Изобретение относится к мобильным медицинским комплексам, предназначенным для оказания медицинской помощи в полевых условиях при ведении боевых действий и при ликвидации последствий стихийных бедствий и промышленных катастроф.
Известны различные типы мобильных медицинских комплексов. Типаж определяется как назначением и объемом комплекса, так и характером укрытости и оснащенности его подразделений. К наиболее совершенным мобильным медицинским комплексам относятся госпитали и иные подразделения на базе лечебно-диагностических модулей, оборудованных в специальных кузовах-контейнерах, приспособленных для переброски автомобильным и железнодорожным транспортом, авиацией и морскими судами и способных работать в любых климатических и в сложных химико-бактериологических условиях. Обязательным требованием к таким модулям является герметичность и оснащенность системой отопления, вентиляции, кондиционирования и очистки воздуха.
Современные лечебно-диагностические модули оснащаются кондиционерами, отопительно-вентиляционными и фильтровентиляционными установками, обладающими высокой производительностью. При собственных малых габаритах они создают скоростной воздушный поток внутри обитаемого отсека модуля, пространство которого довольно плотно заполнено медицинскими приборами, аппаратами, оборудованием. В результате образуются зоны турбулентности и застойных вихрей, в которых концентрируются болезнетворные агенты.
Для подачи воздуха в обитаемый отсек разрабатываются воздуховыпускные устройства специальной конструкции. Известно устройство в виде установленного под потолком кожуха с отверстиями в стенках (патент Российской Федерации N 2049875, МПК, кл. Е04В 1/74, 1/343, 1/344, 10.12.95. НПО "Проект-Техника". Модуль переменного объема).
Сходное техническое решение применено в лечебно-диагностическом модуле, входящем в состав мобильной госпитальной системы (заявка ЕР 0940292А2, МПК, кл. В60Р 3/14, В60Р 3/025; 08.09.99. HIRAYAMA SETSUBI KABUSHIKI KAISHA. Mobile hospital system). Этот известный лечебно-диагностический модуль включает кузов-контейнер (или полуприцепной кузов-фургон) с обитаемым отсеком, в котором установлено медицинское оборудование, агрегатным отсеком, в котором размещены устройства кондиционирования и очистки подаваемого в обитаемый отсек воздуха, и разделяющую отсеки стенку. Очищенный воздух из агрегатного отсека подается в продольный потолочный канал большого сечения, а из канала через вертикальные отверстия - в обитаемый отсек.
В обоих приведенных аналогах падающий поток очищенного воздуха встречает на своем пути препятствия большой площади (полки, стеллажи), вследствие чего даже при небольшой скорости потока неизбежно возникновение застойных зон, зон турбулентности, а также значительных перепадов температур воздуха по вертикали в обитаемом отсеке. Все это не только снижает уровень комфортности работы медицинского персонала, но и способствует местной концентрации вредной микрофлоры и сопровождается повышенным риском микробного загрязнения воздушной среды в модуле. Кроме того, потолочный короб существенно уменьшает рабочую высоту обитаемого отсека, и без того по необходимости ограниченную предельными внутренними высотами кузова-контейнера (2000-2200 мм) или кузова-фургона (1700-1800 мм).
Приведенные недостатки в значительной мере могут быть устранены применением схемы циркуляции обработанного воздуха в камере (заявка Франции №2608260, МПК F24F 13/068 // A23B 4/04, С12М 1/04, A01J 25/16. 17.06.88. SERIACO S.A.). По этой схеме воздух нагнетается в пространство между вертикальной стенкой камеры и установленной в камере на небольшом расстоянии от стенки перегородкой. В перегородке выполнены отверстия надлежащей формы и размера, из которых воздух ламинарным потоком направляется к противоположной стенке, перед которой установлена аналогичная перегородка. В случаях, когда предусмотрено реверсирование потока, перегородки выполняются зеркально одинаковыми. Отверстия могут снабжаться устройствами, усиливающими гомогенизацию воздушного потока. В целом это известное устройство по совокупности существенных признаков наиболее близко к предлагаемому изобретению, хотя в неизменном виде не может быть применено в мобильном лечебно-диагностическом модуле. Так, при отсутствии подогрева пола модуля в холодное время года перепады температуры воздуха по вертикали останутся недопустимо большими (до 6-10°С).
