УСТРОЙСТВО ВЕНТИЛЯЦИИ САЛОНА АВТОБУСА Российский патент 2021 года по МПК B60H1/24 

Описание патента на изобретение RU2744636C2

Изобретение относится к автомобильной промышленности, конкретнее - к системам вентиляции автобусных салонов.

Для вентиляции пассажирских салонов широко применяются открывающиеся люки, форточки, сдвигаемые оконные стекла и т.п.

Известен автобус по патенту на полезную модель №67953. Вентиляция салона осуществляется через потолочные люки и форточки боковых окон.

Недостаток конструкции вентиляции в том, что при плохой погоде проветривание затруднено из-за попадания в салон снаружи пыли или атмосферных осадков.

Известны конструкции воздуховодов (например http://www.stroy-podskazka.ru/ventilyaciya/klassifikaciya/ или http://ins68.ru/photo/) которые организованы как отдельный канал не пересекаемый какими-либо элементами, не связанными с функциональным назначением воздуховода, воздушный поток в которых подается с минимальными потерями по длине. Однако, для подачи воздуха к конкретным зонам для такого воздуховода требуется специальный отвод и выходные сопла для организации направленного движения воздуха. Подобная конструкция для транспортного средства-автобус слишком сложна, т.к. для подачи потока к окнам или в среднюю часть салона с равномерным распределением давления по длине салона потребуется большое количество отводов специальной щелевой конструкции и устройства крепление отводов к воздуховоду. На каждом месте соединения будет возникать турбулентность и потери. Кроме того, при необходимости добавить отвод, сопло или поменять его сечение потребуется полностью заново спроектировать воздуховод, провести подготовку производства и увеличить номенклатуру изделий. Таким образом такая конструкция значительно удорожает стоимость транспортного средства.

Наиболее близким к заявляемому решению является облицовка салона кузова транспортного средства по патенту на изобретение 2437794 состоящее из декоративной панели закрепленной концами в фасонных профилях установленных: один на боковой стенке автобуса, а второй на потолке салона автобуса, соответственно. При этом воздуховод образован крышей автобуса, фасонными профилями и декоративной панелью. В декоративной панели по ее длине с определенной последовательностью выполнены щелевые сопла, через которые подается воздух в салон автобуса. Однако известно, что в этом пространстве воздуховода автобуса находятся поперечные стрингеры и продольные балки каркаса автобуса, детали гидравлических, пневматических и электрических систем автобуса. Все они создают препятствие для ламинарного воздушного потока, возникает турбулентность. В следствии этого возникают большие потери энергии и неравномерность давления воздуха по длине воздуховода. Требуется достаточно мощные вентиляторы и специальные мероприятия для обеспечения равномерного обдува боковых окон салона и подачи свежего воздуха в пассажирский салон.

Задача, решаемая изобретением, состоит в обеспечении равномерности раздачи свежего воздуха по салону автобуса, обеспечения направленности воздушного потока вдоль бокового стекла салона, снижении энергозатрат на вентиляцию и обеспечение рабочей зоны водителя качественным воздухообменом.

Технический результат заключается в достижении преимуществ, получаемых от решения задачи.

Технический результат достигается устройством вентиляции салона автобуса, содержащим размещенный в салоне воздуховод, расположенный вдоль салона в угловой части потолка, и имеющий два ряда окон подачи воздуха внутрь салона: один на боковые стекла, второй в центральную часть салона, у которого часть образующей воздуховода сформирована декоративной панелью внутренней обшивки потолка. Воздуховод разделен на две продольные части, а декоративная панель внутренней обшивки потолка разделена в сечении на 3 части, одна из которых, образует воздуховод, примыкающий к боковой вертикальной стенке салона с окнами подачи воздуха на боковые стекла; вторая образует полость воздуховода, расположенную ближе к центральной части вдоль корпуса светового фонаря с окнами подачи воздуха в центральную часть салона; а третья- центральная часть декоративной панели, является съемной крышкой полости, в которой установлены компоненты автобуса (например: узлы электросистемы, пневмосистемы, гидросистемы и.т.п). При этом полости воздуховодов замыкаются панелями расположенными противоположно декоративным, и закрепленными на кузове автобуса. Около дверей выполнены обходные трубчатые каналы, соединяющие полости воздуховода с противоположных сторон двери. С воздуховодом соединен трубчатый канал подачи воздуха к месту водителя. На одной из образующих воздуховод декоративных панелей установлены петли подвижной центральной декоративной панели, а на противоположной образующей воздуховод декоративной панели установлены фиксаторы центральной панели. Корпус основной магистрали воздуховода выполнен из двух предварительно соединенных между собой продольных элементов, одним из которых является декоративная панель автобусного салона, а вторым - панель каркаса, закрепляемая на каркасе автобуса.

