Изобретение относится к медицине, в частности к функциональной диагностике, и может быть использовано в педиатрии, спортивной медицине и врачебном контроле для оценки уровня функциональных резервов организма детей и подростков и для оценки эффективности профилактических, коррекционно-реабилитационных мероприятий.
Разработка новых способов оценки уровня функциональных резервов, диагностики вегетативных дисфункций является актуальной задачей современной медицины. Определены важные направления в исследованиях диагностических и оздоровительных технологий в области создания индивидуального паспорта резервов здоровья человека: организация мониторинга за состоянием резервов здоровья населения, особенно детского; оценка функциональных резервов рекомендована к включению в систему социально-гигиенического мониторинга с созданием необходимых методик, программных модулей и баз данных (Решение Президиума РАМН от 22 октября 2003 г.). Согласно теории функциональных систем организма П.К.Анохина мишенью поиска является степень нарушений системной организации важнейших физиологических функций детского организма, а не только проявления и признаки болезней в привычной их классификации. Соответственно, резервометрия представляет собой количественную и качественную оценку функциональных резервов в целом и адаптивных свойств функциональных систем организма, обусловливающих адекватный рост и развитие, восстановление или компенсацию функций, нарушенных в результате воздействия неблагоприятных факторов среды, деятельности или болезни. (В.Р.Кучма, Л.М.Сухарева, М.И.Степанова. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М, 2009, с.23).
Характеристика функциональных резервов растущего организма является обязательным критерием при комплексной оценке здоровья детей и подростков (Приказы №621 от 30.12.3003, №487 от 29.07.2005). Исследования по изучению функциональных резервов у школьников проведены в 80-е гг. на контингенте учащихся 8-14 лет. За это время изменились условия социума, здоровье детей, содержание и типы школьного обучения, произошла реформа организации медицинской помощи подросткам, определившая перевод к 2002 г. учащихся 10-11 классов для диспансерного наблюдения в детскую поликлинику (Приказ МЗ РФ №154 от 05.05.1999 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста»).
Разработаны и систематически обновляются стандарты морфофункциональных показателей физического развития детей (Е.С.Богомолова и др. Оценка физического развития детей и подростков. Н.Новгород, 2006, с.11). Традиционные функциональные показатели - частота сердечных сокращений, артериальное давление, включены в унифицированную методику оценки физического развития. Существующие нормативы характеризуют функциональный статус организма лишь в условиях покоя. В литературе опубликовано достаточное количество различных методик проведения одних и тех же проб с разной интерпретацией результатов, большинство проб имеют вневозрастные оценки, часто анализ полученных результатов детей разного возраста и пола специалисты осуществляют по субъективным оценкам, поскольку отсутствуют нормативы.
Предлагаемые методы оценки и диагностики чрезвычайно трудоемки, трудно воспроизводимы для практического врача и не дают возможностей для индивидуального мониторирования и оценки эффективности профилактических, оздоровительных и лечебных воздействий.
Одним из известных способов оценки и диагностики функциональных резервов, вегетативных дисфункций считается выявление вегетативных симптомов по специальным опросникам. Существуют отдельные опросники для пациента и для врача; как правило, они содержат по 10-15 вопросов. Каждый вопрос опросника оценивается определенным количеством баллов, в дальнейшем по сумме баллов делается вывод о наличии или отсутствии вегетативных дисфункций, степень объективизации может быть проверена сравнением данных пациента и врача (Вегетативные расстройства. Клиника. Диагностика. Лечение. Под ред. А.М.Вейна, М, 1998, с.44).
Диагностика и оценка функциональных резервов организма детей и подростков с помощью опросников и таблиц-опросников является длительной, трудоемкой и достаточно субъективной.
Для оценки и диагностики функциональных резервов организма широко используется оценка вегетативных показателей, включающих частоту сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД), например вегетативный индекс (ВИ) Кердо, который рассчитывают по формуле: ВИ=(1-АД/ЧСС)×100, при эйтонии значение ВИ=0, при преобладании симпатических влияний значение ВИ>0, а при преобладании парасимпатических влияний значение ВИ<0 (Вегетативные расстройства. Клиника. Диагностика. Лечение. Под ред. A.M.Вейна. М., 1998, с.57).
