Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, восстановительной медицине, курортологии и физиотерапии, и может быть использовано для реабилитации детей с расстройством аутистического спектра.
Расстройства аутистического спектра представляют собой одну из наиболее важных медико-социальных проблем в нейропедиатрии. До настоящего времени нет единой этиологической концепции аутистических расстройств, однако, большинство ученых сходятся во взглядах, что аутизм характеризуется генетическим полиморфизмом и фенотипической гетерогенностью (Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Эпидемиология аутизма: современный взгляд на проблему. Социальная и клиническая психиатрия. 2014;24(3):96-101).
Одной из ведущих задач реабилитационного процесса у детей с расстройством аутистического спектра является коррекция патогенетических механизмов заболевания немедикаментозными способами. Одним из важных этапов в реабилитации детей-инвалидов является санаторно-курортное лечение, где наряду с соблюдением санаторного режима, диетическим питанием, лечебной физкультурой, массажем, физиотерапевтическими процедурами, психологической коррекцией в комплекс включаются природные физические факторы. (Медицинская реабилитация. Под ред. В. М. Боголюбова. Изд. 3-е, испр. и доп. Москва: Бином; 2010). Традиционными и основными методами в санаторно-курортном комплексе у детей с психо-неврологической патологией являютя бальнеотерапия, гидрокинезотерапия, которые оказывают разностороннее действие на состояние психики, нервной, кардиореспираторной и опорно-двигательной систем организма (Оздоровительные технологии на курортах Г. А. Софронов, Г. Н. Пономаренко, М. Д. Дидур, А. Н. Бойков. Санкт-Петербург: Дума; 2014).
В последние годы достаточно распространенным методом в реабилитации детей с психической и неврологической патологией является анималотерапия, а именно канестерапия, иппотерапия, дельфинотерапия. Анималотерапия представляет собой взаимодействие трех основных фигур терапевтического процесса – пациента, животного и терапевта. Анималотерапевт воздействует на ребенка-пациента, ребенок на животное, которое, соответственно, - на ребенка. Такой подход позволяет реализовать активность детей в решении их проблем и превращает детей из объекта терапевтического воздействия в субъект. Ряд исследований показали, что общение с животными может уменьшить эмоциональный стресс, облегчить физическую боль, уменьшить пульс и кровяное давление, улучшить моторные и когнитивные навыки, а также, влияет на психологические факторы, такие как тревожность и депрессия (Камнева О.А. Роль анималотерапии в снижении уровня тревожности детей с детским церебральным параличом. Вестник ЮУр ГУ. 2012;31:83-87).
Исследования, посвященные общению дельфина с человеком и влиянию дельфина на развитие речи и памяти у людей, страдающих неспособностью к когнитивной деятельности, позволили сделать заключение о том, что эти животные стимулируют повышение концентрации внимания и могут способствовать улучшению мыслительной деятельности человека. В нашем варианте метода изначально заложен комплекс позитивных эффектов, которые достигаются при использовании в период сессий таких фрагментов как психология общения, психологическая коррекция, психотерапия, талассотерапия, гидрокинезотерапия, ультразвуковое воздействие (Каладзе Н.Н., Нуволи А.В. Дельфинотерапия в реабилитации детей с психической и неврологической патологией. Курортные ведомости. 2014; 5(86):32-35).
Известен способ реабилитации функционального состояния пациентов с психоневрологической симптоматикой путем дельфинтерапии (Патент РФ № 2557695, опубл. 27.07.2015), включающий три последовательных этапа: установочный, включающий ознакомление пациента с особенностями строения и поведения дельфинов, обучение приемам выполнения необходимых при общении с дельфином команд, тактильного общения с дельфином, курсом не менее 3 сеансов по 30 минут; адаптационный этап, включающий знакомство и прямой тактильный контакт с живым дельфином на платформе бассейна, вне воды, курсом от 1 до 3 сеансов по 30-35 минут; заключительный этап тактильного взаимодействия пациента с дельфином, включающий упражнения, направленные на развитие коммуникативных способностей пациента, мелкой моторики, координации движений, контроля двигательной активности, эмоционального состояния и внимания, с использованием элементов арт-терапии, музыкальных упражнений совместно с дельфином, совместные с дельфином активные игры с предметами, курсом от 7 до 9 сеансов по 35-40 минут в бассейне с минеральной водой NaCl 1,8-2,0 промилле температурой от 25 до 28 градусов, длительность полного курса коррекции составляет от 10 до 14 сеансов.
