Изобретение относится к области медицины, а именно к способам профилактики, оздоровления и лечения организма с использованием немедикаментозных методов воздействия.
В настоящее время лечение организма с помощью лекарственных препаратов является основным в медицинской практике. Однако введение в организм посторонних веществ, как правило, негативно сказывается в дальнейшем на функционировании его органов и организма в целом. В этой связи в последнее время широкое распространение получило использование немедикаментозных методов воздействия в качестве дополнения к медикаментозным или в качестве самостоятельных методов коррекции его состояния.
Использование немедикаментозных методов воздействия на организм базируется на восприятии организма как единого взаимосвязанного целого и примате состояния центральной нервной системы (ЦНС) в качестве фактора, определяющего общее состояние организма, а следовательно, возможности коррекции его состояния, воздействуя на ЦНС и связи ЦНС с другими системами.
К методам немедикаментозного воздействия на организм, в частности, относятся некоторые приемы физиотерапии (массаж, лечебная физкультура), иглоукалывание, прижигание, воздействие магнитными и электромагнитными полями и импульсами, информационное воздействие и т.д. (Биоэнергетика человека. Энциклопедия. Под ред. В.И.Донцова, М., 1994, 154 с.). Вместе с тем существующие методы немедикаментозного воздействия еще недостаточно отработаны и, как правило, применяются для решения отдельных частных проблем.
В частности, известны способы коррекции состояния организма воздействием на него магнитными полями (пат. РФ 20000126, 1993, кл. A 61 N 1/42), оценки состояния организма путем анализа математических показателей его сердечного ритма и коррекции его состояния по методу альтернативного биоуправления частотой сердечных сокращений (пат. РФ 2028078, 1995, кл. А 61 В 5/04). Однако при этом осуществляется воздействие на состояние отдельных систем организма и не устраняются причины возникновения патологического состояния. Кроме того, указанные методы имеют значительное число противопоказаний.
Широкое распространение получили методы воздействия на организм музыкальных ритмов как в качестве самостоятельной терапии, так и в сочетании с суггестивным воздействием.
Известны способы воздействия на организм с целью биокоррекции его состояния с помощью музыкальных звуков, высота, громкость и длительность которых подбирается в зависимости от обобщенного показателя состояния пациента (пат. РФ 2096990, 1997, кл. А 61 В 5/04; пат. РФ 2033818, 1995, кл. А 61 М 21/00; Руководство по психотерапии. /Под ред. В.Е.Рожнова, Ташкент: Медицина, с.273-304).
Недостатком данных методов является узкая область применения, ограниченная рядом психических заболеваний.
Дальнейшим развитием метода является использование для оздоровления пациента зрительно-слуховых синестезий - возникающих у человека цветовых ассоциаций при прослушивании музыкальных композиций. Определяемый образ-стимул выступает как катализатор эмоциональной активности восприятия и повышает эффективность суггестивного воздействия на психоэмоциональное состояние человека. В ходе дальнейшего лечения пациенту предъявляют музыкальные композиции, воздействующие на него по цветовой гамме наиболее эффективным образом (композиции "красных тонов" - для возбуждения, "зеленых тонов" для - успокоения и т.д.) (пат. РФ 2033818, 1995, кл. А 61 М 21/00).
Известен способ оздоровления организма путем словесного внушения, осуществляемого на музыкальном фоне. При этом для больного перед первым занятием составляется установочный текст, который затем зачитывается в ритме стихов с соответствующим музыкальным сопровождением, характер которого по ритму, тембру и эмоциональной окраске формирует необходимое психоэмоциональное состояние (пат. РФ 2092193, 1997, кл. А 61 М 21/00).
Общим для указанных методов является осуществление воздействия через органы периферической нервной системы (ПНС) на ЦНС, а через нее на другие системы организма, таким образом происходит задействование взаимосвязей различных систем организма.
Недостатком указанных методов является сравнительно невысокая эффективность и ограниченность области применения, что обусловлено направленностью воздействия на устранение вторичных причин возникновения патологии.
Одним из наиболее перспективных методов, сочетающих в себе спектр различных воздействий на организм, в том числе и использование резервов ЦНС, является способ коррекции психофизиологического состояния организма (пат. РФ 2012364, 1994, кл. А 61 М 21/00), включающий в себя регистрацию физиологических параметров организма, например термограммы тела, сравнение их с эталонными на компьютере с использованием цветовой гаммы и проведение психотерапевтического воздействия, в ходе которого пациенту предлагается мысленно "выйти из тела" и ассоциироваться с компьютерным образом, а затем постепенно заменяют окраску больных органов термограммы эталона и активизируют восприятие сенсорной репродукции, используя различные психотехники.
Данный метод позволяет, используя воздействие на центральную нервную систему, добиться лечения некоторых заболеваний органов, в частности бронхиальной астмы, пиелонефрита и т.п. Недостатком способа является значительное число противопоказаний и достаточно узкая область применения.
Известен способ комплексного воздействия на организм, включающий в себя оценку его состояния на основе клинических показателей, оценку состояния систем организма путем активизации связей между ЦНС и зонами проекции органов на кожу и осуществление комплексного воздействия на организм (Пат. РФ 2173131, кл. А 61 В 5/00, 1998.)
Недостатком способа является его сложность, требующая специальной подготовки специалиста, его осуществляющего, а также неэффективность в ряде случаев, обусловленная направленностью метода на устранение вторичных признаков заболевания, а не на устранение причин его возникновения.
Наиболее близким к заявляемому способу является способ коррекции психофизического состояния организма, основывающийся на концентрации внимания обучающегося при выполнении систем упражнений, включающих принятие фиксированных поз (Чжан Минчу, Китайский лечебный цигун, С.-Петербург, 1994, 264 с. ). Недостатком способа является недостаточный учет особенностей пациента при выполнении упражнений.
Задачей, решаемой авторами, являлось создание комплексной системы нормализации организма, воздействующей на причины возникновения патологий.
Указанная задача решалась путем разработки методов направленного воздействия на доминантные структуры, возникающие на базе центральной нервной системы человека и определяющие как общее состояние и поведение человека, так и физиологическое состояние отдельных систем его организма. В ходе реализации заявляемого метода сочетаются приемы обучения методам воздействия на организм, диагностика и самодиагностика, а также использование комплексных программ, связанных с выбором оптимальных путей воздействия оператора-методиста и самовоздействия пациента на психическое и физическое состояние организма.
При этом под "доминантой" понимается более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров, в частности, ЦНС, внешним выражением которой является стационарно поддерживаемая работа или рабочая поза организма (А. А. Ухтомский. Собрание сочинений. - Ленинград, 1950, т.1, стр.165-317). Динамика доминанты позволяет сохранять возможность устойчивого и адекватного функционирования организма в меняющихся условиях внешней среды при минимальных энергетических затратах.
Физиологически появление доминанты создает устойчивый очаг возбуждения коры головного мозга при торможении некоторых других центров, то есть доминанту можно рассматривать как определенную констелляцию центров с повышенной возбудимостью в различных этажах головного и спинного мозга, а также в автономной системе (там же, с. 171). При этом доминанта создает свойственный ей комплекс рефлексов и соответствующих симптомов, который определяет действия и реакции человеческого организма, а также личностное мировосприятие. Пока она коренным образом не перестроилась, эти реакции и это мировоззрение практически невозможно существенным образом изменить. Указанное качество при этом может оказаться как "...маховыми колесами нашей машины, помогающими сцепить и организовать опыт в единое целое..." так и основой "навязчивой идеи, предрассудка поведения" (Ухтомский А.А., там же, стр.312).
При этом доминирующий центр (ДЦ) подкрепляет свое возбуждение посторонними импульсами и по мере развития возбуждения тормозит другие текущие рефлексы, причем он способен усиливать возбуждение при наличии доходящих до него случайных импульсов и удерживать начавшееся возбуждение и тогда, когда первоначальный стимул к возбуждению миновал (там же, с.210). Доминанта в результате может перерасти в жесткую энергоинформационную структуру, тормозящую эволюционное развитие организма или системы при изменении жизненных условий. Это, в свою очередь, может служить источником предубеждений, навязчивых образов, галлюцинаций, приводить к заболеваниям психики, сердечно-сосудистой и иных систем организма.
В этой связи при гиперстабильности доминанты для оптимизации жизнедеятельности человеческого организма возникает необходимость изменения или разрушения устаревшей доминанты и создания "контрдоминанты" (КД), способной перерасти в новую доминанту и отвечающей требованиям существующей объективной реальности.
Под контрдоминантой (КД) в настоящем исследовании понимается возбужденная структура (структуры) организма, расположенная на периферии активной в данный момент времени Д. КД в момент возникновения не обладает всеми доминантными свойствами, но постепенно накапливает их. Она альтернативна патологической доминанте, обладает соизмеримыми с ней ресурсами и может при взаимодействии с ПД преобразоваться в новую нормальную доминанту, соответствующую требованиям оптимальности существования организма в новых сложившихся условиях. При этом старая ПД не исчезает вообще, она лишь передает часть энергии и часть своих свойств формирующейся новой доминанте, адекватно реализующей актуальную на данный момент потребность.
КД может формироваться и естественным образом, например, при изменении условий окружающей среды, приводящих к адекватным изменениям в системе и ее реакциях, однако такой процесс весьма длителен и требует больших временных, психологических и энергетических затрат.
Все это ставит проблему осуществления активного изменения доминанты при активном участии самого человека. В этом случае удается создать новую систему из адекватных потребностям организма стереотипных реакций (состояний) на меняющиеся параметры окружающей среды. Однако создание механизма замены доминант осложняется недостаточной исследованностью особенностей возникновения и функционирования доминанты. В настоящее время можно констатировать наличие следующих свойств Д.
1. Свойство суммации. Суммация - это способность доминанты привлекать к себе и суммировать энергию процессов, протекающих между элементами внутри системы и приходящую извне, используя ее для своего подкрепления.
