ПРИМЕНЕНИЕ ГЛИАТИЛИНА И ТРАНСКРАНИАЛЬНОЙ МИКРОПОЛЯРИЗАЦИИ В ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ С АУТИСТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ Российский патент 2011 года по МПК A61K31/14 A61P25/28 A61N1/20 

Описание патента на изобретение RU2429831C2

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, в частности к неврологии, психиатрии, физиотерапии, и может быть использовано для лечения детей с аутистическими расстройствами.

Аутизм в детстве представлен кругом расстройств, характеризующихся нарушением психического развития, аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи, моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к социальной дезадаптации.

Проблема аутизма, или расстройства аутистического спектра, является одной из сложных проблем детской психиатрии в научном и практическом аспектах.

Известны способы лечения нейропсихиатрических заболеваний с применением метаболических, нейропротективных, ноотропных препаратов (различных групп фармакотерапевтических препаратов), сходные по сущности воздействия и улучшения нейропередачи через определенные рецепторы [1].

Недостатками этих способов является сложность диагностики NMDA-рецепторной недостаточности и подбора фармацевтической композиции.

Известны способы лечения эндогенного детского аутизма с применением холиномиметиков [2]. Известно применение транскраниальной микрополяризации в комплексной терапии раннего детского аутизма [3].

Недостатками этих способов является отсутствие их комплексного применения.

Применение холиномиметиков, в частности глиатилина совместно с транскраниальной микрополяризацией для лечения детей с аутистическими расстройствами, неизвестно.

Задачей изобретения является расширение возможности и повышение эффективности лечения аутистических расстройств у детей за счет применения глиатилина и транскраниальной микрополяризации.

Указанная задача достигается применением глиатилина в качестве лекарственного средства и транскраниальной микрополяризации в составе комплексного лечения детей с аутистическими расстройствами на фоне стандартных схем лечения.

В качестве лекарственного препарата применялся холиномиметик центрального действия глиатилин (холин альфосцерат), регулирующий метаболизм холина и фосфатидилхолина в мозге. Глиатилин улучшает нейротрансмиссию, положительно влияет на состояние мембран и цитоскелета нейронов, регулирует передачу нервных импульсов в холинергических нейронах; положительно воздействует на пластичность нейрональных мембран и на функцию рецепторов. Улучшает церебральный кровоток, усиливает метаболические процессы в головном мозге, активирует структуры ретикулярной формации головного мозга [2].

Транскраниальная микрополяризация представляет собой высокоэффективный лечебный метод, позволяющий направленно изменять функциональное состояние различных звеньев центральной нервной системы (ЦНС). Направленность влияния достигалась за счет использования малых площадей электродов, расположенных на соответствующих корковых проекциях головного мозга.

Проводилось курсовое лечение глиатилином по 2 мл внутримышечно ежедневно, на курс 10 инъекций. Курс транскраниальной микрополяризации состоял из 5 проводимых через день процедур. Экспозиция составила 20 минут на первом сеансе с последующим увеличением времени на 5 минут на каждом последующем сеансе доходя до 40 минут на последнем сеансе. Электроды накладывались на переднелобную проекцию (анод), на сосцевидный отросток (катод), на затылочную область (анод) одноименного полушария, с последующим вовлечением противоположного полушария в конце лечения

Эффективность комплексного применения глиатилина и транскраниальной микрополяризации в лечении детей с аутистическими расстройствами на фоне стандартных схем лечения показана на следующих примерах:

Пример 1. Больная А. 4 года.

Диагноз: «Расстройства психологического развития аутистического спектра», находилась на лечении в Клинике НЦ ПЗС и РЧ СО РАМН с 14 января по 29 января 2008 г.

Жалобы на отсутствие речевого контакта, неустойчивость внимания, трудность сосредоточения, отсутствие интереса к общению, избирательный интерес к играм с преобладанием манипулятивного характера игры, высокую нецеленаправленную двигательную активность, эпизоды возбуждения при ситуациях запрета, стереотипные движения.

Проведено лечение на фоне стандартной терапии: внутримышечное введение глиатилина по 2 мл утром 1 раз в день - 10 дней. Курс транскраниальной микрополяризации из 5 проводимых через день процедур. Дополнительно были назначены занятия с психологом.

К концу лечения отмечена положительная динамика: увеличился познавательный интерес к окружающему, уменьшилась утомляемость, возбудимость, проявления агрессивности.