По показателям однократно измеренных ЧСС и АД в состоянии покоя судят об исходном вегетативном тонусе (ИВТ); последний оценивается также в зависимости от возраста пациента (Н.А.Белоконь, М.Б.Кубергер. Болезни сердца и сосудов у детей. М., 1987, с.96).
Состояние адаптационно-приспособительных механизмов ВНС оценивают обычно при проведении различных проб, нагрузок, изменении состояния организма, а также по динамике показателей в течение заданного времени. В этой связи часто применяются такие понятия, как вегетативная реактивность (BP) и вегетативное обеспечение (ВО).
Традиционно вегетативную реактивность оценивают по степени изменения показателей (чаще всего ЧСС и АД) в ответ на действие дозированного раздражителя (фармакологическое вещество, холод и т.п.), а вегетативное обеспечение - по степени изменения показателей (чаще всего также ЧСС и АД) после выполнения какой-либо деятельности (нагрузки, моделирующие физическую или умственную работу) или нахождения в каком-либо состоянии (например, эмоциональном воспроизведении стресса, страха, радости, а также при разговоре, воспоминании, ожидании и т.п.).
При исследовании вегетативной реактивности и вегетативного обеспечения изменения показателей под влиянием различных нагрузок обычно сравниваются с таковыми в контрольной группе и интерпретируются как нормальные (изменения такие же, как в контрольной группе), избыточные (изменения выше, чем в контрольной группе) и недостаточные (изменения ниже, чем в контрольной группе). Соответственно судят о нормальной, недостаточной или избыточной вегетативной реактивности или вегетативном обеспечении (Вегетативные расстройства. Клиника. Диагностика. Лечение. Под ред. A.M.Вейна. М., 1998, с.75).
Следует отметить, что четкую границу между понятиями о вегетативной реактивности и вегетативном обеспечении провести трудно, т.к. многими авторами эти понятия смешиваются.
Известные способы оценки и диагностики функциональных резервов, включающие проведение различных проб, относятся к группе, преимущественно,
качественных исследований, которые трудно воспроизвести у определенной категории пациентов. Они требуют больших временных и материальных затрат для адекватного анализа и интерпретации, особенно в случае использования фармакологических проб (введение раствора адреналина, инсулина, мезатона, пилокарпина, атропина, гистамина и т.п.), и содержат в себе основу для разночтения в оценках вегетативной реактивности и вегетативного обеспечения.
Известен способ, характеризующий степень толерантности организма к гипоксии (функциональная проба Генчи (Г), который косвенно позволяет оценить функциональные резервы организма. Способ осуществляют путем определения времени задержки дыхания после обычного выдоха. (Г.М.Кукалевский, Н.Д.Граевская. Основы спортивной медицины, М., Медицина, 1971, с.201).
Однако данный способ не позволяет с высокой точностью и информативностью оценить уровень функциональных резервов организма, в частности детей и подростков, при этом оценка уровня осуществляется без учета возрастных и половых особенностей исследуемого.
Известен также способ оценки уровня функциональных резервов организма, который используют для оценки, в частности детей и подростков. Данный способ осуществляют путем определения устойчивости стояния исследуемого в позе Ромберга (функциональная координаторная проба (К). Для этого регистрируют время пребывания в положении, когда исследуемый стоит прямо, носки и пятки вместе, руки вытянуты вперед, пальцы рук разведены, глаза закрыты (I степень сложности). Время пребывания исследуемого в устойчивом положении характеризует согласованность работы мышц организма и на основании полученных показателей оценивают уровень функциональных резервов организма, в частности детей и подростков (Г.М.Кукалевский, Н.Д.Граевская. Основы спортивной медицины. М., Медицина, 1971, с.201). Однако данный способ не позволяет с высокой точностью и информативностью оценить уровень функциональных резервов организма, в частности детей и подростков, при этом оценка уровня функциональных резервов организма осуществляется без учета возрастных и половых особенностей исследуемого.
