ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2010 года по МПК H02K41/25 H02K1/06 

Описание патента на изобретение RU2396680C1

Изобретение относится к области электротехники, а более точно к линейным асинхронным двигателям (ЛАД), предназначенным для электроприводов с прямолинейным движением рабочих органов и электрического транспорта.

Известен линейный асинхронный двигатель, содержащий индуктор, состоящий из сердечника и трехфазной обмотки, и вторичный элемент, состоящий из сердечника, в пазах которого расположены один над другим изолированные электропроводящие стержни, замкнутые с обоих сторон по торцам вторичного элемента (см., например, а.с. СССР №1104619, МПК Н02К 41/025, 1984 г., а.с. СССР №1350778, МПК Н02К 41/025, 1987 г., патент РФ №1823094, МПК Н02К 41/025, 1993 г.).

Данные ЛАД имеют ограниченные функциональные возможности.

Наиболее близким по своей технической сути к заявляемому является ЛАД, содержащий индуктор, состоящий из сердечника и трехфазной обмотки, и вторичный элемент, состоящий из сердечника, в пазах которого расположены один над другим изолированные электропроводящие стержни, замкнутые с обеих сторон по торцам вторичного элемента, при этом пазы сердечника содержат центральную часть, перпендикулярную горизонтальной оси двигателя, и примыкающие к ней под одинаковыми углами с обеих сторон боковые части, при этом все электропроводящие стержни повторяют форму паза (см. патент РФ №2349018, МПК Н02К 41/025, 2009 г.). Этот ЛАД выбран в качестве прототипа.

Ограниченные функциональные возможности и диапазон регулирования данного линейного асинхронного двигателя - недостатки прототипа.

Технической задачей настоящего изобретения является устранение отмеченных недостатков в разработанной конструкции ЛАД.

Решение данной технической задачи достигается тем, что в ЛАД, содержащем индуктор, состоящий из сердечника и трехфазной обмотки, и вторичный элемент, состоящий из сердечника, в пазах которого расположены один над другим изолированные электропроводящие стержни, замкнутые с обеих сторон по торцам вторичного элемента, при этом пазы сердечника содержат центральную часть, перпендикулярную оси двигателя, и примыкающие к ней под одинаковыми углами с обеих сторон боковые части, согласно изобретению к центральным частям пазов с обеих сторон примыкают дополнительные части, перпендикулярные горизонтальной оси двигателя, при этом все электропроводящие стержни повторяют форму пазов, по обоим торцам электропроводящие стержни замыкаются замыкающими цилиндрами, установленными с возможностью поворота вокруг своих горизонтальных осей, при этом каждый замыкающий цилиндр образован тремя сегментами, в каждом его поперечном сечении примыкающими друг к другу и опирающимися на внутренний цилиндр из электропроводящего материала, а по длине цилиндров: первый сегмент содержит чередующиеся электропроводящие и изоляционные части, причем длина электропроводящей части равна ширине паза вторичного элемента, а длина изоляционной части равна расстоянию между концом первого и началом второго горизонтальных пазов вторичного элемента, второй сегмент содержит чередующиеся изоляционные и электропроводящие части, причем длина изоляционной части равна расстоянию между началом первого горизонтального паза и началом первого паза, в котором расположены боковые части электропроводящих стержней, а длина электропроводящей части равна ширине паза вторичного элемента, третий сегмент по всей длине выполнен из электропроводящего материала.

Выполнение дополнительных горизонтальных частей вторичного элемента, замыкание электропроводящих стержней обмотки вторичного элемента с обеих сторон замыкающими цилиндрами, установленными с возможностью поворота их вокруг своих горизонтальных осей, выполнение каждого замыкающего цилиндра из трех сегментов, в каждом его поперечном сечении примыкающих друг к другу и опирающихся на внутренний цилиндр из электропроводящего материала, а по длине цилиндров: первый сегмент содержит чередующиеся электропроводящие и изоляционные части, причем длина электропроводящей части равна ширине паза вторичного элемента, а длина изоляционной части равна расстоянию между концом первого и началом второго горизонтальных пазов вторичного элемента, второй сегмент содержит чередующиеся изоляционные и электропроводящие части, причем длина изоляционной части равна расстоянию между началом первого горизонтального паза и началом первого паза, в котором расположены боковые части электропроводящих стержней, а длина электропроводящей части равна ширине паза вторичного элемента, третий сегмент по всей длине выполнен из электропроводящего материала - эти признаки определяют новизну и существенные отличия данного технического решения.

