Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, курортологии и физиотерапии, и может быть использовано для реабилитации детей с расстройством аутистического спектра.
Расстройства аутистического спектра являются наиболее распространенными нарушениями психики и поведения детского возраста, а также расстройствами с самым высоким уровнем инвалидизации в детской психиатрии (Расстройства аутистического спектра у детей. Научно-практическое руководство. Под ред. Симашковой Н.В. М.: Авторская академия, 2013). В течение последних десятилетий отмечается значительный рост зарегистрированной заболеваемости аутизмом, а эпидемиологические исследования демонстрируют показатели распространенности аутизма, как 1–2 случая на 1000 детского населения (Ли Л. Учебное пособие по аутизму. Учебное пособие ОПАС. 2013). Формирование ЦНС, созревание и развитие структур мозга, высшей нервной и психической деятельности в процессе роста ребенка основано на тесном взаимодействии нейротрансмиттерных систем в онтогенезе. Большинство исследователей выявляют нейротрансмиттерную, нейротрофическую дисфункцию у детей с аутизмом (Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Нейрохимические аспекты этиопатогенеза расстройств аутистического спектра. Сибирский медицинский журнал. 2013; 8:11-15). На данный момент для улучшения состояния пациентов на фоне медикаментозной терапии важной составляющей реабилитационного процесса являются коррекционные психологические методики, направленные на навязывание ребенку коммуникации и восстановление развития. Одним из этапов восстановительной терапии детей является санаторно-курортное лечение, которое носит комплексный характер и направлено на укрепление естественной резистентности организма, на улучшение функций нервной системы, психологического функционирования (Пономаренко Г.Н. Физиотерапия: национальное руководство. М.: ГЭОТАР – Медиа; 2009). Однако в настоящее время нет изученных и предложенных методик для использования в восстановительном лечении детей с аутизмом на санаторно-курортном этапе.
Известен способ реабилитации детей с нарушениями развития аутистического спектра (Патент РФ № 2744332, опубл. 05.03.2021), включающий коррекцию задержанного речевого, психоречевого, психического развития путем подкрепления реакций, соответствующих критерию успешности, первичными, вторичными и обобщенными подкрепителями, получении подсказок, использовании инструментов, выполнении инструкций, заданий для формирования навыков, охватывающих сферы психического развития ребенка в дошкольном возрасте, и состоящий из трех этапов, причем на первом этапе используют первичные подкрепители - еду, сок, воду, прикосновения в постоянном режиме, игровые предметы для формирования базовых навыков, на втором этапе на фоне усложнения заданий для дальнейшего развития навыков первого этапа формируют группу новых навыков, на третьем этапе на фоне усложнения заданий для всех вышеперечисленных навыков развивают навыки логического и языкового мышления.
К недостаткам способа можно отнести такие, как высокая трудоемкость процесса и, как следствие, его не высокая эффективность, отсутствие четких критериев контроля результатов предложенного коррекционного алгоритма, субъективность проведения и оценки коррекции.
Известен способ реабилитации детей с расстройством аутистического спектра (Патент РФ № 2412727, опубл. 27.02.2011), включающий стимулирование системы зрительного восприятия, системы слухового восприятия и системы тактильного восприятия ребенка в периферических зонах, связывание различных сенсорных стимулов в точках пространства относительно тела ребенка, сопровождаемое периодическим перемещением специалиста относительно сагиттальной плоскости тела ребенка, формирование фронтального сенсорного направления восприятия, как приоритетного, причем стимулирование зрительного восприятия включает стимулирование быстрыми движениями рук специалиста при встраивании в собственную двигательную активность ребенка, а стимуляцию слухового восприятия осуществляют звуками, включающими шуршание пальцев, хлопки в ладони, голос, а также звуки музыкальных инструментов, стимулирование тактильного восприятия осуществляют путем нажатий пальцами в направлении от проксимальных отделов к дистальным и в обратном направлении, сеансы проводят 1-2 раза в неделю продолжительностью 20-30 минут.
Недостатками данного способа являются следующие: невысокая эффективность, так как не оказывается достаточное терапевтическое воздействие на многие симптомы аутизма, могут наблюдаться проявления психомоторного возбуждения.
