СПОСОБ ЭКСПРЕСС-КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ Российский патент 2011 года по МПК A61B5/16 

Описание патента на изобретение RU2420233C1

Изобретение относится к области психологии и психотерапии и может быть использовано для экспресс-коррекции остро переживаемых эмоциональных состояний, психокоррекции и психопрофилактики различного рода эмоциональных отклонений.

Актуальность разработки заявленного способа вызвана рядом социально-травмирующих факторов, способствующих росту общего количества переживаемых отрицательных эмоций в виде тоски, страха, агрессии и одновременно затрудняющих их психологическую переработку. Постоянные отрицательные эмоции являются сильным раздражителем, подавляющим способность адекватно реагировать в реальной ситуации, снижающим самооценку и ведущим к инфантилизации личности (см. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Д.Б.Карвасарского. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - С.676-678).

Известно, что природа эстетической реакции позволяет изменить действие аффекта от мучительного к приносящему наслаждение. Согласно теории Л.С.Выготского, эмоциональная связь действительности с воображением проявляется двойным образом. Всякое чувство стремится воплотиться в определенные образы, т.е. эмоции, и как бы подбирает себе соответствующие впечатления. Однако существует и обратная связь воображения с эмоцией, когда образы воображения порождают чувства (см. Выготский Л.С. Психология искусства / [Предисл. А.Н.Леонтьева; Ред. В.Иванов]. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1968. - 576 с.).

Известно, что аффекты развиваются в условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией. Именно творческая работа с изобразительными материалами способствует высвобождению чувств раздражения, гнева, обиды, вины, стыда и других. Согласно теории А.Хилла, побуждая больного человека выражать свои переживания в визуальной форме, можно «вылечить» его душевные, связанные с интроспекцией раны (см. Hill A. Art Versus Illness. - London: G. Alien and Unwin, 1945).

Известно, что при работе со страхом как фиксированным симптомом бывает достаточно изобразить (нарисовать) предмет страха. При «символическом уничтожении навязчивостей» создают изображение навязчивого представления с последующим уничтожением рисунка.

Известен опыт разрешения внутреннего конфликта с применением метафорического рисунка. Так, в структуре методики «динамического синтетического рисунка» внутренняя проблема выражается в изображении дерева с последующим уничтожением или изменением образа дерева в воображении; процедура может быть разовой и входить в структуру курса терапии, возможны варианты с введением суггестии после первого рисунка и после нее - повторным изображением (см. Основные подходы и методы психотерапии / Московский психологический журнал. - 2005. - №12. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://magazine.mospsy.ru/nomer12/s07.shtml).

Следовательно, свободное выражение спонтанных переживаний в невербальном семиотическом поле открывает новые возможности в дополнение к вербальным способам психотерапии и психокоррекции.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного способа, относится то, что свободные ассоциации клиента сдерживаются заданным рисунком дерева. К тому же использование суггестии имеет особую специфику и ограничения.

Известно применение в арт-терапевтической практике художественной техники «Монотипия», согласно которой изображение наносится краской на твердую глянцевую поверхность, с которой затем производится оттиск на бумагу или ткань. Далее художник выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности результата (см. Liebmann M. Art Therapy for Groups: A Handbook of Themes, Games and Exercises. - Cambridge, Massachusetts: Brookline Books, 1986).

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного способа, относится то, что данная техника трудоемка, занимает много времени, требует большого количества материалов и терпения. Кроме того, в технике монотипии значение имеет не сам исходный образ, выполненный на горизонтально расположенном, подходящем к замыслу художника носителе, например глянцевом картоне, металлическом листе, пластике, оргалите, зеркале, стекле любого размера, а оттиск (отпечаток) этого образа, сделанный на бумагу или ткань. В дальнейшем полученный отпечаток дорабатывается, завершается и используется в художественных целях как произведение искусства.

Если же данная техника применяется с психотерапевтическими целями, то перенесенный с зеркала или стекла (любого цвета и прозрачности) на бумагу отпечаток, оформленный клиентом в виде художественного продукта, используется в дальнейшем для интерпретации и обратной связи.

Известен способ бодиарт-терапии в комплексном лечении душевнобольных, в котором по окончании психотерапевтического сеанса используется ритуал снятия грима с лица пациента. При этом ватки со снятым с лица гримом заворачивают в бумагу и выбрасывают в реку. Этот фрагмент ритуала авторы мотивируют тем, что нематериальная, неосязаемая часть болезни, выявленная, вышедшая наружу - на лицо - в процессе сеанса, снимается при стирании и, соответственно, выкидывается в текущую воду, чтобы быть унесенной (см. А.В.Александрович, Г.Б.Аракелова и др. Опыт применения метода бодиарттерапии в комплексном лечении душевнобольных / Московский психотерапевтический журнал. - 1998. - №1. - С.85-100).

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного способа, относится не слишком удачное с позиций экологических принципов и этических норм техническое решение авторов.