Наиболее близким по существенным признакам и достигаемому техническому результату является известный способ оценки уровня функциональных резервов организма, в частности резервов детей и подростков (функциональные пробы Мартине-Кушелевского (МК), который авторами выбран в качестве прототипа (Г.М.Кукалевский, Н.Д.Граевская. Основы спортивной медицины, М., Медицина, 1971, с.201).
Данный способ осуществляют следующим образом: исследуемому, расположенному слева от врача, измеряют артериальное давление (АД), при чем манжету тонометра не снимают до окончания проведения исследования (при первичном исследовании АД измеряют на обеих руках), после чего подсчитывают в покое частоту сердечных сокращений (ЧСС) за 10-секундные отрезки времени несколько раз до появления устойчивых цифр, полученные цифры ЧСС, АД (систолическое (САД) и диастолическое (ДАД) регистрируют в протоколе, далее исследуемый выполняет физическую нагрузку в виде 20 приседаний за 30 сек, при этом за частотой и характером изменения дыхания исследуемого ведется визуальное наблюдение, далее у исследуемого определяют ЧСС за 10 сек на первой минуте восстановительного периода и измеряют АД, в последующем осуществляют подсчет ЧСС за 10-секундные отрезки времени, регистрируя ее, до появления трех исходных устойчивых результатов и измерение АД.
На основе полученных данных показателей определяют время восстановления ЧСС и АД, изменение ЧСС, САД и ДАД и рассчитывают показатель качества реакции
,
где ПАД - пульсовое артериальное давление = САД - ДАД, ПАД0 - до нагрузки; ПАД1 - после нагрузки; ЧСС0 - до нагрузки; ЧСС1 - после нагрузки.
При величине ПКР=0,5-1,0 оценивают состояние организма как хорошее, при величине ПКР=0,3-0,5 оценивают состояние организма как удовлетворительное, при величине ПКР>0,3 и <1,0 оценивают состояние организма как неудовлетворительное или плохое, а также определяют тип реакции организма ребенка или подростка на нагрузку: благоприятный тип реакции - нормотонический при величине отношения ПАД к ЧСС=1 или >1; и четыре вида неблагоприятного типа реакции: астенический (значительное преобладание прироста ЧСС), гипертонический (значительное преобладание САД, ДАД), диатонический (значительное падение ДАД (ниже - 15%) вплоть до 0), ступенчатый (при большем подъеме АД на второй или третьей минуте восстановительного периода по сравнению с первой).
Данный способ позволяет оценить уровень функциональных резервов организма, в частности детей и подростков.
Однако он не достаточно точен, достоверен и информативен для оценки уровня функциональных резервов организма детей и подростков, т.к. данный способ не позволяет оценить состояние адаптационных механизмов, сбалансированность симпатико-парасимпатических взаимодействий в развитии приспособительных реакций, уровень вегетативного обеспечения. Это связано с тем, что набор оцениваемых показателей организма при проведении функциональной пробы МК недостаточен.
Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа оценки уровня функциональных резервов организма детей и подростков, обладающего высокой точностью, достоверностью и информативностью.