На чертежах представлена конструкция заявляемого устройства вентиляции. Фиг. 1 - сечение салона автобуса; фиг. 2 - сечение воздуховодов и полости для установки компонентов; фиг 3 - воздушные каналы в изометрическом изображении; фиг 4 - сечение воздуховодов и полости с откинутой декоративной панелью; фиг. 5 - вид на потолок с откинутой средней панелью; фиг. 6 - канал подачи воздуха на рабочее место водителя; фиг. 7 - обходной трубчатый канал двери; фиг. 8 - сечение по левому распределительному каналу от кондиционера.

Устройство выполнено следующим образом. Для достижения технического результата воздуховод каждого из бортов автобуса - левого или правого - разделен на два отдельных воздуховода: один 1 примыкает к верхней части борта и краю крыши, второй 2 располагается ближе к центру автобуса вдоль световой линии 10. При этом каждый воздуховод отделен от зоны, где располагаются элементы каркаса и систем автобуса. Это достигается устройством вентиляции салона автобуса, содержащим размещенный в салоне воздуховод с двумя рядами окон подачи воздуха внутрь салона: один на боковые стекла 3, второй в центральную часть салона 4; воздуховод расположен вдоль салона в угловой части потолка 5, часть воздуховода сформирована декоративной панелью внутренней обшивки потолка, а декоративная панель внутренней обшивки потолка в сечении разделена на три части одна из которых 6, является частью образующей воздуховод 1, примыкающего к боковой вертикальной стенке салона с окнами подачи воздуха 7 на боковые стекла 3, вторая часть декоративной панели 9 является частью образующей воздуховода 2, расположенного ближе к центральной части вдоль корпуса светового фонаря 10 с окнами подачи воздуха 11 в центральную часть салона 4; а третья -центральная часть декоративной панели 12, является съемной крышкой полости 13, в которой установлены компоненты систем автобуса (например: узлы электросистемы, пневмосистемы, гидросистемы и.т.п на фиг. не показаны); при этом полости обоих воздуховодов замыкается панелями обшивки кузова 14 противоположно декоративной, которая примыкает к кузову автобуса для крепления воздуховода. Декоративные панели 6 и 9 одним краем могут крепиться к специальным монтажным профилям 8 и 20, которые являются частью образующей воздуховода. Около дверей выполнены обходные трубчатые каналы 15, соединяющие полости воздуховода 1 с противоположных сторон двери. С воздуховодом 1 или 2 соединен трубчатый канал подачи воздуха 16 к месту водителя. Каналы воздуховода соединены с воздушным каналом подачи воздуха от кондиционера 17. На одной из образующих воздуховод декоративных панелей установлены петли 18 подвижной центральной декоративной панели 12, а на противоположной образующей воздуховод декоративной панели установлены фиксаторы 19 центральной панели.

Декоративная панель автобусного салона 6 или 9 и вторая часть образующей воздуховода - часть обшивки кузова 14, через которую происходит закрепление воздуховода на каркасе автобуса, предварительно соединены между собой.

Похожие патенты RU2744636C2

название год авторы номер документа
АВТОБУС, ТРАНСФОРМИРОВАННЫЙ ИЗ АВТОМОБИЛЯ ГРУЗОВОГО ТИПА, И СПОСОБ ТРАНСФОРМИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ ГРУЗОВОГО ТИПА В АВТОБУС 1995
  • Туальбаев Абдульбар Абзалович
  • Щербаков Сергей Анатольевич
  • Селиванов Сергей Николаевич
RU2079245C1
Междугородный, туристический или экскурсионный автобус 2020
  • Дорофеев Сергей Александрович
RU2747161C1
Междугородный, туристический, экскурсионный автобус 2022
  • Дорофеев Сергей Александрович
RU2801179C1
Система вентиляции транспортногоСРЕдСТВА 1979
  • Шипош Николай Владимирович
  • Гнипович Всеволод Иванович
SU850415A1
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ОБЛИЦОВОЧНЫЙ ЭЛЕМЕНТ АВТОБУСНОГО КУЗОВА 2010
  • Сорокин Борис Владимирович
  • Ахметзянов Равиль Завдатович
  • Коган Евгений Ефимович
  • Самохвалов Сергей Никитьевич
  • Николаев Алексей Викторович
RU2437794C1
СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА12 1973
  • Иностранцы Геральд Фоулер, Альберт Генри Хэндс, Джон Макхью Иосиф Акгоуан Великобритани
SU381205A1
АВТОБУС ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ 2007
  • Ипатов Алексей Алексеевич
  • Дзоценидзе Тенгиз Джемалиевич
  • Пономарев Алексей Константинович
  • Семикин Николай Сергеевич
  • Бакулин Дмитрий Вячеславович
  • Берберя Владимир Викторович
  • Кузнецов Николай Сергеевич
  • Логинов Кирилл Юрьевич
  • Орешин Антон Олегович
  • Колесин-Горбатов Владимир Васильевич
RU2333129C1
Отопительно-вентиляционное устройство для салона транспортного средства 1983
  • Мезин Владимир Павлович
  • Хохряков Владимир Петрович
  • Хохряков Борис Николаевич
  • Осколков Игорь Михайлович
SU1136971A1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЦЕННОСТЕЙ 1993
  • Анахин А.А.
  • Маковецкий В.В.
  • Шорин В.Д.
RU2082634C1
Автономная система вентиляции транспортного средства 2015
  • Ковальчук Роман Сергеевич
RU2626789C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 744 636 C2