В дальнейшем изобретение поясняется примером его конкретного выполнения со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых:

фиг.1 изображает общий вид ЛАД (поперечное сечение - схематично);

фиг.2 - вторичный элемент ЛАД (вид сверху - схематично) при замыкании электропроводящих стержней обмотки первыми сегментами замыкающих цилиндров;

фиг.3 - вторичный элемент ЛАД (вид сверху) при замыкании электропроводящих стержней вторыми сегментами замыкающих цилиндров;

фиг.4 - то же, но при замыкании электропроводящих стержней третьими сегментами замыкающих цилиндров;

фиг.5 показывает замыкающий цилиндр (фрагмент) в аксонометрии.

Линейный асинхронный двигатель (фиг.1) содержит индуктор 1, состоящий из сердечника 2 с трехфазной обмоткой 3. Вторичный элемент 4 состоит из сердечника 5, в пазах которого расположены один над другим изолированные электропроводящие стержни 6, замкнутые с обеих сторон замыкающими цилиндрами 7 и 8.

На фиг.2 схематически на виде сверху изображен вторичный элемент 4 при замыкании стержней 6 обмотки вторичного элемента (ВЭ) первыми сегментами замыкающих цилиндров 7 и 8.

На фиг.3 показан схематически на виде сверху вторичный элемент 4 при замыкании стержней 6 обмотки ВЭ вторым сегментом замыкающих цилиндров 7 и 8.

Если стержни 6 обмотки ВЭ замкнуты с обеих сторон третьими сегментами замыкающих цилиндров 7 и 8, то получится картина, представленная на фиг.4.

Фрагмент замыкающих цилиндров 7 и 8 представлен на фиг.5. Замыкающий цилиндр образован тремя сегментами 9, 10 и 11, примыкающими друг к другу и опирающимися на внутренний цилиндр 12 из электропроводящего материала. Первый сегмент 9 замыкающего цилиндра состоит из чередующихся электропроводящих 13 и изоляционных 14 частей. Длина электропроводящей части 13 равна ширине паза ВЭ, а длина изоляционной части 14 равна расстоянию между концом первого и началом второго горизонтальных пазов ВЭ (фиг.2). Второй сегмент 10 замыкающего цилиндра содержит чередующиеся изоляционные 15 и электропроводящие 16 части. Изоляционная часть 15 второго сегмента 10 замыкающего цилиндра имеет длину, равную расстоянию между началом первого горизонтального паза и началом первого паза, в котором расположены боковые части электропроводящих стержней (фиг.2 - фиг.4), а длина электропроводящей части 16 равна ширине паза ВЭ. Третий сегмент 11 замыкающего цилиндра является электропроводящим по всей длине замыкающего цилиндра.

Рассмотрим принцип действия данного ЛАД.

При подключении трехфазной обмотки 3 к источнику трехфазного напряжения создается бегущее магнитное поле, пересекающее электропроводящие стержни 6 ВЭ и наводящее в них электродвижущую силу (ЭДС). Если стержни 6 замкнуты с обеих сторон, то по ним потекут токи, взаимодействующие с бегущим магнитным полем. В результате этого взаимодействия создаются механические усилия, под действием которых ВЭ будет двигаться в ту же сторону, что и бегущее магнитное поле.

Для замыкания электропроводящих стержней 6 используются замыкающие цилиндры 7 и 8 (фиг.1 - фиг.4). Для получения максимального значения механической силы электропроводящие стержни 6 обмотки ВЭ замыкаются первыми сегментами 9 замыкающих цилиндров 7 и 8 (фиг.5). С этой целью цилиндр 7 поворачивается по часовой, а цилиндр 8 - против часовой стрелки. Получается короткозамкнутая обмотка вторичного элемента 4, представленная на фиг.2. В этом случае к центральной части пазов с обеих сторон добавляются дополнительные части, перпендикулярные продольной оси двигателя. Получаются горизонтальные пазы, в которых лежат замкнутые с обеих сторон электропроводящие стержни 6 (фиг.2 и фиг.5).