2. Свойство пороговой возбудимости. Чтобы любое воздействие на систему привело к активизации доминанты, стало ее раздражителем, необходимо, чтобы оно было ею "замечено", для этого это воздействие по интенсивности должно превышать некоторый порог, величина которого зависит от особенностей воздействия и особенностей элемента системы, где это воздействие имеет место.
3. Свойство стойкости возбуждения. Чтобы доминанта системы могла влиять на реакции всей системы в течение некоторого времени, активизирующее ее воздействие также должно продолжаться не менее определенного времени.
4. Свойство инерции. Доминанта позволяет поддерживать состояние системы неизменным после того, когда непосредственное воздействие на нее уже не оказывается.
Рассматривая место доминанты в организме, следует отметить, что ее воздействие на отдельные системы и фрагменты организма неодинаково, то есть она неоднородна, в частности имеет центральную (ЦДС) и периферическую (ПДС) структуры.
ЦДС - это та часть структуры, где суммируются все приходящие и возникающие в системе сигналы. Она может состоять из центральной части (ЦД) и расположенных на периферии структур, находящихся под ее непосредственным активным воздействием (ЦДСП).
ПДС - это та часть структуры, которая свободна от активного влияния центра доминанты, то есть это те структуры и области организма, для которых связь с ЦД ниже порогового уровня. (Подпороговыми, в данном случае, будут являться такие по уровню и локализации сигналы, которые не приводят к проявлению свойства суммации любых воздействий ЦД). ПДС минимально участвует в реализации системы в определенный интервал времени и "не втянута" в активность доминанты.
Для выбора метода воздействия на ДС следует рассмотреть особенности ее функционирования. Как упоминалось ранее, существование ДС реализуется в рамках определенного пространства и времени (так называемый пространственно-временной аспект (Пр-Вр) существования ДС); характеризуется определенной совокупностью и структурой функциональных реакций, реализующих предназначение системы или тормозящих ее развитие (структурно-функциональный аспект (Стр-Ф) существования ДС); в ходе ее существования и жизнедеятельности осуществляется обмен энергией и информацией как между элементами внутри системы, так и между системой и окружающей средой (энергоинформационный аспект (Э-И) существования ДС).
Было высказано предположение, что воздействуя на аспекты существования ДС, возможно создать условия для "погашения" старой ДС и замены ее новой КД, отвечающей заданным параметрам.
В рамках настоящего изобретения для управления доминантными процессами в системе "Человек" предполагалось воздействовать на аспекты существования ДС с помощью системы различного рода упражнений, способных гармонизировать связи между самими элементами ДС, а также между ними и внешней средой. Любое упражнение или их совокупность при этом рассматриваются как элемент сложноорганизованной системы, способной направленно влиять на каждый из вышеперечисленных аспектов. Меняя формы упражнений и их дозировки, оказалось возможным влиять на построение КД в Пр-Вр аспекте. Изменяя последовательность упражнений и образуя так называемые комплексы, можно воздействовать на Стр-Ф аспект КД; варьируя интенсивность и позиции внимания в упражнениях, можно формировать КД в энергоинформационном аспекте. С помощью одного типа упражнений оказалось возможным решать как задачу возбуждения очагов периферии доминанты, так и задачу суммации возбуждения; одни и те же упражнения за счет изменения дозировок меняют степень возбуждения, степень активности очагов доминантной структуры и т.п.
Выбор системы упражнений, однако, мог быть эффективен только на основе предварительного изучения особенностей доминанты и разработки системы контроля за ее изменением.
В результате для решения задачи изменения патологической доминанты (ПД) был предложен способ, включающий в себя
- диагностику состояния организма и определения особенностей состояния центральной и периферических структур доминанты с отнесением ее к одной из трех групп, в зависимости от состояния организма:
1) ПД, вызывающая наибольшее напряжение организма в его верхней части (область головы и шеи);
2) ПД, вызывающая наибольшее напряжение организма в его средней части (область сердца и легких);
3) ПД, вызывающая наибольшее напряжение организма в его нижней части (область ног, половых органов и кишечника);
- воздействие с помощью комплекса упражнений на периферические структуры доминанты (ПСД) с нагрузкой на отдельные ПСД ниже порога чувствительности их связей с ЦД, направленное на усиление связей между отдельными ПСД и усиление выбранных слабофункционирующих ПСД;
- установление новой системы взаимосвязей между ПСД, осуществление на их основе корригирующего воздействия на доминанту и формирование КД.
Отнесение ПД конкретного пациента к одной из трех групп осуществлялось в результате оценки состояния отдельных частей организма путем изучения их характеристик. Выделяются три основных параметра такого типа объединения:
1) по избытку-недостатку ощущений в какой-либо части организма (на основании самодиагностики);
2) по избытку-недостатку когнитивной, эмоциональной и физической активности;
3) по гипо(гипер)функциональной активности.
К первой группе относятся пациенты (занимающиеся), у которых отмечается избыток функциональной активности, связанной с верхними участками организма (голова, горло), образным и логическим мышлением, напряжением зрения, голоса и т. п. Это происходит обычно на фоне торможения других функций, а именно двигательных, тех, которые требуют разнообразных и интенсивных эмоциональных проявлений в отношениях с другими людьми и окружающим миром. Для этой группы характерны высокая, возможно неуправляемая, интеллектуальная активность на фоне пониженной эмоциональной и физической активности; часто проявляющиеся, неуправляемые, избыточные ощущения в области головы и горла.
Для стороннего восприятия поведенческих особенностей создается впечатление, что у такого человека много идей, но до реального действия дело не доходит.
Во вторую группу относят людей, для которых характерен избыток функциональной активности, связанный с деятельностью средних участков тела (грудная и пупочная область), на фоне торможения других функций организма, связанных с двигательной и другими видами телесной активности, а также с различными функциями мышления. У людей этой группы высокая эмоциональная активность, частая непредсказуемая смена настроений на фоне низкой телесной и интеллектуальной активности; часто возникающие дискомфортные ощущения, перегрузки, связанные с грудной и гастроэнтеральной областью.
Для стороннего восприятия поведенческих особенностей создается впечатление, что у такого человека эмоции заменяют понимание и действие.
К третьей группе относятся занимающиеся, у которых обычно имеет место избыток функциональной активности, связанный с деятельностью нижнего уровня: двигательная активность, сексуальная активность и т.д., на фоне торможения функций организма, связанных с верхним и средним уровнями. Для них характерна высокая, плохо управляемая телесная активность на фоне пониженной эмоциональной и интеллектуальной активности; часто возникающие дискомфортные ощущения в мочеполовой, крестцовой, копчиковой области, в ногах.
Для стороннего восприятия поведенческих особенностей создается впечатление, что у такого человека действия опережают понимание и смысл.
Как правило, для более точного отнесения к той или иной группе оценивают уровни эмоциональной, телесной, когнитивной, а также функциональной активности.
Оценка уровня когнитивной активности используется, в основном, для контроля состояния ЦД у лиц, отнесенных предварительно к 1-й группе и оценки состояния ПД в области голова-горло у лиц, отнесенных к другим группам.
Естественное, нормальное состояние когнитивной активности связано с умением и возможностью ясно, четко мыслить; использовать воображение, память; четко вербализировать ментальный поток, минимизировать неконтролируемую "не к месту и не ко времени" ментальную активность.
Избыточная когнитивная активность проявляется в виде избыточной ментальной активности и характеризуется неуправляемым и достаточно интенсивным потоком мыслей и образов, отсутствием взаимосвязи этих потоков с реальными жизненными ситуациями. Дискомфортные ощущения, связанные с избыточной ментальной активностью, обычно возникают в голове или горле (как внутреннее проговаривание мыслей).
Недостаток когнитивной активности проявляется в заторможенности мыслительных процессов, в постоянно повторяющемся содержании и характере тем, возникающих в поле мыслительной деятельности, неспособности четко сформировать и выразить свои мысли, отсутствии понимания происходящих вокруг и с самим собой событий.
Оценка уровня эмоциональной активности используется, в основном, для контроля состояния ПД у лиц, отнесенных предварительно к 2-й группе и оценки состояния ПД в области сердце-легкие у лиц, отнесенных к другим группам. Характеристиками нормальной эмоциональности являются естественные разнообразные глубокие эмоции, отсутствие резких перепадов и колебаний настроения "без повода" в течение короткого времени; отсутствие предваряющих эмоциональных напряжений при вступлении в отношения с окружающим миром, а также с самим собой, ровный позитивный, без резких колебаний и перепадов эмоциональный фон.
Для эмоциональной гиперактивности характерны реакции, которые обычно непредсказуемо для самого человека и других людей сменяют друг друга, интенсивные эмоции, которые могут вызывать дополнительные напряжения в теле и психике, независимо от того, как воспринимаются эмоциональные проявления самим человеком (положительно или отрицательно). Дискомфортные ощущения, связанные с избыточной эмоциональной активностью, обычно проявляются в грудной или гастроэнтеральной области, позволяют контролировать, в частности, состояние ПД у людей, отнесенных к второму типу напряжений.
Недостаточная эмоциональная активность проявляется в отсутствии эмоциональных реакций на окружающие события, безразличие к ним, в стремлении избежать отношений с окружающим миром.
Оценка уровня телесной активности используется, в основном, для контроля состояния ПД у лиц, отнесенных предварительно к 3-й группе, и оценки состояния ПД в области кишечник-копчик у лиц, отнесенных к другим группам.
Нормальная телесная активность проявляется в большом диапазоне переживаемых телесных реакций (тепло-холод, мышечные ощущения, тактильные ощущения и т.д.), в выполнении телом требующихся от него физических функций без каких-либо дополнительных напряжений, в отсутствии беспокойства, связанного с дискомфортными ощущениями или болезнями.
