СПОСОБ УДАЛЕНИЯ ЛАКОКРАСОЧНЫХ, ЭЛЕКТРОИЗОЛЯЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ ОБМОТОК ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПОГРУЖНЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ (ПЭД), ПРОПИТАННЫХ ЛАКОМ Российский патент 2010 года по МПК H02K15/12 

Описание патента на изобретение RU2396670C1

Изобретение «Способ удаления лакокрасочных, электроизоляционных покрытий обмоток электродвигателей, в том числе погружных электродвигателей (ПЭД), пропитанных лаком» относится к электротехнике и может быть использовано для удаления обмоток статора или якоря любого электродвигателя, в частности погружных электродвигателей (в дальнейшем ПЭД), обмоточный провод которых пропитан лаковым составом.

При ремонте электродвигателей (демонтаже старой обмотки) для извлечения обмотки ее лобовую часть предварительно вырезают на фрезерном станке, затем статор двигателя выдерживают в течение 4 ч в электропечи при 350-400°С для выжига лакового покрова обмотки, после чего с горячего двигателя извлекают обмотку. Однако при такой обработке электродвигателей происходит ухудшение характеристик электродвигателя из-за выгорания изоляционного слоя пакета стали, кроме того, невозможен выжиг обмотки якоря двигателя постоянного тока с двойной (пластмассовой) изоляцией, сложен ремонт электродвигателей в алюминиевом корпусе из-за расплавления и коробления.

Целью данного изобретения является сохранение технических характеристик статора путем повышения эффективности проникновения размягчающего состава в обмотку статора электродвигателя и размягчения электроизоляционного лака (например, ГФ95) обмотки, снижение пожароопасных характеристик состава.

Техническая сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что статор ПЭД герметично с двух сторон закрыт закручиваемыми металлическими крышками, причем в одной крышке имеются три резьбовых отверстия: два для установки штуцеров подачи технической воды и углекислого газа в полость статора при размягчении обмоток статоров ПЭД, а третье - для штуцера слива жидкости после размягчения обмотки.

На чертеже изображен продольный разрез ПЭД с устройством для удаления лакокрасочных, электроизоляционных покрытий обмоток электродвигателей, в том числе погружных электродвигателей (ПЭД), пропитанных лаком, содержащего корпус ПЭД 1, обмотку статора 2, верхнюю крышку 3, нижнюю крышку 4, штуцер 5 для подсоединения к линии подачи технической воды, штуцер 6 для подсоединения к линии подачи углекислого газа, сквозное резьбовое отверстие под штуцер 7 (не показан) для слива жидкости после гидролизного размягчения обмотки, предохранительный клапан 8 со свинцовой прокладкой 9 для аварийного слива жидкости и контроля давления по манометру, уплотнительные кольца 10, статорное железо 11.

Предложенное устройство работает следующим образом. На торцы статора ПЭД - 1 с обмоткой 2 устанавливаются уплотнительные кольца 10 и закручиваются крышка 3 с резьбовыми отверстиями и крышка 4 глухая. В резьбовые отверстия крышки 3 устанавливаются три штуцера: один штуцер 5 для присоединения к линии подачи технической воды, второй штуцер 6 для присоединения к линии подачи углекислого газа CO2, третий штуцер (не показан, показано только место его установки - сквозное резьбовое отверстие 7) для присоединения к линии слива жидкости после гидролизного размягчения. Штуцеры расположены по окружности крышки на одинаковом расстоянии друг от друга (по углам равностороннего треугольника, вписанного в окружность диаметром, равным внутреннему диаметру крышки 3). На боковой (цилиндрической) поверхности крышки 3 устанавливается клапан 8 с прокладкой 9, предназначенный для контроля давления в полости статора ПЭД. В полость статора 1, закрытого крышками 3 и 4, через штуцер 5 подается техническая вода до заполнения всего объема (100% заполнение). Затем через штуцер отверстия 7 сливается 20% технической воды от объема, залитого в корпус 1, и через штуцер 6 подается углекислый газ (CO2) до создания в полости статора избыточного давления 2 кг/см2. При превышении давления более 2 кг/см2 срабатывает предохранительный клапан 8 и жидкость стравливается в емкость. Статор в таком состоянии помещается в печь, где нагревается до температуры 60-80°С в течение 4-6 часов. При этом в полости создается гидролитическая деструкция или гидролитическое расщепление - химическая реакция между газом и водой, ускоренная воздействием температуры. При гидролитическом расщеплении образуются слабые кислоты. Органические вещества гидролизуются в присутствии кислот в растворимые или легколетучие вещества, реакция идет практически до полного разложения исходного вещества.