Задачей предлагаемого изобретения является устранение застойных зон, зон турбулентности и перепада температур по вертикали в воздушном потоке обитаемого отсека мобильного лечебно-диагностического модуля, а также увеличение высоты рабочего пространства этого отсека.
Указанная задача решается тем, что в лечебно-диагностическом модуле, содержащем кузов-контейнер или кузов-фургон с обитаемым отсеком, в котором установлено медицинское оборудование, агрегатным отсеком, в котором размещены устройства обогрева, вентиляции, кондиционирования и очистки подаваемого в обитаемый отсек воздуха, разделяющей отсеки стенкой и двумя перегородками с регулируемыми отверстиями для гомогенизации и ламиниризации потока воздуха в обитаемом отсеке, причем перегородки установлены у разделяющей стенки и противоположной внешней стенки отсека с образованием входной и выходной камер для воздуха, пол обитаемого отсека снабжен электрическими или жидкостными нагревательными элементами, под полом выполнены каналы для прохода воздуха так, что обеспечен его контакт с нагревательными элементами, в верхней части внешней стенки обитаемого отсека, в полу выходной камеры и в полу агрегатного отсека выполнены отверстия с регулируемыми заслонками, при этом отверстия сообщают выходную камеру с внешней средой и с воздушными каналами под полом, а воздушные каналы - с агрегатным отсеком.
При необходимости обитаемый отсек модуля может быть снабжен оборудованием для создания стерильной зоны, причем в состав оборудования входят стерилизатор воздуха с устройством образования асептического душа и убирающиеся шторы, при этом элементы оборудования установлены под потолком отсека.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором схематически изображен продольный разрез мобильного лечебно-диагностического модуля на базе кузова-контейнера, соответствующего международному стандарту ISO. Корпус 1 кузова-контейнера внутренней стенкой 3 разделен на агрегатный отсек 2 с фильтровентиляционным, отопительно-вентиляционным, кондиционирующим и энергетическим оборудованием и обитаемый отсек 6 с медицинским оборудованием. В обитаемом отсеке 6 перед разделительной стенкой 3 установлена вертикальная перегородка 5 с регулируемыми отверстиями, а перед задней стенкой контейнера - аналогичная перегородка 10. Разделительная стенка 3 и перегородка 5 образуют входную камеру 4 воздушного потока в обитаемом отсеке 6, а задняя стенка контейнера и перегородка 10 - выходную камеру 11. Для выхода воздуха из выходной камеры 11 служат отверстие с управляемыми заслонками 12 в верхней части задней стенки контейнера 1 и такое же отверстие 13 в полу выходной камеры 11. Под покрытием пола расположены нагревательные элементы 14 и каналы 15 для прохода воздуха из выходной камеры 11 к агрегатному отсеку 2 через отверстие 16 с заслонкой. При необходимости в обитаемом отсеке 6 создается стерильная зона, для чего на потолке устанавливают стерилизатор воздуха 8 и убираемые шторы 7 и 9.
Работа устройства заключается в следующем. Фильтровентиляционная, отопительно-вентиляционная и кондиционирующая установки одновременно или порознь подают очищенный воздух через свои каналы в стенке 3 во входную камеру 4, где воздух теряет скорость и через отверстия в перегородке 5 вытекает в обитаемый отсек. При выходе из перегородки 5 формируется горизонтальный ламинарный воздушный поток без завихрений и застойных зон и при положительной наружной температуре равным распределением температуры по всему объему отсека 6. Пройдя отсек 6, воздух собирается в камере 11 и через открытое отверстие 12 выходит наружу. Так реализуется обычный, вентиляционный, режим работы.
При низких температурах включают нагревательные элементы 14 пола, а для ускорения прогрева обитаемого отсека 6 переводят систему в циркуляционный режим, для чего закрывают отверстие 12 и открывают отверстия 13 и 16. В этом случае, воздух из выходной камеры 11 поступает в каналы 15, подогревается элементами 14 и через отверстие 16 поступает в агрегатный отсек 2, где, по потребности, подогревается или не подогревается отопительно-вентиляционной установкой.
Стерилизатор 8 воздуха работает автономно и совместно с направляющим устройством и шторами 7 и 9, создает вертикальный поток в стерильной (обычно это операционной) зоне модуля. Этот поток принято называть асептическим душем. При этом происходит фильтрация воздуха с эффективностью обеззараживания 99,9% и фильтрацией твердых частиц до 0,01-10 мкм 98%.
