Предлагаемое изобретение относится к области психотерапии, коррекционной психологии, а конкретнее к наркологии, и может быть использовано для коррекции общей парциальной самооценки (далее в ряде случаев - самооценка) больных алкоголизмом, в педагогике, в семейной психотерапии и с людьми, имеющими другие виды зависимости (игромания).
Актуальной потребностью современной медицины, в частности наркологии, является возможность объективного предвидения исхода проводимой психотерапии, которая увеличила бы продолжительность ремиссии, снизив вероятность развития рецидивов заболевания вследствие адекватной оценки ситуации и собственной личности самим больным. При алкоголизме (как представителе психических болезней) эта адекватность оценивания затруднена вследствие развития в ходе болезни как соматических симптомов болезни, так и изменений психики больного. То есть характеру алкогольного заболевания присущи следующие психологические особенности (основные их представители): разрушение здоровых мотивов поведения с конечным выделением основополагающего - пить алкогольные напитки; смена ценностных ориентаций с утратой стойких жизненных позиций и новой оценкой окружающих; разработка системы оправдания злоупотребления простительными причинами; преуменьшение объективного характера пьянства с неодолимостью влечения к алкоголю; неискренность с верой в собственные «искажения»; опустошенность; оскуднение языка; реакции протеста, гнева с утратой способности отслеживания опосредуюших сторон жизненных ситуаций; эгоцентризм.
Для медицинского психолога, работающего в области психотерапии с больными зависимостью, из-за выраженных реакций протеста, связанных с анозогнозией, стала очевидной необходимость выбора достаточно информативных, но щадящих методов диагностики, коррекции личностных особенностей и, в частности, самооценки как характеристики, испытывающей наибольшую деструкцию (в большей степени общая и часть парциальных) в связи с алкоголизмом.
В настоящее время основными представителями в ряду психодиагностических методик, используемых для определения характеристик самооценки (основные представители характеристик самооценки - уровень, реалистичность, пластичность), являются дополнительная шкала теста MMPI; методика самооценки и уровня притязаний младшего школьника; шкала самооценки Ч.Д.Спилбергера, Ю.А.Ханина.
Для определения выраженности, характера, особенностей развития, протекания алкогольной болезни используются любая из психодиагностических методик, прошедших статистическую проверку на соответствие результатов, полученных при ее применении симптоматике алкоголизма. Их основные представители: основные шкалы ММРI; пятна Роршаха; патохарактерологический опросник (Б.Г.Личко, Л.И.Вассерман), а также специально разработанные методики. Их основные представители: метод исследования установки на трезвость; Мичиганский скрининговый тест; дополнительная шкала MMPI.
Сохранение абсолютной трезвости после курса психотерапевтических мероприятий, позволивших больному прояснить ситуацию с болезнью, ее рецидивами, лечением, зависящим от него самого, является идеальным результатом работы, к которому стремится медицинский психолог.
Известен способ выявления личностных особенностей с помощью диагностической методики СМИЛ (Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. - СПб.: 2003). Метод является представителем адаптированного варианта методики MMPI (Минесотский, многофакторный, личностный опросник). Среди нескольких аналогичных вариантов методики MMPI основными представителями также являются Мини-Мульт, СМОЛ. СМИЛ как и MMPI, помимо трех оценочных и десяти шкал клинической направленности содержит дополнительные шкалы, фиксирующие широкий круг индивидуально-психологических свойств личности. Основные представители дополнительных шкал: шкала алкоголизма, шкала отношения к себе (самооценки), шкала отношения к окружающим. Таким образом, сочетание показателей основных и результаты по дополнительным шкалам методики СМИЛ позволяют выявлять ряд факторов, основными представителями которых являются индивидуально-личностные особенности, их выраженность в случае условной нормы и в случае патологии; акцентуации характера; особенности самооценки, алкогольной болезни; характер психологических проблем опрашиваемого (далее «проблема»). Их основные представители: конфликтность; снижение/повышение эмоциональной откликаемости; снижение/повышение общительности; повышенная психическая истощаемость; виды реакции на стрессовые раздражители; способы поведения в трудных жизненных ситуациях.
Методика используется в ходе клинических (в одном из своих значений близкий, но реже употребляемый термин «медицинских», чаще -«психодиагностических») обследований.