При протекании реакции гидролиза для размягчения лака происходит следующее: при растворении СО2 в воде начинается барбатаж, образуется угольная кислота (H2CO3). Реакция, образовавшаяся в результате этого растворения, обратимая:

H2O+CO2↔Н2СО3

Слабая угольная кислота оказывает разрушение связующих компонентов лакового покрытия. После окончания реакции CO2 улетучивается. Техническая вода удаляется через отверстие штуцера 7 в емкость для сбора отработанной технической воды. В воде остаются распределенные жировые капли от лака, имеющие молочный цвет, и остаточные компоненты лакового покрытия в виде желеобразных нетоксичных отходов, которые затвердевают через определенный период времени (2-4 часа). Затем вынимается обмотка из железа статора.

Заявляемый способ был опробован в ЦБПО ЭПУ ОАО «Сургутнефтегаз» при ремонте ПЭД, стендовые испытания которых подтвердили приемлемость данного способа и хорошее состояние статорного железа.

Техническая или иная эффективность.

1. Упростилась технология ремонта ПЭД.

2. Сократилось количество бракованных статоров ПЭД.

3. Сократилось время капитального ремонта ПЭД.

4. Способ не требует сложного и дорогостоящего технологического оборудования и легко реализуется на практике.

Похожие патенты RU2396670C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ДЕПОЛИМЕРИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ИЗОЛЯЦИИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ УЛЬТРАЗВУКОВЫМ ИЗЛУЧЕНИЕМ 2018
  • Немировский Александр Емельянович
  • Кашин Артём Иванович
RU2725420C2
СПОСОБ КОМПАУНДИРОВАНИЯ ОБМОТОК СТАТОРА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Пошвин Евгений Вячеславович
  • Бестолков Олег Иванович
  • Кошелев Сергей Николаевич
  • Столбов Сергей Леонидович
  • Карпюк Андрей Владимирович
RU2330372C1
СПОСОБ ПРОПИТКИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Власов В.Г.
  • Иванов В.Л.
RU2192702C2
Устройство для защиты косинусного конденсатора погружного электродвигателя с повышенным коэффициентом мощности от внешнего внутрипластового давления 2016
  • Мухамадеев Ильдар Рустамович
  • Яхин Ильшат Нуруллович
  • Гумеров Айдар Ильдарович
  • Григорьев Сергей Николаевич
RU2634923C1
ПОГРУЖНОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2020
  • Козлов Степан Константинович
  • Лыкова Наталья Анатольевна
  • Мартюшев Данила Николаевич
  • Мотыгуллин Тимофей Ринатович
  • Шевцов Дмитрий Алексеевич
  • Перельман Максим Олегович
  • Пошвин Евгений Вячеславович
RU2746792C1
ПОГРУЖНОЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2007
RU2423774C2
Погружной маслозаполненный электродвигатель 1988
  • Резников Виктор Данилович
  • Эйстрах Леонид Аронович
  • Долгин Михаил Александрович
SU1676010A1
ПОГРУЖНОЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 1992
  • Гончаренко Сергей Евгеньевич[Ua]
  • Куценко Николай Петрович[Ua]
  • Туровская Валерия Марковна[Ua]
RU2046508C1
Погружной электродвигатель 1981
  • Вислович Анатолий Николаевич
  • Исаев Станислав Викторович
  • Рахуба Валерий Константинович
  • Самойлов Валерий Борисович
  • Фертман Вячеслав Ефимович
  • Тютьков Геннадий Георгиевич
  • Мелькумов Юрий Константинович
  • Чумаченко Александр Сергеевич
  • Сусин Геннадий Кондратьевич
  • Тюгаев Игорь Николаевич
SU1130958A1
Способ капсулирования обмотки статора погружного электродвигателя 1984
  • Резников Виктор Данилович
  • Эйстрах Леонид Аронович
  • Шагалов Семен Борисович
SU1334297A1