Наиболее близким техническим решением по отношению к предложенному по совокупности существенных признаков является способ коррекции психоэмоционального состояния арт-терапией путем осуществления изобразительной деятельности, заключающийся в том, что арт-терапию осуществляют рисованием на внутренних поверхностях объемного носителя рисунка, при этом клиента снабжают набором средств для нанесения рисунка. Предпринимается попытка ослабить стереотипы реагирования, погрузив человека в непривычные условия для самовыражения. Далее с клиентом проводят обсуждение ассоциаций и переживаний при создании рисунка, интерпретацию рисунка клиентом и вербализацию опыта, приобретенного при создании рисунка (см. патент РФ №2369412, опубл. 10.10.2009).

Недостатком указанного способа является то, что сам по себе небольшой объем замкнутого пространства (параллелепипед, 12 м2) является психотравмирующим фактором (например, для людей, страдающий клаустрофобией), а также не соответствуют психогигиеническим нормам, предъявляемым к помещениям, где проводятся групповые занятия, особенно принимая во внимание, что фон может быть выполнен путем покрытия стен, потолка и пола, например, пленкой, клеенкой или фольгой.

Несмотря на применение объемного носителя - помещения различной формы (любого многогранника, сферы и т.д.), процесс рисования внутри него все же осуществляется на поверхностях помещения: стенах, полу, потолке, оклеенных бумагой - традиционным для художественной деятельности носителем. Поскольку именно бумага используется для школьного обучения рисованию, у части людей, имеющих негативный опыт на фоне неудач и низких оценок, сформировались устойчивые защитные механизмы по типу «я не умею рисовать». Более того, практически все взрослые проявляют обусловленное социальными традициями и воспитанием бережливое отношение к бумаге. Поэтому инструкция психолога вести себя сообразно своим внутренним желаниям, вопреки запретам наполнять помещение лишь собственными проекциями и плодами своего воображения с помощью рисования на всех поверхностях, включая надетый специальный костюм, вполне может дополнительно фрустрировать клиента, уже находящегося в неблагополучном психоэмоциональном состоянии, и создать новые психологические проблемы. Кроме того, психологу или арт-терапевту потребуются усилия, время, а также значительные материальные ресурсы для оклейки бумагой больших площадей перед каждым сеансом.

Недостатком данного способа, в котором после терапии все образы, рисунки остаются на поверхностях помещения, является невозможность напрямую обращаться к своему художественному продукту на этапе вербализации и обратной связи, который проводится вне того объемного носителя, где осуществлялся арт-терапевтический процесс.

Дополнительную трудность составляет хранение или утилизация большого объема бумаги (12 м2) после каждого сеанса психокоррекции.

Кроме этого, в указанном способе клиенту предлагают сформулировать выводы по решению проблемы. Принятие такого решения для клиента в состоянии эмоционального возбуждения может оказаться крайне сложным или невыполнимым, поскольку необходимо быстро переключиться с эмоционального отреагирования на когнитивный план действий.

С этих позиций указанный способ представляется трудоемким (в плане подготовки защитной одежды для каждого клиента и помещения для последующего сеанса), малоприемлемым по экономическим, экологическим и психогигиеническим показателям.

Задачей изобретения является создание способа экспресс-коррекции эмоционального состояния, обеспечивающего получение технического результата, состоящего в том, что способ позволяет за период одного сеанса оказать человеку психологическую поддержку в экстремальной и/или эмоционально трудной жизненной ситуации, помогает отреагировать, ослабить или преодолеть сильные негативные переживания в социально приемлемой форме, получить эмоциональную разрядку, приобрести субъективный опыт оперативной самопомощи, а в дальнейшем выработать новую позитивную стратегию эмоционального реагирования и эффективные навыки самоконтроля эмоциональных реакций.

Указанный технический результат в способе экспресс-коррекции эмоционального состояния достигается тем, что способ включает обеспечение клиента набором художественных средств для нанесения рисунка на плоскую поверхность, обсуждение психологического состояния, ассоциаций и переживаний при создании рисунка, интерпретацию рисунка клиентом, вербализацию опыта, приобретенного при создании рисунка.

Особенностью является то, что до начала этапа художественного творчества клиенту предлагают визуализировать образ психотравмирующего эмоционального состояния, после этого в присутствии специалиста клиент выполняет спонтанное рисование визуализированного образа с помощью гуаши и/или акварели на одной из поверхностей вертикально расположенного бесцветного прозрачного стекла с обточенными краями формата 30×30 см, толщиной 4 мм, затем клиент осуществляет трансформацию рисунка, созданного в процессе индивидуальной работы, путем его смывания водой, после этого клиент в паре со специалистом или другим клиентом создает одновременно с обеих сторон чистого стекла новый художественный образ с позитивным ресурсным содержанием, при этом на протяжении всего сеанса клиент записывает в рефлексивный лист изменения в своем эмоциональном состоянии и инсайты, что позволяет самостоятельно отслеживать динамику коррекционного процесса.

Сущность изобретения поясняется фиг.1 - 3.

Фиг.1 иллюстрирует устройство (стекло и штатив) для реализации способа.

Фиг.2 иллюстрирует изображение визуализированного негативного эмоционального состояния.

Фиг.3 иллюстрирует работу в паре над созданием художественного образа с позитивным ресурсным содержанием.

Способ осуществляют следующим образом.

Предварительно с каждым клиентом заключают соглашение о совместных намерениях, конфиденциальности, границах ответственности; разъясняют содержание, принципы, эффекты спонтанного рисования, побуждают сформулировать конкретный запрос и ожидаемый результат (письменно).