Повышенная телесная активность проявляется в необдуманных, непрочувствованных, то есть опережающих понимание и чувство действиях, принятии решений относительно своих действий исключительно на основе ощущенческого телесного опыта. Другими словами, это происходит при отсутствии интеллектуального понимания, эмоциональных переживаний и избыточности действий по отношению к реальной ситуации (суета).
Недостаточная телесная активность проявляется в чувстве лени, возникновении отрицательных эмоциональных реакций на любые физические нагрузки или отсутствии на них времени, появлении дискомфортных реакций и заболеваний, связанных с застойными явлениями в организме (например, избыточный вес, отложение солей).
Для оценки состояния организма фиксируют уровни эмоциональной, телесной и когнитивной активности и Интегральный показатель самочувствия (ИПС).
ИПС характеризует состояние общего жизненного тонуса (например, состоянием общего подъема, даже несмотря на некоторые возможные физические недомогания и Э расстройства), творческим подъемом или спадом, вдохновением или его отсутствием. Оценка осуществляется в соответствии с таблицей 1 один раз в день. В тексте таблицы значения параметров усреднены за 10 дней.
Оценка гипо-(гипер-)функциональной активности проводится по итогам 1 дня в отношении трех уровней: верхний уровень голова-горло, средний уровень сердце-легкие, нижний уровень - кишечник, мочеполовые органы, копчик. В тексте таблицы значения параметров усреднены за 10 дней.
Гипо- и гиперактивность любой функции характеризуется появлением дискомфортных ощущений, связанных с избыточной или недостаточной активностью в каких-либо частях организма. Фиксация уровня гипо-(гипер-) функциональной активности осуществляется путем заполнения таблицы 2.
В ходе анализа результатов таблиц 1 и 2 уточняется отнесение занимающегося к той или иной группе и отслеживается изменение его состояния в ходе занятий.
Еще одним вариантом отнесения занимающегося к конкретной группе является анализ выполнения упражнений "Полимодальная диагностика" и "Весы".
ПОЛИМОДАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА. Упражнение выполняется лежа на полу, на коврике. Удобно лечь на спину, закрыть глаза. Ноги не соприкасаются друг с другом, руки вдоль тела (не касаясь тела). Слегка перекатываясь с боку на бок, проверить и отметить наличие и отсутствие избыточных телесных напряжений, проявляющихся в виде сжатия или каких-либо других дискомфортных напряжений. (Если они проявились, постараться "отпустить" их, расслабив тело.) Внимание в позе распределено равномерно во всем воспринимаемом пространстве тела.
Через 20-30 секунд занимающийся начинает выделять своим вниманием ощущения в теле. Движение внимания может быть произвольным, но лучше последовательным - снизу вверх или сверху вниз. Отмечает, какие части тела наиболее "нагружены" различными ощущениями, а какие "пустые", где внимание "захватывается" и "притягивается", а где не может задержаться ни на секунду. Необходимо замечать самые разные модальности ощущений: боль, избыток тепла или холода, тяжести или легкости, сжатия или расширения, различных напряжений и т.п. Как правило, сканируют вниманием организм снизу вверх, а затем сверху вниз несколько раз, чтобы сложилось отчетливое впечатление о том, где в теле действительно избыток ощущений или напряжений, отличив такие места от случайных одиночных сигналов, которые могут проявиться при однократном проходе внимания по телу.
Длительность упражнения от 1 до 3 минут, после чего плавно выходят в положение сидя. Весь процесс не должен приводить к дополнительному психическому возбуждению, внимание расслабленное, чисто свидетельское.
После завершения упражнения проявляется осознание некой "карты ощущений", более-менее устойчивых на данный момент времени. Выделяют в теле три сегмента: верх (вся голова и шея); середина (грудная клетка, пупочно-поясничный отдел и руки); низ (низ живота; копчик, крестец, область таза, ноги). Уточняют, в каком из сегментов наиболее сильные и устойчивые ощущения, и определяют принадлежность к той или иной группе.
Возможна ситуация "Общая перегрузка" ("все болит") или ситуация с затрудненной диагностикой (вроде бы все одинаково, или вообще нет никаких ощущений, или трудно выделить преобладающие ощущения из какой-либо их сложной комбинации). Ситуация такого рода либо говорит о том, что на данный момент не хватает чувствительности либо занимающийся находится физически в более-менее сбалансированном состоянии. В этом случае уточнение диагностики осуществляют с помощью упражнения "Весы".
ВЕСЫ. Исходное положение и начало этого упражнения - такое же, как и у предыдущего, но позиция внимания несколько иная. После 20-30-секундного расслабления осуществляют смещение внимания в диапазон тяжести-легкости. Фиксируется ощущение, что тело как будто бы лежит на 3 чашах весов (Верх, Середина, Низ), и ставится задача - определить, что тяжелее, где перевешивает. "Перегрузкой" здесь считают ощущение "перевешивания", "избытка". По результатам диагностики и отнесения занимающегося к определенной группе выбирают стратегию создания КД.
Основные механизмы, используемые для формирования КД, включают в себя
- тренировку внимания, его качеств, как основного инструмента формирования КД и управления состоянием;
- наработку устойчивого последействия и послеобраза упражнений, что позволяет обращаться к нему в любой момент в случае необходимости;
- использование микродозировок для создания локальных очагов активности в необходимых для построения КД частях тела;
- формирование направленного потока сенсорной импульсации (НПСИ) за счет последовательности локальных очагов активности.
Стимуляция периферии системы (Стр-Ф-ная, ЭИ-ная, Пр-Вр-ная периферия) осуществляется на максимальном удалении относительно доминантного очага возбуждения; дозировки стимуляции (время, интенсивность) должны быть ниже порога чувствительности доминанты, а структура стимуляции подобрана так, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для суммации периферических доминант. При этом энергоинформационная специфика стимулов (качество энергии и информации) максимально альтернативна доминантному очагу.
В рамках решения задач саморегуляции для каждого типа локализаций целесообразно применение принципов построения КД:
- кратковременное воздействие, на порядок меньшее по интенсивности, чем при обычном выполнении аналогичного упражнения;
- наблюдение последействия, сохраняя расслабленное состояние;
- способность создавать направленный "луч внимания", за счет создания последовательности локальных очагов ощущений и внимания;
- формировать НПСИ, необходимый при построении КД;
- расширение абстрактно-конкретного диапазона восприятия.
Нетренированное внимание спонтанно и произвольно переключается на большое число окружающих человека раздражителей, что не позволяет выделять сигнал, необходимый для построения КД в данный момент времени. С помощью концентрации внимания на элементах окружающего мира, малоинформативных для основных функций интеллекта (таких как анализ, сравнение, оценка), например голубое или звездное небо, море, линия горизонта, ровная однородная поверхность какого-либо цвета, удается настроить внимание на восприятие необходимого одиночного воздействия и снять избыточное ПФ напряжение.)
Упражнения, выполняемые занимающимися, можно по конечной цели отнести к одной из двух групп - воздействующие на связи между ПДС и воздействующие на активность ПДС.
В качестве методов воздействия на связи между ПДС используют, в основном, цикличный бег, вертушка и вращение в суставах.
ЦИКЛИЧНЫЙ БЕГ (ЦБ). ЦБ состоит из двух базисных элементов: бега и заниженной ходьбы, то есть движения шагом на полусогнутых ногах, плавно переходящих друг в друга с помощью 2-3 обычных шагов в промежутке между фазами.
Короткие попеременные чередующиеся элементы (от 10 до 30 шагов в каждой фазе) обеспечивают переменную динамику энергопотоков. (Нагрузка при беге смещается в область грудной клетки и горла; работают сердце и легкие, активизируется зрительное восприятие, ускоряется ритм движения. В фазе заниженной ходьбы нагружаются мышцы ног и тазовой области, замедляется ритм движений).
При качественном исполнении ЦБ возникает некое приближение к состоянию гармонии, которое сопровождается ощущениями легкости, расширения, потери контура тела, растворения в пространстве, наполненности в сочетании с эмоциональным позитивным покоем и отсутствием внутреннего диалога.
Циклические движения восходящих, нисходящих и хаотических потоков создают мощное влияние на индивидуальное энергетическое пространство, то "стирая" блокировки и напряжения, то наполняя энергией исчерпавшие свой ресурс органы, ткани и психофизические структуры.
Циклы в композиции могут быть одинаковыми и разными, в зависимости от особенностей поставленных задач.
Пропорция 10:10 влияет на активность центров грудного отдела; 20:10 или 30: 10 - на активность горлового отдела и головы соответственно; 10:20 - живота и поясницы; 10:30 - таза; 10:40 - ног и копчика.
Длительность ЦБ подбирается индивидуально до появления признаков изменения состояния, выражающегося в разогреве туловища и пальцев, изменении цвета лица, появлении хорошего настроения, улучшении качества мысли, снятии внутреннего диалога и т.п.
Оптимальными являются программы, которые начинают с коротких циклов, плавно наращивают амплитуду и плавно ее уменьшают ("раскачка потенциала" - "стирание" дефектов - набор потенциала - достраивание поля).
Оптимальный режим ЦБ 10-20 мин по 2-3 раза в день.
В ходе выполнения ЦБ внимание попеременно фиксирует изменения, возникающие в ощущениях в верхней и нижней половине тела на фоне расслабления. Постоянная, ритмическая смена воздействия и пульсация внимания с нижних участков организма на верхние и наоборот приводит к общему выравниванию состояния, снятию отдельных локальных ПФ напряжений. Также, за счет плавной пульсации внимания, успешно тренируется навык его устойчивости в заданной позиции, необходимый в дальнейшем при самостоятельной работе.