Поставленная задача решается предлагаемым способом оценки уровня функциональных резервов организма детей и подростков, включающим проведение у исследуемого функциональной пробы (Мартине-Кушелевского): путем измерения вегетативных показателей организма, таких как, артериальное давление (АД), частота сердечных сокращений (ЧСС), в покое и после нагрузки, определения на основании полученных показателей времени восстановления ЧСС и АД, расчета изменений САД, ДАД и показателя качества реакции (ПКР) на данную нагрузку, определения благоприятного или неблагоприятного типа реакции организма ребенка, подростка на нагрузку, с последующим анализом полученных результатов и оценкой уровня функциональных резервов детей и подростков, согласно изобретению дополнительно проводят функциональную координаторную пробу, путем определения устойчивости стояния исследуемого в положении позы Ромберга, как I степени сложности, так и II-IV степени сложности, и функциональную пробу Генчи, путем определения времени задержки дыхания, при этом координаторную пробу проводят перед пробой Мартине-Кушелевского, а пробу Генчи проводят после пробы Мартине-Кушелевского, затем на основе полученных данных в пробе Мартине-Кушелевского дополнительно рассчитывают такие показатели, как степень напряжения организма к нагрузке (СНО) по формуле:
где ЧСС0 - до нагрузки за 10 сек, ЧСС1 - после нагрузки за 10 сек,
и индекс сердечной деятельности (F) по формуле:
,
где ЧСС0 - ЧСС до нагрузки за 10 сек, ЧСС1 - ЧСС после нагрузки за 10 сек, ЧСС2 - ЧСС конца первой минуты восстановительного периода за 10 сек, дополнительно определяют наряду с четырьмя видами неблагоприятного типа реакции организма ребенка или подростка на нагрузку - парадоксальный тип, а затем рассчитанные показатели пробы Мартине-Кушелевского, показатели координаторной пробы и пробы Генчи распределяют на основе разработанных возрастно-половых центильных шкал для детей и подростков с 5 до 18 лет с определением номера центильного интервала, проводят оценку центильных интервалов по каждому показателю функциональной пробы в баллах 1-5 и на основании полученной бальной оценки каждого показателя функциональной пробы вычисляют индекс (И) функциональной пробы Мартине-Кушелевского (МК), координаторной пробы (К) и пробы Генчи (Г) по формуле: ,
где к - число возможных градаций баллов, в нашем исследовании к=5,
ni - число параметров, имеющих бальную оценку, равную i,
i - величина градации параметра (1, 2, 3, 4 или 5 баллов),
N - общее число параметров, входящих в данную пробу,
после чего осуществляют оценку уровня функциональных резервов организма (УФР) по величине отношения суммы индексов по каждой проведенной пробе к количеству проб
и при величине УФР=1,00-0,88 уровень оценивают как отличный, при 0,87-0,70 - хороший, при 0,69-0,50 - удовлетворительный, при 0,49-0,00 - неудовлетворительный.
Техническим результатом данного способа является повышение его точности, достоверности и информативности оцениваемых показателей с учетом возрастно-половых нормативов детей.
Данный технический результат обусловлен проведением трех функциональных проб, а именно координаторной, Мартине-Кушелевского, Генчи, последовательностью их проведения, введением функциональных нагрузок в координаторной пробе в виде изменения площади опоры (II-IV степени сложности), расчетом дополнительных показателей в пробе Мартине-Кушелевского (СНО, F,), определением дополнительного неблагоприятного типа реакции - парадоксального, определением центильных интервалов по возрастно-половым центильным шкалам для рассчитанных показателей функциональных проб и использованием математического аппарата, позволяет определить УФР и соответственно характеризовать состояние адаптационных механизмов организма, сбалансированность его симпатико-парасимпатических взаимодействий в развитии приспособительных реакций и вегетативного обеспечения.
Проведение координаторной пробы с введением усложненных вариантов перед пробой Мартине Кушелевского позволяет расширить адаптационные возможности ведущих функциональных систем организма, в том числе кардио-респираторной системы ребенка путем включения дополнительной проприоцептивной иннервации, что позволяет стабилизировать гемодинамические показатели и получить более точные и достоверные данные по пробе Мартине-Кушелевского.
Предлагаемый способ позволяет по сравнению с прототипом повысить точность оценки уровня функциональных резервов организма детей и подростков на 80%.
Предлагаемый способ осуществляют следующим образом.
Предварительно исследуемому проводят координаторную пробу, которая характеризует устойчивость стояния с последующим усложнением и определяет согласованность работы мышц, динамическую стабилизацию движений, своевременное выполнение движения с максимальной экономией времени, для этого исследуемому предлагают встать прямо, носки и пятки вместе, руки вытянуть вперед, пальцы рук разведены, глаза закрыты и регистрируют время пребывания в этом положении (I степень сложности - поза Ромберга), затем пробу усложняют, изменяя площадь опоры, - одна нога находится впереди другой на одной линии, носок соприкасается с пяткой - «веревочка» (II степень сложности) - нога опирается в колено другой ноги - «аист» (III степень сложности), опора на одну ногу, другая поднята под углом не менее 45 градусов - «ласточка» (IV степень сложности). Характеристику координаторной функции отражают: покачивание, в меньшей степени дрожание пальцев рук и век и, главное - время устойчивости соответственно степени сложности пробы.
