ВИНТ С КУМУЛЯТИВНЫМ ЭФФЕКТОМ Российский патент 2010 года по МПК B63H1/16 B63H5/14 

Описание патента на изобретение RU2405713C2

Изобретение относится к судостроению, авиастроению, построению аэроглиссеров, судов на воздушной подушке и касается конструкций гребных и воздушных винтов в кольцевых насадках.

Известен "винтовой движитель" RU 2161106 С1, в котором гребной винт расположен в плоскости входного среза насадки, а насадка выполнена в виде воронки с плавными переходами от конуса воронки к ее трубке.

Известен также "судовой гребной винт в насадке" SU 1041027 А, содержащий ступицу и лопасти, жестко связанные внешними концами с кольцевой насадкой, имеющей внутреннюю конусность, и выполненные с постоянным сечением по длине лопасти в виде крыльевого профиля. Последний из них является наиболее близким прототипом.

Недостатком такого винта является:

- высокое разряжение между винтом и кормой судна,

- низкие кавитационные характеристики, как следствие резко выраженных центробежных потоков, создаваемых лопастями, и большого угла их отражения вдоль оси вращения винта,

- необходимость профилирования лопастей для снижения сопротивления, создаваемого их толщиной, необходимой для обеспечения прочности винта.

Целью изобретения является повышение коэффициента полезного действия винта, снижение кавитации, вибрации и шума, а также повышение технологичности его производства.

Это достигается тем, что винт выполнен в виде конуса, составленного из рядов вогнутых лопастей, разграниченных и закрепленных вогнутыми обечайками; вершиной конуса является ступица. Вращаясь, винт создает плотный, относительно однородный и остронаправленный вдоль оси своего вращения поток воды, противоположный движению судна, с меньшей турбулентностью в нем и с меньшим разряжением перед судном, что повышает коэффициент полезного действия, снижает вибрацию и шум. Прочная конструкция из вогнутых лопастей и вогнутых обечаек позволяет выполнять винт из тонкого, относительно его размеров, листового легированного проката, без профилирования их по ширине и длине. Это дает возможность производить его на серийном металлообрабатывающем и сварочном оборудовании, что повышает его технологичность. Конструкция позволяет также выполнить винт из композиционных материалов.

На фиг.1 показан общий вид винта с сегментным разрезом, на фиг.2 - вид винта со стороны кормы.

Винт состоит из ступицы 1, лопастей 2 и обечаек 3.

Устройство работает следующим образом. При вращении ступицы винта 1 закрепленные к ней лопасти 2, образующие конус, разграниченные и закрепленные обечайками 3, производят захват воды. Лопасти, находящиеся на первом от ступицы ряду, создают отраженные потоки. Близлежащие друг другу части потока, сходящие по задним кромкам этих лопастей, имеют относительно небольшую разницу скоростей. Это снижает турбулентность потока с тыльной стороны лопасти, что сокращает затраты энергии на сопротивление при его создании. Созданный совокупный поток плавно перемещается внутри конуса винта в сторону, противоположную движению судна. Внутренняя часть потока смыкается за ступицей. Наружная часть потока за счет вогнутости обечайки плавно направляется к центру. В следующих рядах лопастей происходит аналогичный процесс, но за счет большего диаметра, а соответственно, и более высоких линейных скоростей формируются и направляются потоки более высокой плотности, которые уплотняют предыдущие к центру, что способствует большей направленности общего потока вдоль оси вращения и его ускорению. Забор воды происходит по конической поверхности, образованной рядами лопастей, площадь которой больше площади выходного сечения в основания винта, что дополнительно увеличивает скорость потока, созданного винтом, за счет этой же конструктивной особенности уменьшается разряжение между винтом и кормой судна. Лопасти, относительно короткие и узкие, разнесенные в пространстве конуса, делают поток относительно однородным и способствуют уменьшению вибрации и шума. Число рядов лопастей, число лопастей в ряду и их угол атаки, линейные и радиусные размеры винта и его элементов определяются выходной мощностью и скоростью на выходном валу. Аэродинамика кумулятивного винта аналогична его гидродинамике.