ЖЕСТКАЯ ВЕРТУШКА (ЖВ). Механизм ЖВ основан на том, что сила тяжести постоянно, одинаково и одновременно действует на любую точку нашего тела. Основой ЖВ являются повороты, которые выполняются в положении лежа, в различной последовательности вокруг вертикальной оси тела. Последовательность поворотов и время нахождения в неподвижном положении формируют энергопотоки и определяют их динамику.
В положении лежа на спине давление на поверхность пола активизирует заднюю половину тела, область позвоночника, что приводит к сохранению, а иногда и увеличению фона психической активности и субъективно воспринимается как очень мягкий, легкий "прилив чего-то к голове" - восходящий поток. В положении лежа на передней поверхности тела, наоборот, нагрузка приходится на область внутренних органов, что приводит к снижению психической активности, релаксации и воспринимается как "отлив чего-то вниз" - действие нисходящей силы. Положение на правом боку обычно (но не всегда) чуть ярче проявляет нисходящий поток, а на левом - восходящий.
Последовательность положений:
- "спина - правый бок - живот - левый бок", в целом, задает восходящее движение энергии;
- "спина - левый бок - живот - правый бок" - нисходящее;
- "спина - живот - левый бок - правый бок" - стабилизирующее, ненаправленное движение.
Следует помнить, что для достижения одной и той же интенсивности разнонаправленных энергопотоков время нахождения в положении на одном боку может быть больше (меньше), чем на другом. Это связано с тем, что в процессе жизнедеятельности одна рука и вся соответствующая ей половина тела функционально более активны, чем другая.
В таблице 3 показаны варианты временных соотношений, используемых в ЖВ. (Числа в таблице 3 представляют собой условные единицы, где одна единица, в зависимости от состояния исполнителя, может быть равна 10, 20, 30,...сек. Для таблицы принято преобладание правосторонней активности как наиболее распространенной).
При выполнении упражнения внимание концентрируется на достижении полного расслабления. При этом сами собой обнаруживаются труднодоступные процессу релаксации участки, что может потребовать дополнительных расслабляющих упражнений. Ощущается нарастание волн тяжести-легкости по всей поверхности тела и постепенное распространение этого ощущения в глубину организма, а собственные телесные границы расширяются за пределы физического контура.
ВРАЩЕНИЯ В СУСТАВАХ (ВС). Техника ВС особенно эффективна в тех случаях, когда по результатам диагностики очевидно наличие избыточной активности в нескольких участках организма, однако подобрать пропорцию ЦБ не представляется возможным из-за опасности проявления свойств суммации. Техника ВС заключается в последовательном вращении в суставах рук от плечевых к лучезапястным и ног - от тазобедренных к голеностопным. В результате этих вращении осуществляется мягкий перевод потока внимания и ощущений с избыточно активных участков тела на конечности.
ВС рук, увеличивающие или ослабляющие энергопотоки, могут выполняться как в ходе ЦБ, так и самостоятельно. При этом линейная последовательность вращений создает энергопоток в конечности, а в сочетании с определенной последовательностью конечностей формирует общий энергопоток. Воздействие усиливается в зависимости от положения кистей и замыкания пальцев.
Вращение различных отделов позвоночника или статические микронапряжения используются для активации отдельных зон энергопространства. Стимуляция живота и поясницы осуществляется скручиванием туловища относительно ноги, выставленной вперед, для активизации межлопаточной области делают вращательные движения плечами назад при беге.
При построении стратегий движения необходимо избегать нагрузки и прохождения энергопотоков через гиперактивные доминирующие зоны. Осуществляется компенсирующая стратегия, позволяющая направлять потоки туда, где мало, оттуда, где много. Регулярное выполнение ВС в последовательности: плечо-локоть-кисть в количестве 3-9 вращений на один сустав, постепенно формирует нарастание активности ощущений и внимания в направлении от корпуса к пальцам рук и ног, говоря другими словами, от центра тела к его периферии. При изменении последовательности вращении на обратную нарастание активности ощущений и внимания происходит в противоположном направлении. При ненаправленной, хаотичной последовательности воздействий: локоть-кисть-плечо, постепенно будет происходить точечная активизация отдельных суставных групп, эффекта центробежного или центростремительного потока внимания и ощущений по конечностям переживаться не будет.
В случае увеличения количества вращений до нескольких десятков на один сустав мы автоматически переходим в тренировочный режим самовоздействий, при котором осуществляется тренировка самого суставного аппарата. В этом случае практически невозможно точно и направленно сформировать доминанту ощущений определенного, а тем более нового качества, так как включается свойство суммации, и уже существующая доминанта будет накапливать возбуждение от совершенных вращений.
Наряду с упражнениями, направленными на укрепления связей между ПДС, используют упражнения, направленные на возбуждение малоактивных ПДС.
В основу формирования систем подобных упражнений заложены принципы четкого дозирования функциональных нагрузок за счет изменения интенсивности выполняемых функций (увеличение или уменьшение времени выполнения функции); оптимального сочетания между собой эмоциональных, когнитивных и телесных функций по времени и по характеру функций. Например, 1 час мыслительных функций обязательно выполняется вместе с 0,5 часа двигательных функций.
Для активизации ПДС используют в основном технику фиксированных поз и экраны.
ТЕХНИКА ФИКСИРОВАННЫХ ПОЗ. Указанная техника основана на принятии телом статических положений. При этом воздействие каждого упражнения направлено на определенную область организма (см. табл. 4). Положения, активизирующие переднюю поверхность тела, называются позы, а заднюю - контрпозы. Для любой области организма формируют такую последовательность поз, которая бы приводила к стягиванию внимания и ощущений к данной области, или такую, которая бы разгружала эту область организма. С помощью поз можно осуществлять как активизацию, так и разгрузку любой области организма. Под активизацией в данном случае понимается такое самовоздействие, которое приводит к стягиванию внимания и ощущений к данной области. Под разгрузкой понимается самовоздействие, направленное на рассеивание внимания и ощущений с конкретной области, снятие с нее избыточных напряжений. На первом этапе практики коррекции психофизического состояния используются программы, направленные на разгрузку. При выполнении позы внимание на фоне расслабленного тела фиксируют на ощущениях, возникающих в процессе выполнения упражнения и на ощущениях (последействии), возникающих после завершения упражнения. Обычные дозировки выполнения поз, контр-поз определяются возможностью занимающегося наблюдать последействие без специального усилия, направленного на вспоминание. Как правило, время фиксации позы составляет 1-5 секунд. Практика показывает, что при больших дозировках времени фиксации ощущения проявляются в той области организма, где и так наблюдается повышенная активность, что соответствует основному свойству доминанты - свойству суммации. (Если индивидуальные особенности не позволяют выполнять отдельные позы, то применяется упрощенный вариант выполнения).
В таблице 4 указаны номера основных, используемых в методике поз и контрпоз и соответствующие позам и контрпозам номера фигур.
На Фиг.11 упражнения расположены соответственно тем участкам организма, на которые они оказывают воздействие во время фиксации.
Последовательности поз и контрпоз, направленные вверх или вниз, при времени выполнения каждой в пределах от 1 до 5 секунд, создают восходящий (В) или нисходящий (Н) поток психофизической активности соответственно.
Хаотичная последовательность этих же самых поз и контрпоз точечно активизирует определенные участки организма, вызывая общее нарастание психофизического тонуса.
Далее в тексте для задания того или иного потока психофизической активности используется нумерация поз и контрпоз соответственно Фиг.11.
В случае увеличения времени выполнения каждой позы мы также переходим в тренировочный режим нагрузок, при этом направленно развивая физические и отчасти психические возможности организма. Точного и направленного формирования КД в данном режиме выполнения поз достичь не удастся ввиду включения свойства суммации. Возникает эффект общего возбуждения системы.
Ниже приводятся описания основных поз.
1. Поза на копчиковую область (Фиг.1).
Исходное положение: сидя на полу или на коврике. Позвоночник прямой. Ноги сгибают так, чтобы стопы плотно прижимались одна к другой, от пяток до пальцев. Стопы располагают как можно ближе к паху. Руки свободно, без напряжений опущены вниз и обхватывают пальцы ног (Фиг.1б). Колени стараются максимально развести, расслабляя их.
Вход в позу осуществляют, медленно наклоняя корпус вниз-вперед так, чтобы в крайней точке наклона межбровье стремилось к пальцам ног, а позвоночник образовывал дугу. В результате такого наклона натяжение в области паха усилится и сместится к копчику. Локти слегка разведены в сторону, руки не напряжены. Внимание фиксируется в области копчика или промежности. Находясь в этой позе (Фиг.1в) несколько секунд, удерживают концентрацию внимания, после чего плавно переходят в исходное положение, сидя в котором еще несколько секунд с закрытыми глазами сохраняют внимание на послеобразе - ощущениях в копчиковой области.
2. Поза на мочеполовую область (Фиг.2).
Исходное положение: сидя на полу или на коврике. Позвоночник прямой. Ноги скрестно или в "полулотосе" (положение со скрещенными ногами, когда левая стопа лежит на полу, а правая - на бедре левой ноги). Руки соединены сзади так, что одна рука свободна, а вторая держит первую за запястье (у мужчин правая держит левую, у женщин - наоборот).
Вход в позу осуществляют, наклоняя корпус вперед и затем вниз, не прекращая вытягивания вперед. Фиксируют крайнее положение, в котором можно без усилия опустить голову вниз. Расслабляют плечи (руки продолжают без напряжения держать одна другую). Внимание фиксируют в области низа живота.
Удерживают концентрацию внимания в позе (Фиг.2б) несколько секунд, после чего плавно переходят в исходное положение и, сидя в нем несколько секунд с закрытыми глазами, сохраняют внимание на послеобразе.
3. Контрпоза на мочеполовую (крестцовую) область (Фиг.3).
Исходное положение (Фиг.3а): лежа на животе, на коврике. Ноги вместе или на расстоянии 15-20 см, пальцы ног упираются в пол или вытянуты. Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, на расстоянии 10-15 см от них прижаты к полу.
