Способ оценки функциональной готовности организма детей к физической нагрузке по функциональной респираторной пробе «счет вслух», и определение допуска к статическим и динамическим нагрузкам, и комплектование групп «функциональной готовности (ФГ) к физической нагрузке», достигается путем измерения продолжительности речевого выдоха в секундах, относится к медицине и педагогике физического воспитания, в частности к функциональным методам исследования, а именно к функциональным респираторным методам определения функционального состояния организма (ФСО), оценки уровня функциональной готовности (ФГ) организма детей к статическим и динамическим нагрузкам, предназначен для определения допуска к физическим нагрузкам детям перед уроками физического воспитания общеобразовательных школ, а также перед тренировками в спортивных секциях, для текущей оценки ФГ, также комплектования групп физического воспитания внутри установленных «групп здоровья».
В настоящее время остро стоит проблема дозирования физической нагрузки детям, не занимающихся спортом, на уроках физической культуры и отбора детей, желающих заниматься спортом.
Проблема состоит в том, чтобы, не нанеся вреда организму ребенка и не доводя его до критического состояния, рекомендовать ребенку такую физическую нагрузку, которая могла бы соответствовать его функциональному состоянию (или возможностям), том числе, и на текущий момент времени.
Общеизвестно, что физическую нагрузку на занятия физической культуры, в настоящее время, контролируют по внешним и внутренним признакам утомления, по частоте сердечных сокращений, а также по частоте дыхания (Ким Л.А., Захарченко А.Е., 2022). Критериями оценки ФСО и функциональной подготовленности (ФП) детей к нагрузке являются показатели разнообразных функциональных проб и тестов. Независимо от области их применения: спорт, массовая, адаптивная, лечебная и другие виды физической культуры - для правильного планирования нагрузки необходимы измерения и оценка показателей работы различных органов и систем. С этой целью разработаны функциональные пробы, которые проводятся на разных этапах реабилитации или тренировочного процесса. Основной особенностью большинства функциональных проб является использование так называемого «возмущающего воздействия»: физической нагрузки, изменения положения тела в пространстве, задержки дыхания и др. (Буйкова О.М., Булнаева Г.И., 2017), то есть такие функциональные пробы, которые, являясь «провокаторами» функциональной системы организма, позволяют изучать ответную реакции организма на эту «провокацию».
Известно, что (цитата): «…во главу угла встает требование индивидуализации уровня физической нагрузки на занятиях по физической культуре в вузе и выбор и обучение студентов наиболее простым и точным способам подбора величины данной нагрузки» - пишут Соколов П.В., Буланова Э.В. (2023). Авторами этой работы было предложено при определении величины физической нагрузки на текущем физкультурно-оздоровительном или тренировочном занятии использовать в качестве теста для оценки одномоментного уровня функциональных возможностей организма студента дыхательные пробы с задержкой дыхания на вдохе и с задержкой дыхания на выдохе (там же).
Известна работа Ачкасова Е.Е. с соавт. Врачебный контроль в физической культуре, (2012, стр. 40), в которой авторы, описывая функциональную пробу с задержкой дыхания на вдохе, отмечают, что: «Произвольная задержка дыхания зависит от многих факторов: уровня обмена веществ (интенсивность окислительных процессов), кислородной емкости крови, функции кровообращения, возбудимости дыхательного центра и волевых качеств. При дыхательной недостаточности, нарушениях кровообращения, анемиях и при некоторых заболеваниях ЦНС время задержки дыхания резко уменьшается. Время задержки дыхания состоит из двух фаз - гуморальной и волевой. Первая фаза начинается с момента задержки дыхания и заканчивается появлением первого диафрагмального толчка, (проявляется колебаниями брюшной стенки), после чего начинается волевая фаза. По первой фазе судят о чувствительности дыхательного центра к гипоксии, по второй - о волевых возможностях обследуемого. Плюсы пробы: минимальные материальные и временные затраты; легкость обучения персонала; простота выполнения и оценки; возможность проведения массовых скрининг-обследований; возможность проведения пробы средним медицинским персоналом, педагогами, родителями и даже, при соблюдении некоторых простых условий, самими обследуемыми. Минусы: большое влияние волевого компонента на итоговый результат пробы, нечеткость диафрагмального толчка, что снижает информативность пробы при первичном обследовании» (конец цитаты).