Однако данному способу коррекции присущи такие недостатки, как отсутствие дифференцированного подхода в зависимости от состояния ребенка, диагноза, клинической формы заболевания, отсутствие критериев контроля коррекции, высокая субъективность проведения занятий и оценки эффективности лечения.
В качестве прототипа выбран способ реабилитации детей с поражением центральной и периферической нервной системы (Патент РФ № RU 2345754, опубл. 10.02.2009), включающий применение дельфинотерапии, а именно проведение занятий в бассейне на помосте и в воде, при этом дельфин лежит на помосте, а пациент поглаживает тело дельфина стопами ног и/или раскрытыми ладонями обеих рук от рострума до хвостовой лопасти, пытаясь самостоятельно найти теплые и/или холодные участки кожи на теле дельфина, и следит за его передвижениями в бассейне, затем пациент садится или ложится на помост, опустив ноги или выпрямленные в локтях руки в воду, дельфин упирается рострумом в стопу или раскрытую опущенную в воду ладонь и выталкивает ее из воды, причем реабилитацию проводят в два этапа, на первом этапе дельфин и пациент осуществляют упражнения, направленные на развитие тактильной двигательной системы пациента, а на втором этапе пациент проводит реабилитационные мероприятия в воде.
К числу недостатков данного способа следует отнести такие, как отсутствие контроля выраженности клинических проявлений заболевания и объективного контроля психофизического состояния пациента в ходе реабилитационных сеансов, а также наличия у детей навыков поведения на воде, что существенно ограничивает круг пациентов для реализации данного способа и не обеспечивает гарантированного достижения прогнозируемого результата – психоэмоциональной коррекции состояния пациента, развития коммуникативных способностей и адаптационного потенциала, вследствие неконтролируемого применения методики к пациентам с разными типами психологической адаптации.
Проведенный патентно-информационный поиск не выявил способов восстановительного лечения детей с расстройством аутистического спектра с существенными признаками заявляемого способа.
При восстановительном лечении детей с расстройствами аутистического спектра основной проблемой является достижение минимизации аутистической симптоматики, позитивного восприятия ребенком проводимого курса реабилитации и активного включения в восстановительный процесс, а также снижение дисфункции нейромедиаторных и нейромодуляторных систем, достижение стабильности полученных результатов.
Техническим результатом, достигаемым изобретением, является повышение эффективности реабилитации детей с расстройством аутистического спектра, улучшение их социализации и инклюзии в общество.
Разработка способа восстановительного лечения детей с расстройством аутистического спектра путем использования сочетания гидрокинезотерапии в виде комплекса занятий лечебным плаванием, адаптированных для пациентов с данной патологией, и дельфинотерапии повышает результативность реабилитации за счет ликвидации нейротрансмиттерного, дисбаланса, повышения адаптационных возможностей организма, снижения выраженности аутистической симптоматики и тяжести заболевания, повышает результативность комплексной физической реабилитации детей позволяет решить вышеуказанную проблему.
Предлагается, как и в прототипе, применять дельфинотерапию.
Заявляемый способ восстановительного лечения детей с расстройством аутистического спектра разработан впервые.
Сущность заявляемого изобретения заключается в том, что в способе восстановительного лечения детей с расстройством аутистического спектра путем использования дельфинотерапии, согласно изобретению, предварительно перед сеансами дельфинотерапии проводят гидрокинезотерапию в виде комплекса занятий плаванием в бассейне с температурой воды 260-270 С при участии реабилитолога, причем на первых двух занятиях используют спортивный нудл, на 3-5 занятиях – надувные нарукавники, при этом реабилитолог фиксирует руками положение пациента таким образом, чтобы ноги не касались дна бассейна, затем снимает нарукавники и дает возможность самостоятельно проплыть ограниченное расстояние, при необходимости поддерживая тело пациента, курс гидрокинезотерапи включает 10 ежедневных занятий, длительностью 40 минут; начиная с шестого дня через час после занятия плаванием проводят сеанс дельфинотерапии с участием реабилитолога, дельфина и тренера дельфина, курсом 10 ежедневных сеансов и длительностью 30 минут, каждый сеанс состоит из 2 частей – проведение на помосте и в воде, проведение на помосте длится 15 минут, реабилитолог усаживает ребенка на помост и предлагает потрогать, погладить дельфина, далее показывает части тела дельфина, предлагает ребенку наклонить голову, чтобы дельфин дотронулся до лба, висков, затылка, а тренер при этом делает жест для издания дельфином разных звуков, затем реабилитолог предлагает ребенку поиграть с дельфином путем бросания мяча и кольца, затем тренер достает из воды хвост дельфина на помост и реабилитолог ставит рядом с ребенком краски разных цветов с кисточками, предлагая ребенку выбрать цвет и порисовать на хвосте дельфина; вторую часть сеанса проводят в воде в течение 15 минут, реабилитолог просит ребенка погладить дельфину спинку, живот, плавники, затем помогает ребенку обхватить руками и ногами туловище дельфина и тренер подает сигнал дельфину кружится, далее реабилитолог вместе с ребенком проплывает круг с дельфином.
