Изобретение относится к медицине, точнее к психоневрологии, и может найти применение при лечении детей с аномалиями психического развития.
Нарушения психического развития, как проявления психического дизонтогенеза, в настоящее время классифицируют по следующим основным вариантам аномалий (Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2003):
- недоразвитие и задержанное развитие, вызванные отставанием в развитии;
- поврежденное развитие и дефицитарное развитие, вызванные поломкой в развитии;
- искаженное развитие и дисгармоническое развитие, вызванные асинхронией развития.
Типичной моделью психического недоразвития является олигофрения, умственная отсталость. Причиной его многие авторы считают влияние генетического фактора. Клинико-психологическая структура дефекта при олигофрении обусловлена явлениями необратимого недоразвития мозга в целом с преимущественной незрелостью коры больших полушарий, в первую очередь лобных и теменных ее отделов. Сформулированы два основных клинико-психологических закона олигофрении: тотальность недоразвития всех нервно-психических функций и иерархичность недоразвития в виде меньшего проявления недостаточности гнозиса, праксиса, речи, эмоций и памяти по сравнению с недоразвитием мышления. Низкие интеллектуальные возможности таких детей исходно затрудняют усвоение новой информации, создают ситуацию изоляции их от сверстников, выпадение из сферы полноценного общения, что способствует культуральной и социальной депривации.
При задержке психического развития (ЗПР) речь идет о замедлении темпов развития. Это проявляется недостаточностью общего запаса знаний, незрелостью мышления, быстрой интеллектуальной пресыщаемостью и малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладанием игровых интересов. В рамках происхождения задержанного психического развития выделяют конституциональный фактор, соматогенный, психогенный и церебрально-органический. Для структуры ЗПР характерна не тотальность (как при умственной отсталости), а мозаичность нарушений, особенно в отношении высших корковых функций. Так, одни из них могут быть негрубо повреждены, другие функционально неустойчивы вследствие нейродинамических расстройств, третьи - незрелы. Явления незрелости наиболее типичны для регуляторных систем, обладающих более длительным периодом развития. В одних случаях незрелость регуляторных систем определяет специфическое замедление темпа эмоционального развития (длительное сохранение аффективных форм реагирования, характерных для инфантильной психики), в других - касаться регуляции интеллектуальной деятельности (целенаправленности, программирования, контроля).
Характерной моделью поврежденного психического развития является органическая деменция вследствие перенесенных инфекций, интоксикаций, травм и т.п. Отличительной особенностью ее от умственной отсталости является динамика развития: так, при органической деменции часто имеются указания на первоначально правильное и своевременное развитие ребенка до перенесенного повреждения мозга вследствие вышеуказанных причин. При деменции имеет место большая грубость поражения мозга, разлаженность деятельности, грубая некритичность и большая тяжесть выпадения отдельных функций. Возможности психического развития в плане социальной адаптации резко ограничены.
Дефицитарное психическое развитие связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата и др. Первичный дефект, с одной стороны, способствует возникновению сложного иерархического ряда вторичных нарушений, определяющих нарушения развития ребенка в целом. С другой стороны, гетерохрония развития, которая у здорового ребенка является стимулом к образованию новых функциональных систем, у ребенка с аномалией развития способствует формированию несоответствия в развитии отдельных систем, которые, в свою очередь, тормозят общее развитие. Однако при сохранности других анализаторов и интеллектуальных возможностей в целом может быть достигнут высокий уровень компенсации. При общемозговом поражении в зависимости от его интенсивности аномалия развития, обусловленная дефектом данного анализатора, сочетается с выраженным общим нарушением развития: либо функциональным по типу своеобразной задержки психического развития, либо более грубым органическим по типу олигофрении.
Искаженное психическое развитие в виде синдрома раннего детского аутизма отличается от вышеописанных аномалий развития наибольшей сложностью и дисгармоничностью как клинической картины, как и психологической структуры нарушений. Аналогии между ними прослеживаются в этиологии, включающей наследственные и экзогенно обусловленные причины. Аутизм проявляется в отсутствии или значительном снижении контактов с окружающими, “уходе в себя”, нарушении эмоциональной сферы за счет отсутствия эмоционального резонанса на внешние события, с одной стороны, в сочетании с гиперстезией на обычные сенсорные раздражители, страхи и связанный с этим эмоциональный дискомфорт - с другой стороны. Значительно нарушена также коммуникативная функция речи. Даже при потенциально сохранном интеллекте аутисты находятся вне реальной ситуации и на предъявляемые требования часто дают реакции негативизма, с частым отказом от уже существующих навыков. Связанное с аутизмом недоразвитие социальных контактов резко искажает весь ход психического развития ребенка.
Показательной моделью дисгармонического развития являются психопатии и патологическое развитие личности, в основе которых лежит дизонтогенез эмоционально-волевой сферы. Даже первично сохранный интеллект не регулирует эмоциональную сферу, а часто находится от него в большей зависимости, чем это наблюдается в норме. Дисгармония личности лежит в основе нередких стойких нарушений адаптации к социальной среде, склонности к декомпенсации при изменении привычных условий.
В соответствии с современными представлениями при одном и том же психическом нарушении могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. Число детей с нарушениями нервно-психического развития неуклонно растет год от года, что требует использования дифференцированного подхода к выявлению и анализу ведущих, первичных нарушений психического развития детей, подбора соответствующих методов реабилитации.
Данное изобретение касается способов коррекции нарушений психического развития детей, а именно грубой задержки психического развития, умственной отсталости, раннего детского аутизма. В настоящее время широко применяемыми способами коррекции этих нарушений является сочетание медикаментозной терапии с психотерапевтическими, педагогическими, логопедическими методами, а также транскраниальные микрополяризации (ТКМП) (Илюхина В.А. и др. “Способ лечения темповой задержки нервно-психического развития у детей” - Патент РФ №2180245, 2002, МКИ A 61 N 1/20).
Этот метод является наиболее близким к предлагаемому и взят нами в качестве прототипа. Способ заключается в том, что у детей с темповой задержкой нервно-психического развития после проведения курса фармакотерапии (антиоксидантами, антигипоксическими средствами, микроэлементами, ферментами и аминокислотами) дополнительно проводят ТКМП, помещая анод на границу левой нижнелобной и переднего отдела верхневисочной извилины в течение 3-6 сеансов, катод на нижние отделы затылочной области левого полушария, а затем анод помещают на проекции моторной коры того же полушария. Эффект достигается в течение нескольких недель и проявляется в существенном повышении уровня психоречевого развития детей, что приводит к повышению их обучаемости во время проведения психолого-логопедических занятий во время и после курса, с возможностью последующего освоения возрастных нагрузок.
Однако при более тяжелых формах нарушений психического развития (грубые задержки психоречевого развития, умственная отсталость, ранний детский аутизм) использование ТКМП на указанные области коры продемонстрировало более низкую их эффективность в отношении понимания обращенной речи, установления вербального контакта, необходимого для проведения коррекционно-развивающих занятий, что делает лечение более тяжелых нарушений психического развития у детей недостаточно эффективным.
Технический результат настоящего изобретения состоит в расширении возможностей коррекционной терапии нарушений психического развития у детей за счет расширения области воздействия ТКМП.
Этот результат достигается тем, что в известном способе, включающем неврологическое и логопедическое обследования, фармакотерапию, логопедические занятия и транскраниальные микрополяризации, которые проводят не чаще 1 раза в неделю в течение 4-6 недель сеансами по 15-20 мин через 2 электрода, накладывая анод на границу нижнелобной области и передних отделов верхневисочной извилины и на проекции моторной области коры левого полушария, катод - на нижние отделы левой затылочной области, продолжая логопедические занятия в течение всего курса лечения, согласно изобретению транскраниальные микрополяризации проводят силой тока от 80 до 200 мкА, при этом в течение 1-3 сеансов анод накладывают на границе заднего отдела верхневисочной извилины и нижнетеменной области левого полушария, логопедические занятия сочетают с психологическими во время и между сеансами, и такие курсы лечения повторяют при необходимости не чаще 2-3 раз в год.
Занимаясь в течение многих лет обследованием и лечением детей с нарушениями психического развития, мы использовали в коррекционной терапии возможности ТКМП, логотерапию для развития мелкой и артикуляционной моторики, проведение артикуляционной гимнастики у детей с задержкой речевого развития.
Опираясь на накопленный нами опыт, при работе с детьми с более грубыми психическими нарушениями на первом этапе мы попробовали разработанные нами ранее режимы ТКМП со схемой положения анода на границе нижнелобной и переднего отдела верхневисочной извилины левого полушария. Однако мы столкнулись с тем, что данное воздействие, которое давало быстрый положительный эффект системного характера у детей с задержкой речевого развития, не оказывало заметного влияния на коммуникативные функции у детей с грубой задержкой или отставанием в психическом и речевом развитии, а также у детей с синдромом раннего детского аутизма, что создавало значительные сложности в осуществлении психолого-логопедических занятий в связи с трудностями установления контакта с ребенком.
В связи с этим мы решили расширить область воздействия ТКМП. Сохранив расположение катода на нижних отделах затылочной области левого полушария, мы пробовали перемещать анод в пределах левой височной, нижнетеменной, заднелобной областей. Наилучший эффект был получен при положении его на границе заднего отдела верхневисочной извилины и нижнетеменной области коры левого полушария. Он проявлялся в виде быстрого появления способности к пониманию обращенной речи - сначала более простых, затем и более сложных ее форм, и соответственно пониманию инструкций-заданий во время занятий с психологом и логопедом, что приводило к выраженному повышению продуктивности коррекционных занятий, направленных на развитие психических функций.