В настоящее время комплектование медицинских групп здоровья осуществляется на основании медицинского заключения о состоянии соматического здоровья и оценки функциональных возможностей организма врачами детских поликлиник (письмо Минобрнауки РФ от 30 мая 2012 г. N МД-583/19). В то же время для полного заключения о состояния здоровья ребенка необходимо также определение «уровня физической подготовленности обучающегося» на основе анализа результатов выполнения упражнений: прыжок в длину с места (см), медленный бег в течение 6 минут (м), координация движений, ловкость, быстрота (письмо Минобрнауки РФ, 2012). Однако анализ «результатов выполнения упражнений» - это компетенция педагогов физического воспитания. А оценку функциональных возможностей организма проводят с помощью функциональной пробы Мартине-Кушелевского: 10-20 приседаний за 15-30 с путем определения типа реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку (Кильдиярова P.P., 2012; письмо Минобрнауки РФ, 2012).
Недостатком такого способа «комплектования медицинских групп» является то, что «оценка функциональных возможностей организма» проводится путем «определение типа реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку», что предусматривает измерение пульса и АД, а также измерения времени восстановления пульса и АД после физической нагрузки. Время, затрачиваемое на исследование такого типа, составляет 15 и более минут, что невозможно при проведении массовых исследований (осмотров детей) в условиях медицинского кабинета. А метод «Определение уровня физической подготовленности обучающегося» на основе анализа результатов выполнения упражнений» - в большей степени относится к визуально-измерительным (стереотипным) методам (координация движений, ловкость) и нагрузочно-измерительным (бег, прыжки, быстрота).
Известно Приложение 4 «Критерии оценки биологической зрелости и функционального состояния» к приказу Минздрава РФ и Минобразования РФ от 30 июня 1992 г. №186/272 (утратил силу 1 марта 2018). В этом «приложении» приведена таблица ориентировочных показателей функциональных проб с задержкой дыхания на вдохе и с задержкой дыхания на выдохе в секундах у мальчиков и девочек в возрастном аспекте, которая рекомендовалась для оценки функционального состояния детей.
Недостатком такого «критерия» является то, что общая оценка функционального состояния организма не отражает, в полной мере, уровня функциональной готовности ребенка перед планируемой физической нагрузкой.
Для решения этой задачи, автором настоящего изобретения, теоретически предположив, что среднеарифметическое время задержки дыхания на вдохе и, задержки дыхания на выдохе, может соответствовать продолжительности речевого счета вслух, проводимого с волевым компонентом, проведено экспериментальное исследование (более 500), с применением пробы «счет вслух» (тест №2) у детей и подростков, активно посещающих уроки физической культуры, занимающихся в разных спортивных секциях. Исследование показало состоятельность выдвинутого предположения. Результат этих исследований отражен в таблице 1 и, интерпретирован как максимальный показатель нормы функциональной готовности организма детей к физической нагрузке.
Максимальные показатели нормы пробы «счет вслух» (в секундах) по возрастам, приведенные в этой таблице, автором настоящего изобретения, рассматриваются как аналитический показатель конечной цели, которой необходимо достичь физическим воспитанием организма детей, не занимающихся спортом. Достижение этой цели зависит от функционального состояния организма ребенка, которое необходимо регулярно контролировать перед началом и, во время уроков физической культуры пробой «счет вслух». Главная задача такого контроля физического воспитательного процесса-индивидуальным подходом к тренировке организма ребенка, не нарушить его адаптационные и резервные возможности, нарушение которых может привести к сбою в здоровье ребенка.
Известно, что (цитата) «…биологическим базисом оценки ФП спортсменов-пловцов следует считать представление об этапно-последовательном развитии функциональных свойств организма» - Солопов И.Н. с соавт. (2022). На основании этой оценки, авторы предлагают условное деление всех пловцов на три основные группы в зависимости от уровня ФП спортсменов. Функциональное состояние организма и ФП детей к статической и динамической нагрузке, не занимающихся спортом, имеет тот же «биологический базис» - наследственную основу, которая и определяет начальный уровень ФП. Известно, что уровень способностей человека формируется в процессе деятельности, обучения и воспитания, который оценивается не только уровнем физического (анатомо-морфологического) развития (Шварц В.Б., 1972; Шварц В.Б., Хрущев С.В., 1984), но и уровнем ФП (Солопов И.Н. с соавт., 2022).