Положительные изменения отмечены по данным психологического обследования. В таблицах 1-4 приведены результаты исследований: данные динамики показателей зрительной и слухоречевой памяти, внимания, мыслительных процессов, эмоциональной сферы, проводимые по методикам: трудновербализуемые фигуры, методика 5 слов в порядке предъявления, корректурные пробы, кубики Кооса, четвертый лишний, рисуночные тесты (дом - дерево - человек).

Таблица 1 Данные динамики показателей зрительной и слухоречевой памяти Показатели До лечения После лечения Объем зрительной памяти (первое предъявление) 1,4 фигуры (среднее арифметическое) 2,7 фигуры (среднее арифметическое) Объем слухоречевой памяти (первое предъявление) 2,1 слова (среднее арифметическое) 3,75 слова (среднее арифметическое)

Из таблицы №1 видно, что объем оперативной памяти в зрительной модальности увеличился в 1,93 раза; в слухоречевой модальности - в 1,76 раза

Таблица 2 Данные динамики показателей внимания Показатели До лечения После лечения Кол-во ошибок за 1 мин 9,5 (среднее арифметическое) 7,4 (среднее арифметическое)

Из таблицы №2 видно, что произвольное внимание стало более устойчивым, количество ошибок снизилось в 1,28 раза.

Таблица 3 Данные динамики показателей продуктивности мышления Показатели До лечения После лечения Кол-во выполненных заданий 1,15 (среднее арифметическое) 4,1 (среднее арифметическое)

Из таблицы №3 видно, что после прошедшего курса лечения ребенок смог выполнить в среднем на 2,95 заданий больше, продуктивность мышления увеличилась в 3,57 раза.

Таблица 4 Данные динамики показателей эмоциональной сферы Показатели До лечения (баллы) После лечения (баллы) Фобии 6,2 4,9 Тревожность 7,2 5,7 Агрессивные реакции 5,7 4,3 Депрессивные реакции 5,4 3,9

Из таблицы №4 видно, что после проведенного курса лечения фобий стало меньше в 1,27 раза, тревожность уменьшилась в 1,26, агрессивные реакции - в 1,33 раза, депрессивные реакции в 1,38 раза.

Пример 2.

Больной Ч., 5 лет, проведено лечение в Клинике НЦ ПЗС и РЧ СО РАМН с 10 февраля по 25 февраля 2009 г.

Диагноз: «Расстройства психологического развития аутистического спектра».

Жалобы на неадекватное поведение, не играет с детьми, нецеленаправленная двигательная активность, равнодушен к окружающему, нарушение речи, бедность словарного запаса, «магнитофонный» стиль речи.

Проведено лечение на фоне стандартной терапии: внутримышечное введение глиатилина по 2 мл утром 1 раз в день - 10 дней. Курс транскраниальной микрополяризации из 5 проводимых через день процедур. Дополнительно были назначены занятия с психологом.

После лечения отмечено улучшение внимания, сосредоточения, стал исполнять простые просьбы, появился непродолжительный контакт с окружающими, простые словосочетания.

На базе Клиники лечение глиатилином в сочетании с транскраниальной микрополяризацией проведено у 17 детей с аутистическими расстройствами в возрасте от 5 до 9 лет; группа контроля, не получавшая глиатилин и транскраниальную микрополяризацию, состояла из 18 детей. Всем детям в обязательном порядке было проведено психологическое обследование до и после лечения.

По результатам исследований был проведен сравнительный анализ динамики психической деятельности детей, данные приведены в таблице №5.

Всех детей разделили на четыре группы:

1. 0 баллов - дети, у которых отсутствовала динамика психической деятельности; 2. 1 балл - дети, у которых отмечалась слабая динамика психической деятельности и незначительная динамика по одному из исследуемых показателей; 3. 2 балла - дети, у которых отмечалась незначительная динамика во всех исследуемых показателях; 4. 3 балла - дети, у которых отмечалась значительная положительная динамика во всех исследуемых показателях.

Таблица 5 Анализ показателей динамики психической деятельности детей Показатели 0 баллов - отсутствие динамики 1 балл - слабая динамика 2 балла - умеренная динамика 3 балла - выраженная динамика Группы 1 2 3 4 Количество детей (%) 5,9% 35,3% 47,1% 11,7%

Из таблицы №5 видно, что более чем в половине случаев (в 58,8%) у детей (см. показатели 3 и 4 групп), принимавших глиатилин и транскраниальную микрополяризацию отмечалась положительная динамика познавательной деятельности умеренной и выраженной степени; у трети детей (35,3%) слабо положительная динамика и только в 5,9% случаев отмечалось отсутствие динамики. У 11,7% детей положительная динамика выраженной степени, у этих детей отмечалось значительное улучшение эмоционального состояния, появление произвольной деятельности, уменьшение двигательных стереотипий, появление коммуникативной функции речи.

