УПРУГОДЕМПФИРУЮЩАЯ МУФТА Российский патент 2011 года по МПК F16D3/52 F16H25/20 

Описание патента на изобретение RU2423630C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для упругого соединения валов, демпфирования крутильных колебаний и снижения динамических нагрузок на энергетическую установку привода.

Известны упругие муфты с цилиндрическими пружинами (Иванов М.Н. Детали машин. Учеб. для студентов высш. техн. учеб. заведений. - М.: Высш.шк., 1991).

Однако подобные муфты обладают малой энергоемкостью и допускают небольшой угол закручивания.

Известна упругая муфта, содержащая ведущую полумуфту в виде резьбового стержня и расположенную концентрично ей ведомую полумуфту со шлицами на внутренней поверхности, соединенную между собой посредствам смонтированной на стержне с возможностью осевого перемещения гайки с выступами на наружной поверхности, входящими в зацепление с прямыми шлицами ведомой полумуфты, и пружин, расположенных на стержне по обе стороны гайки, отличающаяся тем, что, с целью повышения стабильности срабатывания, она снабжена двумя профильными шайбами, на внутренней поверхности ведомой полумуфты выполнен кольцевой выступ, расположенный в осевом направлении по обе стороны гайки, а каждая шайба установлена на стержне между гайкой и соответствующей пружиной с возможностью упора в торцовые поверхности гайки и кольцевого выступа (а.с. №1388603, бюл. №14, 1988, принято за прототип).

К недостаткам этой конструкции следует отнести малый угол закручивания ведущей полумуфты относительно ведомой.

Целью изобретения является увеличение угла закручивания ведущего вала относительно ведомого и повышение энергоемкости муфты.

Поставленная цель достигается тем, что на ведущем валу нарезаны винтовые шлицы, посредством которых вал соединен с промежуточной втулкой, на наружной цилиндрической поверхности которой нарезаны винтовые шлицы с тем же шагом, но противоположного направления, входящие в зацепление с внутренними винтовыми шлицами ведомого вала, а между промежуточной втулкой и фланцем ведущего вала через антифрикционную шайбу установлен упругий элемент, причем для свободного осевого перемещения промежуточной втулки в обоих направлениях угол наклона винтовой линии шлицов (ψ) должен быть в пределах φтр≤ψ≤(90°-φтр), где φтр - угол трения.

На чертеже изображен общий вид муфты.

Упругодемпфирующая муфта включает в себя ведущий вал 1, который посредствам винтовых шлицов соединен с промежуточной втулкой 2. На наружной поверхности промежуточной втулки 2 нарезаны винтовые шлицы противоположного направления, входящие в зацепление с внутренними винтовыми шлицами ведомого вала 3. Между промежуточной втулкой 2 и фланцем ведущего вала 1 через антифрикционную шайбу 4 установлен упругий элемент 5.

Муфта работает следующим образом.

При приложении крутящего момента к ведущему валу 1 вращательное движение вала с помощью винтовых шлицов преобразуется в поступательное движение промежуточной втулки 2 в осевом направлении. При этом втулка проворачивается относительно внутренних винтовых шлицов ведомого вала 3 в ту же сторону, что и ведущий вал 1. Упругий элемент 5 сжимается. Когда крутящий момент от действия окружной силы в винтовых соединениях превысит момент сопротивления ведомого вала 3, последний плавно трогается, и оба вала - ведущий 1 и ведомый 3 начинают вращаться синхронно, как одно целое.

Применение винтовых шлицов на внутренней и наружной поверхности промежуточной втулки 2 при соединении ее с ведущим 1 и ведомым 3 валами, выполненных в противоположных направлениях одинаковым шагом, позволяет в два раза увеличить угол поворота ведущего вала 1 относительно ведомого вала 3 при осевом перемещении промежуточной втулки 2 и, таким образом, увеличить энергоемкость муфты.

При уменьшении момента сопротивления на ведомом валу 3 промежуточная втулка 2 под действием упругого элемента 5 переместится в осевом направлении (влево) по шлицам ведущего 1 и ведомого вала 3.

Таким образом, при переменном крутящем моменте на ведомом валу 3 промежуточная втулка 2 будем постоянно перемещаться в осевом направлении, и упругий элемент 5 будет гасить динамические нагрузки.

Демпфирование крутильных колебаний осуществляется за счет момента трения в винтовых соединениях втулки 2 с валами 1 и 3.