Исходя из индивидуальных функциональных возможностей организма ребенка к физической нагрузке, автором настоящего изобретения, проведено другое исследование (более 1 тыс. детей), с применением пробы «счет вслух». Исследование проведено во время плановых медицинских осмотров и амбулаторного приема в детской поликлинике, для установления индивидуальных возрастных возможностей детей к физической нагрузке. На основании этих исследований, сделан вывод, что индивидуальные показатели функциональной готовности детей к физической нагрузке на текущий момент времени, позволяют установить «категорию физкультурной группы» (внутри «групп здоровья», принятых приказами МЗ РФ), в которой ребенок может заниматься запланированной физической подготовкой, без риска для здоровья.
Все дети, в зависимости от возраста, прошедшие исследование, путем измерения продолжительности речевого выдоха, разделены на три «физкультурные группы», которые сформированы по индивидуальным показателям уровня функциональной готовности к физической нагрузке, выражены в оценочных баллах (таблица 2).
Достоверных различий в совокупных результатах исследований по половому признаку не отмечено.
Индивидуальные оценочные баллы, приведенные в таблице 2 - это бальная оценка индивидуальных показателей ФГ организма детей к статическим и динамическим нагрузкам по возрастам на текущий момент времени. Бальная (цифровая) оценка используется для научных исследований - для математической обработки статистических данных и, определения достоверности их изменений.
На основании показаний времени (в секундах) речевого выдоха (счета вслух), каждому ребенку определяется категория физкультурной группы, в которой ребенок может заниматься, не зависимо от установленной «группы здоровья» на текущий момент времени. Такие физкультурные группы интерпретируются как группы функциональной готовности к физическим нагрузкам (по оценочным баллам):
0 баллов - дети с низкой готовностью к физическим нагрузкам отнесены к реабилитационной физкультурной группе.
1 балл - дети со средней готовностью к физическим нагрузкам отнесены к подготовительной физкультурной группе.
2 балла - дети с высокой готовностью к физическим нагрузкам отнесены к основной физкультурной группе.
В качестве прототипов взяты наиболее близкие к настоящему изобретению общеизвестные функциональные респираторные пробы с задержкой дыхания (Штанге и Генчи).
1) Проба Штанге - измерение (в секундах) продолжительности задержки дыхания на вдохе. Проводится путем волевой максимально возможной задержки дыхания непосредственно после глубокого (или максимального) вдоха (Рубанович В.Б. Морфофункциональное развитие детей и подростков разных конституциональных типов в зависимости от двигательной активности: дис. д-ра мед. наук. Новосибирск; 2004. 406; Курзанов А.Н., Заболотский Н.В., Ковалев Д.В. Функциональные резервы организма. Изд.: Академия Естествознания. 2016. ISBN 976-5-91327-403-8).
2) Проба Генчи - измерение (в секундах) продолжительности задержки дыхания на выдохе. Проводится путем волевой, максимально возможной, задержки дыхания непосредственно после максимального выдоха (Епифанов В.А. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник / Под ред. В.А. Епифанова, Г.Л. Ананасенко. - М.: Медицина, 1990. - 368 с.: ил. - (Учеб. лит. для студ. медин-тов). ISBN 5-225-00812-7; Мандриков В.Б. Методы оценки физического и функционального состояния студентов специального учебного отделения: Учебно-методическое пособие / В.Б. Мандриков, М.П. Мицулина. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2006. - 48 с.; Буйкова О.М. К70 Функциональные пробы в лечебной и массовой физической культуре: учебное пособие / О.М. Буйкова, Г.И. Булнаева; ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, Курс лечебной физкультуры и спортивной медицины, Кафедра физического воспитания - Иркутск: ИГМУ, 2017. - 24 с.; Корольков А.Н., Филиппова С.Н. Особенности адаптации и толерантности к гипоксии у студентов-спортсменов различных специализаций по данным гипоксической пробы Генчи и сатурации гемоглобина крови кислородом. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - №5 (195), стр. 178-184.УДК 612.2:796.08).
