое тело рассматривали как лишенное чрезмерных мышечных зажимов, являющихся следствием перенесенных ранее психологических проблем. Этап включал 3 занятия.
Далее проводили разъяснительно-познавательную терапию, основанную на Терапии творческим самовыражением. Происходило знакомство с характерами в процессе изучения литературных произведений, изучения биографий писателей, композиторов, художников, прослушивания музыкальных произведений, просмотра картин. Пациентом был познан свой характер, его сильные и слабые особенности. Пациент был обучен конкретным методикам самопомощи и познания себя и других в творческом самовыражении. На втором этапе было проведено 7 занятий. Занятия второго этапа проводились 3 раза в неделю. Одновременно с занятиями второго этапа проводились телесные упражнения третьего этапа. При индивидуальном подборе упражнений из основного комплекса акцент делался на упражнения, расслабляющие мышцы спины, ног, дыхательные упражнения. Упражнения третьего этапа выполнялись ежедневно в течение 30 минут. На третьем этапе было проведено 12 занятий. После первого занятия появилась убежденность в необходимости комплексного лечебного воздействия на организм. После знакомства с характерами улучшилось настроение, пациент смог прочувствовать ценность своего характера, возможность реализации его особенностей с общественной пользой. Стал вести психотерапевтический дневник, писать психотерапевтические рассказы. Во время обучения телесным и дыхательным упражнениям пациент принял активную позицию в процессе лечения. После выполнения телесных и дыхательных упражнений пациент испытывал комфортное, расслабленное телесное состояние. Выполняя упражнения на расслабление мышц ног, научился значительно уменьшать болевые ощущения в ногах.
Срок наблюдения - 6 месяцев. Пациент самостоятельно продолжает творческое самовыражение в написании дневников, рассказов, участвует в постановках спектаклей в городском театре. Телесные упражнения выполняет через день по 30 минут. Стал активнее в жизни, контактах, продолжил работу водителем.
Клинический пример №2.
Больной Н.Н., 69 л.
Диагноз: Облитерирующий атеросклероз сосудов нижних конечностей. Стеноз ОСА с двух сторон. С-м Лериша. Окклюзии НПА справа, ОБА слева. Ишемия напряжения 10 м. Состояние после стентирования левой подколенной артерии в 2007 г.
Жалобы: боль в икроножных мышцах при ходьбе, чувство онемения, зябкости в ногах, тоскливое настроение, апатия.
При осмотре кожные покровы нижних конечностей бледные с участками гиперкератоза.
Заболевание началось 10 лет назад. Не курит в течение 5 лет.
Во время лечения в стационаре проводился курс терапии по предложенному способу. Проводилась рациональная психотерапия с разъяснением сущности заболевания и проводимой терапии. Стимулировали пациента к активной позиции в лечении. Знакомили с анатомо-физиологическими особенностями организма, воздействием стресса на организм, механизмами формирования болезненных процессов в организме и с путями оздоровления организма. Здоровое тело рассматривали как лишенное чрезмерных мышечных зажимов, являющихся следствием перенесенных ранее психологических проблем. Далее проводили разъяснительно-познавательную терапию, основанную на терапии творческим самовыражением, знакомили с характерами, обучали методам самопомощи в творческом самовыражении. Одновременно с изучением характеров проводили медитативные телесные и дыхательные упражнения. Из основного комплекса упражнений отбирали направленные на расслабление мышц ног, спины, дыхательные упражнения. Телесно-ориентированные упражнения выполнялись ежедневно в течение 30 минут. Было проведено 10 занятий.
На фоне лечебного воздействия улучшилось эмоциональное состояние пациента, стал общительнее, принял активную позицию в процессе лечения. После знакомства с характерами разрешил ряд проблем психологического плана, мешавших процессу выздоровления, прочувствовать ценность своего характера. Вел психотерапевтический дневник, писать рассказы о творческом общении с природой, поиске одухотворенности в повседневном. Освоив упражнения на расслабление мышц ног, добивался потепления стоп, голеней, отмечались вегетативные реакции в виде гиперемии лица. После выполнения дыхательных упражнений пациент испытывал ощущение свободного, полного дыхания, комфортное, расслабленное телесное состояние. Срок наблюдения - 6 месяцев. Пациент самостоятельно продолжает занятия телесными упражнениями по 20 минут в день. Продолжает формировать творческий стиль жизни. Стал активнее в быту.
