ПРОМЕЖУТОЧНОЕ РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ НА ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЙ ШПАЛЕ Российский патент 2011 года по МПК E01B9/48 E01B9/66 

Описание патента на изобретение RU2422576C1

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к конструкциям крепления рельсов к железобетонным основаниям.

Известна конструкция промежуточного рельсового скрепления на железобетонной шпале (RU 2205258, E01B 9/18, 2003), содержащая закладные болты и клеммы, взаимодействующие с подошвой рельса и бетонной шпалой.

Недостатком конструкции является то, что она не обеспечивает возможности уширения колеи в пределах, необходимых для прохода подвижного состава по кривым малых радиусов.

Наиболее близкой к заявляемому техническому решению является конструкция промежуточного рельсового скрепления на железобетонной шпале (В.Ф.Яковлев, Л.А.Андреева. Железнодорожный путь. С-Пб., АСПРОМТРАНС, 2002 г., стр.66-67, рис.3.11.), содержащая по разные стороны фиксируемого рельса закладные болты и две плоские клеммы со взаимно перпендикулярными упорными и торцовыми сторонами, имеющие каждая по паре вертикальных контактных поверхностей, расположенных на упорных сторонах и предназначенных для взаимодействия клеммы одной ее упорной стороной с рельсом по его подошве, другой - со шпалой по вертикальной стенке углубления в шпале на участке установки рельса. Меняя соотношение размеров клемм, можно сдвигать рельс вправо или влево, обеспечивая изменение ширины колеи в большую или меньшую стороны. В этом преимущество данной конструкции рельсового скрепления по сравнению с вышеприведенным аналогом. Однако для того чтобы гарантировать плавное движение экипажей по кривым, отводы ширины колеи от нормальной до уширенной и обратно должны выполняться с постепенным изменением положения рельса на шпалах. Для этого клеммы данного скрепления имеют несколько типоразмеров. Известно, что именно клеммы определяют сроки службы всего узла скрепления, так как их в несколько раз чаще рельсов, шпал и крепежных элементов приходится изымать из пути по износу контактных поверхностей, а комплекты разноразмерных клемм пополнять новыми единицами.

Таким образом, недостаток конструкции прототипа заключается в его сравнительно невысоких сроках службы и необходимости изготовления большого числа разновидностей клемм для обеспечения этих сроков.

При работе над изобретением решалась задача увеличения срока службы промежуточного скрепления за счет повторного использования его клемм и уменьшения в два раза числа разновидностей этих клемм.

Технический эффект достигается посредством того, что в промежуточном рельсовом скреплении на железобетонной шпале, содержащем по разные стороны фиксируемого рельса закладные болты и две плоские клеммы со взаимно перпендикулярными упорными и торцовыми сторонами, имеющие каждая по паре вертикальных контактных поверхностей, расположенных на упорных сторонах и предназначенных для взаимодействия клеммы одной ее упорной стороной с рельсом по его подошве, другой - со шпалой по вертикальной стенке углубления в шпале на участке установки рельса, обе клеммы идентичны по размерам и форме, установлены в узле скрепления с поворотом относительно друг друга на угол в 90°, и каждая клемма снабжена дополнительной парой вертикальных контактных поверхностей, выполненных по ее торцовым сторонам так, что сумма расстояний между контактными поверхностями существующей и дополнительной пар равняется разности между шириной углубления в шпале под рельс и шириной подошвы фиксируемого рельса.

Сущность предлагаемого технического решения разъясняется с помощью чертежей.

Фиг.1. - Общий вид промежуточного скрепления предлагаемой конструкции.

Фиг.2. - Клемма в плане.