Недостатками этих проб, взятых в качестве прототипа, являются:
1) Необходимость максимальной волевой задержки дыхания, приводящей к изменениям гомеостаза организма (Солопов И.Н., 2004, стр. 165);
2) Пробы считаются нагрузочными, то есть являются провокационными, вызывающими «возмущение» физиологического статуса организма и относятся к гипоксическим пробам, то есть определяют толерантность организма к гипоксии и гиперкапнии (Рубанович В.Б., 2004; Солопов И.Н., 2004);
3) Пробы имеют длинный ряд противопоказаний (Ачкасов Е.Е. и др., 2012; Сергиенко И.В. и др., 2021).
Предлагаемое изобретение лишено этих недостатков:
1. При исследовании функционального состояния организма, функциональной подготовленности, а также функциональной готовности детей к статическим и динамическим нагрузкам в текущий момент времени, нет необходимости задерживать дыхание, тем самым проба «счет вслух», относящаяся к физиологическому речевому дыханию, не приводит к существенным отклонениям физиологического состояния организма (Гродецкая И.В., 2012);
2. Практически не имеет противопоказаний, кроме исключительных случаев: возраста ребенка менее 5 лет, из-за индивидуальных способностей к произношению длинного ряда чисел и, состояние здоровья человека, не позволяющее ему говорить вслух;
3. Не относится к гипоксическим методам исследования и не требует инструментального и лабораторного исследования.
Известен также, так называемый, «разговорный тест» - Talk Test Американской кардиологической ассоциации, 1977, взятый в качестве прототипа, который содержит: Разговорный тест 1: Вы свободно можете разговаривать во время ходьбы - Темп ходьбы мал, не оказывает тренирующего эффекта. Ускорить шаг!
Разговорный тест 2: Вы можете петь во время ходьбы - Оптимальный темп ходьбы.
Разговорный тест 3: Вы не можете разговаривать во время ходьбы - Темп ходьбы может вызвать перегрузку сердца. Замедлить шаг!
Источники:
1. Врачебный контроль: безопасность проведения физических тренировок. Дозирование физической нагрузки / ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» Минсдрава России / Кафедра госпитальной терапии (WWW.ivgmu.ru).
2. Фостер, К. доктор философии; Поркари, Дж. П. доктор философии; Андерсон, Дж. МИСС "Разговорный тест как показатель интенсивности физических упражнений". Журнал сердечно-легочной реабилитации и профилактики. Январь / февраль 2008 - Том 28 - Выпуск 1 - стр. 24-30.
3. Интернет-ресурс: https://rokkd.medgis.ru/materials/view/ocenka-fizicheskoj-trenirovannosti-5988 Оценка физической тренированности (12.07.2021).
«Разговорный тест» (Talk Test), взятый в качестве прототипа - это тестирование способности человека к обычной разговорной речи без одышки во время или непосредственно после тренировки.
Недостатками «Разговорного теста» (Talk Test), взятого в качестве прототипа, являются:
1) «Разговорный тест» по содержанию и способу его применения не предназначен и не может использоваться для определения функциональной готовности детей к предстоящей физической нагрузке и допуска детей к культуре физического воспитания;
2) «Разговорный тест» имеет прямую зависимость от степени речевой одышки, поэтому интенсивность расходования воздуха при речевом выдохе не подчиняется монотонной ритмичной последовательности произношения слов (Интернет ресурс: Horoshavina_vkr.pdf wwvv.vkr/pspu.ru);
3) Не измеряется время продолжительности речевого выдоха, не регистрируется количество произнесенных слов;
4) Относится к субъективным методам оценки интенсивности тренировочной нагрузки, проводимой в реальном времени (Персиянова-Дуброва А.Л. с соавт., 2022) - чем больше слов человек может произнести во время тренировки, тем ниже интенсивность тренировки;
5) Не является объективным методом исследования функционального состояния организма, т.к. степень тренировочной одышки определяется по субъективной шкале Борга (Персиянова-Дуброва А.Л. с соавт., 2022).
