Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано для регуляции психологического состояния через двигательную активность, направленную на адаптацию личности в социальной среде, смену неэффективных стереотипов поведения, лечение заболеваний, связанных с тупиковыми событийными потоками.
Известен способ коррекции психофизического состояния человека путем корректирования патологической доминанты за счет комплексного воздействия на человека специально подобранных упражнений с использованием средств для снятия психофизического возбуждения (Патент RU 2223738, опубл. 17.03.2003 г.).
Однако вышеуказанный комплекс доступен не каждому пациенту, так как требует определенных физических усилий и повышенного внимания.
Известен способ восстановления физического и психоэмоционального комфорта, включающий трансформацию энергии стрессовых состояний путем воспоминания тревожного инцидента, последующей чувственно-визуальной ассоциации с объектом тревоги и снятия эмоционального напряжения (Патент RU 2270037, опубл. 20.02.2006 г.).
Недостатком данного способа является сложность, требующая специальной подготовки специалиста, пациент испытывает большой дискомфорт во время сеанса.
Известен способ направленной саморегуляции психофизического состояния человека, заключающийся в выполнении физических упражнений с формированием мотивационного компонента в совершаемом процессе (Патент RU 2196613, опубл. 20.01.2003 г.).
Недостатком известного способа является то, что при этом способе занятия продолжительны по времени 2-3 часа, предлагаемые физические упражнения повторяются от занятия к занятию, что может вызвать потерю интереса к упражнениям и создает трудность удерживать положительный эмоциональный настрой, не все могут создать положительный мыслеобраз, этому надо учиться.
В результате снижается эффективность снятия эмоционального напряжения, восстановления физического и психоэмоционального комфорта.
Наиболее близким к предложенному изобретению по технической сущности является способ телесно-ориентированной психотерапии. Способ осуществляют путем проведения сеансов телесно-ориентированной психотерапии, каждый из которых включает операции предлагаемого способа: предварительную подготовку пациента, последовательное, в соответствии с выработанной схемой работы с телом пациента, обнаружение глубоких мышечных напряжений в определенных частях тела пациента, воздействие на обнаруженные глубокие мышечные напряжения путем массажа до достижения расслабления обнаруженных глубоких мышечных напряжений в соответствующих группах мышц, фиксацию внимания пациента на этих напряжениях, углубление эффекта расслабления обнаруженных глубоких мышечных напряжений до полного их устранения, контроль изменения психоэмоционального состояния пациента и/или изменения болевых ощущений в соответствующих органах, связанных с этими мышцами и/или близко к ним расположенных (Заявка на изобретение РФ №2007142544/14, опубл. 10.12.2009 - прототип).
Недостатком известного способа является ограниченность применения вследствие некоррелируемости глубокого мышечного напряжения и стрессовой ситуации.
В предложенном изобретении решается задача регуляции психологических состояний через двигательную активность, снятием эмоционального напряжения через предложенное психологическое решение, непроизвольного расслабления мышечных зажимов, закрепление положительных телесных ощущений на предлагаемое событие, решенную проблему.
Задача решается тем, что в способе регуляции психологического состояния, включающем физическое воздействие на тело и контроль изменения психоэмоционального состояния пациента, согласно изобретению предварительно выявляют психологическую проблему, актуальную для пациента и вызывающую у пациента эмоциональный отклик, проводят анализ приемлемого для пациента спортивного и психологического решения, при необходимости, проводят мотивацию достижения для решения психологической проблемы и/или для спортивной цели, словесно дают установку пациенту на выполнение упражнений в удовольствие, на пробуждение приятных чувств при выполнении упражнений, данное состояние фиксируют как комфортное, выполняют упражнения, переключают сознание пациента на приятные ощущения в теле от выполненных упражнений, переключают пациента на отдых, во время отдыха предлагают приемлемое психологическое для пациента решение, направленное на снятие эмоционального напряжения и словесно проводят мотивацию достижения результата в виде достижения личного результата или повышения социального статуса, ставят достижимую для пациента спортивную цель, создают условия физического и эмоционального комфорта и помогают пациенту достичь поставленной спортивной цели, во время достижения поставленной цели напоминают пациенту приемлемое решение психологической проблемы, при этом у пациента закрепляют устойчивую ассоциацию: достигнутая спортивная цель - решенная психологическая проблема, основанная на связке эмоция - ощущение - тело.