После проведения координаторной пробы проводят пробу Мартине-Кушелевского, для этого исследуемому, расположенному слева от врача, измеряют артериальное давление, причем манжету тонометра не снимают до окончания проведения исследования (при первичном исследовании АД измеряют на обеих руках), после чего подсчитывают в покое частоту сердечных сокращений за 10-секундные отрезки времени несколько раз до появления устойчивых цифр, полученные цифры ЧСС, АД (САД и ДАД) регистрируют в протоколе, далее исследуемый выполняет физическую нагрузку в виде 20 приседаний за 30 сек, при этом за частотой и характером изменения дыхания исследуемого ведется визуальное наблюдение, далее у исследуемого определяют ЧСС за 10 сек на первой минуте восстановительного периода и измеряют АД, в последующем осуществляют подсчет ЧСС за 10-секундные отрезки времени, регистрируя ее, до появления трех исходных устойчивых результатов и измеряют АД. Затем на основе полученных данных рассчитывают следующие показатели:
- время восстановления ЧСС;
- время восстановления АД;
- изменение
- изменение
- изменение
- изменение пульсового давления
- показатель качества реакции
,
который характеризует адаптацию сердечно-сосудистой системы к нагрузке. ПКР определяют только при нормотоническом типе реакции, поскольку при неблагоприятных типах реакции некорректно характеризовать адаптацию.
- степень напряжения организма
где ЧСС0 - до нагрузки за 10 сек; ЧСС1 - после нагрузки за 10 сек; (200 - возраст) - теоретически возможная, максимальная ЧСС за минуту.
- показатель сердечной деятельности
где ЧСС0 - ЧСС до нагрузки за 10 сек, ЧСС1 - ЧСС после нагрузки за 10 сек, ЧСС2 - ЧСС конца первой минуты восстановительного периода за 10 сек
Показатель сердечной деятельности является базовым показателем функционального состояния кардиореспираторной системы организма, определяющим уровень здоровья в целом, и который косвенно характеризует физическую работоспособность организма.
При этом для сопоставления F детей и подростков разного возраста и пола более целесообразно рассчитывать относительный показатель F на килограмм веса обследуемого.
Тип реакции организма определяют с учетом рассчитанных показателей на основании центильных интервалов:
А) Благоприятные типы реакций:
- нормотонический тип реакции (А, Б, В) - изменения ЧСС, САД, ДАД, ПАД расположены со 2 по 6 ц.и. Изменения ПАД (%) соответствуют проценту изменения ЧСС или несколько превышают его. Разница между номерами ц.и. показателей ПАД и ЧСС больше или равна нулю. Время восстановления ЧСС и АД находится в нормативных возрастно-половых центильных интервалах (ц.и.).
Б) Неблагоприятные типы реакции:
- астенический тип реакции - приспособление к нагрузке происходит в основном за счет увеличения ЧСС. Пульсовое артериальное давление увеличивается незначительно или совсем не изменяется, реже - уменьшается. Преобладание показателей прироста ЧСС над ПАД составляет 1 и более ц.и.;
- гипертонический тип реакции - значительное повышение САД (7, 8 ц.и.) или ДАД (7, 8 ц.и.) или их одновременное повышение;
- дистонический тип реакции - резкое падение ДАД (1 ц.и.), иногда вплоть до нуля, т.е. появление феномена "бесконечного тона".
