СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСЕВОЙ НАГРУЗКИ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НА УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК РОТОРА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2011 года по МПК F02C7/06 

Описание патента на изобретение RU2426902C2

Изобретение относится к способам определения осевой нагрузки, действующей на упорный подшипник ротора проектируемого или находящегося в эксплуатации авиационного газотурбинного двигателя.

Известен способ определения осевой нагрузки, действующей на упорный подшипник ротора авиационного газотурбинного двигателя, включающий ее определение на нескольких режимах работы двигателя расчетным путем (см. Г.С.Скубачевский «Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкция и расчет деталей.», М., Машиностроение, 1969, стр.27-39). Такой способ обладает не очень высокой достоверностью из-за достаточно большого количества допущений при расчетах осевой нагрузки. Чаще всего этот способ применяется при проектировании новых авиационных двигателей для сравнения различных вариантов их силовых схем. Сам способ хотя и достаточно прост, однако приходится считать множество вариантов и режимов работы двигателя. Особенно возрастает число необходимых расчетов по этому способу для современных, многорежимных авиационных двигателей.

Известен также способ определения осевой нагрузки, действующей на упорный подшипник ротора, преимущественно авиационного газотурбинного двигателя, включающий прямое измерение осевой нагрузки, например, тензометрированием (патент РФ №2160435, МПК G01L 5/12, опубл. 10.12.2000 г.). Достоверность такого способа определения осевой нагрузки достаточна для точного определения осевой нагрузки, действующей на упорный подшипник.

Однако это самый трудоемкий и дорогой способ, так как требует, во-первых, доработки самой опоры ротора и, во-вторых, двигатель должен отработать на всех режимах не только на стенде при условиях нулевой скорости и нулевой высоты полета, но и должен отработать на высотно-скоростном стенде, имитирующем полет на объекте. Кроме того, этот способ неприемлем для определения осевой нагрузки, действующей на упорный подшипник двигателя в условиях его эксплуатации на объекте, так как с переделанной опорой двигатель сможет работать очень ограниченное время.

С другой стороны, существует настоятельная необходимость в знании осевой нагрузки, действующей на упорный подшипник ротора каждого находящегося в эксплуатации двигателя, так как эта величина определяет долговечность подшипника и, следовательно, надежность и ресурс всего авиационного двигателя. Надо отметить, что при эксплуатации двигателя «по техническому состоянию» необходимо знать осевую нагрузку, действующую на упорный подшипник во время всего полета объекта с этим двигателем.

Задачей изобретения является снижение трудоемкости определения осевой нагрузки на упорный подшипник при обеспечении требуемого уровня достоверности ее определения.

Указанная задача достигается тем, что в способе определения осевой нагрузки, действующей на упорный подшипник ротора авиационного газотурбинного двигателя, включающем ее определение на нескольких режимах работы двигателя, измеряют Roc, РВХ* и РВЫХ* для трех режимов работы двигателя, строят зависимость принимают эту зависимость в качестве универсальной для данного типа двигателя, для заданного режима работы двигателя определяют РВХ* и πK и, используя универсальную зависимость судят о величине осевой нагрузки, действующей на упорный подшипник, на заданном режиме работы двигателя, где

- приведенная осевая нагрузка на осевой подшипник,

Roc - абсолютное значение осевой нагрузки на упорный подшипник для заданного режима работы двигателя,

РВХ* - полное давление на входе в компрессор,

РВЫХ*- полное давление на выходе из компрессора,

πkвых*/Рвх* - степень сжатия компрессора.

Для многороторных авиационных газотурбинных двигателей осевую нагрузку, действующую на упорные подшипники роторов, определяют раздельно.