Данный метод предусматривает только диагностические измерения со словесной интерпретацией исследователем результатов исследуемому и с дальнейшим творческим, вариабельным подходом психолога к коррекционной работе с больным.
Известен способ диагностического исследования тестом Кэттелла (Многофакторный личностный опросник Р.Кеттелла. - СПб.: 2002.). Способ также предусматривает выявление личностных особенностей во время работы больного под руководством психолога с интерпретацией специалистом результатов исследования и также вариабельностью коррекционной работы.
Методики СМИЛ, Кэттелла являются основными представителями группы так называемых психодиагностических (реже встречаются термины «клинических», «медицинских») методик, так как они могут быть использованы в ходе обследования клиента, которое проводится с научно-практической целью.
Выделение группы психодиагностических методик связано с тем, что они, как правило, проходят процедуры проверки, подтверждения их валидности и надежности. Указанные тесты (СМИЛ, Кэттелла) прошли также процедуру стандартизации.
Среди огромного количества психологических методик психодиагностические методики выделяются еще и тем, что количественный и качественный анализ их результатов, а также интерпретация полученных данных требует соответствующей подготовки работающего с ними опрашивающего.
Наиболее близким по своей сущности и достигаемым результатам к предложенному изобретению является способ определения личностных особенностей, прогнозирования отношения к себе по шкалам теста Г. И С.Айзенка (вариант А) с последующей психологической коррекцией. Тест широко печатается в общедоступной литературе и интерпретация его результатов доступна людям без соответствующей подготовки. Тест включает в себя: вариант А - 26 вопросов, вариант Б - 28 вопросов. Вопросы варианта А направлены на определение уровня коммуникативности, стиля общения с окружающими, отношения к жизни и таким образом к себе. Вопросы варианта Б определяют устойчивость эмоций, таким образом информируя человека о его состоянии и давая направление самопомощи (Сборник психологических тестов / Сост. Е.Е.Каранешта. - К. «Хибатура», 1992, с.3, с.5). Недостатком известного способа является субъективность выбора методов психотерапевтического воздействия, используемых психологом в ходе коррекционной работы, которая проводится после интерпретации результатов тестирования.
Задачей, на которую направлено изобретение, является максимально щадящее самостоятельное определение уровня личностного дефекта самим больным для сглаживания реакций протеста, обусловленных алкогольной анозогнозией перед проведением психотерапевтических мероприятий, и организация коррекционной работы с минимальным включением субъективных оценок, суждений специалиста-психолога.
Поставленная задача решатся следующим образом. Диагностическая работа с больным выявляет личностные особенности, требующие коррекции. Для этой психотерапевтической работы используется следующий способ сглаживания личностных проявлений. Существуют тесты, которые печатаются в журналах, газетах, книгах. В них не используется психологическая, медицинская терминология и интерпретация результатов изложена в доступной для понимания неспециалистам форме. Для лучшего запоминания результатов и быстрого переформирования взглядов, оценочных реакций больного в ходе психотерапии к интерпретации результатов данных тестов специалист заранее подбирает подходящие по смыслу пословицы. Малые жанры народного творчества - пословицы, содержат оценочные реакции многих поколений людей на особенности характера, труда, семейной жизни и многих других аспектов человеческой деятельности. Оценки выражены в краткой, образной, понятной форме. В связи с этим результаты общедоступных тестов, изложенные в образной форме, легко понимаются, усваиваются, корректируя при интериоризации парциальную самооценку данной черты характера пациента и/или другой индивидуально-психологической особенности, а в дальнейшем и общую самооценку как базовую характеристику самосознания, не вызывая при этом реакции сопротивления, из-за авторитетности народного, прошедшего многовековой отбор опыта. При этом вариативность субъективных методов воздействия и оценок (произвольных/непроизвольных) со стороны психолога сводится до минимума.
Сущность предлагаемого метода заключается в следующем. Пришедший на занятия с медицинским психологом больной не всегда адекватно оценивает психологические проблемы, основными представителями которых могут быть и особенности характера и/или поступков и/или отношение к окружающим. Поэтому необходимо проведение диагностической работы. И, как правило, вначале психолог проводит расширенную диагностику взаимопроверяющими друг друга психодиагностическими методиками, т.е. методиками, используемыми с научно-практической целью. Их основные виды: объективные тесты с выбором ответа на вопрос; тест - опросники с дополнительными вариантами ответа на вопрос; методики субъективного шкалирования; проективные тесты.