Условия проведения функциональной респираторной пробы «счет вслух»:
- Перед проведением пробы «счет вслух» необходимо отрегулировать ритм произношения чисел, который должен соответствовать 1 секунде. Для этого попросите ребенка посчитать вслух от 1 до 10, одновременно включив секундомер на 10 секунд. Отрегулируйте ритм счета до 10, чтобы он соответствовал 10 секундам. Таким же образом перед каждым исследованием необходимо устанавливать условленный ритм произношения чисел для объективизации предыдущих и последующих измерений. Во время исследований можно использовать метроном, настроив его на ритм, равный 1 секунде.
- Речевой счет вслух должен быть подчинен монотонности и равномерности произношения чисел, что обеспечивает равномерность и плавность расходования выдыхаемого воздуха.
- Пробу следует проводить в индивидуальном порядке (в отсутствие других участников), это позволит исключить соревновательный (сравнительный) компонент, который может повлиять на результат исследования.
- Перед проведением основной пробы необходимо провести предварительное исследование (тест №1), которое определяет показания для дальнейшего исследования:
если результаты предварительного исследования соответствуют «подготовительной или основной группе» - 1 или 2 балла (таблица 2), то возможно проведения теста с волевым продолжением счета в покое (Тест №2);
если результаты исследования соответствуют «реабилитационной группе» - 0 баллов (таблица 2), то проведение основного тестирования с волевым продолжением счета в покое и с физиологической нагрузкой противопоказано.
- Основное исследование проводится не только с целью определения категории «физкультурной группы», а также для определения показаний к физической нагрузке в текущий момент времени:
0 баллов - предстоящую физическую нагрузку следует уменьшить в 3 раза или отменить;
1 балл - предстоящую физическую нагрузку следует уменьшить в 2 раза;
2 балла - предстоящую физическую нагрузку можно выполнять в запланированном объеме.
Порядок проведения предварительного исследования - «Функциональная респираторная проба «счет вслух», тест №1»
В положении лежа на спине (если это лежачий ребенок), сидя или стоя (если позволяет состояние здоровья) ребенок делает обычный вдох (как при «речевом дыхании») и незамедлительно начинает считать вслух (при этом происходит речевой выдох) в ритме 1 секунды: «Сто двадцать один, сто двадцать два…» - и так далее. При появлении первых признаков потребности физиологического вдоха, ребенок прекращает счет и продолжает обычное дыхание.
Например: Вдох - начало счета (речевой выдох): «сто двадцать один», «сто двадцать два»… и т.д. …«сто тридцать» - вдох и переход на обычное дыхание. В итоге: продолжительность речевого выдоха 10 секунд.
Практические примеры (с использованием показателей таблицы 2):
ЗВ (д), 6 лет - 11 сек (1 балл - подготовительная физкультурная группа). Возможно проведение функциональной респираторной пробы «счет вслух», тест №2.
КЯ (м), 6 лет - 5 сек (0 баллов - реабилитационная физкультурная группа). Проведение других тестов функциональной респираторной пробы «счет вслух» противопоказано.
ЧА (м), 6 лет - 14 сек (1 балл - подготовительная физкультурная группа). Возможно проведение функциональной респираторной пробы «счет вслух», тест №2.
ЗД (д), 9 лет - 18 сек (1 балл - подготовительная физкультурная группа). Возможно проведение функциональной респираторной пробы «счет вслух», тест №2.
ЗС (м) 12 лет- 23 сек (1 балл - подготовительная физкультурная группа). Возможно проведение функциональной респираторной пробы «счет вслух», тест №2.
АА (д), 14 лет - 13 сек (0 баллов - реабилитационная физкультурная группа). Проведение других тестов функциональной респираторной пробы «счет вслух» противопоказано. КЕ (м), 16 лет - 25 сек (1 балл - подготовительная физкультурная группа). Возможно проведение функциональной респираторной пробы «счет вслух», тест №2.
Порядок проведения основного исследования - «Функциональная респираторная проба «счет вслух», тест №2».
В положении сидя или стоя, ребенок делает глубокий вдох (не максимальный) и незамедлительно начинает считать вслух: «Сто двадцать один, сто двадцать два…» и так далее…, после появления первых признаков физиологической потребности вдоха ребенок продолжает волевой счет вслух (без вдоха) настолько долго, насколько позволяет индивидуальное состояние организма на время проведения исследования. При появлении первых признаков потребности императивного позыва к вдоху ребенок прекращает счет и продолжает обычное дыхание.
