ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2010 года по МПК H02K41/25 

Описание патента на изобретение RU2391762C1

Изобретение относится к области электротехники, а более точно - к линейным асинхронным двигателям (ЛАД), предназначенным для электроприводов с прямолинейным или возвратно-поступательным движением рабочих органов и электрического транспорта.

Известен линейный асинхронный двигатель, содержащий индуктор, состоящий из сердечника и трехфазной обмотки, и вторичный элемент, состоящий из сердечника, в пазах которого расположены один над другим изолированные электропроводящие стержни, замкнутые с одной стороны общей электропроводящей шиной, а с другой - замыкающим цилиндром, состоящим из электропроводящей и изоляционной частей, установленным с возможностью поворота вокруг своей горизонтальной оси (см., например, а.с. СССР МПК H02K 41/025, №1350778, 87 г., патент РФ МПК H02K 41/025, №1823094, 93 г.).

Данные ЛАД не способны развивать стабилизирующие усилия при боковом смещении вторичного элемента относительно своего индуктора.

Наиболее близким по своей технической сути к заявляемому является ЛАД, содержащий индуктор, состоящий из сердечника и трехфазной обмотки, и вторичный элемент, состоящий из сердечника, в пазах которого расположены один над другим изолированные электропроводящие стержни, замкнутые с одной стороны общей электропроводящей шиной, а с другой - замыкающим цилиндром, состоящим из электропроводящей и изоляционной частей, установленным с возможностью поворота вокруг своей горизонтальной оси, причем пазы сердечника вторичного элемента содержат центральную часть, перпендикулярную горизонтальной оси замыкающего цилиндра, и примыкающие к ней под одинаковыми углами с обеих сторон боковые части, при этом все электропроводящие стержни повторяют форму паза (см. патент РФ по заявке №2008104745/09 (005161), 2008). Этот ЛАД выбран в качестве прототипа.

Неспособность данного ЛАД развивать усилия поперечной стабилизации при боковом смещении вторичного элемента относительно индуктора при изменении направления движения ЛАД - недостаток прототипа.

Технической задачей настоящего изобретения является устранение отмеченного недостатка в разработанной конструкции ЛАД.

Решение данной технической задачи достигается тем, что в ЛАД, содержащем индуктор, состоящий из сердечника и трехфазной обмотки, и вторичный элемент, состоящий из сердечника, в пазах которого расположены один над другим изолированные электропроводящие стержни, замкнутые с одной стороны общей электропроводящей шиной, а с другой - замыкающим цилиндром, состоящим из электропроводящей и изоляционной частей, установленным с возможностью поворота вокруг своей горизонтальной оси, причем пазы сердечника вторичного элемента содержат центральную часть, перпендикулярную горизонтальной оси замыкающего цилиндра, и примыкающие к ней под одинаковыми углами с обеих сторон боковые части, при этом все электропроводящие стержни повторяют форму паза, согласно изобретению пазы содержат дополнительные боковые части, расположенные зеркально по отношению к уже имеющимся боковым частям, при этом в дополнительных боковых частях размещены дополнительные электропроводящие стержни, электрически соединенные с электропроводящими стержнями в центральных частях пазов, причем дополнительные электропроводящие стержни замкнуты с одной стороны общей электропроводящей шиной, а с другой - примыкают к замыкающему цилиндру, причем его электропроводящие и изоляционные части чередуются как по его длине, так и по его окружности, а все электропроводящие части объединяются внутренней электропроводящей частью замыкающего цилиндра, причем электропроводящие части, расположенные на первой половине цилиндра по окружности, размещены на расстояниях, равных зубцовому делению вторичного элемента, соответствующему первоначальным боковым частям, а на второй половине цилиндра по окружности - электропроводящие части, расположенные через промежутки, равные зубцовому делению вторичного элемента, соответствующему дополнительным боковым частям.

Выполнение дополнительных боковых частей, расположенных зеркально по отношению к уже имеющимся боковым частям, при этом в дополнительных боковых частях размещены дополнительные электропроводящие стержни, электрически соединенные с электропроводящими стержнями в центральных частях пазов, причем дополнительные электропроводящие стержни замкнуты с одной стороны общей электропроводящей шиной, а с другой - примыкают к замыкающему цилиндру, причем его электропроводящие и изоляционные части чередуются как по его длине, так и по его окружности, а все электропроводящие части объединяются внутренней электропроводящей частью замыкающего цилиндра, причем электропроводящие части, расположенные на первой половине цилиндра по окружности, размещены на расстояниях, равных зубцовому делению вторичного элемента, соответствующему первоначальным боковым частям, а на второй половине цилиндра по окружности - электропроводящие части, расположенные через промежутки, равные зубцовому делению вторичного элемента, соответствующему дополнительным боковым частям, - эти признаки определяют новизну и существенные отличия данного технического решения.