- ступенчатый тип реакции - больший подъем АД, реже ЧСС на второй или третьей минутах восстановительного периода по сравнению с первой минутой;
- парадоксальный тип реакции - урежение ЧСС или снижение САД ниже исходного уровня ("отрицательная фаза" ЧСС, АД) в восстановительном периоде; ЧСС, САД находятся в 1 ц.и.; длительное восстановление ЧСС и АД (7, 8 ц.и.). Это свидетельствует о выраженных функциональных нарушениях регуляторных систем.
Каждому типу реакции рекомендована бальная оценка: нормотонический А - 5 баллов - определяют при условии, если F оценена на 5, 4 балла, нормотонический Б - 4 балла - F оценена на 3 балла, нормотонический В - 3 балла - F оценена на 1, 2 балла, астенический - 2 балла, остальные неблагоприятные типы - 1 балл.
Пробу Генчи (Г) проводят после пробы Мартине-Кушелевского путем измерения времени задержки дыхания после обычного выдоха. Данная проба характеризует степень толерантности организма к гипоксии.
Затем, для рассчитанных показателей проб Мартине-Кушелевского, показателей координаторных проб и пробы Генчи определяют центильные интервалы на основе предварительно разработанных возрастно-половых центильных шкал* для детей и подростков с 5 до 18 лет, после чего проводят оценку центильных интервалов по каждому показателю функциональных проб в баллах 1-5 (см. таблицу 1) на основании полученной бальной оценки показателей функциональных проб вычисляют индекс (И) по каждой проведенной функциональной пробе Мартине-Кушелевского (МК), координаторной пробе (К) и пробе Генчи (Г) по формуле:
,
где к - число возможных градаций баллов, в нашем исследовании к=5,
ni - число параметров, имеющих бальную оценку, равную i,
i - величина градации параметра (1, 2, 3, 4 или 5 баллов),
N - общее число параметров, входящих в данную пробу,
Оценку уровня функциональных резервов организма проводят по величине отношения суммы индексов по каждой проведенной пробе к количеству проб
и при величине УФР=1,00-0,88 уровень оценивают как отличный; при величине УФР=0,87-0,70 - хороший; при величине УФР 0,69-0,50 - удовлетворительный; при величине УФР 0,49-0,00 - неудовлетворительный.
Пример конкретного исполнения предлагаемого способа
Исследуемый Николай, возраст 7 лет, учащийся первого класса, масса тела 25 кг.
Предварительно исследуемому провели координаторную пробу. Для этого исследуемый встал прямо, носки и пятки вместе, руки вытянуты вперед, пальцы рук разведены, глаза закрыты (I степень сложности - поза Ромберга), затем позу усложнили, изменяя площадь опоры - одна нога находилась впереди другой на одной линии, носок соприкасается с пяткой - «веревочка» (II степень сложности), далее нога опиралась в колено другой ноги - «аист» (III степень сложности), затем опора на одну ногу, другая поднята под углом не менее 45 градусов - «ласточка» (IV степень сложности), было зарегистрировано время пребывания его в этих положениях I, II, III, IV. При проведении пробы покачивания тела, дрожания пальцев рук и век не наблюдалось.
Затем для зарегистрированного времени определили центильные интервалы и оценили в баллах данные показатели (см. таблицу 2).
На основании полученных данных рассчитывают индекс ИК
После проведения координаторной пробы проводят пробу Мартине-Кушелевского, для этого у исследуемого, в положении сидя расположенного слева от врача, измерили артериальное давление, причем манжету тонометра не снимали до окончания проведения исследования и посчитали частоту сердечных сокращений в покое за 10-секундные отрезки времени несколько раз до появления устойчивых цифр, далее исследуемый выполнял физическую нагрузку в виде 20 приседаний за 30 сек, после нагрузки у исследуемого посчитали ЧСС за 10 сек на первой минуте восстановительного периода и измерили АД, в последующем осуществляли подсчет ЧСС за 10-секундные отрезки времени, регистрируя ЧСС, до появления трех исходных устойчивых результатов и измеряли АД до восстановления.
Полученные данные приведены в таблице 3.
На основании полученных данных, рассчитали девять показателей, определили рассчитанным показателям центильные интервалы и затем, полученные центильные интервалы оценили в баллах (см. таблицу 4).