Каждому клиенту предоставляется набор художественных средств и материалов для нанесения рисунка на стекло, а именно: кисти разных размеров, поролоновые валики, губка, гуашь, акварель; стекло прозрачное, бесцветное, с плоской поверхностью и обточенными краями, форматом 30×30 см, толщиной 4 мм; деревянный штатив для укрепления стекла в вертикальном положении (фиг.1).

Предлагаемый размер стекла 30×30 см подобран экспериментальным путем, является достаточным для нанесения желаемого образа, помещается в раковину для смывания струей проточной воды из крана, устойчиво удерживается с помощью деревянного штатива, что улучшает условия физической безопасности работы. На этом основании определена оптимальная толщина стекла - 4 мм. При обточке стекла такой толщины по периметру достигается безопасность кромки. Более тонкое стекло, помимо заостренных краев, слишком хрупкое и может разбиться от падения или легкого удара о раковину. Более толстое стекло слишком тяжелое как для достижения устойчивости в вертикальном положении, так и для удерживания в руках в процессе терапевтической процедуры смывания краски.

Выбор стекла в форме квадрата отвечает психологическому замыслу заявляемого способа экспресс-коррекции. Во-первых, у клиента не возникает вопроса, как именно расположить стекло, что обычно бывает при работе на листах формата A3 и А4 прямоугольной формы. Во-вторых, фигура «квадрат», согласно психологической интерпретации, выражает ощущение безопасности, практического подхода к действительности, желание создать прочную базу, расценивается как специфически техническая конструктивная фигура, "технический модуль" (см. Э.Махони. Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур / Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. - 4-е изд. - М.: «Академия», 1997. - С.74-85). К тому же именно форма квадрата логична на завершающем этапе заявляемого способа, когда для создания ресурсного образа можно предложить рисование мандалы (круг, вписанный в квадрат), гармонизирующей эмоциональное самочувствие клиентов. Символизм квадрата отражается в художественных произведениях, ориентирует на обретение равновесия, стабильности, уверенности.

Заявленный способ задает нетипичные условия для рисования. Судя по отзывам, большинство людей, особенно современных детей и подростков, не имели прежде опыта рисования на стеклах. Необычность такого способа рисования вызывает интерес, заметно снижает тревожность и сознательный контроль, делает рисунок непроизвольным и более аутентичным, а клиента открытым своим истинным эмоциональным чувствам и переживаниям. Рисование на вертикальной поверхности стекла значительно отличается от работы на горизонтально расположенном листе бумаги. Фактура бумаги удерживает краску, облегчает контроль за контурами и границами художественного объекта, позволяет рисовать твердыми средствами (карандашом, фломастером, углем и др.). Это в заметной степени повышает вероятность применения имеющихся у человека навыков рисования и появления стереотипных образов, рисунков-штампов, что снижает силу эмоционального отклика.

Вертикально расположенная поверхность стекла нивелирует этот аспект. В способе исключается работа карандашом и фломастером, краска может стекать произвольно, создавая неожиданные разводы, пятна и случайные образы. На такие слабоконтролируемые художественные продукты легче проецируются психотравмирующие эмоциональные реакции, поскольку снижается барьер «эго-цензуры», затрудняющий словесное выражение бессознательных конфликтных элементов.

Следовательно, быстрее наступает облегчение, ослабление эмоциональной боли.

Стекло для работы устанавливается таким образом, что через него можно видеть на просвет. Стекло создает ощущение «прозрачности» границ, но, тем не менее, задает границы пространства и символически ограничивает проблему, симптом. Кроме того, в процессе рисования в пугающем многослойном изображении легко протереть «окошко», через которое можно взглянуть на мир и проблему по-новому, в «очищенное стекло», что также производит терапевтический эффект, усиливает предчувствие положительного исхода, предвидение выхода из ситуации.

К тому же рисование на стекле снижает ситуативную тревожность, которую испытывают большинство людей перед созданием образа красками на бумаге, поскольку его трудно контролировать, сложно или невозможно исправить в случае неудовлетворительного результата. Рисунок акварелью и/или гуашью по стеклу легко стереть и вновь нанести скорректированное изображение, что также усиливает позитивное эмоциональное воздействие способа.

Стекло годится для многократного использования, а, следовательно, заявляемый способ является более экономичным в сравнении с использованием одноразовых носителей (бумаги, картона, ткани и т.п.).

До начала этапа художественного творчества клиенту предлагают удобно расположиться за столом, настроиться на работу и визуализировать образ негативного эмоционального состояния, психотравмирующее влияние которого он хотел бы ослабить и впоследствии освободиться от него совсем. Создаются максимально комфортные условия с высокой степенью психологической защищенности, поскольку эмоционально травмированные люди требуют особенно бережного, тактичного подхода.

Далее клиента побуждают описать свое актуальное эмоциональное состояние в личном рефлексивном листе, который ведется на протяжении всего сеанса по типу дневниковых записей.

