СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УЗЛОВ ТРЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, РАБОТАЮЩИХ В ПРИСУТСТВИИ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА Российский патент 2011 года по МПК G01M15/14 

Описание патента на изобретение RU2420721C1

Изобретение относится к способам оценки технического состояния двигателей по параметрам частиц износа трущихся деталей, смазываемых маслом, в пробах масла из маслосистемы.

Известен способ оценки технического состояния и интенсивности изнашивания узлов трения, смазываемых маслом, с противоизносными присадками, содержащими химические элементы, не входящие в состав материалов узлов трения (патент РФ №2319946 С1).

Недостатком известного способа оценки технического состояния по объему накопленного в процессе износа содержания того или иного элемента для каждой детали с учетом процентного содержания элементов, являющихся преимущественными в составе материала каждой детали степени износа не является приемлемой, т.к. газотурбинные двигатели имеют большой расход масла и производится его постоянная доливка.

Наиболее близким к заявляемому является способ оценки технического состояния узлов трения газотурбинного двигателя, работающих в присутствии смазочного материала, заключающийся в том, что в ходе эксплуатации двигателя отбирают пробы смазочного материала, определяют в них методом спектрального анализа концентрации выделившихся в процессе износа частиц металлов, являющихся основой сплавов, из которых изготовлены детали, омываемые маслом (патент RU №2246716) - прототип.

Недостатком известного способа, принятого за прототип, является то, что для диагностики газотурбинных двигателей используется определение массовой доли продуктов изнашивания (концентрации) в пробах масла непосредственно трущихся деталей, работающих в присутствии смазочного материала, т.е. концентрации других металлов, не входящих в состав трущихся пар, не задействованы при принятии решения об исправности двигателя.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в расширении возможностей диагностики технического состояния газотурбинного двигателя путем спектрального анализа не только непосредственно трущихся деталей, работающих в присутствии смазочного материала, но и других частей подшипниковых опор и зубчатых механизмов: корпусных деталей, уплотнительных конструкций и элементов крепления подшипников.

Сущность технического решения заключается в том, что в способе оценки технического состояния узлов трения газотурбинного двигателя, работающих в присутствии смазочного материала, заключающемся в том, что в ходе эксплуатации двигателя отбирают пробы смазочного материала, определяют в них методом спектрального анализа концентрации выделившихся в процессе износа частиц металлов, являющихся основой сплавов, из которых изготовлены детали, омываемые маслом, СОГЛАСНО ИЗОБРЕТЕНИЮ, дополнительно в пробах смазочного материала при спектральном анализе определяют концентрации выделившихся в процессе износа частиц легирующих элементов сталей подшипников качения, медных и других сплавов, защитных покрытий деталей, подвергающихся изнашиванию, также контролируют концентрации элементов, входящих в состав истираемых покрытий газовоздушного тракта двигателя и уплотнительных материалов, конструкций, разделяющих воздушные и масляные полости, частицы которых могут попадать в масло, и контролируют элементы, входящие в состав загрязнений смазывающего масла, которые могут попасть вместе с пылью из проточной части двигателя, затем определяют параметры частиц изнашивания всех контролируемых металлов, сравнивают со среднестатистическими значениями параметров частиц изнашивания нормально работающего «эталонного» двигателя и принимают решение о возможности продолжения эксплуатации двигателя. При превышении нормируемого содержания в масле элементов, входящих в состав покрытий газовоздушного тракта двигателя, производят визуально-оптический осмотр уплотнительных элементов компрессора. При превышении нормируемой концентрации элементов покрытий уплотнительных материалов, разделяющих воздушные и масляные полости, производят контроль давления и температуры масла, откачиваемого из подшипниковых опор, фиксируемых бортовыми системами контроля параметров самолета или газотурбинной установки. При превышении нормируемой концентрации элементов, входящих в состав загрязнений смазывающего масла, выполняют контроль нормируемого класса чистоты масла и принимают решение о необходимости его замены.