Для определения типа реакции были проанализированы центильные интервалы и баллы показателей, приведенных в таблице 4. Анализ центильных интервалов показал, что: ЧСС, САД, ДАД, ПАД расположены со 2 по 6 ц.и, разница между номерами ц.и. показателей ПАД-ЧСС=1, время восстановления ЧСС и АД находится в 4 и 5 ц.и., индекс сердечной деятельности (F) оценен в 3 балла, соответственно определен тип реакции - нормотонический Б. Тип реакции был оценен с использованием таблицы 1 в 4 балла.
На основании полученных данных, приведенных в таблице 4, рассчитали
После пробы Мартине-Кушелевского провели дыхательную пробу Генчи. Задержка дыхания на выдохе составила 25 сек. Данный показатель находится в 6 ц.и. и соответствует 4 баллам.
На основании этого рассчитали индекс пробы Генчи: ИГ=0,86, Далее рассчитали величину отношения суммы индексов к количеству проведенных проб
При величине УФР=0,83 уровень функциональных резервов исследуемого оценили как хороший. Полученные результаты были подтверждены клиническими исследованиями: ребенок осмотрен бригадой высококвалифицированных специалистов - патологии не выявлено, практически здоров; физическое развитие гармоничное, клинические и биохимические анализы крови, мочи без патологии.
Как видно из полученных результатов, предлагаемый способ оценки уровня функциональных резервов организма детей и подростков обладает высокой точностью, достоверностью и информативностью.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ДОШКОЛЬНИКОВ | 2011 |
|
RU2483668C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА | 2017 |
|
RU2675585C1 |
Способ систематизации и оценки функционального состояния организма для своевременной коррекции физических нагрузок занимающихся оздоровительной физической культурой и спортом и компьютерно-реализованная система для его реализации | 2023 |
|
RU2808374C1 |
Способ оценки адаптивных возможностей детей к воздействию учебно-образовательной нагрузки | 2022 |
|
RU2801608C1 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДИЗАДАПТАЦИИ | 2008 |
|
RU2369318C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЦ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО ПРИЗЫВУ | 2007 |
|
RU2363377C2 |
Способ оценки уровня фитнес-здоровья | 2020 |
|
RU2754651C1 |
Способ определения величины энтропии в организме при исследовании влияния окружающей среды на человека | 2023 |
|
RU2825712C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОЖИРЕНИЕМ | 2010 |
|
RU2440086C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ПРОГРАММЫ | 2006 |
|
RU2313274C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к функциональной диагностике, педиатрии и спортивной медицине, и может быть использовано для оценки уровня функциональных резервов организма детей и подростков. Для этого проводят функциональную координаторную пробу (К) путем определения устойчивости стояния исследуемого в позе Ромберга I-IV степени сложности. Затем проводят функциональную пробу Мартине-Кушелевского (МК) путем измерения артериального давления (АД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое и после нагрузки. Далее проводят функциональную пробу Генчи (Г) путем определения времени задержки дыхания. На основании полученных показателей определяют время восстановления ЧСС и АД, проводят расчет изменений систолического артериального давления (САД), диастолического артериального давления (ДАД) и показателя качества реакции (ПКР) на данную нагрузку, определят степень напряжения организма к нагрузке (СНО), индекс сердечной деятельности (F) и тип реакции организма на нагрузку. Дополнительно определяют парадоксальный тип реакции организма на нагрузку. Проводят оценку показателей проб МК, К и Г в баллах 1-5 на основе разработанных центильных шкал для детей и подростков с 5 до 18 лет. На основании полученных данных вычисляют индекс (И) функциональной пробы МК, К и Г по формуле: , где к - число возможных градаций баллов, в нашем исследовании к=5, ni - число параметров, имеющих бальную оценку, равную i, i - величина градации параметра (1, 2, 3, 4 или 5 баллов), N - общее число параметров, входящих в данную пробу. Затем проводят оценку уровня функциональных резервов организма (УФР) по величине отношения суммы индексов по каждой проведенной пробе к количеству проб и при величине УФР=1,00-0,88 уровень оценивают как отличный, при 0,87-0,70 - хороший, при 0,69-0,50 - удовлетворительный; при 0,49-0,00 - неудовлетворительный. Такое выполнение способа обеспечивает повышение точности, достоверности и информативности оцениваемых показателей у детей и подростков. 4 табл.