В качестве прототипа выбран способ реабилитации детей с расстройством аутистического спектра (Патент РФ № 2666270, опубл. 06.09.2018), включающий активацию мышц с помощью выполнения физических упражнений, представляющих собой прыжки на батуте, причем при осуществлении прыжков обеспечивают расположение инструктора вплотную к спине пациента и синхронизацию движений инструктора с движениями тела пациента в едином ритме, прыжки выполняют вверх, вперед, назад, а также с разворотами попеременно в левую и в правую стороны по 2-5 минут, при этом инструктор одновременно ведет счет или читает стихи, упражнения проводят 1-3 раза в неделю курсом 15 сеансов, перед началом прыжков на батуте проводят спортивную разминку.
Однако данный способ имеет такие недостатки, как отсутствие дифференцированного подхода в зависимости от клинической формы заболевания, низкую эффективность лечения, что обусловлено характерным для пациентов низким уровнем биологической обратной связи периферийной и центральной нервной системы, отсутствие четких критериев контроля коррекции.
Проведенный патентно-информационный поиск не выявил способов реабилитации детей с расстройством аутистического спектра с существенными признаками заявляемого способа.
Исходя из вышеприведенного уровня техники, при восстановительном лечении детей с расстройствами аутистического спектра проблемой является снижение выраженности симптомов заболевания, а именно функции нейротрансмиттерных, нейротрофических показателей, получение надежных и пролонгированных стойких результатов.
Техническим результатом, достигаемым изобретением, является повышение эффективности реабилитации детей с расстройством аутистического спектра за счет развития когнитивной, эмоционально-волевой и опорно-двигательной сфер, инклюзии детей с данной патологией в общество.
Разработка способа реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра путем использования сочетания естественных физических факторов за счет ликвидации нейротрансмиттерного, нейротрофического дисбаланса, снижения выраженности аутистической симптоматики и тяжести заболевания, позволяет решить вышеуказанную проблему.
Предлагается, как и в прототипе, выполнение физических упражнений для активации мышц, воздействие на систему зрительного и слухового восприятия.
Заявляемый способ реабилитации детей с расстройством аутистического спектра разработан впервые.
Сущность заявляемого изобретения заключается в том, что в способе реабилитации детей с расстройством аутистического спектра, включающем выполнение физических упражнений для активации мышц, воздействие на системы зрительного и слухового восприятия, согласно изобретению, в качестве физических упражнений применяют плавание, занятия проводят в бассейне в сопровождении реабилитолога, который обучает пациента навыкам простых элементов плавания с использованием на первых двух занятиях спортивного нудла, на 3-5 занятиях – надувных нарукавников; все занятия начинают с разминки в воде путем выполнения шагания в воде, круговых движений руками, поочередного сгибания ног в коленных суставах, наклонов туловища вперед-назад, вправо-влево, а также проведения упражнений в воде с использованием разных по форме, цвету и размеру игровых предметов с предложением задания пациенту выбрать и принести определенный предмет, каждое упражнение в воде повторяют 5 раз; осуществляют музыкальное сопровождение разминки путем прослушивания детских песен, причем инструктор поет вместе с ребенком; занятия проводят в бассейне при температуре воды – 29-30°С в течение 30 минут, курсом 12 занятий через день, чередуя с процедурами бальнеотерапии в виде использования ванн с бишофитом с минерализацией 15 г/л, температурой 37-36°С, причем процедуру бальнеотерапии сопровождают прослушиванием музыкальных композиций в виде пения птиц, шума моря, журчания воды, шума ветра, согласно изобретению, для пациентов в возрасте 2-5 лет процедуру бальнеотерапии назначают в течение 10 минут, для пациентов в возрасте 5-12 лет процедуру бальнеотерапии назначают в течение 15 минут, а для пациентов в возрасте старше 12 лет процедуру бальнеотерапии назначают в течение 20 минут.
