ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2010 года по МПК F02C7/06 

Описание патента на изобретение RU2395702C1

Изобретение относится к двигателестроению, преимущественно к подшипниковым узлам краткоресурсных газотурбинных двигателей.

Известен подшипниковый узел газотурбинного двигателя (описание изобретения к а.с. №1471676, заявлен 17.10.86, опубликован 23.06.91 г.), содержащий подшипник, установленный на валу и расположенный в корпусе, форсунку с каналами подвода охладителя, сообщенную с полостью подшипника. Подшипниковый узел размещен в силовом корпусе двигателя и закрыт кольцевым экраном и торцевыми крышками с уплотнительными элементами.

Охлаждающий воздух поступает в полость экрана, в полость торцевых крышек и в полости уплотнительных элементов, а затем - в зону подшипникового узла.

Недостатком такого устройства является то, что охладитель, проходя полость экрана, полости крышек и уплотнительных элементов нагревается и попадает в полость подшипника нагретым, что ухудшает охлаждение подшипника.

Также известен подшипниковый узел краткоресурсного газотурбинного двигателя (патент США №4968158, кл. МКИ F16C 19/52, опубликован 06.11.90 г.), содержащий вал, подшипник, установленный на валу и расположенный в корпусе, форсунку с каналами подвода охладителя, сообщенную с полостью подшипника.

В таком устройстве охладитель подается непосредственно через форсунку к подшипнику. Однако охладитель до форсунки проходит через нагретые стоечные узлы, если место отбора охладителя находится на наружном корпусе двигателя, или через нагретые зоны внутри двигателя, если место отбора внутри компрессора, в результате чего охладитель к подшипнику подходит подогретым, что снижает надежность работы подшипника.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое техническое решение, заключается в снижении температуры охладителя и, как следствие, снижение температуры и увеличение надежности подшипникового узла двигателя.

Указанный технический результат достигается тем, что подшипниковый узел газотурбинного двигателя, преимущественно краткоресурсного, содержит вал, подшипник, установленный на валу и расположенный в корпусе, и форсунку с каналами подвода охладителя, сообщенную с полостью подшипника.

Новым в техническом решении является то, что узел снабжен втулкой с развихрителем, расположенным на одном из ее торцов, через который внутренняя полость втулки сообщена с полостью низкого давления. Форсунка выполнена в виде кольца, установленного между корпусом подшипника и вторым торцом втулки с развихрителем, и соединена с корпусом неподвижно. Канал подвода охладителя в форсунку выполнен тангенциальным к ее внутренней поверхности. На выходе из форсунки со стороны подшипника установлена диафрагма с отверстием.

Для удобства центрирования форсунки относительно втулки и подшипника она может быть снабжена двумя юбками, одна из которых входит в корпус подшипника, а другая охватывает втулку.

Подшипник может быть закреплен в корпусе с помощью юбки форсунки, которая расположена с упором в подшипник. Подшипник также может быть закреплен на валу с помощью гайки.

Для увеличения скорости натекания охладителя на подшипник между юбкой, расположенной в корпусе подшипника, и валом или гайкой на валу может быть образована кольцевая щель, сообщающая форсунку с полостью подшипника

Для большей эффективности охлаждения в форсунке могут быть выполнены каналы, сообщенные с источником смазочного средства, для чего в юбке форсунки, расположенной в корпусе подшипника, выполнена полость, сообщенная с подшипником и с источником смазки.

На прилагаемых чертежах изображен предлагаемый подшипниковый узел двигателя:

фиг.1 - общий вид;

фиг.2 - разрез А-А на фиг.1;

фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.1;

фиг.4, 5, 6, 7 - варианты выполнения подшипникового узла.

Подшипниковый узел (фиг.1) краткоресурсного газотурбинного двигателя, содержит вал 1, подшипник 2, установленный на валу 1 и расположенный в корпусе 3, форсунку 4 с каналами 5 подвода охладителя, сообщенную с полостью подшипника 2.

Узел снабжен втулкой 6 с развихрителем 7, расположенным на одном из торцов втулки 6, через который внутренняя полость втулки 6 сообщена с полостью низкого давления (на чертеже не показано). Для сообщения развихрителя 7 (фиг.2) с полостью низкого давления он снабжен отверстиями 8, выполненными на его торце. Для наибольшего эффекта отверстия 8 расположены на максимальном удалении от центра развихрителя 7.

Форсунка 4 выполнена в виде кольца (фиг.3), один торец которого контактирует с корпусом 3 (фиг.1) подшипника 2, а другой - со свободным торцом втулки 6. Втулка 6 может быть выполнена конической или цилиндрической. Канал 5 подвода охладителя (фиг.3) в форсунку 4 выполнен тангенциальным к внутренней поверхности 10 форсунки 4. На выходе из форсунки 4 (фиг.1) со стороны подшипника 2 установлена диафрагма 11 с отверстием 12.