На фоне приема указанной терапии у больных отмечалось повышение объема зрительной, слухоречевой памяти, улучшение концентрации внимания, появление продуктивности в мышлении (появление наглядно-образного мышления), уменьшение фобий, тревожности, депрессивных реакций, начальные проявления мотивационного компонента, уменьшение двигательных стереотипий, повышение речевой активности и увеличение словарного запаса, появление в собственной речи местоимений.

Полученные результаты сравнили с группой контроля, состоящей из детей, сходных по возрасту и диагнозу, получавших стандартное лечение без комбинированного применения глиатилина и транскраниальной микрополяризации.

Для сравнения приводим результаты лечения больной без комплексного применения глиатилина и транскраниальной микрополяризации, проведенного по стандартной схеме лечения (нейрометаболическая, ноотропная, стимулирующая терапия, занятия с психологом).

Больная А.П., 6 лет. Диагноз: «Расстройства психологического развития аутистического спектра», находилась на лечении в Клинике НЦ ПЗС и РЧ СО РАМН с 16 июля по 31 июля 2009 г. Жалобы на задержку развития, отсутствие фразовой речи, отрешенность, низкий интерес к окружающему, к общению, примитивную однообразную игру манипулятивного характера, двигательные стереотипии, страхи, истерические состояния при запрете, привязанность к определенным условиям.

В таблицах №№6-9 приведены результаты исследований: данные динамики показателей зрительной и слухоречевой памяти, внимания, мыслительных процессов, эмоциональной сферы, проводимые по методикам: трудновербализуемые фигуры, методика 5 слов в порядке предъявления, корректурные пробы, кубики Кооса, четвертый лишний, рисуночные тесты (дом - дерево - человек). В таблице №10 приведен сравнительный анализ динамики психической деятельности детей из группы контроля, прошедших курс лечения по стандартной схеме.

Таблица 6 Данные динамики показателей зрительной и слуховой памяти Показатели До лечения После лечения Объем зрительной памяти (первое предъявление) 1,15 фигуры (среднее арифметическое) 1,7 фигуры (среднее арифметическое) Объем слухоречевой памяти (первое предъявление) 2,2 слова (среднее арифметическое) 2,8 слова (среднее арифметическое)

Из таблицы №6 видно, объем оперативной памяти в зрительной модальности увеличился в 1,48 раза; в слухоречевой модальности - в 1,27 раза.

Таблица 7 Данные динамики показателей внимания Показатели До лечения После лечения Кол-во ошибок за 1 мин 8,7 (среднее арифметическое) 8,2 (среднее арифметическое)

Из таблицы №7 видно, что развитие произвольного внимания осталось практически на прежнем уровне, количество ошибок снизилось незначительно - в 1,06 раза.

Таблица 8 Данные динамики показателей продуктивности мышления Показатели До лечения После лечения Кол-во выполненных заданий 2,3 (среднее арифметическое) 2,7 (среднее арифметическое)

Из таблицы №8 видно, что после стандартного курса лечения ребенок смог выполнить в среднем на 0,4 заданий больше, продуктивность мышления увеличилась незначительно, всего в 1,17 раза.

Таблица 9 Данные динамики показателей эмоциональной сферы Показатели До лечения (баллы) После лечения (баллы) Фобии 7,1 6,4 Тревожность 6,4 6,2 Агрессивные реакции 7,7 7,1 Депрессивные реакции 5,8 5,2

Из таблицы №9 видно, что после стандартного курса лечения фобий стало меньше в 1,1 раза, тревожность уменьшилась в 1,03; агрессивные реакции уменьшились - 1,08, депрессивные реакции в 1,12.

По результатам исследований был проведен сравнительный анализ динамики психической деятельности детей, прошедших курс лечения по стандартной схеме, данные приведены в таблице №10.