Новым здесь является то, что измеряют Roc, PBX* и РВЫХ* для трех режимов работы двигателя, строят зависимость принимают эту зависимость в качестве универсальной для данного типа двигателя, для заданного режима работы двигателя определяют РВХ* и πk и, используя универсальную зависимость судят о величине осевой нагрузки, действующей на упорный подшипник, на заданном режиме работы. Это стало возможным ввиду того, что экспериментально было установлено, что построенная по замерам на трех режимах работы двигателя зависимость носит универсальный характер для данного типа двигателя и все замеры на разных режимах работы двигателя ложатся на эту кривую. Используя эту универсальную зависимость, зная πk и РВХ* на интересующем нас режиме всегда можно определить значение осевой силы, действующей на упорный подшипник на этом конкретном режиме. Это позволяет значительно снизить трудоемкость определения осевой нагрузки, действующей на упорный подшипник, так как достаточно произвести замеры осевой нагрузки лишь на трех режимах работы двигателя.

Для многороторных авиационных газотурбинных двигателей осевую нагрузку, действующую на упорные подшипники роторов, определяют раздельно по причине того, что для каждого независимого компрессора значения РВХ* и πk свои.

На фиг.1 показана зависимость

На фиг.2 показана область эксплуатационных режимов работы авиационного двигателя.

Способ реализуют следующим образом.

Препарируют опору ротора экспериментального авиационного газотурбинного двигателя под прямой замер осевой нагрузки. На наземном стенде при Н=0 и скорости набегающего потока М=0 при снятии дроссельной характеристики от режима «малого газа» до «максимала» измеряют Roc, Рвх*, Рвых*. По результатам измерений строят зависимость (см. фиг.1). Принимают эту зависимость в качестве универсальной для данного типа двигателя. Для заданного режима работы двигателя определяют Рвх*, Рвых* и πk. По зависимости и известному значению πk снимают значение и расчитывают значение

Возможно также получение зависимости на высотно-скоростных стендах, оснащенных барокамерами, при этом производят измерение Roc, Рвх*, Рвых*, πk на нескольких режимах, например, в точках 2, 3, 4, 5, по которым строят зависимость (см. фиг.1 и фиг.2).

Реализация изобретения позволяет снизить трудоемкости определения осевой нагрузки на упорный подшипник при обеспечении требуемого уровня достоверности ее определения. Изобретение носит универсальный характер и пригодно и на стадии доводки реального двигателя, и на стадии эксплуатации двигателя на объекте, например, когда двигатель эксплуатируется по «техническому состоянию» и мы, в этом случае, должны иметь постоянные данные о нагрузках, действующих на упорный подшипник.

Похожие патенты RU2426902C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Канахин Юрий Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Стародумова Ирина Михайловна
RU2578931C1
Способ сборки и балансировки высокооборотных роторов и валопроводов авиационных газотурбинных двигателей и газоперекачивающих агрегатов 2022
  • Сусликов Виктор Иванович
  • Сусликов Сергей Викторович
  • Болотов Михаил Александрович
RU2822671C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСЕВОЙ СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НА РОТОР ТУРБОМАШИНЫ В ПРОЦЕССЕ ЕЁ РАБОТЫ 2019
  • Гусенко Сергей Михайлович
  • Стародумов Андрей Владимирович
  • Терешко Антон Герольдович
RU2729592C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСЕВОЙ НАГРУЗКИ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НА УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК ОПОРЫ РОТОРА, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Канахин Юрий Александрович
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2392464C1
Способ настройки осевой нагрузки на упорный подшипник опоры ротора газотурбинного двигателя 2018
  • Канахин Юрий Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Некрасова Елена Сергеевна
  • Стародумова Ирина Михайловна
RU2682215C1
ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИЙ АГРЕГАТ И СПОСОБ ЕГО ЗАПУСКА 2014
  • Кантюков Рафаэль Рафкатович
  • Сорвачёв Александр Владимирович
RU2607113C2
ВЕНТИЛЯТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
  • Климов Валерий Николаевич
  • Чернавин Александр Александрович
RU2539249C1
Устройство уравновешивания осевого давления ротора турбомашины 2016
  • Шершаков Сергей Михайлович
  • Сафронов Александр Валерианович
RU2641994C1
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Тункин А.И.
  • Заморин В.П.
  • Кузнецов В.А.
RU2214536C2
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИХ ПОДШИПНИКОВ 2014
  • Гаврилов Валентин Владимирович
  • Огородов Владимир Николаевич
  • Темис Юрий Моисеевич
RU2556304C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 426 902 C2