Последовательное проведение сеансов ТКМП с наложением анода на границе заднего отдела верхневисочной извилины и нижнетеменной области левого полушария в течение 1-3 сеансов и затем следующих сеансов на области моторной коры способствовало ускоренному развитию различных сторон вербальных функций и связанных с ними психомоторных функций.
Сила тока определялась нами опытным путем и варьировала от 80 до 200 мкА. Количество сеансов и интервал между ними определяли по данным наблюдений, результатам неврологического и психолого-логопедического обследования.
Проведение психолого-логопедических занятий в ходе и между сеансами ТКМП объективизировало ускоренное формирование социальной адаптации и развития психических процессов у детей с нарушениями психического развития.
Сущность способа заключается в следующем. У ребенка с нарушением психического развития на основе неврологического и психолого-логопедического обследования устанавливают степень выраженности отставания его от возрастной нормы и в зависимости от этого назначают ТКМП силой тока 80-200 мкА в виде сеансов по 15-20 мин, не чаще 1 раза в неделю, через 2 электрода: анод в течение 1-3 сеансов накладывают на границу заднего отдела верхневисочной извилины и нижнетеменной области левого полушария, катод - на нижние отделы затылочной области левого полушария, затем анод перемещают на границу левой нижнелобной и переднего отдела верхневисочной извилины или моторную область коры. Такие курсы при необходимости повторяют 2-3 раза в год. ТКМП проводят с помощью серийного медицинского аппарата ПОТОК-1 (включенного в Государственный реестр медицинской техники) в режиме постоянного тока. Используют два стандартных металлических дисковых электрода диаметром 27 мм, которые устанавливают на кожные покровы головы через 6-8 слоев увлажненной фланелевой прокладки. Электроды фиксируют на голове с помощью резинового шлема по координатам схемы Кронляйна, используемой для уточнения проекций внутримозговых ориентиров на поверхности головы. Во время и между сеансами ТКМП в течение всего курса продолжаются занятия с логопедом и психологом-дефектологом.
Сущность способа поясняется следующими примерами.
ПРИМЕР 1. Даша М., 4 года 9 мес. Поступила для обследования и лечения 11.12.2002 г. с жалобами на отставание в психоречевом развитии, низкую эффективность логопедических занятий.
Данные анамнеза: ребенок от 4 беременности, протекавшей на фоне угрозы прерывания. Роды по счету 2, срочные, первый крик новорожденной после стимуляции. Вес при рождении 3250 г, к груди приложена на 2-е сутки, была вялой, сосала слабо, плохо набирала в весе. Домой выписана на 8-е сутки. Психомоторное развитие до 1 года: держит голову с 1, 5 мес, сидит с 6-7 мес, стоит с 5-6 мес, ходит с 1 года. В я/с пошла в 11.5 мес, адаптировалась быстро. Речевое и коммуникативное развитие: начало гуления с 2-3 мес. В 1 год перенесла коклюш, после этого стала меньше говорить. В 2.8 года обратились к неврологу. Обследована по поводу сенсорной алалии. Проведен курс лечения церебролизином, кавинтоном.
По данным осмотра невролога: девочка контакту доступна. Речь - лепетная, присутствуют простые слова. Обращенную речь не всегда понимает. Присутствует гиперсаливация. ЧМН: легкая сглаженность правой носогубной складки. Хоботковый рефлекс (+). Язык напряжен, малоподвижен. Объем движений в левых конечностях ограничен, больше - в руке, гипотрофия левой верхней и нижней конечностей. Мышечный тонус повышен в левых конечностях по пирамидному типу. Сухожильные и периостальные рефлексы выше слева. С-м Бабинского (+) с 2-х сторон. Брюшные рефлексы симметричные. Чувствительность сохранена. Координаторные пробы: есть интенционный тремор слева. Осанка вялая. Походка неустойчивая..
По данным логопеда: ребенок в контакт вступает хорошо. Не всегда понимает обращенную речь, нет внимания к речи говорящего. Иногда, услышав знакомое понятие, пытается выполнить действие или повторить слово. Просьбу показать предмет, игрушку не выполняет. Бедный словарный запас (набор лепетных слов), одним словом обозначает несколько понятий. Грамматически фразы не оформлены. Значительно нарушены лексико-грамматические компоненты языка, понятийный словарь. Присутствуют страхи, плохо спит ночью. В д/с почти не разговаривает. Игровые действия примитивные. Заключение: общее недоразвитие речи (ОНР) I уровня речевого развития, задержка речевого и психического развития.
По данным психолога, контакт с девочкой постепенный. На обследовании речи нет, только звукокомплексы. Поведение в ситуации обследования адекватное, речевые инструкции понимает и выполняет частично и только наглядно-действенного характера. Ведущая рука правая. Темп работы - медленный, работоспособность низкая. Ведущий тип мотивации - игровой, интерес к предложенным заданиям есть. Восприятие цвета: не соотносит с образцом, не показывает по слову, геометрические фигуры не называет, в “почтовый ящик” играет хаотично, используя силовые пробы, пирамиду собирает без учета величины, матрешку собирать не умеет. Графическая деятельность не сформирована. Внимание достаточно устойчиво при работе с объемным материалом, есть трудности переключения, концентрации. Память зрительная непроизвольная - 0 картинок из 10 предложенных, произвольная - 0, слуховая - отказ от выполнения пробы “10 слов”. Мыслительные операции анализа-синтеза не сформированы. Обобщений нет, не выделяет 4-го лишнего. Разрезные картинки не собирает даже из 2-х частей. Классификации по 2-м признакам нет. Причинно-следственные связи (последовательные картинки) не устанавливает. Нет подражания деятельности. Эмоционально-личностные особенности: девочка доброжелательная, отзывчива на ласку и похвалу. Заключение: задержка психического развития (ЗПР), пограничная с умственной отсталостью.
По данным электроэнцефалографии (ЭЭГ) имеет место замедление корковой ритмики, с тенденцией к “ускорению” ритмов ЭЭГ при функциональных нагрузках. Признаки ирритации в покое и при нагрузках акцентированы в правой теменно-височной области коры мозга. Проявлений дисфункции стволовых неспецифических структур в покое и при небольших нагрузках не выявлено.
По данным реоэнцефалографии (РЭГ) выявлены признаки умеренного дефицита пульсового кровенаполнения, более отчетливые в каротидном бассейне. Имеют место умеренные ангиодистонические проявления с повышением тонуса сосудов мелкого калибра, компенсаторная фаза затруднения венозного оттока. Отмечены умеренные вертеброгенные влияния на позвоночные артерии при ротации головы.
На основании результатов клинического неврологического и дополнительных методов обследования был поставлен диагноз: органическое поражение головного мозга перинатального генеза, левосторонний гемисиндром, задержка психомоторного развития, общее недоразвитие речи (ОНР) I-II уровня речевого развития, дизартрия стертой формы. Рекомендован курс ТКМП.
Курс ТКМП проведен в период с 11.12.2002 г. по 26.02.2002 г.
Первая ТКМП проведена 11.12.2002 г. током 150 мкА в течение 20 минут, анод - на границе заднего отдела верхневисочной извилины и нижнетеменной области левого полушария, катод - на нижних отделах левой затылочной области. Во время сеанса ТКМП при коррекционно-развивающем занятии с психологом-дефектологом отмечено: ребенок неконтактен, работоспособность крайне низкая. Поведение близко к полевому: на короткое время привлекается внимание с помощью ярких игрушек и предметов, к которым интерес очень быстро утрачивается). Наблюдаются хаотичные, бесцельные манипуляции с предметами. Перцептивные пробы на соотношение предметов по цвету, форме не выполнила, раскладывала хаотично, словесное обозначение отсутствует. Смогла сложить лишь простые картинки из 2-х частей.
Вечером того же дня после сеанса ТКМП мама отметила, что дома девочка была очень активной, энергичной. В течение последующей недели в д/с также отметили, что девочка стала активной, задает много вопросов, появились новые слова, Даша стала выполнять задания на физические упражнения.
Следующая ТКМП проведена через 3 недели 5.02.2003 г. (позднее назначенного в связи с перенесенным ОРЗ) током 120 мкА в течение 20 минут, местоположение анода и катода то же, что и при первой ТКМП. При коррекционно-развивающем занятии во время сеанса отмечены позитивные сдвиги: повысилась общая речевая активность, улучшилось качество высказывания, появились 2-3-сложные слова; появилась простая фразовая речь, увеличился активный словарь. Девочка стала давать односложные ответы на вопросы, выполнять задания на зрительное соотнесение (складывать пазлы). Девочка редко смотрит в глаза, присутствуют стереотипии в речи, шаблонные высказывания.
Далее ТКМП проведена 12.02.2003 г. током 120 мкА в течение 20 минут, анод перемещен на границу нижнелобной и переднего отдела верхневисочной области левого полушария, местоположение катода то же, что и при предыдущей ТКМП. На коррекционно-развивающем занятии во время сеанса девочка на контакт пошла сразу, стала более раскованной, эмоционально позитивной, часто улыбается. В ходе занятия девочка достаточно активна, проявляет интерес к различным формам деятельности. Внимание стало более устойчивым. Все действия оречевляет (но тихо, шепотом), отвечает на вопросы. Понимает простые фразы, инструкции, задания выполняет на наглядно-действенном уровне. Дифференцирует и соотносит фигуры по цвету, форме, размеру (цветовые фоны, доски с вкладышами и т.п.). Задания выполняет на ярком, объемном дидактическом материале, затруднения испытывает при заданиях плоскопечатного характера..