В заявляемом способе предлагается авторский прием «рефлексивного листа», что позволяет сохранить высокую степень конфиденциальности, усиливает ощущение психологической безопасности и доверия во время сеанса, снижает психологические барьеры перед свободным самовыражением, самоосознанием и самопринятием. В рефлексивных листах клиенты записывают собственные наблюдения и инсайты, что позволяет клиентам самостоятельно отслеживать динамику арт-терапевтического процесса. Кроме того, зафиксированные в рефлексивном листе спонтанные реакции и другие результаты самонаблюдения остаются подлинным свидетельством, достоверным фактом, который в отличие от вербальной обратной связи не подправляется в течение времени «цензурой сознания», а потому остается достоверным материалом для дальнейшей работы.

После этого в присутствии специалиста клиент выполняет спонтанное рисование визуализированных образов с помощью гуаши и/или акварели на одной из поверхностей вертикально расположенного бесцветного прозрачного стекла (фиг.2).

Помимо обычных средств для нанесения краски рекомендуется рисование пальцами и ладонями. Тактильный контакт, простота техники исполнения позволяют быстрее преодолеть фиксацию на болезненных переживаниях. Обычно мишенью терапевтической активности становятся эмоциональный дискомфорт, напряжение, эмоциональные отклонения (нарушения), проявления которых отражаются в виде какого-либо художественного образа.

В заявленном способе клиента побуждают к свободным ассоциациям, спонтанному рисунку, экспериментированию и «игре» с красками без необходимости рисовать узнаваемое изображение. При этом не применяется суггестивного воздействия, используется нетрадиционный материал - прозрачное стекло, которое очищается реально и символически от рисунка психотравмирующего состояния.

Данный способ основан на триадной структуре арт-терапевтического взаимодействия: клиент - художественный продукт - специалист. Специалист инициирует психологически и физически безопасную ситуацию творчества, визуальную экспрессию, побуждает к снижению сознательного контроля над содержанием и формой изображения, оказывает психоэмоциональную поддержку и техническую помощь в случае необходимости.

По окончании спонтанного рисования клиент, при желании, имеет возможность продемонстрировать работу, рассказать о процессе создания рисунка и своих впечатлениях, а также внести необходимые записи в рефлексивный лист.

Затем клиент осуществляет трансформацию рисунка, созданного в процессе индивидуальной работы, путем его смывания водой, т.е. проводится процедура терапевтического смывания негативного изображения водой, например, под струей проточной воды, в присутствии специалиста, который осуществляет психологическую поддержку и фасилитацию эмоциональной экспрессии клиента, а также контроль сохранности стекла с целью обеспечения физической безопасности. Процедуру послойного смывания краски со стекла логично рассматривать как прием прямой трансформации проблемного образа в ресурсном направлении.

Последующее смывание рисунка водой также имеет терапевтическую направленность. Текущая вода ассоциируется с вековыми ритуалами омовения, очищения, благодаря чему быстрее достигается ожидаемый результат, который усиливается эстетическими впечатлениями. Краски, перемешиваясь под струей воды, создают необычные живописные сочетания, которые меняются по мере смывания, как в калейдоскопе.

Символическое отчуждение симптома в виде его изображения красками на стекле и освобождение от него под струей проточной воды может рассматриваться как метафора исцеляющего процесса.

Сеанс завершается созданием художественного образа с позитивным ресурсным содержанием на чистом стекле с обеих сторон одновременно, при этом рисование осуществляется в клиентских парах при групповой работе или в паре клиент - специалист, если проводится индивидуальный сеанс (фиг.3).

Очевидно, что поиск нового художественного образа с позитивным ресурсным содержанием, его визуализация, вербализация и совместное с партнером рисование на стекле способствуют саморефлексии и принятию осознанного решения.

Техническое решение данного этапа объясняется тем, что клиента побуждают создавать художественный образ с позитивным ресурсным содержанием для своего партнера, оказывать ему эмоциональную поддержку. Тем самым преодолевается психологическая защита или сопротивление, если клиент не готов к самопомощи. Создание общего рисунка приводит к осознанию собственных внутренних ресурсов и принятию ответственности за личностные изменения.

Полученные художественные образы с позитивным ресурсным содержанием и позитивные эмоциональные реакции на них обсуждаются в парах и в группе, а затем фиксируются каждым клиентом в своем рефлексивном листе, что приводит к эмоциональному переключению, оптимизирует эмоциональное равновесие личности, повышает осознание и способствует принятию ответственного решения.

Известно, что самонаблюдение играет значимую роль в различных обусловленных стрессом профилактических и терапевтических вмешательствах. Протоколирование наблюдений само по себе имеет терапевтическую ценность. Однако записи, сделанные непосредственно в ходе сеанса, обладают дополнительным ресурсом. Они помогают зафиксировать первичный спонтанный эмоциональный отклик, актуальную эмоциональную реакцию, возникшую в процессе экспресс-коррекции, что с одной стороны непосредственно усиливает эффект адекватного отреагирования неприятных переживаний, а с другой - становится аутентичным материалом для последующего рефлексивного самоанализа. Дети также способны описывать свои эмоции, чувства, переживания, прибегая к форме коротких записей в одно или несколько ключевых слов. Возможна помощь взрослого.

