СПОСОБ НАЗЕМНЫХ ИСПЫТАНИЙ НЕСУЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ УПРАВЛЯЕМОГО СНАРЯДА Российский патент 2010 года по МПК F42B15/00 

Описание патента на изобретение RU2404406C1

Изобретение относится к области ракетостроения и может быть использовано в качестве способа наземных испытаний несущих поверхностей управляемого снаряда (УС).

Раскрытие складывающихся в корпус УС аэродинамических несущих поверхностей (рули, стабилизаторы и т. п.) после выстрела происходит в обтекающем воздушном потоке, действие которого либо препятствует (направление складывания - к хвосту УС), либо «помогает» (направление складывания - к носу УС) их приведению в рабочее положение. При этом в обоих случаях действие аэродинамической нагрузки существенно влияет на быстродействие, прочность и надежность функционирования механизма раскрытия несущих поверхностей (особенно на процесс их фиксации в рабочем положении), что в процессе разработки УС обуславливает необходимость специальных испытаний.

Известен способ летных испытаний УС, благодаря которому можно получить информацию о функционировании механизма раскрытия несущих поверхностей (Летные испытания ракет и космических аппаратов. Под общей редакцией д-ра техн.наук проф. Е.И.Кринецкого. М.: Машиностроение, 1979). Однако комплексные летные испытания УС проводятся, как правило, на заключительном этапе разработки изделия, а проведение их на промежуточных этапах разработки отдельных функциональных узлов нецелесообразно с точки зрения значительных затрат материально-временных ресурсов.

Основным наземным способом исследования воздействия воздушного потока на элементы аэродинамического планера служат испытания летательных аппаратов (или их моделей) в аэродинамической трубе, но их подготовка и проведение также требуют существенных затрат материально-временных ресурсов. Кроме того, раскрытие несущих поверхностей УС обычно сопровождается отделением конструктивных элементов разового действия (герметизирующие щитки, фиксаторы, срезные штифты и т.п.), что может привести к нарушению целостности поверхностей и функциональных элементов аэродинамической трубы в ее проточных каналах.

Наиболее близким к заявляемому способу по совокупности существенных признаков и достигаемому эффекту является способ определения шарнирного момента рулевых органов модели летательного аппарата при испытании в аэродинамической трубе, в котором аэродинамический момент, обусловленный действием распределенного по поверхностям рулевого органа поля аэродинамических сил относительно его оси вращения, преобразуют в механический момент, скручивающий торсион известной жесткости, и измеряют угол скручивания торсиона (патент РФ №2243526, МПК7 G01M 9/00). Как отмечалось ранее, такие испытания требуют существенных затрат материально-временных ресурсов.

Задача заявляемого способа - снижение материальных затрат и сокращение времени проведения испытаний.

Для решения этой задачи в заявляемом способе наземных испытаний несущих поверхностей УС, включающем создание аэродинамической нагрузки на раскрывающиеся несущие поверхности УС, новым является то, что испытуемый УС вращают относительно внешней оси, а в качестве аэродинамической нагрузки на раскрывающиеся несущие поверхности управляемого снаряда используют момент центробежной силы относительно оси складывания несущей поверхности. При этом вращение УС осуществляют до скорости, при которой величина упомянутого момента центробежной силы совпадает с величиной момента аэродинамической нагрузки:

,

где ω - угловая скорость вращения снаряда, рад/с;

сx - коэффициент лобового сопротивления несущей поверхности в раскрытом положении;

Sp - площадь несущей поверхности, м2;

q - скоростной напор обтекающего воздушного потока, кг/(м·с2);

Lцд - расстояние от центра давления (цд) равнодействующей аэродинамических сил на раскрытую несущую поверхность до оси ее складывания, м;

m - масса несущей поверхности, кг;

R - расстояние от центра масс (цм) раскрытой несущей поверхности до внешней оси вращения, м;

Lцм - расстояние от центра масс несущей поверхности до оси ее складывания, м, после чего производят срабатывание механизма раскрытия несущих поверхностей.

Схема расположения испытуемого УС представлена на чертеже.

В раскрытом положении, а значит и в момент фиксации в этом положении, на несущую поверхность 1 управляемого снаряда 2 действует аэродинамическая сила Fa, величину которой определяет зависимость

Fa=cx·Sp·q.

В зависимости от направления складывания несущей поверхности 1 (к носу или к хвосту УС) действие этой силы обусловливает аэродинамический момент относительно оси складывания 3:

который либо «помогает», либо препятствует процессу раскрытия несущей поверхности 1.