Во время последующих ТКМП, проведенных 12.02.2003 г. и 19.02.2003 г. по вышеуказанным схемам, на коррекционно-развивающих занятиях отмечено: ребенок на протяжении всего занятия активен, целеустремлен. Проявляется устойчивый познавательный интерес. После каждого задания спрашивала “а еще?”. В процессе занятия идет постоянное речевое сопровождение (тихим голосом), нередко не связанное с выполнением задания (“мама, купи”, “папа едет” и т.п.). - отставленные эхолалии. При заданиях на развитие графической деятельности выявлено недоразвитие мелкой моторики (замедленность, неточность, дискоординация ручной моторики).
Курс ТКМП проведен из 5 сеансов.
В целом после курса ТКМП положительные сдвиги представлены прежде всего в отношении общей и речевой активности. Девочка стала более внимательной, увеличилось время сосредоточения на выполняемой деятельности, улучшились показатели работоспособности и продуктивности деятельности. Появился стойкий познавательный интерес к окружающему, различным формам деятельности на коррекционных занятиях. Девочка принимает помощь обучающего характера. Улучшилось качество высказываний, звуковое, слоговое оформление слов. Увеличился словарный запас (существительные, глаголы, прилагательные). Значительные улучшения наблюдаются в сенсорно-перцептивной сфере. Необходимо продолжить работу по развитию памяти, мышления и речи, общей и мелкой моторики.
Рекомендовано повторение следующего курса ТКМП через 4-6 мес.
По данным катамнеза: девочку перевели в д/с из группы умственно отсталых в группу детей с задержкой психического развития.
ПРИМЕР 2. Дмитрий Ю., 7 лет. Поступил на обследование и лечение 25.12.2003 г. с жалобами на грубое отставание в развитии, отсутствие речи. Данные анамнеза: ребенок от первой беременности, протекавшей на фоне угрозы прерывания. Роды срочные, крик новорожденного сразу, Апгар 8/9, вес при рождении 3160 г, к груди приложен в 1 сутки, характер сосания без нарушений, выписан на 5 сутки. Психомоторное развитие: держит голову с 1 мес, сидит с 8 мес, стоит с 10 мес, ходит с 1 года. Начало гуления - 3 мес, появление лепета до 1 года. В 1 г. 3 мес перенес мононуклеоз с высокой температурой, после чего появились серии сильных криков. До 2 лет к врачам не обращались. На УЗИ - атрофические изменения: в правом полушарии более выраженные, чем в левом. С 3-х лет наблюдался у психиатра с диагнозом: органическое поражение головного мозга, синдром аутизма. В амбулаторной карте также значатся следующие записи специалистов: слабоумие, выраженная имбецильность, petit-mat, моторная алалия. Последний курс терапии включал ноотропил, церебролизин, пантогам.
По данным осмотра невролога: контакту недоступен. Обращенную речь не понимает. Поведение близко к полевому. Произносит отдельные звуки, кричит (мычит). Речи нет. Двигательно расторможен. Язык в полости рта по средней линии. Носогубная складка слева слегка сглажена. Рефлексы орального автоматизма (+ -). На коже щек “сосудистая сеточка”. Объем движений в суставах полный. Парезов нет. Мышечный тонус - тенденция к гипотонии. Сухожильные и периостальные рефлексы высокие, симметричные. Брюшные рефлексы симметричные. С-м Бабинского (+ -). Мелкая моторика резко нарушена. Координаторные пробы (берет предметы в руки) выполняет удовлетворительно. Ходит самостоятельно, неустойчиво, осанка вялая.
По данным ЭЭГ имеют место диффузные изменения средней степени, преимущественно резидуально-органического характера. Патологические формы активности не выявлены. Замедлено формирование основного ритма мозга. За два года наблюдения в динамике ЭЭГ- без положительных сдвигов.
По данным РЭГ имеют место умеренные ангиодистонические проявления с повышением тонуса сосудов мелкого калибра. Компенсированная фаза затруднения венозного оттока. Отмечены признаки исходного дефицита пульсового кровенаполнения в ВББ с тенденцией к усилению на вертеброгенные воздействия при ротации головы.
По данным логопеда: мальчик в контакт не вступает. Дома самостоятельно ест, одевается, обувается. Со слов родителей, обращенную речь понимает. Хорошо реагирует на интонацию. Очень подвижен, с интересом рассматривает комнату. Речи нет. Одобрение высказывает улыбкой, неудовольствие криком. Со слов родителей, есть несколько лепетных слов. Заключение: анартрия.
По данным психолога: в контакт вступает постепенно. Взгляд в глаза скользящий. Поведение в ситуации обследования - неадекватное, близкое к полевому. Ведущая рука правая. Темп работы быстрый (вкладыши). Ведущий тип мотивации игровой. Зрительное восприятие не сформировано: не выполняет простейшие пробы на цвет, форму, размер. Мелкая моторика крайне неловкая. Внимание истощаемо, трудности привлечения, концентрации, переключения. Задания на анализ-синтез - не собирает разрезные картинки из 2-х частей. Обобщения и 4-й лишний - не выделяет. Мышление наглядно-действенное в стадии формирования (использует силовые пробы). Заключение: умственная отсталость.
На основании данных клинического неврологического и дополнительных методов обследования поставлен диагноз: органическое поражение головного мозга смешанного генеза (нейроинфекция). Отставание в психоречевом и моторном развитии. Анартрия. После курса фармакотерапии (диакарб с аспаркамом, нейромультивит, магне В-6) назначен курс ТКМП.
Курс ТКМП проведен в период с 25.12.2002 г. по 5.02.2003 г.
Первая ТКМП проведена 25.12.2002 г. током 120 мкА в течение 20 мин, анод - на границе заднего отдела верхневисочной извилины и нижнетеменной области левого полушария, катод - на нижних отделах левой затылочной области. Во время коррекционно-развивающего занятия в ходе сеансов ТКМП отмечено: ребенок не активен, не работоспособен, импульсивен. Поведение полевое. Концентрация внимания на 2-3 секунды только на ярких предметах и игрушках. Предложенные задания практически не выполнял. При манипуляциях с предметами, игрушками отсутствует зрительный контроль (взгляд отведен в сторону - смотрит на стену). Эмоционально возбудим, наблюдается уплощение эмоциональных реакций, лишь в отношении с отцом присутствуют адекватные эмоциональные проявления (ласков, обращается за поддержкой, слушается его). У ребенка отмечаются выраженные стереотипные вокализации в виде мычания, криков.
После ТКМП в течение недели близкие отмечают, что мальчик стал более активным, “смышленым”, стал смотреть домашний фотоальбом, лучше понимает инструкции взрослых, вкладывает “матрешки”, режет ножницами. Настроение стало более ровным. Мальчик пытается рисовать, собирать картинки животных в “раскладке”, ведет маму за руку позаниматься - с пластилином, ножницами и клеем. Раньше за стол было не усадить, теперь пробует с охотой, но если не получается, бросает занятие.
Вторая ТКМП проведена 8.01.2003 г. по той же схеме, что и первая ТКМП током 180 мкА. Во время занятий с психологом-дефектологом в ходе сеансов ТКМП отмечено: в поведении сохраняется импульсивность, хаотичность, но появились зачатки интереса к предлагаемым заданиям. Ребенок стал выполнять задания на наглядно-действенном уровне (“Доска Сегена”, “Почтовый ящик” “Разрезные картинки из 2-х частей” и т.п.). Манипуляции выполняет, ощупывая предметы, но стал появляться и зрительный контроль. Активно принимал помощь отца, психолога. Наблюдается положительная эмоциональная реакция на похвалу. Движения рук стали более координированы.
В течение последующей недели родители впервые смогли определить мальчика на короткие занятия с дефектологом (ранее им отказывали в этом даже в специализированных учреждениях).
Следующая ТКМП проведена 15.01.2003 г. током 190 мкА в течение 20 минут, анод перемещен на границу нижнелобной и переднего отдела верхневисочной области левого полушария, катод - на нижних отделах левой затылочной области. В процессе коррекционно-развивающего занятия с психологом в ходе ТКМП отмечено: работоспособность низкая, внимание крайне истощаемо, через 10 минут наступило утомление (стал манипулировать предметами наощупь, без зрительного контроля, взгляд переводил на стену). Ребенок стал успешнее выполнять знакомые задания. Самостоятельно сложил “Доску Сегена”, объемные разрезные картинки, остальные задания выполнял с помощью психолога. В целом в процессе занятия наблюдались полярные эмоциональные реакции (радость - слезы). При ограничении действий и запретах ребенок проявлял агрессивность к психологу (пытался ущипнуть). У ребенка уменьшились непроизвольные вокализации, более четко стал произносить гласные звуки, появились слогосочетания (типа “га-га”).