Полученные данные психологической диагностики понятны специалисту-психологу, но их интерпретация не всегда нужна больному, а если и нужна, то непонятна из-за использования специальных терминов. Поэтому использование общедоступных, публикуемых в книгах, журналах тестов и их результатов помогает больному увидеть относительную степень выраженности личностных характеристик, понять эту информацию вследствие доступности изложения. Подобранные по смыслу к результатам общедоступных тестов пословицы позволяют усвоить эти данные в образной форме, способствуя лучшему запоминанию и бесконфликтной интериоризации в самооценку. При этом степень субъективности психокоррекционного воздействия на больного со стороны медицинского психолога минимальна.
Работа с использованием предлагаемого метода осуществляется следующим образом. Психолог знакомится с результатами психологического обследования больного (обследование проводится им до коррекционной работы или в диагностической лаборатории). В зависимости от выраженности личностных особенностей и при отсутствии патологии подбирает тесты из общедоступных источников, а затем пословицы, подходящие по смыслу к интерпретации результатов этих тестов. Пришедшему на психокоррекционную работу больному предлагается ответить на вопросы подобранных тестов. После обработки данных теста по приведенной инструкции больной читает свой результат. Сразу же после этого психолог зачитывает подходящие к результату по смыслу пословицы.
Эффективность работы с общедоступными тестами и с дальнейшей коррекцией пословицами проверялась методом анкетирования, включающим следующие вопросы.
1. Как Вы относитесь к использованию пословиц при работе с тестами? Возможные ответы: положительно; мне все равно; отрицательно (подчеркните).
2. Вам удалось запомнить тот результат, который Вы получили? Возможные ответы: да; трудно сказать; нет (подчеркните).
Результаты опроса показали следующее. Количество ответов «положительно» на первый вопрос анкеты составило 81%, «мне все равно» - 11%; «отрицательно» - 8% (из 150 человек, принявших участие в работе). Количество ответов «да» на второй вопрос анкеты - 83%, «трудно сказать» - 12%, «нет» - 15%.
Результаты использования предложенного и известного в соответствии с прототипом способа представлены в таблице 1. Они показывают реакцию больного на работу с диагностическими тестами без оформления их пословицами. Примером такой работы является тестирование тестом Айзенка. Методика из-за легкости обработки результатов и интерпретации часто используется в популярной общедоступной литературе. После опроса диагностическим тестом Айзенка (вариант А) больные (100 человек) отвечали на вопросы анкеты
1. Как Вы отнеслись к работе с тестом?
Возможные ответы: положительно; мне все равно; отрицательно (подчеркните).
2. Вам удалось запомнить результаты, которые вы получили?
Возможные ответы: да; трудно сказать; нет (подчеркните).
Из таблицы 1 следует, что применение предложенного способа обеспечивает повышение интереса (данное свойство относится к мотивационной сфере - индивидуально-психологической особенности, которая как и свойство активизируется, т.е. корректируется) к работе с психологом в случае использования тестов, публикуемых в печати в сочетании с малыми жанрами народного творчества - пословицами.
Пример используемого в предлагаемом способе общедоступного теста «Определение отношения к жизни по стилю отдыха».
Вопросы теста
1. Посвящаете ли Вы свое свободное время тому, чтобы укрепить отношения с людьми (знакомыми, друзьями, коллегами)?
2. Читаете ли Вы «легкую» литературу (фантастику, комиксы, приключения)?
3. Читаете ли серьезную литературу?
4. Занимаетесь ли дома работой, которая связана с Вашей профессией?
5. Занимаетесь ли домашними делами, повседневными бытовыми заботами?
6. Имеете ли хобби, которое поглощает Ваше свободное время?
7. Занимаетесь ли спортом ради собственного удовольствия (так сказать в индивидуальном порядке)?
8. Используете ли свое свободное время для работы, которая является для Вас источником дополнительной прибыли?
9. Бываете ли в кино, в театрах, на концертах, в музеях?
10. Бываете ли в ресторанах, кафе, на вечеринках или танцах?