Дополнительное определение в пробах смазочного материала методом спектрального анализа параметров частиц изнашивания всех контролируемых металлов позволяет повысить качество диагностики технического состояния газотурбинного двигателя, при этом сведения о содержании легирующих элементов позволяют оценить группу марок сталей (сплавов) и соответственно деталей, подвергающихся износу, а наличие частиц металлов защитных, противоизносных и других покрытий позволяет дополнительно дифференцировать место повреждения и его возможные последствия. Контроль концентрации элементов, входящих в состав истираемых покрытий газовоздушного тракта двигателя и уплотнительных материалов, разделяющих воздушные и масляные полости, обеспечивает своевременное принятие решений о дополнительном контроле температурного состояния узлов двигателя.

Заявляемый способ оценки технического состояния узлов газотурбинного двигателя, работающих в присутствии смазочного материала, заключается в отборе проб смазочного материала в ходе эксплуатации двигателя. В пробах определяют методом спектрального анализа концентрации выделившихся в процессе износа частиц металлов, которые являются основой сплавов, из которых изготовлены детали, омываемые маслом (железо, медь, титан, магний, алюминий и др.). Дополнительно в пробах смазочного материала при спектральном анализе определяют концентрации выделившихся в процессе износа частиц легирующих элементов сталей подшипников качения (вольфрам, ванадий, молибден и др.), медных и других сплавов, наиболее ответственных изнашиваемых деталей (олово, свинец, цинк, бериллий и др.), а также защитных покрытий деталей, подвергающихся изнашиванию (серебро, хром, никель и др.). Дополнительно контролируют концентрации элементов, входящих в состав истираемых покрытий газовоздушного тракта двигателя и уплотнительных материалов, разделяющих воздушные и масляные полости, частицы которых могут попадать в масло. Дополнительно контролируют элементы (кремний, кальций), входящие в состав загрязнений смазывающего масла, которые могут попасть вместе с пылью из проточной части двигателя. Затем определяют параметры частиц изнашивания контролируемых металлов, сравнивают со среднестатистическими значениями параметров частиц изнашивания нормально работающего «эталонного» двигателя и принимают решение о возможности продолжения эксплуатации двигателя. При превышении нормируемого содержания в масле элементов, входящих в состав покрытий газовоздушного тракта двигателя, производят визуально-оптический осмотр уплотнительных элементов компрессора. При превышении нормируемой концентрации элементов покрытий уплотнительных материалов, разделяющих воздушные и масляные полости, производят контроль давления и температуры масла, откачиваемого из подшипниковых опор, фиксируемых бортовыми системами контроля параметров самолета и газотурбинной установки. При превышении нормируемой концентрации элементов, входящих в состав загрязнений смазывающего масла, выполняют контроль нормируемого класса чистоты масла и принимают решение о необходимости его замены.

Мониторинг частиц элементов, входящих в состав уплотнительных материалов, разделяющих масляные и воздушные полости, прирабатываемых слоев газовоздушного тракта обеспечивает своевременное принятие решений о дополнительном контроле температурного состояния узлов двигателя. Определение концентрации элементов, входящих в состав пыли, поможет избежать длительной работы двигателя на чрезмерно загрязненном масле, своевременно определить фактический класс его частоты и, при необходимости, заменить.

Решение об отстранении двигателя от эксплуатации по результатам многоэлементного спектрального анализа при контролируемых параметрах, превышающих нормируемые, принимается при обнаружении на сигнализаторах частиц изнашивания или повреждения (стружки).