Похожие патенты RU2405713C2

название год авторы номер документа
ЧАСТИЧНО ПОГРУЖЕННЫЙ ДИСКОВЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ В РУЛЕВОЙ НАПРАВЛЯЮЩЕЙ НАСАДКЕ 2022
  • Шайдоров Владимир Васильевич
RU2777848C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ГРЕБНОГО ВИНТА (ВАРИАНТЫ) 2004
  • Пашуков Евгений Борисович
RU2281879C2
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ-КОНЦЕНТРАТОР 2009
  • Палецких Владимир Михайлович
RU2438917C2
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ПОДВОДНОГО СУДНА 2001
  • Соловьев А.П.
RU2213677C2
ПРОПУЛЬСИВНЫЙ КОМПЛЕКС ТОРПЕДЫ, СПОСОБ РАБОТЫ И ВАРИАНТЫ ДВИЖИТЕЛЯ 2020
  • Палецких Владимир Михайлович
RU2757339C1
ПРОПЕЛЛЕР ШПАДИ (ВАРИАНТЫ) И РАЗВЕРТКА ЕГО ЛОПАСТЕЙ 2006
  • Шпади Андрей Леонидович
  • Тимофеев Владимир Федорович
  • Ушков Александр Борисович
RU2330791C2
ПРОПУЛЬСИВНАЯ СИСТЕМА С ПОГРУЖНЫМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ 2006
  • Соловьев Александр Петрович
  • Половинкин Валерий Николаевич
  • Турышев Борис Иванович
RU2323123C1
Судовой движительный комплекс 1989
  • Быстров Владислав Васильевич
SU1724511A1
СУДОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ С ГОНДОЛОЙ, УСТАНАВЛИВАЕМОЙ ПОД КОРПУСОМ СУДНА 2005
  • Годен Кристиан
RU2372246C2
ЛОПАСТНОЙ ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 2007
  • Тогуняц Анатолий Радисловович
  • Вишневский Леонид Иосифович
RU2362706C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 405 713 C2

Реферат патента 2010 года ВИНТ С КУМУЛЯТИВНЫМ ЭФФЕКТОМ

Изобретение может быть использовано в качестве движителя для надводных, подводных и воздушных судов, аэроглиссеров, судов на воздушной подушке. Винт с кумулятивным эффектом содержит ряды лопастей, разграниченных и закрепленных обечайками. Винт выполнен в виде конуса, вершиной которого является ступица. Обечайки и лопасти выполнены вогнутыми. Вогнутые лопасти направлены в рядах в сторону вращения, причем число рядов лопастей, число лопастей в ряду и их угол атаки, угловые, линейные и радиусные размеры винта и его элементов определяются выходной мощностью и скоростью на гребном валу. Аэродинамика кумулятивного винта аналогична его гидродинамике. Достигается повышение коэффициента полезного действия, снижение кавитации, вибрации и шума винта. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 405 713 C2

Винт с кумулятивным эффектом, содержащий ряды лопастей, разграниченных и закрепленных обечайками, отличающийся тем, что выполнен в виде конуса, вершиной которого является ступица, обечайки и лопасти выполнены вогнутыми, вогнутые лопасти направлены в рядах в сторону вращения, причем число рядов лопастей, число лопастей в ряду и их угол атаки, угловые, линейные и радиусные размеры винта и его элементов определяются выходной мощностью и скоростью на гребном валу.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2405713C2

Гребной винт 1991
  • Захватов Евгений Михайлович
  • Жидков Владимир Александрович
SU1789419A1
US 4236866 A, 02.12.1980
ГИДРИВЛИЧЕСКИЕ ВЕСЫ 1926
  • Котляревский М.М.
SU4718A1
ВИНТОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2000
  • Ходукин В.М.
RU2161106C1
Судовой гребной винт в кольцевой насадке 1979
  • Лесли Грэхэм Керч
SU1041027A3
Русецкий А.А., Жученко М.М., Дубровин О.В
СУДОВЫЕ ДВИЖИТЕЛИ
- Л.: СУДОСТРОЕНИЕ, 1971, с.126-155.

RU 2 405 713 C2

Авторы

Тугов Александр Васильевич

Даты

2010-12-10Публикация

2009-01-19Подача