11. Занимаетесь ли общественно работой?
12. Любите ли бить баклуши, посидеть у телевизора? Суммируете очки в ответах на шесть непарных вопросов.
- Всякая птица своим носом сыта.
- Ты от дела на шаг, а оно от тебя на десять.
- Привычка - вторая натура.
Подтверждение эффективности использования метода «Психокоррекция малыми жанрами фольклора в сочетании с «общедоступной диагностикой» проводилась и в ходе экспериментального исследования. Оно включало три стадии.
Стадия А. Подготовка к проверке эффективности использования метода «Психокоррекция малыми жанрами фольклора в сочетании с «общедоступной диагностикой» - пять этапов.
Стадия Б. Получение первичных и вторичных результатов - четыре этапа.
Стадия В. Анализ результатов, выводы - два этапа.
СТАДИЯ А. ЭТАП I. Работа с психодиагностическим тестом ИТО (индивидуальный типологический опросник).
ЭТАП II. Работа с тестом Мини-Мульт.
ЭТАП III. Выделение группы обследуемых с относительно аналогичными по данным тестов индивидуально-психологическими особенностями.
Описание ЭТАПОВ I, II, III.
30 человек (добровольно изъявивших желание принять участие в работе), больных алкогольной зависимостью, обследовали тестом ИТО, результаты которого сопоставлялись с данными, полученными в ходе исследования с помощью методики Мини-Мульт.
Из 30 тестируемых были выделены те, результаты диагностики которых отражали по тесту ИТО:
а) выраженную импульсивность. Это шесть человек с доминирующими показателями по шкале спонтанности (от 8 до 9 баллов);
б) выраженную мотивационную неустойчивость. Это 8 человек с доминирующими показателями по шкале лабильности (от 5 до 7 баллов);
в) три человека с признаками по данным теста инфантилизма. Это два человека с доминирующими показателями по шкале экстраверсии (7-8 баллов), которые сочетались с высокими показателями по шкале лабильности (6-7 баллов) и один человек с высокими показателями по шкале экстраверсии (7 баллов), которые сочетались с доминирующими показателями по шкале спонтанности (8 баллов).
У всех 17 обследуемых показатели теста Мини-Мульт по шкале психопатии были ведущими и колебались от 67 до 78 Т-баллов.
ЭТАП IV. Подбор общедоступного теста («Определение отношения к жизни по стилю отдыха») к результатам тестирования.
ЭТАП V. Подбор пословиц к интерпретации результатов общедоступного теста.
СТАДИЯ Б. ЭТАП VI. Получение первичных результатов с использованием шкалы субъективной самооценки Дембо-Рубенштейна для определения парциальной самооценки по свойству «целеустремленность».
Тестируемым предлагалось на горизонтальной линии с пометками: самые целеустремленные (С/Ц), очень целеустремленные (О/Ц), весьма целеустремленные (В/Ц), более-менее целеустремленные (Б/Ц), целеустремленные (Ц), граница (Г), нецелеустремленные (НЦ), более-менее нецелеустремленные (Б/НЦ), весьма нецелеустремленные (В/НЦ), очень нецелеустремленные (0/НЦ), самые нецелеустремленные (С/НЦ), которая начерчена на листе бумаги любым знаком отметить свое местонахождение.
Инструкция
Представьте себе, что на этой линии расположены все люди земного шара. Слева в самом конце - самые целеустремленные, а справа в самом конце - самые нецелеустремленные. Середина линии - это граница между ними. Поставьте карандашом отметку на этой линии, где, как вам думается, вы находитесь.
Около 70% (двенадцать человек) обследованных поставили знак между «самыми целеустремленными» и «очень целеустремленными».
Около 30% (5 человек) поставили знак между «очень целеустремленными» и «весьма целеустремленными».
ЭТАП VII. Выделение экспериментальной и контрольной групп.
В данной группе из 17 человек были условно выделены: экспериментальная группа. Это 6 человек с результатами между «самые целеустремленные» и «очень целеустремленные»; 3 человека с результатами между «очень целеустремленные» и весьма целеустремленные. Т.е. всего девять человек (далее обозначается э/г).