Причинно-следственная связь между совокупностью существенных признаков и обеспечиваемым изобретением техническим результатом состоит в следующем: использование гидрокинезотерапии в виде комплекса занятий плаванием, адаптированных для пациентов с аутизмом, с последующим присоединением к занятиям плаванием сеансов дельфинотерапии, позволяет улучшить и ускорить адаптацию ребенка к водной среде, что значительно снижает проявления гиперактивности, раздражительности, уменьшает нейромедиаторную дисфункцию, способствует повышению адаптационных возможностей организма, повышает ноотропные процессы, концентрирует внимание, нормализует гемато-энцефалический барьер и гормональную систему, улучшает процессы микроциркуляции, способствует активизации трофики тканей, снижению клинических проявлений заболевания, фобий, агрессии, нервозности, истерических реакций, улучшает поведение, контактность, социализацию, речь у детей с аутизмом; сочетание гидрокинезотерапии и дельфинотерапии позволяет реабилитационный курс сделать максимально эффективым, улучшая при этом сенсорные, эмоциональные функции за счет вовлечения в восстановительный процесс позитивных эмоций, интереса, познавательных элементов и значительно снижает негативизм.
Отличительными признаками заявляемого способа восстановительного лечения, позволяющими значительно повысить эффективность общих реабилитационных мероприятий, являются расширение игровых манипуляций между ребенком и дельфином, включение дополнительного комплекса в виде занятий лечебным плаванием, направленного на стимуляцию чувствительной и двигательной активности, а именно, предварительная подготовка ребенка и минимизация негативных симптомов заболевания, препятствующих адекватному проведению дельфинотерапии, а иногда и невозможность ее проведения, активное сочетание дельфинотерапии с естественными физическими факторами, климатотерапией.
Применение в реабилитационном алгоритме гидрокинезотерапии является фактором, влияющем на состояние психики, нервной, кардиореспираторной и опорно-двигательной систем организма, на проприоцептивную регуляцию локомоторных актов, способствует формированию компенсаторных механизмов в проведении нервных импульсов, уменьшению стереотипного поведения, сенсорной чувствительности и повышению контакта с окружающими, концентрации внимания, а также, способствует подготовке и адаптации ребенка к воде, совершенствование вдоха и выдоха при плавании, укрепление дыхательной мускулатуры, существенное улучшение функции внешнего дыхания, позволяет оказывать равномерное воздействие на все органы и системы организма (Владимиров А.А., Ежов В.В., Пономаренко Г.Н. Физиотерапия. К.: Формат; 2013:1:310-322).
Во время контактного плавания с дельфином ребенок получает мощный положительный эмоциональный заряд, при этом развиваются механизмы эмоционально-личностной регуляции, на основе которых строится дальнейшая реабилитация. На фоне положительных эмоциональных переживаний происходит высокая концентрация сил и внимания ребенка. Взаимодействие с дельфинами в процессе реабилитации позволяет значительно стимулировать психическое и физическое развитие ребенка, появляется возможность возбуждать у ребенка такую сильнейшую и разнонаправленную мотивацию, которая сопутствует занятиям дельфинотерапии, способствует максимальной мобилизации эмоционально-волевой деятельности, в результате чего подавляется чувство страха, неуверенности в себе, включаются механизмы, обеспечивающие наиболее полное и правильное выполнение рекомендованных упражнений. Кроме того, воздействие физическими факторами, которыми являются вода и ультразвук, испускаемый дельфинами в процессе общения, способствует скорейшим результатам при проведении реабилитационных мероприятий.
Полученные данные психологических, клинико-лабораторных исследований сыворотки крови подтверждают, что высокая эффективность лечения, синергизм и потенцирование эффектов и отсутствие неблагоприятных реакций со стороны физиологических систем организма в результате комбинированного применения физических и психокоррекционных факторов, а именно гидрокинезотерапии и дельфинотерапии, намного выше, чем от применения изолированно только дельфинотерапии.
