Данное изобретение касается запирающего устройства для раздвижных дверей воздушных транспортных средств, в частности вертолетов, согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения.
Подобные двери, предназначенные для подъема на борт пилотов или пассажиров, аналогично раздвижным дверям наземных транспортных средств, с помощью боковых направляющих поднимаются до высоты дверного проема вдоль наружной поверхности фюзеляжа и на некотором расстоянии от него, а затем втягиваются в дверной проем благодаря соответствующему изгибу на конце направляющих. При этом дверь перемещается, а затем фиксируется в положении закрытия вручную. В отличие от наземных транспортных средств двери воздушных транспортных средств должны абсолютно плавно перемещаться и абсолютно надежно фиксироваться внутри проемов, предусмотренных внутри фюзеляжа. Следовательно, для закрытия таких дверей требуются три последовательных действия, выполняемых вручную, а именно закрывание двери, ее удержание в этом положении и собственно запирание. Для этого в корпус двери встроены два (или более) замка, запоры которых взаимодействуют с лицевыми планками, закрепленными в конструкции фюзеляжа, и совместно задействуются с помощью соответствующей системы тяг с рукояткой. Таким образом, при закрывании таких дверей для выполнения последних двух действий необходима некоторая сноровка, так как для запирания двери ее нужно удерживать полностью закрытой. Если дверь задвинута не до конца, может получиться так, что тот или иной замок не замкнется, и надежного запирания двери не произойдет. Поэтому, как правило, закрывая дверь, необходимо действовать обеими руками.
Очевидно, что замки, используемые до сих пор для таких дверей, неудобны в эксплуатации. Стоя перед вертолетом, у вас есть достаточно пространства и свободы движений, чтобы открыть и закрыть дверь, поэтому выполнить все необходимые движения - закрыть, удерживать, прижимать и/или поворачивать дверь - можно без проблем. Однако как только вы окажетесь внутри, ситуация кардинально изменится. По причине ограниченного пространства и из-за того, что кресла пилотов и пассажиров перемещаются вперед или назад в зависимости роста, открывать и закрывать двери становится существенно труднее.
Дверцы вертолета - это первое, что видит человек, и впечатление от них определяет общее впечатление от машины. Поэтому необходимо, чтобы принципы открывания/закрывания и функционирования дверей были понятны и не представляли собой первую физическую и/или техническую сложность, с которой сталкивается пользователь при подъеме на борт вертолета. Принцип запирания также должен быть логичным и понятным для каждого и не требовать использования дополнительных табличек и ярлыков.
Типовая линейно движущаяся система запирания вертолетной двери уже известна по DE 3707324 А1. Ее недостаток заключается в том, что для фиксации в закрытом положении дверь нужно придерживать, из-за чего нужны обе руки.
Из документа DE 9311255 U1, касающегося одного приспособления для запирания двери автомобиля, известна так называемая створная дверь, которая при движении закрытия и до достижения конечного положения закрытия приходит в положение предварительного защелкивания.
В этой связи задача изобретения заключается в создании нового запирающего устройства двери, которое при условии сохранения надежности при закрытии отличалось бы большим удобством в эксплуатации.
Согласно изобретению эта задача была решена за счет отличительных черт пункта 1 формулы изобретения на базе раздвижной двери, линейно перемещающейся по направляющим и оснащенной одной (или более) щеколдой замка, выполненной в виде зубчатой рейки, входящей в зацепление со стопором.
Другие черты изобретения описаны в подпунктах формулы.
Новый запор двери дает великолепные преимущества.
Благодаря примененной в изобретении защелке, образующей кинематическую связь со щеколдой замка, дверь вертолета, исполненная в виде раздвижной двери, “схватывается” до срабатывания щеколды замка в положении, при котором щеколда находится в области стопора, в результате чего дверь переводится в конечное положение закрытия исключительно путем дальнейшего перемещения щеколды замка, и дополнительно удерживать, подтягивать и прижимать дверь в проеме фюзеляжа не требуется. При переводе щеколды замка в конечное положение закрытия с помощью вышеназванной рукоятки защелка разблокируется для нового процесса закрытия благодаря кинематической связи между защелкой и щеколдой замка, выполненной согласно изобретению в виде закладной шпонки.
Выполненная согласно изобретению система запирания двери значительно облегчает надежное закрывание подобных раздвижных дверей и, таким образом, повышает удобство ее использования для экипажа вертолета. Кроме того, эргономические требования к экипажу во время полета с открытыми раздвижными дверями на случай закрывания двери в полете значительно снижаются.
Изобретение описано ниже с помощью более или менее схематично изображенного на чертежах примера исполнения.