Методологический принцип триадности проявляется также и в структуре сеанса: первый этап связан с актуализацией эмоционального состояния из недавнего или далекого прошлого, определяющего эмоциональные реакции в настоящем, и его изображением красками. Второй этап ассоциируется с символическим освобождением от психотравмирующих переживаний. Третий этап предполагает актуализицию эмоциональных ресурсов, освоение нового опыта создания позитивного образа реальности.

Способ экспресс-коррекции эмоционального состояния, побуждая человека к свободному выражению в символическом виде эмоций, чувств, переживаний с их последующей трансформацией, способствует развитию адаптивных ресурсов человека, его эмоциональной устойчивости к психотравмам и сопротивляемости в трудных жизненных ситуациях. Первостепенная задача применения предлагаемого способа экспресс-коррекции - ситуативное облегчение психоэмоционального самочувствия, а в дальнейшем - гармонизация эмоционального здоровья личности.

В долговременной перспективе способ обеспечивает позитивную динамику становления здоровой эмоциональной идентичности человека.

Таким образом, в заявляемом способе предлагается экспресс-коррекция эмоционального состояния, своевременное применение которой становится психопрофилактической мерой, упреждающей развитие эмоциональных расстройств, первичной и вторичной психотравмы.

В целом заявленный способ экспресс-коррекции эмоционального состояния позволяет за время сеанса облегчить тяжелое эмоциональное состояние клиента, ослабить его эмоциональную боль и получить ценный опыт отреагирования негативных эмоций, чувств, переживаний в социально-корректной форме, оптимизировать эмоциональный отклик в ситуации «здесь и теперь», является триггером улучшения общего психологического самочувствия в дальнейшем.

Примеры реализации способа

Пример 1. Индивидуальная форма применения способа экспресс-коррекции эмоционального состояния взрослого.

Клиент Ю., 27 лет, по медицинским показаниям здоров. Склонен к углубленному самопознанию, творческому самовыражению и рефлексии.

Череда жизненных коллизий, произошедших в жизни этого клиента в течение 3-х месяцев, привела к накоплению значительных по силе отрицательных эмоций, субъективно переживаемых как сильное напряжение и беспокойство. На фоне разрыва с женой и близким другом по причине их связи прибавились неослабевающие чувства обиды, душевной боли и сильного гнева. Стало крайне трудно управлять эмоциями: злость сменялась слезами, которые клиент едва сдерживал, чтобы не разрыдаться в присутствии коллег.

В итоге, на работе без видимых побудительных причин с Ю. случился бурный аффективный взрыв (как психическая разрядка от изнуряющих негативных переживаний).

В такой эмоционально критической ситуации клиент обратился за психологической помощью. Он отказался от групповой работы, желая максимально сохранить конфиденциальность ситуации.

На первом сеансе он был очень взволнован и переживал, что не сможет говорить о свих трудностях вслух.

1. Психолог разъяснила Ю. сущность, границы и ресурсы способа экспресс-коррекции, а также сообщила, что рефлексивный лист, в котором клиент будет делать записи, является личным документом, доступным только самому клиенту, так что все записи остаются приватными. После чего Ю. несколько успокоился и принял более расслабленную позу. Далее ему было предложено взять лист бумаги и коротко записать, как он видит причину обращения к психологу и что ожидает по завершении этого сеанса работы. Завершив записи, Ю. свернул лист в 4 раза и спрятал в карман своего пиджака.

2. Психолог сообщила, что начинается этап визуализации и творчества, когда важно быть максимально открытым своим переживаниям, стараться не контролировать образы и способы их изображения на стекле. Затем психолог посоветовала Ю. сменить пиджак на спецодежду, чтобы не тревожиться из-за возможности испачкаться краской, что Ю. с радостью сделал. Позже он скажет, что тайные записи в рефлексивном листе очень тяготили его, «жгли», находясь близко к сердцу в кармане пиджака.

Затем психолог предложила принять удобную позу, при желании закрыть глаза и постараться представить, как выглядят образы переполняющих его эмоций и чувств. Возможно, их будет несколько. Необходимо выбрать наиболее яркое по силе эмоциональной реакции, гнетущее состояние и приступить к его рисованию на стекле с помощью гуаши и/или акварели, используя, по желанию, кисти любого размера, валик, губку, пальцы и ладони рук. Психолог повторила, что нет необходимости стремиться к конкретным, узнаваемым изображениям. Можно рисовать линии, пятна, размазывать краску, наносить много слоев. Эстетическая сторона художественного продукта в данный момент не имеет значения, важно выплеснуть свои переживания наружу через спонтанное рисование. По сути, предстоит не столько рисование, сколько экспериментирование, психологическая игра с красками.

Клиент расположился за столом перед вертикально укрепленным в штативе стеклом, а психолог заняла место в стороне, поодаль, чтобы не быть в зоне прямой видимости клиента. Все произошедшее на этапе настроя усилило у Ю. ощущение психологической безопасности происходящего.