Подобранное количество занятий гидрокинезотерапии и дельфинотерапии является достаточным для обеспечения необходимого психологического, психо-коррекционного, клинического действия, так как при сочетании и количестве занятий лечебным плаванием менее 10 и дельфинотерапии менее 10 сеансов наблюдается уменьшение эффективности воздействия, а при их увеличении, повышается возбудимость пациентов, появляются негативные клинические эффекты. Частота и длительность занятий лечебного плавания установлены с учетом симптомов заболевания. Проведение дельфинотерапия – количество сеансов, их длительность, частота, период начала дельфинотерапии после предварительного проведения лечебного плавания, этапы и элементы занятий, их количество определены основными симптомами расстройств аутистического спектра.
Способ осуществляют следующим образом.
На санаторно-курортном этапе реабилитации детей с расстройством аутистического спектра на фоне щадяще-тренирующего санаторно-курортного и климатического режимов, диеты № 15, занятий с дефектологом, назначают курс гидрокинезотерапии в виде комплекса занятий лечебным плаванием, адаптированного для пациентов с данной патологией. Занятия проводят в сопровождении реабилитолога, в бассейне при температуре воды – 26-270С и длительностью 40 минут. Курс гидрокинезотерапии составляет 10 ежедневных занятий.
Реабилитолог обучает ребенка навыкам простых элементов плавания, добиваясь проплыва им ограниченного расстояния. Для этого на первых двух занятиях реабилитолог использует спортивный нудл, который располагает таким образом, чтобы он огибал тело ребенка на уровне груди. При этом реабилитолог руками фиксирует положение тела ребенка так, чтобы его ноги не касались дна бассейна, и, соответственно, у ребенка появлялось ощущение способности воды поддерживать тело на плаву. На 3-5 занятиях используют надувные нарукавники, которые поочередно снимают и реабилитолог фиксирует пациента в вертикальном и горизонтальном положении, при котором ноги не достают дна бассейна. Начиная с шестого занятия ребенку предоставляют возможность попробовать самостоятельно проплыть ограниченное расстояние, при необходимости реабилитолог поддерживает тело пациента руками. Занятия плаванием оказывают разностороннее действие на состояние психики, нервной, кардиореспираторной и опорно-двигательной систем организма, совершенствуют вдох и выдох, укрепляя дыхательную мускулатуру, способствуют улучшению функции внешнего дыхания и позволяют равномерно воздействовать на все без исключения органы и системы организма.
На шестой день восстановительного лечения занятия плаванием дополняют сеансами дельфинотерапии, которые проводят с участием реабилитолога, дельфина и тренера дельфина, а также, при необходимости одного из родителей. Проведение курса дельфинотерапии происходит у предварительно подготовленного пациента с аутизмом, адаптированного к водной среде, сниженной выраженностью гиперактивных состояний, негативизма, фобий и агрессии.
Сеанс начинают через один час после занятий гидрокинезотерапией.
Сеансы дельфинотерапии проводят в бассейне с морской водой с температурой 21-23°С, где живут обученные по программе для работы с детьми дельфины, а в летнее время сеансы проводят в огражденном вольере в море, в который переводят дельфинов из бассейна. В проведении занятий, например, участвуют черноморские дельфины вида афалина (Tursiops truncatus), которые предварительно обучены по программе - выполнение специальных предъявлений, необходимых для занятий с больными людьми.
Курс дельфинотерапии включает 10 ежедневных сеансов длительностью 30 минут. Ребенку перед сеансом одевают гидрокостюм и специальный пенопластовый жилет для плавания.
Каждый сеанс дельфинотерапии состоит из двух частей: проведение на помосте и в воде.
Проведение на помосте длится 15 минут. Реабилитолог при этом усаживает ребенка на помост и знакомит его с дельфином, предлагает потрогать и погладить дельфина, и при этом сам выполняет и демонстрирует просьбы. Берет руку ребенка в свою в руку и показывает части тела дельфина, рассказывает о нем. Предлагает ребенку наклонить голову, чтобы дельфин дотронулся до лба, висков, затылка, при этом тренер делает жест для издания дельфином разных звуков. Далее реабилитолог придерживает ребенка на помосте около себя и дает возможность ему поиграть с дельфином, для чего бросает мяч несколько раз. При этом реабилитолог активно провоцирует просьбы «на», «лови», «дай», развитие указательного жеста, а затем меняет мяч на кольцо, также стимулируя речь, фиксацию взгляда ребенка, наблюдение за дельфином, мячом или кольцом.
Затем тренер вытаскивает хвост дельфина на помост, а реабилитолог размещает рядом с ребенком биологические краски разных цветов с кисточками. Предлагает ребенку выбрать цвет и немного порисовать на хвосте дельфина.