Причинно-следственная связь между совокупностью существенных признаков и обеспечиваемым изобретением техническим результатом состоит в следующем: проведение курса лечебного плавания с разминкой в воде путем выполнения определенных физических упражнений, использованием для разминки игровых предметов, и чередование занятий плавания с процедурами бальнеотерапии в виде ванн с бишофитом при одновременном прослушиваниии музыкальных композиций, позволяет оказывать комплексное воздействие на все группы мышц, на слуховую и зрительную системы ребенка, способствует снижению проявления нейротрансмиттерной и нейротрофической дисфункции, улучшает нейротрофические процессы в головном мозге, повышает антиапоптотические, ноотропные процессы, лежащие в основе прогрессирования заболевания, нормализует гемато-энцефалический барьер, уменьшает венозный застой и отечность, позитивно влияет на гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую ось, улучшает микроциркуляцию крови, способствует активизации трофики тканей, укреплению мышц, улучшению координации движений, процессов метаболизма и репарации, снижению клинических проявлений заболевания, улучшению поведения, контактности, речи у детей с аутизмом; методика применения плавания с проведением целенаправленных упражнений в воде способствует улучшению сенсорных, эмоциональных функций за счет вовлечения в лечебный процесс позитивных эмоций, интереса, игровых и познавательных элементов, и не вызывает отрицательных реакций со стороны пациентов, увеличивает возможности социализации.
Оказание одновременного воздействия на все основные звенья развития аутистического спектра у ребенка путем коррекции основных сфер психоречевого, физического развития за счет его выравнивания, приближения к нормальному, формирования волевых процессов и познавательной мотивации, нивелирования невыраженных поведенческих нарушений позволяет достигнуть ожидаемый технический результат.
Применение в реабилитационном процессе элементов лечебного плавания, широко используемого в восстановительном лечении детей с психоневрологической патологией, позволяет оказывать воздействие на сенсорные функции организма, что является фактором, влияющем на проприоцептивную регуляцию локомоторных актов, способствует восстановлению нарушенных нервных связей, формированию компенсаторных механизмов в проведении нервных импульсов, уменьшению стереотипного поведения, сенсорной чувствительности и повышению желания и способности к социальным контактам с окружающими (Батышева Т.Т., Бекбергенов Б.М., Шиошвили В.А. Лечебное плавание как метод аквареабилитации детей-инвалидов с нервно-мышечной патологией. Детский церебральный паралич и другие нарушения движения у детей: материалы IV междисциплинарной науч.-практ. конф. с междунар. участием. Москва. 2016:24). Важной особенностью лечебного плавания является совершенствование вдоха и выдоха, укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение функции внешнего дыхания, равномерное воздействие на все органы и системы организма, что выгодно отличает лечебное плавание от других видов физической нагрузки.
Выполнение лечебной физкультуры в воде в виде комплекса подобранных физических упражнений с применением игровых предметов оказывает разностороннее действие на состояние психики, зрительной, нервной, кардиореспираторной и опорно-двигательной систем организма. Основными лечебными эффектами являются уменьшение вегетативных нарушений, анальгезирующее, тонизирующее, иммунокоррегирующее, трофическое, метаболическое, релаксирующее мышечный аппарат, стимулирующее кровообращение действия. Ребенок при этом учиться осознанному контролю над телом, развивает мышечную силу и ловкость при играх в воде, у него улучшается чувство равновесия и баланса, координация движений.
Применение ванн с естественным минералом бишофитом оказывает в основном химическое воздействие, а магний является универсальным регулятором важнейших физиологических и биохимических процессов, происходящих в организме, и как облигатный кофактор имеет отношение более чем к 3000 биохимическим реакциям, всасываясь в организм, магний оказывает гипотензивное, противосудорожное, седативное, релаксирующее действие, улучшает мозговое кровообращение, нормализует сон, снижает возбудимость нервной и сердечно-сосудистой систем, уравновешивание процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, уменьшение воспаления, обезболивание, активация процессов репарации и регенерации в клетках, стимуляция работы иммунной системы, улучшение тока крови в сосудах головного мозга, сердца, конечностей, нормализация артериального давления (Озеров А.А., Сысуев Б.Б. Разработка пакетированной формы кристаллического бишофита для бальнеологического применения. Волгоградский научно-медицинский журнал. 2018;(3):30-32). Терапевтическим действием бишофита является противовоспалительное, рассасывающее, болеутоляющее, трофическое, репаративное, общеукрепляющее, иммуномодулирующее, противомикробное, антиаритмическое, антитромбическое, сосудорасширяющее. Прослушивание музыки релаксирующего характера в виде звуков природы оказывает седативное, успокаивающее действие, улучшает мозговое кровообращение, нормализует сон, снижает возбудимость нервной и сердечно-сосудистой систем, уравновешивает процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Осуществление комплексной коррекции патологических изменений, происходящих в механизме функционирования каждого сенсорного канала в отдельности за счет нарушений развития аутистического спектра у ребенка, предусматривающей сочетание двигательных, тактильных, зрительных, звуковых воздействий, то есть оказание воздействий одновременно на все изменения в целом каждого сенсорного канала позволяет повысить эффективность реабилитации детей с данной патологией.