Клиент приступил к работе осторожно, начал рисовать тонкой кистью, еле прикасаясь к стеклу, подолгу наблюдая на просвет за тончайшими ломаными линиями черного цвета. Позже он расскажет психологу, что линии его завораживали, ему казалось, будто они спутываются в клубок как и его собственная жизненная ситуация, отчего нарастало чувство гнева. «Задушенная» ярость возрождалась с прежней силой. Ю. взял широкую кисть и начал быстро наносить черную краску на всю поверхность. Затем валиком размазал краску, окунул пальцы в баночку с красной гуашью и стал сильно стучать ими по стеклу, добавляя все новые и новые слои. Через несколько минут он вновь стал использовать черную краску, размазывая ее ладонями. Вероятно, тактильный контакт со стеклом помогал лучше отреагировать на переполняющие его обиду, боль, гнев. «Война» красками на стекле длилась около 20 минут. Затем Ю. положил руки на стол ладонями кверху и по-детски искренно улыбнулся. Было видно, что он чувствует себя намного лучше.

Свободное выражение спонтанных переживаний в широком, не ограниченном речью, семиотическом поле открыло дополнительные возможности для материализации и отреагирования сильных негативных переживаний.

3. В ответ на предложение психолога смыть изображение со стекла клиент тут же согласился «смыть эту грязь». Он поместил стекло в раковину, включил теплую воду и в течение почти 10-ти минут тщательно смывал краску со стекла, помогая пальцами и ладонями. Время от времени комментировал процесс: «Надо же, как черный с красным склеились, прямо «не разлей вода». «Как много грязи - как в жизни». «И все-таки чистая вода побеждает, это обнадеживает». «Помните: и дождь смывает все следы…». Психолог просто наблюдал за происходящим, т.к. ситуация требовала молчаливого и понимающего соприсутствия. Это помогало удерживать «личностные границы» клиента.

После процедуры смывания Ю. был поражен переменам в самоощущении. Он без инструкции психолога достал рефлексивный лист из кармана пиджака и сделал несколько записей. Затем вновь спрятал лист, но уже в ящик рабочего стола, и стал рассказывать психологу, как его восхитила эта техника, какое удивительное чувство рисовать красками по стеклу. Вспомнил праздничное ощущение из детства, когда перед Новым годом они с мамой рисовали зубной пастой на зеркалах зимние узоры.

4. В ответ на это психолог предложила нарисовать такую же позитивную картинку на стекле с двух сторон одновременно. Прежде чем приступить к рисованию, важно было договориться о теме. Ю. некоторое время рассуждал, какой образ для него мог бы стать ресурсным. Он предложил рисовать ответственность за будущее своих детей. На стекле появилось изображение «понимающего» сердца, которое заполняло светлое чувство. Рисунок плотно покрывал всю поверхность стекла. Ю. работал, не обращая внимания, что делает психолог с противоположной стороны. Он был увлечен и полон энергии. Было видно, что Ю. готовится принять какое-то решение. Когда работа завершилась, он вдруг вспомнил, что рисовал не один. Тогда он взял мокрую губку и протер внутри солнечного круга окошко, чтобы через него взглянуть на психолога. Сказал: «Символически это действие означает - не замыкаться на себе и не терять связь с внешним миром». Далее Ю. с удовольствием рассматривал картину психолога, прокомментировал, что ее рисунок как бы раздвигает границы его понимания ответственности.

5. Сделал новые записи в рефлексивном листе.

В последующих комментариях в конце занятия клиент рассказал, что когда рисовал гнев, боль и злость на стекле, ему хотелось, чтобы стекло стало гигантским, там много чувств надо было «излить из себя». Накладывая слои черной и красной краски друг на друга, он вдруг осознал, что именно небольшой размер стекла удерживает его в границах. И это важно для будущей жизни - не поддаваться эмоциям и вернуться «в рамки». Когда сумел остановиться, стало весело и легко. Ю., действительно, выглядел лучше, изменилось выражения лица, осанка. В качестве главного инсайта за время этого сеанса он назвал «открытие, что если смотреть на проблему через злость, боль и месть, выхода не найти. Теперь, когда он чувствует эмоциональную разрядку, вероятно, он сможет управлять своими эмоциями в момент трудного разговора».

С клиентом Ю. был проведен только один сеанс экспресс-коррекции эмоционального состояния. Спустя два месяца он с благодарностью позвонил психологу и рассказал, что «неоднократно использовал этот способ как самопомощь, когда эмоции обиды вновь начинали им руководить». Умение контролировать эмоциональные реакции дало возможность Ю. принять ряд обдуманных решений по улучшению семейной ситуации. По словам Ю., этот способ научил его оптимизировать эмоциональные ресурсы.

В данном случае видно, как изображение травмирующих переживаний вызвало чувственный ответ, эмоциональное переключение, а впоследствии -осознание, которое, как известно, переломный момент на пути к «психологическому исцелению».

Таким образом, заявляемый способ помог предупредить развитие посттравматического стрессового расстройства, сыграл существенную роль в развитии эмоциональной устойчивости и сопротивляемости личности Ю.

Пример 2. Применение способа экспресс-коррекции эмоционального состояния детей в условиях групповой работы.

Группа младших школьников (6 участников в возрасте 10-11 лет). Каждый имеет те или иные эмоциональные отклонения или нарушения, которые сопровождаются повышенной тревожностью, страхами, фобией, вербальной агрессией и т.д.

Рассмотрим применение способа экспресс-коррекции на примере мальчика В., 11 лет.