Всех детей разделили на четыре группы: 1. 0 баллов - дети, у которых отсутствовала динамика психической деятельности; 2. 1 балл - дети, у которых отмечалась слабая динамика психической деятельности и незначительная динамика по одному из исследуемых показателей; 3. 2 балла - дети, у которых отмечалась незначительная динамика во всех исследуемых показателях; 4. 3 балла - дети, у которых отмечалась значительная положительная динамика во всех исследуемых показателях.

Таблица 10 Анализ показателей динамики психической деятельности детей Показатели 0 баллов - отсутствие динамики 1 балл - слабая динамика 2 балла - умеренная динамика 3 балла - выраженная динамика Группы 1 2 3 4 Количество детей (%) 27,8% 44,4% 22,2% 5,5%

Из таблицы №10 видно, что у детей, принимавших лечение по стандартной методике, положительная динамика выраженной степени отмечена только в 5,5%, динамика познавательной деятельности умеренной степени в 22,2% у детей (см. показатели 3 группы), в 44,4% - слабой степени, в 27,9% случаев отмечается отсутствие динамики, т.е. отсутствие динамики и слабая динамика в 72,2% случаев; только у четверти детей (27,7%) умеренная и выраженная динамика.

На фоне приема стандартной терапии отмечается незначительное увеличение зрительной и слухоречевой памяти, произвольное внимание осталось неустойчивым, показатели продуктивности мышления незначительно улучшились. Изменения эмоционального фона у детей при стандартной схеме лечения характеризовалось незначительным уменьшением фобий, тревожности и агрессивности, удовлетворительным уменьшением депрессивных реакций.

Таким образом, применение глиатилина и транскраниальной микрополяризации в составе комплексного лечения детей с аутистическими расстройствами на фоне стандартных схем лечения оказывает положительное влияние на формирование когнитивных процессов, значительно улучшает целенаправленную активность, мышление, внимание, память, изменяет эмоциональное состояние, повышает эффективность лечения.

Применение глиатилина и транскраниальной микрополяризации значительно повышает эффективность лечения - в 94% случаев отмечено улучшение показателей зрительной памяти, слухоречевой памяти, внимания, мыслительных процессов, эмоциональной сферы, что позволяет существенно сократить сроки госпитализации и финансовые издержки на лечение.

Источники информации, принятые во внимание.

1. №2000128654/14, A61K 31/195, «Способы лечения нейропсихиатрических расстройств», 20.09.2002 г.

2. М.Г.Красноперова, Н.В.Симашкова, В.М.Башина. «Применение холиномиметиков в лечении эндогенного детского аутизма» Журнал неврологии и психиатрии, №6, 2004 г., с.35-39.

3. Н.Ю.Кожушко, В.М.Шайтор, Е.А.Пономарева, Н.Ф.Бережная «Опыт применения транскраниальных микрополяризаций в комплексной терапии раннего детского аутизма». Журнал неврологии и психиатрии, №12, 2007 г., с.47-51.

Похожие патенты RU2429831C2

название год авторы номер документа
ПРИМЕНЕНИЕ МАДОПАРА ДЛЯ КОРРЕКЦИИ КОГНИТИВНЫХ, МОТИВАЦИОННЫХ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С АУТИСТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ 2008
  • Старовойтова Татьяна Евгеньевна
  • Долгих Владимир Валентинович
  • Тетерина Татьяна Анатольевна
  • Михнович Ванда Иосифовна
  • Поляков Владимир Матвеевич
  • Протопопова Ольга Николаевна
  • Белогорова Татьяна Альбертовна
RU2403034C2
ПРИМЕНЕНИЕ ТРИПТОФАНА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ЗАДЕРЖКИ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПРИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ 2008
  • Старовойтова Татьяна Евгеньевна
  • Тетерина Татьяна Анатольевна
  • Долгих Владимир Валентинович
  • Михнович Ванда Иосифовна
  • Поляков Владимир Матвеевич
  • Протопопова Ольга Николаевна
  • Белогорова Татьяна Альбертовна
  • Дутова Наталья Ярославна
  • Таскаева Татьяна Владимировна
RU2395279C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 2021
  • Агранович Олег Виленович
  • Агранович Андрей Олегович
  • Феденко Анна Васильевна
  • Баркаев Омар Магомедрасулович
RU2782121C2
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 2009
  • Кожушко Надежда Юрьевна
  • Матвеев Юрий Константинович
RU2402973C1
ЛЕКАРСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ЗАДЕРЖКИ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНОЙ ЭТИОЛОГИИ 2007
  • Михнович Ванда Иосифовна
  • Мартынова Татьяна Николаевна
  • Долгих Владимир Валентинович
  • Тетерина Татьяна Анатольевна
  • Старовойтова Татьяна Евгеньевна
  • Гаранин Андрей Геннадьевич
RU2333755C1
СПОСОБ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 2022
  • Масберг Игорь Валентинович
  • Нуволи Анна Вячеславовна
  • Масберг Игорь Игоревич
  • Еременко Светлана Александровна
  • Шевцов Антоний Олегович
RU2792045C1
Способ определения необходимости использования психофармакотерапии у пациентов с расстройствами аутистического спектра на момент их обследования 2017
  • Клюшник Татьяна Павловна
  • Симашкова Наталья Валентиновна
  • Якупова Любовь Петровна
RU2643760C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 2022
  • Голубова Татьяна Федоровна
  • Цукурова Лариса Александровна
  • Нуволи Анна Вячеславовна
  • Власенко Сергей Валерьевич
RU2788892C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 2004
  • Кожушко Н.Ю.
  • Пономарева Е.А.
  • Илюхина В.А.
  • Матвеев Ю.К.
  • Бережная Н.Ф.
  • Соколов А.Н.
  • Шаптилей М.А.
  • Чернышова Е.М.
  • Захирина Л.А.
  • Кривощапова М.Н.
RU2248227C1
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ГРУППОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ 2021
  • Бобрик Юрий Валериевич
  • Кулинченко Андрей Васильевич
RU2766049C1