И выделена контрольная группа: 6 человек с результатами между «самые целеустремленные» и «очень целеустремленные»; 2 человека с результатами между «очень целеустремленные» и «весьма целеустремленные». Т.е. всего 8 человек (далее обозначается к/г).
ЭТАП VIII. Работа с «общедоступным» тестом «Определение отношения к жизни по стилю отдыха».
а) Из интерпретации результатов «общедоступного» теста до чтения его вопросов тестируемым было предложено выбрать соответствующие им по их мнению результат.
Были сделаны следующие выборы:
б) тестируемым было предложено ответить на вопросы «общедоступного» теста «Определение отношения к жизни по стилю отдыха»;
в) обработка полученных результатов «общедоступного» теста самими обследуемыми или тестирующим.
Были получены следующие результаты:
г) зачитывание интерпретации полученных результатов с подобранными пословицами обследуемым экспериментальной группы (самими обследуемыми или тестирующим);
д) зачитывание интерпретации полученных результатов обследуемым контрольной группы (самими обследуемыми или тестирующим).
ЭТАП IX. Работа с чистыми, соответствующими этапу VI, стадии Б бланками теста Дембо-Рубенштейна: а) обследуемых экспериментальной группы; б) обследуемых контрольной группы.
СТАДИЯ В. ЭТАП X. Сравнение полученных результатов.
Где интервал - промежуток между отметками на линии шкалы Дембо-Рубенштейна:
1. самые целеустремленные,
2. очень целеустремленные,
3. весьма целеустремленные,
4. более-менее целеустремленные,
5. целеустремленные,
6. граница
7. нецелеустремленные,
8. более-менее нецелеустремленные,
9. весьма нецелеустремленные,
10. очень нецелеустремленные,
11. самые нецелеустремленные.
ЭТАП XI. Анализ полученных данных. Вывод.
Сравнение первичных и вторичных данных свидетельствует о выраженной эффективности психотерапевтических результатов при использовании метода «Психокоррекция малыми жанрами фольклора в сочетании с «общедоступной диагностикой» в ходе психотерапевтической работы, в частности при коррекции парциальной самооценки «целенаправленности поведения» как составляющей общей самооценки, являющейся в свою очередь одной из базовых характеристик самосознания.
Пример работы по методу «Психокоррекция малыми жанрами фольклора, сочетающаяся с «общедоступной диагностикой».
Работа включала две стадии. А - 4 этапа, Б - 4 этапа.
СТАДИЯ А. ЭТАП I. Работа с психодиагностической методикой НТО: а) тестирование обследуемого; б) обработка и интерпретация полученных результатов тестирующим.
ЭТАП II. Работа с дублирующим тестом Мини-Мульт: а) тестирование обследуемого; б) обработка и интерпретация полученных результатов тестирующим.
По данным тестов доминируют показатели: по шкале лабильности - 7 баллов (ИТО) и по шкале психопатии - 74 Т-балла (Мини-Мульт).
ЭТАП III. Подбор тестирующим к полученным в ходе психодиагностики результатам адекватного по смыслу «общедоступного» теста («Определение отношения к жизни по стилю отдыха»).
ЭТАП IV. Подбор тестирующим к интерпретации результатов «общедоступного» теста адекватных по смыслу пословиц.
ЭТАП V. Работа тестируемого со шкалой Дембо-Рубинштейна. Результат - отметка в промежутке 2-3.
СТАДИЯ Б. ЭТАП VI. Работа тестируемого с «общедоступным» тестом: а) ответ на вопросы; б) обработка и интерпретация полученных результатов тестирующим.
Полученный результат №3: для Вас, к сожалению, характерно поверхностное отношение к жизни, возможности своего свободного времени Вы используете плохо, часто скучаете, советы других воспринимаете с раздражением. Следует подумать над тем, чтобы изменить привычки.
Соответствующие пословицы: «Маленькое дело лучше большого безделья», «Привычка - вторая натура».
ЭТАП VII. Зачитывание интерпретации теста и соответствующей пословицы, адекватной полученному результату тестирующим.
ЭТАП VIII. Работа тестируемого со шкалой Дембо-Рубинштейна. Результат - отметка в промежутке 8-9.
Ответы тестирующего на возникшие вопросы тестируемого в ходе работы.