Предлагаемое промежуточное скрепление железнодорожного пути на бетонной шпале содержит две плоские клеммы 1 и 2, которые вместе с подошвой 3 фиксируемого рельса 4 размещены в углублении участка 5, предназначенного для установки рельса 4 на шпале 6. Размеры a1 и а2 сторон 7 и 8 клемм соответственно 1 и 2 назначены такими, чтобы каждая из клемм 1 и 2 упиралась одной стороной в подошву 3 фиксируемого рельса 4, а другой в вертикальные стенки 9 и 10 углубления участка 5. Для этого клеммы 1 и 2 имеют по две пары контактных поверхностей. Со стороны рельса 4 такая поверхность 11 расположена под «лапкой 12» клеммы 1, прижимающей подошву 3 рельса 4 к шпале 6 на участке 5 углубления, а с противоположной стороны поверхность 13 повторяет форму вертикальной стенки 10, с которой она взаимодействует. Согласно предлагаемому техническому решению каждая клемма 1 и 2 снабжена дополнительной парой контактных поверхностей, выполненных по ее нерабочим сторонам 7 и 8, которые в схеме установки клемм 1 и 2 по фиг.1 являются торцовыми. Это делается для повторного использования клеммы после ее предельного износа. Сумма расстояний a1 и а2 между контактными поверхностями существующей и дополнительной пар по фиг.1 равняется a12=L-В, то есть разности между шириной L участка углубления 5 в шпале 6 и шириной В подошвы 3 фиксируемого рельса 4. Это позволяет на каждой шпале вместо двух разновидностей клемм пользоваться одной унифицированной клеммой, приведенной на фиг.2.

Устройство работает следующим образом.

Клеммы 1 и 2 устанавливаются в конструктивный узел скрепления по схеме, указанной на фиг.1. Под действием боковых сил, которые передаются от подошвы 3 рельса 4 на контактную поверхность 11, клемма изнашивается. Изношенные клеммы 1 и 2 для их повторного использования меняют местами и укладывают с поворотом каждой на угол 90°. При этом стороны 7 и 8, которые были торцовыми, занимают упорное положение, и клеммы работают еще один цикл. Для того чтобы при повороте клемм не приходилось изменять положение закладных болтов 14, оси 15 отверстий 16 под эти болты 14 должны располагаться на одинаковых расстояниях с от контактных площадок 13 и 7 клемм со шпалой 6, равном расстоянию от стенок 10 углубления участка 5 до оси закладного болта 14.

Таким образом, срок службы клемм увеличивается в два раза и вдвое уменьшается число разновидностей клемм в комплекте. Нам не известно технических решений, обеспечивающих повышение сроков службы промежуточных скреплений посредством унификации клемм.

Похожие патенты RU2422576C1

название год авторы номер документа
ПРОМЕЖУТОЧНОЕ РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ 2009
  • Говоров Вадим Владимирович
RU2405879C1
Промежуточное рельсовое скрепление 2023
  • Радыгин Сергей Юревич
  • Низамиев Марат Расимович
  • Прокопенко Олег Сергеевич
  • Кассов Николай Николаевич
  • Алексеев Антон Владимирович
RU2805596C1
ПРОМЕЖУТОЧНОЕ РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ НА ЖЕЛЕЗОБЕТОННОМ ОСНОВАНИИ 2002
  • Спиридонов В.Н.
  • Дьяков А.В.
  • Иванов А.В.
  • Федин В.М.
RU2205258C1
ПРОМЕЖУТОЧНОЕ РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ 2004
  • Кравченко Н.Д.
  • Круглов В.М.
  • Червяков В.Ю.
  • Яковлев Г.Б.
  • Кравченко С.Н.
RU2257438C1
ПРОМЕЖУТОЧНОЕ КРЕПЛЕНИЕ РЕЛЬСА 2001
  • Пивень Владимир Александрович
  • Писоцкий Поликарп Захарович
  • Писоцкий Артур Поликарпович
RU2226232C2
ПРОМЕЖУТОЧНОЕ НЕРАЗДЕЛЬНОЕ СКРЕПЛЕНИЕ ДЛЯ СКОРОСТНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ 2002
  • Супрун П.П.
  • Гамоля Ю.А.
  • Леонов Э.А.
  • Завгородний Г.В.
RU2221098C2
РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ 1993
  • Кольнер В.М.
  • Крикунов О.И.
  • Серебренников В.В.
  • Сидоренков А.А.
  • Темников В.П.
  • Гучков А.К.
RU2053324C1
РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ 1992
  • Гучков А.К.
  • Крикунов О.И.
  • Кольнер В.М.
  • Серебренников В.В.
  • Сидоренков А.А.
  • Фонкац В.С.
RU2042759C1
Узел рельсового скрепления 2022
  • Грушин Даниил Алексеевич
  • Мирошниченко Сергей Александрович
  • Нечаев Роман Валентинович
  • Гусаров Олег Александрович
  • Петров Александр Владимирович
RU2786900C1
ПРОМЕЖУТОЧНОЕ РАЗДЕЛЬНОЕ СКРЕПЛЕНИЕ ДЛЯ СКОРОСТНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ 2002
  • Супрун П.П.
  • Гамоля Ю.А.
  • Леонов Э.А.
  • Завгородний Г.В.
RU2221099C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 422 576 C1