Форсунка 4 (фиг.1) снабжена двумя юбками 13 и 14. Юбка 13 входит в корпус 3 подшипника, а юбка 14 охватывает втулку 6, что позволяет надежно центрировать форсунку 4 относительно корпуса 3 подшипника 2 и втулки 6.

Для осуществления центрирования (на чертежах не показано) также можно на форсунке 4, корпусе 3 и втулке 6 выполнить фланцы и соединить их резьбовыми элементами.

В юбке 13 (фиг.4) выполнена полость 15, а в форсунке 4 выполнены каналы 16, сообщающие полость 15 с источником распыленного смазочного средства (на чертеже не показано). Полость 15 через отверстия 17 также сообщена с полостью подшипника 2 (фиг.6).

Подшипник 2 может быть закреплен на валу 1 (фиг.1, 4, 5) с помощью гайки 18 или в корпусе 3 с помощью юбки 13, установленной с упором в подшипник 2.

В случае закрепления подшипника на валу 1 (фиг.5) юбка 13 со стороны подшипника 2 расположена над гайкой 18, образуя между собой и гайкой 18 кольцевую щель 19, сообщающую форсунку 4 с полостью подшипника 2. Щель 19 может быть образована между юбкой 13 и самим валом 1 (фиг.6, 7), в зависимости от способа закрепления подшипника 2.

Охладитель поступает по тангенциальному каналу 5 в кольцевую камеру форсунки 4, в результате чего в ней формируется закрученное течение охладителя. Из отверстия 12 диафрагмы 11 (фиг.1) истекает в результате эффекта Ранка часть закрученного охлажденного потока в полость подшипника 2. Температура подшипника 2 снижается, что ведет к увеличению надежности работы подшипникового узла.

Другая часть закрученного (подогретого) потока движется в полости втулки 6 к развихрителю 7 и через отверстия 8 вытекает в полость низкого давления.

Для увеличения надежности подшипникового узла краткоресурсного двигателя на подшипник 2 через каналы 16 (фиг.4) в форсунке 4 через полость 15 и отверстия 17 осуществляется подача распыленного смазочного средства.

Увеличение скорости натекания охладителя на подшипник 2 осуществляется за счет прохождения охладителя через кольцевую щель 19 между юбкой 13 и гайкой 18 или валом 1 (фиг.6, 7). В результате этого увеличивается теплоотдача от подшипника 2 к охладителю и, кроме того, выполнение кольцевой щели 19 на различном расстоянии от оси вращения подшипника позволяет направить охладитель на его наиболее нагретые места (внутреннюю обойму, сепаратор подшипника).

Т.о. предлагаемое устройство позволяет эффективно охлаждать подшипниковый узел независимо от места отбора охладителя.

Похожие патенты RU2395702C1

название год авторы номер документа
Малоразмерная газотурбинная установка 2024
  • Смелов Виталий Геннадьевич
  • Ткаченко Андрей Юрьевич
  • Шиманов Артем Андреевич
  • Виноградов Александр Сергеевич
  • Филинов Евгений Павлович
  • Батурин Олег Витальевич
  • Зубрилин Иван Александрович
RU2819326C1
ТУРБИНА ДВУХРОТОРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Браудэ Александр Владиславович
  • Зыкунов Юрий Иосифович
  • Максимов Вадим Васильевич
  • Канахин Юрий Александрович
  • Прокофьев Валентин Васильевич
RU2534339C1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ КОМПРЕССОРНЫЙ АГРЕГАТ 2004
  • Гриценко Евгений Александрович
  • Белкин Виктор Михайлович
  • Козьмин Юрий Петрович
  • Коротов Михаил Васильевич
  • Косицын Иван Петрович
  • Павлов Валерий Иванович
  • Резников Ефим Григорьевич
  • Трянов Анатолий Ефимович
RU2303713C2
УЗЕЛ ОПОРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Имаев Тахир Фатехович
  • Родин Евгений Валерьевич
RU2293193C1
МЕЖВАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 2004
  • Косинов Г.М.
  • Петров Н.И.
RU2261378C1
Газотурбинный двигатель 2002
  • Кузнецов А.С.
  • Фомин Е.А.
  • Фомченко В.А.
RU2217616C1
Опора вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя (варианты), цилиндрическая составляющая вала ротора, внешний стяжной элемент вала ротора 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Кулагин Владимир Николаевич
  • Сахибгареев Альфред Галеевич
  • Тарвердян Феликс Леникович
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614018C1
ТУРБОКОМПРЕССОР 2007
  • Королев Георгий Андреевич
  • Попов Борис Петрович
RU2339850C1
ВОДООХЛАЖДАЕМЫЙ УЗЕЛ РОЛИКА РОЛЬГАНГА ПРОКАТНОГО СТАНА 2009
  • Тахаутдинов Рафкат Спартакович
  • Корогодин Василий Вячеславович
  • Дудоров Евгений Александрович
  • Тимошенко Вадим Иванович
  • Вагизов Антон Ильязович
  • Костенко Валентина Александровна
RU2381853C1
МЕЖРОТОРНАЯ ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Бервинов Борис Петрович
RU2342548C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 395 702 C1