Сущность изобретения
В процессе переживания стрессовых ситуаций у многих людей вырабатывается особый защитный механизм, позволяющий снизить силу переживания сложных и травмирующих событий. На телесном уровне это обычно связано с многочисленными мышечными спазмами-зажимами, с которыми вынуждены работать массажисты. Эти спазмы снижают эмоциональную чувствительность, т.к. напряженная мышца менее чувствительна к внешним и внутренним воздействиям. С другой стороны, в этих мышечных спазмах закладываются будущие заболевания. Каждое неадекватное эмоциональное переживание или негативная мысль сопровождаются ощущением дискомфорта или болезненным ощущением в теле. Тупиковые событийные потоки, то есть события, имеющие одинаковую эмоциональную окраску, регулярно повторяющиеся с небольшими вариациями, в связке эмоция - ощущение - тело, вызывают на теле привычную травму - мышечный зажим, которая влияет на принятие решений, может привести к развитию болезней. Применение массажа не всегда дает желаемый результат по снятию стресса и закреплению положительной реакции на событие. Человек не всегда способен самостоятельно скорректировать свое поведение, закрепленное в ощущениях на теле через мышечные спазмы. Например, если человек тонул, то избегает воды. Человек, получивший мотивацию избегания неудач, не всегда способен самостоятельно поменять свое поведение на мотивацию достижения.
В предложенном изобретении решается задача регуляции психологических состояний через двигательную активность снятием эмоционального напряжения через расслабление мышечных зажимов, закрепление положительных телесных ощущений на предлагаемое событие, решенную проблему. Задача решается следующим образом.
Потребность в движении, в двигательной активности, является базовой, врожденной потребностью человека. Достаточно продолжительное время единственным способом достижения цели - повышения своего социального статуса - были приложенные физические усилия и эмоциональный настрой на достижение, т.е. мотивация достижения и приложенные физические усилия - это благоприятное естественное условие положительного воздействия на человека. Положительное воздействие при этом закрепляется в телесно-эмоциональной памяти. Пример телесно-эмоциональной памяти: человек, имеющий опыт ожега, отдергивает руку раньше, чем осознает, что предмет горячий. У человека, имеющего опыт укуса собакой, при виде собаки непроизвольно повышается частота пульса и давление.
При регуляции психологического состояния пациента предварительно при индивидуальной работе выявляют психологическую проблему, вызывающую у пациента эмоциональный отклик (например, страх, обида, гнев, недовольство, раздражение и т.д.). Проводят анализ приемлемого спортивного и психологического решения.
Приемлемое психологическое решение - это решение, с которым пациент согласен сознанием, но решение противоречит опыту, закрепленному в телесно-эмоциональной памяти. Спортивное решение зависит от физического состояния и наклонностей к тем или другим видам спорта. При необходимости, проводят мотивацию достижения для решения психологической проблемы и для спортивной цели.
Затем словесно дают установку пациенту на выполнение упражнений в удовольствие, на пробуждение приятных чувств при выполнении упражнений, данное состояние фиксируют как комфортное. Выполняют упражнения в виде произвольной разминки, направленные на согревание всего организма, до достижения легкой усталости. Пример разминки - легкая пробежка и упражнения на месте. Переключают сознание пациента на приятные ощущения в теле от выполненных упражнений.
Затем переключают пациента на отдых. Во время отдыха предлагают приемлемое психологическое для пациента решение, направленное на снятие эмоционального напряжения и непроизвольное расслабление мышечных зажимов, проводят мотивацию достижения результата спортивной цели и/или для решения психологической проблемы, ставят достижимую для пациента спортивную цель, создают условия физического и эмоционального комфорта и помогают пациенту достичь поставленной спортивной цели, например: броски мяча в кольцо во время достижения поставленной цели напоминают пациенту приемлемое психологическое решение. Пациент выполняет задание, при этом активно участвует в достижении цели психоэмоционально и физически.
