Изобретение относится к машиностроению, в частности к упругим муфтам для передачи вращательного движения.
Известно приводное устройство, содержащее станину с монтажным фланцем для крепления двигателя и две связанные между собой полумуфты, ступицы которых размещены на соединяемых валах, отличающееся тем, что с целью увеличения надежности устройства в работе и упрощения его конструкции на ступице одной из полумуфт установлен подшипник, закрепленный в монтажном фланце, причем отношение диаметров вала и упомянутой ступицы меньше чем 0,85 (патент РФ №560084, М. Кл.2 F16D 23/00).
Недостатком известного устройства является ограниченная энергоемкость.
Известна также упругая муфта, преимущественно для карданной передачи, встроенная в промежуточную опору, отличающаяся тем, что муфта выполнена демпферной, в виде шлицевых соединений ведущей полумуфты с соединительной втулкой через демпферные элементы и соединительной втулки с ведомой полумуфтой через демпферные элементы, при этом демпферные элементы выполнены в виде одного или нескольких вкладышей, установленных в ряд расположенных с натягом между соседними шлицами полумуфт с двух сторон от сопряженного с ними шлица соединительной втулки, причем демпферные элементы охватывают шлицы соединительной втулки через один, а через шлиц оставлены зазоры, на величину которых происходит демпфирование (патент BY №938 U, МПК 7 F16D 3/56, В60К 17/22, 30.09.2003).
Недостатком известного устройства является ограниченность деформации и энергоемкости упругого элемента муфты.
Наиболее близким аналогом, принятым за прототип, является упругодемпфирующая муфта, соединяющая два вала, отличающаяся тем, что с целью увеличения угла закручивания ведущего вала относительно ведомого и повышения энергоемкости муфты на ведущем валу нарезаны винтовые шлицы, посредствами которых вал соединен с промежуточной втулкой, на наружной цилиндрической поверхности которой нарезаны винтовые шлицы с тем же шагом, но противоположного направления, входящие в зацепление с внутренними винтовыми шлицами ведомого вала, а между промежуточной втулкой и фланцем ведущего вала через антифрикционную шайбу установлен упругий элемент, причем для свободного осевого перемещения промежуточной втулки в обоих направлениях угол наклона винтовой линии шлицов (ψ) должен быть в пределах ϕтр<ψ<(90°-ϕтр), где ϕтр - угол трения (патент RU №2423630, F16D 3/52, F16H 25/20).
Недостатком известного устройства является ограниченность энергоемкости упругого элемента муфты.
Задача, на решение которой направлено изобретение - повышение энергоемкости и эксплуатационной надежности упругой муфты.
Технический результат - увеличение величины осевого сжатия упругого элемента при относительном повороте ведущего и ведомого валов.
Указанный технический результат достигается упругой муфтой, соединяющей два зубчатых вала, содержащей промежуточную втулку и упругий элемент, отличающейся тем, что она снабжена упорным подшипником, а промежуточная втулка выполнена с парой разнонаправленных косозубых зубчатых обойм, закрепленных на внутренней поверхности промежуточной втулки и сопряженных с косозубыми зубчатыми шестернями, закрепленными па концах ведущего и ведомого валов, при этом одна из обойм упорного подшипника размещена на торце промежуточной втулки, и упругий элемент установлен между второй обоймой упорного подшипника и кольцевым диском, закрепленным на ведущем валу.
Изобретение поясняется чертежом продольного разреза муфты.
Упругая муфта состоит из ведущего 1 и ведомого 3 валов, содержащих жестко закрепленные на них ведущую 8 и ведомую 4 косозубые шестерни с наружными зубьями, входящими в зацепление с внутренними зубьями 5 и 7 обойм, жестко закрепленных на промежуточной втулке 6. Углы наклона косых зубчатых обойм 5 и 7 выполнены противоположными. Упругий элемент 10, например цилиндрическая пружина, установлен между закрепленным на ведущем валу 1 кольцевым диском 2 и второй обоймой упорного подшипника 9, размещенного на промежуточной втулке 6.