Выбор режимов составляющих компонентов реабилитационного алгоритма, их длительность, подобранное количество и их комбинация является достаточным для обеспечения необходимого психологического, психо-коррекционного и терапевтического действия, при уменьшении количества занятий и процедур менее 12 наблюдается уменьшение эффективности воздействия, а при их увеличении, либо применении одновременно в один день, повышается возбудимость пациентов.
Условия проведения ванн с бишофитом – температура, минерализация воды, частота, длительность и количество определены с учетом клинических проявлений заболевания, возрастной категории пациентов и выраженности аутистической симптоматики.
Данный способ позволяет за счет подбора оптимального количества процедур, их расстановки, особенностей используемого физического и психо-коррекционного факторов, их общего воздействия, достигнуть регресса жалоб, коррекции нейротрансмиттерных и нейротрофических сдвигов, что значительно уменьшает число детей с тяжелыми проявлениями заболевания, улучшает их качество жизни.
Полученные данные клинических, психологических, биохимических исследований сыворотки крови подтверждают, что эффективность лечения и отсутствие неблагоприятных реакций со стороны физиологических систем организма в результате комбинированного применения физических и психокоррекционных факторов, а именно бальнеотерапии и плавания с воздействием на зрительные, слуховые, мышечные функции ребенка с аутизмом, намного выше, чем от применения их в отдельности, что позволяет получить синергический эффект.
Способ осуществляют следующим образом.
На санаторно-курортном этапе реабилитации детей с расстройством аутистического спектра на фоне щадяще-тонизирующего санаторно-курортного и климатического режимов, диеты № 15, назначают плавание, которое проводят в малом бассейне санатория.
Плавание выполняют в спокойном, медленном темпе при слабой или средней физической нагрузке. Занятия осуществляют в сопровождении пациента реабилитологом, который обучает овладению навыками простых элементов плавания.
Занятия проводят в бассейне при температуре воды – 29-30°С в течение 30 минут, курсом 12 занятий через день, чередуя с процедурами бальнеотерапии.
На первых двух занятиях плаванием используют нудл, который огибает тело пациента на уровне груди. При этом реабилитолог фиксирует руками пациента в вертикальном и горизонтальном положении таким образом, чтобы ноги не касались дна бассейна, для получения ребенком ощущения способности воды поддерживать тело на плаву.
На 3-5 занятиях используют надувные нарукавники, которые поочередно снимают и реабилитолог фиксирует пациента в вертикальном и горизонтальном положении, при котором ноги не достают дна бассейна.
С 6-го занятия реабилитолог не использует нудл и нарукавники, и при необходимости поддерживает тело пациента руками.
Начинают каждое занятие с разминки в воде путем выполнения физических упражнений. Для этого пациент сначала делает шагания в воде, затем круговые движения руками и поочередное сгибание ног в коленных суставах по типу марша, далее осуществляет наклоны туловища вперед-назад, вправо-влево, упражнения повторяют по 5 раз. Затем пациент выполняет упражнения с использованием разных по цвету, форме и размеру игровых предметов, которые предварительно размещают в бассейне, например, разноцветных мячей, колец, кругов. Для этого реабилитолог предлагает пациенту выполнить задание, например, принести мяч или кольцо определенного цвета и размера, при этом помогает пациенту выбрать правильный цвет, форму и размер игрового предмета, задания повторяют 5 раз.