Обеспечивают достижение спортивной цели, затем подтверждают достижение цели. Возникает устойчивая ассоциация: выполненная задача - решенная психологическая проблема, основанная на связке эмоция - ощущение - тело.
При необходимости регуляцию психологического состояния повторяют.
Пример конкретного выполнения
Пациент 40 лет.
В течение нескольких лет не может избавиться от претензий к близкому человеку, обращения к специалистам на время отодвигают проблему, но она возвращается после провокаций. Есть понимание о не эффективности подобного поведения, потере собственных ресурсов.
Данная проблема вызывает у пациента следующие эмоции: возмущение, раздражение.
Предложенное приемлемое психологическое решение: «уважение к близкому человеку, способному к самостоятельности, имеющего право на свои решения, в частности и на ошибки, как к ступеням дальнейшего развития».
Выбрали спортивное решение - броски баскетбольного мяча в корзину.
Предварительно провели мотивацию к двигательной активности.
Дали следующую словесную установку: «выполняем упражнение, чувствуя тело, фиксируем внимание на ощущениях, доводя их до комфорта». Выполнили разминку на удовольствии, до легкой усталости.
Предложили сесть, расслабиться. Проговорили приемлемое психологическое для пациента решение «Каждый человека имеет право на свои ошибки, на ошибках учится», направленное на снятие эмоционального напряжения и непроизвольное расслабление мышечных зажимов.
Поставили спортивную цель: 3 попадания из 5 бросков в кольцо баскетбольного мяча. Создали условия физического и эмоционального комфорта и помогли достичь поставленной спортивной цели, подобрав комфортное расстояние для заброса, без ограничения количество попыток, скорректировали технику бросков.
Во время выполнения спортивной задачи «броски по кольцу» напомнили приемлемое психологическое решение: «каждый человека имеет право на свои ошибки, на ошибках учится».
При результате 4 попадания из 5 бросков в кольцо подтвердили достижение спортивной цели.
Данное физическое упражнение на фоне психологического решения создало у пациента устойчивую ассоциацию: достигнутая спортивная цель - решенная психологическая проблема, основанная на связке эмоция - ощущение - тело.
Пациент получил удовлетворение от игры, эмоциональную разрядку, принял на уровне тела предлагаемое решение. Ушло беспокойство, пропали болезненные ощущения в области сердца, пациент самостоятельно проанализировал и подтвердил достижение результата.
Одного занятия было достаточно. Через три месяца метод повторили на снятие чувства гиперответственности и создания положительного отношения к собственному предприятию пациента. Устойчивый результат был получен на втором занятии.
Вывод: несмотря на то, что пациент регулярно занимается спортом, неоднократно получал психологическую помощь, устойчивый результат получил только после того, как отработал по методике регуляции психологических состояний через двигательную активность, снятием эмоционального напряжения через расслабление мышечных зажимов и закрепления предложенного психологического решения на телесно-эмоциональной памяти.
Оценка результатов спустя 1,5 года: рост самоуважения, уважения к окружающим, отсутствие претензий к близкому человеку, поддержка родственных отношений, комфортная работа по продвижению своей фирмы.
