ЭЛЕКТРОПРИВОД С ТРЕХФАЗНЫМ АСИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ Российский патент 2011 года по МПК H02P1/26 H02P3/24 

Описание патента на изобретение RU2418356C1

Изобретение относится к электротехнике, получающей применение в асинхронном электроприводе.

Известно, что прямой пуск асинхронного двигателя (АД) сопровождается броском тока в статорных обмотках, который многократно превышает номинальное значение. Это создает значительные трудности в эксплуатации АД. Наиболее простой в реализации способ ограничения тока предполагает ограничение скорости нарастания напряжения статорных обмоток во время разгона двигателя (см. Петров Л.П. Управление пуском и торможением асинхронных двигателей. М.: Энергоатомиздат, 1981). Несмотря на уменьшение электромагнитного момента и быстродействия привода данный способ удовлетворяет требованиям механизмов, имеющих вентиляторную механическую характеристику с малой величиной пускового момента. Реализация плавного пуска осуществляется чаще всего с помощью тиристорного регулятора напряжения, выполняемого на трех (по числу фаз питающего напряжения) парах встречно-параллельно включенных тиристоров. Недостатком данного решения является то, что при фазовом управлении высок уровень высших гармоник, и тиристор выключается естественным образом.

Известно техническое решение (см. А.с. 817677 (СССР). Импульсный стабилизатор напряжения. / Авт. изобр.: М.Е.Куцко, В.Н.Груздев, О.А.Томигас. - Опубл. в БИ, 1981, №12), в котором предлагается секционировать первичную обмотку и управлять каждой по отдельности. Недостатком данного решения является сложность изготовления такой обмотки и увеличение количества транзисторов.

Известно техническое решение (см. патент 2294592 (RU). Устройство для плавного пуска асинхронного двигателя. / Авт. изобр.: Д.С.Сидоров, С.Н.Сидоров. - Опубликовано 27.02.2007), в котором предлагается ввести в схему трехфазный вольтодобавочный трансформатор, который управляется специальной электронной схемой. Недостатком данного технического решения является введение в схему трансформатора, диодного моста и дополнительного транзистора, что существенно усложняет схему.

Наиболее близким техническим решением является схема, в которой последовательно с обмотками двигателя включен трехфазный диодный мост, полярные выходы которого замыкаются с помощью транзистора, работающего в широтно-импульсном режиме (ШИМ). Этот транзистор замыкает цепь постоянного тока на выходе трехфазного моста (см. Шуваев Ю.Н., Виленкин А.Г. Импульсный стабилизатор напряжения. - Полупроводниковые приборы в технике электросвязи. / Под ред. И.Ф.Николаевского. - М.: Связь, 1974, вып.13, с.26-36). Недостатком схемы является высокое напряжение на ключе и коммутационное перенапряжение, возникающее в процессе работы.

Общим признаком прототипа и предлагаемого решения является наличие в силовых цепях схемы трехфазного моста, к которому подключены выводы обмоток двигателя, выполняющие соединение «звезда».

Техническим результатом предлагаемого устройства является снижение напряжения на транзисторах и коммутационных перенапряжений, возникающих в процессе работы, кроме этого обеспечивается возможность реализации режима динамического торможения. Для этого регулятор предлагается выполнить в виде трехфазного выпрямительного моста, к которому подключены концы обмоток статора АД, выполняющие соединение «звезда». Полярные выходы трехфазного выпрямительного моста через транзисторы подключены к нулевому проводу питающего напряжения. Точки подключения обмоток статора к трехфазному выпрямительному мосту подключены также к нулевому проводу через RC-цепи.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 приведена схема асинхронного электропривода, оснащенного предлагаемым устройством, на фиг.2 показаны диаграммы сигналов на транзисторах.

Входное переменное напряжение поступает через обмотки статора двигателя (1) АД на трехфазный выпрямительный мост (2), полярные выходы которого через транзисторы Т1 и Т2, работающие в ШИМ-режиме, подключены к нулевому проводу питающего напряжения. Точки подключения обмоток статора к трехфазному выпрямительному мосту подключены также к нулевому проводу через RС-цепи (3). Предлагаемое устройство уменьшает бросок тока за счет плавного наращивания напряжения статорных обмоток по любому возможному закону его изменения во времени.

Устройство работает следующим образом. При подключении обмотки статора двигателя (1) к питающему напряжению на выходных точках трехфазного выпрямительного моста (2) появляется постоянное напряжение, прикладываемое к двум транзисторам (Т1 и Т2), которые управляются ШИМ сигналами U1 и U2.

При синхронных и равных по длительности сигналах ШИМ осуществляется плавный пуск (фиг.2,а).

При синхронных и не равных по длительности сигналах осуществляется динамическое торможение (фиг.2,б).