В дальнейшем изобретение поясняется примером его конкретного выполнения со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых:

фиг.1 изображает общий вид ЛАД (поперечное сечение);

фиг.2 - вторичный элемент ЛАД (вид сверху схематично);

фиг.3 - вторичный элемент ЛАД при закорачивании замыкающим цилиндром стержней обмотки, лежащих в первоначальных боковых частях;

фиг.4 - то же, но при закорачивании замыкающим цилиндром электропроводящих стержней, лежащих в дополнительных боковых частях;

фиг.5 показывает схематично замыкающий цилиндр в аксонометрии;

фиг.6 изображает развертку замыкающего цилиндра на плоскости;

фиг.7 показывает ЛАД, вторичный элемент которого смещен влево относительно индуктора;

фиг.8 изображает направление действия сил, приложенных ко вторичному элементу ЛАД, при симметричном расположении вторичного элемента относительно индуктора;

фиг.9 - то же самое при боковом смещении вторичного элемента относительно индуктора ЛАД влево;

фиг.10 - то же, что и на фиг.8, но при изменении направления движения;

фиг.11 - то же, что и на фиг.9 при направлении движения, соответствующем фиг.10.

Линейный асинхронный двигатель 1 (фиг.1), содержащий индуктор, состоящий из сердечника 2 и трехфазной обмотки 3, и вторичный элемент, состоящий из сердечника 4, в пазах которого расположены один над другим изолированные электропроводящие стержни 5 (показано схематично). Стержни 5 замкнуты с одной стороны общей электропроводящей шиной 6, а с другой - замыкающим цилиндром 7, состоящим из электропроводящей и изоляционной частей.

На фиг.2 показан схематично на виде сверху вторичный элемент ЛАД. Позицией 8 обозначена рукоятка замыкающего цилиндра. Видно, что электропроводящие стержни 5 содержат центральные части 9, к которым с обеих сторон примыкают боковые части 10. Дополнительные боковые части обозначены позицией 11.

На фиг.3 изображен вторичный элемент ЛАД при закорачивании замыкающим цилиндром стержней обмотки, лежащих в первоначальных боковых частях 10.

Фиг.4 изображает то же, но при закорачивании замыкающим цилиндром 7 электропроводящих стержней, лежащих в дополнительных боковых частях 11.

На фиг.5 представлен схематично замыкающий цилиндр 7 в аксонометрии. Видно, что электропроводящие части 12 и изоляционные части 13 цилиндра 7 чередуются как по его длине, так и по его окружности. Все электропроводящие части 12 объединяются внутренней электропроводящей частью 14.

На фиг.6 показана развертка замыкающего цилиндра 7 на плоскости. Все обозначения те же, что и на фиг.5.

На фиг.7 изображен ЛАД, вторичный элемент которого смещен влево относительно индуктора. Все обозначения те же, что и на фиг.1.

Фиг.8 изображает направление действия сил, приложенных ко вторичному элементу ЛАД, при его симметричном расположении относительно индуктора. Тяговое усилие, приложенное к центральной части каждого электропроводящего стержня, обозначено FTcp. Силы, приложенные к стержням, расположенным в боковых частях 10, обозначены F1 и F2. F1 и F2 разлагаются на тяговые усилия FT1 и FT2 и боковые усилия Fб1 и Fб2. Причем Fб1 и Fб2 равны и направлены встречно. Штриховой линией и позицией 15 схематично обозначен индуктор ЛАД.

На фиг.9 показано то же, что и на фиг.8, но при боковом смещении вторичного элемента относительно индуктора ЛАД влево. Видно, что усилия F1 и F2 стали не одинаковыми и Fб1<Fб2.

На фиг.10 и фиг.11 показано то же, что и на фиг.8 и фиг.9, но при изменении направления движения, когда замыкающий цилиндр 7 (не показан) замыкает накоротко электропроводящие стержни, лежащие в дополнительных боковых частях 11, и замыкает электропроводящие стержни, лежащие в основных боковых частях 10.

Рассмотрим принцип действия данного ЛАД.