Способ оценки уровня функциональных резервов организма детей и подростков, включающий проведение у исследуемого функциональной пробы Мартине-Кушелевского: путем измерения вегетативных показателей организма, таких как, артериальное давление (АД), частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое и после нагрузки, определения на основании полученных показателей времени восстановления ЧСС и АД, расчета изменений систолического артериального давления (САД), диастолического артериального давления (ДАД) и показателя качества реакции (ПКР) на данную нагрузку, определения благоприятного или неблагоприятного типа реакции организма ребенка, подростка на нагрузку с последующим анализом полученных результатов и оценкой уровня функциональных резервов детей и подростков, отличающийся тем, что дополнительно проводят функциональную координаторную пробу путем определения устойчивости стояния исследуемого в положении позы Ромберга, как 1-ой степени сложности, так и II-IV степени сложности, и функциональную пробу Генчи путем определения времени задержки дыхания, при этом координаторную пробу проводят перед пробой Мартине-Кушелевского, а пробу Генчи проводят после пробы Мартине-Кушелевского, затем на основе полученных данных в пробе Мартине-Кушелевского дополнительно рассчитывают такие показатели, как степень напряжения организма к нагрузке (СНО) по формуле:
где ЧСС0 - до нагрузки за 10 с, ЧСС1 - после нагрузки за 10 с и индекс сердечной деятельности (F) по формуле;
где ЧСС0-ЧСС до нагрузки за 10 с, ЧСС1-ЧСС после нагрузки за 10 с, ЧСС2-ЧСС конца первой минуты восстановительного периода за 10 с, дополнительно определяют наряду с четырьмя видами неблагоприятного типа реакции организма ребенка или подростка на нагрузку - парадоксальный тип, а затем рассчитанные показатели пробы Мартине-Кушелевского, показатели координаторной пробы и пробы Генчи распределяют на основе разработанных возрастно-половых центильных шкал для детей и подростков с 5 до 18 лет с определением номера центильного интервала, проводят оценку центильных интервалов по каждому показателю функциональной пробы в баллах 1-5 и на основании полученной бальной оценки каждого показателя функциональной пробы вычисляют индекс (И) функциональной пробы Мартине-Кушелевского (МК), координаторной пробы (К) и пробы Генчи (Г) по формуле:
где к - число возможных градаций баллов, в нашем исследовании к=5;
ni - число параметров, имеющих бальную оценку, равную i;
i - величина градации параметра (1, 2, 3, 4 или 5 баллов);
N - общее число параметров, входящих в данную пробу, после чего осуществляют оценку уровня функциональных резервов организма (УФР) по величине отношения суммы индексов по каждой проведенной пробе к количеству проб:
и при величине УФР=1,00-0,88 уровень оценивают, как отличный, при 0,87-0,70 - хороший, при 0,69-0,50 - удовлетворительный, при 0,49 - 0,00 - неудовлетворительный.
ЧЕКАЛОВА Н.Г | |||
и др | |||
Оценка уровня функциональных резервов организма школьников | |||
Вестник РУДН, серия Медицина, №4, 2009 [он-лайн] [Найдено 2010.05.11] найдено из Интернет: http://www.somvoz.com/TV_2009.pdf | |||
СПОСОБ ОЦЕНКИ РЕЗЕРВОВ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2147208C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СПОРТСМЕНА | 2005 |
|
RU2293512C1 |
Приспособление для установки падающих мишеней | 1925 |
|
SU3552A1 |
Регулятор давления в тормозных цилиндрах для скоростных поездов | 1939 |
|
SU59144A1 |
ВОИНОВ В.Б | |||
и др | |||
Методы оценки |
Авторы
Даты
2010-12-10—Публикация
2009-06-22—Подача