Далее ТКМП проведена 22.01.2003 г. по той же схеме, что и предыдущая. Во время коррекционно-развивающего занятия в ходе сеансов ТКМП отмечено: работоспособность низкая, внимание крайне истощаемо (время оптимальной работы в пределах 10 минут - затем решительно отказался выполнять задания). Знакомые задания и аналогичные выполняет успешно, но те дидактические упражнения, которые вызывали раньше наибольшую трудность, отказывается выполнять. Новые предметы с интересом ощупывает, рассматривает. Концентрация внимания на объектах увеличилась с 2-3 сек до 5-6 сек. Задания выполняет на наглядно-действенном уровне. При затруднениях стал “просить помощь”: вкладывает в руку психолога вкладыш, чтобы тот помог найти нужный пазл.
Последние ТКМП курса проведены 29.01.2003 г. и 5.02.2003 г. по тем же схемам, что и предыдущие. Во время занятий по ходу сеансов ТКМП психолог отмечает: квадрат, круг Юра вложил уже сам, остальные геометрические фигуры вкладывал с помощью психолога. Долго исследовал на ощупь части фигур. Был явно выражен интерес к разноцветным ежикам. Внимание было достаточно устойчиво в пределах 5 секунд. Кубик Сегена складывал с помощью психолога, но сам начал крутить детали. Работоспособен в пределах 10 минут.
Всего проведено 6 сеансов ТКМП.
Сразу после курса ТКМП логопед отмечает: мальчик стал смотреть в глаза, обращать внимание на картинки. Выполняет просьбы “подними”, “пой” (стал гудеть). Следит за движениями губ, пытается повторять хлопки. Есть интерес к буквам. Отмечаются также позитивные сдвиги в устойчивости и сосредоточении внимания к ярким предметам. Присутствует память на прошлые задания, мальчик дольше стал манипулировать с предметами, ощупывать.
Рекомендовано повторить курс ТКМП через 4-6 мес.
По данным катамнеза: через 3 мес после окончания 1 курса ТКМП бабушка сообщила, что мальчик занимается с дефектологом уже не 1, а два раза в неделю индивидуально по 1.5 часа. Стал более спокойным, адекватным, больше понимает, ездит хорошо в общественном транспорте: перестал бросаться к каждому автобусу, узнает свой маршрут.
ПРИМЕР 3. Лиза К. Поступила на обследование и лечение в возрасте 6 лет 10 мес. с жалобами на грубое отставание в психическом развитии, отсутствие речи.
Данные анамнеза: ребенок от 3-й беременности, протекавшей без особенностей. Роды вторые, срочные, со стимуляцией, ягодичное предлежание плода, асфиксия в родах, Апгар 6/8. К груди приложена на 2-е сутки, не сосала, выписана из роддома на 7 сутки. Психомоторное развитие: голову держит с 3 мес, сидит с 2 лет, стоит с 3 лет, ходит с 4 лет с поддержкой. Д/с посещает с 4-х лет. Фразовая речь отсутствует. Наблюдалась неврологом с 8 мес с диагнозом: антенатальное поражение ЦНС с задержкой психомоторного развития и поражением краниальных нервов, подозрение на микроцефалию. Сопутствующий диагноз: детская экзема, миопический астигматизм. В неврологическом статусе отмечалось изменение мышечного тонуса по смешанному типу: с гипертонусом флексоров и гипотонией конечностей, двустороннее поражение VI пары ЧМН, периферический парез VII пары, парез IX пары. Получала дегидратационную, нейрообменную терапию, проводилась также нейрореабилитация. В 4 г. поставлен диагноз: органическое поражение ЦНС, микроцефалия, грубая задержка нервно-психического развития, умственная отсталость, сколиоз.
По данным электромагнитного сканирования мозга в мае 2003 г. выявлено органическое уменьшение тканей головного мозга, остаточная вентрикулодилатация, нейрональная атрофия, перивентрикулярная дегенерация, атрофия белого вещества, более выраженная в правой гемисфере вследствие перинатальной энцефалопатии смешанного генеза.
По данным осмотра невролога: имеет место микроцефалия. ЧМН: диплопия, реакция на свет живая, двустороннее поражение VI пары ЧМН, левосторонний периферический парез VII пары. Мышечный тонус - дистония с гипертонусом проксимальных мышц (торсионная дистония), есть контрактуры. Сколиоз шейно-грудного отдела позвоночника. Рефлексы с конечностей высокие, выше в ногах, справа больше, чем слева. Чувствительность в норме. В позе Ромберга неустойчива, промахивается при пальценосовой пробе. Походка спастико-атаксическая.
По данным ЭЭГ от 18.03.2003 г. имеют место выраженные диффузные изменения биоэлектрической активности в виде низкого уровня электрогенеза (амплитуда не более 5 мкВ), дизритмии. При функциональных нагрузках отмечено повышение уровня активности в моторной области коры мозга. Пароксизмальные формы активности не выявлены. ЭЭГ от 12.11.2003 г. после курса фармакотерапии - с положительной динамикой в виде повышения уровня электрогенеза в целом с “ускорением” корковой ритмики, в том числе в диапазоне основного (альфа) ритма. Имеет место неустойчивость функционального состояния коры больших полушарий с тенденцией к периодическому его снижению. На фоне повышения уровня биоэлектрической активности в лобно-теменных отделах обоих полушарий периодически появляются эпи-эквиваленты.
По данным РЭГ от 18.03.2003 г. имеют место умеренные ангиодистонические проявления с повышением тонуса сосудов мелкого калибра, нерезко выраженная венозная дисгемия, более отчетливая в ВББ. Признаки умеренного исходного дефицита пульсового кровенаполнения в ВББ, умеренные вертеброгенные влияния на позвоночные артерии при ротации головы, преимущественно справа. В динамике от 12.11.2003 г. отмечен прирост интенсивности пульсового кровенаполнения, более отчетливый в ВББ, в сочетании со снижением тонуса сосудов мелкого калибра до значений нормы.
По данным логопеда: (от 19.06.2003 г.): девочка ласковая, быстро вступила в тактильный контакт. При показе звуков внимательно смотрит на рот, нравится ощущать вибрации горла при произнесении звуков. Сопровождает знакомые игры звуком. Получаются слоги “би-би”, звуки “а”, “у”. Пытается повторять движения, звуки, которые ей показывают. Движения языка и губ вялые, много непроизвольных движений. Язык в тонусе. Губы малоподвижные, нет плотной смычки губ. Имеет место слюнотечение. Рука слабая, плохо захватывает в кулак, но игрушки удерживает. Понимает определенные инструкции. Имеются элементарные гигиенические навыки. Пытается сама есть. Быстро схватывает стереотипные движения. Заключение: умственная отсталость в стадии имбецильности. Дизартрия.
По данным психолога: контакт с ребенком ситуативный, кратковременный. Девочка доброжелательная. Поведение при обследовании близко к полевому. Деятельность: неадекватное манипулирование предметами. На картинках взгляд сосредотачивает при интенсивном стимулировании внимания, речевые инструкции не выполняет. Помощь взрослого не принимает, при действиях ее рукой - руку старается отдернуть. Положительные и отрицательные эмоции выражает однотипно: учащенно дышит. Из игрушек внимание привлекла только фигурка мужчины, остальные не рассматривала, в руки не брала. Указательного жеста нет, исследовательскую активность проявляла по отношению к предметам мебели, задерживалась только на обогревателе. Речи нет, только звукокомплексы. Сильное слюнотечение. Заключение: умственная отсталость в стадии имбецильности.
На основании результатов клинического неврологического и дополнительных методов обследования поставлен диагноз: последствия перинатального поражения ЦНС с грубой задержкой нервно-психического развития, поражением краниальных нервов, спастической диплегией, торсионной дистонией. Хроническая вертебро-базилярная недостаточность на фоне краниовертебральной патологии. Умственная отсталость в стадии имбецильности. Назначен курс ТКМП.
Первый курс ТКМП проведен в период с 12.11.2003 г. по 3.12.2003 г.
Первая ТКМП первого курса лечения проведена 12.11.2003 г. током 120 мкА в течение 20 мин, анод - на границе заднего отдела верхневисочной извилины и нижнетеменной области левого полушария, катод - на нижних отделах левой затылочной области коры. До сеанса и во время сеанса девочка капризничала, вырывалась у мамы из рук. Сразу после сеанса, где Лизу приходилось удерживать насильно, девочка была агрессивна, плаксива.
Вечером того же дня проведено первое коррекционно-развивающее занятие с психологом. Лиза вела себя активно, двигательно исследовала пространство, предложенные дидактические игрушки. Сосредоточение на картинке более длительное время - до 30 сек. Девочка ведет себя доброжелательно, улыбается, позволяет манипулировать своей рукой. Особый интерес вызвал подвешенный колокольчик: длительное время прислушивалась к звучанию и несколько раз возвращалась к нему в течение занятия. Активное время занятия - 30 мин. Потом устала, стала “прикладываться” к полу и столу. Ушла с улыбкой.
Дома в течение последующей недели девочка начала смотреть телевизор, более внимательно следя за происходящим на экране. Научилась откусывать от твердых кусков еды (раньше ела преимущественно жидкую пищу). Улучшилось понимание речи. Лучше показывает, что хочет. К концу недели резко испортилось настроение без видимой причины, потом прошло. Во время езды в транспорте Лизу стало больше волновать все происходящее вокруг.