Причина обращения к психологу - множественные страхи на фоне плохой социализации ребенка и затянувшегося конфликта в семейных отношениях родителей, которые не разведены, но живут по отдельности. В. с рождения воспитывается под присмотром няни и водителя, по сути, не имея возможности самостоятельно осваивать социальные навыки. Он не умеет и панически боится ездить в лифте, метро, оставаться в темной комнате. Из-за того, что мама стремится приучить сына спать в ночное время в своей комнате с выключенным светом, В., по его словам, иногда всю ночь проводит без сна с открытыми глазами, леденея от ужаса, если видит тени в окне или слышит шорохи. Ему часто мерещится, как в комнату пытаются проникнуть преступники. Он боится умереть или быть взятым в заложники. После бессонных ночей ребенок испытывает усталость, сонливость на уроках, эмоциональные зажимы в общении и апатию.

Подтвержденный диагноз В. - фобическое тревожное расстройство в детском возрасте (F 93.1 по классификации МКБ-10). Клинически определенная группа симптомов причиняла страдание и препятствовала нормальному личностному функционированию ребенка.

1. Порядок действий в способе экспресс-коррекции совпадает с примером 1.

В рефлексивный лист В. записал: победить страх, быть смелым в школе и протянул лист психологу. Добавил: «Мне сказали, что Вы -художественный врач и мне это поможет». Со слов семейного доктора, мальчика неоднократно консультировали у других специалистов, но проявления его эмоционального расстройства со временем усугублялись.

2. На вопрос психолога, хватит ли у него мужества и сил, чтобы с закрытыми (или открытыми, по желанию) глазами представить образы, которые его тревожат и пугают, а затем нарисовать их на стекле, В. ответил: «Это просто. Я их все время вижу, даже днем. Иногда рисую в тетрадке. Правда, показать не могу, выбрасываю. Зачем мне они?».

В. открыл баночки с гуашью. Отставил в сторону все цвета, кроме черного, сказав при этом: «Новая краска, никто не рисовал» (хотя весь набор гуаши ранее не использовался). Затем взял тонкую кисточку, подумал минутку, отложил в сторону, взял широкую кисть и, не задавая дополнительных вопросов по процедуре рисования, принялся закрашивать стекло толстым слоем черной краски.

В. потратил много сил и гуаши на закрашивание стекла, монотонно и однообразно работал 18 минут. Потом отложил кисть и некоторое время сидел молча. Затем сказал: «Краска засохла, теперь можно рисовать страх». Взял тонкую кисточку, белую гуашь, изобразил спинку кровати и притаившуюся за ней хрупкую, маленькую фигурку ребенка. В. сказал: «Это я, а все черное вокруг - это мой страх».

На вопрос психолога, что лучше всего сделать с этим рисунком, чтобы мальчик перестал бояться, ответ был: «Надо стереть черное».

3. В. первым из группы пошел смывать рисунок со стекла. Он не только дочиста отмыл краску, но и вытер стекло насухо.

Затем В. спросил разрешения рассказать другим ребятам о своих впечатлениях. В ответ психолог заметила, что это можно будет сделать чуть позже и попросила его внести записи в рефлексивный лист, пока остальные ребята по очереди «смывали» свои страхи.

4. После обсуждения в рефлексивном круге, участники расселись парами. Им было предложено договориться между собой о том, какой ресурсный образ лучше всего изобразить, чтобы усилить позитивные чувства, которые, по их откликам, они испытывают после смывания страхов.

В. работал в паре с девочкой 10-ти лет. Они решили изобразить человека, который не боится. В. снова нарисовал белой краской фигурку ребенка, но на прозрачном стекле и стоящего под огромным абажуром с желтой лампой. Девочка с противоположной стороны рисовала окно, в которое светит солнце, открытую дверь, различные аксессуары «счастливого дома». Она заметила, что не хватает выключателя, чтобы в нужный момент включить свет, и нарисовала его на стене, рядом с фигуркой мальчика (со своей стороны стекла).

5. В итоге получилась целостная, единая по замыслу, позитивная картина, где все детали с одной стороны дополняли изображенный на другой стороне сюжет. По репликам и мимике было очевидно, что ребятам нравится их картина, и они чувствуют эмоциональный подъем. Образное выражение неосознаваемых аффектов способствовало эмоциональной разрядке. Когда работа была завершена, на вопрос психолога, как теперь чувствует себя герой этого сюжета, оба ответили, что хорошо, не боится. Он знает простой рецепт, когда ночью страшно, надо включить свет, главное, чтобы выключатель был рядом. Далее В. сделал новые записи в рефлексивном листе.

По совету психолога мама поставила ночник у кровати мальчика, и он стал чувствовать себя уверенней. В ночь после сеанса ребенок крепко и долго спал, а затем неоднократно прибегал к способу рисования и смывания своих страхов самостоятельно, ослабляя тем самым влияние сильных пугающих чувств и эмоций. В. продолжал посещать группу арт-терапии в течение 5 месяцев. Достоверно подтверждено, что сформировавшейся позитивный эмоциональный настрой со временем иррадиировал на когнитивные и поведенческие паттерны ребенка.

Таким образом, заявляемый способ снимает накопившееся эмоциональное напряжение; «очищает» эмоционально-стрессовые «наслоения»; способствует осознанию и открытой, аутентичной коммуникации, позволяет облегчить и улучшить текущее эмоциональное состояние клиента в течение одного сеанса. Поскольку способ нацелен на скорую психологическую помощь и эмоциональную поддержку, он может применяться самостоятельно, а также в процессе кратковременной и интенсивной терапии.