Изобретение может быть осуществлено с использованием существующих агрегатов и оборудования.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МЕДИЦИНСКОЕ УСТРОЙСТВО ЛАБОРАТОРИИ | 2004 |
|
RU2286892C2 |
МОБИЛЬНЫЙ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ | 2008 |
|
RU2365515C1 |
МОБИЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНЫЙ КОМПЛЕКС | 2011 |
|
RU2481205C1 |
АЭРОМОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ОТДЕЛЕНИЯ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ | 2005 |
|
RU2304924C2 |
МОБИЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1996 |
|
RU2135142C1 |
МОБИЛЬНЫЙ ОБИТАЕМЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ГЕМОТРАНСФУЗИОННЫЙ КОМПЛЕКС | 2007 |
|
RU2349293C2 |
Мобильный многофункциональный медицинский центр-операционная на теплоходе | 2018 |
|
RU2698277C1 |
Мобильный наземный пункт управления, сбора, обработки и передачи информации | 2020 |
|
RU2768941C1 |
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДВИЖНОГО ОПЕРАЦИОННО-РЕАНИМАЦИОННОГО ОТДЕЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2348547C1 |
МОБИЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОМПЛЕКС | 2002 |
|
RU2220059C1 |
Изобретение относится к мобильным медицинским комплексам. Мобильный лечебно-диагностический модуль образован кузовом-контейнером или кузовом-фургоном, который стенкой (3) разделен на агрегатный и обитаемый отсеки. В агрегатном отсеке размещены устройства кондиционирования и очистки подаваемого в обитаемый отсек воздуха. В обитаемом отсеке перед разделительной стенкой и противоположной стенкой кузова установлены перегородки (5 и 10) с регулируемыми отверстиями для образования в рабочей зоне малоскоростного равномерного горизонтального потока очищенного воздуха из агрегатного отсека наружу. Выходящий поток воздуха подается под обогреваемый пол для дополнительного нагрева и возвращения в агрегатный отсек. Устройство предотвращает возникновение в обитаемом отсеке застойных зон с вредной микрофлорой и повышает комфортность работы персонала. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Мобильный лечебно-диагностический модуль, содержащий кузов-контейнер или кузов-фургон с обитаемым отсеком, в котором установлено медицинское оборудование, агрегатным отсеком, в котором размещены устройства кондиционирования и очистки подаваемого в обитаемый отсек воздуха, разделяющей отсеки стенкой и двумя перегородками с регулируемыми отверстиями для гомогенизации и ламиниризации потока воздуха в обитаемом отсеке, причем перегородки установлены у разделяющей стенки и противоположной внешней стенки отсека с образованием входной и выходной камер для воздуха, отличающийся тем, что пол обитаемого отсека снабжен электрическими или жидкостными нагревательными элементами, под полом выполнены каналы для прохода воздуха так, что обеспечен его контакт с нагревательными элементами, в верхней части внешней стенки обитаемого отсека, в полу выходной камеры и в полу агрегатного отсека выполнены отверстия с регулируемыми заслонками, при этом отверстия сообщают выходную камеру с внешней средой и с воздушными каналами под полом, а воздушные каналы - с агрегатным отсеком.
2. Мобильный лечебно-диагностический модуль по п.1, отличающийся тем, что обитаемый отсек снабжен оборудованием для создания стерильной зоны, причем в состав оборудования входят стерилизатор воздуха с устройством образования асептического душа и убирающиеся шторы, при этом элементы оборудования установлены под потолком отсека.
RU 2002102299 А, 27.09.2003 | |||
Устройство для автоматического определения динамических характеристик аналого-цифровых преобразователей | 1980 |
|
SU940292A1 |
ФОРСУНКА С ФОРСУНОЧНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ, РАСПОЛОЖЕННЫМИ В ОКРУЖНЫХ РЯДАХ, КОТОРЫЕ ЧЕРЕДУЮТСЯ МЕЖДУ ЗАКРУЧИВАНИЕМ ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ И ЗАКРУЧИВАНИЕМ ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ | 2018 |
|
RU2765592C1 |
Импульсный ключ с запоминанием сигнала управления | 1984 |
|
SU1182660A1 |
JP 2007055524 A, 08.03.2007. |
Авторы
Даты
2010-10-27—Публикация
2009-12-08—Подача