Например: Вдох - начало счета (речевой выдох): «сто двадцать один» и так далее… - волевое продолжение счета - …«сто пятьдесят» - вдох и переход на обычное дыхание. В итоге - 30 секунд.
Практические примеры с применением показателей, приведенных в таблице 2:
1. ЧА (м), 6 лет (основная группа здоровья) - 14 сек (1 балл - подготовительная физкультурная группа). Показано снижение планируемой физической нагрузки в 2 раза.
2. ЗД (д), 9 лет (основная группа здоровья) - 18 сек (1 балл - подготовительная физкультурная группа). Показано снижение планируемой физической нагрузки в 2 раза.
3. ЗС (м) 12 лет (основная группа здоровья) - 23 сек (1 балл - подготовительная физкультурная группа). Показано снижение планируемой физической нагрузки в 2 раза.
4. АА (д), 14 лет (подготовительная группа здоровья) - 13 сек (0 баллов - реабилитационная физкультурная группа). Показано снижение планируемой физической нагрузки в 3 раза или ее полная отмена.
5. КЕ (м), 16 лет (подготовительная группа здоровья) - 25 сек (1 балл - подготовительная физкультурная группа). Показано снижение планируемой физической нагрузки в 2 раза.
Рекомендации:
Все варианты пробы предпочтительно проводить в начале учебного года - для определения общей подготовленности ребенка к планируемой физической нагрузке на уроках физической культуры в текущем году, а также в конце учебного года для определения годовой эффективности физического воспитания.
Цитируемая литература:
1. Ачкасов Е.Е., Руненко С.Д., Пузин С.Н. / Е.Е. Ачкасов, С.Д. Руненко, С.Н. Пузин, О.А. Султанова, Е.А. Таламбум. Врачебный контроль в физической культуре. М.: ООО «Триада -X», 2012. 130 с. ISBN 978-5-8249-0171-9.
2. Буйкова О.М. Функциональные пробы в лечебной и массовой физической культуре: учебное пособие / О.М. Буйкова, Г.И. Булнаева; ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, Курс лечебной физкультуры и спортивной медицины, Кафедра физического воспитания - Иркутск: ИГМУ, 2017. - 24 с.
3. Кильдиярова P.P. Лабораторные и функциональные исследования в практике педиатра [Электронный ресурс] / Кильдиярова P.P. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 160 с. - ISBN 978-5-9704-1958-8 - Режим доступа: http://wvvw.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970419588.html
4. Ким Л.А., Захарченко А.Е. Методы определения функциональной готовности организма к двигательной активности. Учет показателей функциональной подготовленности в определении индивидуальной физической нагрузки / Тенденции развития науки и образования, стр. 136-138. (doi: 10.18411/trnio-06-2022-286).
5. Персиянова-Дуброва А.Л., Матвеева И.Ф., Бубнова М.Г. Шкала Борга в кардиореабилитации: методология и перспективы использования. Профилактическая медицина. 2022; 25(9): 90-96. https://doi.org/10.17116/profmed20222509190
6. Сергиенко И.В. Функциональные нагрузочные пробы в кардиологии - (Учебное пособие) / И.В. Сергиенко, М.В. Ежов, А.А. Аншелес, А.Б. Попова, У.В. Чубыкина - Москва: 2021.
7. Соколов П.В., Буланова Э.В. Обоснование использования дыхательных проб для индивидуализации величины физической нагрузки на занятиях физической культурой в вузе / Тверской медицинский журнал. 2023 год. Выпуск №6. УДК: 796.015.686:378.17-711.
8. Солопов И.Н. Физиологические эффекты методов направленного воздействия на дыхательную функцию человека. Монография. Волгоград: ВГАФК, 2004. - 220 с.
9. Солопов И.Н., Авдиенко В.Б., Фомиченко Т.Г., Бганцева И.В. Методологические основы дифференцированного контроля и оценки специальной физической и функциональной подготовленности пловцов на разных этапах многолетней спортивной тренировки. Теория и практика физической культуры, 2022, №9, стр. 9-11 (http://www.teoriya.ru).
10. Шварц В.Б. О роли наследственных и средовых факторов в развитии физической работоспособности у детей и подростков (исследования близнецов): Автореф. дисс. канд. пед. наук / В.Б. Шварц. Тарту, 1972.