Реферат патента 2011 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСЕВОЙ НАГРУЗКИ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НА УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК РОТОРА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Способ определения осевой нагрузки, действующей на упорный подшипник ротора авиационного газотурбинного двигателя, относится к измерениям сил, действующих на силовые элементы конструкции газотурбинного двигателя во время его эксплуатации и при его доводке, в частности к замерам сил на упорном подшипнике, и позволяет снизить трудоемкость определения осевой нагрузки на упорный подшипник при обеспечении требуемого уровня достоверности ее определения. Способ включает определение осевой нагрузки, действующей на упорный подшипник ротора авиационного газотурбинного двигателя на нескольких режимах работы двигателя, измерение Roc, РВХ* и PВЫХ* для трех режимов работы двигателя, построение зависимости принятие этой зависимости в качестве универсальной для данного типа двигателя, определение для заданного режима работы двигателя РВХ* и πk, используя универсальную зависимость вынесения суждения о величине осевой нагрузки, действующей на упорный подшипник, на заданном режиме работы двигателя, где - приведенная осевая нагрузка на осевой подшипник, Roc - абсолютное значение осевой нагрузки на упорный подшипник для заданного режима работы двигателя, РВХ* - полное давление на входе в компрессор, РВЫХ* - полное давление на выходе из компрессора, - степень сжатия компрессора. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 426 902 C2

1. Способ определения осевой нагрузки, действующей на упорный подшипник ротора авиационного газотурбинного двигателя, включающий ее определение на нескольких режимах работы двигателя, отличающийся тем, что измеряют Roc, Pвх* и Рвых* для трех режимов работы двигателя, строят зависимость принимают эту зависимость в качестве универсальной для данного типа двигателя, для заданного режима работы двигателя определяют Рвх* и πk и используя универсальную зависимость судят о величине осевой нагрузки, действующей на упорный подшипник на заданном режиме работы двигателя, где
- приведенная осевая нагрузка на осевой подшипник,
Roc - абсолютное значение осевой нагрузки на упорный подшипник для заданного режима работы двигателя,
Рвх* - полное давление на входе в компрессор,
Рвых* - полное давление на выходе из компрессора,
- степень сжатия компрессора.

2. Способ определения осевой нагрузки по п.1, отличающийся тем, что для многороторных авиационных газотурбинных двигателей осевую нагрузку, действующую на упорный подшипник конкретного ротора, определяют раздельно.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2426902C2

УСТРОЙСТВО ИЗМЕРЕНИЯ ОСЕВОЙ ТЯГИ НА ВРАЩАЮЩЕМСЯ ВАЛУ 1998
  • Роже Кристиан Мари Мишель
RU2160435C2
Способ измерения осевого усилия,действующего на радиально-упорный подшипник ротора турбомашины,и устройство для его осуществления 1985
  • Рыбальченко Марк Викторович
  • Матусевич Николай Яковлевич
  • Литош Анатолий Алексеевич
  • Цветков Геннадий Геннадьевич
  • Музыкант Раиса Корнеевна
SU1434283A1
Способ определения осевой нагрузки на радиально-упорный шарикоподшипник 1976
  • Коряковцев Петр Сергеевич
SU679828A1
УСТРОЙСТВО для ИЗМЕРЕНИЯ ОСЕВЫХ СИЛ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЕ ПОДШИПНИКИ 0
  • С. А. Гаврилов, Э. А. Китай, Э. Б. Волненко Г. Петров
SU297883A1
JP 2007086060 A, 05.04.2007
ПРОИЗВОДНЫЕ ПИПЕРИДИНМОЧЕВИНЫ 2014
  • Бухшталлер Ханс-Петер
  • Дорш Дитер
RU2666894C2

RU 2 426 902 C2

Авторы

Канахин Юрий Александрович

Марчуков Евгений Ювенальевич

Даты

2011-08-20Публикация

2009-08-05Подача