Вход в позу: медленно отрывается голова от пола, прогибается и вытягивается вперед позвоночник последовательно, позвонок за позвонком, сначала в шейном отделе, затем в грудном и затем в поясничном. Руки упираются в пол, но работают минимально - в основном подъем корпуса идет за счет мышц спины. Положение фиксируется, когда основной прогиб (а также связанная с ним нагрузка и соответствующие ощущения) достигнет области крестца. Затем в этом положении расслабляются, дополнительно вытянувшись вперед в поясничном прогибе. Находясь в позе (Фиг.3б) несколько секунд, удерживают концентрацию внимания в области крестца, затем плавно возвращаются в исходное положение, лежа в котором сохраняют несколько секунд внимание на послеобразе.
4. Поза на гастроэнтеральную область (Фиг.4).
Исходное положение (Фиг. 4а) - сидя на полу. Позвоночник прямой. Ноги вытянуты вперед и удерживаются вместе. Пальцы ног чуть-чуть затянуты на себя.
Вход в позу: медленно наклоняются вперед, стремясь грудью к бедрам, живот расслаблен, позвоночник, по возможности, удерживается прямым. Общее направление движения - вверх-вперед, а потом уже вниз. Затылок на общей линии позвоночника. Захватывают пальцами рук пальцы ног или берутся руками за лодыжки. Останавливаются в крайней позиции, до которой можно дотянуться с некоторым усилием, но без напряжений и любых неприятных ощущений. Руки не напряжены, локти чуть согнуты и направлены вниз.
Удерживают концентрацию внимания в позе (Фиг.46) несколько секунд, после чего медленно выходят в исходное положение, где сидя с закрытыми глазами, сохраняют несколько секунд внимание на послеобразе.
5. Контрпоза на гастроэнтеральную (поясничную) область (Фиг.5).
Исходное положение (Фиг.5а): лежа на животе, на полу. Руки лежат вдоль тела.
Вход в позу: продолжая лежать, сгибают ноги в коленях и берутся руками за лодыжки. Начинают выпрямлять ноги, прогибаясь в области поясницы, устремляясь как можно выше ногами и головой (как бы стремясь соединить их в верхней точке). Обязательно одновременно совершается растягивание позвоночника от точки максимального прогиба в обе стороны. В крайнем положении фиксируют внимание на области поясницы. Сохраняют концентрацию внимания в позе (Фиг.56) несколько секунд, после чего медленно возвращаются в исходное положение, лежа в котором несколько секунд удерживают внимание на послеобразе.
6. Поза на грудную область (Фиг.6).
Исходное положение (Фиг.6а): сидя на полу, на коленях, колени сомкнуты (или расставлены на небольшое расстояние 5-10 см). Стопы лежат свободно. Руки на коленях. Позвоночник прямой.
Вход в позу (Фиг.6б): соединяют перед собой ладони. Большие пальцы прижаты к ладоням, остальные пальцы сомкнуты. Устанавливают сомкнутые ладони на уровне груди так, чтобы пальцы смотрели вперед. Плотно нажимая ладонями друг на друга, начинают постепенно вытягивать руки вперед (но не доводя до предельного положения). Плавно двигая ладони вперед-назад и отслеживая свои ощущения, находят положение, в котором нагрузка от давления ладоней друг на друга попадет в середину груди. Фиксируют это положение с концентрацией внимания в центре груди на несколько секунд, потом плавно переходят в исходное положение, где продолжают еще несколько секунд сохранять внимание на послеобразе.
7. Контрпоза на грудную (межлопаточную) область (Фиг.7).
Исходное положение то же, что и для позы на грудную область (Фиг.6а).
Вход в позу (Фиг.7а): соединив руки сзади в замок (Фиг.7б), начинают медленно отводить прямые руки назад-вверх. Позвоночник сохраняют все время прямым. В какой-то момент при движении рук основная нагрузка переместится в область между лопатками. Фиксируют руки в этой позиции, а внимание - в межлопаточной области. Через несколько секунд плавно выходят в исходное положение, сохраняя с закрытыми глазами внимание на послеобразе.
8. Поза на горловую область (Фиг.8).
Вариант а - облегченный, для тех, кто не хочет перегружать верхние области. Вариант б - "перевернутая" поза, дающая наиболее полную нагрузку на область горла.
Вариант а. Исходное положение - то же, что и для позы на грудную область (Фиг.6а).
Вход в позу: плавно наклоняют голову вниз так, чтобы подбородок стремился коснуться яремной ямки. Это достигается не столько за счет сильного наклона головы, сколько за счет подтягивания подбородка вниз-назад. Фиксируют это положение так, чтобы фокус внимания находился в области горла. Удерживают концентрацию в позе (Фиг.8а) несколько секунд, затем, возвратясь в исходное положение, сохраняют еще на несколько секунд внимание на послеобразе. Дыхание остается естественным и свободным.
Вариант б. Исходное положение (Фиг.8б): лежа на спине, руки вдоль тела, ноги вместе.
Вход в позу: отрывают ноги от пола и начинают поднимать их (Фиг.8в), заводя сначала за голову и отрывая таз от пола, а потом, поддержав себя руками в области поясницы, начинают выпрямлять ноги и корпус так, чтобы они вытянулись вертикально вверх. Опора - лопатки и руки (Фиг.8г). Подбородок при этом упирается в яремную ямку. Фиксируют внимание в горловой области на несколько секунд, затем плавно выходят из позы по той же траектории, по которой осуществлялся вход в позу. Сохраняют внимание на послеобразе лежа.
9. Контрпоза на горловую (шейную) область (Фиг.9).
а) Упрощенный вариант.
Исходное положение - то же, что и для позы на грудную область (Фиг.6а).
Вход в позу: начинают плавно отклонять голову назад. Точка перегиба - 7-й шейный позвонок. Концентрация внимания - задняя область шеи (в районе 7-го шейного позвонка). Выполняют позу несколько секунд и, плавно перейдя в исходное положение, сохраняют еще на несколько секунд внимание на послеобразе. Глубина отклонения определяется отсутствием мало-мальски неприятных ощущений и возможностью расслабить область горла. Дыхание свободное.
б) Усложненный вариант.
Исходное положение (см. Фиг.8б).
Вход в позу: упираясь локтями в пол, приподнимают лопатки и шею. Загибают голову назад, упираясь околомакушечной областью в пол. Точка перегиба - 7-й шейный позвонок. Нагрузку с локтей постепенно снимают. В крайнем положении (Фиг.9б) концентрация внимания область - 7-го шейного позвонка. После плавного возвращения в исходное положение внимание сохраняется на послеобразе.
10. Поза на макушечную область (Фиг.10).
а) Упрощенный вариант, использующийся, когда нет необходимости перегружать голову (особенно, если есть тенденция к повышенному артериальному давлению).
Сидя в удобной позе (со скрещенными ногами или на коленях) с прямым позвоночником, тянут себя вверх рукой за волосы на макушке или скребут по макушке пальцем, создавая реальную стимуляцию области через тактильное воздействие. Через несколько секунд переходят к сосредоточению на послеобразе.
б) Средний (по сложности) вариант (используется наиболее часто, создавая умеренную нагрузку).
Исходное положение (Фиг.10а): стоя на коленях. Корпус наклонен вперед; руки, соединенные в "замке" (Фиг.10б), обхватывают затылок и упираются на локти, расставленные примерно под углом 90o. Голова упирается в пол областью макушки.
Вход в позу: выпрямляют ноги так, чтобы между ногами и корпусом образовался примерно прямой угол. Позвоночник прямой. Голова упирается в пол (в коврик) макушкой. Локти продолжают поддерживать корпус (Фиг.10в). Концентрацию внимания в области макушки сохраняют в позе (несколько секунд) и, после плавного выхода из нее в исходное положение, - на послеобразе.
11. Поза релаксации (ПР).
Применяется ПР обычно как самостоятельное упражнение для усвоения организмом предлагаемых нагрузок и накопления организмом опыта переживания
полного общего расслабления, для более эффективного входа в упражнение или для наблюдения последействия упражнения.
Упражнение выполняется лежа на полу, на коврике. Удобно лечь на спину, закрыть глаза. Ноги не соприкасаются друг с другом, руки вдоль тела (не касаясь тела). Слегка перекатываясь с боку на бок, проверить и отметить наличие и отсутствие избыточных телесных напряжений, проявляющихся в виде сжатия или каких-либо других дискомфортных напряжений. Если они проявились, постараться "отпустить" их, расслабив тело. Внимание в позе распределено равномерно во всем воспринимаемом пространстве тела.
На Фиг.11 изображены основные, используемые в методике позы и контрпозы. Стрелками в ней указаны участки, которые активизируются при правильном выполнении упражнений.
ЭКРАНЫ. Под экраном понимается воздействие на пациента определенного фактора, требующее активного внимания (сосредоточения) для восприятия и оставляющее более или менее длящийся послеобраз, пригодный для созерцания и наблюдения, или их пространственно-временная комбинация, направленная на формирование необходимого комплекса психофизических реакций.
В качестве таких экранов могут использоваться воздействие на организм цвета или света, тонального звука или музыкального фрагмента, тактильное воздействие, сосредоточение на выполнении тех или иных действий (прогулка, созерцание, процесс пережевывания пищи, медитации и т.п.). Одним из вариантов может служить концентрация внимания на элементах окружающего мира, малоинформативных для основных функций интеллекта (таких как анализ, сравнение, оценка), например голубое или звездное небо, море, линия горизонта, ровная однородная поверхность какого-либо цвета.