RC-цепи (3) служат для снижения коммутационных перенапряжений.

Достигаемый технико-экономический эффект обусловлен снижением напряжения на транзисторах и коммутационных перенапряжений, возникающих в процессе работы, а также обеспечивает возможность реализации режима динамического торможения.

Похожие патенты RU2418356C1

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРОПРИВОД С ТРЕХФАЗНЫМ АСИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2011
  • Доманов Виктор Иванович
  • Доманов Андрей Викторович
  • Муллин Игорь Юрьевич
RU2464695C1
МАГНИТНО-ВЕНТИЛЬНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ДЛЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДА ПОСТОЯННОГО ТОКА 2011
  • Доманов Виктор Иванович
  • Доманов Андрей Викторович
  • Муллин Игорь Юрьевич
  • Карпухин Константин Евгеньевич
RU2472283C1
РЕВЕРСИВНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА 2011
  • Доманов Виктор Иванович
  • Доманов Андрей Викторович
  • Муллин Игорь Юрьевич
  • Карпухин Константин Евгеньевич
RU2472282C1
ЭЛЕКТРОПРИВОД С АСИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ МЕХАНИЗМА ПОДЪЕМА-ОПУСКАНИЯ ГРУЗА 2017
  • Доманов Виктор Иванович
  • Доманов Андрей Викторович
  • Мурзаков Дмитрий Геннадьевич
RU2663879C1
ПУСКОРЕГУЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Сидоров Сергей Николаевич
  • Старостина Ярослава Константиновна
RU2596218C1
МАЛОВЕНТИЛЬНЫЙ ЧЕТЫРЁХКВАДРАНТНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ИМ 2017
  • Сидоров Сергей Николаевич
  • Старостина Ярослава Константиновна
RU2660187C1
УСТРОЙСТВО СОГЛАСОВАННОГО ВРАЩЕНИЯ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМИ РОТОРАМИ 2015
  • Доманов Виктор Иванович
  • Доманов Андрей Викторович
  • Гаврилова Светлана Владимировна
RU2601740C1
ЧАСТОТНО-ТОКОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД И СПОСОБ КОММУТАЦИИ ВЕНТИЛЕЙ В ЕГО СХЕМЕ 2013
  • Сидоров Сергей Николаевич
  • Калимуллин Дамир Рустамович
RU2548679C2
МАЛОВЕНТИЛЬНЫЙ ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ИМ 2017
  • Сидоров Сергей Николаевич
  • Старостина Ярослава Константиновна
RU2702761C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЛАВНОГО ПУСКА АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Сидоров Дмитрий Сергеевич
  • Сидоров Сергей Николаевич
RU2294592C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 418 356 C1

Реферат патента 2011 года ЭЛЕКТРОПРИВОД С ТРЕХФАЗНЫМ АСИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводе с трехфазными асинхронными двигателями и для плавного пуска, динамического торможения. Техническим результатом является снижение напряжения на ключах и коммутационных перенапряжений, возникающих в процессе работы, кроме этого обеспечивается возможность реализации режима динамического торможения. Электропривод содержит трехфазный выпрямительный мост, к которому подключены концы обмоток статора асинхронного двигателя. Полярные выходы выпрямительного моста через транзисторы подключены к нулевому проводу питающего напряжения. Точки подключения обмоток статора к мосту подключены также к нулевому проводу через RC-цепи. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 418 356 C1

Электропривод с трехфазным асинхронным двигателем, содержащий трехфазный выпрямительный мост, к которому подключены концы обмоток статора асинхронного двигателя, отличающийся тем, что полярные выходы трехфазного выпрямительного моста через транзисторы подключены к нулевому проводу питающего напряжения, точки подключения обмоток статора к трехфазному выпрямительному мосту подключены также к нулевому проводу через RC-цепи.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2418356C1

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 1988
  • Соколинский В.З.
RU2031536C1
ПОДВИЖНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ФЛАНЦЕВ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ТРУБ 1998
  • Чижов А.Е.
  • Битюков В.А.
  • Алымов Ю.Г.
  • Чижов Е.А.
  • Сутковой С.И.
RU2153123C2
Электропривод переменного тока 1989
  • Сапсалев Анатолий Васильевич
SU1658349A1
Электропривод переменного тока 1986
  • Сапсалев Анатолий Васильевич
  • Савин Николай Петрович
  • Зибарев Александр Юрьевич
  • Афанасьев Виктор Васильевич
  • Малюнин Александр Николаевич
SU1337980A1
US 3991352 A, 09.11.1974
DE 3221234 A1, 08.12.1983.

RU 2 418 356 C1

Авторы

Доманов Виктор Иванович

Доманов Андрей Викторович

Муллин Игорь Юрьевич

Даты

2011-05-10Публикация

2010-04-13Подача