СИСТЕМА КОНТРОЛЯ УТЕЧКИ ГАЗА ПРИ ПЕРЕХОДЕ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА ЧЕРЕЗ АВТОМОБИЛЬНУЮ ИЛИ ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ Российский патент 2011 года по МПК F17D5/02 

Описание патента на изобретение RU2418235C1

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для повышения безопасности переходов магистральных газопроводов (МГ) через автомобильные или железные дороги.

Известна система того же назначения, содержащая защитный кожух (ЗК) с вытяжной свечой и датчик утечки газа, подключенный выходом к электронному блоку /Патент РФ №2264578, кл. F16L 7/00, F16L 58/00, F17D 5/02, 2005/.

Недостатком известной системы является ее недостаточная надежность, связанная с расположением датчика утечки в защитном кожухе, а не в вытяжной свече, а также с тем, что в системе отсутствует возможность калибровки датчика утечки непосредственно в трассовых условиях.

Известна система контроля утечки газа при переходе МГ через автомобильную или железную дорогу, принятая за прототип.

Прототип содержит ЗК с вытяжной свечой и датчики концентрации газа (ДКГ), подключенные выходами к электронному блоку, а также штуцер для подсоединения устройства калибровки ДКГ в трассовых условиях /Патент РФ №0084503, кл. F17D 5/02, F16L 57/00, 2009/.

В прототипе содержится несколько датчиков утечки (в представленном варианте - три ДКГ), расположенных в патрубке, сообщающемся с вытяжной свечой системы. В патрубке имеется возможность для подсоединения устройства калибровки ДКГ в трассовых условиях.

Недостатком прототипа является отсутствие гарантированного потока газа в патрубке, в котором расположены ДКГ, при появлении утечки газа из МГ, а также невозможность формирования качественного тестового сигнала на входе ДКГ при проведении их калибровки. Перечисленные недостатки снижают надежность контроля утечки газа из МГ.

Техническим результатом, получаемым от внедрения изобретения, является устранение недостатков прототипа за счет формирования на входе ДСК гарантированного потока газа при его утечке из МГ, а также за счет возможности получения на входе ДСК качественного тестового сигнала при его калибровке в трассовых условиях.

Данный технический результат достигают за счет того, что в известной системе контроля утечки газа при переходе магистрального газопровода через автомобильную или железную дорогу, содержащей защитный кожух с вытяжной свечой и датчики концентрации газа, подключенные выходами к электронному блоку, а также штуцер для подсоединения устройства калибровки датчиков концентрации в трассовых условиях, дополнительно содержится обводная трубка, подсоединенная параллельно к вытяжной свече, при этом штуцер и датчики концентрации газа установлены в обводной трубке соответственно между ее входом и выходом.

Система дополнительно содержит сужающее устройство, установленное в вытяжной свече между входом и выходом обводной трубки.

В системе сужающее устройство выполнено в виде диафрагмы.

В системе сужающее устройство выполнено с регулируемым проходным сечением.

В системе сужающее устройство с регулируемым проходным сечением выполнено в виде управляемого клапана.

Система дополнительно содержит блок опорного сигнала и сравнивающее устройство, при этом выход электронного блока подключен к первому входу сравнивающего устройства, ко второму входу которого подсоединен выход блока опорного сигнала, а к выходу - управляемый вход управляемого клапана.

Изобретение поясняется чертежами. На фиг.1, 2 представлены два варианта системы контроля утечки газа при переходе МГ через дорогу.

Система содержит вытяжную свечу 1, соединенную пневматически с ЗК МГ (на чертеже не показаны).

В свече 1 имеется обводной канал 2 (байпас) и сужающее устройство в виде диафрагмы 3 (фиг 1) или управляемого клапана 4 (фиг.2).

В обводном канале 2 имеется штуцер 5 и ДКГ 6 (как и в прототипе в системе выбрано три ДКГ). Штуцер 5 и ДКГ 6 расположены последовательно между входом и выходом обводного канала 2.

Выходы ДКГ 6 подключены к электронному блоку 7, соединенному выходом с устройством сигнализации 8.

В варианте системы с клапаном 4 (фиг.2) имеется также сравнивающее устройство 9, блок 10 опорного сигнала и блок 11 управления клапаном 4.

Выход электронного блока 7 подключен к первому входу сравнивающего устройства 9, выход блока 10 опорного сигнала соединен со вторым входом сравнивающего устройства 9, выход которого подключен через блок 11 управления к управляемому входу клапана 4. (Блок 11 управления и клапан 4 совместно образуют управляемый клапан.)

Электронный блок 7 как в прототипе может включать в себя последовательно соединенные мультиплексор, аналого-цифровой преобразователь, центральный процессор и преобразователь интерфейса, при этом выход центрального процессора подключен к управляемому входу мультиплексора и устройству сигнализации об опасности состояния перехода (звуковой, световой и т.д.).