Вторая часть занятия проходит в воде и длится 15 минут. Реабилитолог заходит в воду и берет с помоста ребенка. Учитывая, что большинство детей спокойны и уже адаптированы к воде, а многие уже обучены плаванию, реакция ребенка в большинстве случаев положительная.
В воде ребенка просят погладить дельфину спинку, живот, плавники, затем дельфин приближается к голове пациента и издает свист. Далее реабилитолог помогает ребенку обхватить руками и ногами туловище дельфина, и тренер подает сигнал для того, чтобы дельфин кружился с ребенком. Затем реабилитолог проплывает круг с дельфином и ребенком, и если ребенок может удержаться сам, позитивно относится к катанию, то реабилитолог, контролируя процесс, отпускает ребенка самого проплыть по кругу.
Заявляемый способ позволяет за счет подбора оптимального количества составляющих реабилитационного комплекса, их расстановки, чередования, особенностей используемого физического и психо-коррекционного факторов, их общего и симптоматического воздействия, достигнуть снижения выраженности клинических симптомов заболевания, уменьшения жалоб, устранения нейромодуляторной дисфункции, что значительно уменьшает число детей с тяжелыми проявлениями заболевания, улучшает их качество жизни и социализацию.
Заявляемый способ обоснован анализом результатов клинических исследований, посредством которых и был сформирован алгоритм восстановительного лечения с применением лечебного плавания и дельфинотерапии.
Данный способ восстановительного лечения детей с расстройством аутистического спектра обоснован результатами психологических, клинических и лабораторных исследований.
Обследование проведено у 51 ребенка в возрасте от 5 до 15 лет с расстройством аутистического спектра, находившихся на санаторно-курортном лечении в г. Евпатория. Из обследования исключались дети с эпилепсией и ремиссией менее 3-х лет. Девочек в исследовании было 14 (27,5%), мальчиков – 37 (72,5%), средний возраст обследованных составил 8±3,1 лет. Контрольную группу (КГ) составили 20 практически здоровых ребенка, репрезентативных по полу и возрасту.
Для определения эффективности заявляемого способа дети были разделены на 2 группы: 1 группа – 24 ребенка, получали базисное санаторно-курортное лечение, включавшее климатотерапию по щадяще-тонизирующему режиму, диету № 15, занятия с дефектологом, музыкальным работником; 2 группа - 27 детей, получали восстановительное лечение по заявляемому способу.
Комплексное обследование детей включало осмотр педиатром, психиатром, клиническим психологом, реабилитологом. Психологическое тестирование для оценки тяжести заболевания проводилось с помощью общепринятой шкалы CARS. Сумме баллов 30 - 37 (средняя степень аутизма) соответствовало 27 (52,9%) детей, 37 - 60 баллов (тяжелый аутизм) – 24 (47,1%) ребенка.
Биохимические исследования включали определение в сыворотке крови: содержание гамма-аминомасляной кислоты с использованием иммуноферментного набора для количественного определения in vitro «GABA ELISA Kit», Immun Diagnostik, Germany; β-эндорфина с использованием набора реагентов для иммуноферментного определения пептидов в сыворотке крови General Protocol for Peptide Enzyme Immunoassay (EIA). Исследования проводили методом твердофазного иммуноферментного анализа при помощи полуавтоматического анализатора Stat Fax 2100, USA. Обследования детей проводились до начала и после курса лечения.
Статистический анализ полученных данных проведен с использованием стандартного пакета прикладных программ «Statistica v. 6.1». Нормальность распределения проверяли с помощью критерия Шапиро-Уилка. Описание количественных признаков выполнено с помощью средней арифметической и стандартного отклонения, медианы (Me), интерквартильного размаха (Q1; Q3), где Q1 – 25-й перцентиль и Q3 - 75-й перцентиль стандартного отклонения (σ). Сравнительный анализ количественных переменных произведен при помощи t–критерия Стьюдента для независимых выборок. Различия считали статистически значимыми при p<0,05.
Данные клинического обследования продемонстрировали наибольшие нарушения: в социальной реципрокности – 45 (88,2%) и проявлялись в сложности установления контакта со сверстниками, непонимания правил игры, в отсутствии желания делиться своими интересами, игрушками, отсутствии или бедности эмоций, отсутствии понимания шуток, ощущении «глухого ребенка», в малом использовании жестов, мимики, позы, зрительного контакта; качественные нарушения наблюдались у 48 (94,1%), которые проявлялись отсутствием либо скудностью речи и попыток компенсировать ее невербальным общением, даже при достаточном речевом развитии у детей отсутствовала необходимость их использования, они не инициировали сами начало разговора, часто произносили услышанные ими ранее фразы из мультфильмов, разговора, без определенного смысла и соответствия ситуации; стереотипное поведение, жесты отмечались у 33 (64,7%) детей.