Реферат патента 2011 года ПРИМЕНЕНИЕ ГЛИАТИЛИНА И ТРАНСКРАНИАЛЬНОЙ МИКРОПОЛЯРИЗАЦИИ В ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ С АУТИСТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии и неврологии, и касается лечения аутистических расстройств у детей. Для этого в стандартную схему лечения дополнительно включают глиатилин, который вводят внутримышечно по 2 мл ежедневно курсом 10 инъекций, и осуществляют транскраниальную микрополяризацию. Транскраниальную микрополяризацию проводят через день с экспозицией 20 минут на первом сеансе с последующим увеличением времени воздействия на 5 минут на каждом последующем сеансе, курсом 5 процедур. Электроды накладывают на переднелобную область (анод), на сосцевидный отросток (катод), на затылочную область (анод) одноименного полушария с последующим вовлечением противоположного полушария в конце лечения. Способ обеспечивает улучшение показателей зрительной памяти, слухоречевой памяти, внимания, мыслительных процессов, эмоциональной сферы, что позволяет существенно сократить сроки госпитализации и повысить эффективность лечения. 10 табл.

Формула изобретения RU 2 429 831 C2

Способ комплексного лечения детей с аутистическими расстройствам на фоне стандартных схем лечения, отличающийся тем, что дополнительно вводят глиатилин внутримышечно по 2 мл ежедневно, курс 10 инъекций и осуществляют транскраниальную микрополяризацию, которую проводят через день, экспозиция составляет 20 мин на первом сеансе с последующим увеличением времени на 5 мин на каждом последующем сеансе, доходя до 40 мин на последнем сеансе, электроды накладывают на переднелобную проекцию (анод), на сосцевидный отросток (катод), на затылочную область (анод) одноименного полушария с последующим вовлечением противоположного полушария в конце лечения, курс лечения составляет 5 процедур.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2429831C2

СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 2004
  • Кожушко Н.Ю.
  • Пономарева Е.А.
  • Илюхина В.А.
  • Матвеев Ю.К.
  • Бережная Н.Ф.
  • Соколов А.Н.
  • Шаптилей М.А.
  • Чернышова Е.М.
  • Захирина Л.А.
  • Кривощапова М.Н.
RU2248227C1
RU 2000128654 A, 14.11.2000
US 2009202445 A1, 13.08.2009
СОЛОГУБОВА И.Е
и др
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1
Печь для сжигания твердых и жидких нечистот 1920
  • Евсеев А.П.
SU17A1
THATCHER RW et al
"Autism and EEG phase

RU 2 429 831 C2

Авторы

Старовойтова Татьяна Евгеньевна

Власенко Анастасия Вячеславовна

Долгих Владимир Валентинович

Михнович Ванда Иосифовна

Долгих Людмила Георгиевна

Протопопова Ольга Николаевна

Тетерина Татьяна Анатольевна

Белогорова Татьяна Альбертовна

Даты

2011-09-27Публикация

2009-11-16Подача