При вращении УС 2 вокруг внешней оси 4 на раскрытую несущую поверхность 1 действует центробежная сила:

,

где V - линейная скорость, м/с,

или с учетом формулы Эйлера V=ω·R,

Fц=m·ω2·R.

Центробежная сила создает центробежный момент относительно оси складывания 3:

Заменяя аэродинамический момент центробежным, из условия равенства моментов (1) и (2) определим потребную величину скорости вращения УС 2 относительно внешней оси 4:

Входящие в зависимость (3) величины сx и Lцд определяются расчетным путем для несущей поверхности в раскрытом положении, так как в этом положении происходит фиксация несущей поверхности при максимальном значении аэродинамической нагрузки.

Величина скоростного напора

,

где ρ - плотность воздуха, кг/м3;

Vсн - скорость движения управляемого снаряда, м/с,

рассчитывается для точки траектории движения УС, в которой осуществляется раскрытие несущих поверхностей.

Величина R определяет координату положения испытуемого УС относительно внешней оси вращения.

В результате способ наземных испытаний несущих поверхностей УС сводится к закреплению испытуемого УС на подвижном столе центрифуги на расстоянии R от ее оси вращения (с учетом ориентации УС в зависимости от направления складывания несущих поверхностей - к носу или к хвосту УС); достижению расчетной скорости вращения центрифуги ω; срабатыванию механизма раскрытия несущих поверхностей, т.е. подаче электрического сигнала на привод (обычно, газовый привод импульсного действия или электропривод), приведению несущих поверхностей УС в рабочее положение.

Очевидная низкая трудоемкость реализации заявляемого способа обеспечивает снижение материальных затрат и сокращение времени проведения испытаний по сравнению с известным способом летных испытаний и способом испытаний УС в аэродинамической трубе.

Похожие патенты RU2404406C1

название год авторы номер документа
СТЕНД ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА РАСКРЫВАЮЩИЕСЯ ЭЛЕМЕНТЫ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2016
  • Шахов Александр Александрович
  • Саюн Сергей Петрович
  • Леонов Вадим Николаевич
RU2633089C1
СТЕНД ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА РАСКРЫВАЮЩИЕСЯ ЭЛЕМЕНТЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2014
  • Васильев Михаил Александрович
  • Исаев Андрей Юрьевич
  • Комаров Валерий Иванович
  • Сафронов Игорь Николаевич
  • Шахов Александр Александрович
RU2559396C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВРАЩАЮЩИМСЯ СНАРЯДОМ И УПРАВЛЯЕМЫЙ СНАРЯД 2000
  • Шипунов А.Г.
  • Бабичев В.И.
  • Морозов В.И.
  • Фимушкин В.С.
  • Евтеев К.П.
RU2166727C1
УПРАВЛЯЕМЫЙ СНАРЯД 2003
  • Евтеев К.П.
  • Колоницкий Е.К.
  • Фимушкин В.С.
  • Шматович С.С.
RU2244897C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВРАЩАЮЩИМСЯ СНАРЯДОМ И УПРАВЛЯЕМЫЙ СНАРЯД 2004
  • Бабичев Виктор Ильич
  • Гусев Евгений Александрович
  • Евтеев Константин Петрович
  • Елесин Владимир Павлович
  • Сотников Валерий Александрович
  • Фимушкин Валерий Сергеевич
RU2275584C2
УПРАВЛЯЕМЫЙ СНАРЯД 2001
  • Евтеев К.П.
  • Зорькин А.Н.
  • Фимушкин В.С.
  • Шматович С.С.
RU2196295C1
УПРАВЛЯЕМЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ СНАРЯД 2000
  • Бутенко А.И.
  • Евтеев К.П.
  • Морозов В.И.
  • Фимушкин В.С.
RU2177601C1
УПРАВЛЯЕМЫЙ СНАРЯД И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ 2007
  • Бабичев Виктор Ильич
  • Гусев Евгений Александрович
  • Евтеев Константин Петрович
  • Елесин Владимир Павлович
  • Олейников Юрий Халитович
  • Родионов Евгений Владимирович
  • Степаничев Игорь Вениаминович
  • Фимушкин Валерий Сергеевич
  • Шматович Сергей Сергеевич
RU2336490C1
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ РУЛЬ (ВАРИАНТЫ) 2000
  • Шипунов А.Г.
  • Фимушкин В.С.
  • Сотников В.А.
  • Евтеев К.П.
RU2184342C2
СКЛАДНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ОРГАН 2005
  • Дудка Вячеслав Дмитриевич
  • Фимушкин Валерий Сергеевич
  • Гусев Андрей Викторович
  • Гриценко Валентин Алексеевич
  • Шевцов Игорь Юрьевич
  • Тошнов Федор Федорович
RU2284450C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 404 406 C1