Наибольшее применение имеют цветовые экраны, выполненные из однородного цветного материала в виде круга диаметром около 30 см. Работа с экраном заключается в размещении его перед собой на расстоянии 1,5 м и фиксировании внимания на экране в течение 0,5-5 мин. Данная дозировка определяется индивидуальными особенностями. После чего закрывают глаза и удерживают внимание на "послеобразе" цвета в течение некоторого времени. Как показали проведенные эксперименты, цвет экрана оказывает воздействие на центры, расположенные в определенных зонах организма: синий в области головы, черный - в области горла и шеи, зеленый - в области груди и лопаток, красный - в эпигастральной и поясничной областях, желтый - в области крестцовой и подвздошной, белый - в паховой области, промежности и копчике.
Оптимальные варианты экранов, применяемых для воздействия на организм в различных группах, приведены в таблице 5.
Для решения проблем создания КД на основе вышеописанных упражнений для каждой из трех групп по типу доминанты создаются оздоровительные комплексные программы. Для пациентов, отнесенных к группе с перегрузкой в области головы и горла, используют последовательность воздействий сверху вниз, организуя нисходящую стратегию воздействий; для пациентов, отнесенных к группе с перегрузкой в области груди, используют последовательность воздействий от гастроэнтеральной области вниз, организуя ограниченную нисходящую стратегию воздействий; для пациентов, отнесенных к группе с перегрузкой в гастроэнтеральной области, используют расходящуюся от середины вверх и вниз стратегию воздействий от грудной области вверх и от мочеполовой вниз; для пациентов, отнесенных к группе с перегрузкой в гастроэнтеральной области, мочеполовой области и области копчика, используют последовательность воздействий снизу-вверх, организуя восходящую стратегию воздействий; для пациентов, имеющих равномерное возбуждение организма, для закрепления и стабилизации контрдоминанты, используют стабилизирующую последовательность воздействий, организуя хаотичный принцип перераспределения психофизического тонуса.
КОМПЛЕКС ДЛЯ 1 ГРУППЫ
Используется так называемая нисходящая стратегия (Н) различных видов воздействий и их сочетаний, то есть активизация отделов организма снизу вверх, а именно цикличный бег в пропорции 1:3, например 10 шагов бега: 30 шагов ходьбы. ЦБ в данном случае выполняется следующим образом: в фазе бега используется активная работа рук; в фазе заниженной ходьбы руки свободно висят вдоль корпуса.
Позы-контрпозы выполняются в следующей последовательности (номер позы и время в соответствии с таблицей 4):
6-1 сек; 7-1 сек; 4-1 сек; 5-2 сек; 2-3 сек; 3-2 сек; 1-3 сек.
Дозировки, в данном случае, указаны приблизительно и могут изменяться в пределах от 1 до 5 сек.
Вращения в суставах (см. табл.6).
Дозировки в данном случае также подбираются отдельно, в зависимости от индивидуальных особенностей в диапазоне от 3 до 12 вращении на один сустав, но важно, чтобы количество вращении нарастало в направлении от плеча к кисти и от тазобедренного сустава к голеностопному.
Компенсация за счет функциональных нагрузок
Кроме применения экранов, указанных в таблице, для оптимизации состояния необходимо учитывать функциональные нагрузки в течение дня, а именно:
1. Уменьшение напряжений, связанных с активными интеллектуальными нагрузками. Устранение их там, где они не обязательны, увеличение общего количества двигательных нагрузок: спорт, прогулки.
2. Расширение сферы общения с другими людьми, основанного на различных видах невербальных отношений с ними (общение на основе движения и жестов (танец), пение). (С первым опытом такого взаимодействия вначале знакомятся на занятиях в игровой форме. Основываясь на полученных переживаниях, занимающийся расширяет сферу своих взаимоотношений также и в повседневной жизни).
КОМПЛЕКС ДЛЯ 2 ГРУППЫ
Для снятия перегрузок этого типа доминанты необходимо использовать
- для случая перегрузки грудной области - ограниченную нисходящую (O-Н) стратегию воздействий, то есть активизацию отделов организма от гастроэнтеральной области вниз;
- для случая перегрузки гастроэнтеральной области - восходящую-нисходящую (расходящуюся) (В-Н) стратегию воздействий, то есть активизацию верхних и нижних отделов организма, исключая воздействие на средние отделы.
а) Для случая перегрузки грудной области: цикличный бег в пропорции бег-ходьба 1:2; 1:3 - легкий бег трусцой без активной работы рук с расслаблением и встряхиванием всего тела, заниженная ходьба на полусогнутых ногах, руки свободно висят вдоль тела.
Позы-контрпозы выполняются в следующей последовательности (номер позы и время в соответствии с таблицей 4): 4-2 сек; 5-2 сек; 2-3 сек; 3-3 сек; 1-1 сек. (Дозировки указаны в качестве примера и подбираются индивидуально в диапазоне 1-5 секунд).
Вращение в суставах (см. табл.7).
Дозировки при вращении в суставах указаны в качестве примера. В реальной ситуации они подбираются индивидуально в диапазоне 3-12 вращении на один сустав.
б) Для случая перегрузки в гастроэнтеральной области: цикличный бег в пропорции бега-ходьбы 1: 2 - легкий бег трусцой с активной работой руками, ходьба на полусогнутых ногах, руки свободно висят.
Позы-контрпозы выполняются в следующей последовательности (номер позы и время в соответствии с таблицей 4): 6-2 сек; 7-2 сек; 2-3 сек; 3-3 сек; 8-2 сек; 9-2 сек; 10-2 сек; 1-1 сек. (Дозировки подбираются индивидуально в диапазоне 1-5 сек).
Вращения в суставах (см. табл.8).
Дозировки подбираются индивидуально в диапазоне 3-12 вращений на один сустав.
Компенсация за счет функциональных нагрузок
а) Для случая перегрузки грудной области.
1. Уменьшение функций, связанных с избыточным дыханием и нагрузками на сердце (физические и эмоциональные). Устранение излишнего общения.
2. Неинтенсивные, спокойные двигательные нагрузки.
б) Для перегруженной гастроэнтеральной области.
1. Снижение излишних функциональных нагрузок, связанных с гастроэнтеральной областью (в частности, с функцией питания).
2. Уменьшение психоэмоциональных нагрузок, вызывающих дискомфортные ощущения в гастроэнтеральной области (агрессия, злость, раздражение).
3. Мягкие физические нагрузки.
КОМПЛЕКС ДЛЯ 3 ГРУППЫ
Для снятия перегрузок необходима так называемая восходящая стратегия нагрузок (В), которая реализуется с помощью локальных воздействий, направленных снизу вверх.
Цикличный бег. При наличии дискомфортных ощущений в нижнем уровне цикличный бег не выполняется. При отсутствии дискомфортных ощущений в нижнем уровне возможно применение цикличного бега в пропорции бег-ходьба 2:1 или 3: 1 (например, 20 шагов бега, 10 шагов ходьбы).
Позы-контрпозы выполняются в следующей последовательности (номер позы и время в соответствии с таблицей 4): 4-2 сек; 5-2 сек; 6-2 сек; 7-2 сек; 8-3 сек; 9-3 сек; 10-1 сек.
Время фиксации позы индивидуально, от 1 до 5 сек.
Вращения в суставах (см. табл.9).
Экраны. Концентрация внимания на спокойных, неинтенсивных цветах: голубом, зеленом.
Компенсация за счет функциональных нагрузок
Уменьшение напряжений, связанных с интенсивными телесными функциями за счет возможного устранения или сокращения времени выполнения функций, дающих значительную нагрузку на нижние части организма.
В ходе выполнения комплексов упражнений периодически, раз в 3-5 дней, происходит диагностика состояния занимающегося по вышеприведенной методике. В ходе нормализации психофизического состояния организма происходит обострение чувствительности к ранее не замечаемым сигналам. Это приводит к естественному уточнению результатов диагностики и изменению характера, последовательности и дозировок выполняемого комплекса упражнений.
При фиксации улучшения состояния и снятия напряжения, характерного для одной из групп, считают, что воздействие на организм оказалось позитивным и произошло образование КД. Практически это означает, что ПДС, объединившись между собой и проведя перераспределение энергетических потоков в организме, начали взаимодействовать с патологической доминантой, ослабленной в результате данных действий, образовав в результате КД, оптимальным образом отвечающей требованиям существования организма в новой среде. КД или, иначе говоря, образовавшийся промежуточный переходный доминантный комплекс, становится способным получать и перерабатывать информацию, обеспечивая переход к новой доминанте, содержащей комплекс как старых, так и новых элементов, скомпонованных оптимальным образом.
Когда у человека происходит образование КД, то наблюдается качественный скачок изменения состояния, который характеризуется
появлением устойчивого чувства удовлетворения своими действиями;
нормализацией физического и психического состояния организма;
творческим подъемом;
исчезновением проблем в общении с окружающими;
адекватностью поведения в различных жизненных ситуациях, соответствием в своих действиях общему смыслу, вектору поведения (по выражению А.А.Ухтомского).
При контроле это состояние проявляется в приближении к состоянию равновесия частей организма, что определяется при выполнении тестирующих диагностических упражнений "Полимодальная диагностика" и "Весы". Для него характерно заметное и стабильное увеличение процента появления "0" (нормального) значения при регулярной оценке Э, Ф и К состояния, исчезновение длительных периодов избыточной или недостаточной гипо- и гиперфункциональной активности, характерной для данного типа перегрузки, все более частое появление "0" и "+" значения при оценке интегрального показателя состояния (ИПС), приближением ИПС к стабильному "0" значению, что становится очевидным по результатам ведения ДСК.
Для придания контрдоминанте устойчивого характера воздействие продолжают еще 10-20 дней с контролем через один-два дня и изменением программы воздействия при появлении напряжений, характерных для доминант тех или иных групп.
На этом этапе целесообразно
уменьшение количества и дозировок реальных физических нагрузок, при сохранении их характера и последовательности;
активизация их идеомоторного выполнения;
появление новых пунктов в оценке гипо(гипер)функциональной активности, что связано с активизацией ПДЦ.