Реферат патента 2010 года ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к двигателестроению, преимущественно к подшипниковым узлам краткоресурсных газотурбинных двигателей. Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в снижении температуры охладителя и, как следствие, снижение температуры и увеличение надежности подшипникового узла двигателя. Указанный технический результат достигается тем, что подшипниковый узел газотурбинного двигателя, преимущественно краткоресурсного, содержит вал, подшипник, установленный на валу и расположенный в корпусе, и форсунку с каналами подвода охладителя, сообщенную с полостью подшипника. Новым в техническом решении является то, что узел снабжен втулкой с развихрителем, расположенным на одном из ее торцов, через который внутренняя полость втулки сообщена с полостью низкого давления. Форсунка выполнена в виде кольца, установленного между корпусом подшипника и вторым торцом втулки с развихрителем, и соединена с корпусом неподвижно. Канал подвода охладителя в форсунку выполнен тангенциальным к ее внутренней поверхности. На выходе из форсунки со стороны подшипника установлена диафрагма с отверстием. Для удобства центрирования форсунки относительно втулки и подшипника она может быть снабжена двумя юбками, одна из которых входит в корпус подшипника, а другая охватывает втулку. Подшипник может быть закреплен в корпусе с помощью юбки форсунки, которая расположена с упором в подшипник. Подшипник также может быть закреплен на валу с помощью гайки. Для увеличения скорости натекания охладителя на подшипник между юбкой, расположенной в корпусе подшипника, и валом или гайкой на валу может быть образована кольцевая щель, сообщающая форсунку с полостью подшипника. Для большей эффективности охлаждения в форсунке могут быть выполнены каналы, сообщенные с источником смазочного средства, для чего в юбке форсунки, расположенной в корпусе подшипника, выполнена полость, сообщенная с подшипником и с источником смазки, 6 з.п. ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 395 702 C1

1. Подшипниковый узел газотурбинного двигателя, преимущественно краткоресурсного, содержащий вал, подшипник, установленный на валу и расположенный в корпусе, форсунку с каналами подвода охладителя, сообщенную с полостью подшипника, отличающийся тем, что узел снабжен втулкой с развихрителем, расположенным на одном из ее торцов, через который внутренняя полость втулки сообщена с полостью низкого давления, при этом форсунка выполнена в виде кольца, установленного между корпусом подшипника и вторым торцом втулки с развихрителем и соединена с корпусом неподвижно, канал подвода охладителя в форсунку выполнен тангенциальным к ее внутренней поверхности, при этом на выходе из форсунки со стороны подшипника установлена диафрагма с отверстием.

2. Подшипниковый узел газотурбинного двигателя по п.1, отличающийся тем, что форсунка снабжена юбками, расположенными на ее торцах, при этом одна из юбок входит в корпус подшипника, а другая охватывает втулку.

3. Подшипниковый узел газотурбинного двигателя по п.2, отличающийся тем, что подшипник закреплен в корпусе с помощью юбки форсунки, которая установлена с упором в подшипник.

4. Подшипниковый узел газотурбинного двигателя по п.3, отличающийся тем, что между юбкой и валом образована кольцевая щель, сообщающая форсунку с полостью подшипника.

5. Подшипниковый узел газотурбинного двигателя по п.1 или 2, отличающийся тем, что подшипник закреплен на валу с помощью гайки.

6. Подшипниковый узел газотурбинного двигателя по п.5, отличающийся тем, что между гайкой и юбкой форсунки, расположенной в корпусе подшипника, образована кольцевая щель, сообщающая форсунку с полостью подшипника.

7. Подшипниковый узел газотурбинного двигателя по п.2 или 3, отличающийся тем, что в юбке форсунки, расположенной в корпусе подшипника, выполнена полость, сообщенная с подшипником и с источником смазочного средства.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2395702C1

US 4968158 А, 06.11.1990
Устройство для охлаждения подшипника газотурбинного двигателя 1986
  • Вдовин П.И.
  • Лысенко В.Н.
  • Спицын В.Е.
  • Жирицкий А.О.
  • Музыкант Р.К.
SU1471676A1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ПОДШИПНИКОВОЙ ОПОРЫ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Иванов П.Г.
RU2213875C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2005
  • Хрящиков Михаил Сергеевич
  • Рубинов Владимир Октябринович
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2307947C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1996
  • Кузнецов В.А.
  • Тункин А.И.
  • Лезгин Н.А.
RU2124644C1
US 4542623 A, 24.09.1985.

RU 2 395 702 C1

Авторы

Сергеев Вадим Борисович

Жорник Ирина Владимировна

Даты

2010-07-27Публикация

2008-11-05Подача