Следующие ТКМП проведены 19.11.2003 г. и 26.11.2003 г. по той же схеме, что первый сеанс, током 100 и 80 мкА соответственно. На втором занятии с психологом при встрече девочка улыбается, пытается обниматься. В помещении огляделась и направилась сразу к колокольчику (запомнила, где висит). В течение всего занятия стучит себя по голове игрушками, ударяется лбом о стены или стол. Отвлекать удавалось, но с трудом. Несколько успокоилась, перебирая руками песок. Задания с помощью мамы выполняла также неохотно, но менее агрессивно. Руку не давала, не позволяла вкладывать в ладошку игрушки. С интересом только трясла игрушки и слушала звуки.
В течение последующей недели отмечена нормализация сна. Девочка стала более спокойной, больше слушается, реагирует на новые команды, нормализовалось эмоциональное состояние. Нет агрессии, лучше ездит в транспорте, лучше реагирует на посторонних. Дома стала к вечеру “заигрываться”, долго не может заснуть. Стала играть в мяч, складывать более мелкие детали, играть в более сложные игры. Становится все более понятливой, более настойчивой в своих желаниях, проявляет нетерпение, если ей что-то надо.
Последняя ТКМП проведена 3.12.2003 г. током 80 мкА в течение 20 мин, анод - на границе левой нижнелобной и переднего отдела верхневисочной извилины, положение катода неизменно. После сеанса успокоилась быстрее обычного.
К концу курса ТКМП на занятии с психологом с удовольствием звенела погремушкой, вложила несколько шариков в банку с отверстием, долго и по нескольку раз рассматривала картинку матрешки, включала и выключала свет. Аутостимуляции присутствовали все занятие.
В целом эффект 1 курса в отношении психических процессов проявился в том, что Лиза стала более активна, доброжелательна и отзывчива на помощь, аутоагрессия довольно легко гасилась сменой деятельности.
Первый курс ТКМП проведен из 4 сеансов. Рекомендовано курс ТКМП повторить через 4-6 мес.
По данным катамнеза: за прошедшие 4 мес после первого курса ТКМП дома с Лизой стало значительно легче общаться на бытовом уровне. Она выполняет простые просьбы, может показать жестом, что хочет есть (тянет за собой на кухню), не хочет, чтоб ругали (закрывает уши). Может сама отказаться от занятий, что свидетельствует о развитии личности и коммуникативных навыков. После отсутствия мамы по работе в течение 3 недель (Лиза была в другом доме) Лиза демонстрировала обиду: не подходила к матери, приглядывалась. При этом сама с огромной радостью, вернувшись домой, бросилась к своим игрушкам, кроватке, играла весь вечер и даже ночью, проснувшись, снова играла, что указывает на развитие долгосрочного запоминания. В течение дня дома Лиза все время занята своими “делами”, более активна двигательно, склонна к более длительному сосредоточению.
По данным логопеда (перед вторым курсом ТКМП): появилась эмоциональная окраска поведения: явно видно выражение недовольства, радости, страха. Девочка понимает ситуативную речь, наказы матери. Все предметы старается взять в рот, облизать, попробовать. Играть предпочитает лежа. За детьми наблюдает, но на контакт не идет. Новых звукосочетаний в речи нет, но заметно расширился понятийный словарь. Появился жест: ведет за руку к двери, в кухню. Во время занятий пытается уйти от повторений.
По данным психолога (перед вторым курсом ТКМП): узнала кабинет, стала брать знакомые игрушки, подходить к знакомым местам (колокольчик, окно с игрушками). Однако интерес ситуативный, поведение в начале обследования близко к полевому. При настойчивости взрослого следует отказ выполнять задания, но при этом уходить из кабинета девочка не хочет.
Второй курс ТКМП из 4 сеансов проведен в период с 7.04.2004 г. по 28.04.2004 г. по сходной с первым курсом схеме. Во время сеансов сохраняется негативное поведение ребенка, но девочка успокаивается быстрее после окончания обследования (когда мама перестает ее держать). Сидит тихо во время сеансов ТКМП, пока хватает молока в рожке.
В ходе коррекционно-развивающих занятий в течение второго курса отмечено: появилось больше звуков в речи, Лиза лучше понимает более сложную обращенную к ней речь, стала более “покладистой”.
Лиза все спокойнее ездит в общественном транспорте, хотя сама ходить по-прежнему не любит. С интересом продолжает наблюдать за детьми, но не подходит. Стала выделять маму из числа других близких: бежит с радостью навстречу, смеется. Пытается повторять ее движения во время мытья посуды и стирки. Быстрее стала адаптироваться к новым обстоятельствам, может по просьбе мамы уйти к себе в комнату и поиграть немного одна (раньше не давала отойти от себя ни на шаг).
По результатам занятий с психологом отмечено: девочка стала сосредотачиваться на картинках до 30 мин. Предпочитает шарики кубикам при засовывании в соответствующее отверстие (делает выбор). Впервые стала выполнять действия двумя руками одновременно: держала бутылочку и вкладывала в нее палочки. С удовольствием “зажигала” шарик (держа в одной руке) и гасила огонек (с трудом переключили на другое задание). Значительно меньше проявлений аутоагрессии. Рисовать отказалась. Устав, пряталась, под стол, но уходить из кабинета психолога не хотела. В целом отмечается позитивный сдвиг в развитии познавательной активности, крупной и мелкой моторики, а также самосознания.
Рекомендовано курс ТКМП повторить через 4-6 мес.
ПРИМЕР 4. Тина Г., 5 лет 11 мес. Поступила на обследование и лечение с жалобами на нарушения психоречевого развития, неадекватное поведение, трудности контакта.
Данные анамнеза: беременность протекала на фоне анемии, с угрозой прерывания. Отсутствовал первый крик новорожденной. В течение первого года жизни перенесла 5 гнойных отитов с проколами. До 1 года 3 мес развитие по возрасту, сон был беспокойный, прерывистый, девочка не любила, когда ее брали на руки, в глаза не смотрела. Гуление и лепет - по возрасту, повторяла лепетные слова, но с возрастом их число уменьшилось. Далее наблюдалась утрата первичных речевых навыков. В 2 года психиатром по месту жительства поставлен диагноз: аутизм. На фармакотерапии - без значительных позитивных изменений.
По данным осмотра невролога: в контакт девочка вступает с трудом. Имеет место отчетливая сочетанная деформация позвоночника, ожирение 1 ст. Голова гидроцефальной формы, с-м Грефе (+), рассеянность взора, слева - легкий сходящийся стробизм, сухожильные рефлексы снижены, быстро угасают.
По данным ЭЭГ имеет место незрелая возрастная структура биоритмов (низкий уровень электрогенеза, дизритмия, отсутствие регионарных различий). По данным РЭГ отмечено симметричное и достаточное пульсовое кровенаполнение.
По данным логопеда: девочка может произносить много слов, повторяет их эхолалично, в речи не использует, знает буквы, может читать слова, знакома с прямым счетом до 20 (занимается с ребенком мама). Любит крутить веревки. Книги не слушает, в глаза не смотрит, протест выражает криком. Заключение: ранний детский аутизм.
По данным психолога: первый контакт с ребенком через маму, к концу тестирования стала выполнять отдельные речевые инструкции психолога. Темп работы быстрый, импульсивный. Работоспособность низкая, повышена истощаемость внимания. Задания на исследование зрительного восприятия выполняет с простыми формами, с более сложными работает наощупь. У девочки хорошая слуховая механическая память - помнит названия картинок, рекламные ролики. Задания на операции анализа-синтеза выполняет наполовину и только с предметными изображениями, с геометрическими отказывается. Задачи на классификации предметов выполняет только по одному признаку - по цвету или по форме. Заключение: ранний детский аутизм.
На основании клинического неврологического и дополнительных методов обследования поставлен диагноз: грубая задержка нервно-психического и речевого развития на резидуально-органическом фоне, вертебро-базилярная недостаточность, гипертензионно-гидроцефальный синдром, ранний детский аутизм. Рекомендован курс фармакотерапии диакарбом с аспаркамом, солкосерилом, глицином и фенибутом, затем - проведение курса ТКМП.
Первый курс ТКМП проведен в период с 27.06.2002 г. по 18.07.2002 г.
Первая ТКМП проведена 27.06.2002 г. током 120 мкА, в течение 20 мин, анод - на границе заднего отдела верхневисочной извилины и нижнетеменной области левого полушария, катод - на нижних отделах затылочной области одноименного полушария. Через 2 дня после 1-го сеанса ребенок стал более спокойным, “умиротворенным” (слова мамы).
Следующая ТКМП проведена по той же схеме, что и первая ТКМП, током 80 мкА. На последних ТКМП первого курса анод перемещен на границу левой нижнелобной области и переднего отдела верхневисочной извилины, остальные параметры - те же. На коррекционно-развивающих занятиях Тина усидеть не может.
Первый курс ТКМП состоял из 4-х сеансов.
После окончания первого курса ТКМП логопед отмечает: девочка понимает обращенную речь ситуативно, может показать игрушку, картинку. Иногда может ответить на заданный вопрос. Сама называет свои действия - “не буду, уйду, до свидания и др.”. Стала более контактна, иногда смотрит в глаза. Появился обратный счет в пределах 10. Счетных операций нет. Тина узнает некоторые написанные слова. Рисовать не любит, плохо пишет, но на бытовом уровне моторика развита достаточно. Хорошо запоминает дорожные маршруты, беспокоится, когда меняют привычный путь следования. Не боится машин: если не держать за руку, может выскочить на проезжую часть. В целом за прошедший период времени отмечено значительное улучшение понимания обращенной речи.
Рекомендовано повторить курс ТКМП через 4-6 мес.