На чертежах изображены:
Фиг.1 - изометрическое изображение запирающего устройства, предназначенного для раздвижной двери вертолета согласно изобретению в положении смыкания,
Фиг.2 - запирающее устройство согласно фиг.1 в положении размыкания,
Фиг.3 - вид сбоку защелки, соединенной со щеколдой запирающего устройства согласно фиг.1, во взаимодействии с планкой захвата двери и
Фиг.4 - планка захвата двери в отдельной изометрической проекции.
Что касается запирающего устройства не показанной на чертежах раздвижной двери также не показанного воздушного транспортного средства, в частности вертолета, на фиг.1-4 изображено только одно из жестко соединенных со сдвижной дверью запирающих устройств 10. Запирающие устройства совместно приводятся в действие с помощью системы тяг, оснащенной рукояткой и не показанной на чертежах, и взаимодействуют с лицевой планкой 12, закрепленной на фюзеляже машины и оснащенной стопором 11.
С каркасом не показанной на чертежах раздвижной двери соединен зубчатый реечный ригель 26, рабочий конец которого блокирует раздвижную дверь с помощью ролика 16, установленного на штифте 15, который находится под нажимом пружины 14. При этом ролик 16 входит в зацепление позади стопора 11 лицевой планки 12, закрепленной на не показанном на чертежах фюзеляже и находящейся на заднем профиле рамы не показанной направляющей раздвижной двери. В качестве защелки используется свободный конец 15а штифта 15, изображенного на фиг.3 реечного ригеля 26. На штифте 15 установлен ролик 16.
В области свободного конца 15а штифта 15 зубчатого реечного ригеля 26 раздвижной двери, отводимой в сторону по направляющим на некотором расстоянии до конструкции фюзеляжа, находится планка захвата двери 20, закрепленная на фюзеляже, на заднем профиле рамы двери. Она состоит из сухаря 22, подпружиненного на основании 21, со скосом запирания 23 на верхней поверхности и скосом отпирания 24, предназначенными для боковой стороны сухаря, повернутой к штифту 15; ср. фиг.3 и 4. За счет пружины сухарь 22 удерживается прижатым к боковой поверхности 27 планки захвата двери, обращенной к штифту 15.
Поскольку подпружиненный штифт 14 зубчатого реечного ригеля 26 подпружинен и подвижен в направлении своей оси, он, поскольку планка захвата двери 20 согласно назначению закреплена на конструкции фюзеляжа и выровнена относительно штифта 15а, может двигаться своим свободным концом 15 при закрывании раздвижной двери вручную на скос запирания 23 сухаря 22. Как уже упоминалось выше, при этом раздвижная дверь приводится в движение по направляющим на участке дверного проема в фюзеляже в сторону дверного проема. В результате этого движения раздвижная дверь защелкивается за скос запирания 23 сухаря 22 планки захвата двери 20. Раздвижная дверь “захватывается” в этом положении, и в случае ускорения и наклона вертолета ее возврат в положения открытия невозможен. Захлопывание и запирание раздвижной двери в дверном проеме теперь возможно без придерживания раздвижной двери рукой единственно движением за не показанную ручку системы тяг, связанной с зубчатым реечным ригелем 26, в положение закрытия. При этом свободный подпружиненный конец 15 штифта 15а перемещается за скос отпирания 24 сухаря 22; ср. фиг.2.
При открытии раздвижной двери, т.е. после отпирания зубчатого реечного ригеля 26, она выходит по своим направляющим из дверного проема. При этом свободный конец 15а штифта 15 смещает сухарь 22 по скосу отпирания 24 с преодолением усилия не показанной пружины из направляющей раздвижной двери, так что последняя легко движется в своем открытом положении. После прохождения раздвижной двери сухарь 22 благодаря пружине снова занимает свое положение для захвата.