Положительный эффект от использования изобретения выражается в улучшении состояния практически у всех пациентов. По данным теста САН повышались показатели самочувствия, активности, настроения как после каждого проведенного занятия, так и после курса лечения. По данным цветового теста Люшера происходило изменение эмоционального состояния, соответствующее установке на выздоровление. По данным теста Спилбергера-Ханина уменьшался уровень тревожности. Во время групповых занятий пациенты отвлекаются от тягостных переживаний, улучшается их настроение. Пациенты обучаются самостоятельному воздействию на дискомфортные телесные симптомы, что укрепляет их веру в собственные силы. Происходит перестройка взглядов, интересов, стремлений, отношение к собственному состоянию и действительности, возникает стремление к преодолению болезни, реализации компенсаторных возможностей организма.
Лечебное воздействие помогает обрести душевную гармонию, увидеть собственный путь в жизни, обрести смысл. У некоторых больных появляется желание писать психотерапевтические рассказы. Происходит сокращение сроков лечения.
Источники информации
1. Патент РФ №2290159, Кл. А61Н 1/00, А63В 23/00, 2006.
2. Патент РФ №2110978, Кл. А61Н 1/00, А61М 21/00, 1998.
3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Академический Проект, 2006. - 432 с.
4. Патент РФ №2196613, Кл. А61М 21/00, 2003.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ комплексной медико-психологической реабилитации пациентов в поздний восстановительный период после острого ишемического инсульта | 2021 |
|
RU2772400C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ЛЕЧЕНИЯ РАССТРОЙСТВ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ | 2010 |
|
RU2437686C1 |
Способ оздоровления студенческой молодежи | 2020 |
|
RU2732824C1 |
СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 2014 |
|
RU2589643C1 |
СПОСОБ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗВУКОВ АЛФАВИТА РОДНОЙ РЕЧИ: "ЗВУКОВАЯ ДЫХАТЕЛЬНО-ЭВРИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА САМОРЕГУЛЯЦИИ" | 2002 |
|
RU2215475C2 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2010 |
|
RU2452453C1 |
СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ | 1997 |
|
RU2110978C1 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К РОДАМ И ПОСЛЕРОДОВОМУ ПЕРИОДУ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН ГРУПП РИСКА НА САНАТОРНОМ ЭТАПЕ | 2008 |
|
RU2389464C2 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 1998 |
|
RU2127574C1 |
СПОСОБ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ КОРРЕКЦИИ АЛЕКСИТИМИИ И УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СПОРТСМЕНОВ | 2009 |
|
RU2429025C2 |
Изобретение относится к области медицины, а именно к восстановительной медицине, психотерапии, психосоматике. Воздействие на организм на групповых занятиях проводят в 3 этапа. На первом этапе проводят рациональную психотерапию, пациентов знакомят с анатомо-физиологическими особенностями организма, воздействием стресса на организм, механизмами формирования болезненных процессов в организме и с путями оздоровления организма. На втором этапе проводят разъяснительно-познавательную терапию, основанную на терапии творческим самовыражением. На третьем этапе проводят телесно-ориентированную терапию путем развития навыков самонаблюдения за телесными ощущениями, проводят медитативные, телесные и дыхательные упражнения. Способ позволяет добиться активации адаптационных возможностей организма, повысить эффективность и сократить сроки лечения у пациентов, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями, с ограничениями физической активности.
Способ оздоровления организма путем воздействия на организм на психическом и физическом уровнях, отличающийся тем, что воздействие на организм на групповых занятиях проводят в 3 этапа:
на первом этапе проводят рациональную психотерапию, пациентов знакомят с анатомо-физиологическими особенностями организма, воздействием стресса на организм, механизмами формирования болезненных процессов в организме и с путями оздоровления организма;
на втором этапе проводят разъяснительно-познавательную терапию, основанную на терапии творческим самовыражением;
на третьем этапе проводят телесно-ориентированную терапию путем развития навыков самонаблюдения за телесными ощущениями, проводят медитативные, телесные и дыхательные упражнения.
КОПЫТИН А.И | |||
Основы арт-терапии | |||
- СПб.: Лань, 1999, с.3-6 | |||
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА "МЕТОД ТРАНСОВО-ДИАЛОГОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ БЕРНАЦКОГО" | 2004 |
|
RU2303466C2 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ | 2000 |
|
RU2175251C1 |
КОПЫТИН А.И | |||
Тренинг по фототерапии | |||
- СПб.: Речь, 2003, с.10 | |||
Психотерапевтическая энциклопедия./Под ред | |||
Б.Д | |||
КАРВАСАРСКОГО | |||
- СПб.: Питер, 1998, С.617, 630-633 | |||
ХАЙГЛ-ЭВЕРС | |||
Базисное руководство по психотерапии | |||
- СПб.: Речь, 2002 |
Авторы
Даты
2010-07-20—Публикация
2008-07-11—Подача