При работе муфты в стационарном режиме крутящий момент передается от ведущего вала 1 через зубчатое зацепление между шестерней 8 и обоймой 7, втулку 6, обойму с зубчатым зацеплением 7, шестерню 4 на ведомый вал 5. Передача постоянного крутящего момента сопровождается осевым смещением промежуточной втулки 6 относительно ненагруженного состояния, пропорциональным величине передаваемого момента.
При изменении крутящего момента, например, на ведомом валу 3, крутящий момент на ведущем валу 1 приведет к дополнительному закручиванию вала 1 относительно втулки 6, сопровождающимся ее продольным смещением за счет косозубого зацепления с зубьями обоймы 7, приводя к сжатию пружины упругого элемента 10. Одновременно рассогласование крутящих моментов втулки 6 относительно косозубой шестерни 4 ведомого вала 3 приведет к дополнительному продольному смещению втулки 6 относительно ведущего вала 1, обеспечивая дополнительное сжатие пружины упругого элемента 10. При этом валы 1 и 3 повернутся друг относительно друга на угол, пропорциональный величине изменения передаваемого момента, обеспечивая упругое соединение валов 1 и 3.
Таким образом, за счет снабжения промежуточной втулки упругой муфты упорным подшипником и парой разнонаправленных косозубых зубчатых обойм, выполненных на внутренней поверхности промежуточной втулки и сопряженных с косозубыми зубчатыми шестернями, закрепленными на концах ведущего и ведомого валов, причем одна из обойм упорного подшипника размещена на торце промежуточной втулки, а упругий элемент установлен между второй обоймой упорного подшипника и кольцевым диском, закрепленным на ведущем валу, достигается заявленный технический результат.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА | 2007 |
|
RU2331803C1 |
ЗУБЧАТАЯ МУФТА | 2007 |
|
RU2335669C1 |
МУФТА ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ | 2007 |
|
RU2336447C1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1989 |
|
SU1754965A1 |
ПРИВОДНОЙ МЕХАНИЗМ СТАРТЕРА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1989 |
|
SU1834414A1 |
Шариковая предохранительная муфта | 1985 |
|
SU1303768A1 |
МУФТА | 2006 |
|
RU2299366C1 |
МЕХАНИЗМ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОСТАНОВА СУППОРТА | 1971 |
|
SU290812A1 |
МУФТА | 2007 |
|
RU2357127C1 |
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР | 2016 |
|
RU2627911C1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к муфтам для передачи вращательного движения. Муфта упругая, соединяющая два зубчатых вала и содержащая промежуточную втулку и упругий элемент, снабжена упорным подшипником. Промежуточная втулка выполнена с парой разнонаправленных косозубых зубчатых обойм, закрепленных на внутренней поверхности промежуточной втулки и сопряженных с косозубыми зубчатыми шестернями, закрепленными на концах ведущего и ведомого валов. Одна из обойм упорного подшипника размещена на торце промежуточной втулки, а упругий элемент установлен между второй обоймой упорного подшипника и кольцевым диском, закрепленным на ведущем валу. Достигается увеличение величины осевого сжатия упругого элемента при относительном повороте ведущего и ведомого валов. 1 ил.
Муфта упругая, соединяющая два зубчатых вала и содержащая промежуточную втулку и упругий элемент, отличающаяся тем, что она снабжена упорным подшипником, а промежуточная втулка выполнена с парой разнонаправленных косозубых зубчатых обойм, закрепленных на внутренней поверхности промежуточной втулки и сопряженных с косозубыми зубчатыми шестернями, закрепленными на концах ведущего и ведомого валов, при этом одна из обойм упорного подшипника размещена на торце промежуточной втулки, а упругий элемент установлен между второй обоймой упорного подшипника и кольцевым диском, закрепленным на ведущем валу.
Полуавтомат для наматывания дисковых шпуль | 1959 |
|
SU126778A1 |
ВТУЛОЧНАЯ МУФТА | 0 |
|
SU206954A1 |
0 |
|
SU233368A1 | |
DE 10261626 B4, 22.06.2011 | |||
DE 29920356 U1, 02.03.2000 | |||
JP 2019536684 A, 19.12.2019. |
Авторы
Даты
2025-03-12—Публикация
2024-07-09—Подача