Система работает следующим образом.

При появлении утечки газа из МТ газ устремляется через ЗК (не показаны) в вытяжную свечу 1.

Ввиду наличия вдоль полости вытяжной свечи 1 падения давления потока газа последний устремляется также и в обводной канал 2, где расположены ДКГ 6.

Изменение концентрации газа на входе ДКГ 6 приведет к появлению на их выходах сигналов, обрабатываемых в электронном блоке 7. При этом электронный блок 7 приведет в действие устройство 8 сигнализации об опасном состоянии перехода.

Во втором варианте системы (фиг.2) выходной сигнал электронного блока 7 направляется на первый вход сравнивающего устройства 9, где сравнивается с опорным сигналом блока 10 опорного сигнала. Разностный сигнал с выхода сравнивающего устройства 9 направляется на блок 11 управления клапаном 4, который изменяет величину проходного сечения сужающего устройства и перепад давлений на входе и выходе обводного канала 2 до величины, задаваемой значением опорного сигнала. При этом перепад давлений на входе и выходе обводного канала 2 остается постоянным вне зависимости от изменения расхода в вытяжной свече 1. А о величине расхода газа можно судить по степени открытия клапана 4.

При необходимости проведения калибровки ДКГ к штуцеру 5 подключают баллон со сжатым газом (не показан). При открытии вентиля баллона на входах ДКГ 6 формируется ступенчатый тестовый сигнал, позволяющий по отклику датчиков откалибровать систему в трассовых условиях.

Похожие патенты RU2418235C1

название год авторы номер документа
УСТАНОВКА ДЛЯ КАЛИБРОВКИ ДАТЧИКОВ КОНЦЕНТРАЦИИ ГАЗА В ТРАССОВЫХ УСЛОВИЯХ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ПЕРЕХОДА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА ЧЕРЕЗ ДОРОГУ 2009
  • Аксютин Олег Евгеньевич
  • Власов Сергей Викторович
  • Горяев Юрий Анатольевич
  • Демьянов Алексей Евгеньевич
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Мелкумян Самвел Эдуардович
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Степаненко Александр Иванович
  • Сидорочев Михаил Евгеньевич
RU2413127C1
АКУСТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРЕХОДА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА ЧЕРЕЗ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИЛИ ИСКУССТВЕННЫЕ ПРЕГРАДЫ 2010
  • Аксютин Олег Евгеньевич
  • Власов Сергей Викторович
  • Горяев Юрий Анатольевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Проскуряков Александр Михайлович
  • Степаненко Александр Иванович
RU2422719C1
СИСТЕМА ДЛЯ КОНТРОЛЯ И УСТРАНЕНИЯ ОПАСНОГО СОСТОЯНИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА 2010
  • Аксютин Олег Евгеньевич
  • Власов Сергей Викторович
  • Горяев Юрий Анатольевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Проскуряков Александр Михайлович
  • Степаненко Александр Иванович
RU2422712C1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРЕХОДА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА С УСТРОЙСТВОМ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ ЧЕРЕЗ ДОРОГУ 2009
  • Аксютин Олег Евгеньевич
  • Власов Сергей Викторович
  • Демьянов Алексей Евгеньевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Мелкумян Самвел Эдуардович
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Степаненко Александр Иванович
RU2433333C2
СИСТЕМА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УТЕЧКИ ГАЗА ИЗ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА 2006
  • Власов Сергей Викторович
  • Губанок Иван Иванович
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Салюков Вячеслав Васильевич
  • Сеченов Владимир Сергеевич
  • Степаненко Александр Иванович
  • Харионовский Владимир Васильевич
  • Хороших Андрей Валентинович
RU2315230C1
СТАЦИОНАРНАЯ СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПЕРЕХОДА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА ЧЕРЕЗ ДОРОГУ 2007
  • Власов Сергей Викторович
  • Губанок Иван Иванович
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Ланчаков Григорий Александрович
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Салюков Вячеслав Васильевич
  • Сеченов Владимир Сергеевич
  • Степаненко Александр Иванович
RU2349824C2
СИСТЕМА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ГЕРМЕТИЧНОСТИ ЗАТВОРА ШАРОВОГО КРАНА ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩЕЙ АРМАТУРЫ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА 2011
  • Аксютин Олег Евгеньевич
  • Власов Сергей Викторович
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Проскуряков Александр Михайлович
  • Степаненко Олеся Александровна
RU2460936C1
ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТАНЦИЯ НАУМЕЙКО 2004
  • Наумейко С.А.
RU2244205C1
СПОСОБ ПРОДУВКИ УЧАСТКА ГАЗОПРОВОДА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2018
  • Ткаченко Игорь Григорьевич
  • Шабля Сергей Геннадьевич
  • Твардиевич Сергей Вячеславович
  • Шатохин Александр Анатольевич
  • Иващенко Сергей Викторович
  • Колесниченко Сергей Иванович
  • Кислун Алексей Андреевич
  • Воробьев Сергей Николаевич
  • Завалинская Илона Сергеевна
RU2741178C2
СИСТЕМА ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОПАСНЫМ УЧАСТКОМ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА 2007
  • Власов Сергей Викторович
  • Губанок Иван Иванович
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Ланчаков Григорий Александрович
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Салюков Вячеслав Васильевич
  • Сеченов Владимир Сергеевич
  • Степаненко Александр Иванович
RU2334163C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 418 235 C1