Похожие патенты RU2420233C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ 2008
  • Пискарева Елена Валерьевна
RU2369412C1
Способ восстановления локомоторной функции верхней конечности на стороне мастэктомии, проведенной по поводу рака молочной железы 2019
  • Гигинейшвили Георгий Ревазович
  • Котенко Наталья Владимировна
  • Ланберг Ольга Александровна
RU2700536C1
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМУ ЛЕЧЕНИЮ 2010
  • Богданова Татьяна Николаевна
RU2452525C1
СПОСОБ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА 2021
  • Дрожжина Ирина Владимировна
RU2777242C1
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ИЛИ УМЕНЬШЕНИЯ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦВЕТОТЕРАПИИ 2014
  • Гусева Мария Евгеньевна
RU2593225C2
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СОСТОЯНИЯ ВЫГОРАНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ 2009
  • Морозова Галина Владимировна
RU2416436C2
Способ комплексной санаторно-курортной реабилитации пациентов с постинфарктным кардиосклерозом 2021
  • Ланберг Ольга Александровна
  • Хает Леонид Григорьевич
  • Гигинейшвили Георгий Ревазович
  • Котенко Наталья Владимировна
  • Стяжкина Елена Михайловна
RU2761737C1
СПОСОБ И.М. СПИВАКА АУТОКРЕАТИВНОЙ ТЕРАПИИ 2010
  • Спивак Игорь Маратович
RU2424828C1
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА 2007
  • Ромацкий Валерий Владимирович
RU2352363C2
СПОСОБ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА И ОЖИРЕНИЯ 2014
  • Бобровский Андрей Вениаминович
  • Тен Юрий Анатольевич
  • Штеркель Татьяна Александровна
  • Чайкина Анна Владимировна
  • Пирогова Вероника Петровна
  • Тютев Роман Анатольевич
RU2597406C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 420 233 C1

Реферат патента 2011 года СПОСОБ ЭКСПРЕСС-КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Изобретение относится к области психологии и психотерапии и может быть использовано для экспресс-коррекции остро переживаемых эмоциональных состояний, психокоррекции и психопрофилактики различного рода эмоциональных отклонений. Клиенту предлагают визуализировать образ негативного эмоционального состояния, затем нанести на стекло соответствующее изображение красками и/или гуашью. После этого ему предлагают смыть водой материализованное в рисунке отображение негативных переживаний и создать новый художественный образ с позитивным ресурсным содержанием в паре со специалистом или другим клиентом одновременно с обеих сторон чистого стекла. На протяжении всего сеанса свои ощущения и изменения в эмоциональном состоянии клиенты фиксируют в рефлексивных листах, в которых записывают собственные наблюдения и инсайты. Способ позволяет за период одного сеанса оказать человеку психологическую поддержку в экстремальной и/или эмоционально трудной жизненной ситуации, помогает отреагировать, ослабить или преодолеть негативные переживания в социально приемлемой форме, получить эмоциональную разрядку, приобрести субъективный опыт оперативной самопомощи, а в дальнейшем выработать новую позитивную стратегию эмоционального реагирования и эффективные навыки самоконтроля эмоциональных реакций. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 420 233 C1

Способ экспресс-коррекции эмоционального состояния, включающий обеспечение клиента набором художественных средств для нанесения рисунка на плоскую поверхность, обсуждение психологического состояния, ассоциаций и переживаний при создании рисунка, интерпретацию рисунка клиентом, вербализацию опыта, приобретенного при создании рисунка, отличающийся тем, что до начала художественного творчества клиенту предлагают визуализировать образ психотравмирующего эмоционального состояния, после этого в присутствии специалиста клиент выполняет спонтанное рисование визуализированного образа с помощью гуаши и/или акварели на одной из поверхностей вертикально расположенного бесцветного прозрачного стекла с обточенными краями формата 30×30 см, толщиной 4 мм, затем клиент осуществляет трансформацию рисунка, созданного в процессе индивидуальной работы, путем его смывания водой, после этого клиент в паре со специалистом или другим клиентом создают одновременно с обеих сторон чистого стекла новый художественный образ с позитивным ресурсным содержанием, при этом на протяжении всего сеанса клиент записывает в рефлексивный лист изменения о своем эмоциональном состоянии и инсайты.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2420233C1

СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ 2008
  • Пискарева Елена Валерьевна
RU2369412C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПО МЕТОДУ А.М. ЛУГОВОЙ 2006
  • Лугова Анна Михайловна
RU2313282C1
ЛЮБИМОВ А
и др
Визуальная метафора в психотерапевтической работе, 2006, найдено из Интернета, http://nlpr.ru/book/export/html/129
ЛЕБЕДЕВА Л.Д
Полезная экспрессия, «Школьный психолог», №45, 2002, найдено из Интернета, http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200204512
ЩЕРБАТЫХ

RU 2 420 233 C1

Авторы

Лебедева Людмила Дмитриевна

Лаптев Леонид Григорьевич

Даты

2011-06-10Публикация

2010-03-02Подача