Клиническая картина детей с расстройствами аутистического спектра многообразна и сложна, а пациенты с данными расстройствами демонстрируют нарушение социального взаимодействия на протяжении всей жизни, однако, прогноз заболевания во многом зависит от уровня когнитивного функционирования, выраженности агрессии, гиперактивности, аутостимулирующего поведения, то есть от тяжести и выраженности клинической симптоматики.
При сравнительной оценке результатов лечения детей с расстройством аутистического спектра клинический анализ демонстрировал значительный регресс всех симптомов заболевания во 2 группе восстановительного лечения. В 1 группе имелась тенденция к улучшению, а достоверное улучшение было в сферах взаимоотношениях с людьми, визуальной, слуховой реакциях, снижении нервозности.
В таблице 1 приведена динамика основных клинических синдромов в зависимости от применяемого лечебного комплекса.
Таблица 1
Примечание: * - достоверность различия показателей до и после лечения p<0,05; ** - p<0,01; *** - p<0,001.
Дисфункция нейротрансмиттерной системы играет важную роль в патогенезе расстройств аутистического спектра. Оценка нейромедиаторной и нейромодуляторной функций у пациентов изучалась с определением уровня гамма-аминомасляной кислоты и β-эндорфина, которые участвуют в формировании адаптивных реакций, когнитивных функций, адекватных эмоциональных реакций.
В таблице 2 приведена динамика показателей β-эндорфина и GABA в сыворотке крови в зависимости от применяемого лечебного комплекса.
Таблица 2
n=20
(0,08; 0,23)
p=0,0001 (↑)
(0,09; 0,25)
(0,1; 0,29)
p=0,001 (↓)
(0,11; 0,32)
(0,01; 0,14)
(0,018; 0,087)
p=0,386
(0,017; 0,088)
(0,02; 0,076)
p=0,041
(0,05; 0,096)
(0,56; 1,11)
Примечание: р – достоверность различий показателей до и после лечения.
У пациентов 2 группы значительно повысился исходно низкий уровень нейромедиатора GABA (р<0,05) и снизился исходно повышенный уровень нейромодулятора β-эндорфина (р<0,001), что отражено в таблице 2.
У детей 1 группы значения GABA имели тенденцию к повышению, а исходно повышенный уровень нейромодулятора β-эндорфина еще более достоверно повысился, что указывает на стимулирующее, тонизирующее действие базисного санаторно-курортного лечения и возможность усиления нежелательной аутистической симптоматики.
Дети во всех группах хорошо перенесли лечение, однако, у некоторых детей 1 группы отмечалось повышение гиперактивности, нервозности. Во 2 группе не было выявлено осложнений, связанных с патологическими последствиями гидрокинезотерапии и дельфинотерапии. Однако, при применении базисного санаторно-курортного лечения необходимо учитывать выраженность гиперреактивной симптоматики у детей с аутизмом.
Катамнестическое наблюдение за детьми в 1 группе демонстрировало отсутствие усиления аутистической симптоматики в течение 3,26±0,44 месяцев, однако, к 4-5 месяцу после лечения эффективность терапии была значительно снижена.
Во 2 группе отмечено стойкое улучшение клинической симптоматики на протяжении 11,35±0,34 месяцев и некоторое снижение через 12 месяцев в сравнении с прошлым годом (р<0,05).
Заявляемый способ может применяется на санаторно-курортном этапе реабилитации и является эффективным при разной степени тяжести заболевания и выраженности клинических симптомов. Способ предусматривает сочетание санаторно-курортного лечения с другими природными факторами, а предварительная подготовка пациентов к занятиям дельфинотерапией способствует позитивному восприятию дельфинотерапии, позволяет исключить обострения клинических симптомов заболевания, хорошо воспринимается детьми с аутизмом, является доступной, имеет определенные четкие параметры, что значительно снижает субъективность проведения реабилитационного комплекса. Контроль исходного статуса и эффективность восстановительного лечения осуществляется по оценке клинических, нейромодуляторных факторов и их динамики.