Реферат патента 2011 года СИСТЕМА КОНТРОЛЯ УТЕЧКИ ГАЗА ПРИ ПЕРЕХОДЕ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА ЧЕРЕЗ АВТОМОБИЛЬНУЮ ИЛИ ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ

Система контроля утечки газа при переходе магистрального газопровода через автомобильную или железную дорогу относится к трубопроводному транспорту и может быть использована для повышения безопасности переходов магистральных газопроводов через автомобильные и железные дороги. Система контроля утечки газа при переходе магистрального газопровода через автомобильную или железную дорогу содержит защитный кожух с вытяжной свечой и датчики концентрации газа, подключенные выходами к электронному блоку, а также штуцер для подсоединения устройства калибровки датчиков концентрации в трассовых условиях. Дополнительно содержит обводную трубку, подсоединенную параллельно к вытяжной свече, при этом штуцер и датчики концентрации газа установлены в обводной трубке соответственно между ее входом и выходом. Технический результат - повышение надежности и достоверности контроля утечки газа при переходе магистрального газопровода через автомобильную или железную дорогу. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 418 235 C1

1. Система контроля утечки газа при переходе магистрального газопровода через автомобильную или железную дорогу, содержащая защитный кожух с вытяжной свечой и датчики концентрации газа, подключенные выходами к электронному блоку, а также штуцер для подсоединения устройства калибровки датчиков концентрации в трассовых условиях, отличающаяся тем, что дополнительно содержит обводную трубку, подсоединенную параллельно к вытяжной свече, при этом штуцер и датчики концентрации газа установлены в обводной трубке соответственно между ее входом и выходом.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что дополнительно содержит сужающее устройство, установленное в вытяжной свече между входом и выходом обводной трубки.

3. Система по п.2, отличающаяся тем, что сужающее устройство выполнено в виде диафрагмы.

4. Система по п.2, отличающаяся тем, что сужающее устройство выполнено с регулируемым проходным сечением.

5. Система по п.4, отличающаяся тем, что сужающие устройство с регулируемым проходным сечением выполнено в виде управляемого клапана.

6. Система по п.5, отличающаяся тем, что дополнительно содержит блок опорного сигнала и сравнивающее устройство, при этом выход электронного блока подключен к первому входу сравнивающего устройства, ко второму входу которого подсоединен выход блока опорного сигнала, а к выходу - управляемый вход управляемого клапана.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2418235C1

Способ выпрямителя изогнутых (провисших) металлических балок 1947
  • Тихенко Ю.Н.
SU84503A1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПЕРЕХОДА ТРУБОПРОВОДА С УСТРОЙСТВОМ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПОД АВТО- И ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ 2004
  • Власов С.В.
  • Грунин А.М.
  • Губанок И.И.
  • Дудов А.Н.
  • Егурцов С.А.
  • Митрохин М.Ю.
  • Пиксайкин Р.В.
  • Салюков В.В.
  • Сеченов В.С.
  • Степаненко А.И.
  • Харионовский В.В.
RU2264578C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ РАСХОДА ТЕКУЧИХ СРЕД 1996
  • Бусырев А.Е.
RU2110771C1
US 2871113 A, 27.01.1959
СПОСОБ КОНТРОЛЯ УЗЛА СОЕДИНЕНИЯ КЕРАМИЧЕСКОГО ОБТЕКАТЕЛЯ 2015
  • Райлян Василий Семенович
  • Русин Михаил Юрьевич
  • Фокин Василий Иванович
  • Тесленко Елена Анатольевна
  • Забежайлов Максим Олегович
RU2584439C1

RU 2 418 235 C1

Авторы

Аксютин Олег Евгеньевич

Власов Сергей Викторович

Егурцов Сергей Алексеевич

Митрохин Михаил Юрьевич

Пиксайкин Роман Владимирович

Проскуряков Александр Михайлович

Степаненко Александр Иванович

Сидорочев Михаил Евгеньевич

Даты

2011-05-10Публикация

2010-02-11Подача