Реферат патента 2010 года СПОСОБ НАЗЕМНЫХ ИСПЫТАНИЙ НЕСУЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ УПРАВЛЯЕМОГО СНАРЯДА

Изобретение относится к области ракетостроения и может быть использовано для имитации аэродинамической нагрузки на раскрывающиеся несущие поверхности управляемого снаряда (УС) при наземных испытаниях. Способ наземных испытаний заключается в том, что испытуемый УС вращают относительно внешней оси, а в качестве аэродинамической нагрузки на раскрывающиеся несущие поверхности УС используют момент центробежной силы относительно оси складывания несущей поверхности. Вращение УС осуществляют до скорости, при которой величина упомянутого момента центробежной силы совпадет с величиной момента аэродинамической нагрузки. После этого производят срабатывание механизма раскрытия несущих поверхностей. Величина упомянутой скорости вращения УС относительно внешней оси может быть вычислена по определенной зависимости. Обеспечивается снижение материально-временных затрат при проведении испытаний. 1 з.п. ф-лы. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 404 406 C1

1. Способ наземных испытаний несущих поверхностей управляемого снаряда, включающий создание аэродинамической нагрузки на раскрывающиеся несущие поверхности управляемого снаряда, отличающийся тем, что испытуемый управляемый снаряд вращают относительно внешней оси, а в качестве аэродинамической нагрузки на раскрывающиеся несущие поверхности управляемого снаряда используют момент центробежной силы относительно оси складывания несущей поверхности, при этом вращение управляемого снаряда осуществляют до скорости, при которой величина упомянутого момента центробежной силы совпадет с величиной момента аэродинамической нагрузки, после чего производят срабатывание механизма раскрытия несущих поверхностей.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что управляемый снаряд вращают относительно внешней оси со скоростью

где ω - угловая скорость вращения снаряда, рад/с;
сx - коэффициент лобового сопротивления несущей поверхности в раскрытом положении;
Sp - площадь несущей поверхности, м2;
q - скоростной напор обтекающего воздушного потока, кг/(м·с2);
Lцд - расстояние от центра давления равнодействующей аэродинамических сил на раскрытую несущую поверхность до оси ее складывания, м;
m - масса несущей поверхности, кг;
R - расстояние от центра масс раскрытой несущей поверхности до внешней оси вращения, м;
Lцм - расстояние от центра масс несущей поверхности до оси ее складывания, м.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2404406C1

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ШАРНИРНОГО МОМЕНТА РУЛЕВЫХ ОРГАНОВ МОДЕЛИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ ИСПЫТАНИИ В АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТРУБЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2003
  • Артющев В.В.
  • Голованов Н.С.
  • Горячев О.В.
  • Гусев А.В.
  • Евтеев В.К.
  • Евтеев К.П.
  • Лашнев А.Т.
  • Никаноров Б.А.
  • Степаничев И.В.
  • Фимушкин В.С.
RU2243526C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК УПРАВЛЯЕМОГО СНАРЯДА В ПОЛЕТЕ, СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛА АТАКИ УПРАВЛЯЕМОГО СНАРЯДА В ПОЛЕТЕ, СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ УГЛОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ УПРАВЛЯЕМОГО СНАРЯДА И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2002
  • Шипунов А.Г.
  • Морозов В.И.
  • Фимушкин В.С.
  • Евтеев К.П.
  • Петрушин В.В.
RU2218550C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДАЛЬНОСТИ СРАБАТЫВАНИЯ НЕКОНТАКТНОГО ВЗРЫВАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ УПРАВЛЯЕМОГО СНАРЯДА 2003
  • Алексеев В.В.
  • Курепин А.Е.
  • Малинин А.М.
  • Питиков С.В.
  • Лыхвар В.В.
RU2231017C1
УПРАВЛЯЕМЫЙ СНАРЯД (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Шипунов Аркадий Георгиевич
  • Степаничев Игорь Вениаминович
  • Морозов Владимир Иванович
  • Голомидов Борис Александрович
  • Гусаров Николай Иванович
RU2291381C1

RU 2 404 406 C1

Авторы

Гавенко Виктор Михайлович

Евтеев Константин Петрович

Елесин Владимир Павлович

Никаноров Борис Александрович

Фимушкин Валерий Сергеевич

Шумилин Алексей Юрьевич

Даты

2010-11-20Публикация

2009-04-13Подача