При подключении трехфазной обмотки 3 к источнику трехфазного напряжения создается бегущее магнитное поле, пересекающее электропроводящие стержни 5 короткозамкнутой обмотки вторичного элемента и наводящее в них электродвижущие силы (ЭДС). Под действием ЭДС в стержнях 5 потекут токи, взаимодействующие с бегущим магнитным полем. В результате этого взаимодействия создаются механические усилия FTcp, F1 и F2, приложенные соответственно к центральной 9 и боковым частям 10 вторичного элемента. Усилия F1 и F2 разлагаются на составляющие FT1, FT2, Fб1, Fб2. Тяговые усилия FTcp, FT1 и FT2 приводят в движение вторичный элемент, а одинаковые по величине усилия Fб1 и Fб2 (фиг.1 и фиг.8) взаимно уравновешивают друг друга и не оказывают влияния на движение вторичного элемента ЛАД. При смещении вторичного элемента относительно индуктора 15 ЛАД влево (фиг.7) часть обмотки вторичного элемента оказывается вне пределов индуктора (фиг.7 и фиг.9). Поэтому возникающие в результате взаимодействия бегущего магнитного поля с токами вторичного элемента усилия F1 и F2 станут не одинаковыми (F1<F2). Одновременно нарушается равенство поперечных усилий Fб1 и Fб2 (фиг.9), причем Fб1<Fб2. Под действием разности поперечных усилий Fб2-Fб1 вторичный элемент ЛАД будет автоматически возвращаться в симметричное положение относительно индуктора (фиг.1 и фиг.8). Т.о. будет осуществляться автоматическая поперечная самостабилизация вторичного элемента относительно индуктора ЛАД. Причем при увеличении поперечного смещения вторичного элемента пропорционально будет возрастать разность поперечных усилий Fб2-Fб1, возвращающих вторичный элемент в симметричное положение. Как и у прототипа вращением замыкающего цилиндра 7 (фиг.1) можно изменять величину сопротивления короткозамкнутой обмотки вторичного элемента и регулировать величину механических усилий и скорость движения ЛАД. В данном случае замыкающим цилиндром 7 были закорочены только электропроводящие стержни, лежащие в боковых частях 10.

Для самостабилизации вторичного элемента ЛАД при его боковом смещении относительно индуктора влево при изменении направления движения вращением замыкающего цилиндра 7 размыкают электропроводящие стержни, лежащие в основных боковых частях 10, и замыкают электропроводящие стержни, лежащие в дополнительных боковых частях 11. Получаем коротко-замкнутую обмотку вторичного элемента, показанную на фиг.4. При этом в результате взаимодействия бегущего магнитного поля с токами, им индуктированными, в электропроводящих стержнях 5 будут создаваться механические силы FTcp, F1 и F2, направление действия которых будут противоположны соответствующим усилиям, показанным на фиг.8 и фиг.9. Также при боковом смещении вторичного элемента относительно индуктора 15 влево (фиг.11) нарушится равновесие боковых сил Fб1 и Fб2, и под действием разности этих усилий вторичный элемент вернется в симметричное положение, соответствующее фиг.1.

Таким образом, будет осуществляться автоматическая поперечная самостабилизация вторичного элемента относительно индуктора ЛАД при изменении направления движения.

По сравнению с прототипом расширены возможности создания усилий поперечной стабилизации при боковом смещении вторичного элемента относительно индуктора ЛАД при любом направлении движения.

Похожие патенты RU2391762C1

название год авторы номер документа
ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2008
  • Соломин Владимир Александрович
  • Соломин Андрей Владимирович
  • Трубицина Надежда Анатольевна
  • Трубицин Михаил Анатольевич
RU2349018C1
ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2009
  • Соломин Владимир Александрович
  • Риполь-Сарагоси Леонид Францискович
  • Куценко Вячеслав Владиславович
RU2402860C1
ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2009
  • Соломин Владимир Александрович
  • Куценко Вячеслав Владиславович
  • Трубицина Надежда Анатольевна
RU2396680C1
ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2005
  • Соломин Владимир Александрович
  • Трубицина Надежда Анатольевна
  • Трубицин Михаил Анатольевич
  • Соломин Андрей Владимирович
  • Соломина Анна Серафимовна
RU2294047C1
ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2009
  • Соломин Владимир Александрович
  • Куценко Вячеслав Владиславович
  • Кучинская Ольга Сергеевна
  • Дмитриенко Ирина Сергеевна
RU2400909C1
ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2008
  • Соломин Владимир Александрович
  • Соломин Андрей Владимирович
  • Трубицина Надежда Анатольевна
  • Куричев Алексей Петрович
RU2348099C1
ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2005
  • Соломин Владимир Александрович
  • Трубицина Надежда Анатольевна
  • Трубицин Михаил Анатольевич
  • Соломин Андрей Владимирович
  • Соломина Анна Серафимовна
RU2301490C1
ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2009
  • Куценко Вячеслав Владиславович
RU2404502C1
ВТОРИЧНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЛИНЕЙНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Соломин Владимир Александрович
  • Соломин Андрей Владимирович
  • Соломина Ольга Евгеньевна
  • Трубицина Надежда Анатольевна
  • Трубицин Михаил Анатольевич
RU2559789C1
ШАГОВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Соломин Владимир Александрович
  • Соломин Андрей Владимирович
  • Трубицина Надежда Анатольевна
  • Князева Александра Александровна
  • Гирявая Жанна Олеговна
RU2474947C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 391 762 C1