Похожие патенты RU2420721C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Макаров Виктор Петрович
  • Горбунов Александр Иннокентьевич
  • Халиуллин Виталий Фердинандович
RU2369854C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДВИГАТЕЛЕЙ С МЕЖВАЛЬНЫМИ ПОДШИПНИКАМИ 1998
  • Зарицкий С.П.
  • Дедеш В.Т.
  • Данковцев Н.А.
  • Трифонова О.А.
  • Чарный Ю.С.
  • Вершинина Н.С.
  • Калинин Ю.И.
RU2164344C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СТЕПЕНИ ИЗНОСА СМАЗЫВАЕМЫХ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2007
  • Евстифеев Борис Владимирович
  • Кабанов Анатолий Андреевич
  • Беляев Юрий Иванович
RU2343443C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ИНТЕНСИВНОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ УЗЛОВ ТРЕНИЯ, РАБОТАЮЩИХ В ПРИСУТСТВИИ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА 2006
  • Степанов Виктор Александрович
  • Антонов Алексей Николаевич
  • Денисов Евгений Анатольевич
  • Жулин Вадим Геннадьевич
RU2319946C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ, МАШИН И МЕХАНИЗМОВ 2005
  • Горбунов Александр Иннокентьевич
  • Дроков Виктор Григорьевич
  • Иноземцев Александр Александрович
  • Казмиров Александр Дмитриевич
  • Скудаев Юрий Дмитриевич
  • Чернов Валерий Иванович
RU2285907C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ЧАСТИЦ ИЗНОСА В МАСЛОСИСТЕМЕ ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Гайдай Максим Станиславович
  • Дроков Виктор Григорьевич
  • Кузменко Михаил Леонидович
  • Матвеенко Георгий Петрович
  • Овчинин Николай Николаевич
  • Скудаев Юрий Дмитриевич
  • Червонюк Владимир Васильевич
RU2275618C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ 2001
  • Гайдай М.С.
  • Дроков В.Г.
  • Казмиров А.Д.
  • Овчинин Н.Н.
  • Скудаев Ю.Д.
RU2239172C2
Способ контроля технического состояния двигателя внутреннего сгорания 1981
  • Большухина Людмила Ивановна
  • Мясников Юрий Николаевич
  • Попов Константин Федорович
SU1041893A1
СПОСОБ ПОУЗЛОВОЙ ТРИБОДИАГНОСТИКИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПО ПАРАМЕТРАМ ЧАСТИЦ ИЗНАШИВАНИЯ 2012
  • Дроков Виктор Григорьевич
  • Скудаев Юрий Дмитриевич
  • Халиулин Виталий Фердинандович
RU2491536C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ 2001
  • Алхимов А.Б.
  • Дроков В.Г.
  • Морозов В.Н.
  • Скудаев Ю.Д.
RU2216717C2

Реферат патента 2011 года СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УЗЛОВ ТРЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, РАБОТАЮЩИХ В ПРИСУТСТВИИ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА

Способ оценки технического состояния узлов трения газотурбинного двигателя, работающих в присутствии смазочного материала, заключается в отборе проб смазочного материала в ходе эксплуатации двигателя. В пробах определяют методом спектрального анализа концентрации выделившихся в процессе износа частиц металлов, из которых изготовлены детали, омываемые маслом. Дополнительно в пробах определяют концентрации выделившихся в процессе износа частиц легирующих элементов сталей подшипников качения, медных и других сплавов, защитных покрытий деталей, подвергающихся изнашиванию. Также контролируют концентрации элементов, входящих в состав истираемых покрытий газовоздушного тракта двигателя и уплотнительных материалов, разделяющих воздушные и масляные полости, частицы которых могут попадать в масло. Контролируют элементы, входящие в состав загрязнений смазывающего масла, которые могут попасть вместе с пылью из проточной части двигателя. Затем определяют параметры частиц изнашивания всех контролируемых металлов, сравнивают со среднестатистическими значениями параметров частиц изнашивания нормально работающего «эталонного» двигателя и принимают решение о возможности продолжения эксплуатации двигателя. При превышении нормируемого содержания в масле элементов, входящих в состав покрытий газовоздушного тракта двигателя, производят визуально-оптический осмотр уплотнительных элементов компрессора. При превышении нормируемой концентрации элементов покрытий уплотнительных материалов, разделяющих воздушные и масляные полости, производят контроль давления и температуры масла, откачиваемого из подшипниковых опор, фиксируемых бортовыми системами контроля параметров самолета и газотурбинной установки. При превышении нормируемой концентрации элементов, входящих в состав загрязнений смазывающего масла, выполняют контроль нормируемого класса чистоты масла и принимают решение о необходимости его замены. Данный способ оценки расширяет возможности диагностики технического состояния газотурбинного двигателя. 3 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 420 721 C1