Применение заявляемого способа позволяет существенно скорректировать нейротрансмиттерные сдвиги и клинические нарушения, значительно уменьшить прогрессирование тяжести симптомов аутизма, снизить количество жалоб, предъявляемых родителями, значительно социализировать данный контингент пациентов. Важным преимуществом способа является возможность снижения медикаментозной терапии, и в большинстве ситуаций – обеспечение стойкой положительной динамики.
Заявляемый способ может быть проиллюстрирован следующими конкретными примерами.
Пример 1.
Мальчик С. 6 лет. Клинический диагноз: Расстройство аутистического спектра, средней степени тяжести, общее недоразвитие речи 3 уровня, гипердинамический синдром.
При поступлении родители предъявляли жалобы на затруднение контакта с окружающими, родными, сверстниками, речь однообразная, много цитирований из мультфильмов, эмоционально не окрашена, не понимает шуток, сравнений, повышенная двигательная активность, стереотипии. При поступлении общее состояние удовлетворительное. Кожные покровы розовые, чистые. Живот мягкий, доступен глубокой пальпации, безболезненный. Мочеиспускания безболезненны. При оценке тяжести заболевания по шкале CARS количество баллов было 32, что соответствовало средней степени заболевания. Лабораторные показатели крови и мочи находились в пределах возрастной нормы.
Исследования нейромедиатора GABA выявило его снижение, а нейромодулятора β-эндорфина повышение в сыворотке крови в сравнении с показателями здоровых детей, что свидетельствует о нейромодуляторной и адаптивной дисфункции.
Было проведено лечение в соответствии с заявляемым способом.
Терапию ребенок перенес хорошо, жалобы отсутствуют, состояние удовлетворительное. После проведенного способа лечения, при выписке отмечено снижение гиперактивности, улучшилась концентрация внимания, понимание обращенной речи, стал больше интересоваться детьми, задавать вопросы. Показатели общего анализа крови и мочи находились в пределах референсных значений.
Значительная положительная реакция отмечена в повышении исходно сниженных уровней GABA – 0,049 ммоль/л и снижении повышенного β-эндорфина – 0,09 нг/мл в сыворотке крови, практически, достигнув уровня показателей здоровых детей.
Катамнестическое наблюдение в течение 12 месяцев демонстрируют отсутствие отрицательной клинической динамики.
Пример 2.
Девочка Ж. 10 лет. Клинический диагноз: расстройство аутистического спектра, гипердинамический синдром, алалия, стереотипии, умственная отсталость легкой степени.
При поступлении родители предъявляли жалобы на отсутствие речи, контакта глаза-в-глаза, нарушение сна, безразличие к окружающим, родным, детям, полевое поведение, прыжки на одном месте. При поступлении общее состояние удовлетворительное. Кожные покровы розовые, чистые. Живот мягкий, доступен глубокой пальпации, безболезнен. При оценке тяжести заболевания по шкале CARS количество баллов было 49, что соответствовало тяжелой степени заболевания. Лабораторные показатели крови и мочи находились в пределах возрастной нормы.
Исследования нейромедиатора GABA выявило его значительное снижение, а нейромодулятора β-эндорфина повышение в сыворотке крови в сравнении с референсными значениями, что свидетельствует о нейромодуляторной дисфункции, нарушении функции стресс-систем.
Было проведено лечение в соответствии с заявляемым способом.
Терапию пациентка перенесла удовлетворительно, осложнения, связанные с патологической бальнеореакцией, гидрокинезотерапией и дельфинотерапией отсутствовали. После проведенного способа лечения, при выписке отмечено удовлетворительное состояние, снизилась гиперактивность, стала интересоваться родными, появилась попытка интереса и контакта с детьми, улучшился сон, снизилась гиперактивность, снизились повышенные сенсорные реакции. Показатели общего анализа крови и мочи находились в пределах референсных значений.
Значительная положительная реакция отмечена в повышении исходно сниженных уровней GABA – 0,026 ммоль/л и снижении повышенного β-эндорфина – 0,12 нг/мл в сыворотке крови.
Исследование отдаленных результатов, через 12 месяцев после лечения заявленным способом, регресса клинической симптоматики не было выявлено.