Разминку сопровождают прослушиванием детских песен, при этом реабилитолог поет вместе с ребенком.
Процедуры бальнеотерапии проводят в виде приема ванн с бишофитом с минерализацией 15 г/л, температурой 37-36°С в течение 10-20 минут в зависимости от возраста пациента, курсом 12 процедур через день.
Для пациентов в возрасте 2-5 лет процедуру бальнеотерапии назначают в течение 10 минут, для пациентов в возрасте 5-12 лет процедуру бальнеотерапии назначают в течение 15 минут, а для пациентов в возрасте старше 12 лет процедуру бальнеотерапии назначают в течение 20 минут.
Процедуры бальнеотерапии сопровождают прослушиванием музыки релаксирующего характера, например, в виде звуков природы – пения птиц, шума моря, журчания воды, шума ветра, музыкальных произведений Синди Ли, таких как Песня шторма, а также классических произведений Шопена – Вальс дождя, Весенний вальс, Вальс №10 Весне навстречу.
Заявляемый способ обоснован анализом результатов клинических исследований, посредством которых был сформирован данный алгоритм восстановительного лечения.
Заявляемый способ реабилитации детей с расстройством аутистического спектра основан на результатах клинических и лабораторных исследований.
Способ был применен у 46 детей в возрасте от 4 до 14 лет с расстройством аутистического спектра не имеющих эпилепсию, как коморбидную патологию, находившихся на санаторно-курортном лечении в г. Евпатория. Девочек в исследовании было 12 (26,1%), мальчиков – 34 (73,9%), средний возраст обследованных составил 7±2,3 лет. Контрольную группу (КГ) составили 22 практически здоровых ребенка, репрезентативных по возрасту и полу.
Для определения эффективности заявляемого способа дети были разделены на 2 группы: 1 группа – 22 ребенка, получала санаторно-курортное лечение, включающее климатотерапию по щадяще-тонизирующему режиму, диету № 15, массаж классический ручной №8; 2 группе – 24 ребенка, проводили на фоне санаторно-курортного лечения дополнительно реабилитационные мероприятия по заявляемому способу.
Комплексное обследование детей включало осмотр педиатром, психиатром, клиническим психологом. Психологическое тестирование для оценки тяжести заболевания проводилось с помощью общепринятой шкалы CARS. Сумме баллов 30-37 (средняя степень аутизма) соответствовало 25 (54,3%) детей, сумме баллов 37-60 (тяжелый аутизм) – 21 (45,7%) ребенок.
Биохимические исследования включали определение в сыворотке крови: содержания серотонина с использованием набора реагентов для иммуноферментного (ИФА) определения серотонина в сыворотке крови «ELISA», IBL International, Germany; фактора роста нервов (NGF) методом ИФА, RayBio® Human Beta-NGF ELISA Kit; нейротрофического фактора головного мозга (BDNF) с использованием ИФА набора Human BDNF Immunoassay «Quantikine ELISA», R&D Systems, Inc., USA. Обследования детей проводились до начала и после курса реабилитации. Исследования проводили методом твердофазного иммуноферментного анализа при помощи полуавтоматического анализатора Stat Fax 2100, USA.
Статистический анализ полученных данных проведен с использованием стандартного пакета прикладных программ «Statistica v. 6.1». Нормальность распределения проверяли с помощью критерия Шапиро-Уилка. Описание количественных признаков выполнено с помощью средней арифметической и стандартного отклонения. Сравнительный анализ количественных переменных произведен при помощи t–критерия Стьюдетнта для независимых выборок. Различия считали статистически значимыми при p<0,05.
Данные клинического обследования продемонстрировали наличие выраженной гиперактивности у 32 (69,6%) детей, агрессии и аутоагрессии у 12 (26,1%) детей, алалия отмечалась у 11 (23,9%) детей, отсутствие контакта с окружающими, родными, безразличие у 24 (52,2%) детей, стереотипии у 16 (34,8%) детей.