Использование предлагаемой конструкции упругодемпфирующей муфты, установленной, например, между валом двигателя внутреннего сгорания и первичным валом коробки перемены передач, позволит снизить динамические нагрузки на двигатель и эффективно гасить крутильные колебания. Большой угол закручивания ведущего вала относительно ведомого позволит значительно снизить работу буксования муфты сцепления в момент ее включения и, следовательно, повысить срок ее службы.

Похожие патенты RU2423630C1

название год авторы номер документа
УПРУГАЯ МУФТА 1993
RU2095655C1
Упругая муфта 1988
  • Чемерис Алексей Иванович
SU1612145A1
Комбинированная обгонная муфта 1986
  • Силов Сергей Николаевич
  • Балаев Анатолий Кашимович
SU1413324A1
Устройство для имитации жесткости кинематических цепей 1978
  • Балышев Виктор Андреевич
  • Буров Станислав Макарович
  • Нев Олег Самуилович
SU765684A1
Кулачковая предохранительная муфта 1986
  • Гарцман Натан Моисеевич
  • Сабадаш Александр Александрович
  • Бендик Николай Алексеевич
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Бобровник Александр Иванович
  • Жук Николай Михайлович
  • Краско Владимир Васильевич
SU1344986A1
Упругая муфта 1979
  • Антонов Олег Николаевич
  • Кочетков Василий Иванович
  • Якубович Георгий Миронович
SU838135A1
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 2005
  • Гурецкий Леонид Аркадьевич
RU2298714C2
ГРЕБНОЙ ВИНТ С ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЙ МУФТОЙ 2012
  • Геращенко Эдуард Аркадьевич
RU2644200C2
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА 1991
  • Васильев Леонид Иванович
  • Нигматуллин Фарид Абдрахимович
  • Синяшин Герольд Борисович
RU2019750C1
Предохранительная муфта 1972
  • Ревякин Геннадий Алексеевич
SU472217A1

Реферат патента 2011 года УПРУГОДЕМПФИРУЮЩАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам. Упругодемпфирующая муфта включает в себя ведущий вал, ведомый вал и промежуточную втулку. Ведущий вал посредством винтовых шлицов соединен с промежуточной втулкой. На наружной поверхности промежуточной втулки нарезаны винтовые шлицы противоположного направления, входящие в зацепление с внутренними винтовыми шлицами ведомого вала. Между промежуточной втулкой и фланцем ведущего вала через антифрикционную шайбу установлен упругий элемент. Причем угол наклона винтовой линии шлицов составляет φтр≤ψ≤(90°-φтр), где φтр - угол трения. Решение направлено на увеличение угла закручивания ведущего вала относительно ведомого и повышение энергоемкости муфты. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 423 630 C1

Упругодемпфирующая муфта, соединяющая два вала, отличающаяся тем, что, с целью увеличения угла закручивания ведущего вала относительно ведомого и повышения энергоемкости муфты на ведущем валу, нарезаны винтовые шлицы, посредствами которых вал соединен с промежуточной втулкой, на наружной цилиндрической поверхности которой нарезаны винтовые шлицы с тем же шагом, но противоположного направления, входящие в зацепление с внутренними винтовыми шлицами ведомого вала, а между промежуточной втулкой и фланцем ведущего вала через антифрикционную шайбу установлен упругий элемент, причем для свободного осевого перемещения промежуточной втулки в обоих направлениях угол наклона винтовой линии шлицов (ψ) должен быть в пределах φтр≤ψ≤(90°-φтр), где φтр - угол трения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2423630C1

УПРУГАЯ МУФТА 1993
RU2095655C1
GB 191518042 A, 28.12.1916
0
SU171201A1
GB 191207929 A, 02.04.1913
Устройство для подачи заготовок в ротационно-ковочную машину 1979
  • Блажко Юрий Минович
  • Дьяченко Сергей Николаевич
  • Охрименко Вячеслав Николаевич
  • Пивин Виктор Александрович
SU950472A2
Упругая муфта 1986
  • Копытин Александр Михайлович
  • Маковкин Владимир Алексеевич
  • Ситников Владимир Иванович
SU1388603A1

RU 2 423 630 C1

Авторы

Карсаков Анатолий Андреевич

Аврамов Владимир Ильич

Жутов Алексей Григорьевич

Даты

2011-07-10Публикация

2010-05-07Подача