Если необходимо создавать усилия поперечной автоматической самостабилизации ВЭ относительно индуктора ЛАД (как и у прототипа), то электропроводящие стержни 6 обмотки ВЭ замыкают с обеих сторон вторыми сегментами 10 замыкающих цилиндров 7 и 8, для чего цилиндр 7 поворачивают по часовой стрелке, а цилиндр 8 - против часовой стрелки (фиг.1 и фиг.5). Получается картина, изображенная на фиг.3. При взаимодействии бегущего магнитного поля с токами в электропроводящих стержнях 6 создаются механические силы, перпендикулярные стержням обмотки ВЭ. Причем механическая сила, созданная в центральной части стержня, будет тяговой, действующей в сторону движения, а усилия в боковых частях будут разлагаться на силы, действующие в сторону движения ВЭ ЛАД, и силы, направленные перпендикулярно движению и встречные друг другу. При симметричном расположении вторичного элемента и индуктора эти перпендикулярные движению механические силы (поперечные силы) взаимно уравновешиваются и не оказывают влияния на поступательное движение ЛАД. При нарушении симметрии равенство перпендикулярных (поперечных) сил нарушается и под действием их разности ВЭ стремиться занять прежнее, симметричное относительно индуктора ЛАД положение. В этом случае получаем уменьшение тяговой силы ЛАД (фиг.3), но одновременно достигается автоматическая самостабилизация ВЭ относительно индуктора. Если же электропроводящие стержни в обмотке ВЭ замкнуть с обеих сторон третьими сегментами 11 замыкающих цилиндров 7 и 8 (фиг.4 и фиг.5), то короткозамкнутая обмотка ВЭ 4 будет одновременно содержать горизонтальные и боковые электропроводящие стержни 6. Причем горизонтальные электропроводящие стержни 6 будут размещены (и замкнуты) по всей ширине ВЭ 4 (фиг.4). При пересечении бегущим магнитным полем электропроводящих стержней 6 в них будут индуктироваться ЭДС и потекут токи. В результате взаимодействия токов в горизонтальных электропроводящих стержнях с бегущим магнитным полем создается тяговое механическое усилие, перемещающее ВЭ в сторону бегущего магнитного поля. В результате взаимодействия бегущего магнитного поля с токами в боковых частях электропроводящих стержней 6 создаются механические усилия, которые разлагаются на силы, направленные по горизонтальной оси двигателя и суммирующиеся с тяговым механическим усилием, созданным токами в горизонтальных частях пазов ВЭ, и усилия, направленные поперек горизонтальной оси ЛАД и направленные навстречу друг другу. Эти поперечные усилия обеспечивают автоматическую самостабилизацию ВЭ линейного асинхронного двигателя относительно индуктора ЛАД. При замыкании электропроводящих стержней любым из трех сегментов замыкающих цилиндров может одновременно закорачиваться разное число электропроводящих стержней по высоте пазов ВЭ, чем достигается изменение величины тягового и стабилизирующих (поперечных) механических усилий и скорости движения ЛАД.

По сравнению с прототипом расширены функциональные возможности и диапазон регулирования скорости линейного асинхронного двигателя.

Похожие патенты RU2396680C1

название год авторы номер документа
ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2009
  • Соломин Владимир Александрович
  • Трубицина Надежда Анатольевна
  • Куценко Вячеслав Владиславович
  • Колесникова Анна Юрьевна
RU2391762C1
ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2008
  • Соломин Владимир Александрович
  • Соломин Андрей Владимирович
  • Трубицина Надежда Анатольевна
  • Трубицин Михаил Анатольевич
RU2349018C1
ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2009
  • Куценко Вячеслав Владиславович
RU2404502C1
ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2009
  • Соломин Владимир Александрович
  • Риполь-Сарагоси Леонид Францискович
  • Куценко Вячеслав Владиславович
RU2402860C1
ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2008
  • Соломин Владимир Александрович
  • Соломин Андрей Владимирович
  • Трубицина Надежда Анатольевна
  • Куричев Алексей Петрович
RU2348099C1
ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2005
  • Соломин Владимир Александрович
  • Трубицина Надежда Анатольевна
  • Трубицин Михаил Анатольевич
  • Соломин Андрей Владимирович
  • Соломина Анна Серафимовна
RU2294047C1
ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2009
  • Соломин Владимир Александрович
  • Куценко Вячеслав Владиславович
  • Кучинская Ольга Сергеевна
  • Дмитриенко Ирина Сергеевна
RU2400909C1
ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2005
  • Соломин Владимир Александрович
  • Трубицина Надежда Анатольевна
  • Трубицин Михаил Анатольевич
  • Соломин Андрей Владимирович
  • Соломина Анна Серафимовна
RU2301490C1
ВТОРИЧНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЛИНЕЙНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Соломин Владимир Александрович
  • Соломин Андрей Владимирович
  • Соломина Ольга Евгеньевна
  • Трубицина Надежда Анатольевна
  • Трубицин Михаил Анатольевич
RU2559789C1
ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2012
  • Соломин Владимир Александрович
  • Замшина Лариса Леонидовна
  • Силютина Виктория Дмитриевна
  • Яцемирская Татьяна Ивановна
  • Савин Глеб Александрович
RU2510867C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 396 680 C1