При сравнительной оценке результатов восстановительного лечения детей с расстройством аутистического спектра клинический анализ демонстрировал значительный регресс всех симптомов заболевания во 2 группе. В 1 группе имелась тенденция к улучшению, а достоверное улучшение было в сферах адаптации к изменениям, сенсорных реакциях и невербальной коммуникации.
В таблице 1 приведена динамика основных клинических синдромов в зависимости от применяемого комплекса восстановительного лечения.
Таблица 1
(основная)
Примечание: * - достоверность различия показателей до и после лечения p<0,05, ** - p<0,01, *** - p<0,001.
Дисфункция нейромодуляторной, нейротрофической систем играют ведущую роль в патогенезе расстройств аутистического спектра. Для определения нейропротективных, ноотропных, антиапоптотических функций у пациентов изучался уровень серотонина, фактора роста нервов NGF и фактор роста головного мозга BDNF, осуществляющих защиту головного мозга от повреждений, способствующих адекватному функционированию компенсаторных реакций нервной системы, усиливающих нейрометаболическую активность нервных клеток.
В таблице 2 приведена динамика показателей серотонина, фактора роста нервов и фактор роста головного мозга в зависимости от применяемого комплекса восстановительного лечения.
Таблица 2
(основная)
n=22
нг/мл
пг/мл
Примечание: * уровень значимости р<0,05 при сравнении показателей до и после лечения, ** - р<0,01, *** - р<0,001.
У пациентов 2 группы значительно повысился исходно низкий уровень нейромодулятора серотонина (р˂0,01) и нейротрофинов NGF и BDNF (р˂0,001), что отражено в таблице 2.
У детей I группы значения серотонина и BDNF имели тенденцию к повышению в силу недостаточных нейротрофических, нейрометаболических эффектов базисного лечения, а нейротрофин NGF достоверно (р˂0,05) повысился.
Дети во всех группах перенесли хорошо восстановительное лечение.
Катамнестическое наблюдение за детьми в 1 группе демонстрировало отсутствие усиления аутистической симптоматики в течение 4,37±0,32 месяцев, однако, к 8 месяцу после лечения эффективность терапии была значительно снижена.
Во 2 группе отмечено стойкое улучшение клинической симптоматики на протяжении 9,27±0,54 месяцев и снижение через 12 месяцев в сравнении с прошлым годом (р˂0,05). Осложнения, связанные с патологическими бальнеореакциями, лечебным плаванием с сенсорными воздействиями у детей в данной группе выявлены не были.
Примеры выполнения заявляемого способа.
Пример 1
Мальчик М., 7 лет. Клинический диагноз: Расстройство аутистического спектра, тяжелое течение, алалия, умственная отсталость легкой степени, гипердинамический синдром.
При поступлении родители предъявляли жалобы на отсутствие контакта глаза-в-глаза, отсутствие речи, безразличие к окружающим, полевое поведение, прыжки на одном месте, высокую чувствительность к звукам. При поступлении общее состояние удовлетворительное. Кожные покровы розовые, чистые. Артериальное давление 100/53 мм рт.ст. Живот доступен глубокой пальпации, безболезнен. Мочеиспускания безболезненны. При оценке тяжести заболевания по шкале CARS количество баллов было 51, что соответствовало тяжелой степени заболевания. Лабораторные показатели крови и мочи находились в пределах возрастной нормы.
Исследования нейротрансмиттера серотонина и нейротрофинов NGF и BDNF в сыворотке крови продемонстрировали значительное их снижение в сравнении с референсными значениями, что свидетельствует о нейромодуляторной дисфункции, снижении нейропротективной способности.
Было проведено восстановительное лечение в соответствии с заявляемым способом.
Терапию пациент перенес удовлетворительно, жалобы, осложнения, связанные с патологической бальнеореакцией, отсутствовали. После проведенной реабилитации при выписке отмечено удовлетворительное состояние, снизилась гиперактивность, стал смотреть в глаза, интересоваться родными, нивелировалась агрессия и аутоагрессия, появился указательный жест, снизились повышенные сенсорные реакции. Показатели общего анализа крови и мочи находились в пределах референсных значений.
Значительная положительная реакция отмечена в повышении исходно сниженных уровней серотонина – 348,74 нг/мл, NGF – 15,28 пг/мл и BDNF – 711,78 пг/мл в сыворотке крови.