По данным катамнеза (в течение последующего полугода): ребенок стал посещать по 2-3 часа в день специализированный детский сад. В детском саду поведение “полевое”: возбуждена в новом коллективе, убегает, если заставляют что-то делать - прячется в угол, откуда ее не достать. В домашней обстановке Тина стала более адекватной, но на любое принуждение начинает “буянить”: вырывается из рук, убегает. В общественных местах старается использовать эти приемы для манипулирования родителями, чтобы получить желаемое. По отзывам родственников, Тина стала больше говорить, выросла потребность в общении, но в основном со взрослыми, а не с детьми. Для оформления инвалидности была госпитализирована в республиканскую психиатрическую больницу, где получала психотропные средства. Мама девочки наблюдала постепенную утрату позитивных изменений в психическом развитии ребенка, которые были очевидными после ТКМП. Медленное восстановление положительного эффекта ТКМП начало постепенно развиваться после досрочной выписки ребенка по инициативе родителей с отменой указанной фармакотерапии.
На второй курс ТКМП девочка поступила через полгода в возрасте 6 лет 5 мес. При обследовании психологом отмечено более спокойное и адекватное поведение, повышение легкости установления контакта; большинство заданий психолога Тина выполняет с удовольствием. В тестовых заданиях использует не только силу, но и зрительное соотнесение, примеривание. Ловко работает с “пирамидкой” и вкладышами. Называет во время работы картинки, цвета, дает себе инструкции. Отмечено повышение работоспособности, устойчивости внимания.
Второй курс ТКМП проведен в период с 4.11.2002 г. по 25.11.2002.
Первая ТКМП второго курса проведена 4.11.2002 г. током 150 мкА в течение 20 мин, анод - на границе заднего отдела верхневисочной извилины и нижнетеменной области левого полушария, катод на нижних отделах затылочной области левого полушария.
Следующая ТКМП второго курса проведена 11.11.2002 г. током 150 мкА в течение 20 мин, анод перемещен на границу нижнелобной извилины левого полушария и передних отделов верхневисочной извилины, положение катода неизменно. Последние ТКМП второго курса проведены с интервалом в 1 неделю между сеансами по схеме первой ТКМП в течение 15-20 мин. Заниматься во время проведения ТКМП не может.
Второй курс ТКМП проведен из 4-х сеансов.
Рекомендован следующий курс ТКМП через 4-6 мес.
Третий курс ТКМП проведен в период с 11.06.2003 г. по 7.07.2003 г. в возрасте 7 лет.
По данным логопеда: (перед началом третьего курса) у Тины наблюдается наличие фразовой речи, сохранение эхолалий. Появился интерес к игрушкам-куклам, человечкам. Тина коллекционирует фото известных артистов, которых знает по именам. Помнит то, что было предъявлено на предыдущем тестировании, пробует повторить. Буквами не интересуется, хотя отдельные слова при написании узнает. По отзывам матери, может считать количество предметов (во время обследования это делать отказалась). Со слов мамы, по сравнению с прошлым годом Тина - “золотой ребенок”. Отмечает, что по телефону Тина может вести разговор в диалоговой форме.
По данным психолога: Тина смотрит в глаза более продолжительное время, может отдать без крика понравившуюся игрушку, спокойно относится к инструкциям в заданиях. Поведение в целом достаточно адекватное, регулируется мамой. В заданиях на зрительное восприятие целенаправленно выполняет полный объем тестов, знает все геометрические формы, соотносит зрительно все предметные вкладыши. Работать с разрезными картинками отказалась. Смотрит на то, что делает. Более ловко работает с карандашом: может срисовать элементарные изображения - солнце, цветок, траву. Внимание более устойчиво, его легче привлечь. Легко справляется с заданиями с наглядно-действенным материалом: быстро находит парные картинки на поле из 8 штук. В процессе работы при стимулировании со стороны мамы может назвать все предметы, ответить на вопрос.
Первая ТКМП третьего курса проведена 11.06.2003 г. током 150 мкА в течение 20 мин, анод - на границе заднего отдела верхневисочной извилины и нижнетеменной области левого полушария, катод - в области нижних отделов левой затылочной области коры. Стало возможно проведение коррекционно-развивающего занятия с психологом-дефектологом в ходе сеанса ТКМП. Во время сеанса отмечено: работоспособность и продуктивность ниже среднего, темп работы медленный, не проявляет интерес к заданиям. На контакт пошла сразу. Задания на перцептивные процессы выполнила без труда (понятия цвета, формы, величины сформированы). Внимание достаточно устойчиво. Обращенную речь понимает, но действия не оречевляет, ничего не называет. Однако, когда захотела игрушку, попросила: “Солдат! Слон!...”. Через 15 мин устала, отказалась заниматься.
Следующая ТКМП проведена 18.06.2003 г. по схеме первой ТКМП током 120 мкА. Во время занятия с психологом по ходу сеанса ТКМП отмечено: работоспособность и продуктивность сохраняются ниже среднего, темп работы медленный, интереса к занятиям не проявляет. Невербальные задания трудностей не вызывают. Используя помощь, складывала верно фигуры по цвету и форме, соотнося зрительно. Верно раскладывает лото, но действия свои по-прежнему не оречевляет, предметы не называет. Стала заглядывать в глаза и улыбаться, но на вопросы не отвечает. Под конец устала и решительно отказалась работать со словами: “Не хочешь! Уйди!”.
В течение последующей недели мама отметила, что Тина стала угадывать действия близких, обозначая их словами (“читать?”). По ходу курса ТКМП мама отмечает, что Тину стало труднее обмануть; в дороге стала меньше проявляться склонность к стереотипиям и стало возможным изменить маршрут поездки. Девочка лучше спит. Может по своей инициативе проявлять ласку. С детской площадки теперь “не утащить”, пробует в общении элементарные фразы “дай...”, “уйди”, “до свидания”. Тина стала обходить лужи (ранее проходила прямо по ним, независимо от обуви и глубины лужи, окриков мамы), перестала дома ломать цветы. Стала различать обувь по погоде и одеваться соответственно. Более адекватно реагирует на запреты. Растет словарный запас.
Следующая ТКМП проведена 25.06.2003 г. током 120 мкА в течение 20 мин, анод - в проекции моторной коры левого полушария, катод - неизменно. На занятии с психологом во время сеанса была возбуждена, кричала, вскакивала. Работоспособность и продуктивность низкие. Задания выполняла только с объемными фигурами. От остальных отказалась. Однако использовала речь, чтобы попросить (“помоги!”), отказаться (“убери!), взять (“машина!”). От остального дидактического материала отказалась.
Далее ТКМП проведена 7.07.2003 г. с теми же режимами тока при перемещении анода на границу левой нижнелобной области и переднего отдела верхневисочной извилины, катод - неизменно. Заниматься с психологом не смогла.
Третий курс ТКМП состоял из 4-х сеансов. Рекомендован повторный курс ТКМП через 4-6 мес.
ПРИМЕР 5. Руслан Г. поступил для лечения в возрасте 3 г. 3 мес. с жалобами на трудности коммуникации, задержку формирования навыков самообслуживания, неадекватное поведение.
Данные анамнеза: родился в срок путем кесарева сечения (тазовое предлежание плода), весом 3400 г, по шкале Апгар 7/8. Психомоторное развитие: сидит с 8 мес, стоит с 10 мес. ходит с 12 мес. Гуление появилось в 2 мес, лепет - в 8 мес, реагировал на свое имя с 1 года, первые слова - с 2 лет, фразовая речь - с 3 лет. Отличался тем, что не реагировал на взрослых, не выделял мать, не просился на руки, сопротивлялся ласкам. В детский сад пошел в 2 г. 10 мес с охотой, но с детьми не играл. В действиях с игрушками преобладают стереотипии (катает все время машинки).
По данным осмотра невролога: череп гидроцефальной формы, выраженное расширение подкожной сосудистой сети в лобно-височных областях. Напряжение заднешейных мышц. Зрачки широкие, симметричные. Глазные яблоки подвижны во всех направлениях, язык по средней линии. Мышечный тонус повышен в дистальных отделах нижних конечностей, больше справа. Рефлекторный фон оживлен, клоноид стопы справа. Координаторных расстройств нет. Моторика несовершенная, испытывает страх высоты, плохо ходит по лестнице. Контакт с ребенком поверхностный, ускользающий, познавательный игровой интерес существенно снижен, игра манипулятивная, внимание на предметах концентрирует кратковременно, целое из частей не складывает, пирамиду не собирает. Простую инструкцию выполнять может только по желанию. Речевая активность во время игры невысокая, речевая продукция малоразборчивая, но есть интонационно-мелодический контур фразы.
Возрастная структура ЭЭГ - в стадии формирования регионарных различий, уровень электрогенеза снижен (амплитуда ЭЭГ до 10-30 мкВ). По данным РЭГ интенсивность пульсового кровенаполнения в каротидном бассейне и ВББ симметрична и достаточна, тип кривой РЭГ гипертонический. При ротации головы снижение амплитуды пульсового кровенаполнения на 25-30% от исходного.
По данным логопеда: речь малопонятная, мальчик повторяет то, что слышит, преимущественно в виде эхолалии, есть речевое сопровождение своих действий, но безличное. На речь других людей реагирует избирательно, часто “не слышит”, на свое имя реагирует слабо, не обращается с просьбами, если что-то нужно (если хочет в туалет - начинает хныкать). Даже когда был маленький, не плакал, не привлекал к себе внимания. Спит в отдельной комнате, сам с собой играет. Заключение: выход из раннего детского аутизма.