1. Способ оценки технического состояния узлов трения газотурбинного двигателя, работающих в присутствии смазочного материала, заключающийся в том, что в ходе эксплуатации двигателя отбирают пробы смазочного материала, определяют в них методом спектрального анализа концентрации выделившихся в процессе износа частиц металлов, являющихся основой сплавов, из которых изготовлены детали, омываемые маслом, отличающийся тем, что дополнительно в пробах смазочного материала при спектральном анализе определяют концентрации выделившихся в процессе износа частиц легирующих элементов сталей подшипников качения, медных и других сплавов, защитных покрытий деталей, подвергающихся изнашиванию, также контролируют концентрации элементов, входящих в состав истираемых покрытий газовоздушного тракта двигателя и уплотнительных материалов, разделяющих воздушные и масляные полости, частицы которых могут попадать в масло, и контролируют элементы, входящие в состав загрязнений смазывающего масла, которые могут попасть вместе с пылью из проточной части двигателя, затем определяют параметры частиц изнашивания всех контролируемых металлов, сравнивают со среднестатистическими значениями параметров частиц изнашивания нормально работающего «эталонного» двигателя и принимают решение о возможности продолжения эксплуатации двигателя.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при превышении нормируемого содержания в масле элементов, входящих в состав покрытий газовоздушного тракта двигателя, производят визуально-оптический осмотр уплотнительных элементов компрессора.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что при превышении нормируемой концентрации элементов покрытий уплотнительных материалов, разделяющих воздушные и масляные полости, производят контроль давления и температуры масла, откачиваемого из подшипниковых опор, фиксируемых бортовыми системами контроля параметров самолета или газотурбинной установки.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что при превышении нормируемой концентрации элементов, входящих в состав загрязнений смазывающего масла, выполняют контроль нормируемого класса чистоты масла и принимают решение о необходимости его замены.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2420721C1

СПОСОБ КОНТРОЛЯ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, РАБОТАЮЩИХ В ПРИСУТСТВИИ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА 2003
  • Овчаренко С.М.
  • Сковородников Е.И.
RU2246716C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ИНТЕНСИВНОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ УЗЛОВ ТРЕНИЯ, РАБОТАЮЩИХ В ПРИСУТСТВИИ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА 2006
  • Степанов Виктор Александрович
  • Антонов Алексей Николаевич
  • Денисов Евгений Анатольевич
  • Жулин Вадим Геннадьевич
RU2319946C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Макаров Виктор Петрович
  • Горбунов Александр Иннокентьевич
  • Халиуллин Виталий Фердинандович
RU2369854C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ, МАШИН И МЕХАНИЗМОВ 2005
  • Горбунов Александр Иннокентьевич
  • Дроков Виктор Григорьевич
  • Иноземцев Александр Александрович
  • Казмиров Александр Дмитриевич
  • Скудаев Юрий Дмитриевич
  • Чернов Валерий Иванович
RU2285907C1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ХЛЕБОБУЛОЧНОГО ИЗДЕЛИЯ 2010
  • Квасенков Олег Иванович
  • Росляков Юрий Фёдорович
  • Шульга Анастасия Сергеевна
RU2436366C1
ЕР 1619489 В1, 19.03.2008.

RU 2 420 721 C1

Авторы

Макаров Виктор Петрович

Мухутдинов Фарит Ибраевич

Даты

2011-06-10Публикация

2009-12-14Подача