Исследование отдаленных результатов – через 12 месяцев после реабилитации заявленным способом регресса клинической симптоматики не было выявлено.
Пример 2
Девочка Р., 6 лет. Клинический диагноз: Расстройство аутистического спектра, средней степени тяжести, общее недоразвитие речи 2 уровня, гипердинамический синдром.
При поступлении родители предъявляли жалобы на редкий контакт глаза-в-глаза, речь скудная, эмоционально не окрашена, скудность эмоций, пытается контактировать с детьми, но не понимает правил игры понарошку, повышенная двигательная активность. При поступлении общее состояние удовлетворительное. Кожные покровы розовые, чистые. Артериальное давление 95/55 мм рт.ст. Живот доступен глубокой пальпации, безболезненный. Мочеиспускания безболезненны. При оценке тяжести заболевания по шкале CARS количество баллов было 34, что соответствовало средней степени заболевания. Лабораторные показатели крови и мочи находились в пределах возрастной нормы.
Исследования нейротрансмиттера серотонина и нейротрофинов NGF и BDNF в сыворотке крови продемонстрировали их снижение в сравнении с референсными значениями, что свидетельствует о нейротрансмиттерной дисфункции, снижении нейротрофной способности головного мозга.
Было проведено восстановительное лечение в соответствии с заявляемым способом.
Терапию ребенок перенес хорошо, жалобы отсутствуют, состояние удовлетворительное. После проведенного курса реабилитации, при выписке отмечено снижение гиперактивности, улучшилась концентрация внимания, стала больше тактильно контактировать, появился интерес в игре с детьми. Показатели общего анализа крови и мочи находились в пределах референсных значений.
Значительная положительная реакция отмечена в повышении исходно сниженных уровней серотонина - 359,84 нг/мл, NGF - 17,33 пг/мл и BDNF - 727,65 пг/мл в сыворотке крови.
Катамнестическое наблюдение в течение 12 месяцев демонстрируют отсутствие отрицательной клинической динамики.
Представленные клинические случаи демонстрируют выраженную эффективность проведенного курса реабилитации у пациентов с расстройством аутистического спектра при средней и тяжелой степени заболевания за счет его нейромодуляторного, нейрометаболического, нейротрофического, ноотропного эффектов.
Заявляемый способ может применяться на санаторно-курортном этапе реабилитации и является эффективным при разной степени тяжести заболевания и выраженности клинических симптомов.
Способ предусматривает сочетание санаторно-курортного лечения с другими природными факторами, чередование бальнеотерапии и плавания с сенсорным воздействием на слуховые и зрительные реакции, оказывает синергическое позитивное воздействие, хорошо воспринимается детьми с аутизмом, является доступным, имеет определенные четкие параметры, что значительно снижает субъективность проведения комплекса реабилитации. Контроль исходного статуса и эффективность восстановительного лечения осуществляется по оценке клинических, нейромодуляторных, нейротрофических факторов и их динамики.
Применение заявляемого способа позволяет существенно скорректировать нейротрофические, нейротрансмиттерные сдвиги и клинические нарушения, значительно уменьшить прогрессирование тяжести симптомов аутизма, снизить количество жалоб, предъявляемых родителями, значительно социализировать данный контингент пациентов.