По данным психолога: контакт затруднен, ребенок ведет себя отстраненно, речевые инструкции выполняет частично, требуется стимуляция, дополнительное привлечение внимания, не всегда реагирует даже на громкий звук (стук по столу). Память (со слов мамы) хорошая: запоминает и рассказывает по своему желанию большие отрывки стихов, во время обследования заканчивает за ней строки стихотворений. Тесты на развитие мышления: “большой-маленький” не показывает, цвет не соотносит с образцом и словом, разрезные картинки из 2-х частей не собирает, “почтовый ящик”, предметные вкладыши - выполняет с помощью взрослого, без интереса, начатую игру не доводит до конца, задание найти “такой же” не выполняет. В глаза смотрит редко, игнорирует телесные прикосновения, игрушки использует неадекватно. Заключение: ЗПР, аутистическая симптоматика.
На основании результатов клинического неврологического и дополнительных методов обследования поставлен диагноз: органическое поражение головного мозга, задержка психоречевого развития, синдром раннего детского аутизма, гипертензионно-гидроцефальный синдром. Рекомендован курс диакарба, пантогама, актовегина, затем курс ТКМП.
Курс ТКМП проведен в период с 29.04.2002 г. по 20.05.2002 г.
Первая ТКМП проведена 29.04.2002 г. током 100 мкА в течение 20 мин, анод - на границе заднего отдела верхневисочной извилины и нижнетеменной области левого полушария, катод - на нижних отделах левой затылочной области коры. Коррекционно-развивающее занятие в ходе сеанса ТКМП провести не удалось.
В течение последующей недели близкие отметили, что Руслан стал более четко читать стихи, в целом стал более активен, в том числе и в движениях: стал играть на детской площадке, где заметно стремление к общению, контакту. Стал более ласковым.
Следующие 3 ТКМП проводились еженедельно по следующей схеме: анод на границе нижнелобной области и переднего отдела верхневисочной извилины, положение катода неизменно, ток от 80 до 100 мкА в течение 20 мин. Близкие отметили дальнейшие позитивные сдвиги в поведении: мальчик стал послушен, в том числе в магазине, куда бабушка с ним раньше отказывалась ходить из-за “безобразного поведения”. Мальчик стал отвечать на обращение взрослых дома стихами из детских книг. Стал больше заботиться о своих игрушках, стал активнее на групповых занятиях у дефектолога. Однако сам с просьбами не обращается, на вопросы взрослых не отвечает. Всего проведено 4 сеанса ТКМП.
Рекомендовано повторить курс ТКМП через 4-6 мес.
По данным катамнеза: через 2 недели после окончания курса, со слов мамы, “стал совершенно другим человеком”, у него более “человеческое” лицо, обращенную речь понимает практически в полном объеме, с нюансами. При необходимости может говорить: сначала обращался, используя строчки стихов, потом стал использовать безличные формы (“дайте пить”). Перестал бояться и избегать детей, пытается вступать в контакт с ними - заглядывает в лицо, но слов подобрать не может. Стал охотнее есть, просит добавки, хотя раньше ел постольку, поскольку сажали за стол. Стал более ловким: лазает везде (раньше обходил детскую площадку стороной), начал бегать, выполнять более сложные координированные движения (ходит по паровозику из бревен). При этом на индивидуальных занятиях у логопеда не работает, закрывает лицо руками, но в группе иногда отвечает на вопросы.
ПРИМЕР 6. Павел С. поступил для обследования и лечения в возрасте 5.5 лет с жалобами на трудности установления контакта, неадекватное поведение.
Данные анамнеза: ребенок родился на 36-37 неделе срока путем кесарева сечения (плановое в связи с отеками у мамы, беременность протекала с угрозой прерывания), вес 3500 г, Апгар 7/7. Интубирован в связи с внутриутробной пневмонией. Психомоторное развитие: сидит с 6-7 мес, ходит с 11 мес, сначала ходил на четвереньках. С раннего возраста мало общался с детьми, любил одиночество. В возрасте 3 лет родители взяли с собой в Турцию: был очень возбужден, боялся отпускать их от себя, просился домой. Не любит бывать в чужих местах, предпочитает дом. Любит находиться рядом с матерью, играть в игрушки, смотреть книги. Часто делает все “назло”. Если не хочет, делать не заставишь. В детсадах не удерживается, с детьми не общается, чаще сидит в углу.
По данным осмотра невролога: в контакт мальчик вступает с трудом. Зрительному контакту недоступен. На вопросы не отвечает. В речи элементы эхолалий. Старается убежать в коридор. Не дает врачу до себя дотронуться, пытается ускользнуть и из рук матери. ЧМН: зрачки одинаковые, реакция на свет живая, движения глазных яблок в полном объеме. Тонус мышц в норме. Рефлексы живые, симметричные. Координация в норме. Осанка вялая. Походка не изменена. Очаговой неврологической симптоматики не выявлено.
ЭЭГ - с положительной динамикой по ср. с ЭЭГ от 23.01.03 г. в виде повышения амплитуды биопотенциалов, оформления регионарных различий по основному (альфа) ритму частотой 8 Гц. Отмечено дальнейшее повышение амплитуды ЭЭГ при сенсорных нагрузках, после гипервентиляции - замедление корковой ритмики. По данным РЭГ - кровоток достаточен (с увеличением перфузии в обоих бассейнах), компрессия в ВББ при наклоне головы назад до 35%. НСГ - в пределах возрастной нормы.
По данным логопеда: ребенок с интересом рассматривает нового человека, но не прямо, а как бы со стороны. Предложенные задания выполняет, но только то, что хорошо получается, говорит шаблонными фразами и только по просьбе мамы и при стимулировании. На занятиях в саду также может все быстро сделать, если что-то пообещать. Ощущение, что не слушает вопросы, но если мама окликает, дает ответ без повторения вопроса. Любит цифры, может назвать в пределах 100. Стихи рассказывает эхолалично. Выборочно относится к еде, к запахам равнодушен. Цвета различает, но не называет. Заключение: синдром аутизма (средней степени).
По данным психолога: в контакт вступает ситуативно, через маму. Инструкции выполняет частично, после многократного повторения и привлечения внимания. Интерес к игрушкам и заданиям избирательный (только с наглядно-действенным материалом). Цвета соотносит, но не находит и не называет. Формы соотносит путем проб, но не называет. Размеры “большой” и “маленький” находит, называет непостоянно. Моторно неловок. Пробы на запоминание не проведены, так как на задание пошли эхолалии. Но маршруты направления помнит хорошо, не любит их менять, стихи запоминает непроизвольно, с середины рассказать не может. Разрезные картинки собирает с помощью психолога. Интеллект наглядно-действенный. Телесный контакт: разрешает, когда занят, в глаза смотрит кратковременно - при стимулировании. Диалоговой речи нет. Часто произносит рекламные штампы. С мамой ласков. Игра носит манипулятивный характер. Заключение: аутизм.
На основании результатов клинического неврологического и дополнительных методов обследования поставлен диагноз: аутизм. Рекомендован курс ТКМП.
Курс ТКМП проведен в период с 8.11.2003 г. по 4.02.2004 г.
Первая ТКМП проведена 8.11.2003 г. током 100 мкА в течение 20 мин, анод - на границе заднего отдела верхневисочной извилины и нижнетеменной области левого полушария, катод - на нижних отделах левой затылочной области коры. Во время занятия с психологом-дефектологом по ходу сеанса отмечено: работоспособность и продуктивность низкая, темп работы средний, мальчик возбужден. На контакт идет постепенно, в глаза старается не смотреть, все время что-то поет, бормочет. Форму предметов дифференцирует в пределах нормы. Отказался от задания разложить предметы по цветам. Пирамидку собрал с ошибками. Предметы не называет, чаще использует шаблоны (“Мы пойдем с клоуном гулять”). Разрезные картинки собирает с помощью психолога, но использует ее плохо, начинает чаще отказываться.
После первого сеанса в течение последующей недели мама отмечает: мальчик в парке сам подошел и стал играть со знакомой девочкой, заметил, что у нее грязные руки и велел помыть. Дома стал спокойнее, может ответить “впопад”.
Следующая ТКМП проведена 15.10.2003 г. по той же схеме током 130 мкА. Во время коррекционно-развивающего занятия по сравнению с первым отмечено: нет признаков возбуждения, нет отказов от упражнений. Довольно устойчив познавательный интерес. Но на контакт идет только через маму, действия не оречевляет. На вопросы не отвечает, предметы не называет. Но если мама говорит, что надо сделать и можно будет уйти, сразу выполняет задания без ошибок: перечисляет цвета, названия животных и как они “говорят”, что указывает на достаточно развитый понятийный словарь.
Следующая ТКМП проведена 29.10.2003 г. (позднее запланированного из-за ОРЗ) током 120 мкА в течение 20 мин, анод - на проекции моторной коры левого полушария, положение катода неизменно. Во время занятия с психологом-дефектологом по ходу сеанса ТКМП работоспособность и продуктивность ниже среднего, интерес к деятельности средний, в основном к заданиям на объемном материале, связанном с манипулированием предметами, в середине занятия утомился, пытался встать. Помощь при выполнении заданий принимает. Стал больше говорить в контексте игровой ситуации, но в основном шаблонами. Стал называть предметы, иногда отвечать на вопросы. Впервые сам пошел на тактильный контакт с психологом.