11. Шварц В.Б., Хрущев С.В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 151 с.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ проведения дыхательных упражнений | 2022 |
|
RU2810406C1 |
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ | 2013 |
|
RU2556559C1 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДИЗАДАПТАЦИИ | 2008 |
|
RU2369318C1 |
СПОСОБ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ | 2020 |
|
RU2753321C2 |
СПОСОБ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ЗАИКАНИЯ | 2001 |
|
RU2199352C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ | 2009 |
|
RU2405449C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ | 2012 |
|
RU2497551C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ РИНИТОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 2014 |
|
RU2551243C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ | 1998 |
|
RU2128944C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" УЧАЩИХСЯ, ОТНЕСЕННЫХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ | 2009 |
|
RU2411906C1 |
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для оценки функциональной готовности организма детей к физической нагрузке. Ребенок осуществляет речевой счет вслух незамедлительно после обычного вдоха или после глубокого вдоха. Ребенок монотонно произносит вслух ряд чисел: «Сто двадцать один, сто двадцать два…» и так далее до очередного физиологического вдоха или продолжает волевой счет вслух до позыва к вдоху. Продолжительность произношения каждого числа соответствует 1 секунде. Затем по таблице 2, содержащейся в описании, определяют уровень функциональной готовности (ФГ) к физической нагрузке. При 0 баллов определяют низкий уровень ФГ - реабилитационная физкультурная группа. При 1 балле определяют средний уровень ФГ - подготовительная физкультурная группа. При 2 баллах определяют высокий уровень ФГ - основная физкультурная группа. Способ позволяет провести оценку функциональной готовности организма детей к физической нагрузке, определить допуск к статическим и динамическим нагрузкам и выявить физкультурную группу. 2 табл., 2 пр.
Способ оценки функциональной готовности организма детей к физической нагрузке по функциональной респираторной пробе «счет вслух», и определение допуска к статическим и динамическим нагрузкам, и комплектование групп функциональной готовности к физической нагрузке, достигается путем измерения продолжительности речевого выдоха в секундах, отличающийся тем, что речевой выдох ребенок начинает немедленно после обычного вдоха монотонным произношением вслух ряда чисел: «Сто двадцать один, сто двадцать два, сто двадцать три…» и так далее, до потребности очередного физиологического речевого вдоха, после чего заканчивает речевой счет вслух и продолжает обычное дыхание, или речевой выдох ребенок начинает сразу же после глубокого вдоха монотонным произношением вслух ряда чисел: «Сто двадцать один, сто двадцать два, сто двадцать три…» и так далее, после физиологической потребности очередного вдоха продолжает счет вслух с волевым напряжением до появления первых признаков императивного позыва к очередному вдоху, после чего прекращает счет и продолжает обычное дыхание, причем продолжительность произношения каждого числа соответствует 1 секунде, после выполнения пробы по таблице 2, содержащейся в описании, в соответствии с возрастом и количеством полученных секунд оценивают уровень функциональной готовности к нагрузкам в баллах и при 0 баллах определяют низкий уровень функциональной готовности - реабилитационная физкультурная группа, при 1 балле определяют средний уровень функциональной готовности - подготовительная физкультурная группа, при 2 баллах определяют высокий уровень функциональной готовности - основная физкультурная группа для физического воспитания детей на уроках физической культуры, тренировках в спортивных секциях и для воспитания правильной осанки ребенка.
RU 2009111815 A, 10.10.2010 | |||
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АДАПТАЦИОННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЧЕЛОВЕКА К ГИПОКСИИ | 1991 |
|
RU2020868C1 |
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕГУЛЯЦИИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА | 1998 |
|
RU2185088C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА | 2007 |
|
RU2339412C1 |
Паста для точки и правки хирургических инструментов, бритв и т.п. | 1928 |
|
SU11408A1 |
Часы | 1927 |
|
SU7666A1 |
ЛЕШКО В.Н | |||
Методы контроля за функциональным состоянием организмастудента: метод | |||
рек | |||
Рязань, 2006, 20 с | |||
KRAUSE E | |||
Hold your breath: Voluntary breath-holding time predicts defensive |
Авторы
Даты
2025-05-06—Публикация
2023-12-18—Подача