Применение предложенного изобретения позволит решить задачу регуляции психологических состояний через двигательную активность, снятием эмоционального напряжения через предложенное психологическое решение, непроизвольного расслабления мышечных зажимов, закрепление положительных телесных ощущений на предлагаемое событие, решенную проблему.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 2016 |
|
RU2654661C1 |
Способ оздоровления студенческой молодежи | 2020 |
|
RU2732824C1 |
СПОСОБ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ КОРРЕКЦИИ АЛЕКСИТИМИИ И УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СПОРТСМЕНОВ | 2009 |
|
RU2429025C2 |
Способ выполнения упражнений для восстановления после психологических травм | 2022 |
|
RU2813677C2 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С СИНДРОМОМ АУТИЗМА | 1994 |
|
RU2019997C1 |
Способ комплексной медико-психологической реабилитации пациентов в поздний восстановительный период после острого ишемического инсульта | 2021 |
|
RU2772400C1 |
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ | 2016 |
|
RU2645406C1 |
Способ лечения нарушений осанки | 2020 |
|
RU2740266C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ КОРРЕКЦИИ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА | 2009 |
|
RU2401136C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ЛЕЧЕНИЯ РАССТРОЙСТВ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ | 2010 |
|
RU2437686C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к психофизиологии, и может быть использовано для социальной адаптации личности, смены неэффективных стереотипов поведения, лечения заболеваний, связанных с тупиковыми событийными потоками. Способ включает физические упражнения и словесное воздействие на пациента. Регуляцию осуществляют путем выбора и достижения спортивной цели с закреплением положительных ощущений на решенную психологическую проблему. Для этого вначале выявляют психологическую проблему, эмоционально актуальную для пациента, и выбирают ее психологическое решение, с которым пациент согласен, но которое противоречит опыту, закрепленному телесно-эмоциональной памятью пациента. Выбирают достижимую спортивную цель, включающую выполнение приемлемых спортивных упражнений, с закреплением у пациента устойчивой ассоциации, основанной на связке эмоция-ощущение-тело: достигнутая спортивная цель - решенная психологическая проблема. При этом пациент выполняет произвольную разминку с фиксацией ощущения комфорта. Во время отдыха пациента мотивируют к достижению выбранной спортивной цели и решению психологической проблемы. Спортивные упражнения пациент выполняет в условиях физического и эмоционального комфорта. Пациенту помогают в активном достижении поставленной спортивной цели с напоминанием при этом выбранного психологического решения проблемы. Способ обеспечивает регуляцию психологического состояния через двигательную активность - достижение спортивной цели, снятие эмоционального напряжения и мышечных зажимов с закреплением положительных телесных ощущений на решенную психологическую проблему.
Способ регуляции психологического состояния, включающий физические упражнения и словесное воздействие на пациента, отличающийся тем, что регуляцию осуществляют путем выбора и достижения спортивной цели с закреплением положительных ощущений на решенную психологическую проблему, для чего: выявляют психологическую проблему, эмоционально актуальную для пациента, выбирают психологическое решение проблемы, с которым пациент согласен, но которое противоречит опыту, закрепленному телесно-эмоциональной памятью пациента, выбирают достижимую спортивную цель, включающую выполнение спортивных упражнений, приемлемых для пациента, с закреплением у пациента устойчивой ассоциации, основанной на связке эмоция-ощущение-тело: достигнутая спортивная цель - решенная психологическая проблема, при этом пациент выполняет произвольную разминку с фиксацией ощущения комфортного состояния, а мотивацию достижения пациентом выбранной спортивной цели и решения психологической проблемы осуществляют во время отдыха, спортивные упражнения пациент выполняет в условиях физического и эмоционального комфорта, причем ему помогают в активном достижении поставленной спортивной цели с напоминанием при этом выбранного психологического решения проблемы.
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2003 |
|
RU2223738C1 |
СПОСОБ М.С. НОРБЕКОВА ОБУЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ СВОИХ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ | 2003 |
|
RU2240719C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА | 2004 |
|
RU2270037C1 |
СПОСОБ НАПРАВЛЕННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 1998 |
|
RU2196613C2 |
ФОТИНА Л | |||
и др | |||
Дорога в молодость и здоровье, 1997 | |||
- Екатеринбург, с.18-105 | |||
WANG С | |||
et al | |||
Tai Chi on psychological well-being: systematic review and meta-analysis// BMC Complement Altern Med | |||
Приспособление для суммирования отрезков прямых линий | 1923 |
|
SU2010A1 |
Авторы
Даты
2012-01-10—Публикация
2010-06-07—Подача