В течение последующей недели мама отмечает, что Паша лучше понимает речь взрослых и отвечает. Обычно он не ест в садике - только дома, и только определенным образом приготовленную привычную еду. Сейчас стал впервые есть хлеб с маслом. Стал в группе заниматься с логопедом, в том числе в паре с девочкой. Стал убирать ладонь ото рта, когда отвечает маме, повторять за ней обращения “мама, дай мне...” и т.п. Стал учиться рассказывать стихи, может заниматься с мамой дома до 20 мин.
Далее ТКМП проведена 5.12.2003 г. по той же схеме током 150 мкА. Во время обследования перед сеансом много говорит, идет на контакт как зрительный, так и тактильный. Во время занятия с психологом отмечено: Паша задавал вопросы, сам много говорил, но в глаза старался не смотреть. Отказов не было, часть заданий сделал самостоятельно, часть - с помощью психолога. Стал отвечать на вопросы, называть предметы. Исчезли стереотипии в речи, произносимые фразы соотносились с ситуацией занятия. Под конец занятия устал. Работал в основном с невербальным материалом.
Последние ТКМП данного курса были проведены позднее (из-за ОРВИ) 21.01.2004 г. и 4.02.2004 г. по схеме первой ТКМП током 150 и 120 мкА соответственно.
Курс ТКМП проведен из 6 сеансов.
В конце курса, по данным логопеда, отмечено повышение интереса к игрушкам, уменьшение числа повторов в речи. Буквы знает, но в слоги не сливает. Комментирует свои действия, иногда шепотом. С удовольствием вступает в контакт со взрослым, пытается общаться, хотя и в примитивной форме, может повторить вопросы.
В течение последующего месяца после окончания курса ТКМП на занятиях с психологом активен, контакт ситуативный, часто по ассоциации вспоминает рекламные штампы, постепенно все реже. Инструкции до конца не слушает, начинает действовать, но в ходе занятия можно скорректировать внимание. Меньше боится мокрого песка, может самостоятельно пачкать и мыть игрушки. Быстро устает на вербальном материале, но при стимулировании задания выполняет. При смене занятия за столом на посещение сенсорной комнаты мальчик становится более контактным, исчезают рекламные штампы, появляется обращенная речь (“Наталья Федоровна, дайте...”).
В целом курсовой эффект ТКМП в отношении психической сферы проявился значительным повышением работоспособности - до 40 мин при смене деятельности, но уже все время за столом (мальчик не убегает, не раскачивается). Появилась диалоговая речь: отвечает на вопросы шепотом. Практически нет эхолалий (1-3 за все занятие), стереотипных действий и высказываний. Появился порядковый счет до 7, пересчет до 4-5. Узнает контуры букв по точкам. Но число и количество не соотносит, на пальцах не показывает (даже 1). Основные понятия сформированы, но неустойчивы. Не смог без помощи выбрать картинки животных, овощей и т.п. Не использует обобщающие слова. 3-4-й лишний может выделить из разных объектов, внутри одного типа не ориентируется. Свой выбор объяснить не может. Времена года называет механически, не ориентируясь на признаки. При стимулировании внимания может подобрать 1-2 картинки правильно. Последовательные картинки не выкладывает даже из 2-х. Но при стимулировании выбор может сделать верно. Определяет действие на картинках, но рассказа по ним, даже простого, нет. Значительно лучше заштриховывает, соединяет точки, вырезает по контуру. Легче осваивает новое пространство: заглядывает в многолюдные помещения без страха. Т.о. при сохранении уровня развития ребенка ниже нормы после ТКМП произошли существенные позитивные сдвиги в развитии коммуникативных навыков, моторики, работоспособности, менее значительные - в отношении мыслительных процессов.
Рекомендовано повторить курс ТКМП через 4-6 мес.
Способ разработан в совместных исследованиях сотрудников лаборатории физиологии состояний головного мозга и организма Института мозга человека РАН, городского центра по лечению детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области СПб, центра психолого-медико-социального сопровождения Калининского района СПб, кафедры сурдопедагогики РГПУ им. А.И.Герцена. К настоящему времени предлагаемым способом с положительным результатом пролечено 54 ребенка с диагнозами: органическое поражение головного мозга перинатального и смешанного генеза: а) с задержкой психомоторного развития и общим недоразвитием речи 1-2 уровня речевого развития; б) с отставанием в психоречевом и моторном развитии; в) с синдромом раннего детского аутизма.
Положительный эффект курсового лечения с использованием ТКМП находил отражение: а) в повышении адекватности поведения детей в общественных местах и домашних условиях; б) в виде возможности проведения коррекционно-развивающих занятий на дому (в тех случаях, когда дети не могли находиться в специализированном детском учреждении- 28% детей); в) в появлении возможности помещения детей в специализированные детские учреждения, а также перемещения детей в д/с из группы умственно отсталых в группу детей с задержкой психического развития (46% детей); г) возможности обучения по базовой программе в специализированных классах-речевых, коррекционно-развивающих, в индивидуальном порядке - 20% детей.
Предлагаемый способ по сравнению с прототипом имеет ряд преимуществ в виде достижения более высокой эффективности лечебного процесса за счет расширения области воздействия ТКМП путем включения в схему терапии ТКМП на границе заднего отдела верхневисочной извилины и нижнетеменной области левого полушария, наряду с ТКМП на границе левой нижнелобной и переднего отдела верхневисочной извилины, моторной коры того же полушария. Это проявляется в виде улучшения понимания обращенной речи и соответствующего улучшения коммуникативных функций, что, в свою очередь, приводит к последующему расширению сферы положительных изменений в психическом развитии ребенка за счет большей эффективности коррекционно-развивающих занятиях вследствие обеспечения взаимопонимания между обучающим и обучаемым, с последующим расширением зоны социальных контактов, улучшения социальной адаптации при исходно выраженных проявлениях дизонтогенеза в виде аномалий психического развития различного генеза.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ | 2009 |
|
RU2402973C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СЕНСОРНЫХ И МОТОРНЫХ АЛАЛИЙ У ДЕТЕЙ | 2008 |
|
RU2381817C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ПРИ ЗАИКАНИИ | 1998 |
|
RU2147447C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, СОПРОВОЖДАЮЩИХСЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ | 1997 |
|
RU2122443C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА | 2021 |
|
RU2782121C2 |
СПОСОБ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОСЛЕДСТВИЙ НЕГРУБЫХ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ 6-10 ЛЕТ | 2005 |
|
RU2301687C1 |
Способ восстановления психоречевого развития и двигательных нарушений у детей | 2023 |
|
RU2808367C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ | 2013 |
|
RU2518233C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
Способ проведения упражнений для коррекции речевых нарушений | 2022 |
|
RU2804190C1 |
Изобретение относится к медицине, точнее к психоневрологии, и может найти применение в комплексной терапии аномалий развития психики. Производят транскраниальные микрополяризации (ТКМП) 1 раз в неделю в течение 4-6 недель сеансами по 15-20 мин током 80-200 мкА через 2 электрода. В течение первых 1-3 сеансов анод накладывают на границе заднего отдела верхневисочной извилины и нижнетеменной области левого полушария, затем в последующие сеансы анод накладывают на границу нижнелобной области и передних отделов верхневисочной извилины и на проекцию моторной области коры левого полушария, катод в течение всего курса лечения накладывают на нижние отделы левой затылочной области. При этом логопедические занятия сочетаются с психологическими во время и между сеансами ТКМП. Курсы лечения повторяют при необходимости не чаще 2-3 раз в год. Способ позволяет повысить эффективность лечения и расширяет возможности коррекционной терапии.
Способ лечения нарушений психического развития у детей, включающий неврологическое и логопедическое обследования, фармакотерапию, логопедические занятия и транскраниальные микрополяризации, которые проводят не чаще 1 раза в неделю в течение 4-6 недель сеансами по 15-20 мин через 2 электрода, накладывая анод на границу нижнелобной области и передних отделов верхневисочной извилины и на проекции моторной области коры левого полушария, катод - на нижние отделы левой затылочной области, продолжая логопедические занятия в течение всего курса лечения, отличающийся тем, что транскраниальные микрополяризации проводят силой тока от 80 до 200 мкА, при этом в течение 1-3 сеансов анод накладывают на границе заднего отдела верхневисочной извилины и нижнетеменной области левого полушария, а логопедические занятия сочетают с психологическими во время и между сеансами, и такие курсы лечения повторяют 2-3 раза в год.
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ТЕМПОВОЙ ЗАДЕРЖКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ | 2001 |
|
RU2180245C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ | 1995 |
|
RU2065736C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ПРИ ЗАИКАНИИ | 1998 |
|
RU2147447C1 |
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТА НА БАЗЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИНЕРГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ | 1995 |
|
RU2120314C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-МНЕСТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ | 1991 |
|
RU2020938C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ | 1996 |
|
RU2100017C1 |
US 6322367 A (MARSHAL; TAWANNA ALYCE), 27.11.2001 | |||
US 5799267 A (SIEGEL; STEVEN H.), 25.08.1998 | |||
TSUTSUMI S | |||
“The developmental mode of adolescent psychopathology: from the pathogenic viewpoint of the eating disorder” - Jpn | |||
J/ Psychiatry Neurol., 1991,45(4):p.797-814. |
Авторы
Даты
2005-03-20—Публикация
2004-06-16—Подача