Представленные клинические случаи наглядно демонстрируют выраженную эффективность проведенного курса восстановительного лечения у пациентов с расстройством аутистического спектра при средней и тяжелой степени заболевания за счет его нейромодуляторного, нейромедиаторного эффектов и нормализации стресс-реакций.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА | 2022 |
|
RU2788892C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ С НИЗКОЙ САМООЦЕНКОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ | 2021 |
|
RU2770986C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 2007 |
|
RU2345754C2 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИ-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА | 2013 |
|
RU2557695C2 |
СПОСОБ СЕНСОРНОЙ КОРРЕКЦИИ ПРИ СИНДРОМЕ АУТИЗМА | 2017 |
|
RU2666270C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ УГРОЖАЮЩЕГО СОСТОЯНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ | 2001 |
|
RU2209105C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЖЕЛЧНОКАМЕННОЙ БОЛЕЗНИ С ПОМОЩЬЮ ДЕЛЬФИНОТЕРАПИИ | 1999 |
|
RU2149658C1 |
Способ медицинской реабилитации больных после перенесённой пневмонии, ассоциированной с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) | 2022 |
|
RU2809654C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЯЖЕСТИ ТЕЧЕНИЯ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА У ДЕТЕЙ | 2022 |
|
RU2783698C1 |
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ В РЕМИССИИ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ | 2008 |
|
RU2379022C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, восстановительной медицине, курортологии и физиотерапии, и может быть использовано для реабилитации детей с расстройством аутистического спектра. Предварительно применяют гидрокинезотерапию в виде занятий плаванием в бассейне с температурой воды 26-27°С при участии реабилитолога. Причем на первых двух занятиях используют спортивный нудл, на 3-5 занятиях – надувные нарукавники, начиная с шестого занятия, ребенку дают возможность самостоятельно проплыть. Курс гидрокинезотерапии включает 10 ежедневных занятий длительностью 40 минут. Начиная с шестого дня, через час после занятия плаванием проводят сеанс дельфинотерапии с участием реабилитолога, дельфина и тренера дельфина. Курс включает 10 ежедневных сеансов длительностью 30 минут. Каждый сеанс состоит из 2 частей – проведение на помосте 15 минут и в воде 15 минут. Способ позволяет скорректировать нейромодуляторные, адаптационные нарушения, снизить негативные реакции, уменьшить выраженность симптомов и тяжесть заболевания аутизмом. 2 табл., 2 пр.
Способ восстановительного лечения детей с расстройством аутистического спектра путем использования дельфинотерапии, отличающийся тем, что предварительно перед сеансами дельфинотерапии применяют гидрокинезотерапию в виде занятий плаванием в бассейне с температурой воды 26-27°С при участии реабилитолога, причем на первых двух занятиях используют спортивный нудл, на 3-5 занятиях – надувные нарукавники, при этом реабилитолог фиксирует руками положение пациента таким образом, чтобы ноги не касались дна бассейна, затем снимает нарукавники и дает возможность самостоятельно проплыть ограниченное расстояние, при необходимости поддерживая тело пациента, курс гидрокинезотерапии включает 10 ежедневных занятий длительностью 40 минут; начиная с шестого дня, через час после занятия плаванием проводят сеанс дельфинотерапии с участием реабилитолога, дельфина и тренера дельфина, курсом 10 ежедневных сеансов и длительностью 30 минут, каждый сеанс состоит из 2 частей – проведение на помосте и в воде, проведение на помосте длится 15 минут, реабилитолог усаживает ребенка на помост и предлагает потрогать, погладить дельфина, затем показывает части тела дельфина, предлагает ребенку наклонить голову, чтобы дельфин дотронулся до лба, висков, затылка, а тренер делает жест для издания дельфином разных звуков, далее реабилитолог предлагает ребенку поиграть с дельфином путем бросания мяча и кольца, затем тренер достает из воды хвост дельфина на помост и реабилитолог ставит рядом с ребенком краски разных цветов с кисточками, предлагая ребенку выбрать цвет и порисовать на хвосте дельфина; вторую часть сеанса проводят в воде в течение 15 минут, реабилитолог просит ребенка погладить дельфину спинку, живот, плавники, затем помогает ребенку обхватить руками и ногами туловище дельфина и тренер подает сигнал дельфину кружиться, далее реабилитолог вместе с ребенком проплывает круг с дельфином.
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 2007 |
|
RU2345754C2 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИ-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА | 2013 |
|
RU2557695C2 |
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ, ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПРИ ДЕЗОМОРФИНОВОЙ НАРКОМАНИИ | 2012 |
|
RU2501579C1 |
ГОЛУБОВА Т | |||
Ф | |||
Влияние дельфинотерапии на динамику нейротрофинов и β-эндорфина у детей с расстройствами аутистического спектра | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Способ получения смеси хлоргидратов опийных алкалоидов (пантопона) из опийных вытяжек с любым содержанием морфия | 1921 |
|
SU68A1 |
MARINO L | |||
Third time's the charm or three strikes you're out? An updated review of |
Авторы
Даты
2023-03-16—Публикация
2022-05-13—Подача