Реферат патента 2011 года ПРОМЕЖУТОЧНОЕ РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ НА ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЙ ШПАЛЕ

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к конструкциям крепления рельсов к железобетонным основаниям. Промежуточное рельсовое скрепление на железобетонной шпале содержит по разные стороны фиксируемого рельса (4) закладные болты (14) и две плоские клеммы (1 и 2) со взаимно перпендикулярными упорными и торцовыми сторонами (8 и 7). Пара вертикальных контактных поверхностей (11, 13) расположены на упорных сторонах и предназначены для взаимодействия клеммы одной ее упорной стороной (11) с рельсом по его подошве (3), другой - со шпалой по вертикальной стенке (10) углубления (5) в шпале на участке (L) установки рельса (4). Обе клеммы (1, 2) идентичны по размерам и форме и установлены в узле скрепления с поворотом относительно друг друга на угол в 90°. Каждая клемма снабжена дополнительной парой вертикальных контактных поверхностей, выполненных по ее торцовым сторонам так, что сумма расстояний между контактными поверхностями существующей и дополнительной пар равняется разности между шириной углубления (L) в шпале (6) под рельс (4) и шириной подошвы (3) фиксируемого рельса (4). Технический результат заключается в увеличении срока службы промежуточного скрепления за счет повторного использования его клемм. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 422 576 C1

Промежуточное рельсовое скрепление на железобетонной шпале, содержащее по разные стороны фиксируемого рельса закладные болты и две плоские клеммы со взаимно-перпендикулярными упорными и торцовыми сторонами, имеющие каждая по паре вертикальных контактных поверхностей, расположенных на упорных сторонах и предназначенных для взаимодействия клеммы одной ее упорной стороной с рельсом по его подошве, другой - со шпалой по вертикальной стенке углубления в шпале на участке установки рельса, отличающееся тем, что обе клеммы идентичны по размерам и форме, установлены в узле скрепления с поворотом относительно друг друга на угол в 90°, и каждая клемма снабжена дополнительной парой вертикальных контактных поверхностей, выполненных по ее торцевым сторонам так, что сумма расстояний между контактными поверхностями существующей и дополнительной пар равняется разности между шириной углубления в шпале под рельс и шириной подошвы фиксируемого рельса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2422576C1

МОДУЛЬНАЯ КРЕПЕЖНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, В ЧАСТНОСТИ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ 2015
  • Купитца Рудольф
RU2689915C2
Станок для откачивания воздуха и иных газов из электрических ламп накаливания 1923
  • Сергиев В.Г.
SU2905A1
НЕРАЗДЕЛЬНОЕ БЕСПОДКЛАДОЧНОЕ СКРЕПЛЕНИЕ РЕЛЬСОВ ДЛЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОГО ПОДРЕЛЬСОВОГО ОСНОВАНИЯ 1992
  • Томко С.В.
  • Гучков А.К.
  • Серебренников В.В.
RU2111306C1

RU 2 422 576 C1

Авторы

Говоров Вадим Владимирович

Даты

2011-06-27Публикация

2010-01-11Подача