Реферат патента 2010 года ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к области электротехники, точнее к электроприводам с прямолинейным движением рабочих органов, и предназначено для использования на электрическом транспорте. Технический результат, достигаемый при использовании данного изобретения, состоит в расширении функциональных возможностей и диапазона регулирования линейных асинхронных двигателей. Предлагаемый линейный асинхронный двигатель содержит индуктор, состоящий из сердечника с трехфазной обмоткой. Вторичный элемент содержит сердечник, в пазах которого один над другим расположены изолированные электропроводящие стержни, замкнутые с обеих сторон по торцам замыкающими цилиндрами, каждый из которых содержит по три сегмента в каждом поперечном сечении. Два сегмента содержат чередующиеся электропроводящие и изоляционные участки, а третий сегмент является полностью электропроводящим. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 396 680 C1

Линейный асинхронный двигатель, содержащий индуктор, состоящий из сердечника и трехфазной обмотки, и вторичный элемент, состоящий из сердечника, в пазах которого расположены один над другим изолированные электропроводящие стержни, замкнутые с обеих сторон по торцам вторичного элемента, при этом пазы сердечника содержат центральную часть, перпендикулярную горизонтальной оси двигателя, и примыкающие к ней под одинаковыми углами с обеих сторон боковые части, отличающийся тем, что к центральным частям пазов с обеих сторон примыкают дополнительные части, перпендикулярные горизонтальной оси двигателя, при этом все электропроводящие стержни повторяют форму пазов, по обоим торцам электропроводящие стержни замыкаются цилиндрами, установленными с возможностью поворота вокруг своих горизонтальных осей, при этом каждый замыкающий цилиндр образован тремя сегментами, в каждом его поперечном сечении примыкающими друг к другу и опирающимися на внутренний цилиндр из электропроводящего материала, а по длине цилиндров первый сегмент содержит чередующиеся электропроводящие и изоляционные части, причем длина электропроводящей части равна ширине паза вторичного элемента, а длина изоляционной части равна расстоянию между концом первого и началом второго горизонтальных пазов вторичного элемента, второй сегмент содержит чередующиеся изоляционные и электропроводящие части, причем длина изоляционной части равна расстоянию между началом первого горизонтального паза и началом первого паза, в котором расположены боковые части электропроводящих стержней, а длина электропроводящей части равна ширине паза вторичного элемента, третий сегмент по всей длине выполнен из электропроводящего материала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2396680C1

ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2008
  • Соломин Владимир Александрович
  • Соломин Андрей Владимирович
  • Трубицина Надежда Анатольевна
  • Трубицин Михаил Анатольевич
RU2349018C1
Асинхронный двигатель с разомкнутым магнитопроводом индуктора 1990
  • Соломин Владимир Александрович
  • Кононенко Виталий Витальевич
  • Мишкович Владимир Ильич
  • Соломин Андрей Владимирович
SU1823094A1
Асинхронный двигатель с разомкнутым магнитопроводом 1985
  • Бочаров Василий Иванович
  • Соломин Владимир Александрович
  • Куприанов Юрий Владимирович
  • Павлюков Валерий Михайлович
SU1350778A2
Асинхронный двигатель с разомкнутым магнитопроводом индуктора 1983
  • Соломин Владимир Александрович
SU1104619A1
ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Соломин А.В.
  • Соломин В.А.
  • Голубев Д.Ф.
RU2211524C2
ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2004
  • Соломин Андрей Владимирович
RU2268543C1
СПОСОБ ЦИФРОАНАЛОГОВОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ 2009
RU2420867C2
Устройство для очистки круглого проката от окалины 1986
  • Сарицын Анатолий Михайлович
SU1340860A1
US 4641065 A, 03.02.1987.

RU 2 396 680 C1

Авторы

Соломин Владимир Александрович

Куценко Вячеслав Владиславович

Трубицина Надежда Анатольевна

Даты

2010-08-10Публикация

2009-09-23Подача