Предложенный способ эффективен при выраженных реакциях протеста со стороны больных, особенно в случае алкогольной анозогнозии. Он может быть использован в семейной психотерапии, при работе с детьми и с людьми, имеющими другие виды зависимости (игромания, пищевая зависимость).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СТАТУСА СОТРУДНИКОВ ВОЕНИЗИРОВАННЫХ КОЛЛЕКТИВОВ | 2012 |
|
RU2501516C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ | 2009 |
|
RU2402268C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ РАССТРОЙСТВ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ | 2009 |
|
RU2405433C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ | 2003 |
|
RU2240038C1 |
СПОСОБ МНОГОМЕРНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ | 2004 |
|
RU2297180C2 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИЦ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТИВНОГО ТЕСТА | 2010 |
|
RU2468750C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК КОЛЛЕКТИВА | 2013 |
|
RU2567463C2 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РИСКА РАЗВИТИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ЛИЦ ЛЕТНОГО СОСТАВА И ОПАСНЫХ ПРОФЕССИЙ | 2001 |
|
RU2201712C1 |
МЕТОД КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ЛЕЧЕНИЯ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ "ИНТЕГРАЛЬНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ" | 2004 |
|
RU2276999C2 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СТАТУСОМ В ОТДАЛЕННОМ ПЕРИОДЕ ПОСЛЕ ХИРУРГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ВРОЖДЕННОГО ПОРОКА СЕРДЦА | 2018 |
|
RU2676656C1 |
Изобретение относится к психотерапии, а именно к наркологии, и может быть использовано для коррекции общей парциальной самооценки больных алкоголизмом, больных другими видами зависимостей. Осуществляют диагностику с помощью психодиагностических методик. Причем используют тесты, публикуемые в печати. Подбирают тесты, соответствующие проблемным особенностям опрашиваемого. К интерпретации результатов этих тестов подбирают подходящие по смыслу пословицы. С помощью подобранных тестов проводят тестирование, конечные результаты обрабатывают, их интерпретацию и соответствующие пословицы зачитывают. Способ позволяет определить уровень личностного дефекта самим больным перед проведением психотерапевтических мероприятий. 10 з.п. ф-лы, 5 табл.
1. Способ психологической коррекции малыми жанрами фольклора, сочетающийся с «общедоступной диагностикой», включающей ответы на вопросы тестов, публикуемых в печати, отличающийся тем, что подбирают тесты, соответствующие проблемным особенностям опрашиваемого, к интерпретации результатов этих тестов подбирают подходящие по смыслу пословицы, с помощью подобранных тестов проводят тестирование, конечные результаты обрабатывают, их интерпретацию и соответствующие пословицы зачитывают.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что предварительно психодиагностическими методиками диагностируют самооценку.
3. Способ по п.2, отличающийся тем, что предварительно психодиагностическими методиками диагностируют личностные особенности.
4. Способ по п.2, отличающийся тем, что в разных сферах использования предварительно с помощью психодиагностических методик диагностируют проблему.
5. Способ по п.1, отличающийся тем, что из источников печати подбирают тесты, соответствующие характеру болезни зависимости.
6. Способ по п.1, отличающийся тем, что из источников печати подбирают тесты, соответствующие самооценке.
7. Способ по п.1, отличающийся тем, что из источников печати подбирают тесты, соответствующие личностным особенностям.
8. Способ по п.1, отличающийся тем, что в разных сферах использования из источников печати подбирают тесты, соответствующие проблемной ситуации.
9. Способ по п.1, отличающийся тем, что опрашиваемый самостоятельно обрабатывает результаты подобранных тестов.
10. Способ по п.1, отличающийся тем, что опрашиваемый самостоятельно читает интерпретацию подобранных тестов.
11. Способ по п.1, отличающийся тем, что опрашиваемый самостоятельно читает подобранные пословицы.
КАРАНЕШТА Е.Е | |||
Сборник психологических тестов | |||
- К., 1992 | |||
RU 2001118074 А, 20.08.2003 | |||
СПОСОБ ТРЕНИНГА АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2308298C2 |
ДАНИЛЕНКО О.И | |||
Психопрофилактический потенциал пословиц | |||
Психологический потенциал фольклора в этнокультуре | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
- СПб., 2007, с.35-38. |
Авторы
Даты
2010-08-20—Публикация
2008-07-29—Подача