Реферат патента 2010 года ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах с прямолинейным или возвратно-поступательным движением рабочих органов для электрического транспорта. Технический результат состоит в обеспечении боковой стабилизации при боковом смещении вторичного элемента относительно индуктора при изменении направления движения. Линейный асинхронный двигатель содержит индуктор, состоящий из сердечника (2) с многофазной обмоткой (3), и вторичный элемент, содержащий сердечник (4), в пазах которого расположены один над другим изолированные электропроводящие стержни (5), замкнутые с одной стороны общей электропроводящей шиной (6), а с другой стороны - замыкающим цилиндром (7), состоящим из электропроводящей и изоляционной частей, с рукояткой (8). Пазы сердечника (4) вторичного элемента содержат центральную часть (9), перпендикулярную горизонтальной оси замыкающего цилиндра (7), и примыкающие к ней под одинаковыми углами с обеих сторон боковые части (10). Все электропроводящие стержни повторяют форму паза. Во вторичном элементе сделаны дополнительные боковые части (11), в которых лежат электропроводящие стержни. Замыкающий цилиндр (7) содержит электропроводящие части (12) и изоляционные части (13), чередующиеся как по его длине, так и по его окружности. 11 ил.

Формула изобретения RU 2 391 762 C1

Линейный асинхронный двигатель, содержащий индуктор, состоящий из сердечника и трехфазной обмотки, и вторичный элемент, состоящий из сердечника, в пазах которого расположены один над другим изолированные электропроводящие стержни, замкнутые с одной стороны общей электропроводящей шиной, а с другой - замыкающим цилиндром, состоящим из электропроводящей и изоляционной частей, установленным с возможностью поворота вокруг своей горизонтальной оси, причем пазы сердечника вторичного элемента содержат центральную часть, перпендикулярную горизонтальной оси замыкающего цилиндра, и примыкающие к ней под одинаковыми углами с обеих сторон боковые части, при этом все электропроводящие стержни повторяют форму паза, отличающийся тем, что пазы содержат еще дополнительные боковые части, расположенные зеркально по отношению к уже имеющимся боковым частям, при этом в дополнительных боковых частях размещены дополнительные электропроводящие стержни, электрически соединенные с электропроводящими стержнями в центральных частях пазов, причем дополнительные электропроводящие стержни замкнуты с одной стороны общей электропроводящей шиной, а с другой примыкают к замыкающему цилиндру, причем его электропроводящие и изоляционные части чередуются как по его длине, так и по его окружности, а все электропроводящие части объединяются внутренней электропроводящей частью замыкающего цилиндра, причем электропроводящие части, расположенные на первой половине цилиндра по окружности, размещены на расстояниях, равных зубцовому делению вторичного элемента, соответствующему первоначальным боковым частям, а на второй половине цилиндра по окружности - электропроводящие части, расположенные через промежутки, равные зубцовому делению вторичного элемента, соответствующему дополнительным боковым частям.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2391762C1

ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2008
  • Соломин Владимир Александрович
  • Соломин Андрей Владимирович
  • Трубицина Надежда Анатольевна
  • Трубицин Михаил Анатольевич
RU2349018C1
Асинхронный двигатель с разомкнутым магнитопроводом индуктора 1983
  • Соломин Владимир Александрович
SU1104619A1
ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Соломин А.В.
  • Соломин В.А.
  • Голубев Д.Ф.
RU2211524C2
Вторичный элемент линейного асинхронного двигателя 1981
  • Горелов Алексей Тихонович
  • Семкин Сергей Васильевич
SU1030930A1
ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2004
  • Соломин Андрей Владимирович
RU2268543C1
Асинхронный двигатель с разомкнутым магнитопроводом индуктора 1990
  • Соломин Владимир Александрович
  • Кононенко Виталий Витальевич
  • Мишкович Владимир Ильич
  • Соломин Андрей Владимирович
SU1823094A1
АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С РАЗОМКНУТЫМ МАГНИТОПРОВОДОМ 1993
  • Соломин В.А.
  • Кононенко В.В.
  • Соломин А.В.
  • Мишкович В.И.
RU2064728C1
АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С РАЗОМКНУТЫМ МАГНИТОПРОВОДОМ 1992
  • Соломин В.А.
  • Щурская Т.В.
  • Соломин А.В.
RU2035826C1
ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1991
  • Соломин В.А.
  • Макаров Л.Б.
  • Любицкий С.А.
RU2013848C1
GB 1371266 A, 23.10.1974
СПОСОБ КОНСЕРВИРОВАНИЯ КОМПОТА ИЗ ЧЕРЕШНИ 2017
  • Демирова Амият Фейзудиновна
RU2655780C1

RU 2 391 762 C1

Авторы

Соломин Владимир Александрович

Трубицина Надежда Анатольевна

Куценко Вячеслав Владиславович

Колесникова Анна Юрьевна

Даты

2010-06-10Публикация

2009-05-12Подача