Важным преимуществом заявляемого способа является возможность снижения нагрузки медикаментозной терапии и в большинстве ситуаций позволяет достигнуть стойкую ремиссию.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА | 2022 |
|
RU2792045C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЯЖЕСТИ ТЕЧЕНИЯ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА У ДЕТЕЙ | 2022 |
|
RU2783698C1 |
СПОСОБ СЕНСОРНОЙ КОРРЕКЦИИ ПРИ СИНДРОМЕ АУТИЗМА | 2017 |
|
RU2666270C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ С НИЗКОЙ САМООЦЕНКОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ | 2021 |
|
RU2770986C1 |
СПОСОБ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ | 2020 |
|
RU2753321C2 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ У БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ | 2023 |
|
RU2810440C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ У БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ | 2020 |
|
RU2741221C1 |
Способ оздоровления человека при наличии факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний | 2019 |
|
RU2700531C1 |
СПОСОБ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ | 2014 |
|
RU2582762C1 |
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ В РЕМИССИИ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ | 2008 |
|
RU2379022C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, курортологии и физиотерапии, и может быть использовано для реабилитации детей с расстройством аутистического спектра. Проводят занятия в бассейне в сопровождении реабилитолога. На первых двух занятиях используют спортивный нудл, на 3-5 занятиях – надувные нарукавники, начиная с 6 занятия реабилитолог поддерживает тело пациента руками. Все занятия в бассейне начинают с разминки в воде путем выполнения шагания в воде, круговых движений руками, поочередного сгибания ног в коленных суставах, наклонов туловища вперед-назад, вправо-влево, выполнения упражнений в воде с использованием разных игровых предметов. Каждое упражнение в воде повторяют 5 раз. Осуществляют музыкальное сопровождение разминки путем прослушивания детских песен, причем инструктор поет вместе с ребенком. Занятия проводят в бассейне при температуре воды – 29-30°С в течение 30 минут, курсом 12 занятий через день, чередуя с процедурами бальнеотерапии. Бальнеотерапию проводят в виде использования ванн с бишофитом с минерализацией 15 г/л, температурой 37-36°С и сопровождают прослушиванием музыкальных композиций в виде пения птиц, шума моря, журчания воды, шума ветра. Способ обеспечивает повышение эффективности реабилитации детей с расстройством аутистического спектра за счет развития когнитивной, эмоционально-волевой и опорно-двигательной сфер, инклюзии детей с данной патологией в общество. 3 з.п. ф-лы, 2 табл., 2 пр.
1. Способ реабилитации детей с расстройством аутистического спектра, включающий выполнение физических упражнений, отличающийся тем, что в качестве физических упражнений применяют плавание, занятия проводят в бассейне в сопровождении реабилитолога, который обучает овладению навыками элементов плавания, при этом на первых двух занятиях используют спортивный нудл, на 3-5 занятиях – надувные нарукавники, начиная с 6 занятия реабилитолог поддерживает тело пациента руками; все занятия в бассейне начинают с разминки в воде путем выполнения шагания в воде, круговых движений руками, поочередного сгибания ног в коленных суставах, наклонов туловища вперед-назад, вправо-влево, выполнения упражнений в воде с использованием разных по форме, цвету и размеру игровых предметов с предложением задания пациенту выбрать и принести определенный предмет, каждое упражнение в воде повторяют 5 раз; осуществляют музыкальное сопровождение разминки путем прослушивания детских песен, причем инструктор поет вместе с ребенком; занятия проводят в бассейне при температуре воды – 29-30°С в течение 30 минут, курсом 12 занятий через день, чередуя с процедурами бальнеотерапии в виде использования ванн с бишофитом с минерализацией 15 г/л, температурой 37-36°С, причем процедуру бальнеотерапии сопровождают прослушиванием музыкальных композиций в виде пения птиц, шума моря, журчания воды, шума ветра.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что для пациентов в возрасте от 2 до 5 лет процедуру бальнеотерапии проводят в течение 10 минут.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что для пациентов в возрасте 5-12 лет процедуру бальнеотерапии проводят в течение 15 минут.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что для пациентов в возрасте старше 12 лет процедуру бальнеотерапии проводят в течение 20 минут.
СПОСОБ СЕНСОРНОЙ КОРРЕКЦИИ ПРИ СИНДРОМЕ АУТИЗМА | 2017 |
|
RU2666270C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА | 2007 |
|
RU2412727C2 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИ-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА | 2013 |
|
RU2557695C2 |
Устройство для выделения из зерна тяжелых примесей | 1938 |
|
SU54551A1 |
ГОЛУБОВА Т.Ф | |||
Облицовка комнатных печей | 1918 |
|
SU100A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Приспособление для автоматической односторонней разгрузки железнодорожных платформ | 1921 |
|
SU48A1 |
STAMATIS SOURVINOS | |||
Brief Report: Speech and Language |
Авторы
Даты
2023-01-25—Публикация
2022-04-27—Подача