ПЕРЕЧЕНЬ ПОЗИЦИЙ
10 Запирающее устройство
11 Стопор
12 Лицевая планка
14 Пружина
15 Штифт
15а Свободный конец 15
16 Ролик
20 Планка захвата двери
21 Основание
22 Сухарь
23 Скос запирания
24 Скос отпирания
26 Зубчатый реечный ригель
27 Боковая поверхность планки захвата двери
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭЛЕКТРОННОЕ КОДОВОЕ ДВЕРНОЕ УСТРОЙСТВО | 1994 |
|
RU2078185C1 |
Запорное устройство двери кабины | 2021 |
|
RU2762465C1 |
РАСПАШНАЯ ДВЕРЬ С ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИМ ПОДКОСОМ ОТКРЫТОГО ПОЛОЖЕНИЯ | 2020 |
|
RU2757608C1 |
Дверной замок | 1984 |
|
SU1266948A1 |
ЗАМОК ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ ДЛЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ | 2020 |
|
RU2759619C1 |
ДВЕРНОЙ ЗАМОК ПОВЫШЕННОЙ СТЕПЕНИ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОТ ВЗЛОМА | 2012 |
|
RU2516797C1 |
Замок дверной врезной | 1980 |
|
SU927943A1 |
Запирающее устройство аварийного люка летательного аппарата | 2023 |
|
RU2816324C1 |
ДВЕРНАЯ ЗАЩЕЛКА | 1990 |
|
RU2027834C1 |
ЗАПИРАЮЩИЕ УСТРОЙСТВА ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВЕРЕЙ ИЛИ ДРУГИХ ЗАПОРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ | 1997 |
|
RU2194837C2 |
Запирающее устройство двери для приводимых в движение по линейным направляющим раздвижных дверей вертолетов. Устройство содержит соответствующий конструкции двери зубчатый реечный ригель и стопор, соответствующий конструкции фюзеляжа. Дверь приводится в зацепление зубчатым реечным ригелем, когда он с помощью приводимой вручную системы тяг перемещается в положение закрытия, в котором дверь втягивается в предусмотренный в фюзеляже дверной проем и в этом положении запирается. За счет движения зубчатого реечного ригеля дверь разблокируется переводом в положение отпирания. Для зубчатого реечного ригеля предусмотрена подпружиненная защелка, находящаяся с ним в рабочей связи посредством подпружиненного сухаря. Защелка перед приведением в действие зубчатого реечного ригеля для фиксации раздвижной двери за счет сухаря, находящегося в планке захвата двери, входит в зацепление с последним. После перевода раздвижной двери в конечное положение закрытия сохраняется возможность повторного разблокирования защелки. Заявленное изобретение обеспечивает создание запирающего устройства, которое облегчает надежное закрывание раздвижных дверей, а также повышает удобство в эксплуатации. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.
1. Запирающее устройство двери для приводимых в движение по линейным направляющим раздвижных дверей вертолетов с соответствующим конструкции двери зубчатым реечным ригелем (26) и стопором (11), соответствующим конструкции фюзеляжа, которая приводится в зацепление зубчатым реечным ригелем (26), когда зубчатый реечный ригель (26) с помощью приводимой вручную системы тяг перемещается в положение закрытия, в котором дверь втягивается в предусмотренный в фюзеляже дверной проем и в этом положении запирается, либо за счет движения зубчатого реечного ригеля (26) разблокируется переводом в положение отпирания, отличающееся тем, что для зубчатого реечного ригеля (26) предусмотрена подпружиненная защелка (15а), находящаяся с ним в рабочей связи посредством подпружиненного сухаря (22), которая перед приведением в действие зубчатого реечного ригеля (26) для фиксации раздвижной двери за счет сухаря (22), находящегося в планке захвата двери (20), входит в зацепление с последним, и после перевода раздвижной двери в конечное положение закрытия сохраняется возможность повторного разблокирования защелки (15а).
2. Запирающее устройство по п.1, отличающееся тем, что подпружиненный сухарь (22), служащий в качестве кинематической связи между защелкой (15а) и щеколдой, на своей верхней поверхности, обращенной к защелке, со скосом запирания (23) и на своей боковой поверхности, обращенной к защелке (15а), имеет скос отпирания (24) и удерживается пружиной прижатым к обращенной к защелке (15 а) боковой поверхности (27) планке захвата двери (20).
3. Запирающее устройство по п.1, отличающееся тем, что штифт (15), несущий ролик (16), подвижен в продольном направлении щеколды и подпружинен пружиной (14) в направлении своей оси.
4. Запирающее устройство по п.2, отличающееся тем, что штифт (15), несущий ролик (16), подвижен в продольном направлении щеколды и подпружинен пружиной (14) в направлении своей оси.
5. Запирающее устройство по пп.1-4, отличающееся тем, что благодаря находящемуся в рабочей связи со скосом отпирания (24) свободному концу (15а) штифта (15), действующего в качестве защелки, при открывании раздвижной двери подпружиненный сухарь (22) может выходить из траектории движения раздвижной двери, таким образом разблокируя движение открытия.
КОНСТРУКЦИЯ КРЕПИ ВЕРТИКАЛЬНОГО СТВОЛА С РЕГУЛИРУЕМЫМ РЕЖИМОМ РАБОТЫ | 2012 |
|
RU2524082C1 |
DE 3707324 A1, 15.09.1988 | |||
US 2006076457 A1, 13.04.2006 | |||
ДВЕРЬ КАБИНЫ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, ОТКРЫВАЕМАЯНАРУЖУ | 0 |
|
SU286507A1 |
УСТРОЙСТВО для ЗАПИРАНИЯ ДВЕРИ ГЕРМЕТИЧЕСКОЙКАБИНЫ | 0 |
|
SU183597A1 |
Авторы
Даты
2011-03-10—Публикация
2007-11-26—Подача