Особенности конкретного применения способа нормализации организма для различных групп иллюстрируются следующими примерами.
Пример 1. Занимающийся Д-в, 40 лет, профессиональная деятельность которого связана с повышенной активностью ЦНС - работа программистом. В связи с этим для него были характерны перегрузки в области головы, в глазах, в горле - в виде избыточных ощущений давления, расширения, повышенного теплового фона в этих участках. При этом имеет место незначительная физическая активность из-за сидячего малоподвижного образа жизни. Активность в чувственно-эмоциональном диапазоне незначительная. В отношениях с другими людьми преобладает анализ и оценка, чувства умозрительны и вялы, контакты и общение происходит в основном по рабочим вопросам.
Результаты анализа состояния организма по данным дневника и упражнению "Полимодальная диагностика" системы позволил отнести его к 1 группе.
Для самостоятельной работы в течение дня методистом предложена следующая индивидуальная программа.
С утра:
1) Цикличный бег в пропорции 1:3 в течение 20-25 минут.
2) Вращения в суставах рук и ног. Вращения выполняются в последовательности плечо-локоть-кисть, от левой руки к правой руке и от тазобедренного сустава к голеностопному, от левой ноги к правой ноге (см. табл.10).
Вечером:
1. Прогулка с удерживанием внимания на природных экранах в течение 30 мин.
2. Вращения в суставах рук и ног. Вращения выполняются в последовательности плечо-локоть-кисть, от левой руки к правой и от тазобедренного сустава к голеностопному, от левой ноги к правой ноге (см. табл.11).
3. Непосредственно перед сном выполнение вертушки в следующих пропорциях (см. табл.12).
Для субъективной оценки гипо(гипер)функциональной активности на первом этапе выбраны следующие основные функции: выполнение ИК, ощущенческая активность верхних участков организма, логическое мышление, вербальное общение, физические нагрузки.
В процессе выполнения этих рекомендаций в течение 10 дней произошел ряд изменений, который отразился в дневнике самоконтроля, а именно гипо(гипер)функциональная активность приведена в табл.13, эмоциональная, физическая, когнитивная активность и интегральная самооценка приведены в табл. 14.
По результатам самодиагностики и собеседования с методистом была дана новая индивидуальная консультация. В ней учтены основные тенденции предыдущей консультации, связанные с усилением нисходящего принципа активности, а также переводом активности и внимания на другие каналы восприятия, что способствует разгрузке ЦНС.
С утра:
1. После выполнения ЦБ перед вращениями в суставах выполняется комплекс поз и контрпоз по нисходящей (Н) стратегии: 6-1 сек; 7-1 сек; 5-2 сек; 5-2 сек; 4-2 сек; 3-3 сек; 2-3 сек; 1-2 сек (см. Фиг.11).
Работа со зрительным экраном
Вырезать из плотной желтой бумаги цветовой экран - желтый круг диаметром 30 см. Поставить его перед собой на расстоянии 1,5 м. В положении сидя с прямой спиной (например, см. центральную позу Фиг.11), фиксировать внимание на экране в течение 20 секунд. В положении лежа на спине представлять экран в течение 30 секунд под ногами. Циклично повторить пункты 2, 3 три раза.
Вечером:
Выполнение комплекса поз по нисходящей стратегии перед прогулкой: 7-1 сек; 5-2 сек; 5-2 сек; 4-2 сек; 3-3 сек; 2-3 сек;1-2 сек.
В течение рабочего дня дополнительно к имеющимся нагрузкам рекомендовано следующее.
1. Выполнение физкультурных пауз, состоящих из несложных гимнастических упражнений продолжительностью 10-15 минут, с периодичностью примерно 1 раз в 2-2,5 часа. Упражнения подобраны таким образом, чтобы нагрузка при их выполнении не ложилась на верхние участки тела.
2. Использование дополнительных компенсирующих экранов:
а) слушание тишины: в положении с зажатыми ушами перевод и удержание внимания на отсутствии звуков, удерживание последействия этого упражнения в положении с открытыми ушами; упражнение выполнять 2-3 раза в день по 10-15 минут;
б) работа с ощущением вкуса: спокойное пережевывание пищи, удерживание внимания на ощущении вкуса; упражнение выполнять по 5 минут в начале и конце каждого приема пищи.
В результате выполнения данной программы и самодиагностики в таблице оценки гипо(гипер)активности появилось несколько дополнительных граф, отражающих интенсивность дополнительных компенсирующих функций: слушание тишины, пение, работа с ощущением вкуса (см. табл.15).
Из сравнения текущей таблицы и таблицы за предыдущий период видно, что происходит постепенное накопление эффекта разгрузки (см. табл.16).
По результатам проделанной работы можно сделать несколько практических наблюдений:
снижение, но сохранение избыточной активности верхних участков организма, активности логического мышления;
постепенная нормализация и выравнивание уровней эмоциональной, физической и когнитивной активности.
О повышении интереса к жизни в целом говорит рост уровня интегрального показателя состояния (ИПС).
Появление более устойчивого творческого интереса к самостоятельной работе по управлению состоянием, хотя активность выполнения компенсирующих функций еще недостаточна.
Через 30 дней после начала работы отмечается бодрое самочувствие, отсутствие жалоб, нормализация функций организма.
Пример 2. Занимающаяся О-ва, 50 лет, по профессии - административный работник. В связи с этим для нее характерен большой объем вербального общения в течение дня, в основном малоподвижный образ жизни. На фоне этого часто проявляется неуравновешенность психоэмоционального состояния, непредсказуемая смена настроений, неадекватность реакций. ЦД относится к 2 типу.
В качестве исходной ей была предложена следующая индивидуальная программа.
С утра:
Цикличный бег в пропорции 1:3, который необходимо выполнять без активной работы рук.
Вращения в суставах ног (см. табл.17).
Слушание тишины.
В течение дня:
Примерно 1 раз в 2-2,5 часа выполнять физкультурные паузы, состоящие из несложных гимнастических упражнений в течение 10-15 минут. (Упражнения подобраны таким образом, чтобы при их выполнении не возникало перегрузок в средних участках организма).
После выполнения упражнений спокойное диафрагмальное дыхание 4-5 циклов, пропорция вдоха-выдоха 1:2 (примерно на 7 счетов вдох, на 15 выдох).
При возникновении перегрузки "Середины" - использовать вращения в суставах ног и ходьбу на полусогнутых ногах (5-10 мин).
Вечером:
Вращения в суставах ног аналогично утреннему комплексу.
Спокойная прогулка в течение 30-60 минут в тихом природном месте, внимание на природных объектах.
Непосредственно перед сном выполнение вертушки в следующих пропорциях (см. табл.18).
Через 10 дней после выполнения программы и ведения дневника самоконтроля результаты выглядели следующим образом (см. табл.19).
Отметка уровня эмоциональной, физической, когнитивной активности и ИПС (см.табл.20).
По результатам ведения дневника самоконтроля в ходе собеседования с методистом была предложена следующая ИК, которая данном случае дополняет и развивает предыдущую.
С утра:
После выполнения ЦБ перед ВС выполняется комплекс поз по 0-Н стратегии: 4-2 сек; 5-2 сек; 2-3 сек; 3-3 сек; 1-1 сек.
Работа со зрительным экраном.
Вырезать из плотной цветной бумаги два цветовых экрана - голубой и желтый круги диаметром 30 см. Использовать их для тренировки, чередуя: один день - желтый, один день - голубой. Поставить один из экранов перед собой на расстоянии 1,5 м. В положении сидя с прямой спиной (см. центральную позу Фиг.11) фиксировать внимание на экране в течение 20 секунд. В положении лежа на спине представлять экран следующим образом:
- если экран желтый - под ногами, если голубой - над головой.
Выполнять представление в течение 30 секунд.
Циклично повторить пункты 2, 3 три раза.
В течение дня:
Дополнительно к имеющейся программе: после выполнения диафрагмального дыхания выполнение практики по работе со зрительным экраном.
Самомассаж тела: разминания и поколачивания в направлении от головы к пальцам рук и ног в течение 10-15 минут, наблюдение в расслабленном состоянии последействия.
Использование экранов, компенсирующих состояние: рисование; слушание тишины; работа с ощущением вкуса: спокойное пережевывание пищи, удерживание внимания на ощущении вкуса; работа со зрительным экраном аналогично утреннему комплексу.
Вечером:
Дополнительно к имеющейся программе выполнение комплекса поз по О-Н стратегии: 4-2 сек; 5-2 сек; 2-3 сек; 3-3 сек; 1-1 сек.
В результате выполнения данной программы и самодиагностики в таблице оценки гипо(гипер)активности появилось несколько дополнительных граф, отражающих интенсивность дополнительных компенсирующих экранов: слушание тишины, работа с тактильными ощущениями (самомассаж) (см. табл.21).
Сравнивая результаты наблюдений можно отметить следующее:
снижение уровня избыточной эмоциональной активности и перегрузок в грудной, межлопаточной областях;
уменьшение интенсивности функциональных проявлений, связанных с избыточной эмоциональной активностью (в первую очередь, с функцией общения);
активизация прежних и проявление новых компенсирующих состояние функций: образное мышление (рисование), самомассаж и др.;
постепенная нормализация и выравнивание уровней эмоциональной, физической и когнитивной активности;
повышение уровня ИПС.
Пример 3. Занимающийся Н-в, 45 лет, по профессии - прораб на стройке. Для него на фоне значительного объема эмоциональных и физических нагрузок и тяжелых условий работы характерны:
1. Неприятные ощущения в эпигастральной области, тяга к перееданию.
2. Излишняя жесткость, резкость и несдержанность в общении с другими людьми на работе и дома.
ЦД относится к 2б типу (см. стр.36).
В качестве исходной ему была предложена следующая индивидуальная программа.
С утра:
Цикличный бег в пропорции 1:2, который необходимо выполнять с активной работой рук.