Реферат патента 2021 года УСТРОЙСТВО ВЕНТИЛЯЦИИ САЛОНА АВТОБУСА

Изобретение относится к автомобильной промышленности, конкретнее - к системам вентиляции автобусных салонов. Устройство содержит размещенный в салоне воздуховод, расположенный вдоль салона в угловой части потолка и имеющий два ряда окон подачи воздуха внутрь салона: один на боковые стекла, второй в центральную часть салона, у которого часть образующей воздуховода сформирована декоративной панелью внутренней обшивки потолка. Воздуховод разделен на две продольные части, а декоративная панель внутренней обшивки потолка разделена в сечении на 3 части, одна из которых образует воздуховод, примыкающий к боковой вертикальной стенке салона с окнами подачи воздуха на боковые стекла; вторая образует полость воздуховода, расположенную ближе к центральной части вдоль корпуса светового фонаря с окнами подачи воздуха в центральную часть салона; а третья - центральная часть декоративной панели - является съемной крышкой полости, в которой установлены компоненты автобуса, например: узлы электросистемы, пневмосистемы, гидросистемы. Полости воздуховодов замыкаются панелями, расположенными противоположно декоративным и закрепленными на кузове автобуса. Около дверей выполнены обходные трубчатые каналы, соединяющие полости воздуховода с противоположных сторон двери. Обеспечивается равномерность раздачи свежего воздуха по салону автобуса, направленности воздушного потока вдоль бокового стекла салона, снижение энергозатрат на вентиляцию и обеспечение рабочей зоны водителя качественным воздухообменом. 3 з.п. ф-лы, 8 ил.

Формула изобретения RU 2 744 636 C2

1. Устройство вентиляции салона автобуса, содержащее размещенный в салоне воздуховод, расположенный вдоль салона в угловой части потолка и имеющий два ряда окон подачи воздуха внутрь салона: один на боковые стекла, второй в центральную часть салона, у которого часть образующей воздуховода сформирована декоративной панелью внутренней обшивки потолка, отличающееся тем, что воздуховод разделен на две продольные части, а декоративная панель внутренней обшивки потолка разделена в сечении на 3 части, одна из которых образует воздуховод, примыкающий к боковой вертикальной стенке салона с окнами подачи воздуха на боковые стекла; вторая образует полость воздуховода, расположенную ближе к центральной части вдоль корпуса светового фонаря с окнами подачи воздуха в центральную часть салона; а третья - центральная часть декоративной панели - является съемной крышкой полости, в которой установлены компоненты автобуса: узлы электросистемы, пневмосистемы, гидросистемы, воздуховоды, компоненты электронного управления и видеонаблюдения; при этом полости воздуховодов замыкаются панелями, расположенными противоположно декоративным и закрепленными на кузове автобуса.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что около дверей выполнены обходные трубчатые каналы, соединяющие полости воздуховода с противоположных сторон двери.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что с воздуховодом соединен трубчатый канал подачи воздуха к месту водителя.

4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что на одной из образующих воздуховод декоративных панелей установлены петли подвижной центральной декоративной панели, а на противоположной образующей воздуховод декоративной панели установлены фиксаторы центральной панели.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2744636C2

УСТРОЙСТВО ДЛЯ БОКОВОГО СВОДА КРЫШИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2013
  • Герлах Ян
  • Яршель Франк
  • Бурмайстер Ахим
RU2653669C2
DE 19510396 C5, 11.05.2006
US 4888959 A1, 26.12.1989
Конструкция крыши автобуса 1987
  • Ференц Ерши
  • Акош Керкаи
SU1526572A3

RU 2 744 636 C2

Авторы

Ахметзянов Равиль Завдатович

Даты

2021-03-12Публикация

2019-06-18Подача