Реферат патента 2010 года СПОСОБ УДАЛЕНИЯ ЛАКОКРАСОЧНЫХ, ЭЛЕКТРОИЗОЛЯЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ ОБМОТОК ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПОГРУЖНЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ (ПЭД), ПРОПИТАННЫХ ЛАКОМ

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для удаления обмоток статора или якоря любого электродвигателя, в том числе погружных электродвигателей, обмоточный провод которых пропитан лаковым составом. Техническая сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что статор ПЭД с двух сторон закручивается металлическими крышками, причем в одной крышке имеются три резьбовых отверстия: два для штуцеров подачи технической воды и углекислого газа в полость статора при размягчении обмоток статоров ПЭД, третье для штуцера слива жидкости после размягчения обмотки; а другая крышка глухая. Процесс размягчения происходит при нагреве статора, заполненного технической водой с углекислым газом, помещенным в печь, до температуры 60-80°С в течение 4-6 часов. Предлагаемое изобретение не требует сложного и дорогостоящего технологического оборудования и легко реализуется на практике. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности проникновения размягченного состава в обмотку статора и размягчение электроизоляционного лака обмотки при снижении пожароопасных характеристик предложенного способа. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 396 670 C1

Способ удаления лакокрасочных, электроизоляционных покрытий обмоток электродвигателей, в том числе погружных электродвигателей (ПЭД), пропитанных лаком, включающий установку герметизирующих крышек на торцах статора, имеющих резьбы под установку заглушек, причем одна крышка имеет предохранительный клапан и три штуцера - один для подачи технической воды, второй для подачи углекислого газа, третий для слива технической воды, а вторая крышка глухая, подачу в полость статора технической воды до заполнения всего внутреннего объема статора, слив технической воды в размере 20% от заполненного внутреннего объема статора, подачу углекислого газа СО2 в заполненный технической водой внутренний объем статора до создания в полости статора избыточного давления 2 кг/см2, нагрев статора с технической водой и углекислым газом в печи до температуры 60-80°С с выдержкой в течение 4-6 ч при указанной температуре, слив отработанной технической воды с остатками растворенного лака, удаление обмотки из железа статора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2396670C1

СПОСОБ УДАЛЕНИЯ ОБМОТКИ ИЗ ПАЗОВ СЕРДЕЧНИКА СТАТОРА ПРИ РЕМОНТЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 2000
  • Держинский А.В.
  • Хомутов О.И.
  • Хомутов С.О.
RU2168831C1
СПОСОБ УДАЛЕНИЯ ОБМОТКИ ИЗ ПАЗОВ СЕРДЕЧНИКА СТАТОРА ПРИ РЕМОНТЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН (ВАРИАНТЫ) 1998
  • Гроздов А.Г.
  • Рахманов А.А.
  • Маслов В.А.
  • Хофбауэр Э.И.
RU2139621C1
RU 2058352 C1, 20.04.1996
SU 17726073 A1, 15.04.1992
CN 101282059 A, 08.10.2008
JP 8149729 A, 07.06.1996
DE 3531039 A1, 12.03.1987.

RU 2 396 670 C1

Авторы

Еременко Сергей Александрович

Бартенев Игорь Александрович

Пылаев Сергей Аркадьевич

Филиппов Алексей Юрьевич

Даты

2010-08-10Публикация

2009-05-04Подача