Вращения в суставах в последовательности от ног к рукам (см. табл.22).
3. Сидя с закрытыми глазами в тихой комнате, фокусирование внимания на отсутствии звуков (слушание тишины).
В течение дня:
1. Примерно 1 раз в 2-2,5 часа выполнять физкультурные паузы, состоящие из несложных гимнастических упражнений в течение 10-15 минут. (Упражнения подобраны таким образом, чтобы при их выполнении не возникало перегрузок в средних участках организма).
2. Для завершения комплекса и при возникновении перегрузок в средних отделах использовать вращения в суставах в соответствии с утренней программой.
Вечером:
1) Вращения в суставах (см. табл.23).
2) Спокойная прогулка в течение 30-60 минут в тихом природном месте, внимание на природных объектах.
3) Непосредственно перед сном выполнение ЖВ в следующих пропорциях (см. табл.24).
Через 10 дней после выполнения программы и ведения дневника самоконтроля результаты выглядели следующим образом (см. табл.25).
Отметка уровня эмоциональной, физической, когнитивной активности и ИПС (см. табл.26).
По результатам ведения дневника самоконтроля в ходе собеседования с методистом была предложена следующая ИК.
С утра:
После выполнения ЦБ перед вращением в суставах выполняется комплекс поз по расходящейся (В-Н) стратегии: 6-2 сек; 7-2 сек; 8-2 сек; 9-2 сек; 2-2 сек; 3-2 сек; 1-2 сек; 10-1сек.
Работа со зрительным экраном
1. Вырезать из плотной цветной бумаги два цветовых экрана - голубой и желтый круги диаметром 30 см. Использовать их для тренировки, чередуя: один день - желтый, один день - голубой. Поставить один из экранов перед собой на расстоянии 1,5 м.
2. В положении сидя с прямой спиной (см. центральную позу Фиг.11) фиксировать внимание на экране в течение 20 секунд.
3. В положении лежа на спине представлять экран следующим образом:
- если экран желтый - под ногами,
- если голубой - над головой.
Выполнять представление в течение 30 секунд.
4. Циклично повторить пункты 2, 3 три раза.
Вечером:
Выполнение комплекса поз по нисходящей стратегии перед прогулкой: 7-1 сек; 6-1 сек; 3-2 сек; 2-2 сек; 1-2 сек.
В течение рабочего дня дополнительно к имеющимся нагрузкам рекомендовано:
1) Выполнение физкультурных пауз, состоящих из несложных гимнастических упражнений продолжительностью 10-15 минут, с периодичностью примерно 1 раз в 2-2,5 часа. Упражнения подобраны таким образом, чтобы нагрузка при их выполнении не ложилась на "Середину".
2) Использование дополнительных компенсирующих экранов:
а) Слушание тишины:
В положении с зажатыми ушами перевод и удержание внимания на отсутствии звуков, удерживание последействия этого упражнения в положении с открытыми ушами. Упражнение выполнять 2-3 раза в день по 10-15 минут.
б) Работа с ощущением вкуса: спокойное пережевывание пищи, удерживание внимания на ощущении вкуса. Упражнение выполнять по 5 минут в начале и в конце каждого приема пищи.
в) Рисование.
В результате выполнения данной программы и самодиагностики произошли изменения (см. табл.27).
Отметки уровня физической, эмоциональной, когнитивной активности и интегральной самооценки приведены в табл.28.
Из сравнения данной таблицы и таблицы за предыдущий период видно, что происходит постепенное накопление эффекта разгрузки.
Пример 4. Занимающийся 3-в, 40 лет, по профессии - грузчик. Для него характерны физические перегрузки, которые проявляются в дискомфортных ощущениях сжатия и перенапряжения в теле, особенно в нижней части (в ногах, бедрах, спине). Физические перегрузки сопровождаются эмоциональной подавленностью, заторможенностью ментальных процессов.
В качестве исходной была предложена следующая программа.
С утра:
Цикличный бег в пропорции 1:1 с активной работой рук.
Работа со зрительным экраном. Вырезать из плотной голубой бумаги цветовой экран - голубой круг диаметром 30 см, поставить его перед собой на расстоянии 1,5 м. В положении сидя с прямой спиной (см. центральную позу Фиг. 11), фиксировать внимание на экране в течение 20 секунд. В положении лежа на спине представлять экран в течение 30 секунд над головой.
Циклично повторить пункты 2, 3 три раза.
В течение дня:
Примерно 1 раз в 2-2,5 часа выполнять физкультурные паузы, состоящие из упражнений, снимающих телесные напряжения, которые пространственно направлены снизу вверх. После выполнения упражнений использование комплекса со зрительным экраном аналогичного утреннему.
Вечером:
1) Спокойная прогулка в течение 30-60 минут в тихом природном месте, внимание на природных объектах.
2) Непосредственно перед сном выполнение вертушки в следующих пропорциях (см. табл.29).
(Использование вертушки, формирующей нисходящий принцип, обусловлено необходимостью разгрузки ЦНС перед сном).
Через 10 дней после выполнения программы и ведения дневника самоконтроля результаты выглядели следующим образом (см. табл.30).
По результатам ведения дневника самоконтроля в ходе собеседования с методистом текущая ИК была изменена следующим образом.
С утра:
После цикличного бега перед применением экрана выполнение комплекса поз в следующей последовательности: 1-2 сек; 2-2 сек; 3-2 сек; 4-2 сек; 5-2 сек; 6-2 сек; 7-2 сек; 8-1 сек; 9-1 сек; 10-1 сек.
В течение дня:
1) Дополнительно к имеющейся программе: работа со зрительным экраном; самомассаж тела: разминания и поколачивания в направлении от пальцев рук и ног к голове в течение 10-15 минут; наблюдение в расслабленном состоянии последействия.
2) Дополнение компенсирующих экранов следующим:
игра в шахматы и другие игры, связанные с работой интеллекта; голосовые упражнения, связанные с пропеванием различных звуковых сочетаний и фрагментов песен; рисование.
Вечером:
После выполнения прогулки, перед вертушкой - выполнение вращении в суставах. Вращения выполняются в суставах снизу вверх в следующей последовательности: от левой ноги к правой и далее от левой руки к правой, в дозировках, указанных в табл.31.
В результате выполнения этой программы появились изменения в таблицах дневника самоконтроля (см. табл.32).
Сравнивая результаты наблюдений можно отметить следующее:
снижение уровня избыточной физической активности и перегрузок в нижней половине тела;
уменьшение интенсивности функциональных проявлений, связанных с избыточной физической активностью;
активизация и развитие новых, компенсирующих функций: логическое мышление, образное мышление (рисование), пение и др.;
постепенная нормализация и выравнивание уровней эмоциональной, физической, когнитивной активности;
повышение уровня ИПС.
По указанной методике было пролечено 246 человек. Полная нормализация состояния отмечалась в 175 случаях; существенное улучшение состояния - в 58 случаях; отсутствие улучшений (связанное с нарушением схемы работы) - в 13 случаях; случаев ухудшения состояния не отмечалось.
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для коррекции психофизического состояния человека. Способ включает определение патологической доминанты. После этого формируют контрдоминанту, при этом снимают избыточное психофизическое возбуждение, настраивая внимание на восприятие необходимого воздействия для построения контрдоминанты в данный момент времени, а воздействие осуществляют выполнением упражнений низкой интенсивности и принятием фиксированных поз и контрпоз на 1-5 с. Воздействие осуществляют на наименее напряженные области. Через 1-3 дня проводят периодическую диагностику организма в отношении изменения доминанты, корректируют по достигнутым параметрам комплекс упражнений и продолжают воздействие. Способ позволяет комплексно воздействовать на организм. 11 ил., 32 табл.
Способ коррекции психофизического состояния человека, включающий концентрацию внимания при выполнении упражнений и принятии фиксированных поз, отличающийся тем, что определяют патологическую доминанту, для чего предварительно оценивают уровни эмоциональной, телесной, когнитивной и функциональной активности и делят пациентов на три группы: первая - наличие дискомфортного напряжения в области головы, шеи, с высокой интеллектуальной активностью, и низкой физической и эмоциональной, вторая - наличие дискомфортного напряжения в грудной и гастроэнтеральной области, снижение двигательной и интеллектуальной функций, высокая эмоциональная активность, третья - наличие дискомфортного напряжения в мочеполовой, крестцовой, копчиковой областях, в ногах, снижение эмоциональной и интеллектуальной активности при высокой физической, причем при определении наличия дискомфортного напряжения используют анализ ощущений при выполнении упражнений; после чего формируют контрдоминанту, при этом снимают избыточное психофизическое возбуждение, настраивая внимание на восприятие необходимого воздействия для построения контрдоминанты в данный момент времени, а воздействие осуществляют выполнением упражнений низкой интенсивности и принятием фиксированных поз и контрпоз на 1-5 с; воздействие осуществляют на наименее напряженные области, причем у первой группы воздействие проводят сверху вниз, у второй группы, для пациентов с напряжением в области груди – последовательность воздействий от гастроэнтеральной области вниз, для пациентов с напряжением в гастроэнтеральной области - расходящееся воздействие от грудной области вверх и от мочеполовой - вниз; для пациентов, отнесенных к третьей группе, используют воздействие снизу - вверх; через 1-3 дня проводят периодическую диагностику организма в отношении изменения доминанты, корректируют по достигнутым параметрам комплекс упражнений и продолжают воздействие.
ЧЖАН МИНЧУ | |||
Китайский лечебный цигун | |||
- С-Пб, 1994, с.264 | |||
СПОСОБ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ ЗДОРОВЬЯ | 1996 |
|
RU2141352C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА | 1996 |
|
RU2173131C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 1993 |
|
RU2012364C1 |
Авторы
Даты
2004-02-20—Публикация
2003-01-17—Подача